Эрик булатов биография личная жизнь

Эрик булатов биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2019;
проверки требуют 2 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Булатов.

Эрик Владимирович Булатов (род. 5 сентября 1933 года, Свердловск) — один из самых известных современных русских художников — основателей соц-арта.

Биография[править | править код]

Родился в 1933 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец — Владимир Борисович, родом из Саратова, был партийным работником (вступил в партию в 1918 году), в 1944 году погиб на фронте, мать Раиса Павловна — из города Белосток (Польша), нелегально эмигрировала в Россию в возрасте 15 лет; уже через три года устроилась на работу стенографисткой — несмотря на то, что по приезде не знала русский язык (владела только польским и идишем)[3].

По словам Эрика Булатова, его отец почему-то очень верил в то, что он будет художником[3].

В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с И. И. Кабаковым и О. В. Васильевым. Практически 30 лет источником средств для Булатова служило иллюстрирование детских книг по принципу «полгода на книжки, полгода на живопись»[4]. Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года — уже за границей.

Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.

Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. Согласно этой теории картина состоит из двух взаимоисключающих частей: конкретной, реальной плоскости — «картинной плоскости», и некого воображаемого пространства, которое можно построить по одну из сторон этой плоскости. В своих произведениях Булатов стремился не сводить воедино по сложившейся традиции, а противопоставлять эти понятия[5]. В этих его произведениях заметно влияние Фалька. Сильный, своеобразный этап его творчества, неоценённый по достоинству в контексте истории искусства.

Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей.

— Эрик Булатов, документальный сериал «Художник говорит», 2018[6]

Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

С 1963 года и до конца 1960-х годов Эрик Булатов экспериментирует с различными модернистскими стилями в живописи, проявляя интерес к анализу пространственных, световых и цветовых качеств картины. В СССР художник не мог выставляться по соображениям цензуры, лишь в 1965 и 1968 годах прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и кафе «Синяя птица» в Москве. В начале 1970-х начал создавать крупномасштабные картины, в них, как правило, он обращается к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности: изображает лозунги, надписи, плакаты. В 1972 создает знаменитый «Горизонт». В период перестройки картина была воспринята как пародийное произведение и даже отождествлялась со стилем соц-арт. В 1988 после серии крупных персональных выставок — в Кунстхалле (Цюрих), Центре Жоржа Помпиду (Париж) и других, а также после участия в Венецианской биеннале — стремительно получил международное признание: был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Большая часть произведений Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи.

С 1989 жил в Нью-Йорке, в 1992 переехал в Париж. В 2003 году впервые на родине прошла выставка его графики, а в 2006 году — первый ретроспективный показ его живописных произведений (обе выставки в Третьяковской галерее, Москва). В 2013 году стал лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация», в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». В 2015 году художник был приглашен для создания масштабных полотен при открытии нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве. В этом же году для экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина создал картину «Свобода».

Живёт в Москве и Париже.

В России представлен галереей «pop/off/art».

Персональные выставки[править | править код]

