Марлен дитрих биография личная жизнь александров

Марлен дитрих биография личная жизнь александров thumbnail

Марлен Дитрих — биография

Марлен Дитрих – известная актриса, певица, секс-символ. В 1999 году занесена в список величайших актрис Голливуда. В этом престижном перечне ей отвели девятую строчку. Мировую славу получила после выхода на экраны мюзикла «Голубой ангел».

Она была не просто актрисой и не просто певицей с легендарным голосом и прекрасными ножками. Она была и остается женщиной-легендой, обаятельной и непревзойденной. В ней как-то сочетались порок и невинность, сексуальность и неприступность, она пользовалась невероятной популярностью при жизни, и остается такой же любимой зрителем и спустя много лет после смерти. Она – Марлен Дитрих, стальная орхидея, женщина-вамп, от любви к которой сходили с ума миллионы мужчин, включая писателей и режиссеров, актеров,  политиков и миллионеров.

Детство

Родилась Марлен Дитрих в Шёнеберге, предместье Берлина 27 декабря 1901 года. Отца звали Луи Эрих Отто Дитрих, он имел звание лейтенанта полиции. Мама – Вильгельмин Йозефин Фельзинг, родилась в зажиточной семье торговцев-часовщиков, работала экономкой в богатом доме. На момент рождения Марлен, родители уже воспитывали годовалую дочь Элизабет. Когда Мари было всего шесть лет, отец бросил семью, а потом погиб буквально через год. Поэтому девочка его почти не помнила, но это не помешало ей придумать своеобразную игру «в папу». Причем она сама играла и отца и дочку. Мама не запрещала дочери лицедействовать на эту тему, несмотря на жесткость ее характера.

Марлен Дитрих в детстве

Музыка вошла в жизнь девочки с ранних лет, она увлеклась ею еще в начальных классах. Сразу Марлен осилила лютню, потом переключилась на скрипку. Ее первое выступление перед публикой датируется 1917 годом. После окончания Первой мировой войны в Германии царили разруха и опустошение. Мама подумала, что дочери не следует находиться рядом со столицей в это смутное время, поэтому продолжать обучение Марлен пришлось в закрытом пансионе Веймара. Там она жила на протяжении четырех лет, совершенствуя мастерство игры на скрипке. Творческая биография девушки началась в 1922 году, ее взяли в состав оркестра в кинотеатре. Дитрих и другие музыканты озвучивали немое кино. Но спустя месяц Мари ушла, так как вместо того, чтобы смотреть в ноты, музыканты не сводили с нее глаз, постоянно сбивались и путались. Но именно тогда, после просмотра множества фильмов, у Марлен появилось настойчивое желание сделать актерскую карьеру.

Дитрих находит новую работу в кабаре, куда ее взяли в качестве певицы и актрисы. Параллельно с этим девушка посещает занятия в актерской школе. Сначала ее не хотели принимать, но она заручилась рекомендацией популярной актрисы и добилась зачисления. После окончания обучения Марлен начала свою театральную карьеру, ставшую более, чем успешной. Таким же успехом увенчалось и ее сотрудничество с кинематографом. Когда ее имя уже было достаточно известным, Дитрих эмигрирует в США и даже получает гражданство этой страны.

Марлен Дитрих в юности

В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, правительство страны предложило Марлен вернуться на родину. Ее пытались заинтересовать материально, обещая просто заоблачные суммы гонораров за каждую ленту, снятую в Германии. Но Дитрих ответила отказом, мало того, в годы Второй мировой войны она активно поддерживала борьбу против нацистов. На протяжении нескольких лет актриса не снималась, дала множество концертов в госпиталях и гарнизонах. Марлен старалась ничем не выделяться среди простых солдат, вместе с ними ночевала в окопах, водой для умывания ей служил растопленный снег. Дитрих перенесла тяжелую пневмонию и никак не могла вывести надоевших вшей. Ее считали героиней, и перед самым концом войны актриса получила орден Почетного легиона и Медаль Свободы США.

