Солоницын биография личная жизнь

Солоницын биография личная жизнь thumbnail

Биография

Творческая биография Анатолия Солоницына была связана с кино и театром, где он исполнил десятки ярких второстепенных и главных ролей. К сожалению, жизнь советского актера оказалась совсем не долгой, и известие о его смерти разбило сердца сотен тысяч людей.

Детство и юность

Отто, или Анатолий, Солоницын появился на свет в августе 1934 года и жил в Богородске Нижегородской области в известной с древних времен семье. Его предок Захар-летописец, известный с середины XIX века, создавал тексты литературных преданий и сказаний о старине.

Отец Алексей работал журналистом в местном ежедневнике «Горьковская правда», освещавшем в то время спасение челюскинцев, которым руководил Отто Шмидт. Автор статей назвал сына в честь этого храброго исследователя, но не знал, что после войны с Германией имя приобретет другой колорит.

В момент переезда семьи будущего актера на берега Волги, в город Саратов, мальчик стал Анатолием Солоницыным, учеником 1-го класса одной из школ. В то время главными детскими увлечениями были советские художественные фильмы, произведения русских классиков и игра в хоккей и футбол.

Актер Анатолий Солоницын

Толик считался физически развитым, образованным, привлекательным парнем, перед которым открылось будущее в любой из известных профессиональных сфер. Он выбрал строительное училище и стал слесарем-инструментальщиком, решив, что это самая престижная из доступных рабочих карьер.

Пару месяцев Солоницын трудился на одном из саратовских предприятий, а потом отца отправили в Киргизию, и жена с сыном поехали с ним. В городе Фрунзе, ныне Бишкеке, парень увлекся художественной самодеятельностью и вскоре присоединился к любительскому коллективу из молодых женщин и мужчин.

Анатолий декламировал стихотворения и исполнял комические куплеты, и вскоре окружающим стало понятно, что в дальнейшем его ждет успех. Но решение поступать на актерское отделение московского института театрального искусства вызвало неодобрение окружающих, беззлобные шутки и дружеский смех.

Солоницыну не удалось стать студентом ГИТИСа ни с первой, ни со второй попытки, и он отправился искать счастье в Свердловск. В недавно открывшейся художественной студии способности Солоницына оценили, и среди молодых преподавателей нашлись верные друзья.

В 1960 году талантливый парень вышел на сцену и в местном театре драмы и комедии сыграл пару десятков ролей. Потом он работал в творческих коллективах советских социалистических республик, появляясь в оригинальных постановках творчески одаренных людей.

В течение четырех лет судьба актера была связана с Театром им. Ленсовета, где режиссер Арсений Сагальчик представил немало интересных пьес. Потом сценарист Андрей Тарковский пригласил юношу в спектакль «Гамлет», и трагический образ принца Датского вызвал общественный интерес.

В интервью журналистам Анатолий Алексеевич говорил, что был недоволен ролью, которая отняла много эмоций, моральных и физических сил. Он радовался, что в конце 60-х ушел из театра в кинематограф и нашел того зрителя, который его ценил и любил.

Личная жизнь

В молодости и зрелости личная жизнь у Анатолия Солоницына не сложилась, и он не был по-настоящему счастлив с женами из творческих кругов. Сначала произошел развод с Людмилой, работавшей гримером Свердловской киностудии, из-за постоянных отъездов актера и отсутствия общих детей.

Со второй супругой, профессиональной артисткой, мужчина прожил десятилетие, и у них родилась дочь Лариса, ставшая директором музея кино. Со временем семейные отношения накалились, и творческие люди решили расстаться, поняв, что продолжать жить вместе будет тяжело.

Алексей Солоницын, сын Анатолия Солоницына

В течение ряда лет актер довольствовался мимолетными несерьезными романами, а потом повстречал молодую женщину, скрасившую череду монотонных дней. В третьем браке с женой Светланой появился сын Алексей Солоницын, который снялся у Маргариты Тереховой и устроился в кинокомпанию «Коктебель».

На протяжении жизни Анатолий поддерживал связь с единокровным младшим братом, который после смерти именитого родственника снял документальный фильм «Острова». В нем рассказывалось о семье актера и его творческой карьере, которую, по мнению многих, продвигала судьба.

Фильмы

Дебютной работой на большом экране стал детектив «Дело Курта Клаузевица», где Солоницыну по решению режиссера был доверен главный герой. А потом появился образ иконописца в мосфильмовском «Андрее Рублеве», благодаря которому актер стал наслаждаться съемками и собственной игрой.

