Степанова актриса личная жизнь

Степанова актриса личная жизнь thumbnail

В жизни понятия “любовь” и “брак” не всегда связаны с одним и тем же человеком. Это сейчас можно быстренько развестись, если чувства угасли. В начале прошлого века нравы были другими. Но переменчивость сердец была и тогда и теперь. И многие женщины, оставаясь замужем, любили других мужчин. Ангелина Степанова прошла сложный путь. Она пожертвовала счастьем, рисковала быть арестованной и продала свою женскую честь ради спасения человека, которого любила. А в итоге осталась ни с чем…

Ангелина Степанова в молодости (фото aeslib.ru)

Ангелина Иосифовна Степанова родилась 10 (23) ноября 1905 года в Николаевске. Её семья была далека от искусства и кино. Мать работала страховым агентом, а отец был стоматологом. Когда Ангелине было 3 года семья переехала в Москву. В свободное время родители девочки любили посещать театр и часто брали дочь с собой. Так, с малых лет, Лина начала грезить театром. Она ходила по дому, обвязав талию маминым платком и представляла себя актрисой на сцене. Родителей забавляло такое поведение девочки и они в шутку называли ей “актриской”. Ни мать ни отец не подозревали тогда, сколь серьёзно Ангелина увлечена этой идеей.

После окончания гимназии Степанова решает поступать в школу-студию МХАТа. На вступительном экзамене она проявила себя не очень хорошо. Однако Вахтангов, который присутствовал в аудитории, сказал: “Сразу видно, что девочка очень упрямая. Не возьмём мы, пойдет ещё куда-нибудь. С таким характером и таланта не надо. Всему научится сама”. Так и вышло. А Евгений Багратионович с первого дня стал наставником для Ангелины. В годы, когда с продовольствием было очень тяжело и продукты выдавали по карточкам, он не редко приносил студентам хлеб, чтобы молодое поколение не обессилило. Первый кусок всегда доставался Степановой. Никто не догадывался, что Вахтангов тогда уже был болен и решил, что студентам еда важнее.

Ангелина Степанова (фото lenfilm.ru)

Пророчество режиссёра сбылось и Ангелина действительно стала первоклассной артисткой. Для неё не существовало маленьких ролей, которые можно исполнить спустя рукава. Характер не позволял ей этого. Каждое слово, каждый жест были доведены до совершенства. Степанова шла, как ледокол, медленно но верно на вершину актёрского мастерства. Театр стал для неё вторым домом. И если была нужда присутствовать там в неурочное время, то Ангелина бросала всё и неслась на работу.

В одно время театр даже заменил ей и личную жизнь, когда в ней была полнейшая разруха. Об этом периоде жизни артистки Ангелины Степановной необходимо рассказать подробнее.

Летом в 1925 году труппа МХАТа поехала на гастроли по Кавказу. В качестве опекуна над юными артистами выступал режиссёр Николай Гончаров. Три месяца он и Ангелина жили бок о бок. И в течение этого времени Гончаров с каждым днём всё больше влюблялся в нашу героиню. По возвращении с гастролей он сделал девушке предложение и она ответила согласием.

Муж и жена поселились в небольшой квартирке в доме Кривоабратского переулка, который знала вся театральная Москва. Их соседями оказались известная актриса Белла Казароза и её супруг Николай Волков. Между семьями завязалась дружба. Если бы Гончаров знал тогда, чем закончится привычка бывать в гостях у соседей, он бы вряд ли стал с ними общаться.

к/ф “Война и Мир” (фото yablor.ru)

Именно в гостях у Волковых состоялось знакомство Ангелины с писателем Николаем Эрдманом, которое перевернуло жизни нескольких людей. Он был женат, она была замужем. Но это не смогло воспрепятствовать чувствам, которые вспыхнули между молодыми людьми с первого дня. Их роман продолжался целых 7 лет. И всё это время никто не подозревал о том, что между Степановой и Эрдманом что-то есть.

Они не могли свободно разговаривать при посторонних, а потому писали друг другу длинные и тёплые письма. Оба понимали, что Николай не уйдёт от жены, а потому и Ангелина не спешила расставаться с мужем. Тайные встречи – вот, что составляло счастье Степановой. Но даже такая любовь казалась ей лучшим, что случалось в жизни. Однако вскоре на её долю выпали испытания, которые сравнимы только с участью жён декабристов.

