Михаил ромм биография личная жизнь

Михаил ромм биография личная жизнь thumbnail

Биография

В 2019 году исполнилось 85 лет с режиссерского дебюта Михаила Ильича Ромма – обладателя 5 Сталинских премий. В его немой мопассановской «Пышке» наряду с маститыми актерами Галиной Сергеевой и Петром Репниным впервые снялись и Фаина Раневская, и Татьяна Окуневская. После смерти гения кинематографа ученики, друзья и близкие в один голос заявляли, что из их жизней ушло что-то светлое, яркое и важное.

Детство и юность

Будущий прославленный режиссер и сценарист появился на свет в семье врачей, евреев по национальности, в сибирском городе Иркутске. Сюда их сослали ввиду революционной деятельности отца Ильи Монесовича, трудившегося в сфере бактериологии. Мать Трайна Айзиковна работала стоматологом и принимала пациентов в доме Иосифа Локуциевского. Именно она привила детям любовь к прекрасному, в частности – к театру. У дедушки в Вильно имелась личная типография.

Режиссер Михаил Ромм

Что касается точной даты рождения Михаила Ильича, то сначала называлось 24 января (по новому стилю), а позднее, после найденных документов в 2007-м – 21 февраля 1901-го. Спустя год после появления младшего сына (у Михаила был старший на 3 года брат Александр) Роммов отправили в поселок, ныне расположенный в Бурятской Республике. Здесь у них и случилось пополнение – родилась дочь Ида. Далее произошел переезд в Литву, а затем настала очередь Москвы.

Сам деятель кинематографического искусства рассказывать о детских и отроческих годах не любил. Особенно смущался при упоминании его участия в так называемом продовольственном отряде в 1918-м. Но тому предшествовала и гимназия Кирпичниковой, и зачисление в училище живописи, ваяния и зодчества. Ценные автобиографические сведения собраны им в книгу «О себе, о людях, о фильмах».

Михаил Ромм в молодости

В ней нашлось место и воспоминанию, как отец спасал пинцетом мух, угодивших в липкую ленту. Или о том, как мужчина в отсутствие сына отнес его изваяние на оценку художнику Петру Кончаловскому (деду Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского). Тот скульптуру похвалил.

«И когда я вспоминаю, как я сам учился, я все время вспоминаю людей, которые не мешали мне. Первым из них был мой отец. Он был необычайно добрым человеком. Более доброго человека я просто не видел, не встречал. Хотя одновременно был очень вспыльчив, принципиален и нетерпим», – писал Ромм.

Отдав долг родине и отслужив в рядах Красной армии положенный срок, парень вновь взялся за гранит науки. На этот раз – в мастерской в нынешнем ВГИКе и во ВХУТЕМАС. Прежде чем найти свое призвание, прославившее его на весь мир, Ромм пробовал силы в писательском деле. Работал в редакции газеты, писал сценарии для кино, занимался переводами зарубежных классических авторов. А также создавал собственные литературные произведения – от коротких новелл до романов.

Фильмы

Сначала была «Пышка», с которой стартовал большой кинематографический путь Фаины Раневской и Михаила Ромма. Впоследствии великий режиссер и великая актриса оставались друзьями на протяжении жизни. Хотя после «Мечты» в роковом 1941-м совместной работы у них больше не случилось.

Фаина Раневская (кадр из фильма «Пышка»)Фаина Раневская (кадр из фильма «Пышка»)

«Помнится, мы с Михаилом Ильичом смертельно обиделись друг на друга. Кончилось же все это работой, съемками. А во время съемок я в него влюбилась. Все, что он делал, было талантливо, пленительно. Все в нем подкупало: и чудесный вкус, и тонкое понимание мопассановской новеллы, ее атмосферы», – сохранила теплые воспоминания непревзойденная Фанни Фельдман.

До съемок перед дебютантом Роммом поставили непростую задачу: создать картину за 14 дней, с минимумом декораций и с примерно десятью актерами, не считая массовки. И Михаил Ильич справился.

