Николай баталов биография личная жизнь дети

Николай баталов биография личная жизнь дети thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июля 2019;
проверки требуют 4 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баталов.

Никола́й Петро́вич Бата́лов (24 ноября (6 декабря) 1899, Москва — 10 ноября 1937, там же[1]) — русский и советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933)[2][3]. Муж Ольги Николаевны Андровской и дядя Алексея Баталова.

Биография[править | править код]

Николай Баталов родился в Москве в семье Петра Владимировича и Александры Ивановны Баталовых[4]. Его родители были крестьянами Ярославской губернии, перебравшимися в столицу[5]. Через три года родился его младший брат Владимир. Мать была домохозяйкой, отец в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой. Николай с детства готовился стать священником, мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли[4].

В 1910—1915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах. В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства, в 1916 году — во Вторую студию МХТ, где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплётчик в спектакле «Зелёное кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус. В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в «Адвокате Патлене».

В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской, которую заметил ещё в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра[5]. В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.

Зато уже в 1924 году он снялся в своём дебютном кинофильме «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова, сыграв красноармейца Гусева. Его роль выделяли и киноработники, и критики того времени:

Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова[6].

Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы[7].

Ролью же, принёсшей Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Всеволода Пудовкина «Мать» (1926) по мотивам романа Максима Горького. Сам Пудовкин так отзывался об актёре:

Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили[8].

Баталов активно участвовал в жизни театра. С 1925 года он входил в органы внутреннего управления и практически заведовал труппой. Вдохновлённый лозунгами РАПП, он стремился перестроить театр в новом, «идеологически правильном» ключе, настаивал на расширении круга авторов-партийцев, что позже воплотил вместе с Ильёй Судаковым в московском театре рабочей молодёжи (ТРАМ)[9].

В апреле 1927 года впервые вышел на сцену в одном из своих самых ярких образов: Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Константина Станиславского, Елизаветы Телешевой и Бориса Вершилова.

В 1931 году снялся в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь», где сыграл свою знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева. Картина с успехом прошла по советским и мировым экранам, завоевав приз за лучшую режиссуру на 1-м Венецианском кинофестивале.

С 1933 года Баталов преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе, однако болезнь давала о себе знать.

18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление актёра на сцене в образе никогда не унывающего Фигаро. После этого он уже не мог выйти из дома. Когда Иосиф Сталин посетил МХАТ и поинтересовался, почему не играет Баталов, ему ответили, что актёр болен. «Надо лечить», — сказал Сталин, и осенью актёра отправили на курорт Закопане в Польше[4]. Было дано распоряжение, чтобы его мог навестить любой, кто пожелает, и к нему выехала жена.

Позднее лечился в санаториях на Северном Кавказе и в Италии, но лучше ему не становилось. Он вернулся домой и уехал на дачу, где много работал над сценарием фильма о Пушкине, которого очень мечтал сыграть[4]. 3 мая 1937 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Николай Баталов скончался на 38-м году жизни 10 ноября 1937 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище[10].

Семья[править | править код]

  • Жена — Ольга Николаевна Андровская (1898—1975), актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1948).
    • Дочь — Светлана Николаевна Баталова (1923—2011), актриса театра.
  • Брат — Владимир Петрович Баталов, (1902—1964), актёр театра и кино.
    • Племянник — Алексей Владимирович Баталов (1928—2017, актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1976).

Роли в театре[править | править код]

  • З. Гиппиус «Зелёное кольцо» (1916) — Петя-переплётчик
  • И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок
  • М. Горький «На дне» (1916) — Алёшка
  • А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор
  • И. Д. Сургучёв «Осенние скрипки» (1918)
  • А. П. Чехов «Иванов» (1918)
  • Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик
  • Л. Андреев «Младость» (1918—1919) — Пётр, дворник
  • Л. Андреев «Младость» (1919) — Нечаев
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов
  • А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919—1920) — Мэтр Симон Коллик
  • Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920)
  • Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб
  • Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пёс
  • Ф. Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц
  • А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин
  • К. Тренев «Пугачёвщина» (1925) — Онуфрий
  • К. Тренев «Пугачёвщина» (1926) — Чика Зарубин
  • А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский
  • П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро
  • М. Горький «На дне» (1927) — Медведев
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька Окорок[11]
  • В. Катаев «Растратчики» (1928) — Никита
  • Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов
  • А. П. Чехов «Вишнёвый сад» (1930) — Лопахин
  • Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1933) — Собакевич
Читайте также:  Павел воля биография личная жизнь фото с женой

Фильмография[править | править код]