В 1933 году Николай Эрдман был арестован и сослан на поселение в Красноярский край. Это было страшным ударом для Ангелины. Она очень переживала, но сдаваться не собиралась. Характер не позволял. Степанова развелась с мужем и прежде всего для того, чтобы избавить его от косвенной связи с преступником. Да и обманывать мужа уже не было сил. А Гончаров продолжал любить свою Линочку всю жизнь и следующую жену часто называл этим именем. Кроме того, он продолжал поддерживать бывшую супругу, пока она старалась добиться разрешения на поездку к возлюбленному в Сибирь.

Сильная женщина – Ангелина Степанова (фото yablor.ru)

Когда Ангелине Иосифовне удалось связаться с нужными людьми и добиться разрешения на свидание с Эрдманом, артистка была на седьмом небе от счастья. Она ехала несколько дней ради того, чтобы провести с любимым пару часов. А когда вернулась в Москву, то была полна решимости облегчить судьбу осуждённого.

Для того, чтобы Эрдмана перевели из Енисейска в Томск Степановой пришлось пойти на унизительный шаг. Один из тех, кто помогал ей добиваться разрешения на поездку, намекнул, что всё возможно при более близком знакомстве. И Ангелина уступила. Продалась влиятельному человеку ради того, чтобы жизнь любимого стала хоть чуточку легче. Чиновник сдержал обещание и Эрдмана перевели в Томск.

Всё это время Ангелина и Николай продолжали переписываться. Из очередного письма артистка узнала, что жена Эрдмана, которая палец о палец не ударила ради мужа, собралась переехать к нему. Сердце Степановой было разбито второй раз. Столько трудов, потеря собственной чести и всё ради счастья другой женщины. Собрав волю в кулак Ангелина оставила это письмо без ответа. И все последующие тоже.

фото picstopin.com

Больше того, спустя некоторое время Ангелина родила сына от того чиновника. Его имени артистка никому не раскрыла до самого конца. Чтобы не погрязнуть в бездне отчаяния Степанова уходит с головой в работу. В этот период она блистает на сцене, как никогда. Её персонажей – Софью в “Горе от ума”, Аню в “Вишневом саду”, Генриетту в “Сестрах Жерар”, Бетси в “Анне Карениной” – зрители запомнили надолго.

С постановкой “Анна Каренина” в 1937 году Ангелина впервые выехала за границу во Францию. Чтобы не уступать модницам Парижа Степанова по блату достала лёгкое белое платье в мелкий цветочек. Когда она вышла из гостиницы на улицу, то чуть не зарыдала от стыда. Все женщины были одеты совсем иначе и на их фоне наша героиня выглядела жалкой провинциалкой. Ангелина немедленно побежала в магазин и потратила все имеющиеся деньги на пристойный наряд. Интересно, что именно в этом наряде и в тот же день она и познакомилась со вторым мужем.

Им стал писатель Александр Фадеев. Он увидел Лину, когда та прогуливалась с коллегой по улочкам Парижа. Подошёл и пригласил Ангелину на ужин. Она согласилась. Но согласилась не потому, что ей понравился потенциальный ухажёр. Просто Степанова потратила все деньги на платье, а средств на еду не осталось.

Читайте также:  Рабыня изаура актриса личная жизнь

Через полгода они поженились. Александр усыновил незаконнорожденного сына Степановой, а позже у них появился и второй ребёнок. Ангелина полюбила мужа всей душой. Сначала это была просто благодарность за спасение и заботу, а после на этой почве родились настоящие чувства. Все 20 лет, что они прожили вместе, в доме царила атмосфера любви и счастья.

Читайте так же: Счастье и горе в жизни актрисы Руфины Нифонтовой

ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ!

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 апреля 2019;
проверки требуют 20 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Степанова.

Ангели́на Ио́сифовна (Óсиповна) Степа́нова (10 (23) ноября 1905 — 17 мая 2000) — советская российская актриса театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Народная артистка СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Сталинской премии первой степени (1952).

Биография[править | править код]

Родилась 10 (23) ноября 1905 года (по другим источникам — 14 июля[1]) в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край) в семье страхового агента и зубного врача.

Учась в московской гимназии, увлекалась балетом.