  • 2016 — Skopia gallery. Женева, Швейцария
  • 2015 — «Все в наш Гараж!». Музей современного искусства «Гараж», Москва
  • 2015 — «ВОТ. Erik Bulatov». Kasia Kulczyk. Лондон, Великобритания
  • 2014 — Эрик Булатов «ЖИВУ — ВИЖУ» . Манеж. Москва
  • 2013 — «Живопись и рисунки, 1966—2013», Национальный музей, Монако, Княжество Монако
  • 2006 — Эрик Булатов. Вот. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • 2006 — «Свобода есть свобода». Кёстнеровское общество. Ганновер, Германия
  • 2003 — Рисунки. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • 2003 — «ВОТ. Живопись, графика, книги». Государственный центр современного искусства. Москва
  • 2002 — Erik Bulatov. FIAC. Galerie Dina Vierny
  • 2001 — «Эрик Булатов». Галерея Бломквист. Осло, Норвегия
  • 1999-2000 — «Эрик Булатов». Музей Майоля — Фонд Дины Верни. Париж, Франция
  • 1998 — «Эрик Булатов. Картина умерла. Да здравствует картина!». Галерея Ф. Берндта/Галерея В. Рекерманна. Кёльн, Германия
  • 1997 — «Скорость. Космос. Гибрид. Власть. Становление». Биеннале в Кванчжу. Южная Корея
  • 1996 — «Несовместимые пространства». Галерея Рене Циглер. Цюрих, Швейцария
  • 1995 — «Несовместимые пространства». Галерея Ф. Берндта/Галерея В. Рекерманна. Кёльн, Германия
  • 1994 — «Эрик Булатов». Галерея Филлис Кайнд. Нью-Йорк, США
  • 1992 — Erik Bulatov. FIAC. Galerie Dina Vierny
  • 1991 — Erik Bulatov. Galeria fernando Duran, Мадрид
  • 1991 — «Эрик Булатов». Галерея Филлис Кайнд. Нью-Йорк, США
  • 1989 — One-man Show. Institute of Contemporary Art. Лондон, Великобритания
  • 1989 — Erik Bulatov. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк
  • 1989 — Erik Bulatov. Dany Keller Galerie, Мюнхен, Германия
  • 1989 — Запуск дирижабля к 200-летию Великой Французской революции с изображением картины Э. Булатова (совместно с К. Херингом). Париж, Франция
  • 1989 — «Эрик Булатов». Музей изобразительных искусств. Цюрих, Швейцария; Университетский музей Портикус
  • 1988 — One-man Show, De Appel Foundation, Амстердам, Нидерланды
  • 1988 — Erik Bulatov. Kunstverein, Фрайбург, Германия
  • 1988 — Erik Bulatov. Kunsthalle, Цюрих
  • 1988 — Erik Bulatov. Centre Georges Pompidou, Париж, Франция
  • 1988 — «Ich lebe — Ich sehe». Kunstmuseum, Берн, Швейцария
  • 1968 — Персональная однодневная выставка. Кафе «Синяя птица», Москва
  • 1965 — Эрик Булатов/Вячеслав Калинин. Институт ядерной физики, Москва
Читайте также:  Раиса отрадная биография личная жизнь

Награды и премии[править | править код]

  • 1997 — Премия в разделе «Власть». Биеннале в Кванчжу (Южная Корея).
  • 2013 — Премия «Инновация» «За творческий вклад в развитие современного искусства»
  • 2014 — Орден Дружбы (28 октября 2014 года, Россия) — за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом[7]
  • 2015 — Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)

Работы находятся в собраниях[править | править код]

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Государственный Центр современного искусства, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
  • Собрание Евгения Нутовича, Москва
  • Собрание фирмы «Прома», Москва[источник не указан 349 дней]
  • Людвиг Форум международного искусства, Аахен, Германия
  • Музей искусств, Базель, Швейцария
  • Исторический музей, Берлин, Германия
  • Музей искусств, Берн, Швейцария
  • Музей Альбертина, Вена, Австрия
  • Государственный Музей искусств, Дрезден, Германия
  • Музей Людвига, Кельн, Германия
  • Музей современного искусства, Фонд Великого Герцога Жана, Люксембург
  • Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерс университет, Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США
  • Государственный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
  • Музей Майоляruen, Фонд Дины Верни, Париж, Франция
  • Музей ART4, Москва

Документалистика[править | править код]

  • Весна во Флоренции. Документальный фильм. Режиссеры: Татьяна Пинская, Александр Шаталов. 2013 г. Россия-Культура. 52 минуты. Сцены из жизни художника Эрика Булатова.
  • Эрик Булатов. Иду…. Документальный фильм. Режиссер: Анатолий Малкин. ИП «Малкин Анатолий Григорьевич» по заказу ГТРК «Культура». 2017 г. Россия-Культура. 26.07.2017.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эрик Булатов. Вот. (Каталог выставки, Государственная Третьяковская галерея 19 сентября — 19 ноября 2006) — М.: КнигиWAM, 2006. — ISBN 5-91002-011-0
  • Булатов Эрик. Живу дальше: Статьи, интервью. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2009. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87334-119-1.
  • Булатов Э. Горизонт // Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2013.
  • Эрик Булатов о своем творчестве // Искусство, 1990, № 1, С. 20
  • Эрик Булатов. Вот. Кат. выст. в ГТГ / Ерофеев Андрей, Лоркен Бетран, Некрасов Всеволод, Булатов Эрик. М.: WAM, 2006
  • Булатов Э. Картина и живопись. Paris: Editions Jannink, 2007 (на рус. и фр. яз.)
  • Tupitsyn, V. Eric Bulatov // Art Forum, January 2007, p. 244—276
  • Булатов Э. Живу дальше: Статьи, интервью. М., 2009
  • Тупицына, М. Эрик Булатов. М., 2014

