Василий сафонов биография личная жизнь

Василий сафонов биография личная жизнь thumbnail

Васи́лий Ильи́ч Сафо́нов (25 января [6 февраля] 1852, станица Ищерская[3], Терская область — 14 [27] февраля 1918, Кисловодск) — русский дирижёр, пианист, педагог, общественный деятель. Один из наиболее заметных и авторитетных представителей музыкальной культуры России в конце XIX и начале XX веков.

Ректор Московской консерватории (1889—1905). Главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра (1906—1909). Сподвижник П. И. Чайковского.

Отец А. В. Книпер-Тимирёвой, О. В. Сафоновой и Е. В. Сафоновой, В. В. Сафоновой, М. В. Сафоновой, дед В. С. Тимирёва.

Биография[править | править код]

Василий Сафонов родился в единоверческой семье казачьего генерала Ильи Ивановича Сафонова, который в 1862 году переехал в Санкт-Петербург.

Первоначально учился в Первой мужской гимназии. В 1867 году[4] был переведён в казённокоштные воспитанники Александровского лицея. Ещё в гимназии стал брать частные уроки музыки игры на фортепиано у А. И. Виллуана, а учась в лицее — у Теодора Лешетицкого[5].

В 1872 году окончил лицей и был причислен в канцелярию Комитета министров[6]; на службу поступил 30 декабря 1872 года[7]. С 1877 года занимался теорией музыки с К. К. Зике, с 1878 года — композицией, с Н. И. Зарембой. В 1879 году подал в отставку и поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию; учился у Л. Брассена (класс специального фортепиано), Н. Ф. Соловьёва (класс истории музыки), А. И. Рубца (класс контрапункта и форм), И. К. Воячека (класс инструментовки), К. Ю. Давыдова (камерный класс). Прошёл полный курс консерватории за 7 месяцев и в 1880 году окончил её с малой золотой медалью.

В том же году дебютировал как пианист в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества. В последующие годы выступал в ансамбле со скрипачом Л. Ауэром, виолончелистами А. В. Вержбиловичем и К. Ю. Давыдовым, а также давал сольные концерты. Как пианист гастролировал в России и в Европе; в ходе европейских гастролей 1883 г. познакомился с И. Брамсом и Э. Гансликом. В 1881 году по предложению К. Ю. Давыдова Сафонов начал преподавать курс фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории.

В 1882 году женился на дочери И. А. Вышнеградского, певице Варваре Ивановне Вышнеградской. В 1885 году, по поручению руководства, П. И. Чайковский предложил Сафонову заняться преподаванием фортепиано в Москве:

…Московская Консерватория была бы польщена, если бы Вы соблаговолили поступить в состав профессуры по фортепьянному классу. <…> В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского.

— Письмо П.Чайковского В.Сафонову от 10.07.1885

Сафонов принял предложение Чайковского, в том же году переехал в Москву и занял должность профессора фортепиано в Московской консерватории; вскоре он приобрёл славу одного из лучших в Москве фортепианных педагогов. В 1889 году он был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени[8]. На посту директора Московской консерватории (с 1889) Василий Ильич проявил себя как незаурядный администратор, способствовал росту материального благосостояния и общественного престижа учебного заведения, поддерживал малоимущих (в лексике того времени — «недостаточных») студентов и педагогов, устраивал многочисленные «экстренные» (то есть благотворительные) концерты. Крупнейшая государственная заслуга Сафонова — организация строительства нового здания Московской консерватории (1895—1898), а также знаменитого Большого концертного зала (включая хлопоты по водворению в нём «наилучшего органа»; зал был освящён и торжественно открыт в 1901). Значительна также роль Сафонова в реформировании образовательных стандартов вуза.

В 1892 году коллежский асессор В. И. Сафонов личным распоряжением Александра III был произведён в чин действительного статского советника, сразу из VIII в IV класс[5].