Фильмы

Актриса уже успела сняться примерно в двадцати картинах, когда ее позвали на съемки ленты «Два галстука». Этот фильм не был шедевром киноискусства, но зато сумел сыграть в биографии актрисы решающую роль. Дело в том, что его увидел Джозеф фон Штернберг, известный немецкий режиссер, которому очень понравилась Марлен и ее игра. Он пригласил ее на съемки мюзикла «Голубой ангел», причем в главной роли. Именно после премьеры этой ленты Дитрих проснулась мировой звездой. В этой ленте Марлен предстала именно в том образе, который стал ассоциацией ее имени. Успех фильма был феноменальный, после него голливудская компания «Парамаунт» предложила актрисе долгосрочный контракт. Дитрих согласилась, и уехала в Америку навсегда.

Марлен Дитрих в мюзикле «Голубой ангел»

Марлен продолжала сниматься у Штернберга, их сотрудничество вылилось в рождение еще шести картин. Среди них успешнее всего получились «Песнь песней» и «Белокурая Венера». Некоторые ленты критики разбили в пух и прах. Режиссера обвинили в использовании дешевых декораций для фильма «Шанхайский экспресс», в том, что шпионская картина «Обесчещенная» содержит какие-то нелепые идеи. Критики выказали уверенность в том, что аншлаги в кинотеатрах во время трансляции этих картин, были исключительно заслугой Марлен. После того, как завершились съемки трагикомической ленты «Дьявол – это женщина», актриса разорвала контракт с Штернбергом, несмотря на то, что именно он сделал из нее звезду мирового масштаба.

Однако карьера актрисы продолжает активно развиваться. Она снимается в первой цветной ленте под названием «Сады Аллаха», потом в вестерне «Дестри снова в седле», триллере «Рыцарь без лат», комедии «Так хочет леди» и других. Актриса много раз пыталась сменить созданный для нее образ, в котором ее привыкли видеть. Зачастую ее старания не приветствуются, зрителю полюбилось ее  определенное амплуа, и новая икона стиля ему не по душе.

Марлен Дитрих в фильме «Так хочет леди»

Большим успехом пользовалась лента «Свидетель обвинения» по роману Агаты Кристи. Ее выдвинули на «Оскар», причем в нескольких номинациях. В этом фильме Дитрих сыграла свою последнюю главную роль. После этого фильмография актрисы пополнилась еще несколькими картинами, но эпизодическая роль в фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо», стала завершающей в ее карьере. В этой ленте актриса исполнила вокальную партию.

Песни

Петь Марлен начала еще в годы обучения в актерской школе Берлина, под руководством одного из лучших преподавателей города. Потом продолжила петь в кабаре, где каждая ее песня становилась шлягером. Первую запись в студии актриса сделала только в 1928-м. Выступления Дитрих пользовались несомненным успехом, хотя она и не обладала сильным голосом. Врожденная музыкальность в сочетании с жестковатым контральто буквально притягивала слушателей. Многие отмечали, что певица поет очень искренне, от души.

Выступает Марлен Дитрих

Самые лучшие композиции Дитрих составлялись в альбомы и выходили в виде полноформатных пластинок. Ее песни часто становились лучшими хитами года, к примеру, такие, как «Falling in love again», «Lili Marleen», «Laziest Gal in Town», «Song of Song».

Личная жизнь

Своего мужа – администратора картины «Трагедия любви» Рудольфа Зибера, Марлен встретила на съемочной площадке этой ленты. Актриса играла там роль в эпизоде – любовницу председателя суда. На тот момент он был помолвлен с другой девушкой, но это не помешало Дитрих закрутить с ним романтические отношения. Период ухаживаний длился недолго, влюбленные быстро поженились. А уже в 1924-м стали родителями дочери Марии, единственного ребенка актрисы. Девушка пошла по маминому пути и тоже прославилась как актриса. Ее имя – Мария Рива.

Читайте также:  Вивальди биография личная жизнь

Марлен Дитрих и Рудольф Зибер с ребенком

Позже Марлен вспоминала, что ее замужество с Рудольфом больше смахивало на анекдот, чем на супружество. После того, как родилась дочь, между супругами прекратилась интимная близость. Через два года они тихо разъехались, и каждый устраивал свою личную жизнь по собственному усмотрению. Но официально они не разводились, так и считались мужем и женой до тех пор, пока в 1976 году не умер Рудольф. Несмотря на наличие штампа в паспорте, Марлен вела бурный образ жизни, у нее была масса романов и поклонников.

