Нина симон биография личная жизнь

Нина симон биография личная жизнь thumbnail

Биография

Неоднозначная, яркая, импульсивная, Нина Симон – настоящая звезда. Биография певицы насыщена протестом, трагизмом и легкой печальной напевностью джазовых и соул-композиций, которые живут на сцене даже после смерти создательницы.

Детство и юность

Нина Симон – сценический псевдоним Юнис Кэтлин Уэймон. Девочка родилась в бедной многодетной семье в Северной Каролине 21 февраля 1933 года. Малышка стала шестым ребенком, а всего в доме было восемь детей. Несмотря на бедный быт, в доме был старенький потертый рояль, на котором Юнис научилась играть уже в три года. Как это часто случалось в бедных кварталах, начало выступлений положено в местном церковном хоре.

Нина Симон в детствеНина Симон в детстве

С ранних лет девочка мечтала о карьере пианистки. В шесть лет будущая Нина Симон приступает к урокам игры на фортепьяно. Усердие и трудолюбие принесли плоды уже через четыре года. Юнис удостоилась чести дать сольный концерт. Но в день первого триумфа ребенку пришлось столкнуться и с откровенной демонстрацией расизма.

Родителям пианистки не позволили занять места в первом ряду, потому что те обязаны были уступить белой паре. Оскорбленная таким отношением девочка отказалась продолжать выступление до тех пор, пока родителям не вернули места. Пожалуй, это стало первым шагом в борьбе за равноправие чернокожих граждан, сделанным Ниной Симон.

Нина Симон в молодостиНина Симон в молодости

Талантливой пианистке удалось получить образование в престижном музыкальном колледже «Джульярдская школа». В то время для темнокожей девушки образование такого уровня считалось труднодостижимым. Для оплаты образования Юнис приходилось подрабатывать аккомпаниатором одного из преподавателей вокала.

В 1953 году, успешно пройдя прослушивание, девушка начинает работать пианисткой в ночных клубах Атлантик-Сити. В этот период она придумывает псевдоним Нина Симон в честь любимой актрисы Симоны Синьоре. Карьера профессиональной пианистки у Нины так и не сложилась. Публика, услышав ее голос, хотела видеть Нину певицей. Хотя во время выступлений и концертов королева соула часто аккомпанировала себе на рояле.

Музыка

Нина Симон остается, наверняка, одной из самых плодовитых звезд. За время карьеры певица выпустила 170 альбомов, включающих студийные и концертные записи, на которых исполнила более 320 песен.

Певица Нина СимонПевица Нина Симон

Первой песней, полюбившейся благодарным слушателям, стала композиция «I Loves You, Porgy!» – ария из оперы Джорджа Гершвина, перепетая Ниной на новый лад. В 1957 году выходит дебютный альбом «Little Girl Blue», сразу же снискавший популярность. На пластинке собраны эмоциональные и трогательные джазовые композиции, исполнением которых Симон блистала и впоследствии.

В начале 60-х годов певица начинает сотрудничество с компанией Colpix. В этот период появляются композиции, которые близки звезде джаза. 1965 год отмечен выходом, пожалуй, самого популярного альбома за всю карьеру певицы – «I Put a Spell on You». Сборник содержал одноименную, ставшую легендарной песню, а также бесспорный хит «Feeling Good».

Отдельно стоит отметить версию афроамериканской духовной песни «Sinnerman», записанную Ниной на альбоме «Pastel Blues». Барак Обама признался, что композиция входит в список десяти его любимых музыкальных произведений.

Самобытное, нестандартное творение продолжительностью в 10 минут продолжает быть популярным, используется в современных фильмах и сериалах («Афера Томаса Крауна», «Полиция Майами: Отдел нравов», «Сотовый», «Люцифер», «Шерлок» и некоторые другие). После выхода в 1966 году альбома «Wild is the Wind», на котором собраны песни поп-соул жанра, Нину прозвали жрицей соула.

Очень тесно с творчеством связана общественная и гражданская позиция Нины Симон, а именно извечная борьба за равноправие темнокожего народа. Часто в текстах песен встречаются обращения к этим проблемам. Так, явной политической песней стала «Mississippi Goddam», написанная после убийства активиста и борца за равноправие Медгара Эверса, а также после взрыва в школе, послужившим причиной смерти четверых темнокожих детей. Текст песни открыто призывает встать на борьбу с расизмом и ущемлением прав афроамериканского народа.

«Мне не нужно вашего соседства, просто дайте мне немного равенства» – негодует Нина в заключительных строках.

