Софья парнок биография личная жизнь

Софья парнок биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Парнох.

Софи́я Я́ковлевна Парно́к (30 июля [11 августа] 1885, Таганрог — 26 августа 1933, Каринское, Московская область) — русская поэтесса и переводчица.

Биография[править | править код]

София Парнок (настоящая фамилия Парно́х) родилась 30 июля (11 августа) 1885[4][5][6] в Таганроге, в зажиточной еврейской семье. Сестра известного музыкального деятеля, поэта и переводчика Валентина Парнаха и поэтессы Елизаветы Тараховской.

Отец — Яков Соломонович Парнох (1853—1913), провизор и владелец аптеки, потомственный почётный гражданин[7]. Мать — Александра Абрамовна Парнох, урождённая Идельсон (1857—1895), врач.

Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после рождения двойни, Валентина и Елизаветы) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом — отчуждёнными.

После окончания с золотой медалью Таганрогской Мариинской гимназии (1894—1903) год жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах.

Печатать стихи начала с 1906 года. Некоторое время была замужем за литератором В. М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду); после распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин, что нашло отражение в её лирике. К этому времени относится её роман с Н. П. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок. В 1909 году приняла православие.

С 1913 года сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин». Парнок-критика высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других ведущих поэтов 1910-х годов; признавая талант ряда акмеистов, она тем не менее отвергала акмеизм как школу. Парнок принадлежит (нехарактерное для неё по тону, но показательное для её представлений об искусстве) одно из наиболее ярких выступлений против Валерия Брюсова, «играющего роль великого поэта» (1917).

В 1914 году познакомилась с Мариной Цветаевой. У них был роман, который продолжался вплоть до 1916 года[8][9]. Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга» («Под лаской плюшевого пледа…» и др.).

Первый сборник «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 году и встретил в общем положительные отклики критики.

В 1917 году уехала в г. Судак (Крым), где прожила до начала двадцатых годов; среди её друзей этого периода Максимилиан Волошин, сёстры Аделаида и Евгения Герцык. В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и по его просьбе начала работу над либретто оперы «Алмаст».

Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел».

Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров. Парнок продолжала после революции и литературно-критическую деятельность, в частности, именно она впервые назвала «большую четвёрку» постсимволистской поэзии — Пастернак, Цветаева, Ахматова, Мандельштам (1923, в статье «Б. Пастернак и др.»).

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Её поэзию отличает мастерское владение словом, блестящая эрудиция, музыкальный слух. В её последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии; многие стихотворения посвящены физику-теоретику Нине Веденеевой — «Седой музе».

В московском Большом театре 24 июня 1930 года с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по её либретто.

В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920—1930-х годов.

Умерла от разрыва сердца 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове (19 уч.). На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет. В некрологе Владислав Ходасевич написал: «Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике — тем хуже для публики».

Возвращение Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой, собравшей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.

Семья[править | править код]

  • Парнох, Яков Соломонович (1853—1912) — отец, провизор, владелец аптеки, член городской Думы г. Таганрога, потомственный почётный гражданин.
  • Парнах, Валентин Яковлевич — брат, русский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, зачинатель русского джаза.
  • Тараховская, Елизавета Яковлевна — сестра, русская поэтесса, переводчик.
  • Парнах, Александр Валентинович — племянник, писатель.
  • Максим Александрович Парнах — внучатый племянник, художник, педагог.
  • Двоюродная сестра — Татьяна Адольфовна Аронович (урождённая Идельсон; 1902—?), живописец, член Союза художников СССР.

Книги С. Я. Парнок[править | править код]

  • Стихотворения. — Пг.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 80 с.
  • Розы Пиерии. — М.-Пг.: Творчество, 1922. — 32 с., 3 000 экз.
  • Лоза: Стихи 1922 г. / Обл. В. Фаворского. — М.: Шиповник, 1923. — 45 с.
  • Музыка. — М.: Узел, 1926. — 32 с., 700 экз.
  • «Вполголоса», стихи 1926—1927, — М.: Узел, 1928. — 63 с., 200 экз.
  • Собрание стихотворений / Подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. С. В. Поляковой. — Ann Arbor: Ардис, 1979.
  • Парнок Софья. Собрание сочинений. / Вст. статья, подготовка текста и примечание С. Поляковой. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — 544 с. — ISBN 5-87135-045-3.
  • София Парнок. Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии. / Под. ред. Е. Евтушенко. — М.: Полифакт, 1999. — ISBN 5-89356-006-X.
  • София Парнок. Стихотворения // От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. В 2 кн. Кн 1. — М.: Эллис Лак, 2001. — 704 с. — ISBN 5-88889-047-2.
  • София Парнок. Вполголоса: Стихотворения. — М.: О. Г. И., 2010. — 312 с. — ISBN 978-5-94282-534-8.
Читайте также:  Антон долин биография личная жизнь