С 1921 года училась в театральной школе при III-й Студии МХТ (ныне Театральное училище имени Б. В. Щукина), которую окончила в 1924 году.

С этого же года работала в Московском Художественном театре (с 1989 года — МХАТ им. А. П. Чехова).

Была профессором Школы-студии МХАТ.

Член редколлегии журнала «Театр».

В последние годы жизни отличалась молчаливостью, переходившей в скрытность, отказывалась от интервью. Не одобряла раздел МХАТа, осталась в труппе О. Н. Ефремова.

Её последнее появление перед публикой было 26 октября 1998 года на сцене МХАТа в Камергерском переулке, на торжествах по поводу столетия со дня открытия МХТ.

Член КПСС с 1952 года.

Умерла 17 мая 2000 года (по другим источникам — 18 мая[2]). Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 1) рядом с А. А. Фадеевым.

Личная жизнь[править | править код]

Ещё в 1928 году она познакомилась с литератором Н. Р. Эрдманом (1900—1970). Они полюбили друг друга, но любовь оказалась трагической. В тот момент они оба имели семьи (мужем актрисы был режиссёр МХАТа Н. М. Горчаков (1898—1958), заслуженный деятель искусств РСФСР (1943))[3]. В 1933 году Н. Р. Эрдман был арестован, и Степанова развелась с Горчаковым[4]. Всё время его ареста и ссылки они переписывались. Переписка сохранилась и через много лет была издана отдельной книгой.[5]

В 1936 у Степановой родился сын Александр, позже усыновленный вторым мужем актрисы Александром Фадеевым, о родном отце младшего Александра до сих пор ходят догадки.

Со вторым своим мужем А. А. Фадеевым (1901—1956), в течение долгих лет возглавлявшим Союз писателей СССР, Ангелина Иосифовна познакомилась в 1937 году в Париже, когда она в составе труппы МХТ приехала туда с гастролями [6]. В советские годы утверждалось, что они познакомились раньше, чтобы скрыть факт усыновления ее первенца. В браке с Фадеевым в 1944 родился её младший сын Михаил[7].

Во МХАТе Степанова не только играла, но и занимала должность парторга. В частности, организовала партсобрание по осуждению академика А. Д. Сахарова, которое вошло в мемуары современников[8].

Пережила своего старшего сына Александра (1936—1993) .

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (8 декабря 1975 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения[9].
  • заслуженная артистка РСФСР (1936).
  • народная артистка РСФСР (1947).
  • народная артистка СССР (9 апреля 1960 года) — за выдающиеся заслуги в области театрально-драматического искусства[10].
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Бетси в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение роли Шамуэй в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).
  • два ордена Ленина (26 октября 1948 года, 8 декабря 1975 года)
  • орден Октябрьской Революции.
  • орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1938 года).
  • орден Дружбы народов (22 ноября 1985 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства[11].
  • орден «Знак Почёта» (3 мая 1937 года) — за выдающиеся заслуги в деле развития русского театрального искусства[12].
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 августа 1995 года) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры[13].
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
  • медаль «В память 800-летия Москвы».
  • медаль «В память 850-летия Москвы».
  • медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
  • медаль «Ветеран труда».
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 октября 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра[14].
  • Международная премия К. С. Станиславского (Международный общественный благотворительный фонд К. С. Станиславского, 1995)[15].

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

  1. 1932 — Мёртвый дом — Курсистка
  2. 1951 — Незабываемый 1919 год — Ольга Буткевич
  3. 1964 — До свидания, мальчики! — мать Володи
  4. 1965—1967 — Война и мир — Анна Павловна Шерер
  5. 1972 — День за днём — Соколова
  6. 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — миссис Энн Шамуэй
  7. 1975 — Они сражались за Родину — старая казачка
  8. 1976 — Всегда со мною… — Мария Николаевна
  9. 1976 — Двадцать дней без войны — Зинаида Антоновна, худрук театра
  10. 1976 — Повесть о неизвестном актёре — Мария Горяева
  11. 1976 — Судьба барабанщика — сумасшедшая старуха
  12. 1977 — Объяснение в любви — Зиночка (в старости)
  13. 1983 — Скорость — Елизавета Алексеевна, мать Лагутина
  14. 1987 — Запомните меня такой — Мария Ивановна Киреева

