Борис брунов биография личная жизнь

Борис брунов биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2019;
проверки требуют 9 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Брунов.

Бори́с Серге́евич Бруно́в (10 июня 1922, Тифлис, ССРГ, ЗСФСР — 1 сентября 1997, Москва, Россия) — советский и российский конферансье, режиссёр, педагог, профессор. Народный артист РСФСР (1985)[1]. Художественный руководитель и директор Московского государственного театра эстрады (1983—1997).

Биография[править | править код]

Родился в Тифлисе, в семье обрусевших итальянских цирковых актёров Брунос (в конце XIX века был известен Папи Брунос — акробат, участник цирковых пантомим). Родители Бориса Брунова владели многими жанрами, но преимущественно работали на проволоке (эквилибристы) и как сверхметкие стрелки из ружей.

Детство[править | править код]

В десять лет впервые вышел на манеж в номере родителей. Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность.

Во время службы в армии (Дальний Восток) принимал участие в художественной самодеятельности. Начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. В 1948 году после демобилизации — конферансье небольших концертных бригад, монологи, репризы брал из газет и журналов, из репертуара столичных гастролеров.

Творчество[править | править код]

В 1953 году приехал в Москву, отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Но остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, Рина Зелёная взяла его под свою опеку. Известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Бориса Брунова с молодым публицистом Матвеем Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» — о Москве и её будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 октября 1954 года), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады.

Учёба[править | править код]

В 1971 году окончил Высшие режиссёрские курсы, получив диплом режиссёра эстрады и массовых зрелищ. Быстро завоёвывает ведущее положение.

Конферансье[править | править код]

В 1950—1970-е годы становится известным конферансье (нередко и постановщиком, ведущим, режиссёром) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлёвского Дворца съездов, в Зеленом театре ЦПКиО Москвы, в маленьких сельских клубах и др. Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта.

Много работавший с ним Матвей Грин отмечал «удивительное, никогда не подводившее Бориса Брунова чутье на реакцию зрителей». Умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции — сильнейшие качества Бориса Брунова-конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утверждённого текста грозило серьёзными неприятностями. Со временем его собственные «разговорные» номера стали короче, развёрнутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и др.). Выработал свою манеру исполнения — «проговаривал» куплет, слегка напевал рефрен. Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его — «старого куплетиста» (куплеты «Ах, варьете»). В своих шутливых интермедиях использовал синхробуффонаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне.

Один из известных номеров в исполнении Бориса Брунова — «Техника», посвящённый исполнению под фонограмму. Персонаж Брунова — исполнитель — не может попасть в постоянно меняющуюся мелодию и вынужден моментально выкручиваться. Номер завершался фразой «Техника!».

С первого момента появления Бориса Брунова на эстраде, с первых слов «Добрый вечер, здрасьте!» устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, всё поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности. Любил публику и радовался предстоящему общению; представлял актёров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Борису Брунову занимать на эстраде ведущее положение в течение четырёх десятилетий. Особой стороной деятельности Бориса Брунова — конферансье являлись зарубежные гастроли, вёл программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.

Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы

Театр эстрады[править | править код]

С 1983 по 1997 гг. — художественный руководитель и директор Московского театра эстрады. Член жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады. Вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства (МСДЭИ). Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ, Московского городского фонда мира и др. Под его руководством (часто с непосредственным участием) проходили бенефисы, вечера памяти выдающихся артистов (Р. Зелёной, А. Миронова, В. Ильченко, Л. Утёсова, К. Шульженко и др.).

Читайте также:  Анастасия веденская биография личная жизнь последние

Активно выдвигал талантливую молодёжь. Помогая советами, в своем конферансе стремился наиболее выгодно подать молодых артистов. С 1976 года преподавал на факультете эстрады ГИТИС (руководитель курса). Художественный вкус, любовь к эстраде и её артистам в лице Бориса Брунова удачно сочетались с талантом организатора.