Музыкальные интерпретации[править | править код]

  • В 2002 году в рамках проекта «АЗиЯ+» певицей, поэтом и композитором Еленой Фроловой выпущен CD «Ветер из Виоголосы», песни на стихи Софии Парнок.

Литература[править | править код]

  • Краткая литературная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978. — Т. 1-9.
  • Burgin D.L. Sophia Parnok. The Life and Work of Russia’s Sappho. — N. Y.: NY University Press, 1994. — ISBN 0-8147-1190-1.
  • Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко, ред. Е. Витковский. — Мн.; М.: Полифак, 1995.
  • Полякова С. В. [Вступительная статья к сборнику] // Парнок, София. Собрание стихотворений. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — С. 440—466.
  • Бургин Д. Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 512 с. — ISBN 5-87135-065-8.
  • Энциклопедия Таганрога. — Ростов н/Д: Ростиздат, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7509-0662-0.
  • Романова Е. А. Опыт творческой биографии Софии Парнок. — СПб.: Нестор-История, 2005. — 402 с. — ISBN 5-98187-088-5.
  • Нерлер П. [ Вступительная статья ] // Парнах В. Я. Пансион Мобер: Воспоминания. ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. — СПб.: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — Т. VII.
  • Хангулян С. А. Серебряный век русской поэзии. Книга первая. Модернизм: символизм, акмеизм. — М.: Новая газета, 2009. — С. 528. — ISBN 978-5-91147-006-7.
  • Щербак Н. Любовь поэтов серебряного века. Кумиры. История великой любви. М.: Астрель — СПб, 2012. — С. 71-82

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Софии Парнок.
  • Парнок София стихи в Антологии русской поэзии.
  • Парнок на Стихии.
  • Фотография могилы С. Парнок (Введенское кладбище)
  • Софья Парнок’s Journal
  • Серебряный век русской поэзии. Модернизм: символизм, акмеизм
  • Лера Мурашова. Стебелёк из стали. Русская Сафо

Источник

Биография

София Парнок была близким другом поэтов Серебряного века, выпускала переводы, либретто и сборники стихов. Ее часто называли Сафо из-за лирики, посвященной представительницам русской богемы и членам литературных кругов.

Детство и юность

София Парнок появилась на свет в августе 1885 года и являлась старшим ребенком Александры Абрамовны Идельсон. Из-за слабого материнского здоровья будущая русская поэтесса в детстве все время проводила со строгим нелюдимым отцом.

Яков Соломонович был членом привилегированной прослойки, фармацевт и владелец аптеки заботился о благе семьи. В городе Таганроге, где жили члены иудейской общины, была традиция обзаводиться двумя и более детьми.

София Парнок в молодости

Мать будущей поэтессы забеременела близнецами, после рождения Вали и Лизы их кормилица умерла. В обществе строгой гувернантки, на которой отец женился, Соня, лишившаяся ласки, взрослела и потихоньку росла.

Авторы ее биографии отмечали, что девочка быстро отстранилась от мужчины и его своевольной жены. Мачеха не разрешала маленьким детям веселиться, игры в жилище фармацевта были строго запрещены.

Валентин и Елизавета интересовались балетом и литературой, София выбрала фортепиано как средство уйти от проблем. В юном возрасте она разбирала сложные нотные партитуры, Ференц Лист давался ей проще математических теорем.

Окончив гимназию для девочек с отличным выпускным аттестатом, Парнок отделалась от опеки и уехала за рубеж. Учеба в консерватории Женевы у знаменитых педагогов расценивалась в еврейской общине как антиродительский мятеж.

В России молодая «бунтарка» училась на Бестужевских курсах, являвшихся университетом для девушек разных возрастов. Юриспруденция и литература стали призванием Софии, и она позабыла этюды в начале 1900-х годов.