Телеспектакли[править | править код]

  • 1953 — Анна Каренина (телеспектакль) — Бетси
  • 1973 — Единственный свидетель (телеспектакль) — Сабурова, академик
  • 1974 — Чайка (телеспектакль) — Ирина Николаевна Аркадина
  • 1976 — Мария Стюарт (телеспектакль) — Королева Елизавета
  • 1976 — Милый лжец (телеспектакль) — Патрик Кэмпбелл
  • 1977 — Чеховские страницы (телеспектакль) (по рассказу «Рассказ госпожи N.N.») — госпожа N.N.
  • 1978 — Сладкоголосая птица юности (телеспектакль) — принцесса Космонополис
  • 1980 — Всё кончено (телеспектакль) — Любовница
  • 1981 — Иванов (телеспектакль) — Авдотья Назаровна
  • 1983 — Июнь, Москва, Чертаново… — Анна Андреевна Воскресенская
  • 1984 — М. Ю. Лермонтов. «Демон» (фильм-концерт)
  • 1986 — В кругу героев Л. Н. Толстого (фильм-концерт) — ведущая

Документальные фильмы и передачи[править | править код]

  • 1949 — Мастера сцены
  • 1958 — Искусство большой правды
  • 1971 — Мастера искусств. А. Степанова
  • 1975 — О нашем театре
  • 1980 — Мастера искусств. Б. Петкер
  • 1983 — Театральные мемуары: К. Станиславский и Е. Вахтангов
  • 1983 — Театральные мемуары: Л. Леонидов и В. Качалов
  • 1984 — Мастера искусств. Д. Банионис
  • 1985 — Ангелина Степанова — актриса Художественного театра
  • 1985 — Театр, который я люблю
  • 1985 — Театральные мемуары: А. Тарасова
  • 1986 — Театральные мемуары: Н. Хмелёв
  • 1989 — Голоса

Радио[править | править код]

Радиопостановки

  • 1950 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Марина Мнишек
  • 1967 — «Вашингтонское убийство» Э. Карра — Этель Чивер
  • 1968 — «Восточный экспресс» А. Кристи — княгиня Драгомирова
  • 1980 — «Девушка с портфелем» З. В. Чернышёвой — Стасова
  • 1985 — «Жди меня» К. М. Симонова — Мария Игнатьевна
  • 1987 — «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона — Молли Иган
Читайте также:  Голуба актриса личная жизнь

Радиокомпозиции спектаклей

  • 1933 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Графиня
  • 1935 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Аня
  • 1936 — «Воскресение» Л. Н. Толстого — Мариэтт
  • 1939 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья
  • 1939 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Бетси Тверская
  • 1946 — «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — Лида Коваль
  • 1947 — «Три сестры» А. П. Чехова — Ирина
  • 1948 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — княжна Мстиславская
  • 1948 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского — Зинаида
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Людмила
  • 1950 — «Илья Головин» С. В. Михалкова — Алевтина Ивановна
  • 1952 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Бетси
  • 1954 — «Дачники» М. Горького — Калерия
  • 1963 — «Милый лжец» Д. Килти — Патрик Кэмпбелл
  • 1967 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Королева Елизавета
  • 1969 — «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина
  • 1969 — «Чрезвычайный посол» братьев Тур — Кольцова
  • 1971 — «Единственный свидетель» братьев Тур — Сабурова Анна Степановна
  • 1977 — «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса — Принцесса Космонополис
  • 1978 — «Синяя птица» М. Метерлинка — Бабушка

Литературные чтения

  • 1949 — А. С. Пушкин: «Евгений Онегин» (отрывок), «Кавказский пленник» (отрывок), «Элегия»
  • 1960 — А. П. Чехов: «Невеста»
  • 1977 — А. П. Чехов: «Рассказ госпожи NN»

Память[править | править код]

  • Актрисе установлена мемориальная доска по адресу: Москва, Малый Власьевский переулок, дом 7.[16]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Ангелина Степанова. Большая роль. Виталий Вульф, «L’Officiel», русское издание, № 43 декабрь — январь 2002—2003.
  • Ангелина Степанова в конце века. Виталий Вульф, «Октябрь» 1999, № 11

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_221.php

Источник

Ангелина Степанова

Ангелина Степанова

Ангелина Иосифовна Степанова. Родилась 10 (23) ноября 1905 года в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) Хабаровского края – умерла 17 мая 2000 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1960). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952) и Государственной премии СССР (1977). Герой Социалистического Труда (1975).