Звезда соула лично знакома с Мартином Лютером Кингом и даже получила прозвище «Мартин Лютер в юбке». Так или иначе, в повседневной жизни и на сцене певица не боялась поднимать социальные проблемы расизма.

Нина Симон на сценеНина Симон на сцене

В конце концов, эксцентричная жрица соула заявила о невозможности находиться в Соединенных Штатах и уехала на Барбадос, откуда перебралась во Францию, где и жила до конца жизни. С 1970 по 1978 годы выходят еще семь студийных альбомов Нины.

В 1993 году появляется последний студийный альбом великой звезды – «A Single Woman». После него студийных работ Нина не записывала, хотя продолжала давать редкие концерты до конца девяностых. Став признанными шедеврами, песни Нины Симон остаются актуальными и для современного слушателя, получив новую жизнь в кавер-версиях.

Личная жизнь

Первое замужество Нины приходится на 1958 год. Брак с барменом Доном Россом просуществовал не дольше года. Сведений о первом муже певицы в достоверных источниках не много, сама звезда тоже старалась не упоминать об этом этапе в жизни.

Нина Симон и ее первый муж Дон РоссНина Симон и ее первый муж Дон Росс

А вот второй муж, бывший Гарлемский детектив Эндрю Страуд, с которым певица связала судьбу в 1961 году, сыграл огромную роль как в личной жизни, так и в карьере звезды. Будучи яркой, предприимчивой личностью, Эндрю ушел с должности детектива и стал менеджером супруги. Он полностью контролировал творчество жены, на нем были завязаны контракты королевы джаза.

В своей автобиографии «Я проклинаю тебя» Нина признается, что муж был достаточно деспотичен, требовал от нее постоянной и изматывающей работы. Не обошлось без пощечин и стимуляторов. Сама Нина в той же биографии высказывается, что, возможно, без таких методов она не стала бы звездой, но в оправданности средств певица не уверенна. В Сети опубликовано множество архивных фото супругов, в том числе связанных с общей работой.

В 1962 году у супружеской пары появляется дочь Лиз, которая, повзрослев, решила пойти по стопам звездной матери. Сейчас артистка выступает на Бродвее, правда, известности, равной материнской, пока не достигла.

Отъезд на Барбадос в 1970 году в том числе вызван и разводом Симон со Страудом. Певица пыталась вести дела самостоятельно, но менеджерская хватка не была коньком королевы джаза. С управлением и денежными вопросами звезда катастрофически не справлялась. Других мужей в жизни женщины не было.

В 2015 году на экраны вышла документальная картина Лиз Гарбуз «Что случилось, мисс Симон», в которой режиссер с откровенностью показала иную сторону великой певицы, всегда скрытую от общественности. Интервью родственников, близких и дочери звезды, архивные записи – все свидетельствует о сложной, противоречивой, взрывной натуре певицы, от которой она сама страдала в первую очередь.

Смерть

С девяностых годов состояние Нины Симон ухудшается. Здоровье подводит певицу, не позволяя вести концертную и творческую жизнь. Как следует из того же документального фильма и подтверждается родственниками и психиатром Нины, ей диагностирован маниакально-депрессивный синдром. Позже у певицы был обнаружен рак молочной железы.

Памятник Нине СимонПамятник Нине Симон

В 2001 году на сцену в Карнеги Холл звезда не смогла подняться без посторонней помощи. После этого еще полтора года Нина тяжело болела. От прогрессирующей онкологии звезда ушла из жизни в 2003 году. Умерла жрица соула во сне, в своем доме на юге Франции.

Дискография

  • 1958 – «Little Girl Blue»
  • 1961 – «Forbidden Fruit»
  • 1964 – «Broadway-Blues-Ballads»
  • 1965 – «Pastel Blues»
  • 1966 – «Wild Is the Wind»
  • 1970 – «Gifted & Black»
  • 1978 – «Baltimore»
  • 1985 – «Nina’s Back»
  • 1993 – «A Single Woman»

Источник

Нина Симо́н (англ. Nina Simone, настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон, англ. Eunice Kathleen Waymon, 21 февраля 1933 — 21 апреля 2003) — американская певица, пианистка, композитор, аранжировщица. Придерживалась джазовой традиции, однако использовала самый разный исполняемый материал, сочетала джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз, записывала песни с большим оркестром.