Обладая огромной целеустремлённостью и непревзойдённым организаторским талантом, Сафонов был человеком резким и властным, без церемоний высказывал своё профессиональное мнение и личное отношение (студенты за глаза называли его «Кавказским орлом»), зарекомендовал себя (особенно в среде тогдашней интеллигенции, сочувствовавшей «либеральным ценностям») как человек конфликтный. Люди, с которыми он дружил (среди таковых Чайковский, Танеев, Аренский, Скрябин), нередко становились его противниками. Убеждённый монархист, Сафонов не принял демократических преобразований, которые принесли с собой события 1905 г., — на пике конфликта с «сочувствующими» преподавателями и студентами в том же 1905 г. он оставил консерваторию и уехал с формулировкой «творческого отпуска» в США. В 1906 г. совет Консерватории голосованием утвердил Сафонова на посту директора, однако Сафонов отказался занять этот пост. В то же время ему был официально предложен пост директора Петербургской консерватории, от которого Сафонов также отказался.

Как дирижёр дебютировал в Москве в 1889 г. (за границей впервые дирижировал в Амстердаме в 1895). В 1890—1905 гг. — дирижёр и председатель Московского отделения Русского музыкального общества, организовывал в Москве общедоступные концерты с оркестром общества, также силами студентов и преподавателей Московской консерватории. В 1906-09 гг. руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром (концерты регулярно проходили в Карнеги-холле), а также периодически выступал с оркестром Лондонской филармонии. Под его управлением в Европе и США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов. Кроме того, в те же годы в Нью-Йорке Сафонов возглавлял Национальную консерваторию Америки.

С 1909 г. (покинув США) до 1916 г. Сафонов активно гастролировал в России и Европе, дирижировал ведущими оперными и симфоническими оркестрами европейских стран (в том числе Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, Венским филармоническим, миланского театра Ла Скала и др.), с участием выдающихся солистов того времени. Был награждён орденами Св. Владимира 3-й ст. (1897), Св. Станислава 2-й ст. (1901), Св. Анны 1-й ст. (1911)[7].

Читайте также:  Любовь успенская биография личная жизнь судимость

С 1917 жил в Кисловодске (в доме, унаследованном от отца).

Близость его дочери Анны (1893—1975) с адмиралом Колчаком вызвала враждебное отношение новой власти[9]. Согласно её воспоминаниям[10], в последние месяцы жизни Сафонова большевики глумились над ним и его семьей, выводя их (неоднократно) якобы на расстрел, но всякий раз в последний момент отменяли казнь. В один из таких пыточных дней (в феврале 1918 г.) Сафонов скоропостижно скончался от сердечного удара.

Значение[править | править код]

Авторитет Сафонова (несмотря на все сложности характера) как дирижёра, опытного фортепианного педагога и общественного деятеля в России был общепризнан. Среди его учеников — целая плеяда выдающихся музыкантов (по алфавиту): Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси (позже известная как Розина Левина), А. Ф. Гедике, сёстры Гнесины (Евгения и Елизавета), А. Т. Гречанинов, В. Ю. Зограф, Ф. Ф. Кёнеман, М. С. Керзина, И. А. Левин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, А. Н. Скрябин.

Дирижёрское мастерство Сафонова высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков, а А. К. Глазунов называл его лучшим дирижёром современности[11]. Под управлением Сафонова-дирижёра состоялись московские и заграничные (отчасти и мировые) премьеры сочинений П. И. Чайковского (Шестая симфония, 1893; Третий концерт для фп. с орк., 1896), А. Н. Скрябина (Концерт для фп. с орк., 1897), Н. А. Римского-Корсакова (увертюра «Светлый праздник», 1891; симфоническая картина «Садко», 1893; кантата «Свитезянка», 1898 и др.), С. В. Рахманинова (Первый концерт для фп. с орк., 1892; фантазия «Утёс», 1894), А. К. Лядова («Музыкальная табакерка», 1898), А. К. Глазунова (симфоническая фантазия «Море», 1892; Шестая симфония, 1898 и др.), А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. Н. Василенко. Обширное и красочное описание дирижёрской работы Сафонова дал в поэме «Первое свидание» Андрей Белый:

…А он, подняв свою ладонь
В речитативы вьолончеля:[12]
— Валторну строгую не тронь!
Она — Мадонна Рафаэля.
И после, из седых усов
Надувши пухнущие губы
На флейт перепелиный зов,
Приказ выкидывает в трубы;
И под Васильем Ильичом,
Руководимые Гржимали,
Все скрипоканты провизжали,
Поставив ноги калачом…

Сафонов — автор новаторского пособия пособия по игре на фортепиано «Новая формула» (Лондон, 1916), призывал в нём студентов к «честному служению благородному искусству музыки» — принципу, которому следовал сам всю свою сознательную жизнь.

