Фишкин борис михайлович балет биография личная жизнь

Фишкин борис михайлович балет биография личная жизнь thumbnail

«Мой папа Барышников» — российский драматический фильм 2011 года. Лауреат фестиваля «Кинотавр-2011» («Лучшая музыка»).

Сюжет[править | править код]

СССР, разгар перестройки. В Солнцеве, на окраине Москвы, живёт закомплексованный подросток Боря Фишкин. Живёт он с мамой, учится в престижном Московском хореографическом училище при Большом театре. Его мама молода, ветрена, работает экскурсоводом в «Интуристе».

Отца у Бори нет: мама говорит, что он на секретном задании, однако Боря начинает догадываться, что его отец — известный танцовщик и балетмейстер Михаил Барышников, бежавший в 1974 году в Канаду, ныне живущий и работающий в США. На эти мысли его наводит видеозапись выступления артиста: юноша похож на известного танцора и совсем не похож на человека, которого мама называет его отцом, и к тому же выясняется, что она была лично знакома с Барышниковым. Эта новость мгновенно облетает всё училище, многие подтверждают «звёздное» сходство, Боря моментально становится местной знаменитостью.

Из тюрьмы возвращается настоящий отец юноши, тоже по имени Михаил, в это же время по глупому недоразумению Борю отчисляют из училища (из-за занятия фарцовкой). Несмотря на удары судьбы, меняющаяся страна, новые веяния и нравы дают подростку шанс не пропасть, а выбиться в люди.

В ролях[править | править код]

  • Дмитрий Выскубенко — Боря Фишкин
  • Анна Михалкова — Лариса, мама Бори Фишкина
  • Анатолий Кот — преподаватель хореографии
  • Владимир Капустин — отец Бори Фишкина
  • Сергей Сосновский — Семён Петрович
  • Илья Рутберг — дедушка
  • Лилия Ямада — Марина
  • Мария Полицеймако — бабушка
  • Андриана Садковская — балерина
  • Людмила Титова — директор училища
  • Тинатин Баркалая — королева Испании
  • Ксения Суркова — Катя
  • Максим Виноградов
  • Ольга Иванова[уточнить]

Производство[править | править код]

Фильм, повествующий о буднях Московского хореографического училища в 1980-х годах, стал первой полнометражной работой режиссёра Дмитрия Поволоцкого, в прошлом — выпускника этого училища[1][2].
На момент продюсерского питчинга, проходившего в рамках 21-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в июне 2010 года, фильм находился на подготовительной стадии — был написан сценарий и проведён побор актёров[1]. Главная роль досталась студенту Московской государственной академии хореографии Дмитрию Выскубенко[2].

Съёмки фильма проходили в Москве в конце 2010 года. Для создания атмосферы 1980-х годов были приобретены официальные права на использование музыки групп ABBA, Boney M. и советской эстрады того времени[2].
Производство кинокартины было завершено в 2011 году, и в том же году фильм принял участие в конкурсной программе очередного кинофестиваля «Кинотавр»[3].

Выход на экраны[править | править код]

Премьера фильма состоялась в России 9 июня 2011 года на 22-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр», а 1 июля 2011 года он был показан на Московском кинофестивале. 6 октября 2011 года фильм вышел в российский прокат[4].

10 октября 2011 года фильм демонстрировался на международном кинофестивале в Пусане (Южная Корея), в 2012 году в США — на кинофестивале в Ньюпорт-Бич (англ. Newport Beach Film Festival) и Филадельфийском еврейском кинофестивале (англ. Philadelphia Jewish Film Festival), в 2016 — на фестивале российского кино «Спутник над Польшей» (Варшава)[4].

Награды и номинации[править | править код]

  • Приз «За лучшую музыку к фильму» им. М. Таривердиева Александру Маноцкову («Кинотавр-2011»)[5]
  • Специальный приз генерального спонсора (компания «Петропавловск») фестиваля «Амурская осень» — исполнителю главной роли в фильме «Мой папа Барышников» Дмитрию Выскубенко[6]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Мой папа Барышников. Ruskino.ru. Дата обращения: 27 сентября 2019.
  • Мой папа Барышников. Film.ru. — Всё о фильме, отзывы, рецензии. Дата обращения: 27 сентября 2019.