Ангелина Степанова родилась 10 (23) ноября 1905 года в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) Хабаровского края. По иным сведениям, родилась 14 июля 1905 года.

Отец – страховой агент.

Мать – зубной врач.

Позже ее семья перебралась в Москву. Училась в московской гимназии. В подростковом возрасте увлекалась балетом.

С 1921 года училась в театральной школе при III-й Студии МХТ, которую окончила в 1924 году.

Далее стала работать во МХАТе (с 1989 года – МХАТ имени А. П. Чехова).

Театральные работы Ангелины Степановой:

1924 – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого – княжна Мстиславская;
1924 – «Битва жизни» Ч. Диккенса – Мэри;
1924 – «Синяя птица» М. Метерлинка – Неродившаяся душа;
1925 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Софья;
1926 – «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля – Маринька;
1926 – «Продавцы славы» П. Нивуа и М. Паньоля – Ивонна;
1927 – «У врат царства» К. Гамсуна – Натали Ховинд;
1927 – «Сёстры Жерара» В. Масса по мелодраме А.-Ф. Деннери – Генриетта;
1928 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Аня;
1930 – «Воскресение» по роману Л. Н. Толстого – Мариэтт;
1930 – «Реклама» М. Уоткинс – Кинооператор;
1930 – «Реклама» М. Уоткинс – Мисс Сеншейн;
1931 – «Три толстяка» Ю. К. Олеши – Алина;
1931 – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше – Графиня;
1933 – «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони – Гортензия;
1934 – «Егор Булычов и другие» М. Горького – Шура;
1935 – «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука – Лида Коваль;
1936 – «Мольер» М. А. Булгакова – Арманда;
1937 – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва – Панова;
1937 – «Анна Каренина» Л. Н. Толстого – Бетси Тверская;
1937 – «Земля» Н. Е. Вирты – Наташа;
1938 – «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского – Зинаида;
1938 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Софья;
1940 – «Три сестры» А. П. Чехова – Ирина;
1943 – «Последние дни» М. А. Булгакова – Наталия Николаевна Пушкина;
1945 – «Идеальный муж» О. Уайльда – Гертруда;
1947 – «Русский вопрос» К. М. Симонова – Джесси;
1949 – «Поздняя любовь» А. Н. Островского – Людмила;
1949 – «Три сестры» А. П. Чехова – Ольга;
1949 – «Илья Головин» С. В. Михалкова – Алевтина Ивановна;
1950 – «Три сестры» А. П. Чехова – Маша;
1951 – «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого – Бетси;
1953 – «Дачники» М. Горького – Калерия;
1954 – «Воскресение» по роману Л. Н. Толстого – графиня Чарская;
1956 – «Осенний сад» Л. Хеллман – Нина Динери;
1957 – «Мария Стюарт» Ф. Шиллера – Елизавета I;
1958 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Шарлотта;
1958 – «На дне» М. Горького – Анна;
1962 – «Милый лжец» Дж. Килти – Патрик Кэмпбелл;
1965 – «Возмездие» Л. Кручковского – Сабина;
1966 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Любовь Андреевна Раневская;
1967 – «Чрезвычайный посол» братьев Тур – Елена Николаевна Кольцова;
1968 – «Жил-был каторжник» Ж. Ануйя – Аделина;
1968 – «Чайка» А. П. Чехова – Ирина Николаевна Аркадина;
1970 – «Единственный свидетель» братьев Тур – Анна Степановна Сабурова;
1972 – «Пока арба не перевернулась» О. Д. Иоселиани – Кесария;
1975 – «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса – принцесса Космонополис;
1976 – «Иванов» А. П. Чехова – Авдотья Назаровна;
1977 – «Чеховские страницы» – Госпожа N.N.;
1978 – «Синяя птица» М. Метерлинка – Бабушка;
1979 – «Кино» Э. Чурка – Эржебет;
1979 – «Всё кончено» Э. Олби – Любовница;
1981 – «Тартюф» Мольера – госпожа Пернель;
1982 – «Живой труп» Л. Н. Толстого – Анна Дмитриевна Каренина;
1985 – «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина – эпизод;
1988 – «Московский хор» Л. С. Петрушевской – Лика.