Личная жизнь

София Парнок была человеком с тонкой ранимой натурой, смерть матери в раннем детстве оставила на сердце рубец. Девушка тянулась к подругам, ласковым, преданным, надежным, а отсутствие симпатий к мужчинам спровоцировал злой отец.

Странные платонические романы тревожили русскую поэтессу, поэтому она вышла замуж в середине 1900-х годов. Владимир Волькенштейн появился в ее личной жизни в Петербурге, он был талантливым драматургом, выходцем из культурных кругов.

София Парнок и Марина Цветаева

Брак по обычаям иудеев не выдержал ни одной из проверок, и талантливые люди расстались. В душе Софии проснулись чувства к Надежде Павловне Поляковой, любительнице классических опер и ярких ренессансных картин.

Приняв православие, дочь еврея поселилась в центре России, на работе встречалась с рядом талантливых людей. Певицы, писательницы, актрисы, переводчицы и поэтессы жили в фантастическом мире, полном губительных страстей.

Парнок отличалась от прочих женщин любовью к мужским костюмам и брюкам, приятная внешность привлекала всех повелителей пера. Эксцентричная особа с короткой стрижкой гостила у Ады Герцык-Жуковской, хозяйка созывала богему на литературные вечера.

На одном из подобных приемов София увидела «королеву»: Марина Цветаева в то время считалась московской звездой. Поэтессы с первого взгляда поняли чувства друг друга, бурный роман друзья называли сумасшествием.

Жительница столицы посвящала стихи еврейке, цикл «Подруга» одновременно выражал преданность и гнев. Повелительницы Эвтерпы 2 года «терпели друг друга», но потом все же расстались, ни грамма ни о чем не пожалев.

Читайте также:  Дочь марлен дитрих биография личная жизнь

В тандеме Марина была «доминанткой», и, несмотря на женственный образ, София, порабощенная любовью, подчинялась ей во всем. Из-за пламенных отношений пострадало много знакомых, сильнейшие душевные травмы получил публицист Сергей Эфрон.

В дневниках Цветаевой сохранились размышления о Софии, о том, как во время короткой разлуки разошлись в стороны их пути. Официальной причиной разрыва считался законный брак поэтессы, который она, покончив с романом, смогла восстановить.

София Парнок и Ольга Цубербиллер

В дальнейшем Парнок недолго встречалась с актрисой Людмилой Эрарской, женщины вместе пережили появление большевиков. Они были счастливы на теплом побережье Крыма, история любви продолжалась до начала 20-х годов.

В тяжелые голодные годы автора переводов поддержали землячка Фаина Раневская и ряд самых близких друзей. С профессором Ольгой Цубербиллер изгнанная из Москвы поэтесса провела довольно много счастливых дней.

Последней музой, запечатленной на фото из позднего архива, являлась Нина Веденеева, физик и кандидат наук. Женщины жили в Подмосковье, вдалеке от столичного шума, у них в Кашине часто гостили люди, входившие в близкий круг.

Творчество

В начале 1900-х Парнок отдалась во власть поэзии, подруге Надежде Поляковой посвящен десяток стихов. Переводы, шарады, головоломки и романтические пьесы являлись источником дохода в начале 1900-х годов.

Потом появилась работа в журнале под названием «Северные записки», где София, пользуясь псевдонимом, писала критические статьи. Вымышленный Андрей Полянин, ценивший Осипа Мандельштама, в середине 1910-х исчез и остался в забытьи.

Потомки, разбирая архивы, нашли опубликованные заметки об Анне Ахматовой и членах творческого «цеха поэтов», представлявших Серебряный век. По мнению автора, главной музой ведущих акмеистов России был образованный, культурный, интеллигентный человек.

К стихотворным шедеврам в этот период относились лирические сонеты, произведение «Белой ночью» очаровало ряд людей. Успех первых опусов заставил забыть литературные переводы, Софии требовалось время для воплощения идей.

Марина Цветаева повлияла на творчество молодой поэтессы — в произведениях появился личный, интимный мотив. Выход сборника в Петрограде в момент расставания с любимой открыл перед женщиной большое количество ярких перспектив.

Фаина Раневская и Софья Парнок

Опубликовано Олегом Дмитриевым Четверг, 8 ноября 2018 г.