Она сводила с ума самых богатых и знаменитых. Среди ее воздыхателей были талантливые и известные люди – актеры Джон Уэйн, Жан Габен, Джон Гилберт, Джимми Стюарт, певец Морис Шевалье, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, бизнесмен Джозеф Кеннеди, отец президента США Джона Кеннеди, режиссер, прославивший Дитрих на весь мир – Джозеф фон Штернберг. Ее внимания добивались писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк, отобразивший ее образ в романе «Триумфальная арка». А вот роман с Хемингуэем так и остался платоническим, они писали друг другу письма, которые впоследствии вышли отдельной книгой.

Родители Марлен были очень религиозными, дочерей тоже воспитывали в атмосфере любви к Богу. Но вера актрисы пошатнулась в годы Второй мировой войны, когда она воочию столкнулась с болью и ужасом. Именно тогда она сказала слова, ставшее крылатой фразой о том, что если Бог есть, он обязан пересмотреть свои планы. Дитрих обожала кино и понимала, какой вклад она внесла в его развитие. Актриса никогда не расставалась со сценическими костюмами, бережно хранила все фото и картины с ее изображением. Чтобы все это уместить, Марлен снимала в банке специальную ячейку, в которую поместилось примерно 25 000 различных предметов и 20000 тысяч фотоснимков. В настоящее время это хранится в Берлинском музее кино.

Смерть

После несчастного случая, который произошел с Дитрих в 1975 году, она перестала показываться на экранах. Артистка вела уединенный образ жизни в своих апартаментах в Париже, ни с кем не общалась, только избранные могли переступить порог ее дома. В это время она писала автобиографическую книгу под названием «Азбука моей жизни», которую напечатали в 1979-м.

На протяжении последних тринадцати лет актриса не вставала с постели, у нее была сломана шейка бедра. Сама по себе травма не представляла большой опасности, но Марлен не захотела ложиться в больницу и отвергла помощь медиков. Постоянное лежачее положение и увлечение спиртными напитками привели к тому, что начались проблемы с почками. Именно по этой причине актриса и умерла 6 мая 1992 года, на 91-м году жизни. Проститься с великой актрисой пришли тысячи поклонников. На гроб Дитрих положили французский и американский флаг и отправили на родину, в Шёнеберг. Знаменитую актрису похоронили на кладбище III Штубенраухштрассе, рядом с матерью.

Могила Марлен Дитрих

Память об одной из величайших киноактрис осталась в книгах и документальных проектах. Самой большой популярностью пользуется фильм «Марлен», который вышел еще в 1982-м, при жизни Дитрих. Он снят в жанре аудио-интервью, которое актриса давала режиссеру ленты. Марлен не хотела, чтобы поклонники видели ее в таком печальном виде, поэтому звук пришлось накладывать на кадры видеохроники ранних лет актрисы.

Избранная фильмография

  • 1922 Таковы мужчины
  • 1923 Трагедия любви
  • 1929 Целую вашу руку, мадам
  • 1929 Женщина, которая желанна
  • 1930 Голубой ангел
  • 1930 Марокко
  • 1931 Обесчещенная
  • 1932 Белокурая Венера
  • 1932 Шанхайский экспресс
  • 1933 Песнь песней
  • 1934 Распутная императрица
  • 1935 Дьявол — это женщина
  • 1936 Желание
  • 1937 Ангел
  • 1939 Дестри снова в седле
  • 1940 Семь грешников
  • 1941 Энергия
  • 1942 Так хочет леди
  • 1942 Негодяи
  • 1942 Нью-орлеанский огонёк
  • 1944 Кисмет
  • 1946 Мартен Руманьяк
  • 1947 Золотые серьги
  • 1950 Страх сцены
  • 1951 Пресловутое ранчо
  • 1957 Свидетель обвинения
  • 1961 Нюрнбергский процесс
  • 1964 Париж, когда там жара
  • 1984 Марлен

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

«Был ли у деда роман с Марлен Дитрих, остается загадкой». Интервью с внуком Григория АЛЕКСАНДРОВА

Он просто писал о своей ежедневной жизни, тщательно и кропотливо фиксируя все детали. «Занял десятку у генерала — есть совсем нечего», «Cегодня с Гретой ходили на премьеру… зашли в столовую, там сидел какой-то парень с сонными глазами». Да, Грета — это Грета Гарбо, а автор — знаменитый режиссер Григорий Александров. Спустя годы внук Александрова, тоже Григорий, готов опубликовать дневники деда. 15 книжечек, где каллиграфическим почерком записаны подробности голливудской жизни советского режиссера, впервые могут увидеть свет.