Иван Кузнецов (кадр из фильма «Тринадцать»)Иван Кузнецов (кадр из фильма «Тринадцать»)

После «Тринадцати» в фильмографии появился «Ленин в октябре», также создававшийся в короткие сроки для того, чтобы обойти конкурирующий «Ленфильм». В итоге ленту одобрил сам Иосиф Виссарионович. Затем вышла вторая часть о Владимире Ильиче, ее даже хотели отправить на фестиваль в Канны, но планы спутала начавшаяся война.

«В то время, когда другие забились в угол и молчали, Ромм решил противопоставить Сталину Ленина. Не исторического Ленина, а такого, который жил тогда в сознании народа. Такое противопоставление считалось величайшей крамолой и каралось расстрелом. А Ромм отважился», – писал о своем гениальном учителе Григорий Чухрай.

В 1945-м и сразу после него из-под пера мастера выходили антифашистские работы, затем снова произошло рождение дилогии. На этот раз в центре внимания – прославленный русский адмирал Федор Ушаков.

В 60-х советский зритель познакомился с двумя шедеврами – «Девятью днями одного года» с сильным актерским составом и документальным фильмом «Обыкновенный фашизм». В последнем режиссер виртуозно использовал принцип монтажа, добавив в кадры музыкальное оформление и публицистическую речь нацистов.

Татьяна Лаврова и Иннокентий Смоктуновский (кадр из фильма «Девять дней одного года»)Татьяна Лаврова и Иннокентий Смоктуновский (кадр из фильма «Девять дней одного года»)

Незавершенной после себя оставил Ромм ленту «Мир сегодня». Но славное дело продолжили за ним Марлен Хуциев, Элем Климов и Герман Лавров, переименовав проект в «И все-таки я верю…».

Несмотря на преданность любимому кинематографу, Михаил Ильич не забывал и о педагогике. Слушать лекции легендарного Ромма посчастливилось Василию Шукшину, Андрею Тарковскому, Никите Михалкову, Александру Митте, Сергею Соловьеву и другим.

Личная жизнь

Режиссер, утвердивший на роль в своем фильме красавицу Елену Кузьмину, уже на тот момент пылал к ней – жене Бориса Барнета – глубоким чувством. Чего стоило только признание мужчины после, что он пересмотрел все работы с ее участием.

Читайте также:  Георгий тараторкин биография личная жизнь его дети фото

Документальный фильм “Елена Кузьмина и Михаил Ромм. Больше, чем любовь”

Отношение к актрисе не скрылось от внимательных глаз коллег по съемочной площадке. Мужу доложили, и ревнивец, занимавшийся боксом, примчался выяснять отношения. И ушел ни с чем – Ромм оказался на редкость деликатным и обаятельным, что Барнет только пригрозил Лёле пальцем и с облегчением выдохнул.

А зря – вскоре и Кузьмина влюбилась в Ромма, обладающего не голливудской внешностью, а неимоверной внутренней силой. Дело окончилось свадьбой в 1936-м – так «Тринадцать» стало счастливым числом для пары. Несмотря на то, что общих детей у звезд не было, они счастливо прожили вместе почти 35 лет. Их личную жизнь осветил в программе «Больше, чем любовь» телеканал «Культура», представив взору зрителя и трогательные раритетные фотографии.

Смерть

Смерть настигла кинематографического мастера 1 ноября 1971-го за работой. Он, проводив учеников Александра Павловского и Владимира Меньшова, на секунду оторвался от материала «Мира сегодня», чтобы прилечь. Но больше уже не встал.

