Личная жизнь тургенева в отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

???? Здравствуйте, дорогие читатели! Спасибо, что выбрали именно эту статью! Здесь о главных этапах жизни классика русской литературы, драматурга и переводчика.

Произведения И.С. Тургенева оказали огромное влияние на европейские романы II пол. XIX столетия. Он первым в России стал изучать личность «новых людей», называемых шестидесятниками, их мораль и психологию. С его легкой руки появился термин «нигилист».

Иван Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле в семье Сергея Николаевича Тургенева и его супруги Варвары Петровны.

Родители И.С.Тургенева

Его отец до брака служил в кавалергардском полку, но несколько безрассудный образ жизни достаточно серьезно сократил его финансы, и в 1816 г. он женился на богатой 29-летней дворянке Варваре Лутовиновой. Через пять лет, получив звание полковника, он вышел в отставку.

Союз родителей нельзя назвать счастливым. После 14 лет брака отец ушел из семьи, и через четыре года скончался.

Варвара Петровна осталась с тремя детьми. Она была довольно деспотичной женщиной, барские замашки у нее, как ни странно, сочетались с образованностью. Даже забота о детях часто носила деспотический характер.

Побои терпел и Ваня, хотя был признанным любимчиком. Грамоте его обучали, регулярно сменявшиеся, европейские гувернеры. В семье разговаривали только на французском языке, даже молитвы читали по-французски.

Спасское-Лутовиново, усадьба Тургеневых

Мать неоднократно посещала европейские страны, была просвещенной женщиной, читала труды серьезных философов. Обладала также превосходной образной русской речью.

Она внимательно следила за литературными новинками и выписывала их. Была знакома с творчеством русских поэтов и писателей и часто наизусть цитировала целые выдержки из их произведений.

В 1827 г. семья перебралась в Москву, там Иван поступил в университет на факультет словесности. Через год они переехали в Санкт-Петербург, и юноша продолжил учебу.

Первые произведения Тургенева

Еще студентом Тургенев написал поэму «Стено» и показал ее проф. П. Плетневу. На лекции профессор тщательно разобрал произведение, без указания автора, и отметил, что сочинение написано неплохо. Эта оценка стала для юноши целительным бальзамом и он, вдохновившись похвалой, написал еще много стихотворных строк и поэм.

Иван Тургенев в молодости

В 1838 г. Тургенев уезжает в Берлин, где присутствует на университетских лекциях по истории древнеримской и древнегреческой литературы, а самостоятельно изучает грамматику. Это позволило ему в дальнейшем свободно читать произведения той эпохи.

Он интересуется немецким идеализмом. Уклад европейской жизни производит на него огромное впечатление. Он понял, что усвоение основополагающего начала общечеловеческой культуры поможет вывести Россию из темноты и невежества.

Впоследствии Тургенева прозвали «западником». В 1840 г. в Германии он встречает девушку, образ которой надолго остается в его памяти. Вспоминая эти встречи, он напишет чудесную лирическую повесть «Вешние воды».

В 1843 г. он пишет поэму «Параша» и знакомит с ней В. Белинского, высоко оценившего ее. Это послужило сначала близкому знакомству, которое затем перешло в дружбу. Этот год также отмечен созданием стихотворения «Утро туманное», к которому многие композиторы сочиняли музыку.

Литературная элита восприняла произведение как посвящение оперной певице Полине Виардо.

В 1844 г. свет увидела поэма «Поп», которая сразу привлекла интерес общества явным антиклерикализмом. Поэму серьезно сократила цензура, но европейские издательства напечатали ее целиком.

«Современник» и «Колокол»

С 1847 г. участвует в преобразовании ж. «Современник». Здесь публиковались главы «Записок охотника». Успех был ошеломительный, и автор решил продолжить цикл этих рассказов. По его словам, рассказы были направлены против крепостничества, которое он ненавидел с юности.

В Париже Тургенев становится невольным свидетелем революции. Он наблюдает кровавые атаки, сооружение и падение баррикад и проникается «глубочайшим отвращением к любой революции».

С первых дней издания «Колокола», который выпускал Герцен, Тургенев становится его активным сотрудником и оказывает большую помощь в сборе материала и распространении.