Автор картины Андрей Тарковский, знакомый с Анатолием по театру, поддержал желание Глеба Панфилова взять молодого человека в новый проект. Так появился Иван Евстрюков — комиссар с железным характером, взаимодействовавший с другими персонажами драмы «В огне брода нет».

В 70-х годах фильмография мужчины пополнилась лентами «Один шанс из тысячи», «Гроссмейстер», «Принц и нищий» и «В лазоревой степи». Каждое сотрудничество с именитыми режиссерами было шагом к мировому признанию и расценивалось Анатолием как звено в неразрывной цепи.

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублёва и Андрей Тарковский

Люди, ответственные за подбор актеров, стояли в очереди за актером, но он предпочел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Детектив внутри приключенческого сюжета взрослая публика недооценила, и проект после выхода на экраны стал достоянием молодых.

Однако мужчина, исполнивший роль Сарычева, запал в душу каждому зрителю, и в Советском Союзе постоянно спрашивали, когда Солоницын вновь сыграет в кино. Ответом были картины «Восхождение», «Доверие» и «Там, за горизонтом», где благодаря таланту режиссерское видение было в точности воплощено.

Анатолий шел в ногу со временем и постоянно совершенствовал свои навыки, для того чтобы его персонажи были понятными и близкими. Он хотел сыграть Федора Достоевского и сделал это в биографической драме, которую в начале 80-х выпустил режиссер Александр Захри.

За историю о том, как великий писатель жил и работал над выдающимися романами, Солоницын на Берлинском фестивале получил приз международного жюри. А потом исполнил значимые роли в фильмах «Из жизни отдыхающих», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Хата-Батор» и «Мужики!..».

Любимый актер Андрея Тарковского

После выхода фантастической драмы «Солярис» пресса назвала Солоницына любимым актером Андрея Тарковского с согласия выдающихся коллег. Мастерское воплощение сценического образа астробиолога Сарториуса принесла фильму, завоевавшему награды, невероятный для СССР успех.

Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский

Сотрудничество Анатолия с режиссером московской киностудии продолжилось в картине «Зеркало», появившейся в середине 70-х годов. Роли Прохожего изначально не было в одобренном руководством сценарии, и вписать туда нового персонажа стоило невероятных трудов.

В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер» с участием актеров Александра Кайдановского, Алисы Фрейндлих и Николая Гринько. Экранизация романа «Пикник на обочине» получила приз Каннского фестиваля и стала началом новой эры в советском художественном кино.

Читайте также:  Евгений киндинов биография личная жизнь дети

Смерть

В начале 1980-х годов Солоницын участвовал в ряде съемок и, однажды получив незначительную травму, прибег к помощи профессиональных врачей. У актера обнаружили онкологическое заболевание, при котором, по прогнозам, можно было жить и работать в течение месяца и нескольких дней.

Могила Анатолия Солоницына

На фотографиях Анатолий выглядел здоровым, поэтому поклонники ничего не подозревали и радовались фильмам «Остановился поезд» и «Раскиданное гнездо». Смерть по причине рака легкого в июне 1982 года сделала роль репортера Игоря Малинина последней работой актера в кино.

Общество скорбело об утрате, поэтому на могиле на Ваганьковском кладбище у статуи женщины в монашеской рясе всегда лежали букеты цветов. Солоницына признали неотъемлемым символом новой эпохи в советском кинематографе, которая длилась с конца 60-х до начала 80-х годов.

Фильмография

  • 1966 — «Андрей Рублев»
  • 1967 — «В огне брода нет»
  • 1968 — «Один шанс из тысячи»
  • 1970 — «В лазоревой степи»
  • 1972 — «Принц и нищий»
  • 1972 — «Солярис»
  • 1974 — «Зеркало»
  • 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • 1976 — «Восхождение»
  • 1978 — «Трасса»
  • 1979 — «Сталкер»
  • 1981 — «Мужики!..»
  • 1982 — «Остановился поезд»

Источник

30 августа — 85 лет со дня рождения Анатолия Солоницына. АиФ.ru отследил все крутые повороты его судьбы — актёрской и человеческой.

А ведь звали-то мальчика, родившегося 30 августа 1934 г. в городе Богородске вовсе не Анатолием, а Отто. Во-первых, тогда, в эпоху Интернационала, иностранные имена были в моде. Во-вторых, на весь Союз тогда гремели свершения Отто Шмидта, географа, полярника, руководителя арктических экспедиций. Вот отец Фёдор Солоницын, журналист, и дал сыну имя в честь героя. А потом… Потом была война. И вражеское имя Отто мальчик попросил заменить простым русским Анатолием.