Григорий-младший приехал в Москву ненадолго. Он живет в Париже и московскую погоду переживает плохо: попал под дождь, простудился. Три раза мы назначали встречу, три раза ее откладывали и вот наконец встретились. Что символично — во французском кафе. Отец Григория — Дуглас, сын известного режиссера от его первого брака с Ольгой, которого эксцентричный Александров назвал в честь любимого актера Дугласа Фэрбенкса.

У вас сохранились личные воспоминания о знаменитом дедушке?

— Мы жили на его даче во Внукове, когда он был уже старым, после смерти его жены Любови Орловой. Он сам немного не дожил до восьмидесяти… Дед был очень уравновешенным, у него сложился постоянный круг знакомых — например заходила в гости Раневская. Были и устоявшиеся привычки: так, деду очень важно было обязательно позавтракать определенным образом. Правда, он иногда мог завтракать… в восемь вечера!

Очевидно, что он витал где-то в мире своих воспоминаний. Жалко, что тогда у меня не было диктофона и я не догадался записывать то, что дед говорит. Правда, он оставил после себя аккуратные записи — и что самое интересное, так это тетради, которые он вел, живя в Голливуде. Моя мать последние годы жизни потратила на расшифровку дневников деда. Перепечатывала их на машинке, получилось 400 печатных листов. Потом ходила по издательствам, предлагала опубликовать, но никто не захотел. Это было начало 1990-х, никому ничего не было нужно.

Вы прочли эти дневники. Что они собой представляют?

— Это очень большой объем информации, сложно что-то пересказать. В них нет стройности, как в романе, — это настоящие записи о каждодневной жизни. Дед писал какие-то обычные вещи, подробности, описывал очень детально свой путь в Европу, потом в Америку. Сейчас эти «обычные» факты читаешь с замиранием сердца — такие имена: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин…

Как Александров попал в Голливуд — не совсем обычное место для советского гражданина?

Читайте также:  Светлана тома биография личная жизнь семья

— Поездка Александрова в Голливуд как помощника Эйзенштейна решилась в 30-м году. Хотя планировалась еще раньше, в 25-м. После того как Эйзенштейн снял своего «Броненосца Потемкина», в Голливуде захотели, чтобы он сделал что-то и для США. Его пригласила студия «Парамаунт», а он взял с собой Александрова как сорежиссера и еще оператора Тиссэ. Сначала они отправились в Европу, потом — в Америку, и еще год жили в Мексике, снимали там документальный фильм по заказу «Парамаунта» — «Да здравствует Мексика!». Этот фильм потом попал в Советский Союз, и даже сейчас его можно купить. Там три части — начинается все с Мексики древней, вторая часть — коррида, в ней снимались известнейшие мексиканские тореадоры, третья часть — восстание мексиканских пеонов.

В дневниках дед пишет, как сложно было с гениальным Эйзенштейном — тот плохо переносил дорогу, постоянно жаловался… У него были разные страхи и фобии: то он боялся, что их не пропустят через границу, то опасался заболеть. Или мог исчезнуть на пару недель — просто уехать к отцу в Берлин, например. И вся работа ложилась на плечи Александрова.

Европа, потом Голливуд — это, конечно, звездные знакомства?

— В дневниках много звездных имен. Например, именно мой дед познакомил Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих. В Берлине они с Эйзенштейном общались с этим режиссером. Представьте: Германия, апрель 29 года. Александров, Эйзенштейн и Штернберг вместе отправляются в одно из берлинских варьете. Там Штернберг видит среди танцовщиц девушку, которая ему очень нравится, — он как раз ищет актрису на роль в «Голубом ангеле» (ставшем первым звуковым немецким фильмом). Он стеснялся подойти к ней сам и подослал молодого и бойкого красавца Александрова. И уже дед представил будущую актрису режиссеру.

Общение Марлен Дитрих и Александрова получило дальнейшее развитие?