Последние годы жизни

В 1863 г. писатель селится в Баден-Бадене. Последние годы жизни были вершиной его славы. Но в 1882 г. обострились его подагрические боли. Однако писатель не обращал на них внимания, продолжая работать. К больному Тургеневу приехали врачи из Парижа и был поставлен диагноз — грудная жаба и межреберная невралгия.

Фото И.С.Тургенева

К концу года боль усилилась. Чтобы заснуть, приходилось принимать морфий. Была сделана операция, но боли только усиливались. 22 августа 1883 г. в предместье Парижа великий русский писатель скончался от миксосаркомы. Похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Ему было 64 года.

Личная жизнь Тургенева

1 — Т. Бакунина, 2 — О. Тургенева, 3 — М. Толстая, 4 — П. Виардо, 5 — М. Савина

Если бы Иван Сергеевич не испытал чувства любви, он бы никогда не написал многих произведений. Каких женщин он встречал на жизненном пути?

Екатерина Шаховская (1815-1836)

Когда Ивану исполнилось 15 лет, он испытал первое чувство любви к дочери княгини Шаховской. Катя была старше на 4 года. Девушка увлекалась поэзией. Молодые люди обменивались визитами, благо имения их родителей находились рядом.

Вскоре сердце юноши было разбито тем, что девушка ответила взаимностью его отцу. Этот эпизод отразится в повести писателя «Первая любовь» (1860).

Авдотья Ермолаевна Иванова

В 1841 г. двадцатитрехлетний Иван увлекся белошвейкой Дуней. Страстный роман в Лутовиново закончился беременностью девушки. Молодой человек готов был жениться, но вмешалась его мать. Был серьёзный скандал. Дуню отправили к родителям в Москву. Там родилась Пелагея – дочь Тургенева. Вскорости Авдотью выдали замуж.

Татьяна Бакунина (1815-1871)

Спустя несколько месяцев после эпизода с Дуняшей, Иван гостил в имении друга — будущего революционера Михаила Бакунина. Там он знакомится с его сестрой. Она звалась Татьяной и была старше Ивана на три года. Девушка увлекалась немецкой философией.

Несколько месяцев общения породили любовь. Татьяна была влюблена по-настоящему, а он не мог оставаться равнодушным к возвышенным чувствам девушки.

Ольга Александровна Тургенева (1836-1872)

Это был быстротечный роман с кузиной. Чувства были взаимны, писатель даже думал о женитьбе, но перспектива этого брака его пугала. Ольга Александровна стала прообразом Татьяны в романе «Дым».

Мария Николаевна Толстая (1830-1912)

Сестра Льва Николаевича Толстого Мария Николаевна была моложе Тургенева на 12 лет. Интерес писателя к себе она приняла за любовь и даже ушла от мужа. М.Н. Толстая – прототип Верочки в повести «Фауст».

Читайте также:  Пушкин личная жизнь дети фото

Полина Виардо (1821-1910)

Осенью 1843 г. в Петербурге состоялись гастроли оперной певицы Полины Виардо. Неповторимый голос и внешность певицы сразу пленили Тургенева. Он желал ее видеть постоянно и следовал за ней повсюду: в Берлине, Лондоне, Париже.

Знакомство и общение с мужем певицы — Луи Виардо, искусствоведом и критиком, переросло в дружбу. Тургенев прожил 20 лет в одном доме с семейством Виардо. Настоящий характер отношений (длиною в 40 лет!) певицы и писателя является предметом споров.

У Полины было двое детей: дочь Луиза (1841) и сын Поль (1857). Не исключена версия, что отцом Поля был Иван Сергеевич.

Марья Гавриловна Савина (1854-1915)

Последняя любовь Ивана Сергеевича — молоденькая актриса Александринского театра. Разница в возрасте — 36 лет. Он открыто признался Машеньке в любви. Четыре года их редкие встречи восполнялись постоянной перепиской.

Марья Гавриловна Савина

Для Марии Гавриловны он был больше другом. Она собиралась замуж за другого, но брак так и не состоялся. Вскоре писатель умер в кругу семейства Виардо.