Рецепция[править | править код]

В советские годы последний период жизни Сафонова (вследствие интимной связи его дочери с Колчаком) находился под негласным запретом и не освещался. Большая заслуга сохранения памяти о Сафонове принадлежит директору Музея музыкальной и театральной культуры в Кисловодске, неутомимому исследователю материального и культурного наследия Сафонова Б. М. Розенфельду[13].

Именем Сафонова названы: большой зал филармонии на КМВ (Кисловодск), Минераловодское музыкальное училище, музыкальная школа № 1 в Пятигорске и музыкальная школа № 87 в Москве (структурное подразделение МГОДШИ (Московской городской объединённой детской школы искусств) “Измайлово”).

Голос Сафонова[править | править код]

В 1890 году немецким филофонистом Юлиусом Блоком была сделана короткая запись с помощью фонографа, на которой звучат голоса нескольких музыкантов, в том числе Чайковского, Рубинштейна и Сафонова. Этот эпизод лёг в основу короткометражного фильма «Фонограф», снятого в 2016 году, в котором роль Сафонова исполнил Вадим Журавлёв.

    Tchaikowsky & Anton Rubinstein & friends
    Записано в январе 1890.

    • Антон Рубинштейн: …за эту дивную вещь [фонограф]….хорошо… (неразборчиво)
    • Елизавета Лавровская: Противный *** да как Вы смеете называть меня коварной?
    • Василий Сафонов: (поёт)
    • Пётр Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше.
    • Лавровская (поёт)
    • Чайковский: Блок молодец… а Эдисон — ещё лучше!
    • Лавровская (имитирует кукушку): А-о, а-о.
    • Сафонов (на немецком): Peter Jürgenson in Moskau (Петер Юргенсон ин Москау).
    • Чайковский: Кто сейчас говорил? кажется, голос Сафонова.
    • Сафонов (свистит)
  • Помощь по воспроизведению
  • Общественное признание[править | править код]

    В июне 1993 года в Пятигорске проведён первый Северо-Кавказский конкурс юных пианистов им. В. И. Сафонова[14]. С 2007 года проходит в ранге международного. В 2017 году прошёл XII конкурс[15].

    Примечания[править | править код]

    Сочинения[править | править код]

    • Две каденции к концерту В.А.Моцарта d-moll KV 466 для фортепиано с оркестром / Подготовлено к изданию А.М.Меркуловым. — М.: Музыка. — 58 с. — ISMN 979-0-66006-679-9.
    • Произведения для фортепиано / Сост. Е.Е.Полоцкая, А.М.Меркулов; ред. И.Н.Вановская. — Тамбов: Музей-заповедник С.В.Рахманинова «Ивановка», 2020. — 47 с. — ISMN 979-0-9003245-7-3.

    Литература[править | править код]

    • Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. — М.: Музгиз, 1959. — 366 с.
    • Василий Ильич Сафонов: К 150-летию со дня рождения: Материалы научной конференции. — М., 2003.
    • Летопись жизни и творчества В.И.Сафонова / Сост.: Л.Л.Тумаринсон, Б.М.Розенфельд. — М.: Белый берег, 2009. — 768 с. — ISBN 5-98353-021-6.
    • Сафонов В. Избранное : Переписка 1880-1905 годов / Сост. Л.Л.Тумаринсон, Е.Д.Кривицкая. — Петроглиф, 2011. — 759 с. с. — ISBN 978-5-98712-072-9.
    • Странствующий маэстро: Переписка В.И.Сафонова 1905-1917 годов / Сост. Л.Л.Тумаринсон.. — М.: Белый Берег, 2012. — 672 с. — ISBN 9785983530153-9.
    • «Трудись и надейся…» Василий Сафонов: Новые материалы и исследования / Ред.-сост. Л.Л.Тумаринсон. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 704 с. — ISBN 978-5-98712-735-3.
    • Сафонова М.В. Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью / Пер. с англ. протоиерея Евгения Саранчи; ред. Л.Л.Тумаринсон. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. – 432 с. – ISBN 978-5-98712-765-0.
    • Розенфельд Б. М. Дом, наполненный музыкой (о В.И.Сафонове) // Малознакомый Кисловодск. — Пятигорск, 2008. — С. 99—113.
    • Сафонов Василий Ильич // Иванян Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001, [уточнить] — ISBN 5-7133-1045-0.
    Читайте также:  Юлия норкина биография личная жизнь