Читайте также:  Саша из камеди вумен биография личная жизнь

Биография[править | править код]

Нина Симон родилась в штате Северная Каролина. Будучи шестым ребёнком в бедной семье из восьми детей, она начала играть на фортепиано в возрасте трех лет. Первой песней, которую она выучила, стала «God Be With You, Till We Meet Again». Демонстрируя свой талант, она стала выступать в местной церкви. Но её первый концертный дебют состоялся в возрасте двенадцати лет. Позже Симон рассказывала, что её родители, занявшие места в переднем ряду, были вынуждены уйти на задние, чтобы освободить места для белых. Симон отказывалась играть до тех пор, пока её родителям не разрешили вернуться на свои места. Позже этот инцидент поспособствовал её участию в движении за гражданские права.

Ей удалось получить образование в нью-йоркском колледже Juilliard School of Music, считавшемся престижным. Начав в 1953 году карьеру пианистки в ночных клубах Атлантик-Сити, она взяла псевдоним в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре. В начале 1960-х она подготовила сборник композиций Дюка Эллингтона, блюзовые баллады из бродвейских мюзиклов. В конце 50-х она уже записала 10 альбомов. Симон выступала на концертах не только как певица с удивительно богатым и гибким вокалом, но также как пианистка, танцовщица и актриса.

В 1965 году вышел самый успешный альбом «I Put a Spell on You», в который вошли её самые популярные хиты: «I Put a Spell on You» (автор Скримин Джей Хокинс), «Feeling Good» и «Ne me quitte pas».

В 1966 последовал диск «Wild is the Wind». Эти записи относились скорее к поп-соулу, некоторые критики стали называть её жрицей соула.

Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом, борцом за права чернокожих американцев. Певица имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих, за что её саму прозвали «Мартином Лютером в юбке». Социальная тематика всегда присутствовала в творчестве «жрицы соула»: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной нитью по её песням.[6]

После убийства Медгара Эверса, другого активиста борьбы за гражданские права, а также после убийства четырёх чернокожих детей появилось произведение «Mississippi Goddam». Песни этой же тематики, такие как «Pirate Jenny», интерпретация песни Жака Бреля «Ne me quitte pas» стали классическими.

В 1968 году она выпустила сингл — политически заострённую песню «Ain’t Got No» из хиппи-мюзикла «Волосы». К этому времени пресса обсуждала капризное поведение певицы на сцене.

Песни из её репертуара в дальнейшем пелись также другими исполнителями и становились хитами. Это, например «Don’t Let Me Be Misunderstood», впоследствии рок-хит группы «The Animals». Известная в её исполнении песня «The House of the Rising Sun» также стала хитом в исполнении «The Animals». Песня «I Put a Spell on You» оказала влияние на вокальные партии в хите «Michelle» группы «The Beatles».

Альбомы конца 1960-х были не такие эклектичные и непредсказуемые, как её ранние альбомы.

В 1970 году Симон объявила о том, что разочарована американским шоу-бизнесом, и удалилась на Барбадос. Остаток жизни провела во Франции.

С 1970 по 1978 годы она подготовила семь студийных работ, сборник песен под собственный аккомпанемент. После долгого перерыва в 1993 году вышел последний альбом с новым материалом: «A Single Woman».

Последние годы Нина Симон страдала от рака молочной железы, что в итоге и стало причиной её смерти в апреле 2003 года. Она скончалась во сне в своём доме в городке Карри-ле-Руэ на юге Франции в возрасте 70 лет.

За свою карьеру Нина Симон выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 песен.

Дискография[править | править код]

Нина Симон на концерте в Морле в 1982 году

Альбомы[править | править код]

