Чухрай биография личная жизнь

Чухрай биография личная жизнь thumbnail

Биография

Григорий Чухрай прожил долгую, достойную и счастливую жизнь. Геройски прошел войну и снял замечательные фильмы, воспитал детей и успел увидеть правнучек. В биографии режиссера нет ни одного порочащего пятна.

Детство и юность

Григорий Наумович — плод любви бойцов Красной армии. Мальчику, появившемуся на свет в Мелитополе в 1921 году, дали материнскую фамилию Чухрай, означающую «легкий на подъем человек, у которого все дела спорятся».

Григорий Чухрай

Растил парня не кровный отец Наум Рубанов, еврей по национальности, а отчим — украинец Павел Литвиненко, работавший председателем колхоза. То, что через 20 лет после знакомства с Литвиненко режиссер назвал сына Павликом, подтверждает, что к приемному отцу Григорий относился с уважением и благодарностью.

После окончания школы юного Чухрая призвали в армию, а вскоре началась война. Григорий служил десантником, был четырежды ранен, получил ряд правительственных наград, боевой путь закончил в Венгрии. Воспоминания Григория Наумовича об огненном лихолетье можно прочитать в книге «Моя война», написанной мэтром в конце жизни.

В Сталинграде, в одном из разрушенных домов, Гриша нашел книжку по теории кино авторства Льва Кулешова и решил стать режиссером. Во ВГИКе молодой Чухрай проявил не меньшее мужество, чем на фронте — единственный из студентов возвысил голос в защиту увольняемого как космополита мастера Сергея Юткевича.

Режиссер Григорий Чухрай

Для сравнения: будущий автор «Дома на набережной» Юрий Трифонов, обучавшийся в конце 40-х в Литературном институте, не только не заступился за поражаемого в правах преподавателя, но и написал конъюнктурное произведение «Студенты», оправдывающее борьбу с космополитизмом.

Выпустить дипломный фильм Григорию помешали боевые раны. Михаил Ромм помог талантливому парню и засчитал в качестве дипломного проекта работу Чухрая вторым режиссером на картине «Адмирал Ушаков».

Фильмы

Фильмография Григория Наумовича насчитывает менее 10 картин (включая две документальные ленты), но в активе режиссера более 100 творческих наград. Первая самостоятельная режиссерская работа Чухрая — фильм «Сорок первый», признанный шедевр, триумфатор Каннского фестиваля.

Олег Стриженов (кадр из фильма «Сорок первый»)Олег Стриженов (кадр из фильма «Сорок первый»)

Одноименную повесть Бориса Лавренева Григорий прочитал, находясь в госпитале после очередного боевого ранения. Произведение запало в душу будущему режиссеру. Чухрай усилил в картине мысль литератора о бесчеловечности войны, уносящей жизни юных и прекрасных людей. Впервые в советском кинематографе белогвардеец показан привлекательным талантливым человеком, любящим Россию. Во время съемок автор сценария писал на Чухрая доносы, но фильм внезапно понравился Никите Хрущеву и получил счастливую прокатную судьбу.

Не менее талантлива следующая картина Чухрая — «Баллада о солдате», фильм о войне, в котором почти нет боевых действий. В первый день съемок произошла авария, в которой режиссер получил переломы ключицы и ног. Травмы укрепили Григория Наумовича в мысли, что Олег Стриженов, блеснувший в «Сорок первом», которого он планировал снимать в главной роли «Баллады», староват для Алеши Скворцова.

Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов (кадр из фильма «Баллада о солдате»)Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов (кадр из фильма «Баллада о солдате»)

В итоге юного бойца сыграл его ровесник Владимир Ивашов, а основную женскую роль великолепно исполнила студентка Жанна Прохоренко. Фильм получил Ленинскую премию и номинировался на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», но режиссеру даже не сообщили о выдвижении на награду Американской киноакадемии.

Сценарий следующей картины Чухрая «Чистое небо», написанный драматургом Даниилом Храбровицким, прошел кардинальную переработку. В первоначальной версии отважный советский пилот первым в мире преодолевал звуковой барьер.

Евгений Урбанский (кадр из фильма «Чистое небо»)Евгений Урбанский (кадр из фильма «Чистое небо»)

Когда Чухрай обратился за консультацией к летчикам, выяснилось, что это достижение принадлежит зарубежным авиаторам. В итоге персонаж Евгения Урбанского преодолевал не физические препятствия, а отвержение советским обществом после фашистского плена. Лента обличает бесчеловечную сущность сталинизма.