Могила Михаила Ромма и Елены Кузьминой на Новодевичьем кладбище МосквыМогила Михаила Ромма и Елены Кузьминой на Новодевичьем кладбище Москвы / SerSem, Википедия

В последнюю минуту с ним рядом находилась его любимая супруга. Причиной смерти послужил, скорее всего, перенесенный в 1967-м тяжелый инфаркт, от которого Ромм так до конца и не оправился. Могила великого деятеля искусств расположена на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1934 – «Пышка»
  • 1937 – «Тринадцать»
  • 1937 – «Ленин в октябре»
  • 1939 – «Ленин в 1918 году»
  • 1943 – «Мечта»
  • 1945 – «Человек №217»
  • 1948 – «Русский вопрос»
  • 1950 – «Секретная миссия»
  • 1953 – «Адмирал Ушаков»
  • 1953 – «Корабли штурмуют бастионы»
  • 1956 – «Убийство на улице Данте»
  • 1957 – «Урок истории»
  • 1962 – «Девять дней одного года»
  • 1963 – «Борис Щукин»
  • 1965 – «Обыкновенный фашизм»

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ромм; Ромм, Михаил.

Запрос «Ромм, Михаил» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Михаи́л Ильи́ч Ромм (11 [24] января 1901, Иркутск — 1 ноября 1971, Москва) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, публицист. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966). Кавалер двух орденов Ленина (1938, 1967). Народный артист СССР (1950).

Биография[править | править код]

Михаил Ромм родился в семье еврейских социал-демократов в городе Иркутске Иркутской губернии Российской империи (ныне Иркутская область России), куда был сослан его отец Илья Максимович за участие в революционной деятельности[5]. Согласно обнаруженной исследователями записи в метрической книге иркутской синагоги, он родился тремя днями ранее — 8 (21) января 1901 года[6].

В 1902 году семью выслали в Заиграево (ныне в Бурятии) к политическим ссыльным. В Заиграево жил до пятилетнего возраста, там же родилась младшая сестра Ида[7]. Затем семья вернулась в Вильну, откуда был родом его отец, а в 1907 году переехала в Москву, где жила на улице Пятницкой, дом 10[8][9].

В 1918 году окончил гимназию. В 1918—1920 годах служил в продовольственной экспедиции, в Наркомпроде, в Главснабпродарме, в 1920—1921 годах — в Красной армии в должности младшего инспектора особой комиссии по вопросам численности РККА при Полевом штабе РВСР[10].

В 1921 году был демобилизован и направлен на учёбу в Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕМАС), на скульптурный факультет, который окончил в 1925 году. Из автобиографии[10]:

Уже во время учёбы я помимо скульптуры начал пробовать свои силы в других областях искусства. Этому способствовала моя довольно равномерная одаренность в самых различных направлениях. Я оказался неплохим актёром, обнаружил режиссёрские задатки, довольно успешно подвизался и на литературном поприще — писал, переводил Золя, Флобера, одно время увлекался музыкой. Как скульптор я сделал ряд работ и выставлялся.

В 1927 году был призван на Сибирские повторные годичные курсы комсостава РККА. В 1928—1930 годах был внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Получив доступ к фильмам, стал заучивать их наизусть кадр за кадром. Каждый из них смотрел по 20-30 раз, записывал по памяти и делал подробный анализ. По собственному признанию, эта работа дала ему очень много в области монтажа, сценария и мизансцены. В то же время для практики написал более десяти сценариев, ни один из которых не был поставлен. Семью содержал изготовлением диаграмм, чертежей и т. п. В 1930 году начал писать сценарии для Московской фабрики Совкино. Некоторые из них — «Реванш», «Рядом с нами», «Конвейер смерти» — были поставлены[11].

В 1931 году режиссёр Александр Мачерет пригласил его ассистентом на фильм «Дела и люди», а в 1933 году ему была поручена первая самостоятельная работа — немой фильм «Пышка» по Мопассану.

В 1937 году закончил фильм «Тринадцать» о пограничниках в среднеазиатской пустыне. Это был ремейк американской ленты «Потерянный патруль» Джона Форда и первый советский истерн. В том же году получил предложение за четыре месяца снять первый художественный звуковой фильм о Ленине — «Восстание», который вышел в прокат под названием «Ленин в Октябре».

В период работы над режиссёрским сценарием жил на квартире помощника начальника Главного управления кинофотопромышленности А. М. Сливкина и стал свидетелем его ареста[12][13].

За фильм «Ленин в Октябре» был награждён орденом Ленина и вступил в кандидаты ВКП(б).