Ссылки[править | править код]

  • Елена Калашникова. Эрик Булатов: «У меня очень счастливая жизнь». Интервью. Интернет-издание «Частный Корреспондент» (21 января 2011). Дата обращения 26 июля 2017. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  • Булатов Эрик. Художники. popoffart gallery. — Биография, выставки и работы. Дата обращения 26 июля 2017.
  • Эрик Булатов. Заграница>> люди>> художники. GiF.Ru – Искусство России. Дата обращения 26 июля 2017.
  • Александр Тихонов. Швейцарский след русского художника Эрика Булатова. Наша Газета.ch (03.09.2008). — Швейцарские новости на русском языке. Дата обращения 26 июля 2017.
  • Булатов Эрик. Профайл. AРT4. — Аукцион и музей современного российского искусства. Дата обращения 26 июля 2017.
  • Константин Агунович. Советы старейшин. Эрик Булатов, художник, 79 лет. Афиша (31 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  • Эрик Булатов (видео). Проект «Современники». Московский музей современного искусства (Январь 2012). — Интервью. Дата обращения 26 июля 2017.
  • ЭРИК БУЛАТОВ / Документальный сериал «Художник говорит» на YouTube
Читайте также:  Вера марецкая биография личная жизнь дети фото биография личная жизнь

Источник

Биография

Художника Эрика Булатова считают основателем нескольких новых стилей в мировом искусстве. Из-под его кисти вышли работы, которые дали начало жанрам русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Произведения мастера относятся к самым дорогим картинам в мире. Булатов, хотя и живет на два дома — российский и французский, нередко признается, что с удовольствием возвращается на родину, чтобы заряжаться вдохновением и новыми идеями.

Детство и юность

Будущий художник родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (сейчас это город Екатеринбург). Маленький Эрик рано остался без отца — тот погиб на фронте в 1944-м. Мама мальчика была эмигранткой из Польши, работала стенографисткой. В интервью Булатов позднее признавался: отец не сомневался, что сын станет художником. И, как выяснилось позднее, оказался прав.

Эрик БулатовЭрик Булатов

В выборе профессии Эрик Булатов не сомневался и, окончив школу, поступил в художественный институт имени Василия Сурикова. В 1958-м окончил учебное заведение. Любимыми художниками для него в тот момент были Михаил Врубель и Константин Коровин — именно их творчество во многом повлияло на стиль ранних работ Булатова.

В 1959 году начинающий мастер кисти устроился на работу в издательство детской литературы «Детгиз», где его коллегами-иллюстраторами стали Илья Кабаков и Олег Васильев, впоследствии, как и сам Булатов, уехавшие из страны.

Иллюстрация Эрика Булатова и Олега Васильева к сказке «Золушка»Иллюстрация Эрика Булатова и Олега Васильева к сказке «Золушка»

Их оформление «Русалочки», «Спящей красавицы» и «Золушки» до сих пор восхищают и детей, и взрослых. С 1957 года Эрик Владимирович стал устраивать первые персональные выставки. С этого же периода принято вести отсчет его профессиональных работ.

Живопись

Отличительная черта авторского стиля художника — это гармоничное совмещение плакатного жанра, популярного в советское время, и живописной составляющей. Лозунги на картинах Эрика Владимировича соседствуют с пейзажами и портретами. Этим приемом, по мнению критиков, Булатов подчеркивал абсурдность окружающей действительности, ее перенасыщенность пафосными речами и пропагандой.

Художник Эрик Булатов и его автопортретХудожник Эрик Булатов и его автопортрет

Подобный соц-арт в творчестве Эрика Булатова соседствовал с картинами, в которых явно прослеживается влияние стиля Роберта Фалька. К сожалению, этот период в художественной карьере Булатова не снискал особой популярности у критиков и искусствоведов. Сам же художник признается, что Фальк действительно во многом повлиял на его профессиональное становление.