    Ссылки[править | править код]

    • Газета «Российский музыкант» № 1 за 2002 год, посвящённая 150-летию Сафонова. Дата обращения: 24 октября 2013.
    • О Сафонове и его нововведениях на сайте Московской консерватории. Дата обращения: 24 октября 2013.
    • Статья о Сафонове на сайте Кавказских Минеральных Вод. Дата обращения: 24 октября 2013.
    • Влас Михайлович Дорошевич. «В. И. Сафонов»
    • Выдержка из книги о Сафонове В.И. “Странствующий маэстро”. Дата обращения: 24 октября 2013.
    • Торжественная церемония передачи в дар бюста В. И. Сафонова. Дата обращения: 4 октября 2013.

    Источник

    Васи́лий Ильи́ч Сафо́нов (25 января [6 февраля] 1852, станица Ищерская[2], Терская область — 14 [27] февраля 1918, Кисловодск) — русский дирижёр, пианист, педагог, общественный деятель. Один из наиболее заметных и авторитетных представителей музыкальной культуры России в конце XIX и начале XX веков.

    Ректор Московской консерватории (1889-1905). Главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра (1906-1909). Сподвижник П.И. Чайковского.

    Отец А. В. Книпер-Тимиревой, О. В. Сафоновой и Е. В. Сафоновой, В. В. Сафоновой, М. В. Сафоновой, дед В. С. Тимирёва.

    Биография

    Василий Сафонов родился в единоверческой семье казачьего генерала Ильи Ивановича Сафонова, который в 1862 году переехал в Санкт-Петербург. Первоначально учился в Первой мужской гимназии, через 3 года был переведён в казеннокоштные воспитанники Александровского лицея[3]. В Петербурге с 1867 г. брал частные уроки игры на фортепиано у Теодора Лешетицкого, с 1877 теории музыки — у К. К. Зике, с 1878 г. композиции — у Н. И. Зарембы.

    В 1872 поступил на службу в канцелярию Комитета министров, но после поступления (в 1879 г.) в Санкт-Петербургскую консерваторию решил оставить дипломатическую карьеру. Учился в консерватории у Л. Брассена (класс специального фортепиано), Н. Ф. Соловьёва (класс истории музыки), А. И. Рубца (класс контрапункта и форм), И. К. Воячека (класс инструментовки), К. Ю. Давыдова (камерный класс). Сафонов прошёл полный курс консерватории за 7 месяцев и в 1880 году окончил её с малой золотой медалью.

    В том же году дебютировал как пианист в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества. В последующие годы выступал в ансамбле со скрипачом Л. Ауэром, виолончелистами А. В. Вержбиловичем и К. Ю. Давыдовым, а также давал сольные концерты. Как пианист гастролировал в России и в Европе; в ходе европейских гастролей 1883 г. познакомился с И. Брамсом и Э. Гансликом.

    В 1881 по предложению К. Ю. Давыдова Сафонов начал преподавать курс фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. В 1882 женился на певице, дочери И. А. Вышнеградского[4] Варваре Ивановне Вышнеградской[5]. В 1885 г. по поручению руководства П. И. Чайковский предложил Сафонову заняться преподаванием фортепиано в Москве:

    …Московская Консерватория была бы польщена, если бы Вы соблаговолили поступить в состав профессуры по фортепьянному классу. <…> В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского.

    — Письмо П.Чайковского В.Сафонову от 10.07.1885

    Сафонов принял предложение Чайковского, в том же году переехал в Москву и занял должность профессора фортепиано в Московской консерватории; вскоре он приобрёл себе славу одного из лучших в Москве фортепианных педагогов. На посту директора Московской консерватории (с 1889) Василий Ильич проявил себя как незаурядный администратор, способствовал росту материального благосостояния и общественного престижа учебного заведения, поддерживал малоимущих (в лексике того времени — «недостаточных») студентов и педагогов, устраивал многочисленные «экстренные» (то есть благотворительные) концерты. Крупнейшая государственная заслуга Сафонова — организация строительства нового здания Московской консерватории (1895-98), а также знаменитого Большого концертного зала (включая хлопоты по водворению в нём «наилучшего органа»; зал был освящён и торжественно открыт в 1901). Значительна также роль Сафонова в реформировании образовательных стандартов вуза.