— Орлова очень ревновала мужа к Марлен Дитрих. Сам он никогда не афишировал своих отношений с Марлен, и точно ничего не известно. Но он общался с ней, приехав в Голливуд, а Мария Васильевна — родная сестра деда — говорила мне прямо: у них был роман… Кстати, Любовь Орлова внешне очень похожа на Дитрих. Эта похожесть даже дошла до курьеза: пару лет назад по телевидению показывали фильм об Орловой. Фотографии для фильма попросили у меня, и среди них я положил одну — фотографию Марлен Дитрих. Эту фотографию показали как орловскую, никто не заметил разницы. В архиве фотографий деда сохранилась одна: на ней — Грета Гарбо и надпись губной помадой To my love Grigoriy. Hollywood. 1930. А на тех снимках, где Александров был снят вместе с немецкой актрисой, половинку с Дитрих Орлова аккуратно отрезала.

Известно, что Александров дружил с Чарли Чаплиным. Какие сохранились воспоминания об этой дружбе?

— Да, Александров и Орлова были очень дружны с четой Чаплиных. Часто ездили друг к другу в гости, переписывались. Не так давно я специально съездил в Швейцарию — взглянуть на большой дом Чаплина на берегу Женевского озера, где гостил дед. Чаплин был в некотором роде семейным талисманом Александрова и Орловой: общаясь между собой, они часто называли друг друга: он ее — Чарли, она его — Спенсер.

Это были составные полного имени великого комического актера: Чарли Спенсер Чаплин. Правда, Орлова недолюбливала жену Чаплина. Известна ее злая острота на ее счет: «Каждый год езжу за границу с надеждой узнать, что там модно носить, и каждый год не получается узнать о модных фасонах — опять жена Чарли беременна…»

Александров известен как человек, любивший присочинить, выдумать о себе какие-то истории. Это видно в его дневниках? Насколько они правдивы?

— Выдумщиком он стал уже в зрелом возрасте. Вряд ли 26-летний парень будет что-то выдумывать, ведя записи у себя в дневнике. Все очень искренне, лишено признаков художественного текста. Вот, например, еще одно воспоминание: в Америке был сухой закон, пить было нельзя, и Александров с друзьями перебирались через границу в Мексику, там устраивали грандиозные гулянки. Единственное, что могло быть ограничением для ведения записей, — любопытство Эйзенштейна: тот мог запросто взять личные записи деда, почитать, не спросив разрешения у автора.

Внук режиссера после короткого визита в Россию снова вернулся в Париж. Вопрос о публикации редких документов остается открытым.

Из дневников Г.В. Александрова

1929 год, Лондон

Бернард Шоу показывает Лондон. Недалеко от Вестминстерского аббатства, около трамвайной остановки, стоит щит на монументальных чугунных ножках.

— Вот, — говорит Шоу, — вы можете узнать одним движением, как проехать в нужный вам адрес. Где вы живете?

— В Хемпстеде.

Шоу жмет кнопку, около написано «Хемпстед».

— Вот, — говорит он, — нажмите, и на щитке зажгутся все линии трамвая, автобусов, метро, которыми вы можете добраться до Хемпстеда.

Нажал, ничего не зажигается.

— Жмите сильнее!

Жму, ничего не зажигается.

Жмет сам.

— Очевидно, испорчено!.. Тогда вот автомат, опустите никель и получите книжку…

Опуская, дергаю за ручку, нет никакой книжки. Шоу взбешен. Он подходит к полисмену. Полисмен отдает честь и наклоняется к Шоу, желая его внимательно выслушать.

— Передайте королю, что Англия — говно!

— С кем имею честь говорить? — спрашивает невозмутимый бобби.

— Это сказал Бернард Шоу.

— Ес, сэр! — говорит бобби и записывает в книжку фамилию.

Очевидно, гордость англичанина взыграла в старике, и провал демонстрации техники он хотел возместить демонстрацией свободы слова…

22.12.1929, Париж

Заехал за А. Шифриным, с которым поехали в студию «Бианкур» для разговора о «Романсе». По пути заехали в русский магазин купить завтрак. Продает бывший генерал, кажется, вице-губернатор, считать не умеет: 1,75 и 1,50 — итого 3,75. Говорит грассируя, обращаясь к другим приказчикам, — «князь» и т. д. «Губернатор» собирался выпороть дворника этого дома за то, что тот вышел гулять этим летом в белом костюме да еще с сигарой. «Губернатор» кричал:

— Мы идем к гибели, это черт знает что такое!

Он не мог торговать, волновался.