Особенности характера И.С. Тургенева

Портрет И.С. Тургенева с собакой

Каким был Иван Сергеевич по характеру? Биографы отмечают следующие черты:

  • нерешительность;
  • влюбчивость;
  • щедрость;
  • малодушие;
  • необязательность;
  • безалаберность помещика;
  • скромность;
  • доброта;
  • незлобивость;
  • отзывчивость;
  • самоанализ.

Потомки

Тургенев не бы женат. Он имел дочь Пелагею от Авдотьи Ермолаевны Ивановой. Девочка, после смерти матери, с 8 до 14 лет воспитывалась в доме Виардо. Умерла Пелагея в 76 лет. Двое ее детей, Жорж и Жанна, потомства не имели. В 1952 г. ушла из жизни Жанна. Род Тургеневых прервался.

Видео

Друзья, дополнительно к изложенному выше рекомендую посмотреть видео «Иван Сергеевич Тургенев: биография»

Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями в социальных сетях. ???? Заходите, забегайте, заглядывайте!

Ещё

Рудольф Нуриев — история невозвращенца

Источник

СОВРЕМЕННИКИ в один голос признавали, что она вовсе не красавица. Скорее даже наоборот. Поэт Генрих Гейне говорил, что она напоминала пейзаж, одновременно чудовищный и экзотический, а один из художников той эпохи охарактеризовал ее как не просто некрасивую женщину, но жестоко некрасивую. Именно так в те времена описывали знаменитую певицу Полину Виардо. Действительно, внешность Виардо была далека от идеала. Она была сутула, с выпуклыми глазами, крупными, почти мужскими чертами лица, огромным ртом.

Но когда «божественная Виардо» начинала петь, ее странная, почти отталкивающая внешность волшебным образом преображалась. Казалось, что до этого лицо Виардо было всего лишь отражением в кривом зеркале и только во время пения зрителям доводилось видеть оригинал. В момент одного из таких превращений на сцене оперного театра Полину Виардо увидел начинающий русский литератор Иван Тургенев.

Эта загадочная, притягательная, как наркотик, женщина сумела на всю жизнь приковать к себе писателя. Их роман занял долгие 40 лет и разделил всю жизнь Тургенева на периоды до и после встречи с Полиной.

Деревенские страсти

ЛИЧНАЯ жизнь Тургенева с самого начала складывалась как-то негладко. Первая любовь юного писателя оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивом и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков, мог обидеть девушку нечаянным словом и едким замечанием, в то время как его сын любил Катю с какой-то особенной ласковой нежностью. Все это казалось молодому Тургеневу огромной несправедливостью, теперь, глядя на Катю, он чувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что-то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку.
Оправившись после удара, Иван разочаровывается в «благородных девицах» и отправляется искать любви у простых и доверчивых крепостных крестьянок. Они, не избалованные добрым отношением своих замотанных работой и бедностью мужей, с радостью принимали знаки внимания от ласкового барина, им легко было доставить радость, зажечь в их глазах теплый огонек, и с ними Тургенев чувствовал, что его нежность наконец-то оказалась оцененной. Одна из крепостных, жгучая красавица Авдотья Иванова, родила писателю дочь.
Возможно, связь с барином могла бы сыграть роль счастливого лотерейного билета в жизни малограмотной Авдотьи — Тургенев поселил дочку в своем имении, планировал дать ей хорошее воспитание и, чем черт не шутит, прожить счастливую жизнь с ее матерью. Но судьба распорядилась иначе.

Любовь без ответа

ПУТЕШЕСТВУЯ по Европе, в 1843 году Тургенев знакомится с Полиной Виардо, и с тех пор его сердце принадлежит только ей одной. Ивана Сергеевича не волнует то, что его любовь замужем, он с удовольствием соглашается на знакомство с мужем Полины Луи Виардо. Зная, что Полина счастлива в этом браке, Тургенев даже не настаивает на интимной близости с возлюбленной и довольствуется ролью преданного обожателя.