    В 1892 году коллежский ассессор Сафонов получил чин действительного статского советника, разом перемахнув через все промежуточные чины (уникальный случай в практике дореволюционной России), и заслужил право носить на брюках красные генеральские лампасы (право, которым он никогда не пользовался).

    Обладая огромной целеустремлённостью и непревзойдённым организаторским талантом, Сафонов был человеком резким и властным, без церемоний высказывал своё профессиональное мнение и личное отношение (студенты за глаза называли его «Кавказским орлом»), зарекомендовал себя (особенно в среде тогдашней интеллигенции, сочувствовавшей «либеральным ценностям») как человек конфликтный. Люди, с которыми он дружил (среди таковых Чайковский, Танеев, Аренский, Скрябин), нередко становились его противниками. Убеждённый монархист, Сафонов не принял демократических преобразований, которые принесли с собой события 1905 г., — на пике конфликта с «сочувствующими» преподавателями и студентами в том же 1905 г. он оставил консерваторию и уехал с формулировкой «творческого отпуска» в США. В 1906 г. совет Консерватории голосованием утвердил Сафонова на посту директора, однако Сафонов отказался занять этот пост. В то же время ему был официально предложен пост директора Петербургской консерватории, от которого Сафонов также отказался.

    Как дирижёр дебютировал в Москве в 1889 г. (за границей впервые дирижировал в Амстердаме в 1895). В 1890—1905 гг. — дирижёр и председатель Московского отделения Русского музыкального общества, организовывал в Москве общедоступные концерты с оркестром общества, также силами студентов и преподавателей Московской консерватории. В 1906-09 гг. руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром (концерты регулярно проходили в Карнеги-холле), а также периодически выступал с оркестром Лондонской филармонии. Под его управлением в Европе и США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов. Кроме того, в те же годы в Нью-Йорке Сафонов возглавлял Национальную консерваторию Америки.

    Читайте также:  Актриса аниканова биография личная жизнь

    С 1909 г. (покинув США) до 1916 г. Сафонов активно гастролировал в России и Европе, дирижировал ведущими оперными и симфоническими оркестрами европейских стран (в том числе Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, Венским филармоническим, миланского театра Ла Скала и др.), с участием выдающихся солистов того времени. С 1917 жил в Кисловодске (в доме, унаследованном от отца).

    Близость его дочери Анны (1893—1975) с адмиралом Колчаком вызвала враждебное отношение новой власти[6]. Согласно её воспоминаниям[7], в последние месяцы жизни Сафонова большевики глумились над ним и его семьей, выводя их (неоднократно) якобы на расстрел, но всякий раз в последний момент отменяли казнь. В один из таких пыточных дней (в феврале 1918 г.) Сафонов скоропостижно скончался от сердечного удара.

    Значение

    Авторитет Сафонова (несмотря на все сложности характера) как дирижёра, опытного фортепианного педагога и общественного деятеля в дореволюционной России был общепризнан. Среди его учеников — целая плеяда выдающихся музыкантов (по алфавиту): Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси (позже известная как Розина Левина), А. Ф. Гедике, сёстры Гнесины (Евгения и Елизавета), А. Т. Гречанинов, В. Ю. Зограф, Ф. Ф. Кёнеман, И. А. Левин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, А. Н. Скрябин.

    Дирижёрское мастерство Сафонова высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков, а А. К. Глазунов называл его лучшим дирижёром современности[8]. Под управлением Сафонова-дирижёра состоялись московские и заграничные (отчасти и мировые) премьеры сочинений П. И. Чайковского (Шестая симфония, 1893; Третий концерт для фп. с орк., 1896), А. Н. Скрябина (Концерт для фп. с орк., 1897), Н. А. Римского-Корсакова (увертюра «Светлый праздник», 1891; симфоническая картина «Садко», 1893; кантата «Свитезянка», 1898 и др.), С. В. Рахманинова (Первый концерт для фп. с орк., 1892; фантазия «Утёс», 1894), А. К. Лядова («Музыкальная табакерка», 1898), А. К. Глазунова (симфоническая фантазия «Море», 1892; Шестая симфония, 1898 и др.), А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. Н. Василенко. Обширное и красочное описание дирижёрской работы Сафонова дал в поэме «Первое свидание» Андрей Белый:

