Борис эдер биография личная жизнь

Борис эдер биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эдер.

Эдер Борис Афанасьевич (12 [24] июля 1894, Батуми — 15 ноября 1970, Москва) — цирковой артист, дрессировщик (укротитель) хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР (1939).

Биография

Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.

В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя) и никакой предварительной специальной подготовки, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также — леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, легшие в основу советской школы цирковой дрессуры, распространившиеся после 1950-х гг. за рубежом и продолжающие применяться до настоящего времени.

(Существует иная и, по всей видимости, существенно романтизированная (возможно, не без участия самого Б.А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей “мальчика” (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)

Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика (“дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры – это победа воли”) вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.

Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.

С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.

Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.

Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.

Был дважды женат (вторая жена – Эдер Алла Леонидовна, 25.12.1927-06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина – цирковая актриса (в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором выступала в клетке с поставленным для них отцом номером “Львы и всадник”). Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения неизвестно[2].

Память

Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале «Маргарита Назарова (телесериал)», вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин[3][4][5].

Примечания

Источник

| 10:59 | 25.06.2015

Борис ЭдерНесколько десятилетий я знаю Бориса Афанасьевича Эдера — смелого, отважного, ищущего, беспокойного артиста и человека. Вся его жизнь увлекательна и романтична, как романтично и увлекательно искусство цирка, с которым он связал свою судьбу.

Жизнь в искусстве Борис Эдер начинал так же, как и многие, впоследствии известнейшие мастера русского дореволюционного цирка. И история прихода их в цирк очень похожа на десятки таких же историй. Двенадцатилетним парнишкой Борис убежал из дома своего отца — мастера Батумского нефтеперерабатывающего завода — и ушел с бродячими артистами циркового балагана. В те годы он не подозревал, что блестки на трико гимнастов и акробатов с трудом прикрывали полунищенское существование этих красивых, сильных и обаятельных людей.

Подобно многим своим сверстникам, «гуттаперчевым мальчикам», увлеченным романтикой циркового зрелища, Борис свой путь на манеж начинал с того, что чистил картошку на хозяйской кухне, бегал за продуктами на базар, нянчил детей, а перед представлениями зажигал в балагане лампы. Прошло несколько лет своеобразного «ученичества», но не угасала мечта стать артистом.

Гимнаст, эквилибрист, воздушный полетчик, участник модного в 10-е годы «гладиаторского» номера, затем пер-шевик. Эту работу молодой артист всячески стремился разнообразить, ввести в нее новые оригинальные трюки. Так, балансируя на лбу першем, на вершине которого партнер исполнял сложные упражнения, сам Эдер становился на огромный шар, двигавшийся по манежу в разных направлениях. Работа на «переходной лестнице» и на кольцах предшествует созданию оригинального аттракциона «Полет вокруг Эйфелевой башни». Он сам конструирует башню и наблюдает за ее созданием. Подвешенная к ее вершине трапеция все время вращается, а Эдер с партнером исполняют на ней сложнейшие гимнастические трюки. Может быть, так и продолжал бы он свою работу акробата и гимнаста, придумывая новые, все более усложненные трюки. Но Управление госцирков в начале 30-х годов предложило ему заняться дрессировкой хищников.

Читайте также:  Спиваков биография личная жизнь дети

Борису Эдеру поручили принять группу львов, приобретенную Управлением цирков у известного укротителя Карла Зембаха. И вот человек, никогда раньше не общавшийся с хищниками, стал пробовать себя в новой профессии.

В печати уже не раз рассказывалось, как Борис Афанасьевич, человек сильный, настойчивый, в очень короткий срок сумел подобрать «ключи» к львам, изучить их нрав, повадки, как он стремился обращаться с хищниками гуманно, подчинять их своей воле, применяя метод вкусового поощрения.

Потом Эдер решил попробовать свои силы в работе с уссурийскими тиграми. Через полгода новый аттракцион был готов. Затем он подготовил настоящий спектакль — полярный аттракцион с белыми медведями. Действие его происходило на «дрейфующей льдине», белые медведи участвовали в нескольких веселых сценках — возили на нартах пришельца с «большой земли», ходили на лыжах, «слушали в ледяном безмолвии» мелодии модных песенок…

Но вскоре, занявшись обитателями русских лесов — бурыми медведями, артист-новатор первым в истории цирка «поднял» их под купол. Его мишки исполняли на канате забавные трюки, совершали кульбиты, ходили с завязанными глазами и т. д.