София Парнок и Фаина Раневская

Революция помешала воспользоваться выпавшим шансом, но ряд книг все же издали в 1920-х годах. «Вполголоса», «Музыка», «Розы Пиерии», полные мрачных предчувствий, пользовались небывалым успехом в столичных элитарных кругах.

Когда на поэтическую арену вышли советские авангардисты, Парнок стала критиком недавно написанных великих стихов. Цикл «Большая медведица» читали на черноморском побережье люди, бежавшие от гнета партии большевиков.

Публичным признанием считалось оригинальное либретто к поставленной в московском театре классической опере «Алмаст». Автор Александр Спендиаров с помощью поэтессы достучался в сложный период до чувств и сознания масс.

Мастер литературного слова в начале 1930-х нашла последнюю музу, скрашивавшую грустную жизнь. Из стихов в этот период исчезла непринужденность, короткие строки потеряли веру в любовь.

Смерть

По словам современников, София жаловалась на боли в сердце, но причиной внезапной смерти считали отравленные грибы. Предчувствуя близкую кончину, Парнок писала без остановки о мимолетном хрупком счастье и злых превратностях судьбы.

В августе 1933 года на старом Введенском кладбище, у свежевырытой могилы, собрались десятки людей. Борис Пастернак, Владислав Ходасевич и прочие звезды литературы стали авторами некрологов и биографических статей.

Библиография

  • 1916 — «Стихотворения»
  • 1922 — «Розы Пиерии»
  • 1923 — «Лоза: Стихи 1922 г.»
  • 1926 — «Музыка»
  • 1928 — «Вполголоса. Стихи 1926-1927»

Источник

София Парнок и любовь всей ее жизни

София Парнок и любовь всей ее жизни

Изображение:

архив

Каждая творческая личность имеет свою музу. Она, воплощаясь в реальном человеке, порождает бурю в сердце творца и способствует созданию художественных шедевров. Для великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой такой вдохновительницей, любовью и катастрофой в жизни стала София Парнок. Ей посвящено большое количество известных стихов, цитируя которые многие даже не представляют адресата обращения.

Сонечка увидела свет в августе 1885 в Таганроге. Ее отец, Яков Соломонович Парнох (таково истинное звучание этой фамилии) был почетным гражданином города и владельцем аптеки, где сам трудился провизором. Мать, Александра Абрамовна, была из числа первого поколения женщин-врачей России. Семейство Парнох было состоятельным и входило в интеллектуально-культурную городскую элиту. Их дети получили отличное образование. С ранних лет они обучались музыкальной грамоте, чтению, изучали немецкий и французский языки.

Соня была старшим ребенком в семье. С рождением близнецов Валентина и Елизаветы, появившихся спустя 10 лет после Софии, связана трагедия в благополучной жизни семьи. Александра Абрамовна, подарив жизнь своим потомкам, умерла во время родов. Через некоторое время отец сочетался браком с гувернанткой, которая практически сразу вызвала неприязнь у Сони. Это привело к появлению отчуждения и холодным отношениям отца со старшей дочкой, для которой жизнь в родном доме стала тяжелейшей ношей.

С раннего возраста Соня стала писать стихи, в которых после смерти матери изливала всю свою боль и тоску. Вероятно, с того времени у замкнутой и своенравной девочки в глазах появилась трагическая безысходность, которая осталась с ней на всю оставшуюся жизнь.

Читайте также:  Биография актера миллера личная жизнь

После окончания с золотой медалью Женской Мариинской гимназии в Таганроге София в 1903 отправилась в Женевскую консерваторию. Стихи периода ученичества остались в поэтических строках и набросках, записанных в тетрадях. В течение года она обучалась в Швейцарии, в Женевской консерватории, научившись великолепно играть на фортепиано. Вернувшись в Россию, София в Петербурге предприняла попытку продолжить свое музыкальное образование. Но спустя некоторое время поняла, что профессионально заниматься музыкой она не хочет. В 1905 она оставила городскую консерваторию. Не пошла на пользу и ее учеба на юридическом факультете Бестужевских курсов, которые девушка не закончила. К этому времени относится ее кратковременная страсть к Надежде Поляковой, которая быстро остыла, чуть было не завершившись трагедией.

Вскоре София и известный литератор Владимир Волькштейн сочетались законным браком по иудейским канонам. Однако совместная жизнь была кратковременной. Молодая женщина вновь стала искать утешения у подруг.