Ангелина Степанова в молодости

Ангелина Степанова в молодости

В 1952 году получила Сталинскую премию первой степени за исполнение роли Бетси в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.

С 1932 года снималась в кино, дебютировав в роли курсистки в фильме «Мёртвый дом».

Ангелина Степанова в фильме “Мёртвый дом”

Ангелина Степанова Мёртвый дом

В следующий раз появилась на экране уже в 1951 году – в роли сотрудницы учетного отдела в Смольном Ольги Семёновны Буткевич в картине «Незабываемый 1919 год».

Ангелина Степанова в фильме “Незабываемый 1919 год”

Ангелина Степанова Незабываемый 1919 год

Сыграла роль Анны Павловны Шерер в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука.

Ангелина Степанова в фильме “Война и мир”

Ангелина Степанова Война и мир

В 1977 году актрисе была присуждена Государственная премия СССР за исполнение роли Шамуэй в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли».

Читайте также:  Актриса холодная вера личная жизнь

Ангелина Степанова в фильме “Бегство мистера Мак-Кинли”

Ангелина Степанова Бегство мистера Мак-Кинли

Интересной работой стала роль Зиночки (в старости) в мелодраме Ильи Авербаха «Объяснение в любви» по мотивам книги Евгения Габриловича «Четыре четверти».

По сюжету фильма «Объяснение в любви» ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь – Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь “сделать из него человека”. Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм. Филиппок любил Зиночку всю жизнь, хотя та увлекалась другими мужчинами и даже один раз бросила Филиппка. Ушла, так как устала с ним нянчиться. Слава Богу, Любовь победила, и Зиночка вернулась к Филиппку. В прологе фильма старый Филиппок приходит с внучкой к смертельно больной жене, приносит свою книгу о их совместном житье и благодарит за чувство, которое долгие годы питал к ней. Через всю жизнь пронес Филиппок трепетную и преданную любовь к своей жене Зиночке…

Ангелина Степанова в фильме “Объяснение в любви”

Ангелина Степанова Объяснение в любви

Последняя работа в кино – Мария Ивановна Киреева – в фильме «Запомните меня такой» режиссера Павла Чухрая.

Ангелина Степанова в фильме “Запомните меня такой”

Ангелина Степанова Запомните меня такой

Член КПСС с 1952 года.

Была профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала «Театр».

Работая во МХАТе, занимала должность парторга. В этой роли она, в частности, организовала партсобрание по осуждению академика Сахарова, которое вошло в мемуары современников.

В последние годы жизни отличалась молчаливостью, переходившей в скрытность, отказывалась от интервью. Не одобряла раздел МХАТа, осталась в труппе Олега Ефремова. Последнее появление перед публикой было 26 октября 1998 года на сцене МХАТа в Камергерском переулке, на торжествах по поводу столетия со дня открытия МХАТ.

Умерла 17 мая 2000 года (по другим источникам – 18 мая). Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 1) рядом с А. А. Фадеевым.

Ангелина Степанова

Личная жизнь Ангелины Степановой:

Первый муж – режиссёр МХАТа Н.М. Горчаков.

В 1928 году она познакомилась с литератором Николаем Эрдманом. Они полюбили друг друга, но в тот момент оба имели семьи, а на развод не решились. В 1933 году Эрдман был арестован. Всё время его ареста и ссылки они переписывались. Переписка Степановой и Эрдмана сохранилась и через много лет была издана отдельной книгой.

Ангелина Степанова и Николай Эрдман

Ангелина Степанова и Николай Эрдман

Второй муж – Александр Александрович Фадеев (1901-1956), русский советский писатель и общественный деятель, журналист, военный корреспондент, с 1939 года – член ЦК ВКП(б), в течение долгих лет возглавл СП СССР.

Незадолго до свадьбы с Фадеевым – 25 июля 1936 года – родила сына Александра. Фадеев его усыновил и дал ему свою фамилию.

В браке с Фадеевым родился сын Михаил.