  • Little Girl Blue (1957)
  • Nina Simone and Her Friends (1957)
  • Jazz as Played in an Exclusive Side Street Club (1958)
  • My Baby Just Cares for Me (1959)
  • The Amazing Nina Simone (Colpix, 1959)
  • Nina Simone at Town Hall (Colpix, 1959)
  • The Original Nina Simone (1959)
  • Nina Simone at Newport (Colpix, 1960)
  • Forbidden Fruit (Colpix, 1961)
  • Nina at the Village Gate (Colpix, 1962)
  • Nina Simone Sings Ellington! (Colpix, 1963)
  • Nina Simone at Carnegie Hall (Colpix, 1963)
  • Nina’s Choice (1963)
  • Folksy Nina (Colpix, 1964)
  • Nina Simone in Concert (Philips, 1964)
  • Broadway. Blues. Ballads (Philips, 1964)
  • I Put a Spell on You (Philips, 1965)
  • Pastel Blues (Philips, 1965)
  • Nina Simone with Strings (Colpix, 1966)
  • Let It All Out (Philips, 1966)
  • Wild is the Wind (Philips, 1966)
  • High Priestess of Soul (Philips, 1967)
  • Nina Simone Sings the Blues (RCA Victor, 1967)
  • Silk & Soul (RCA Victor, 1967)
  • Nuff Said! (RCA Victor, 1968)
  • Nina Simone and Piano (RCA Victor, 1969)
  • To Love Somebody (RCA Victor, 1969)
  • Black Gold (RCA Victor, 1970)
  • Here Comes the Sun (RCA Victor, 1971)
  • Heart & Soul (1972)
  • Emergency Ward! (RCA Victor, 1973)
  • It Is Finished (RCA Victor,1974)
  • Baltimore (1978)
  • Fodder on My Wings (Carriere, 1982)
  • Nina’s Back (VPI, 1985)
  • Let It Be Me (Verve, 1987)
  • Live & Kickin’ (VPI, 1987)
  • A Single Woman (Electra, 1993)
  • The Essential Nina Simone” (compilation, RCA, 1993)
  • The Rising Sun Collection (compilation, Just A Memory Records, 1994)
  • Live at Ronnie Scott’s (Meteor, 1999)
  • Sugar in my Bowl: The Very Best 1967—1972

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Нина Симон
  • Нина Симон (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Подробная биография (недоступная ссылка) (рус.)

Члены Зала славы джаза по версии журнала DownBeat
По версии читателей / по версии критиков / по версии комитета ветеранов

  • 1952: Луи Армстронг
  • 1953: Глен Миллер
  • 1954: Стэн Кентон
  • 1955: Чарли Паркер
  • 1956: Дюк Эллингтон
  • 1957: Бенни Гудмен
  • 1958: Каунт Бэйси
  • 1959: Лестер Янг
  • 1960: Диззи Гиллеспи
  • 1961: Билли Холидей/Коулмен Хокинс
  • 1962: Майлз Дэвис/Бикс Байдербек
  • 1963: Телониус Монк/Джелли Ролл Мортон
  • 1964: Эрик Долфи/Арт Тэйтум
  • 1965: Джон Колтрейн/Эрл Хайнс
  • 1966: Бад Пауэлл/Чарли Крисчен
  • 1967: Билли Стрэйхорн/Бесси Смит
  • 1968: Уэс Монтгомери/Сидней Беше & Фэтс Уоллер
  • 1969: Орнетт Коулман/Пи Ви Рассел & Джек Тигарден
  • 1970: Джими Хендрикс/Джонни Ходжес
  • 1971: Чарльз Мингус/Рой Элдридж & Джанго Рейнхардт
  • 1972: Джин Крупа/Клиффорд Браун
  • 1973: Сонни Роллинз/Флетчер Хендерсон
  • 1974: Бадди Рич/Бен Уэбстер
  • 1975: Кэннонболл Эддерли/Сесил Тэйлор
  • 1976: Вуди Герман/Кинг Оливер
  • 1977: Пол Дезмонд/Бенни Картер
  • 1978: Джо Венути/Роланд Кёрк
  • 1979: Элла Фитцджеральд/Ленни Тристано
  • 1980: Декстер Гордон/Макс Роуч
  • 1981: Арт Блэйки/Билл Эванс
  • 1982: Арт Пеппер/Фэтс Наварро
  • 1983: Стефан Граппелли/Альберт Эйлер
  • 1984: Оскар Питерсон/Sun Ra
  • 1985: Сара Воан/Зут Симс
  • 1986: Стэн Гетц/Гил Эванс
  • 1987: Лайонель Хэмптон/Джонни Додс, Тад Джонс, Тедди Уилсон
  • 1988: Джако Пасториус/Кенни Кларк
  • 1989: Вуди Шау/Чет Бейкер
  • 1990: Ред Родни/Мэри Лу Уильямс
  • 1991: Ли Морган/Джон Картер
  • 1992: Мейнард Фергюсон/Джеймс Джонсон
  • 1993: Джерри Маллиган/Эд Блэквелл
  • 1994: Дейв Брубек/Фрэнк Заппа
  • 1995: Джей Джей Джонсон/Джулиус Хэмпхилл
  • 1996: Хорас Сильвер/Арти Шоу
  • 1997: Нэт Кинг Коул/Тони Уильямс
  • 1998: Фрэнк Синатра/Элвин Джонс
  • 1999: Милт Джексон/Бетти Картер
  • 2000: Кларк Терри/Лестер Боуи
  • 2001: Джо Хендерсон/Милт Хинтон
  • 2002: Антониу Карлос Жобин/Джон Льюис
  • 2003: Рэй Браун/Уэйн Шортер
  • 2004: Маккой Тайнер/Рой Хайнс
  • 2005: Херби Хэнкок/Стив Лэйси
  • 2006: Джимми Смит/Джеки Маклин
  • 2007: Майкл Брекер/Эндрю Хилл
  • 2008: Кит Джарретт/Джо Завинул/Джон Джонс, Джимми Лансфорд, Эрролл Гарнер, Гарри Карни, Джимми Блэнтон
  • 2009: Фредди Хаббард/Хэнк Джонс/Оскар Петтифорд, Тэд Демерон
  • 2010: Мухал Ричард Абрамс/Чик Кориа/Бэби Додс, Чик Уэбб, Джо Филли Джонс, Билли Экстайн
  • 2011: Ахмад Джамал/Эбби Линкольн/Пол Чемберс
  • 2012: Рон Картер/Пол Мотиан/Джин Аммонс, Сонни Ститт
  • 2013: Пат Мэтини/Чарли Хейден/Роберт Лерой Джонсон
  • 2014: Би Би Кинг/Джим Холл/Бинг Кросби,Дина Вашингтон
  • 2015: Тони Беннетт/Ли Кониц/Мадди Уотерс
  • 2016: Фил Вудс/Рэнди Вестон/Хоги Кармайкл
  • 2017: Уинтон Марсалис/Дон Черри/Юби Блэйк, Джордж Гершвин, Херби Николс
  • 2018: Рэй Чарльз/Бенни Голсон/Мэриэн Макпартлэнд
  • 2019: Хэнк Мобли/Нина Симон/Скотт Лафаро, Джо Уильямс