В фильме Чухрая «Трясина», снимавшемся, в отличие от предыдущих, не в эпоху оттепели, а при застое, цензоры усмотрели клевету на военное время. Картина повествует о слепой материнской любви, сделавшей сына дезертиром и исковеркавшей его душу. Главную женскую роль в ленте исполнила Нонна Мордюкова.

Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Трясина»)Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Трясина»)

Вклад в советский кинематограф Григорий Наумович внес не только теми фильмами, которые срежиссировал, но и лентами, выпущенными в созданном им Экспериментальном творческом объединении. Идеей студии была ориентация на интересы зрителей, а не на заказ Госкино. Под эгидой Объединения были выпущены такие хиты, как «Иван Васильевич меняет профессию» и «Белое солнце пустыни».

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Наумовича была столь же достойной, как его творчество. Успешный режиссер и интересный (как свидетельствуют фото и кадры кинохроники) мужчина был однолюбом.

С будущей женой боец Гриша познакомился в начале войны в Ессентуках. Студентка Ира Пенькова днем рыла окопы, а вечерами ходила на танцы. Девушка оказалась бывшей однокурсницей Гришиного сослуживца Ивана Тарана, и знакомство состоялось. Война разлучила молодых людей, но предприимчивый Чухрай разыскал Пенькову при помощи письма в газету «Комсомольская правда».

Григорий Чухрай и Ирина Пенькова, Ессентуки, 1942 год

Опубликовано Музей еврейского воина II мировой войны Суббота, 21 мая 2016 г.

Григорий Чухрай и его жена Ирина Пенькова

После освобождения Ессентуков от немецкой оккупации Григорий приехал к Ире в отпуск, положенный за ранение, и позвал ее замуж. На дорогу у жениха ушло 10 из 14 дней отпуска. Свадьба состоялась ровно за год до конца войны, поэтому 9 мая в семье Чухрай отмечалось 2 праздника.

По воспоминаниям вдовы режиссера, Григорий Наумович был чудесным мужем — любящим, рукастым и никогда не повышавшим голос. Пара вырастила дочь, ставшую киноведом, и сына, пошедшего по стопам отца. Картина Павла Григорьевича Чухрая «Вор», как и 40 лет назад фильм «Баллада о солдате», номинировалась на «Оскар».

Смерть

Мэтр советского кинематографа скончался осенью 2001 года. Причиной смерти стал инфаркт. Могила Григория Чухрая находится на Ваганьковском кладбище.

Фильмография

  • 1954 — «Назар Стодоля»
  • 1956 — «Сорок первый»
  • 1959 — «Баллада о солдате»
  • 1961 — «Чистое небо»
  • 1964 — «Жили-были старик со старухой»
  • 1970 — «Память»
  • 1977 — «Трясина»
  • 1980 — «Жизнь прекрасна»
  • 1984 — «Я научу вас мечтать»

Источник

Его картинам рукоплескали в Каннах, его фильмы любил Хрущев, а экспериментальную киностудию поддерживал Косыгин. Григорий Чухрай выпустил один из самых премированных фильмов в истории отечественного кинематографа — «Балладу о солдате» — и изобрел инновационную экономическую модель кинопроизвод­ства. Он снял всего восемь кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.

Великая Отечественная война стала реперной точкой, определившей всю дальнейшую жизнь Григория Чухрая. Когда в августе 1941 года был объявлен набор добровольцев в Воздушно-десантные войска, Чухрай, тогда служивший в пехоте, сразу же подал рапорт и десантником попал на фронт. Он прошел всю войну: участвовал в Сталинградской битве, воевал на Донском, на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Будучи десантником, неоднократно забрасывался в тыл врага. За героизм и мужество был награжден многочисленными орденами и медалями. Впоследствии он написал книгу воспоминаний «Моя война».

Читайте также:  Рашель лефевр биография и личная жизнь

После окончания войны Чухрай решил поступать во ВГИК. В окопах у него не было возможности изучать историю искусства и читать классическую литературу, поэтому, когда на экзаменах он не смог ответить на вопросы преподавателей, Чухрай сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же». Такой ответ обезоружил комиссию, и Чухрай был принят в институт. К слову, свое обещание он не нарушил. Режиссер считал, что за каждый снятый фильм, как за любой человеческий поступок, надо отвечать по совести.