Ангелина Степанова и Александр Фадеев с сыновьями

Ангелина Степанова и Александр Фадеев с сыновьями

Сын Александр Фадеев стал актером, работал первоначально в Театре Советской Армии, затем во МХАТе (1983-1987) и МХАТе им. Горького (1987-1989), также снимался в кино, чаще в эпизодах. Был женат на народной артистке СССР Людмиле Гурченко, вторым браком – на артистке Большого театра Натэлле Канделаки, третьим – на Надежде Сталиной, дочери Василия Иосифовича Сталина и Галины Александровны Бурдонской. Умер в 1993 году, похоронен на Ваганьковском кладбище вместе с последней женой.

Фильмография Ангелины Степановой:

1932 – Мертвый дом – курсистка (нет в титрах)
1951 – Незабываемый 1919 год – Ольга Семёновна Буткевич
1953 – Анна Каренина (фильм-спектакль) – Бетси Тверская
1958 – Искусство большой правды (документальный)
1964 – До свидания, мальчики – Надежда Александровна Белова, мать Володи
1965-1967 – Война и мир – Анна Павловна Шерер
1972 – День за днём – Надежда Степановна Соколова, мать Дмитрия, актриса, жена Антонова
1973 – Единственный свидетель (фильм-спектакль) – Сабурова Анна Степановна, академик, врач
1974 – Чайка (фильм-спектакль) – Аркадина
1975 – О нашем театре (документальный)
1975 – Они сражались за Родину – cтарая казачка
1975 – Бегство мистера Мак-Кинли – миссис Энн Шамуэй
1976 – Судьба барабанщика – сумасшедшая старуха
1976 – Повесть о неизвестном актёре – Мария Горяева
1976 – Милый лжец (фильм-спектакль) – Патрик Кэмпбелл
1976 – Мария Стюарт (фильм-спектакль) – Елизавета, королева Англии
1976 – Двадцать дней без войны – Зинаида Антоновна, худрук театра
1976 – Всегда со мною… – Мария Николаевна, сотрудник Эрмитажа в блокадном Ленинграде
1977 – Чеховские страницы (фильм-спектакль) – госпожа N.N.
1977 – Объяснение в любви – Зиночка в старости
1978 – Сладкоголосая птица юности (фильм-спектакль) – принцесса Космонополис
1980 – Все кончено (фильм-спектакль) – Любовница
1981 – Иванов (фильм-спектакль) – Авдотья Назаровна
1983 – Скорость – Елизавета Алексеевна, мать Лагутина
1983 – Июнь, Москва, Чертаново (фильм-спектакль) – Анна Андреевна Ракитина-Бородина
1987 – Запомните меня такой – Мария Ивановна Киреева

Радиопостановки Ангелины Степановой:

1950 – «Борис Годунов» А. С. Пушкина – Марина Мнишек
1967 – «Вашингтонское убийство» Э. Карра – Этель Чивер
1968 – «Восточный экспресс» А. Кристи – княгиня Драгомирова
1980 – «Девушка с портфелем» З. В. Чернышёвой – Стасова
1985 – «Жди меня» К. М. Симонова – Мария Игнатьевна
1987 – «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона – Молли Иган

Радиокомпозиции спектаклей Ангелины Степановой:

1933 – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше – Графиня
1935 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Аня
1936 – «Воскресение» Л. Н. Толстого – Мариэтт
1939 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Софья
1939 – «Анна Каренина» Л. Н. Толстого – Бетси Тверская
1946 – «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука – Лида Коваль
1947 – «Три сестры» А. П. Чехова – Ирина
1948 – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого – княжна Мстиславская
1948 – «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского – Зинаида
1949 – «Поздняя любовь» А. Н. Островского – Людмила
1950 – «Илья Головин» С. В. Михалкова – Алевтина Ивановна
1952 – «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого – Бетси
1954 – «Дачники» М. Горького – Калерия
1963 – «Милый лжец» Д. Килти – Патрик Кэмпбелл
1967 – «Мария Стюарт» Ф. Шиллера – Королева Елизавета
1969 – «Чайка» А. П. Чехова – Аркадина
1969 – «Чрезвычайный посол» братьев Тур – Кольцова
1971 – «Единственный свидетель» братьев Тур – Сабурова Анна Степановна
1977 – «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса – Принцесса Космонополис
1978 – «Синяя птица» М. Метерлинка – Бабушка

Источник