Когда Борис Афанасьевич перестал выступать в цирке, он стал режиссером-педагогом. Его пригласили в кино принять участие в подготовке к съемкам картины «Опасные тропы». Предстояло не только выдрессировать уссурийских тигров, только что привезенных из тайги, но и подготовить дублершу одной из героинь фильма. Помню, как в подвальном этаже «Мосфильма», в специально оборудованной вольере, Эдер дрессировал полосатых хищников, одновременно обучая обращению с тиграми Маргариту Назарову. Бывшая эстрадная танцовщица бесстрашно овладевала новой Для нее опасной профессией. Вместе с ней стажировался и бывший актер театра К. Константи-новский. Я видел, как Маргарита Назарова успешно дублировала в «Опасных тропах» героиню кинокартины, а затем, опять-таки при помощи Б. А. Эдера, стала самостоятельно выступать с подготовленным аттракционом. Вскоре Эдер уже помогал ставить сцены с хищниками в фильме «Укротительница тигров», где Назарова дублировала исполнительницу главной роли Л. Касаткину. А еще через два-три года Назарова уже сама сыграла большую роль в комедии «Полосатый рейс».

Борис Эдер стал консультантом кинематографистов и в фильме «Дон-Кихот», помогая Григорию Козинцеву снять встречу Дон-Кихота (Николая Черкасова) со львом.

Борис Афанасьевич неутомим. Он помогал создать аттракцион со львами на лошадях для своей дочери Валентины и зятя Виктора, консультировал самого молодого советского дрессировщика Бориса Денисова, участвовал в работе над многими другими произведениями.

Более 60 лет Эдер отдал цирку. Он награжден орденом Ленина, удостоен почетного звания народного артиста РСФСР. Пожелаем же ему от души еще многих лет здоровья и работы!

К 75-летию народного артиста РСФСР Бориса Эдера

МИХ. ДОЛГОПОЛОВоставить комментарий

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эдер.

Эдер Борис Афанасьевич (12 [24] июля 1894, Батуми — 15 ноября 1970, Москва) — цирковой артист, дрессировщик (укротитель) хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР (1939).

Биография

Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.

В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя) и никакой предварительной специальной подготовки, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также — леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, легшие в основу советской школы цирковой дрессуры, распространившиеся после 1950-х гг. за рубежом и продолжающие применяться до настоящего времени.

(Существует иная и, по всей видимости, существенно романтизированная (возможно, не без участия самого Б.А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей “мальчика” (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)

Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика (“дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры – это победа воли”) вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.

Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.

С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.

Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.

Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.

Читайте также:  Сергей мартынов биография личная жизнь дети

Был дважды женат (вторая жена – Эдер Алла Леонидовна, 25.12.1927-06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина – цирковая актриса (в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором выступала в клетке с поставленным для них отцом номером “Львы и всадник”). Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения неизвестно[2].

Память

Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале «Маргарита Назарова (телесериал)», вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин[3][4][5].

Примечания

Источник

Бесстрашной укротительнице тигров рукоплескали миллионы. Ее жизнь казалась сказкой, но закончилась трагедией. Сегодня по заказу Первого канала кинокомпания «ОДА-фильм» снимает о дрессировщице сериал. О том, как сложилась судьба Маргариты Назаровой, «Комсомолке» рассказала ее близкая подруга, артистка цирка Энгелина Рогальская.

Танцевала в кабаре перед фашистами

– Своей карьерой Маргарита обязана мужу – дрессировщику Константину Константиновскому, – считает Энгелина Рогальская. – Если бы не он, вряд ли Марго стала бы звездой – с ее-то пятном в биографии!

Перед войной семья Маргариты переехала из Ленинграда в Даугавпилс. Оттуда фашисты угнали девушку в Германию, где ее приметил владелец кабаре. Маргарита в детстве занималась балетом и была невероятно пластичной. Чтобы сохранить жизнь, 15-летняя Рита была вынуждена плясать на сцене полуобнаженной, развлекая немцев. Из плена ее вызволили русские солдаты.

После войны Назарова поступила танцовщицей в передвижной театр оперетты.

– Маргаритка была невероятно хороша, голубые глаза, просто куколка! Мужчины на нее западали, но она влюбилась в 32-летнего Константиновского, – рассказывает Энгелина Васильевна. – Костя уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», его карьера шла на взлет.

Через год совместной жизни Назарова стала его женой.

Едва не осталась без скальпа

В 1953 году Константиновского пригласили дрессировщиком в картину «Опасные тропы». Консультантом фильма стал старейший укротитель Борис Эдер.

Константин Константиновский страшно ревновал жену. И не без повода. Фото: wikipedia.org

– Эдер был в возрасте, но и он не мог остаться равнодушным к красоте Марго, – вспоминает Рогальская. – На репетициях он заметил, что Назарова без страха общается с хищными животными.

Через год Маргарита оставила работу танцовщицы. Начала осваивать дрессуру хищников. Эдер предложил ее на роль дублерши актрисы Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров».