24.12.1929

Разбудила Эрна… Обижена, что не пригласили на вечер в полпредство. Рекомендовала посмотреть рождественские ярмарки. Говорили о том, что посылать откровенные статьи в Москву сложно, нас здесь заклюют и никуда не пустят. Хорошее о Европе писать трудно, кроме техники и старины. Пробовали это со Швейцарией, и вот теперь невозможно получить визы. Придется писать пока что чисто технические статьи или очень мягко выражаться.

31.12.1929

…Вечер у Розенталя (Розенталь Леонард М., владелец торгового дела бриллиантами в Париже, покровитель русских писателей в эмиграции и автор книги «Будем богаты» (1925). — Ред.). Одели смокинги первый раз в жизни! Мучение с галстуком. Леонид Азарх начал помогать, забыл, как завязал свой, и не мог завязать… Опаздывали, волновались, завязывали галстук десятки раз. Помог Борис. Получили в подарок книгу «Будем богаты» с трогательной надписью — «Леонард». Под эту подпись в Париже можно иметь кредит. Цыгане — Настя и Дм. Поляковы — каждому пели. Настя Полякова с гитарой перед покрасневшим Эйзенштейном:

  • «К НАМ ПРИЕХАЛ НАШ ЛЮБИМЫЙ
    СЕРГЕЙ МИХАЛЫЧ ДОРОГОЙ…
    БЕЗ СЕРЕЖИ НАМ НЕ ПЬЕТСЯ,
    И ВИНО НЕ ВЕСЕЛИТ».
Читайте также:  Камеди вумен участницы биография личная жизнь

Январь 1930 год, Париж

К 2 часам поехали в оперу, на бал-маскарад, устроенный меховщиками Парижа. У подъезда оперы шикарная атмосфера. Полиция с красивыми аксельбантами. Множество автомобилей, дамы в сногсшибательных туалетах и мужчины в цилиндрах.

Я не мог не рассмеяться, когда вошли в главный вход.

По роскошной лестнице, знаменитой лестнице Парижской оперы, залитой светом оранжевых и белых гирлянд из лампочек, по бокам яркой большой толпы, под звуки трех оркестров, под золочеными сводами и потолком стояли шпалеры кирасир с шашками наголо. С ослепительных медных касок ниспадали по их спинам хвосты из конского волоса. Подбородки были подтянуты ремнями касок. Золотые пуговицы и красные позументы. Красные шнуры и эполеты.

Все это увиденное в один миг вызвало мой смех — громкий и непосредственный. Немного придя в себя, заметил стройных женщин в хорошо сшитых платьях. Это были манекенщицы модных магазинов, которые должны были стоять на лестнице так же непринужденно, как кирасиры.

Вошли в зал. Прежде всего увидели барьеры ярусов, сияющие гирляндами ламп. Знаменитую люстру, о которой я читал и думал, что она гораздо лучше, чем есть. Сцена и партер соединены полом и представляют собой огромный зал.

В этом зале, как в переполненной церкви, стоят тысячи две людей. Плечом к плечу, в тесноте и жаре. Пробираясь на сцену, чтобы посмотреть на зрительный зал, вдруг слышу русский разговор:

— Это Эйзенштейн? У, сволочь… Ты, наверное, знаешь, что Эйзенштейн? Да. Нас мало… Надо найти еще одного.

Разговаривающих четверо. Это молодые люди в смокингах и фраках, очевидно, сыновья русских купцов, меховщиков. Они собираются бить Эйзенштейна, но боятся, что четверых будет мало.

Тот, кто первый замахнется, получит удар от меня. В таких случаях можно бить в спину. Но к молодым нашим врагам подошли девушки, и они пошли танцевать. Эйзену (Эйзенштейну. — Ред.) рассказал об этом только вечером, не хотел говорить при м-м Хайн.

Апрель 1930 года, Париж

…Я всегда презирал самоубийц. (В последних новостях 19 апреля 1930 года напечатано известие о самоубийстве Маяковского, вырезка в дневнике. — Ред.) Есенина презирал, Шифрина презираю, а вот Маяка не могу презирать. Не могу, потому что сентиментальности у него нет. Даже в предсмертных письмах без сантимента. Я презираю самоубийц, но как знать в этой переменчивой жизни… Диалектика и в самоубийстве есть…