И профессию сперва он себе выбрал тоже самую простую — выучился в техникуме на слесаря-инструментальщика. Но потом передумал, снова вернулся в школу, чтобы получить полное среднее образование. Но погрузился с головой вовсе не в физику с химией, а в самодеятельность. И понял: никакой он не слесарь, а актёр.

Он рванул в Москву штурмовать творческие вузы. Но то, что восхищало жителей провинциальных городов, в которых жила его семья, столичных педагогов не впечатлило вообще. Три года он проваливался на вступительных экзаменах. После очередного провала он махнул рукой на столицу и поехал на Урал, в Свердловск. Учиться в студии при Свердловском драматическом театре. Первая и сразу главная роль в кино у него случилась тоже в Сверловске. В 1963 году на Свердловском телевидении он сыграл в картине «Дело Курта Клузевица» — кинодебюте ныне знаменитого режиссера Глеба Панфилова. В 1966 году Солоницын прочитал сценарий Тарковского и Кончаловского «Страсти по Андрею» в журнале «Искусство кино». И понял, что нужно штурмовать Москву снова. Да и гены дали о себе знать — один из его предков писал иконы.

После проб к фильму «Андрей Рублев» за Солоницына был только Тарковский. Остальные члены съемочной команды и чиновники от кино были категорически против утверждения на такую важную роль никому не известного актера из глубинки, которого к тому же три раза не приняли в ГИТИС.

Но Тарковский настаивал именно на таком Рублеве. Он решился на хитрый ход: собрал именитых искусствоведов и показал им несколько фотопроб. Мол, кто здесь выглядит как настоящий монах-иконописец? Все выбрали Солоницына…

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма Андрей Рублев. 1965 г.

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма Андрей Рублев. 1965 г. Фото: www.globallookpress.com

Как говорил в своих интервью режиссёр, для него синонимами профессии актера были слова «миссия», «послушание». Надо сказать, для того, чтобы играть в фильмах Тарковского, нужно было быть воистину миссионером. Так, съемки фильма «Сталкер» длились много лет. Братья Вайнеры переписывали по требованию Тарковского сценарий 10 раз — он требовал его «ускучнить», убрать живость. После тяжелейших съемок одного из эпизодов для «Сталкера» — в грязи и воде на заброшенной ГЭС в Эстонии — Тарковский оказался недоволен результатом. И тогда — невиданное дело — Госкино повторно выделило деньги на новые съемки. Алиса Фрейндлих (в фильме жена Сталкера) падала от переутомления в обморок, в картине со скандалом сменилось несколько операторов, Кайдановский, игравший главную роль, не выдерживая напряжения, пил и даже дрался с некоторыми членами съемочной команды. И только Солоницын беспрекословно шел за Тарковским, выполняя все его указания, порой совершенно противоречивые…

Солоницын биография личная жизнь

Вместо сказок — роли

Дочь актера, киновед и журналист Лариса Солоницына рассказывала в интервью о том, каким отцом был Анатолий Алексеевич: «Он со мной разговаривал как-то по-особенному. Эти интонации я узнаю, когда смотрю в “Андрее Рублеве” эпизод с маленькой княжной. Вместо вечерней сказки он читал мне свои роли. Так в семье были совмещены и необходимость работать, и отцовский долг».

Как вспоминает дочь артиста, самым лучшим снотворным для ребенка был текст «Бориса Годунова»: «Папа очень скрупулезно готовился к постановке в новосибирском театре “Красный факел”». А еще девочка обожала отцовские дружеские посиделки у них дома. Солоницын, по ее воспоминаниям, был очень веселым человеком с великолепным чувством юмора. «Мама его одергивала, — рассказывала в одном из своих интервью Лариса Солоницына. — “Толя, перестань быть шутом. Толя, не будь клоуном”. И когда мой сын Артем на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что клоуном, я подумала, что, может быть, гены заговорили»

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год.

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год. Фото: www.globallookpress.com

Солоницын был женат трижды. Первой его спутницей жизни была гример Свердловской киностудии Людмила Успенская.

Второй женой стала Лариса Сысоева, окончившая, как и Солоницын, театральную студию при Свердловском драматическом театре. Именно в этом браке, продлившемся с 1963 по 1978 год, родилась дочь Лариса Солоницына, выбравшая профессию киноведа и возглавившая в 2014 году столичный Музей кино.