Перед Первой мировой литературный салон критика Аделаиды Герцык считался местом, где собирались талантливые московские поэтессы. Там и повстречались Цветаева и Парнок. 23-летняя Марина была замужем за любящим ее Сергеем Эфроном, имела двухлетнюю дочку Ариадну.

В гостиной, куда вошла София, Цветаева полулежала в кресле. Аромат дорогих сигарет и изысканных духов, бело-черное одеяние, подчеркивающее противоречивость личности, грациозные движения, властные губы, резко очерченный подбородок – все это сразу привлекло внимание Марины. Очарование исходило от притягательной ауры греха, нежного хрипловатого голоса, соблазнительного взгляда зовущих глаз, трепетного движения изящных пальчиков Софии, которыми она доставала платок из сумочки. Против всего этого Цветаева устоять не могла. Зажженная спичка, поднесенная к сигарете незнакомки, стала началом их бурного романа.

Марина была представлена гостье в качестве названной дочери хозяйки салона. После этой встречи было несколько безудержных лет, когда сердце буквально неслось вскачь в неведомую даль.

Однажды Марина увидела Софию, которая каталась на извозчике с симпатичной девицей. Пламя негодования охватило поэтессу, укрепив ее любовные чувства. В это время ею было создано первое произведение, посвященное подруге, а также пришла уверенность в том, что сердце Сони должно всецело принадлежать ей одной.

Мне кажется, нам было бы с тобой
Так нежно, так остро, так нестерпимо…
Не оттого ль в строптивости тупой,
Не откликаясь, ты проходишь мимо?

И лучше так! Пускай же хлынет мгла
И ночь разверзнется ещё бездонней –
А то я умереть бы не могла:
Я жизнь пила бы из твоих ладоней!

Какие б сны нам снились наяву,
Какою музыкой бы нас качало –
Как лодочку качает у причала!..
Но полно. Проходи. Я не зову.

Невзирая на общественное мнение, зимой 1915 молодые женщины отправились в путешествие, посетив Ростов, Коктебель, Святогорье. Цветаева не обращала ни на кого внимания, считая себя не такой, как все.

А Сергей Эфрон терпеливо ожидал, когда пагубная страсть остынет. Не дождавшись, отправился воевать. В это время Марина написала цикл стихотворений под недвусмысленным названием «Подруге», в которых откровенно признавалась Софии в любви. Это может показаться странным, но Цветаева искренне любила и своего супруга, переживала за него.

И хотя к моменту встречи с Парнок Марина уже была матерью, однако ощущала себя дитем, которому недостает нежности. Она существовала в собственном иллюзорном поэтическом мире. Вероятно, не познав истинной страсти с супругом, Цветаева с легкостью вступила в интимные отношения с эротичной женщиной с наклонностями лесбиянки, которая стала для нее и опытной любовницей, и нежной матерью.

В тот период Парнок и Цветаева были признанными авторами, стихи которых активно публиковались. Естественно, что между ними возникло творческое соперничество. Поначалу София пыталась сдерживаться, ставя на первое место удовлетворение желаний плоти. Но постепенно теперь уже у Марины стали прослеживаться мрачные нотки, которые касались любимой подруги. Но все же она продолжала считать, что любовь мужчин скучна и неинтересна, и предаваться неге в квартире, специально снятой для этих целей на Арбате.

Но связь во грехе будущего не имеет. Она обречена. Так произошло у Цветаевой и Парнок. Зимой 1916 в гостях у Марины был Осип Мандельштам, с которым она гуляла по городу, читала ему новые стихотворения, обсуждала творчество собратьев по литературе. А потом Поэтесса пришла к подруге, у которой застала другую женщину. Нестерпимая боль пронзила сердце Цветаевой, которая, тем не менее, гордо, ни слова не сказав, покинула квартиру.

Марина внешне показывала равнодушие к случившемуся. Она хладнокровно отнеслась и к известию о смерти Софии. Однако это была только видимость. Как известно, от прошедших событий убежать нельзя.

Расставшись с Цветаевой, Парнок имела любовные связи с несколькими дамами. Одна из них – Нина Веденеева, отношения с которой оставили след в замечательных поэтических произведениях Софии, и на руках которой у нее разорвалось сердце. Однако память о Марине была жива, о чем свидетельствует фото Цветаевой, стоявшее до последнего дня у кровати Парнок.

Источник