В середине 1960-х годов Булатов экспериментировал со стилями, совмещая в одном полотне приемы иллюстрации, акварельной живописи, а также графики. Особое внимание художник уделял способам передачи света и пространства.

Картина Эрика Булатова «Перестройка»Картина Эрика Булатова «Перестройка»

К сожалению, работы Эрика Владимировича в СССР попадали под действие цензуры, и о полноценных выставках ему оставалось только мечтать. Только в 1965-м и 1968-м Эрику Булатову удалось добиться кратковременных экспозиций своих картин в институте имени Игоря Курчатова и в московском кафе под названием «Синяя птица».

С 1970-х в творчестве Булатова начали преобладать масштабные полотна, в которых автор обращался к социальной тематике и образам, заполонившим масс-медиа того времени. В 1972 году художник написал «Горизонт» – одну из самых знаменитых картин. В тот момент произведение восприняли как пародию.

Картина Эрика Булатова «Горизонт»Картина Эрика Булатова «Горизонт»

Тот же период в карьере Эрика Владимировича отмечен многочисленными зарубежными выставками, которые и принесли мастеру международное признание: картины Булатова побывали в Цюрихе, Париже, Венеции и других городах Европы, везде встречая благосклонность любителей искусства.

Постепенно за Эриком Владимировичем закрепилась репутация «художника перестройки», а в 1988-м он даже был признан мастером года по версии Венецианской биеннале. Спустя год после этого Булатов с семьей перебрался в Нью-Йорк, а затем, в 1992-м, отправился в Париж, ставший для него вторым домом.

Картина Эрика Булатова «Не прислоняться»Картина Эрика Булатова «Не прислоняться»

В начале 1990-х художник постепенно отходил от политических тем: в творчестве Булатова открылась новая страница абстрактных изображений и графических образов. А через некоторое время мастер увлекся керамикой, подарив миру ряд талантливых росписей по посуде.

В 2003 году Эрик Владимирович организовал выставку в Москве — впервые после переезда. Экспозиция, представленная в столичной Третьяковской галерее, снискала восторженные отклики на родине мастера.

Картина Эрика Булатова «Свобода»Картина Эрика Булатова «Свобода»

Еще одна масштабная выставка прошла десятью годами позднее, тогда работы художника подарили ему звание лауреата конкурса «Инновация». А в 2015-м Булатова пригласили на открытие музея «Гараж», а также музея имени Бориса Ельцина. Специально для этого события Эрик Владимирович создал полотно «Свобода».

Картины Булатова постепенно принесли мастеру славу одного из самых дорогих и востребованных художников современности. Полотно «Брежнев. Советский космос» ушло с торгов за $ 1,6 млн, а еще ряд картин советской тематики стоили новым обладателям по $ 1 млн каждая. На данный момент самыми известными работами мастера, кроме перечисленных, можно назвать полотна «Не прислоняться», «Слава КПСС», «Небо — ciel».

Читайте также:  Антонова наталья биография личная жизнь жены дети

Личная жизнь

Подробностями личной жизни Эрик Булатов предпочитает не делиться. Известно, что у художника есть жена. Супругу мастера зовут Наталья.

Эрик Булатов и его жена НатальяЭрик Булатов и его жена Наталья

По признанию Эрика Владимировича, она поддерживала его и помогала творить. Возлюбленная Булатова окружила мужа заботой и во многом избавила от мыслей о бытовых хлопотах, которые могли бы отнять время от творчества.

Эрик Булатов сейчас

Сейчас Эрик Булатов живет на два дома — художник, по собственному признанию, хорошо себя чувствует и в родной России, и во Франции. В 2018 году Анатолий Малкин подготовил документальный фильм «Живу и вижу», в котором в форме интервью раскрыл любопытные детали биографии Эрика Владимировича. В этой картине Булатов признался, что из-за возраста уже не в силах посвящать столько же времени творчеству, как и раньше, однако по-прежнему предан любимому делу.