  1. 1924 — Аэлита — Гусев
  2. 1926 — Мать — Павел Власов
  3. 1927 — Жена — товарищ Антон[12]
  4. 1927 — Земля в плену — земляк Марии
  5. 1927 — Третья Мещанская — Николай
  6. 1931 — Путёвка в жизнь — Сергеев
  7. 1932 — Горизонт — Лёва Горизонт
  8. 1934 — Пастух и царь
  9. 1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов
  10. 1935 — Три товарища — Лацис

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1933)
  • Орден Трудового Красного Знамени (03.05.1937)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Баталов, Николай Петрович (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. ↑ Халиф, В. А. Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. — М.: Искусство, 1971. — 208 с.
  4. 1 2 3 4 Глеб Скороходов. В поисках устраченного. ОРТ (2000)
  5. 1 2 Андровская О. Н. Исповедь актрисы : дневники, письма, воспоминания / ред. и авт. коммент. В. А. Халиф. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. — С. 19. — 395 с. — ISBN 5-462-00490-7.
  6. ↑ Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
  7. ↑ Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
  8. Пудовкин, Вс. Стенограмма выступления на вечере памяти Н. П. Баталова в ВТО, январь 1948 г. — Цит. по статье: Н. Громов, Баталовы. — «Театральная жизнь», 1959, № 20
  9. ↑ Николай Петрович Баталов. Московский Художественный театр.
  10. ↑ Баталов Николай Петрович. Новодевичье кладбище.
  11. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)
  12. ↑ КиноПоиск. Николай Баталов

Литература[править | править код]

  • Некрасов В. М. «Безумный день, или женитьба Фигаро» на сцене МХАТ. — М: ВТО, 1984. — 392 с.
  • Галанин А. «Балашиха: История, факты, комментарии». Балашиха: Издательство «Дельта», 2004.

Ссылки[править | править код]

  • Николай Баталов на сайте Энциклопедия отечественного кино

Источник

Биография

Николай Петрович Баталов – советский актер театра и кино, снявшийся в главной роли в первом звуковом советском кинофильме «Путёвка в жизнь». Артист приходится братом театральному актеру Владимиру Баталову и дядей Алексею Баталову, исполнителю роли Гоши в двухсерийной мелодраме «Москва слезам не верит».

Николай Баталов появился на свет в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября 1899 года. По новому стилю актер родился 6 декабря. У Николая был младший брат Владимир, который появился на свет в 1902 году.

Николай БаталовНиколай Баталов

Творческий путь Баталова начался, когда в возрасте 17 лет он попал в Московский Художественный театр к Константину Сергеевичу Станиславскому. В 1919 году он привел туда и своего брата Владимира. Первую роль в театре Николай исполнил в постановке «Зеленое кольцо» в 1916 году. В это же время он появился в тургеневском «Нахлебнике» и в драме Горького «На дне». С 1914 по 1923 годы Николай Баталов был задействован в пятнадцати спектаклях. 

Николай БаталовНиколай Баталов | Театр

Он играл в постановках по мотивам произведений Достоевского, Горького, Чехова, Тургенева и других русских классиков. О работе Баталова на сцене в тот период положительно отзывался Анатолий Васильевич Луначарский. Перерыв в театральной карьере актеру пришлось сделать из-за болезни. Николай полгода залечивал туберкулез и успел сняться в кино, а потом снова вернулся на театральные подмостки.

Николай БаталовНиколай Баталов

Наиболее яркой работой за всю карьеру Баталова в театре принято считать роль Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Впервые в этом образе Николай появился в 1927 году. Критики с восторгом отнеслись к работе 27-летнего артиста в этой постановке. Через 10 лет неунывающий Фигаро стал последним персонажем, которого представлял Баталов на сцене. Он завершил свою театральную карьеру спектаклем «Безумный день» 18 февраля 1935 года.

Фильмы

Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.

Николай Баталов в фильме "Аэлита"Николай Баталов в фильме “Аэлита” | Кино-Театр

Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами. 

Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».

Николай Баталов в фильме "Мать"Николай Баталов в фильме “Мать” | Кино-Театр

В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.

Николай Баталов в фильме "Путёвка в жизнь"Николай Баталов в фильме “Путёвка в жизнь” | Кино-Театр

После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».

В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.

Читайте также:  Юрий казаков биография личная жизнь

Николай Баталов в фильме "Третья Мещанская"Николай Баталов в фильме “Третья Мещанская” | Кино-Театр

Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.

В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.

Николай Баталов в фильме "Три товарища"Николай Баталов в фильме “Три товарища” | Кино-Театр

Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.

Личная жизнь

Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, девочку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.

Николай Баталов с женойНиколай Баталов с семьей | Энциклопедия театра

У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».

Алексей БаталовАлексей Баталов – племянник Николая Петровича | Кино-Театр

Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.