Мать Тургенева жестоко ревновала сына к «певичке» , а потому путешествие по Европе (которое вскоре свелось лишь к посещению городов, где гастролировала Виардо) приходилось продолжать при стесненных финансовых обстоятельствах. Но разве могут такие мелочи, как недовольство родных и отсутствие денег, остановить обрушившееся на Тургенева чувство! Семья Виардо становится частицей его жизни, он привязан к Полине, с Луи Виардо его связывает нечто вроде дружбы, а их дочь стала для писателя родной. В те годы Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель то снимал дома по соседству, то надолго останавливался в доме своей возлюбленной. Луи Виардо не препятствовал встречам жены с новым обожателем. С одной стороны, он считал Полину разумной женщиной и целиком полагался на ее здравый смысл, а с другой — дружба с Тургеневым сулила вполне материальные выгоды: вопреки воле матери, Иван Сергеевич тратил на семейство Виардо большие деньги. При этом Тургенев прекрасно понимал свое неоднозначное положение в доме Виардо, ему не раз приходилось ловить на себе косые взгляды парижских знакомых, которые недоуменно пожимали плечами, когда Полина, представляя им Ивана Сергеевича, произносила: «А это наш русский друг, познакомьтесь, пожалуйста». Тургенев чувствовал, что он, потомственный русский дворянин, постепенно превращается в комнатную собачку, которая начинает вилять хвостом и радостно повизгивать, стоит хозяйке бросить на нее благосклонный взгляд или почесать за ухом, но ничего поделать со своим нездоровым чувством он не мог. Без Полины Иван Сергеевич чувствовал себя по-настоящему больным и разбитым: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный», — писал он Полине и, не требуя ничего взамен, продолжал помогать ей материально, возиться с ее детьми и через силу улыбаться Луи Виардо.
Что касается его собственной дочери, то ее жизнь в имении бабушки вовсе не безоблачна. Властная помещица обращается с внучкой как с крепостной. В итоге Тургенев предлагает Полине взять девочку на воспитание в семью Виардо. При этом, то ли желая угодить любимой женщине, то ли охваченный любовной лихорадкой, Тургенев меняет имя собственной дочери, и из Пелагеи девочка превращается в Полинет (разумеется, в честь обожаемой Полины). Безусловно, согласие Полины Виардо воспитывать дочь Тургенева еще больше укрепило чувство писателя. Теперь Виардо стала для него еще и ангелом милосердия, вырвавшим его ребенка из рук жестокой бабки. Правда, Пелагея-Полинет вовсе не разделяла отцовской привязанности к Полине Виардо. Прожив в доме Виардо вплоть до совершеннолетия, Полинет на всю жизнь сохранила обиду на отца и неприязнь к приемной матери, считая, что та отобрала у нее отцовскую любовь и внимание.
Между тем популярность Тургенева-писателя растет. В России уже никто не воспринимает Ивана Сергеевича как начинающего литератора — теперь он почти что живой классик. При этом Тургенев свято верит, что своей известностью он обязан Виардо. Перед премьерами спектаклей, поставленных по его произведениям, он шепчет ее имя, считая, что оно приносит ему удачу.
В 1852–1853 годах Тургенев живет в своем имении практически под домашним арестом. Властям очень не понравился некролог, написанный им после смерти Гоголя, — в нем тайная канцелярия увидела угрозу императорской власти.
Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову. Ему удается добыть фальшивый паспорт, с которым переодетый мещанином писатель отправляется в Москву на встречу с любимой женщиной. Риск был огромным, но, к сожалению, неоправданным. Несколько лет разлуки охладили чувства Полины. Но Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами.