Кадр из фильма «Сорок первый» (1956)

Кадр из фильма «Сорок первый» (1956)

Кадр из фильма «Сорок первый» (1956)

Окончив университет, Чухрай долгое время работал то ассистентом, то вторым режиссером. Первый же фильм, снятый им в качестве режиссера-постановщика, снискал огромный успех. Это была экранизация одноименной повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Григорий Чухрай четко знал, каким он хочет видеть будущий фильм, для него было важным донести свое видение Гражданской войны. Но у автора сценария Григория Колтунова были другие задачи — сгладить острые углы и выпустить картину, которая устроит руководство. Прийти к соглашению со сценаристом Чухрай не смог, поэтому он решил отойти от текста и снять фильм так, как он чувствует, а не так, как написал осторожный Колтунов. Такая вольность и донос сценариста, в котором тот назвал «Сорок первый» «белогвардейской стряпней», чуть не довели дело до суда. Карьера Чухрая была под угрозой. Но фильм случайно посмотрел Никита Хрущев и сказал: «Посылайте в Канны». Там «Сорок первый» отметили призом «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства», и Чухрай получил возможность снимать дальше.

Кадр из фильма «Баллада о солдате» (1959)

Кадр из фильма «Баллада о солдате» (1959)

Кадр из фильма «Баллада о солдате» (1959)

Cвой главный фильм — «Баллада о солдате» — Чухрай задумал еще во время войны. Он хотел отдать дань памяти тем, с кем он вместе шел в бой и кто не вернулся с войны. Но фильм снова подвергся идеологической критике. На взгляд оппонентов Чухрая, фильм не воспитывал зрителя, не вызывал патриотических чувств. От режиссера требовали удалить отдельные эпизоды, но он наотрез отказывался. В итоге картина была запрещена к показу в больших городах, что сразу перекрыло путь к широкой зрительской аудитории. Но волею судьбы фильм все же пробил себе дорогу. Картину снова посмотрел Никита Хрущев, который велел отправить и этот фильм Чухрая в Канны, где «Баллада о солдате» получила сразу две награды: «За лучший фильм для молодежи» и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества. «Баллада о солдате» стала одним из самых премированных фильмов в истории СССР. Среди призов (всего их больше сотни) — британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане.

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна» (1980)

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна» (1980)

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна» (1980)

Всего режиссер снял восемь картин, в том числе советско-итальянскую ленту «Жизнь прекрасна» с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини. С итальянцами Чухрая связывала давняя дружба. Это по его рекомендациям в 1963 году Феллини получил главный приз на Московском международном кинофестивале за свои «Восемь с половиной». Тогда советские номенклатурщики пытались всеми правдами и неправдами присудить премию отечественной производственной драме «Знакомьтесь, Балуев». Чухрай, возглавлявший жюри фестиваля, рискуя собственной карьерой, добился того, чтобы была награждена лента «Восемь с половиной».

Кадр из фильма «Раба любви» (1975)

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1970)

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Чухрай проявил себя не только как режиссер, но и как талантливый руководитель. Десять лет он возглавлял Экспериментальную творческую киностудию (ЭТК) — инновационную с точки зрения экономики организацию. Студия, в отличие от остальных советских кинопроизводств, сама себя окупала и приносила серьезную прибыль. Этому способствовали экзотичный в рамках советской плановой экономики принцип личной заинтересованности сотрудников (например, зарплата режиссера зависела от успеха его фильма в прокате) и более скрупулезный подход к расходам — съемки картины планировались дольше, а осуществлялись быстрее, сотрудников работало меньше, но трудились они эффективнее. ЭТК выпустила такие легендарные ленты, как «Раба любви», «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию». Чухрай писал в своей автобиографии «Мое кино» о том, что для страны эта студия была важнее его творчества. Для Чухрая собственная выгода никогда не была на первом месте: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!»

Источник

Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

Григорий Наумович Чухрай. Родился 23 мая 1921 года в Мелитополе (ныне Запорожская область) – умер 29 октября 2001 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, кинодеятель. Лауреат Ленинской премии (1961). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (1981). Номинант на премию «Оскар».

Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Мелитополе (ныне Запорожская область).