Отпраздновав 75-летний юбилей, Борис Брунов лег в московскую больницу на операцию по поводу рака желудка, но скончался 1 сентября 1997 год от сердечного приступа. При вскрытии обнаружилось, что рак был в 4-й стадии.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография[править | править код]

В последние годы жизни снялся в фильме «Возвращение „Броненосца“».

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта» (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады[2]
  • Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году[3]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Биография Б. Брунова
  • Могила Б. Брунова

Источник

Биография

Его профессией было развлекать зрительный зал во время пауз между выступлениями артистов. И он делал это мастерски – публика ждала появления Бориса Брунова не меньше, чем выхода знаменитых певцов и юмористов.

Детство и юность

Биография Брунова Бориса Сергеевича началась 10 июня 1922 года в грузинском городе Тифлис (который позже был переименован в Тбилиси). Его мать Мария Брунос являлась обрусевшей цирковой артисткой, родственницей знаменитого акробата 19 века по имени Папи Брунос. Отец, известный как грузинский князь Микеладзе, подрабатывал в типографии художником после случившейся революции.

Борис БруновБорис Брунов (кадр из документального фильма “Его Величество Конферансье”)

Мария, не выдержавшая алкоголизм мужа, вскоре развелась с ним и связала себя узами брака с артистом цирка Йозефом Робертсом. Отчим маленького Бори воспитал его как собственного ребенка. Члены семьи мальчика владели многими цирковыми трюками, но большее предпочтение отдавали эквилибристике (хождению по проволоке) и сверхметкой стрельбе из ружей.

Впервые Борис оказался на сцене, когда ему было 10 лет – ребенок принял участие в популярном номере под названием “Вильгельм Телль”, стреляя в яблоко на макушке Йозефа. Позже юноша освоил и другие жанры: акробатику, жонглирование, игру на ксилофоне и концертино. Столь ранняя публичность привила ему чувство раскованности и непринужденности.

“Телемемуары. Борис Брунов о юморе”

Позже юноша поступил на службу в военно-морской флот на Дальнем Востоке. Там Борис не оставил выступления, принимая участие во всех художественных начинаниях. Также он примерил на себя роль ведущего программы Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. После демобилизации, которая произошла в 1948 году, Брунов стал конферансье маленьких концертных бригад. Вдохновение он черпал из журналов и газет, в которых публиковались репризы и монологи из репертуара московских гастролеров.

Творчество

Переехав в столицу в 1953 году, начинающий артист попытался поступить на работу в “Москонцерт”, но из-за отсутствия собственного репертуара идея провалилась. Однако яркого, харизматичного и остроумного Бориса заметили нужные люди – актриса театра и кино Рина Зеленая решила взять парня под свою опеку, а эстрадный артист Родион Юрьев познакомил его с перспективным молодым публицистом по имени Матвей Грин.

Борис Брунов – “Куплеты у разведённого моста”

Вступив в творческие круги Москвы, Брунов обзавелся дебютным репертуаром с первыми “положительными” фельетонами о столице и ее будущем – “Будьте как дома” и “В 6 вечера после работы”. 23 октября 1954-го Борис стал участником торжественного концерта в Колонном зале Дома союзов, а позже и постоянным конферансье «Мосэстрады».

На протяжении 20 лет (с 1950-го до 1970-го) мужчина работал ведущим, режиссером и постановщиком разнообразных праздников, бенефисов, юбилеев и фестивалей по всей России. За это время он успел выступить в крошечных сельских клубах, на Северном Полюсе, на торжественном открытии Кремлевского дворца съездов, в котловане Братской гидроэлектростанции, в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха. Каждую новую аудиторию Борис с легкостью располагал к себе.

Матвей Грин вспоминал позднее, что Брунов очень чутко чувствовал своих зрителей, и эти ощущения никогда не подводили его. Артисту каждый раз удавалось вовремя дополнить речь остроумной репликой или исправить неловкую ситуацию, рассказав анекдот. Но его дар импровизации и быстрая реакция не могли в полной мере раскрыться из-за строгой цензуры – любое, даже самое незначительное отступление от одобренного текста могло обернуться крупными неприятностями.

Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Борис Брунов, Леонид Утёсов, Людмила Зыкина

Читайте также:  Клавдия коваль биография личная жизнь

Из-за этого Борис сокращал до минимума “разговорные” выступления, его подробные фельетоны медленно, но верно исчезали из репертуара. На их место пришли короткие злободневные куплеты и репризы. Брунов сформировал собственную манеру подачи информации – он зачитывал куплет, негромко напевая рефрен.

Артиста выгодно выделяли изящность и старомодность, а также пластичность и музыкальность. На своих выступлениях он использовал ксилофон и концертино, а также показывал фокусы с платками, которые сам же и разоблачал.

Особенно популярный номер Бориса Брунова носил название “Техника”. В нем шла речь об исполнителе песни, который поет под фонограмму, никак не может попасть в постоянно меняющийся ритм и пытается выкрутиться из сложившейся ситуации. Сценка заканчивается выкриком “Техника!”.

Документальный фильм “Конферансье на все времена. Борис Брунов”

С самых первых появлений артиста на эстраде он с фразы “Добрый вечер, здрасьте” устанавливал зрительный и эмоциональный контакт с залом. Фигура, лицо, мимика, жесты и поведение в целом излучали оптимизм и доброжелательность. Борис был демократичен, но не вульгарен, хитер, но не язвителен.

Он по-настоящему любил публику и радовался общению с ней. Брунов с уважением объявлял актеров, но не решал за зрителей, какой именно оценки удостоится их мастерство. Благодаря дару тонко чувствовать время мужчина занимал на сцене центральное положение целых 40 лет не только в России, но и в других странах мира.

В 1983 году Борис занял должность художественного руководителя и директора Московского театра эстрады, где проработал до самой своей смерти. Он также принимал участие во многих всероссийских и всесоюзных конкурсах артистов в качестве жюри.

Личная жизнь

Борис Сергеевич прожил счастливую как профессиональную, так и личную жизнь. У него была одна жена Мария Васильевна, в прошлом манекенщица. У пары не было общих детей, но артист воспитывал дочь Милу от первого брака своей жены (с Александром Ершовым – летчиком-испытателем, который погиб при испытании самолета МиГ-16) как родную.

Смерть

В 1997 году Борис Брунов лег в больницу на обследование – его беспокоили боли в желудке. После этого, так и не услышав результаты анализов, он скончался. Причиной смерти послужил внезапный сердечный приступ, мужчине было 75 лет. 2 сентября великого конферансье не стало, а чуть позже состоялись его похороны.

Памятник Борису БруновуПамятник Борису Брунову / Деннис Джарвис, Википедия

После вскрытия тела опасения врачей подтвердились – у артиста действительно был рак желудка. Могила Брунова с его фото и памятником располагается на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и звания

  • 1969 – Заслуженный артист РСФСР
  • 1980 – Орден «Знак Почёта»
  • 1985 – Народный артист РСФСР
  • 1985 – Орден Отечественной войны II степени
  • Орден Трудового Красного Знамени

Источник

Борис Брунов

Борис Брунов

Борис Сергеевич Брунов. Родился 10 июня 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) — умер 2 сентября 1997 года в Москве. Советский и российский конферансье, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1985), профессор, руководитель Московского государственного театра эстрады.

Борис Брунов родился 10 июня 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).

Мать – Мария Брунос, обрусевшая итальянка, цирковая артистка. Среди ее предков – известный цирковой акробат XIX века Папи Брунос.

Отец – грузинский князь Микеладзе, после революции работал художником в типографии.

Из-за проблем отца с алкоголем его мать с ним рассталась и вышла замуж за артиста цирка Йозефа Робертса, который воспитывал Бориса как своего собственного сына.

Мать и отчим преимущественно работали на проволоке в качестве эквилибристов и как сверхметкие стрелки из ружей.

Уже в десять лет он впервые вышел на манеж в номере «Вильгельм Телль»: он стрелял в яблоко на голове отчима.

Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность.

Служил в ВМФ на Дальнем Востоке, принимал участие в художественной самодеятельности. Там же начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски.