Источник

Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишкина (Дмитрий Выскубенко), который после занятий в хореографическом училище фарцует значками и разучивает заокеанские пируэты по кассетам с выступлениями знаменитого невозвращенца, действительно рифмуется с неведомой страстью к танцу британского подростка из шахтерского городка времен Маргарет Тэтчер.

Мифологию большого московского балета 1980-х в принципе можно разложить по категориям волшебной сказки.

После удачного пируэта по училищу ползет слух, что Фишкин — сын Барышникова. Ведьма-политрук (Людмила Титова) пугает несчастного школяра поучительной историей про мальчика, который очень любил бананы: талантливого, но неблагонадежного, его выгнали, и попал он рядовым солдатиком в Афганистан. Будущая прима капризно просит у влюбленного юноши в дар контрабандные джинсы, ну а сам он вместо балетного принца превращается в благородного разбойника. В пространстве московского хореографического училища при Большом театре обязательно должны возникнуть темы «балет и власть», «балет и номенклатура», но это будут, конечно же, темы для шуток. Балет и перестройка — стиль и время, фон, намечены крупными узнаваемыми штрихами. А место развития событий — семья, классная комната, двор.

Читайте также:  Сергей кожевников биография и личная жизнь

Автор сценария и режиссер «Барышникова» Дмитрий Поволоцкий сам окончил МГАХ (Московскую государственную академию хореографии) и сам переводил сокурсникам статьи про знаменитостей из Vanity Fair. Однако рос он, очевидно, не только на инъекциях недоступной западной культуры. Фильм изобилует приметами отечественной лирической школьной комедии, населенной сплошь хорошими людьми: легкомысленной, но доброй мамой с большими глазами (Анна Михалкова), амбициозными учениками, курьезными репетиторами и кухонными интеллигентами.

Умильное восьмидесятничество разбавлено вневременными радостями балетного быта.

Порхающие ноги — и-и-и раз, и два, и три, выворотнее, выворотнее! То пуанты перед выходом на сцену натрут канифолью, то ленты прижгут, то хрупкие детские лодыжки прижмут к станку в болезненной растяжке. Половина шуток построена вокруг ехидных улыбочек и безобидного закулисного лицемерия. Что говорят старшие в балетном интернате, поймав за шкирку мелкого вертлявого однокашника? «А ну поклон классический!»

Задает контекст и музыка композитора Александра Маноцкова, получившего за саундтрек к фильму приз «Кинотавра».

На звуковой дорожке он бодро смешал махровую классику и попсовую дискотеку — от Минкуса до Boney M. Ведь и сам Барышников — символ свободы, всеобщая и обобщенная заграничная мечта, звезда одновременно балета, Бродвея и Голливуда.

Ее несбыточность отражается в кусочках разбитого зеркала, которыми мальчик оклеивает глобус, а потом, непонятый сверстниками, пускает символ красивой жизни по Москве-реке (эту трогательную сцену режиссер целиком позаимствовал из своей короткометражки «Pal/Secam»).

Но больше всего делает этот фильм исполнитель главной роли, четырнадцатилетний Дмитрий Выскубенко, обладатель правильной осанки и изумительно ералашного выражения лица. С таким только и может смотреть птенец советского балетного училища на постмодернистскую хореографию Твайлы Тарп — именно она ставила танец в фильме «Белые ночи» (1985) с Михаилом Барышниковым и Хелен Миррен, кассета с которым досталась Фишкину от интуриста. Выскубенко явно наделен столь необходимым для балетного актерским умением вживаться в персонажа и предлагаемые обстоятельства. Его герой — гибкий, но не очень мощный мальчик — не выдерживает нагрузок у станка и с трудом поднимает партнершу. Кстати, балетоманы знают, что божественный Барышников в юности был не очень высокого роста и не слишком мощной комплекции, хоть и славился легкостью прыжка и артистизмом.