    Василий Сафонов с учениками. Слева направо: Розина Бесси (Левина), Александр Гедике, Елена Бекман-Щербина, Олимпиада Кардашёва, Аглаида Фридман

    …А он, подняв свою ладонь
    В речитативы вьолончеля:[9]
    — Валторну строгую не тронь!
    Она — Мадонна Рафаэля.
    И после, из седых усов
    Надувши пухнущие губы
    На флейт перепелиный зов,
    Приказ выкидывает в трубы;
    И под Васильем Ильичом,
    Руководимые Гржимали,
    Все скрипоканты провизжали,
    Поставив ноги калачом…

    Сафонов — автор новаторского пособия пособия по игре на фортепиано «Новая формула» (Лондон, 1916), призывал в нём студентов к «честному служению благородному искусству музыки» — принципу, которому следовал сам всю свою сознательную жизнь.

    Рецепция

    В советские годы последний период жизни Сафонова (вследствие интимной связи его дочери с Колчаком) находился под негласным запретом и не освещался. Большая заслуга сохранения памяти о Сафонове принадлежит директору Музея музыкальной и театральной культуры в Кисловодске, неутомимому исследователю материального и культурного наследия Сафонова Б. М. Розенфельду[10].

    Именем Сафонова названы: большой зал филармонии на КМВ (Кисловодск), Минераловодское музыкальное училище, музыкальная школа № 1 в Пятигорске и музыкальная школа № 87 в Москве (структурное подразделение МГОДШИ (Московской городской объединённой детской школы искусств) “Измайлово”).

    Голос Сафонова

    В 1890 году немецким филофонистом Юлиусом Блоком была сделана короткая запись с помощью фонографа, на которой звучат голоса нескольких музыкантов, в том числе Чайковского, Рубинштейна и Сафонова. Этот эпизод лёг в основу короткометражного фильма «Фонограф», снятого в 2016 году, в котором роль Сафонова исполнил Вадим Журавлёв.

      Tchaikowsky & Anton Rubinstein & friends
      Записано в январе 1890.

      • Антон Рубинштейн: …за эту дивную вещь [фонограф]….хорошо… (неразборчиво)
      • Елизавета Лавровская: Противный *** да как Вы смеете называть меня коварной?
      • Василий Сафонов: (поёт)
      • Пётр Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше.
      • Лавровская (поёт)
      • Чайковский: Блок молодец… а Эдисон — ещё лучше!
      • Лавровская (имитирует кукушку): А-о, а-о.
      • Сафонов (на немецком): Peter Jürgenson in Moskau (Петер Юргенсон ин Москау).
      • Чайковский: Кто сейчас говорил? кажется, голос Сафонова.
      • Сафонов (свистит)
  • Помощь по воспроизведению
  • Примечания

    Литература

    • Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. — М., 1959. 366 с.
    • Василий Ильич Сафонов: К 150-летию со дня рождения: Материалы научной конференции. — М., 2003.
    • Розенфельд Б. М. Дом, наполненный музыкой (о В. И. Сафонове). В кн.: Розенфельд Б. М. Малознакомый Кисловодск. Пятигорск, 2008, с.99-113.
    • Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / Сост.: Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. — М., 2009. — ISBN 5-98353-021-6. 768 с.
    • Сафонов В. Избранное : Переписка 1880-1905 годов / Сост. Л. Л. Тумаринсон, Е. Д. Кривицкая. — Петроглиф, 2011. — ISBN 978-5-98712-072-9.
    • Сафонов В. Странствующий маэстро: Переписка В.И.Сафонова 1905-1917 годов / Сост. Л.Л.Тумаринсон.. — М.: Белый Берег, 2012. — ISBN 9785983530153-9. 672 с.

    Ссылки

    • Газета «Российский музыкант» № 1 за 2002 год, посвящённая 150-летию Сафонова. Дата обращения 24 октября 2013.
    • О Сафонове и его нововведениях на сайте Московской консерватории. Дата обращения 24 октября 2013.
    • Статья о Сафонове на сайте Кавказских Минеральных Вод. Дата обращения 24 октября 2013.
    • Влас Михайлович Дорошевич. «В. И. Сафонов»
    • Выдержка из книги о Сафонове В.И. ”Странствующий маэстро”. Дата обращения 24 октября 2013.
    • Торжественная церемония передачи в дар бюста В. И. Сафонова. Дата обращения 4 октября 2013.

    Источник