Третьей женой стала Светлана, гримерша фильма «Сталкер». К слову о съемочном процессе фильмов Тарковского. Как шутил ассистент Андрея Арсеньевича, кинорежиссер Евгений Цымбал, Солоницын за время съемок успел и поухаживать за девушкой, и жениться на ней, и даже ребенка родить, а конца кинопроцессу всё и не предвиделось.

Лариса Солоницына рассказывала о своем младшем брате Алексее, который родился в этом браке: «Он очень похож на отца. Ему было около четырех лет, когда папа умер, и вряд ли Алексей мог запомнить какие-то его характерные жесты, поворот головы… Но он так же ходит, так же взмахивает руками, так же улыбается». Сегодня Алексей Солоницын — кинопродюсер.

Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Мы работаем для народа, а не для узкого… https://t.co/raNVCazWwH pic.twitter.com/Tk3bdyhJJI

— V24 (@v24su) December 9, 2016

Солоницын ушел из жизни очень рано — в 47 лет, от рака лёгких. В последние месяцы он лежал дома. Родные скрывали от него отъезд за границу Андрея Тарковского, понимая привязанность актера к своему мастеру. Но однажды проведать артиста зашел сосед и рассказал об эмиграции режиссёра. Для Солоницына это был удар. Умер актер 11 июня 1982 года. Вскоре из жизни ушла его вторая жена Лариса.

Источник

Кадр из фильма «Сталкер», 1979 г.

Анатолий Солоницын родился, когда вся страна не отрывалась от газет, следя за развитием ледовой эпопеи с экспедицией парохода «Челюскин» под руководством Отто Шмидта.

Отец, работавший журналистом, был настолько впечатлен подвигом освоителей Севера, что назвал первенца Отто. Немецкое имя стало восприниматься совсем иначе после нападения Германии на Советский Союз, и мальчик предпочел зваться Анатолием.

Путь на сцену

Окончив школу, Солоницын успел получить рабочую специальность, приобщиться к художественной самодеятельности и понять, что влечение к актерской профессии – непреодолимо.

Читайте также:  Актриса анастасия бегунова биография личная жизнь

Он отправился покорять Москву, подал документы в ГИТИС – и не преуспел. Следующий год также не принес ему успеха на экзаменах. Когда абитуриент в третий раз срезался на последнем туре, он принял решение уехать в Свердловск.

Здесь ему улыбнулась удача: талант Анатолия оценили в театральной студии при местном театре, которую он успешно закончил и стал выступать на сцене.

Сценические работы молодого актера заметил режиссер Глеб Панфилов и утвердил его на главную роль в своем фильме. Первая роль вне стен театра окрылила молодого артиста и заставила его развернуться к кинематографу.

Следующую роль Солоницын нашел сам: прочел опубликованный в журнале сценарий, всерьез загорелся сыграть и буквально «выгрыз» для себя, пройдя через частое сито многочисленных худсоветов.

Это роль Андрея Рублева, фильм о котором собирался снимать Андрей Тарковский. Мастер сразу разглядел в нем героя и отстаивал свой выбор перед начальством, для чего даже пришлось обращаться за экспертным мнением к историкам древнерусского искусства.

Специалисты, как один, указали на фотопробы Солоницына, как наиболее близкие к образу иконописца.

Удостоившись формулировки «антирусский фильм», «Андрей Рублев» на несколько лет отправился «на полку». Лишь в 1971 году картина была выпущена на экраны кинотеатров, и к Солоницыну пришла настоящая слава.

Любимец Тарковского

После первой совместной работы актер стал настоящим «талисманом» для Тарковского: тот приглашал его в «Солярис», «Сталкера», и позже, ставя «Гамлета» на сцене Ленкома, ни минуты не сомневался, кому доверить главную роль.

Снимая ленту «Зеркало», Андрей Арсеньевич специально придумал эпизод для любимого актера.

Ради воплощения режиссерского замысла актер был готов на многое, в том числе – ни с кем не разговаривать два месяца, чтобы достоверно передать надтреснутость голоса Рублева после «обета молчания».

Анатолия не пугала даже возможная пластическая операция: он считал, что она придала бы ему визуальное сходство с Достоевским, которого он планировал сыграть в телепостановке «Идиот».

Такая жертвенность имела и свою оборотную сторону – каждая роль давалась актеру огромным напряжением физических и эмоциональных ресурсов.

Личная жизнь и последние годы

Личная жизнь Солоницына складывалась не самым удачным образом: он был женат 3 раза, и лишь в последнем браке нашел то, о чем мечтал – взаимопонимание, обустроенный дом, устоявшийся быт.