Причина смерти

В 1923 году, еще до съемок в своем первом фильме, Баталов заболел туберкулезом. Эта болезнь мучила актера всю жизнь. Его театральная карьера могла быть более длительной, если бы не плачевное состояние здоровье. Баталов лечил легкие в Польше, в Италии, на Северном Кавказе. Он проводил время в санаториях, пил воду из целебных источников. В 1935 году Николай Петрович предпринял последнюю попытку лечения своей застарелой болезни в польском санатории, но положительного результата это не принесло. Немного не дожив до своего тридцать восьмого дня рождения, актер умер.

Николай БаталовНиколай Баталов

Это случилось в ноябре 1937 года. Причина смерти – туберкулез. Похоронили Николая Петровича Баталова в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1975 году рядом с актером была похоронена его жена Ольга Шульц (Андровская). Весной 2011 года рядом с родителями упокоилась и Светлана Баталова.

Фильмография:

  • 1924 — Аэлита
  • 1926 — Мать
  • 1927 — Жена
  • 1927 — Земля в плену
  • 1927 — Третья Мещанская
  • 1931 — Путёвка в жизнь
  • 1932 — Горизонт
  • 1934 — Пастух и царь
  • 1935 — Сокровище погибшего корабля
  • 1935 — Три товарища

Источник

Сегодня Николая Петровича Баталова можно было смело назвать кинозвездой, хотя в советской России 1930-х годов такого слова просто не существовало. За свое мастерство он уже в 1933 году был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР. Его карьера развивалась достаточно ярко, но оборвалась можно сказать на взлете, российский и советский актер театра и кино преждевременно ушел из жизни 80 лет назад, 10 ноября 1937 года. Причиной смерти актера стал туберкулез.

Николай Баталов родился в Москве 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1899 года. При этом его родители были обычными крестьянами из Ярославской губернии, перебравшимися в Москву в поисках лучшей жизни. Про детские годы Баталова известно немного. По всей видимости, родители будущего артиста хотели дать сыну хорошее образование, с 1910 по 1915 год он обучался в Москве в торговой школе имени Александра III. Также известно, что в детстве и в юношеские годы Николай увлекался футболом, особенно отдыхая на даче. Он даже выступал за команду поселка Никольское (в настоящее время город Балашиха). Спортивная компания, которая подобралась в этом поселке, была достаточно сильной. Считается, что одним из партнеров Баталова по футбольной команде был Петр Исаков, который в дальнейшем профессионально выступал за команды «Красная Пресня» и «Дукат» и даже сыграл два матча за советскую сборную.

В 16-летнем возрасте после окончания торговой школы Николай Баталов решил связать свою дальнейшую жизнь с искусством. У него появилось желание стать актером, и он успешно поступил в Школу драматического искусства, которая с 1916 года стала Второй студией МХТ. На протяжении восьми лет своей жизни с 1916 по 1924 год он был актером Второй студии Московского Художественного театра, на театральной сцене которого и произошел его актерский дебют. Здесь он сыграл свои первые роли, главным образом молодых людей — Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо», Ваську-казачка в спектакле по произведению Тургенева «Нахлебник» и Алешку в знаменитом спектакле по произведению Горького «На дне». Уже тогда на его работы в театре обратили внимание критики, отмечавшие талант молодого актера.

Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа

Тогда же произошло важное событие в личной жизни актера, в театре он познакомился со своей будущей женой, также актрисой Второй студии МХТ Ольгой Андровской. В 1921 году они поженились, уже в браке у них родится дочь. В начале 20-х годов прошлого века произошло и второе важное в жизни Баталова события, вот только оно имело для него трагические последствия. В 1923 году он заболел туберкулезом, который стал для него роковым, окончательно вылечить болезнь не удалось. Из-за болезни ему даже на полгода пришлось оставить работу в театре.

Читайте также:  Синтия клитбо биография личная жизнь

После выздоровления состоялся дебют актера в кино, при этом его первые картины относились еще к эпохе немого кино. В 1923 году Николая Баталова пригласили сняться в фантастической картине «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Снимал фильм режиссер Яков Протазанов. В картине Баталову досталась роль красноармейца Гусева, с которой он отлично справился, хотя это была его первая работа в кинематографе. После премьеры «Аэлиты» в советской печати появились восторженные отзывы и статьи, в которых Баталова называли антиподом «писаным красавцам» западного кинематографа и тем актером, который сможет воплотить на экране образ нового советского человека.