Источник

Читайте также:  Алексей завьялова личная жизнь дети фото биография

На мировых фестивалях начали показывать документальный фильм «What Happened, Miss Simone?» Лиз Гарбус о легендарной Нине Симон. Зимой этого года он открыл кинофестиваль в Санденсе, затем его представили на Берлинском фестивале в программе Panorama, 26 июня обещают выложить на Netflix, а в России, надеемся, его покажет Beat Film Festival. Фильм рассказывает о звезде блюза, соула и джаза с момента ее первых уроков фортепиано в Северной Каролине в три года до смерти во сне в 2003 году. 40 альбомов за шестнадцать лет, а потом почти двадцать лет забвения, потерянные права на собственные песни и дочь, которую Симон вычеркнула из своего завещания — 100 минут хроники и редких интервью рассказывают, что же собственно происходило вокруг и внутри этой грандиозной женщины всю жизнь.

Текст: Алиса Таёжная

«Я так устала, но вы не понимаете, о чём я», — скажет женщина с ярко подведенными глазами на концерте во время знаменитого фестиваля в Монтрё. 1976 год, ее выводят на сцену под руку, зал рукоплещет. На ней черное платье и простая короткая прическа, ее глаза слезятся, губы дрожат, а взгляд растерян — так смотрят по сторонам раздавленные люди, когда ищут, за что им зацепиться. Она как будто ждет, что зал подскажет ей, какую ноту брать дальше. Кажется, еще минута, силы ее кончатся — и она просто рухнет на рояль. Нина Симон начинает петь песню «Stars», запинается, а потом видит кого-то уходящего и три раза кричит в микрофон: «Сидеть!» — отчего в зале раздается громкий смех неловкости, растерянности и стыда: то ли за человека, который решил встать и уйти в самый неподходящий момент, то ли за суперзвезду, которая наорала на зрителя, как орут в очереди или на вокзале.

Другой концерт датирован 1969 годом и начинается с песни «Four Women» о четырех афроамериканках, их незавидной судьбе, усталости и глубоко скрытом гневе — песню лучше всего могли понять именно в этом месте и в это время: в Гарлеме через год после убийства Мартина Лютера Кинга. Через полчаса взвинченная Нина Симон размахивает листком стихов Дэвида Нельсона: «Вы готовы убивать, если потребуется? Вы готовы разрушать белые вещи и сжигать здания, если потребуется? Вы готовы строить черные вещи?» — толпа радостно соглашается. Через несколько лет Нина Симон, дававшая концерты едва ли не каждый день, не будет выступать вообще, а концерты в Гарлеме и Монтрё останутся как безусловные свидетельства крайностей, в которых легенда джаза и соула прожила свою жизнь — щемящего отчаяния и экстатической агрессии. И ни один концерт, которых Нина Симон дала несколько тысяч за свою жизнь, не похож на другой, но в каждом было слишком много печали и часто ярости.