В чужих объятиях

НЕКОТОРОЕ время спустя, Тургенев все-таки сделал несколько попыток наладить свою личную жизнь. Весной 1854 года произошла встреча писателя с дочерью одного из кузенов Ивана Сергеевича — Ольгой. 18-летняя девушка настолько покорила литератора, что он даже подумывал о женитьбе. Но чем дольше продолжался их роман, тем чаще писатель вспоминал о Полине Виардо. Свежесть юного Ольгиного лица и ее доверчиво-ласковые взгляды из-под опущенных ресниц все же не могли заменить того опиумного дурмана, который писатель ощущал при каждой встрече с Виардо. Наконец, совершенно измученный этой раздвоенностью, Тургенев признался влюбленной в него девушке, что не может оправдать ее надежд на личное счастье. Ольга тяжело переживала неожиданный разрыв, а Тургенев во всем обвинял себя, но ничего не мог поделать с вновь вспыхнувшей любовью к Полине.
В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.
В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел. Врачи поставили страшный диагноз — рак. В начале 1883 года он был прооперирован в Париже, а в апреле, после госпиталя, перед тем как вернуться к себе, он просит проводить его в дом Виардо, где его ждала Полина.
Тургеневу оставалось жить недолго, но он был по-своему счастлив — рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3 сентября 1883 года Тургенев скончался. Согласно завещанию, он хотел быть похоронен в России, и в последний путь на Родину его сопровождает Клаудиа Виардо — дочь Полины Виардо. Тургенев был похоронен не в любимой им Москве и не в своем имении в Спасском, а в Петербурге — городе, в котором он был лишь проездом, в некрополе Александро-Невской лавры. Возможно, так случилось из-за того, что похоронами занимались, в сущности, почти посторонние писателю люди.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2020;
проверки требуют 3 правки.

«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти) — роман И. С. Тургенева, написанный в 1860—1861 годах и опубликованный в 1862 году. В обстановке «великих реформ» книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят как воплощение нового, пореформенного поколения, став примером для подражания молодёжи 1860-х гг. Свойственные Базарову бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения пореформенной интеллигенции[1].

Сюжет[править | править код]

Действия в романе происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***[2].

Аркадий едет с ним.
Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи — Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Анной Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая[как?] ими госпожа Кукшина.

Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий.
Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет снова в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, продолжают поездку.

Базаров живёт некоторое время в Марьино. Нахлынувший порыв страсти Евгения выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское[когда?] и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.

Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.
Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.

Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Главные герои[править | править код]

  • Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нём живёт явный романтик — он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
  • Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблён. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — 23-летний сын первой жены Николая Петровича — Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
  • Василий Иванович Базаров — 62-летний отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
  • Арина Власьевна Базарова — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
  • Анна Сергеевна Одинцова — богатая 28-летняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
  • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева[3]) — сестра Анны Сергеевны Одинцовой младше её на десять лет, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Другие герои[править | править код]

  • Виктор Ситников — знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
  • Авдотья (Евдоксия) Никитична Кукшина — знакомая Ситникова, которая, как и он, является приверженкой вульгарного нигилизма.
  • Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Петровича — Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. На момент повествования ей 23 года. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата, которая напоминает ему Княгиню Р. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
  • Дуняша — служанка при Фенечке.
  • Пётр — слуга Кирсановых.
  • Княгиня Р. (Нелли) — возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
  • Матвей Ильич Колязин — чиновник в Городе ***.
  • Сергей Николаевич Локтев — отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок, после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
  • Княжна Авдотья Степановна — тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
  • Тимофеич — приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

Замысел романа[править | править код]

В письме драматургу Константину Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев разъясняет замысел своего романа:

Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?[4]

Экранизации романа[править | править код]

  • 1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
  • 1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
  • 1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов), фильм-спектакль в постановке Государственного академического Малого театра СССР
  • 1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
  • 2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Театральные постановки[править | править код]

  • 1987 — Королевский национальный театр (Лондон) — пьеса «Отцы и сыновья»[en] (адаптация оригинала) ирландского драматурга Брайена Фрила.
  • 1987 — Театр города Торонто — пьеса «Ничего святого»[en] (адаптация оригинала) канадского драматурга и сценариста Джорджа Уокера[en].
  • 2008 — Московский театр п/р О. Табакова, режиссёр — Константин Богомолов.
  • 2012 — Московский молодёжный театр п/р В. Спесивцева, режиссёр — Вячеслав Спесивцев.
  • 13 апреля 2013 — новосибирский театр «Красный факел», постановка «Отцы и сыновья» по одноимённой пьесе Брайена Фрила, режиссёр — Александр Баргман.

Литература[править | править код]

  • Брумфилд, У. К. Базаров и Рязанов: Романтический архетип в русской литературе // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 286–298 (архивировано в WebCite). — doi:10.17805/zpu.2015.3.24.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Отцы и дети» в библиотеке Максима Мошкова
  • Краткое содержание романа

Источник