Отец – Наум Зиновьевич Рубанов (ум. 1956), военнослужащий.

Мать – Клавдия Петровна Чухрай (1900-1976), принимала участие в коллективизации и раскулачивании на Украине, впоследствии работала следователем в милиции.

Отчим – Павел Антонович Литвиненко, работник сельского хозяйства, был председателем колхоза.

Родители Григория расстались, когда он был маленьким – в 1924 году. Воспитывал его отчим. Мать с отчимом работали на селекционной опытной станции под Днепропетровском.

С ранних лет Григорий хорошо говорил по-украински.

В 1935 году отчим был направлен на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, с ним перебралась в столицу и семья. В 1938 году отчим окончил академию и был направлен на работу на Украину. Но Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.

В 1939 году Чухрай уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце этого же года был призван в РККА. Служить начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. С мая 1942 года – на Тамани, с июня-сентября 1942 года – на Сталинградском фронте, с ноября 1942 года по февраль 1943 года – на Донском фронте, в сентябре-октябре 1943 году принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант» в составе 2-го Украинского фронта, с марта по май 1945 года – на 3-м Украинском фронте.

Читайте также:  Саакашвили биография личная жизнь

Участвовал в боях под Сталинградом и в своем дневнике сделал запись: «Нужно обязательно рассказать…».

Член КПСС/ВКП(б) с 1944 года.

Приказом ВС 47-й армии № 11/н от 31.03.1944 года командир роты связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады лейтенант Чухрай награждён орденом Красной Звезды за то, что в сентябре-октябре 1943 года, действуя в тылу врага, получил ценные данные противника в р-не сел Бучак, Пшенички, Глинка, и, перейдя линию фронта, доставил эти сведения в штаб и позднее со своим отрядом вторично перешел линию фронта с целью установления связи между отрядом майора Льва и штабом 47-й армии.

Приказом № 22/н от 25.10.1945 года по 38 гв. ск 9 гв. Армии ЦГВ командир радиороты 9 ОГОКБЗС гвардии старший лейтенант Чухрай награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за то, что в бою за Бакончернье, будучи начальником связи 332-го гв. полка, пленил вражеского солдата, захватил ручной пулемет и уничтожил из трофейного оружия 6 солдат противника.

Трижды был ранен.

После войны решил обучаться на режиссера. Во ВГИК пришел на костылях, забинтованный.

В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма.

С 1953 года работал на киностудии им. Довженко – был ассистентом режиссёра, 2-м режиссёром.

С 1955 года – режиссёр киностудии «Мосфильм».

Григорий Чухрай в молодости

Григорий Чухрай в молодости

За свою творческую жизнь он снял всего 8 фильмов. Кинокритики говорили про него: «За три года он сделал три фильма, известные всем, и еще три за последующие тридцать, не известные никому».

Первые три ленты – «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» – картины, признанные шедеврами патриотического советского кино.

Его первой работой стала картина «Сорок первый» о любви белогвардейца и девушки – лучшего стрелка отряда Красной Армии. Из-за столь щепетильной темы Чухраю долго не давали снимать картину. Но он снял – и сразу получил за свою работу приз Каннского кинофестиваля.

Война стала для режиссера событием в жизни, повлиявшем на всю его судьбу. Режиссер сам воевал и знал, что такое война, какой ее нужно показывать в кино.

В 1959 году он представил свой легендарный фильм «Баллада о солдате». По сюжету молодой солдат Алёша Скворцов (Владимир Ивашов) совершил подвиг – подбил из противотанкового ружья в одном бою сразу два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Получив всего шесть суток отпуска и купив подарок матери, Алексей отправляется в путь. В дороге солдату встречаются и хорошие, и плохие люди; Алёша помогает обрести семейное счастье отчаявшемуся инвалиду войны (Евгений Урбанский) и встречает девушку Шуру (Жанна Прохоренко), с которой переживает, быть может, свою первую, едва зародившуюся любовь. В конце концов на встречу с мамой у Алексея остаётся всего несколько минут. Обняв её и пообещав: «Я вернусь, мама!», солдат отправляется в обратную дорогу на фронт. Авторы фильма с самого начала не скрывают, что обещанию Алексея не суждено было сбыться. А мать и по сей день ходит на ту дорогу, откуда она когда-то провожала сына на фронт.

«Баллада о солдате» получила 101 международную награду!