Железнодорожные пути отделяли ее квартал от благополучного мира белых людей

«Что случилось, мисс Симон?» — никто не осмеливался спросить публично у самой певицы, когда она исчезала и внезапно появлялась на публике, теряла голос, деньги и права на собственные песни. В автобиографии «Я проклинаю тебя», которая вышла в 1992 году, Нина Симон много и подробно говорит о кратких влюбленностях, влиятельных друзьях и спонтанных решениях, о политических активистах 60-х и битве за свободу для всех, в которую она включилась без страха и сомнения. Но о биполярном расстройстве — диагнозе, с которым Симон прожила большую часть жизни, не зная о нем и не леча его долгие годы — не было известно до 2004 года. Тогда близкие и коллеги певицы стали осторожно рассказывать в интервью о том, что скрывалось за сверкающим образом на сцене, колоссальным талантом, звучным голосом и борьбой за слабых. В фильме Лиз Гарбус становится понятно, почему ее голос звучал «то как гравий, то как кофе со сливками». «Она сражалась с демонами вокруг себя и внутри себя» — так можно сказать о многих талантливых людях, но в случае с Симон демоны вокруг и внутри более чем очевидны и предстают во всём своем уродстве.

Первый демон Нины Симон — это расизм. Бытовой и ставший частью американской культуры, который не раздавил только очень стойких. Тот самый, с отдельными рукомойниками для людей с другим цветом кожи, с объявлениями «Черным, евреям и собакам вход воспрещен», раздельным обучением и автобусами для белых, куда нога афроамериканца не могла ступить под угрозой уголовной ответственности. Урожденная Юнис Уэймон была сердцем большой семьи и целого комьюнити, когда начала играть госпелы в церкви и аккомпанировать матери во время богослужений. Она вспоминает, как железнодорожные пути отделяли ее квартал кое-как перебивавшихся работяг от благополучного мира белых людей, куда Юнис отправляли учиться игре на фортепиано, и как белые руки наставницы были так не похожи на ее собственные. Как она чувствовала себя чужой и непринятой среди белых детей, которые занимались с ней вместе. И как родителей Юнис во время концерта пересадили с первого зрительского ряда назад, когда в проходе нарисовалась белая пара. Юнис поднялась с места и в свои одиннадцать лет сказала, что не будет играть песню до конца, пока родителей не вернут на занятые ими места — именно этот эпизод Нина Симон будет вспоминать как начало своей личной борьбы за гражданские права.

В автобиографии Симон то и дело встречаются печальные и злые комментарии о себе: за слишком темную кожу, пухлые губы и широкий нос — которые чередуются с утверждениями о праве на собственную нестандартную красоту. Стереотипы от враждебной среды пробуждали гнев, но укоренились в самооценке, и Нина Симон не хотела и не могла забыть грубости, с которыми сталкивалась Юнис Уэймон из той, другой, жизни в Северной Каролине и похожие на нее девочки, непоступление в престижный музыкальный колледж и привычку выпрямлять волосы по моде, чтобы выглядеть прилично.

Разобраться с расизмом Нина Симон нашла в себе силы у всех на глазах — в 1964 году она сочиняет «Mississippi Goddam» после политического убийства активиста Медгара Эверса и взрыва в алабамской церкви, где погибло четверо детей афроамериканского происхождения. «Песня для шоу, которого еще не существует» была сыграна перед благополучной публикой Карнеги-холла, а потом и перед сорокатысячным шествием за равные права в городе Сельма — Нине Симон хватило храбрости сказать то, что писали на плакатах или кричали на улицах в основном афроамериканские мужчины: «Не надо жить со мной рядом, просто дайте мне мое равноправие!»

Нина Симон проводит 60-е с лучшими умами афроамериканского сообщества: Малкольм Икс становится крестным отцом ее дочери, а в гостиной проводят вечера драматург Лоррейн Хэнсберри и писатель Джеймс Болдуин. Даже с женщинами Нина Симон не говорит обо всякой чепухе: «Мы никогда не обсуждали мужчин или одежду, только Маркса, Ленина и революцию — настоящий девичий разговор». В «Brown Baby» Нина Симон перепридумывает колыбельную: спи, моя радость, усни, ты будешь жить в лучшем мире, где нет этой боли и зла, и пойдешь по дороге свободы. А в «22nd Сentury» дает обещания пронзительнее и невероятнее, чем в «Imagine», — про свободную перемену пола мужчин и женщин и освобождение животных от власти людей.