Однако за нашего Борю Фишкина волноваться не приходится: по законам жанра перестройка закончится для него вполне благополучно, хотя с балетом, а это уже закон того времени, ему придется попрощаться. Это дает почувствовать уверенный тон взрослого закадрового голоса, который мы слышим еще в самом начале, в несколько сентиментальной манере описывающего эпоху на расстоянии.

Источник

Михаил Барышников

Михаил Барышников вошел в число избранных танцовщиков, сумевших повлиять на судьбу мирового балета. Сейчас упоминание его имени вызывает у окружающих волну восхищения, но в середине 70-х Барышникова называли предателем и «невозвращенцем».

Решение покинуть Ленинград далось артисту нелегко. Хорошая зарплата, квартира, невеста, ждущая дома — все это он перечеркнул ради стремления заниматься современным танцем за рубежом. О смелом поступке Михаил не пожалел ни разу.

Сегодня Барышникову исполняется 72, и больше половины жизни он провел в США. Звезда балета чувствует себя полноценным американцем, но для местного населения остается человеком с загадочной русской душой. Вспоминаем, через что пришлось пройти танцовщику на пути к славе и личному счастью.

«НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ» И ЛЕГЕНДА

Михаил Барышников в роли Адама в балете «Сотворение мира»

Николай Барышников был офицером и по долгу службы переехал с женой в Латвию. В Риге у супругов родился сын Миша. С отцом у ребенка отношения складывались сложно: военный с крутым нравом имел слабое представление об общении с детьми. Зато маму мальчик обожал — именно она привила ему любовь к искусству через походы в театр и филармонию.

Родительница поддержала и желание наследника заниматься хореографией. Но увидеть грандиозный успех сына ей было не суждено: подростку едва исполнилось 11, когда мама внезапно покончила с собой. Два года Михаил прожил в семье одноклассника Андриса Витиньша. Друга Барышников не забыл и спустя много лет: изредка наведывался к нему в Латвию.

Барышников-старший недолго оставался вдовцом и женился во второй раз, но в новой семье места для его сына не нашлось. Михаил не унывал и направил все силы на обучение хореографии. Первым преподавателем подростка был Юрис Капралис, а на гастролях в Ленинграде его переманил к себе известный педагог Александр Пушкин. Переезд в Северную столицу открыл танцовщику двери в знаменитую школу русского балета, а затем и в «Мариинку».

Читайте также:  Певица александра стрельченко биография личная жизнь

Юноша моментально обрел авторитет и популярность. В 1973-м Барышников организовал собственный творческий вечер, где исполнил три программы за один акт, что стало вершиной его творчества в России.

«Не нужно стремиться быть лучше всех, надо становиться лучшим каждый день в своей области», — уверял Барышников в видео-интервью Яну Брауну.

Михаил Барышников и Гелси Киркланд произвели фурор выступлением в «Щелкунчике»

Казалось, в Советском Союзе у артиста все шло как по маслу: зарплата в несколько раз выше обычной ставки, трехкомнатная квартира, автомобиль «Волга». Но гастроли по Европе дали ему возможность сравнить условия жизни в разных странах, увидеть современный танец, тогда как в СССР все строилось на классике. А летом 1974-го во время тура по Канаде Михаил получил приглашение от Александра Минца в труппу Американского театра балета и отказался вернуться на Родину.

«Он явно ничего не планировал, оставил здесь все. Я думаю, его там хорошо обработал тот, кто был заинтересован в нем и в его таланте. Ведь единственное, чего у нас не хватало, — это творчества. Чего уж скрывать, творческие люди мучились. Миша никогда не добился бы здесь того, что получил там», — рассуждала одна из партнерш Барышникова Светлана Ефремова.

не пропуститеТуфли Михаила Барышникова продали за 700 тысяч рублей

О скандальном побеге Михаила ходили легенды: вот он раздавал на улице автографы, а в следующую минуту уже мчался по дороге к машине канадских друзей, которые увезли его в новую жизнь. Это было сложное решение и огромный стресс — артист переживал за судьбу труппы, партнершу Ирину Колпакову, которой ничего не рассказал о своем плане. Приехав на ферму и подписав необходимые бумаги, первым делом Барышников напился, чтобы хоть как-то заглушить тоску.