Григорий Чухрай 3

В 1961-м снял фильм «Чистое небо». По сюжету лётчик Алексей Астахов (Евгений Урбанский) воевал и попал в плен, потом бежал. В мирное время Алексей столкнулся с недоверием и подозрительностью – как военнослужащий, побывавший в плену и тем самым «запятнавший моральный облик советского лётчика». Алексей страдает, не может найти работу по профессии и место в жизни. Его спасает любовь Саши Львовой, которую она пронесла через войну и все трудности послевоенного времени. После смерти Сталина Астахова вызывают в Минобороны, где вручают награду – медаль «Золотая Звезда». Алексей возвращается в авиаотряд и испытывает самолёты.

Мечтой Чухрая было снять фильм про Сталинград. Не вышло: его видение этой битвы очень расходилось с официальной позицией историков. Хотя Чухрай, готовясь к съемкам, даже встречался с Рокосовским и Жуковым и беседовал с ними о Сталинграде.

“Кино – это поступок. И я стараюсь жить так, чтобы мне не было стыдно за свои поступки”, – говорил Чухрай.

В 1965-1975 годах был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм».

С 1965 года был председателем фонда содействия творческой деятельности и бытовой помощи Союза кинематографистов СССР. С 1964 по 1991 годы – член Коллегии Госкино СССР. Член Советского комитета защиты мира, член Правления Обществ дружбы «СССР – Италия», «СССР – Венгрия».

В марте 1966 года подписал письмо 13 деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

В 1966-1971 – педагог ВГИКа, руководитель режиссёрской мастерской.

Издал две книги воспоминаний – «Моя война» и «Мое кино».

Григорий Чухрай долго болел. Военные раны не отпускали его до конца жизни: снарядом ему пробило лопатку и легкое. Всю жизнь он лечил дыхательные пути, кроме того, оказалось, что у него больное сердце.

Скончался 29 октября 2001 года (по другим источникам – 28 октября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь Григория Чухрая:

Жена – Ираида (Ирина) Павловна Чухрай (урождённая Пенькова, 1921 г.р.), преподаватель русского языка и литературы.

Познакомились они на фронте на Северном Кавказе. В тот момент Ираида рыла противотанковые рвы. Позже она вспоминала: “Я увидела его лицо. Вернее, глаза, они в упор смотрели на меня. Это был не просто взгляд, а такой… целеустремленный”. Они проговорили весь вечер. Вспыхнуло чувство. А потом в город пришли немцы. Чухрая перебросили на другую позицию, а Ираида осталась на оккупированной территории.

Позже он написал ей письмо, а после выписки из госпиталя Чухрай приехал в Ессентуки, где пара сыграла свадьбу 9 мая 1944 года. Ираида Павловна вспоминала: “В 1944 году загс посещали лишь по печальным поводам или в связи с рождением ребенка. А молодоженов почти не было. И вот пришли мы с Гришей. Он был десантником. После очень опасной военной операции прилетел в Ессентуки, где я жила, специально, чтобы на мне жениться. В загс мы пошли 8 мая. Переступили порог, а там девчонки моют полы. Попросили нас немножко погулять, пока закончат уборку. Но мы уже в этот день не вернулись. Пришли на следующий – 9 мая – и услышали: «Ой, а мы решили, что вы передумали!» Расписали нас. И мы побежали сфотографироваться на память. Потом в подвальчике Гриша купил бутылочку вина, и мы отметили наше событие в кругу близких – с моей мамой и тетей. А на третий день муж уехал воевать”.

Читайте также:  Актриса абрамова биография личная жизнь

В браке в 1946 году родился сын Павел Григорьевич Чухрай, кинорежиссёр.

В 1961 году родилась дочь – Елена Григорьевна, она окончила киноведческий факультет ВГИКа.

Григорий Чухрай и жена Ираида

Григорий Чухрай и жена Ираида

Ираида Павловна Чухрай

Ираида Павловна Чухрай

Григорий Чухрай обладал гипнотическими способностями. Его супруга рассказывала: “Да, еще со школьных лет. Однажды загипнотизировал свою одноклассницу. И даже маму его вызывали, чтобы он разгипнотизировал соученицу. Гриша мог повторять номера Мессинга – на расстоянии угадывать мысли. Не раз демонстрировал это и нашим друзьям в Киеве – Сереже Параджанову, Марку Донскому… Как-то собралась у нас компания киношников, мы втайне от Гриши (он вышел в другую комнату) придумали для него задание: чтобы подошел к одному из окон и завязал узлом занавеску. Сережа Параджанов вызвался быть Гришиным поводырем. Муж взял Сергея за руку. Параджанов им мысленно руководил, а мы за всем этим наблюдали. Гриша подошел именно к тому из трех окон, о котором шла речь, схватился за занавеску и завязал ее узлом”.