Вторым демоном для Нины Симон стал собственный муж: домашнее насилие не щадит не только безымянных домохозяек, но и верховную жрицу соула. Первый брак Нины Симон — с битником-зазывалой на улице — закончился стремительно, как и начался — и был связан с неуверенными шагами певицы в большом городе. Юнис Уэймон только приехала в пригород Нью-Йорка и устроилась пианисткой в ночной клуб, поменяв имя — буквально, чтобы мама не узнала. Ниной, девочкой называл ее тогдашний латиноамериканский бойфренд, а француженка Симона Синьоре блистала в выпусках новостей вместе с мужем Ивом Монтаном. Готовый псевдоним сложился в первом альбоме «Маленькая грустная девочка»: уже тогда Нина Симон понимала, что печальные песни удаются ей лучше прочих. Как известно, блюз — это когда хорошему человеку плохо. В Атлантик-сити у девушки, мечтавшей о карьере классической пианистки, внезапно обнаружился собственный голос — чтобы люди приходили в заведение, нужно было не только играть, но и петь. Петь Юнис Уэймон поначалу невероятно боялась и перепевала чужие песни, которые остались с ней навсегда, — первый хит «I Loves You, Porgy» или та самая версия «I Put a Spell on You».

Читайте также:  Наталья морозова биография личная жизнь

Еще до второго замужества Юнис Уэймон стала любимой певицей публики Ниной Симон в Гринвич-Виллидж, но именно мужу она была обязана народной популярностью, плотным графиком и новыми доходами. Остроумный, громкий и решительный Эндрю Страуд до встречи с Ниной Симон работал детективом в Гарлеме, но после романа с певицей уволился из полиции, женился на ней и стал ее менеджером. Как выяснилось совсем недавно, взлет Нины Симон не обошелся без стимуляторов, которые она принимала, чтобы быть в форме и постоянно концертировать, и без пощечин от мужа, которыми он «приводил ее в чувство» перед выступлением или затыкал при долгих ссорах. Дочка Нины Симон вспоминает, как папа мог дать затрещину маме посередине разговора, чтобы настоять на своем — таким же приемом спустя десять лет пользовалась Нина Симон в спорах с подросшей дочерью, когда стала воспитывать ее самостоятельно. То, что теперь рассказывает на камеру дочь Лиз, выступающая на Бродвее под псевдонимом Симон, легко укладывается в спекулятивный заголовок желтой прессы: «пьяная, депрессивная, пугающий монстр вместо матери» — но в ее признаниях трудно усомниться, когда она начинает ерзать на стуле и глотать ком в горле перед оператором.

Взлет Нины Симон
не обошелся без стимуляторов
и пощечин от мужа

Развод для певицы стал не только личным крахом, но и карьерным — инициировав расставание, она была не в состоянии вести дела, постоянно выступать и договариваться о турах. На Энди Страуде было завязано слишком много контактов, а болезнь Нины Симон не давала ей шанса взять ситуацию в свои руки. Дневники певицы цитируются в документальном фильме и показывают, как в жертве насилия борются стыд, стремление оправдать обидчика, потребность в заботе и многолетний невроз. «Break down and let it all out» для экспрессивной, сложной и замученной артистки было единственным выходом.

За истериками последовала алкогольная зависимость и бегство из United Snakes of America (как называла родину сама певица) в африканскую Либерию, европейскую Швейцарию и Францию. Энди Страуд никак не ответил за свои действия ни тогда, ни спустя много лет — его появление в «What Happened, Miss Simone?» обходит неудобный вопрос насилия и объясняет трудный и истеричный характер певицы. Можно ли записать 40 альбомов за 16 лет без стимуляторов, угроз от мужа-менеджера и алкоголя? Нужны ли были эти 40 альбомов такой ценой — и друзья певицы, и сама она в дневниках теряется в ответах: «Да… Наверное… Может быть, по-другому и нельзя было… За что мне это?.. Я ненавижу его… Я презираю себя… Я сама не могу жить без насилия…»

Постоянная болезнь Нины Симон, которой она страдала примерно с 25 лет — ее главный демон, — косвенная причина невероятной одержимости музыкой и прямой исток многих драм в жизни певицы. Пассивно-агрессивное поведение с близкими, желание жить на острие, бороться за справедливость через крайности, «тряхнуть аудиторию, чтобы она распалась на маленькие кусочки» — это аспекты маниакально-депрессивного психоза, который остается не до конца изученным и неизлечимым даже сейчас, не говоря о медицине тридцатилетней давности. Мучать себя и окружающих, искать вслепую и гореть ярче — единственный выход, который остается больным, когда они не получают посторонней помощи и полагаются только на себя.