В 1948 году после демобилизации был конферансье небольших концертных бригад, в его тогдашнем репертуаре – монологи и репризы, которые он брал из газет и журналов, а также из репертуара столичных гастролеров.

В 1953 году Борис Брунов приехал в Москву, но отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Однако остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, а Рина Зелёная взяла его под свою опеку.

Читайте также:  Роза филберг биография личная жизнь

Далее известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Бориса Брунова с молодым публицистом М. Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» — о Москве и её будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 октября 1954 года), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады.

Борис Брунов в молодости

В 1950—1970-е годы стал известным конферансье (нередко и постановщиком, ведущим, режиссёром) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Борис Брунов выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлёвского Дворца съездов, в Зеленом театре ЦПКиО Москвы, в маленьких сельских клубах и др. Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта.

Много работавший с ним Матвей Грин отмечал «удивительное, никогда не подводившее Бориса Брунова чутье на реакцию зрителей». Умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции — сильнейшие качества Бориса Брунова-конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утверждённого текста грозило серьёзными неприятностями.

Со временем его собственные «разговорные» номера стали короче, развёрнутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и др.). Выработал свою манеру исполнения — «проговаривал» куплет, слегка напевал рефрен.

Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его — «старого куплетиста» (куплеты «Ах, варьете»). В своих шутливых интермедиях использовал синхробуффонаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне.

Знаменитые советские конферансье

Один из известных номеров в исполнении Бориса Брунова — «Техника», посвящённый исполнению под фонограмму. Персонаж Брунова — исполнитель — не может попасть в постоянно меняющуюся мелодию и вынужден моментально выкручиваться. Номер завершался фразой «Техника!».

С первого момента появления Бориса Брунова на эстраде, с первых слов «Добрый вечер, здрасьте!» устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, всё поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности.

Любил публику и радовался предстоящему общению, представлял актёров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Борису Брунову занимать на эстраде ведущее положение в течение четырёх десятилетий.

Особой стороной деятельности Бориса Брунова — конферансье являлись зарубежные гастроли, вёл программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.

В 1971 году окончил Высшие режиссёрские курсы, получив диплом режиссёра эстрады и массовых зрелищ.

Борис Брунов и Юрий Никулин

Борис Брунов и Юрий Никулин

В 1980 году был награжден Орденом «Знак Почёта» за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады.

С 1983-го по 1997-й — художественный руководитель и директор Московского театра эстрады. Член жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады. Вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства (МСДЭИ). Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ, Московского городского фонда мира и др.

Под его руководством (часто с непосредственным участием) проходили бенефисы, вечера памяти выдающихся артистов – Рины Зелёной, Андрея Миронова, Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко и других.

Активно выдвигал талантливую молодёжь. Помогая советами, в своем конферансе стремился наиболее выгодно подать молодых артистов.

Борис Брунов и Ефим Шифрин

Борис Брунов и Ефим Шифрин

С 1976 года преподавал на факультете эстрады ГИТИС (руководитель курса). Художественный вкус, любовь к эстраде и её артистам в лице Бориса Брунова удачно сочетались с талантом организатора.

В 1996 году снялся в фильме «Возвращение “Броненосца”», в котором исполнил роль одесского куплетиста Феди Боярова.

Борис Брунов в фильме “Возвращение Броненосца”

Борис Брунов Возвращение Броненосца

Борис Брунов умер 2 сентября 1997 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Бориса Брунова:

Жена – Мария Васильевна, бывшая манекенщица. До Брунова она была замужем за летчиком-испытателем Александром Ершовым, погибшим при испытаниях самолета МиГ-16. У нее была дочь Мила, которую он воспитывал как родную.

Мария – жена Бориса Брунова

Мария жена Бориса Брунова

Борис Брунов с женой Марией Васильевной

Борис Брунов с женой Марией Васильевной

Фильмография Бориса Брунова:

1963 – Короткие истории. Слоны из мух
1976 – Ансамбль неудачников (короткометражный) – Борис Брунов (сценка “На экзамене”)
1996 – Возвращение “Броненосца” – Федя Бояров, актёр Посредрабиса, одесский куплетист

Источник