У Григория Наумовича были хобби – он увлекался техникой. У него были золотые руки – мог починить часы, телевизор и т.д. Это доставляло ему удовольствие.

Фильмография Григория Чухрая:

1967 – Евгений Урбанский (документальный) – рассказывает о Евгении Урбанском
1984 – Я научу вас мечтать… (документальный) – ведущий
1985 – Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссера (документальный)
1994 – Чтобы помнили. Изольда Извицкая (документальный)
1996 – Чтобы помнили. Владимир Ивашов (документальный)

Режиссерские работы Григория Чухрая:

1956 – Сорок первый
1959 – Баллада о солдате
1961 – Чистое небо
1964 – Жили-были старик со старухой
1970 – Память (документальный)
1977 – Трясина
1979 – Жизнь прекрасна (Life Is Beautiful / Vita è bella, La)
1984 – Я научу вас мечтать… (документальный)

Сценарии Григория Чухрая:

1959 – Баллада о солдате
1977 – Трясина
1979 – Жизнь прекрасна (Life Is Beautiful / Vita è bella, La)
1984 – Я научу вас мечтать… (документальный)

Награды и звания Григория Чухрая:

– Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 апреля 1962);
– Народный артист РСФСР (29 сентября 1969);
– Народный артист СССР (08.06.1981);
– Ленинская премия (1961) — за фильм «Баллада о солдате» (1959);
– Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2000);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (02.05.1996);
– Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
– Орден Отечественной войны II степени (25.10.1945);
– Три ордена Трудового Красного Знамени (в т.ч. 12.04.1974);
– Орден Красной Звезды (31.03.1944);
– Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
– Медаль «За оборону Сталинграда»;
– Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «За взятие Вены»;
– Орден Партизанской звезды (Югославия);
– Орден Труда (с золотым венцом) (Венгрия);
– Орден Мира и дружбы (Венгрия);
– Четыре медали ЧССР;
– КФ молодых кинематографистов к/с «Мосфильм» (1956, Лучший фильм, фильм «Сорок первый»);
– МКФ в Эдинбурге (1956, Почетный диплом, фильм «Сорок первый»);
– МКФ в Каннах (1957, Специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтическое величие», фильм «Сорок первый»);
– ВКФ (1960, Первый приз за режиссуру, Первый приз за художественный фильм, Премия кинокритики, фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Варшаве (1960, Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка», фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Каннах (1960, Приз за лучший фильм для молодежи, Приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Лондоне (1960, Большой приз за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Милане (1960, Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом, фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Сан-Франциско (1960, Гран-при «Золотые ворота», Приз лучшему режиссёру, фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ в Тегеране (1960, Серебряная медаль за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
– МКФ трудящихся в ЧССР (1960, Большая премия, фильм «Баллада о солдате»);
– Академия кинематографии Италии (1960, Национальная кинопремия «Давид ди Донателло» за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
– Датская национальная ассоциация кинокритиков (1961, Премия «Бодил» за лучший европейский фильм);
– МКФ в Мехико (1961, «Приз Халиско», Приз «Серебряное сомбреро» за фильм «Баллада о солдате», Приз «Золотая голова Паленке» за фильм «Чистое небо»);
– ММКФ (1961, Большой приз, фильм «Чистое небо»);
– МКФ в Сан-Франциско (1961, Приз «Золотые ворота», фильм «Чистое небо»);
– МКФ в Эдинбурге (1961, Приз за лучший иностранный фильм, фильм «Чистое небо»);
– Фонд Дэвида Оливера Селзника (1962, «Золотой лавровый венок», за высокое гуманистическое содержание, фильм «Баллада о солдате»);
– Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 1993 год;
– ОРКФ «Кинотавр» (1996, Премия президентского совета за творческую карьеру);
– ОРКФ «Кинотавр» (1996, Приз Президента России за личный вклад в развитие отечественного кинематографа);
– Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Источник