Документальный фильм «Живу и вижу» об Эрике Булатове

Кроме того, творчеству и биографии художника посвящены книги российских и зарубежных искусствоведов. С работами Булатова можно познакомиться в парижском музее имени Жоржа Помпиду, а также в галереях Нью-Джерси, Кельна, Базеля. В России картины Эрика Владимировича представлены в Третьяковской галерее, Русском музее.

Произведения

  • 1972 – «Горизонт»
  • 1975 – «Слава КПСС»
  • 1977 – «Брежнев. Советский космос»
  • 1987 – «Не прислоняться»
  • 1989 – «Перестройка»
  • 2010 – «Небо – ciel»
  • 2011 – «Вверх — вниз»
  • 2015 – «Свобода»

Источник

Раньше, когда я слышала имя Эрик, я вспоминала свой любимый анекдот:

Белая лошадь заходит в бар. Бармен ей говорит:

– А у нас есть напиток, названный в вашу честь.

Лошадь уточняет: – Эрик?

Теперь главный Эрик для меня – Эрик Булатов – живой классик и один из самых дорогих постсоветских художников.

Э. Булатов. Добро пожаловать. 1974

Слово и плоскость

Эрика Булатова считают одним из зачинателей сразу нескольких новых жанров в мировом искусстве – русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Отличительная особенность всех его работ – соблюдение общего принципа: реалистично написанная плоскость, в которую врывается полиграфический гладкий текст. Этот текст всегда несет дополнительную смысловую нагрузку. Он либо не пускает зрителя в картину, либо, напротив, выступает связующим звеном между произведением и смотрящим.

Э. Булатов. Свобода есть свобода. 1996

Одна из хрестоматийных работ Булатова – “Слава КПСС”. Кто-то увидит в этой картине пост-иронию, кто-то – намек на советский плакат и идеологическую направленность. Но сам художник отмечал, что на первом месте для него всегда живопись.

Добиться того, чтобы эти красные буквы не прилипали к облакам, чтобы между ними было расстояние, дистанция, и это мы должны были понимать не умом, а просто ощущать.

Э. Булатов

Э. Булатов. Слава КПСС II. 2002–2005

Совершенствуя технику живописи Булатов не мог не прийти к фото-реализму. Одна из поздних работа «Картина и зрители» изображает экскур­сантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Он не просто смог с феноменальной точностью повторить шедевр Иванова, но и выстраивает особую модель восприятия, разрушающую границу между реальность и вымыслом, и провозглашает диалог современного и классического русского искусства.

Э. Булатов. Картина и зрители. 2011–2013

Если эта живопись актуальна до сих пор, представляете как неуместна она была в СССР? Вместе с другими представителями московского концептуализма Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым в самом начале карьеры Булатов работал художником-иллюстратором в “идеологически выверенном” издательстве “Детгиз”. Эта работа была и надежным источником куска хлеба с маслом, и позволяла мастеру творить в нерабочее время то, что он действительно хотел.

Иллюстрация Булатова и Васильева к “Золушке”

Еще в 1960-е Булатов экспериментировал со стилями, определившись к началу 1970-х с темой и масштабностью полотен. В СССР картины Эрика Владимировича попадали под цензуру, но в тот же период начались проводиться многочисленные зарубежные выставки, которые принесли мастеру международное признание.

Эрик Булатов. Не прислоняться. 1982–1987

К концу 80-х за Эриком Булатовым закрепляется репутация «художника перестройки». В это время создается одна из программных работ – “Закат”. Вместе с закатом недружественного режима художник покидает страну.

Эрик Булатов. Закат. 1989

Сегодня Эрик Булатов живет на два дома – в Москве и Париже. Ему принадлежит статус живого классика, а картины продаются за миллионы долларов.

Эрик Булатов. Хотелось засветло, ну не успелось. 2002.

В 2018 году Анатолий Малкин снял документальный фильм «Живу и вижу» о жизни и творчестве Эрика Владимировича. Я очень рекомендую фильм к просмотру – не только потому что он про великого художника. Просто приятно иногда послушать взрослого не выжившего из ума собеседника.

Спасибо, что дочитали!

Рекомендую также:

Ни ума, ни фантазии – худшие фильмы про художников

Источник