Дебютную роль в кино Михаил Барышников исполнил в картине «Поворотный пункт»

Поступок, после которого в России его годами считали предателем и «невозвращенцем», Михаил называл шагом артистическим, не связанным с политикой. Говорил он и о том, что всегда чувствовал себя чужим: в Латвии сына русского офицера воспринимали как врага, в Ленинграде — окрестили «рижским франтом». Только в США танцовщик обрел дом и спокойствие.

Уже через месяц он вышел на сцену «Метрополитен-оперы» с «Жизель». Почти 10 лет Барышников возглавлял Американский театр балета, оказав огромное влияние на мировую хореографию, изменив ее в корне. Стартовала и кинокарьера артиста: он дебютировал в картине «Поворотный пункт», за что получил номинацию на «Оскар». В фильме «Белые ночи» Михаил сыграл танцовщика, сбежавшего из СССР, а позднее выступал со спектаклями на Бродвее.

В последнем сезоне «Секса в большом городе» артист сыграл возлюбленного Кэрри Брэдшоу

Барышников мечтал открыть нечто новое в области современного танца и организовал во Флориде проект «Белый дуб», а в 2005-м создал Центр искусств в Нью-Йорке. С этим городом его связывали и съемки в сериале «Секс в большом городе»: в последнем сезоне артист исполнил роль возлюбленного Кэрри Брэдшоу, русского художника Петровского.

не пропустите«Секс в большом городе»: герои сериала 15 лет спустя

Изобразительным искусством Барышников интересовался и в реальности — занимался фотографией и коллекционированием живописи. Знают танцовщика и как бизнесмена: вместе с близким другом Иосифом Бродским он открыл в Нью-Йорке ресторан. Кроме того, в 90-е Михаил выпустил собственный парфюм и бренд одежды. Неудивительно, что артиста называют «единственным русским в США со 100-процентной узнаваемостью».

В России у звезды балета немало поклонников, однако с момента эмиграции он ни разу не возвращался туда, признаваясь, что испытывает ностальгию по людям, но не по месту на географической карте.

ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ АРТИСТ

Харизматичный танцовщик всегда пользовался успехом у женщин

Барышникова давно прозвали секс-символом, с чем он оказался категорически не согласен. Но факт налицо: танцовщик небольшого роста благодаря обаянию и талантам пользовался огромным успехом у противоположного пола.

«Я не бабник, не секс-маньяк и не красавец. Не герой, не мачо, не двух метров роста. Кто вообще затеял эти разговоры на тему секс-символа?» — возмущался Михаил.

Мог ли танцовщик противостоять соблазнам, когда его с юности окружали красивые женщины? В первую очередь, это касалось партнерш по сцене. В молодости с большой компанией художников, журналистов и звезд хореографии Михаил кочевал из квартиры в квартиру. На вечерних застольях поющий композиции Окуджавы Барышников всегда оказывался в центре внимания, девушки мечтали закрутить с ним роман. А балерине Светлане Ефремовой он даже предлагал руку и сердце.

«У нас был серьезный роман. Но это все в прошлом», — делилась танцовщица много лет спустя.

У Михаила Барышникова и Джессики Лэнг родилась дочь Александра

Читайте также:  Биография николая рыбникова личная жизнь

Серьезные отношения были у Барышникова с Татьяной Кольцовой. Звезды балета жили в гражданском браке, когда Михаил принял решение эмигрировать. Творчество он поставил на первое место и скрепя сердце бросил невесту.

Только танцовщик поселился в Америке, как ему начали приписывать романы с каждой новой партнершей по сцене. Позднее пошли слухи о связи Барышникова с Изабеллой Росселлини и Шэрон Стоун, однако сплетни он не комментировал. Доподлинно известно лишь об отношениях Михаила с Джессикой Лэнг.