Ее находят в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре

Близкий друг и постоянный гитарист Нины Симон Эл Шекман находит ее в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре, чтобы прокормить себя: кто эта усталая женщина за роялем, в тогдашней Франции не знает никто. Она почти сама забыла, кто она такая, и живет в долгах как в шелках — певицу впервые в жизни отправляют на принудительное лечение, которое нужно постоянно поддерживать и возобновлять. Фестиваль в Монтрё, о котором написано выше, — это ее борьба за то, чтобы оставаться на сцене, которую почти невозможно выиграть. Нина Симон в очередной раз исчезает с радаров в начале 80-х. Она стреляет в ногу соседского парня, который мешает ей сконцентрироваться, — так «Сидеть!» с концерта в Монтрё превращается в «Стоять! Руки вверх!». Она ходит голая с ножом по отелю и неудачно поджигает дом, после этого — оправдательный приговор и новые сеансы терапии.

В следующий раз Нина Симон возникнет из небытия, когда Ридли Скотт снимет рекламу Chanel № 5 c Кароль Буке в красном костюме на трассе среди каньонов. Старомодная и легкая «My Baby Just Cares for Me» будет выбрана джинглом, а Нина Симон продаст все билеты в парижский концертный зал «Олимпия» за неделю в 1991 году, и в этот раз все парижане будут знать, кто выступает перед ними. Но лечение от биполярного расcтройства оставило заметный след: во время терапии Нина Симон всё медленнее играла, всё труднее пела, всё сложнее концентрировалась на публике. К началу 90-х к биполярному расстройству добавился рак груди — Нина Симон умирает во сне в 70 лет на юге Франции, когда к терапии от МДП прибавляется химиотерапия.

Автобиографию «Я проклинаю тебя» переиздают, а близкие начинают понемногу откровенничать о болезни певицы и всех испытаниях, через которые она прошла. В фильме «What Happened, Miss Simone?» бросается в глаза, как трудно подбираются слова и находятся объяснения неудобным ситуациям, порокам и трагедиям: жестокость, сегрегация, маниакально-депрессивный психоз, панические атаки, алкоголизм — всё это так сложно проговаривать вслух, не нарушая личных обещаний, клятв и тщательно хранимых секретов. Близкие расцветают, когда говорят о музыке и таланте, и теряются, когда надо рассказать о чём-то неотъемлемом, но больном, табуированном, проглоченном.

В 2008 году Барак Обама назовет песню Нины Симон «Sinnerman» одной из десяти своих любимых песен, а Дэвид Линч закончит ею «Внутреннюю империю». Потом Лил Уэйн и Канье Уэст в вольной форме сошлются на Нину Симон в своих хитах, Бейонсе и Адель будут упоминать ее среди примеров для подражания, а Лана Дель Рей сделает татуировку с ее именем. Готовящийся к выходу в прокат байопик о Нине Симон, которую должна сыграть совсем не похожая на нее Зои Салдана, вызовет скандал и судебный иск к режиссеру — и лучше всего в этой сотне голосов слышен голос автора The New Yorker. Из ее рассказа о жизни певицы становится понятно, почему Нину Симон не может играть стройная, конвенционально красивая актриса совсем из другой вселенной. 

Понятно, что на Зои Салдану придет больше зрителей, чем на Дженнифер Хадсон. Понятно, что улыбчивую девушку в платье-трапеции, которая поет «Мой милый думает только обо мне», проще и приятнее принять, чем бьющуюся в истерике заплаканную жену или радикальную активистку с прической «Черной пантеры». Но честный разговор о Нине Симон нужен, чтобы за вдохновляющей историей звезды увидеть трагедию, которая часто идет шаг в шаг с одаренным человеком невидимо для остальных. Каждый раз, когда Нина Симон будет задерживать дыхание, тянуть гласные и кричать публике, вспоминаешь, что нерв в этом голосе довел ее обладательницу до гибели. И у этой гибели есть свидетели, причины и беспощадная хроника писем, альбомов, текстов песен и концертных записей.

Фотографии: Getty Images/Fotobank (1), Sundance Institute

Источник