Май 1930 год, Париж

Умирающие нервы. Вчера в шести зубах с нудной болью умирали, отравленные мышьяком, нервы. Взялся за ремонт рта. Надо вставить девять зубов, выдранных мною во время съемок «Октября». Из-за экономии времени, чтобы не лечить. Когда спиливали мне зубы визжащими пилами, накаливалась сталь, пар и дым шли изо рта с брызгами и осколками костей. Кость горела, и пахло жженным…

Думал в это время — хорошая тема для сценария: «Звезда». Безызвестную девушку приглашают в Голливуд подписать контракт, и в договоре ряд пунктов: 1. Заменить зубы. 2. Переделать нос. 3. Ноги. 4. Грудь. 5. Похудеть. 6. Не беременеть. Зубную операцию разработать со звуком. Фигуру девушки вначале сделать с толщинками /грудь, ноги/ и т. д. Показать фабрику красоты и все ее механизмы.

Из писем к Ольге (первая жена Григория Александрова. — Ред.), Париж, 13 мая, 1930 год

…столько мучений!!! Уйма работы и тысячи забот. Эйзен и Тиссэ уже в Америке, а я, как всегда, должен кончать начатые им дела. Должен срочно смонтировать картину. К тому же Эйзен, получив американский аванс, денег мне не оставил. А, как сейчас выяснилось, я к тому же должен заплатить его долги. Это тоже отнимает время и волнует. Добыть деньги — дело нелегкое. А я еще зубы лечу, больно и противно. Ехать надо 23-го — к этому сроку должно быть все кончено…

Париж, 24 мая, к Ольге

…перед отъездом миллионы мелких и сотни больших дел.

Напишу подробно с парохода, который 28-го повезет меня в Америку. Как видишь, 23-го не уехал — перенесли на 28 мая.

С Эйзеном очень трудно! Ругаемся ежедневно по телефону, чтобы потом не ругаться на работе! Пиши: Голливуд, студия «Парамаунт»…

  • ПРОЩАЙ, ПАРИЖ! ТЕБЯ Я ВСЕ-ТАКИ КОГДА-НИБУДЬ УВИЖУ!

16 июня 1930 год, США

Вчера заснуть было непросто. Проснуться сегодня было совсем легко. Подниматься стал до восхода солнца. За окнами пустыня, как и вчера, только на станциях пальмы и цветы. Станция — Багдад — сказочно заросла цветами, а дальше — опять пустыня, пески, кактусы и какие-то корявые мохнатые деревья…

Завтракали с Бахманом — нашим менеджером. Пока создается впечатление симпатичного человека.

После обеда записал мысли о Чаплине.

Чаплин с Эйзеном и Монтегю приехали в наш дом и неслышно вошли в комнату. Я думал о Чаплине, когда он стоял за моей спиной.

Чаплин провел весь день с нами. Еду готовили сами, так как прислуга гуляет. Показали Чаплину книгу о Диего Ривере. Фрески его понравились Чаплину. Надевает очки, когда смотрит внимательно. Жгли бумагу в камине. Чаплин не может сидеть долго на одном месте, вскакивает и показывает разные движения непрерывно. Рассказывал, как его приглашали играть Христа. Показывал, как он — Чаплин — нес бы крест на распятие. Это было действительно смешно.

Рассказывал, как во время съемок «Десяти заповедей» с актером, игравшим Христа, носились и боготворили его. Служили молебен перед началом съемок и т.д. А он унежил какую-то актрису за декорациями, и она подала на него в суд, когда съемки не были еще закончены. Стоило больших трудов, денег замять дело; если оно появилось бы в прессе, то скандал был бы грандиозный.

Много веселого и смешного рассказывал Чарли.

Пока он серьезен, его нельзя узнать. Но когда кончает какую-либо историю или трюк, то улыбается своей знаменитой улыбкой, и тут каждый сразу его узнает. Уезжая, просил приходить в его дом… Симпатичный человек. Много в нем детского и наивного, а вместе с тем он самый серьезный человек. Из всех голливудских людей… Какая-то обаятельная сила кроется в нем и создает к нему отношение.

28 октября 1930 года, Вашингтон

Остановились у Сквирского — непризнанного посла СССР. Скромное посольство по всей форме. Утром получили японские визы в японском посольстве… После завтрака катались по Вашингтону. — Что это за особняк? — спросил я об одном доме. — Особняк?! — обиделся Сквирский. — Это Белый дом!

Елена Родина

В материале использованы фотографии: фотографии предоставлены музеем кино

Источник