С «девушкой Кинг-Конга» артиста познакомил на одной вечеринке Милош Форман. Тогда Барышников еще слабо владел английским, но даже языковой барьер не помешал паре понять друг друга. Михаил говорил, что это была любовь с первого взгляда. Почти сразу они с Джессикой съехались и создали семью.

Лайза Миннелли не скрывала восхищения к партнеру по мюзиклу

Русского танцовщика называли «человеком в футляре» за нежелание афишировать личную жизнь. Когда он начал отношения с Лэнг, в американской прессе появилось множество фейковых статей: как артист унижает голливудскую звезду, заставляет ее готовить борщи и мыть полы, ползая на коленях. Над домыслами влюбленные только посмеивались.

Вместе звезды провели шесть лет, но нельзя сказать, что все это время в их доме царила гармония. Джессике приписывали роман с режиссером Бобом Рейфелсоном, а Михаил дал избраннице повод для ревности из-за проекта «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Миннелли. Танцовщик хранил молчание о характере общения с Лайзой, а вот она оказалась не столь осторожной: в интервью рассказывала, как восхищена загадочным и мускулистым русским.

Если романтическая связь с Миннелли и существовала, к премьере мюзикла она закончилась. Барышников получил второй шанс в отношениях с Джессикой Лэнг. В 1981-м у пары родилась дочка Александра, однако, даже несмотря на этот факт, сохранить союз надолго Михаилу не удалось. После расставания бывшие влюбленные остались друзьями.

СЕМЬЯ

Михаил Барышников создал большую и крепкую семью

Окружающие считали Барышникова вечным холостяком, но в конечном итоге он сумел найти женщину, с которой готов провести жизнь. Американки, по мнению артиста, слишком далеки от русского менталитета, другое дело, европейцы. Так, женой танцовщика стала австрийско-немецкая балерина Лиза Райнхарт. Избранницу Михаил ласково зовет Лизаветой.

Женщина танцевала в труппе Мэрса Каннингема, но ради возлюбленного бросила карьеру и стала домохозяйкой. В 1989-м она подарила супругу сына Питера, а через несколько лет — дочерей Анну и Софию.

Лиза дала Барышникову именно то, о чем он давно мечтал — тихую гавань, лишенную страстей и интриг. Семейную идиллию имели возможность увидеть родственники Михаила из Воронежа: только со сводным братом Владимиром Киселевым танцовщик сохранил связь. В 1992-м артист пригласил Владимира с супругой в гости в Нью-Йорк.

«Это были незабываемые две недели, — делился Киселев. — Днем мы просто гуляли по шумному Манхеттену, а вечером за нами заезжал Миша, и мы шли в театр, музей. А в выходные гостили у семьи Барышниковых в огромном загородном доме в Нью-Джерси. Там с распростертыми объятиями нас встречала его очаровательная жена Элизабет».

Премьера моноспектакля «Бродский/Барышников» состоялась в 2015 году в Риге

Райнхарт во всем поддерживала мужа и была рядом, когда он потерял близкого друга, Иосифа Бродского. В доме Барышниковых поэт считался членом семьи. Хотя Иосиф Александрович умер в 1996-м, Михаил не забывал его долгие годы. В 2015-м он отправился в Ригу с программой «Бродский/Барышников».

не пропуститеМихаил Барышников расслабился в Латвии

«Мы знакомы уже сто лет. Он читает стихи своего товарища Бродского не театрально, а как старый добрый друг. Это очень органично», — делился со «СтарХитом» Андрей Макаревич, присутствовавший на спектакле.

В этом весь Барышников: талантливый и скромный, трогательный и сильный, холодный и притягательный. Став звездой мирового масштаба, он никогда не кичился достижениями. Главными в жизни танцовщика остаются забота о близких и творчество, прочее — лишь мишура, не имеющая значения.

По материалам «КП», GQ.

Фото: Neilson Barnard, Ron Galella /Getty Images, Everett Collection/ Legion-Media, Instagram, кадры из фильмов «Поворотный пункт», «Секс в большом городе»

Источник