Читайте также:  Ефим шифрин биография личная жизнь дети фото

В 1938 году поствил фильм «Ленин в 1918 году». В июле 1939 года был переведён из кандидатов в члены ВКП(б). В мае 1940 года был избран членом партийного комитета киностудии «Мосфильм». 23 мая 1940 года ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, 15 марта 1941 года — присуждена Сталинская премия I степени. С октября 1940 года работал художественным руководителем и заместителем начальника Главного управления по производству художественных фильмов. В мае 1941 года был назначен начальником управления по производству художественных фильмов[14].

С 1942 по 1947 год также выступал как режиссёр Театра-студии киноактёра[8].

С 1938 года работал педагогом, с 1948 года руководил актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа, с 1962 года в статусе профессора. Многие его ученики стали известными режиссёрами: Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Игорь Добролюбов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, Резо Эсадзе, Александр Павловский, Михаил Ильенко, Самвел Гаспаров, Динара Асанова[15]. Также преподавал кинорежиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссёров[16][17][18][19].

Вместе с Юлием Райзманом руководил Третьим творческим объединением киностудии «Мосфильм».

Могила Ромма на Новодевичьем кладбище Москвы

В 1965 году снял документальный фильм «Обыкновенный фашизм».

В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей советской науки, литературы и искусства генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина[20].

Был членом Союза кинематографистов СССР. Автор книг и статей по вопросам киноискусства.

Михаил Ромм скончался 1 ноября 1971 года в процессе работы над документальным фильмом «Мир сегодня». Он сидел дома за рабочим столом и, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры из новой ленты. Когда в кабинет заглянула его жена Елена Кузьмина, он произнёс: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Супруга помогла ему лечь на диван. Через несколько мгновений он умер[21]. Его очередная работа впоследствии была завершена его учениками Элемом Климовым, Марленом Хуциевым и Германом Лавровым и выпущена под названием «И всё-таки я верю…».

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)[22].

Семья[править | править код]

  • Отец — Илья Максимович (Монесович) Ромм (1869—1929), врач-бактериолог.
  • Мать — Тереза (Мария) Исааковна Ромм-Аронсон (урождённая Трайна Айзиковна Аронсон), зубной врач, в Иркутске вела приём в доме И. Локуциевского на Благовещенской улице, 8[23][24][25][26].
  • Старший брат — Александр Ильич Ромм (1898—1943), филолог, поэт, переводчик.
  • Средний брат — Эммануил Ильич Ромм (1900—1951) — советский теплотехник, автор учебника «Котельные установки» и расчётов паровых котлов.
  • Двоюродный брат — Михаил Давидович Ромм (1891—1967), спортивный журналист, теоретик футбола[27].
  • Жена — Елена Александровна Кузьмина (1909—1979), киноактриса. Народная артистка РСФСР (1950).
    • Приёмная дочь Наталья Борисовна Кузьмина (1934—1994). Её родным отцом был Борис Барнет.[28]

Фильмография[править | править код]

Режиссёрские работы[править | править код]

  • 1934 — Пышка
  • 1936 — Тринадцать
  • 1937 — Ленин в Октябре
  • 1938 — Пиковая дама (не завершён)
  • 1939 — Ленин в 1918 году
  • 1941 — Мечта
  • 1945 — Человек № 217
  • 1947 — Русский вопрос
  • 1948 — Владимир Ильич Ленин (хроникально-документальный, совм. с В. Н. Беляевым)
  • 1950 — Секретная миссия
  • 1953 — Адмирал Ушаков
  • 1953 — Корабли штурмуют бастионы
  • 1956 — Убийство на улице Данте
  • 1957 — Урок истории (совместно с Л. Арнштамом, Х. Писковым)
  • 1961 — Девять дней одного года
  • 1963 — Борис Щукин (документальный)
  • 1965 — Обыкновенный фашизм (документальный)
  • 1969 — Живой Ленин (документальный, совм. со М. Славинской)
  • 1971 — Первые страницы (документальный, совм. с С. Линковым и К. Осиным)
  • 1972 — И всё-таки я верю… (документальный, завершён Э. Климовым, М. Хуциевым, Г. Лавровым)