К сожалению, насладиться семейным теплом и вырастить сына Алексея ему было не суждено. Во время съемок артист получил травму, и во время проведенного медицинского обследования у него неожиданно диагностировали онкологическое заболевание.

Хирургическое вмешательство на какое-то время облегчило состояние Солоницына, и он успел сняться еще в двух фильмах. Однако болезнь не отступала, и в 1982 году ослабевший и уже переставший самостоятельно передвигаться актер ушел из жизни.

Ему было всего лишь 47 лет, он был молод и полон творческих идей, но судьба распорядилась по-своему. Над захоронением талантливого артиста воздвигнуто изваяние – фигура в монашеском одеянии, символизирующая подвижническую суть ушедшего актера.

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Анатолий Солоницын

Анатолий Солоницын

Анатолий (Отто) Алексеевич Солоницын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край – 11 июня 1982, Москва, СССР). Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края.

Его отец был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».

Настоящее имя Анатолия Солоницына – Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна, затаив дыхание, следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Младший брат – Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.

После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери. Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.

В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина.

С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя).

Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.

В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра.

На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.

Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского.

Анатолий Солоницын в фильме “Андрей Рублёв”

Читайте также:  Икс миссия александр белов биография личная жизнь

Анатолий Солоницын Андрей Рублёв

Прочитав сценарий фильма «Андрей Рублёв» в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.

Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, то Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале».

Для так и неосуществленной экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?». Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

Анатолий Солоницын в фильме “Солярис”

Анатолий Солоницын Солярис

Анатолий Солоницын в фильме “Сталкер”

Анатолий Солоницын Сталкер

В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб – на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других.

Анатолий Солоницын в фильме “В огне брода нет”

Анатолий Солоницын В огне брода нет

Анатолий Солоницын в фильме “Проверка на дорогах”

Анатолий Солоницын Проверка на дорогах

Анатолий Солоницын в фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих”

Анатолий Солоницын Свой среди чужих

Анатолий Солоницын в фильме “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”

Анатолий Солоницын Достоевский

В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись. Этот эпизод впоследствии приведет к трагедии.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино – в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать.

Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.

Последние годы своей жизни болел раком лёгких. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года после проведённой операции и долгого последующего лечения. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Анатолий Солоницын

Рост Анатолия Солоницына: 178 сантиметров.

Личная жизнь Анатолия Солоницына:

Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей.

Первая жена – Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.

Вторая жена – Лариса Солоницына (Сысоева). Дочь – Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).

Третья жена – Светлана, Сын – Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».

Фильмография Анатолия Солоницына:

1963 – Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
1966 – Андрей Рублёв — Андрей Рублёв
1967 – В огне брода нет — Иван Евстрюков
1967 – Анютина дорога — командир продотряда
1968 – Один шанс из тысячи — капитан Мигунько
1970 – В лазоревой степи — Игнат Крамсков
1971 – Проверка на дорогах — Игорь Петушков
1972 – Гроссмейстер — отец Хлебникова
1972 – Зарубки на память — Ромус Чербуну
1972 – Любить человека — Дмитрий Калмыков
1972 – Принц и нищий — лорд Сент-Джон
1972 – Солярис — Сарториус
1974 – Наследники — Алексей Быстров
1974 – Зеркало — Доктор
1974 – Агония — полковник
1974 – Под каменным небом — полковник Хофмайер
1974 – Последний день зимы — Михаил Соловцов
1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
1975 – Воздухоплаватель — Анри Фарман
1975 – Между небом и землёй — полковник
1975 – Память — профессор Буров
1975 – Там, за горизонтом — Василий Бочажников
1975 – Доверие — Бочажников
1976 – Восхождение — Павел Гаврилович Портнов
1976 – Легенда о Тиле — Рыбник
1976 – Пока стоят горы — следователь
1977 – А у нас была тишина… — Петруха
1977 – Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
1977 – Юлия Вревская — доктор Павлов
1978 – Поворот — Костик
1978 – Предвещает победу — Вершинин
1978 – Трасса — Сливин
1979 – Сталкер — Писатель
1979 – Телохранитель — Султан Назар
1979 – Бумеранг — шериф Маклейн
1980 – Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Ф. М. Достоевский
1980 – Из жизни отдыхающих — Чикин
1980 – Сергей Иванович уходит на пенсию — Владимир Васильевич
1980 – Таинственный старик — Кондратий
1980 – Он — Харден
1981 – Мужики!.. — Художник
1981 – Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
1981 – Шляпа — отчим Ани
1982 – Остановился поезд — Игорь Малинин
1983 – Великая судьба — Бакич
1983 – Раскиданное гнездо — Незнакомец

Источник