Спустя два года после достаточно громкой премьеры «Аэлиты» зрители увидели Николая Баталова в фильме «Мать» Леонида Пудовкина, в нем он сыграл Павла Власова. Данная роль только утвердила его в амплуа героя, который борется за права представителей трудового класса. При этом если после картины «Аэлита» его начали узнавать в СССР, то после съемки в фильме «Мать» он получил и некоторую мировую известность. Сам Пудовкин называл работу Баталова в своем фильме грандиозным подарком. Фильмы был снят в 1926 году и вышел на советские экраны в марте 1927 года. В том же 1927 году Николай Баталов сыграл одну из своих самых ярких ролей на театральной сцене, он сыграл Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», одним из режиссеров этого спектакля был знаменитый и непревзойденный Константин Сергеевич Станиславский.

Николай баталов биография личная жизнь дети

Так получилось, что Николай Баталов стал и одним из первых советских актеров, который заговорил со зрителем с большого экрана. В 1931 году он снялся в первом советском звуковом фильме. Это была легендарная картина «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Режиссер картины принял решение о том, что в роли руководителя трудовой коммуны, которой предстоит успешно перевоспитывать беспризорников в «настоящих советских людей», правдоподобнее всего будет выглядеть именно Николай Баталов. Актер отлично справился с поставленной перед ним задачей, которая усложнялась тем, что до этого он снимался исключительно в немых картинах. В то же время богатый театральный опыт игры на сцене московских театров позволил Баталову перестроиться и справиться с ролью в звуковом фильме, перестав выражать эмоции исключительно мимикой и жестами, как это приходилось делать до совмещения в кино картинки и звука.

В фильме «Путевка в жизнь» московских беспризорников, которые сбивались в банды и шайки, решают перевоспитывать не в исправительной колонии, а в трудовой коммуне, где из них делают плотников, столяров, сапожников, помогая подросткам получить нужные в обществе рабочие профессии. Такой подход меняет судьбу каждого из беспризорников. Данный советский фильм, премьера которого состоялась 1 июня 1931 года, в следующем году ждало международное признание, он получил награду I международного кинофестиваля в Венеции. Картина принесла известность советскому кинематографу и была куплена 26 странами. В 1933 году за свои успехи в работе в театре и в кино актер Николай Баталов был представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. В том же 1933 году он начал свою педагогическую деятельность, преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.

После фильма «Путевка в жизнь» Николай Баталов, судьба которого была неразрывно связана с главными вехами в истории становления отечественного кинематографа, играл исключительно главные роли. В 1932 году он сыграл Леву Горизонта в драме Льва Кулешова «Горизонт» про еврейского юношу, который принимает решение эмигрировать в Америку. А в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера «Сокровище погибшего корабля» он сыграл Алексея Панова краснофлотца ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). Фильм, который вышел на экраны в 1935 году, рассказывал зрителям про находку клада золотых монет на борту затонувшего английского корабля. Подводные съемки проходили на дне Черного моря в районе Балаклавы при непосредственном участии и консультации ЭПРОНа. В СССР эта государственная организация занималась подъемом затонувших кораблей и подводных лодок, существовала с 1923 по 1942 год.

Николай баталов биография личная жизнь дети

Из-за перенесенного в 1923 году туберкулеза и последствий болезни иногда актер вынужден был отказываться от ролей, следуя совету врачей, которые запрещали ему переутомляться. Плохое самочувствие мужа часто огорчало его супругу Ольгу Андровскую. Эта талантливая актриса, начиная с 1930 года, когда состояние здоровья Николая Баталова резко ухудшилось, почти полностью отказалась от своей театральной карьеры, сосредоточившись на доме и ухаживании за мужем, она занималась этим до самой его смерти.

Последним художественным фильмом, в котором успел сняться Николай Баталов, была знаменитая советская комедия «Три товарища» режиссера Семёна Тимошенко. В ней он исполнил роль начальника лесосплава Лациса. Фильм был снят в 1935 году, тогда же в феврале 1935 года актер в последний раз в жизни вышел на театральные подмостки, в своем последнем выступлении он играл никогда не унывающего Фигаро.

После 1935 года большую часть времени актер тратил на лечение, посещение санаториев, больниц, а также различных здравниц. Он пытался поправить свое здоровье на польском курорте Закопане, лечился в Италии на территории Северного Кавказа, но все безрезультатно. Болезнь не отступала. В мае 1937 года уже тяжело больной Николай Петрович Баталов получил почетную награду — орден Трудового Красного Знамени, однако яркие положительные эмоции от награждения не могли ничего исправить, в ноябре 1937 года актер скончался, не дожив до своего 38-летия. Он был похоронен в Москве на территории Новодевичьего кладбища. Несыгранные им в кино роли сыграет позднее его племянник знаменитый актер Алексей Владимирович Баталов, который навсегда запомнился зрителям по ролям в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года» и «Москва слезам не верит».

По материалам из открытых источников

Автор:Юферев Сергей

Источник