Сценарист[править | править код]

  • 1930 — Реванш (совм. с Б. Альтшулером и Н. Жинкиным)
  • 1931 — Рядом с нами (совм. с В. Гусевым)
  • 1933 — Конвейер смерти / Товар площадей (совм. с В. Гусевым и И. А. Пырьевым)
  • 1934 — Пышка
  • 1936 — Тринадцать (совм. с И. Л. Прутом)
  • 1938 — Пиковая дама (не завершён)
  • 1941 — Мечта (совм. с Е. Габриловичем)
  • 1944 — Человек № 217 (совм. с Е. Габриловичем)
  • 1947 — Русский вопрос
  • 1948 — Владимир Ильич Ленин (хроникально-документальный, совм. с В. Н. Беляевым и Е. Кригером)
  • 1956 — Долгий путь (совм. с Б. Бродским)
  • 1956 — Обыкновенный человек (совм. с Л. Леоновым и А. Столбовым)
  • 1956 — Убийство на улице Данте (совм. с Е. Габриловичем)
  • 1961 — Девять дней одного года (совм. с Д. Храбровицким)
  • 1963 — Борис Щукин (документальный)
  • 1965 — Обыкновенный фашизм (документальный, совм. с М. Туровской и Ю. Ханютиным)
  • 1972 — И всё-таки я верю… (документальный, совм. с С. Зениным и А. Новогрудским)

Озвучивание[править | править код]

  • 1963 — Борис Щукин (документальный) — текст от автора
  • 1965 — Обыкновенный фашизм (документальный) — текст за кадром
  • 1968 — Не горюй! — текст за кадром
  • 1972 — И всё-таки я верю… (документальный) — текст за кадром

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1972 — И всё-таки я верю… (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 1969 — Золотые ворота (фильм-воспоминание об А. П. Довженко, снятый по его дневникам)
  • 2005 — Михаил Ромм (из документального цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры»)
  • 2005 — Шпаликов: Людей теряют только раз… (документальный)
  • 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
  • 2010 — Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила…(из телевизионного документального цикла «Кумиры» с Валентиной Пимановой)
  • 2010 — Валентина Теличкина (из телевизионного документального цикла «Острова»).

Библиография[править | править код]

  • Избранные произведения в 3-х томах. М., Искусство, 1980—1982
  • Человек № 217. М., 1943 (в соавторстве с Е. Габриловичем)
  • Девять дней одного года. М., 1962
  • Беседы о кино. М., 1964
  • Беседы о кинорежиссуре. М., 1975
  • Устные рассказы. М., 1989, 1991

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
  • Народный артист СССР (1950)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1938)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «Человек № 217»
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Русский вопрос»
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за документальный фильм «В. И. Ленин»
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Секретная миссия» (1950)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за фильм «Девять дней одного года»
  • Два ордена Ленина (1938, 1967)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1961)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу фильмов, фильм «Пышка», 1935)[29]
  • МКФ в Канне (Большая Международная премия Ассоциации авторов фильмов за лучшую режиссуру, фильм «Человек № 217», 1946)
  • МКФ в Марианске-Лазне (Международная премия мира, фильм «Русский вопрос», 1948)
  • МКФ трудящихся в Злине (ЧССР) (Главная премия, фильм «Русский вопрос», 1948)
  • МКФ в Виши (Почётный диплом, фильм «Адмирал Ушаков», 1954)
  • МКФ в Карловых Варах (Приз «Хрустальный глобус», фильм «Девять дней одного года», 1962)
  • МКФ в Сан-Франциско (Почётный диплом, фильм «Девять дней одного года», 1962)
  • МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Девять дней одного года», 1962)
  • Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (фильм «Девять дней одного года», 1962)
  • МКФ в Мельбурне (Почётный диплом, фильм «Девять дней одного года», 1965)
  • МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Специальный Высший приз и премия кинокритиков, фильм «Обыкновенный фашизм», 1965)
  • ВКФ в Киеве (Специальный приз жюри режиссёру по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм «Обыкновенный фашизм», 1966)
  • Почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967)
Читайте также:  Леонид каюров биография личная жизнь дети

Память[править | править код]

Мемориальная доска на доме в Москве, где жил Михаил Ромм

  • В 1975 году вышла книга, написанная Марком Заком, «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры».
  • В 1985 году был снят документальный фильм «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра». Режиссёр Аркадий Цинман, сценарист Семён Фрейлих.
  • Материалы, записанные режиссёром на магнитную ленту в 1966—1971 годах, долгое время хранились в домашнем архиве, но не могли быть изданы по цензурным соображениям. В восьмидесятые годы некоторые из них были опубликованы и вышли серией пластинок на фирме «Мелодия».
  • В 1989 году Всесоюзным творческо-производственным объединением «Киноцентр» тиражом 125000 экземпляров была издана книга «Устные рассказы». В 2003 году рассказы режиссёра, дополненные воспоминаниями его жены актрисы Еленой Кузьминой и падчерицы Натальи Кузьминой, а также фотографиями и документами из личного архива и архива Государственного музея кино, были изданы под названием «Как в кино. Устные рассказы» (М. И. Ромм. Как в кино. Устные рассказы. — Нижний Новгород: Деком, 2003. — 256 с. — (Имена). — ISBN 5-89533-085-1.).
  • В 2008 году в Иркутске в память о режиссёре была установлена мемориальная доска[30].

Примечания[править | править код]

  1. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 3 Ромм Михаил Ильич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
  4. ↑ Берлинская академия художеств — 1696.
  5. ↑ Со стороны отца состоял в родстве с гебраистом Авраамом Гаркави.
  6. ↑ Михаил Ильич Ромм: Семья жила в доме Бычкова на улице Медведниковской, 3 (ныне улица Халтурина).
  7. А. Семёнов «Детство моё прошло в Бурятии…» // Байкал, № 6 ноябрь-декабрь 1982 года, стр. 132—136
  8. 1 2 Ромм М. И. Как в кино. Устные рассказы. — Нижний Новгород: Деком, 2003. — С. 8—14. — 256 с. — ISBN 5-89533-085-1.
  9. ↑ Списки жителей Москвы (1926)
  10. 1 2 Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлевский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062.
  11. ↑ Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлевский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062—1063.
  12. ↑ Jamie Miller. Soviet Cinema: Politics and Persuasion under Stalin
  13. ↑ Jamie Miller. On Censorship in Early Soviet Cinema
  14. ↑ Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлевский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1064.
  15. С.Соловьев. Асса и другие произведения этого автора.Книга первая: Начало. То да се…. — Амфора, 2008.
  16. ↑ Режиссёрское отделение/ Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  17. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  18. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  19. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  20. ↑ Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина
  21. ↑ Елена Кузьмина и Михаил Ромм. Больше, чем любовь. Культура.
  22. ↑ Могила М. И. Ромма на Новодевичьем кладбище
  23. ↑ Стоматологический факультет Иркутского государственного медицинского университета: Стоматологический кабинет Т. И. Ромм-Аронсон, который она открыла в 1901 году, стал вторым стоматологическим кабинетом в городе.
  24. ↑ Переписка родителей М. И. Ромма в РГАЛИ
  25. ↑ Приангарье
  26. ↑ Доклад Сибирского Союза РСДРП
  27. ↑ Макс Койфман «Золотая листва памяти»
  28. Борис Добродеев. Было — не было…. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — С. 213. — ISBN 978-5-91631-069-6.
  29. ↑ Ромм, Михаил Ильич — RuData.ru
  30. ↑ Мемориальные доски и памятники Иркутска

Ссылки[править | править код]

  • Ромм Михаил Ильич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Михаил Ромм о съёмках фильма «Обыкновенный фашизм»
  • Статьи о Михаиле Ромме на сайте журнала «Сеанс»
  • Человек слова (к 110-летию со дня рождения Михаила Ромма)
  • Михаил Ромм. Вопросы киномонтажа(Записи лекций)

Источник