– У Марго появился любимец – бенгальский тигр Пурш, – продолжает Энгелина Рогальская. – С ним она и снималась в кино. Пурш стал просто ручным – редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку… После выхода «Укротительницы тигров» Назаровой предложили выступать на манеже. Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену. И хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина.

Работа с хищниками не всегда проходила гладко. Однажды на репетиции Константин заставил тигрицу Раду прыгать через свою жену.

«Лапа полоснула по голове и почти сорвала скальп, – вспоминала дрессировщица. – 21 день я находилась между жизнью и смертью».

Едва артистка вернулась в цирк, как получила новую травму. Пурш, играя, пытался сорвать бант с ее головы, но задел когтями височную артерию. Эти травмы всю жизнь напоминали о себе головными болями.

Натравить на соперника хищника!

Постепенно Назарова стала звездой, а ее муж ушел в тень. Ей дали звание заслуженной артистки РСФСР. Ее фото помещали на обложки журналов. Маргарита купалась в славе. Хрущев млел при виде Назаровой и однажды прилюдно сказал: «Вот такую женщину надо показывать в кино!»

Но в семейной жизни штормило. Константина раздражало кокетство жены в правительственной ложе при встрече с почетными гостями. Все Политбюро бывало на цирковых представлениях, и мужчины больше смотрели не на тигров…

– Маргарита признавалась, что мирились они в постели. Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью, – говорит Рогальская. – Мир воцарился в 1960 году после рождения первенца. Уже через месяц грудного Алешу принесли на съемочную площадку «Полосатого рейса». В фильме Маргарите дали главную роль, а ее муж стал постановщиком трюков. Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». На «Ленфильме» ходила шутливая инструкция: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр, нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет».

На съемках Назарова завела романтические отношения с исполнителем главной роли Иваном Дмитриевым. Муж сходил с ума от ревности. Позже он признался, что подумывал натравить на соперника тигра, но сдержался.

Забавная деталь: вместо Евгения Леонова в «Полосатом рейсе» мыться в ванной спиной к камере должен был дублер – муж Назаровой Константиновский. Но дрессировщик сказал: «Спиной – это не смешно. Нужно сидеть лицом к тигру». После уговоров Леонов согласился на один дубль. Актер сел в ванну, намылил лицо. Маргарита пустила Пурша. Тигр подошел к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. Когда актер стал промывать глаза, он увидел прямо перед собой морду тигра и, дико икнув, очень естественно нырнул на дно. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона. Сцена эта была впоследствии разрешена к показу лично Фурцевой. «Я не ханжа», – заявила министр культуры.

Начальство посоветовало «не разрушать семью»

После премьеры «Полосатого рейса» Назарова превратилась в секс-символ. Она получала мешки писем с предложениями: «Брось мужа и выходи за меня!»

– Осенью 1961 года Рита с Костей гастролировали в Иране, – вспоминает Энгелина Рогальская. – Там супруги познакомились с 40-летним дипломатом, сотрудником советского посольства в Тегеране. Виктор был поражен красотой Маргариты, у них начался тайный роман. Встречались они и после, когда дипломат вернулся из Ирана в Москву. Его письма дрессировщица берегла до конца жизни:

«Родная моя, любимая, я пишу, и у меня дрожат руки. Как хотелось быть рядом, целовать твои глаза, родинку, плечи, твои остренькие колени. Ты была моей так мало, так быстротечно. Самая большая и запретная, нечаянная моя любовь!»

Много лет спустя Назарова призналась:

«Влюблялись ли в меня? Да, часто. В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».

Мужа укротительницы в сериале сыграет Андрей Чернышов. Фото: Первый канал.

Если поначалу Риту воспринимали не иначе как жену знаменитого дрессировщика, то позже стали объявлять: «Несравненная Маргарита Назарова! С супругом». В 1962 году Константиновский ушел от жены и создал свой номер с хищниками. Но вскоре руководство цирка рекомендовало артисту вернуться в лоно семьи. И намекнуло: номера Маргариты приносят хорошую прибыль, не нужно составлять ей конкуренцию.

Читайте также:  Райхона биография личная жизнь муж

Назарова и Константиновский прожили вместе еще пять лет, до самой смерти дрессировщика. Врачи обнаружили у него опухоль мозга, и Константин настоял на ее удалении, хотя в успех мало кто верил. Константиновский умер через шесть дней после операции. Ему было 50 лет. На похоронах Назарова держала в руках красные маки.

Добровольная отшельница

– После смерти мужа популярность Маргариты пошла на спад, – продолжает Энгелина Рогальская. – Она не справлялась с хищниками без помощи супруга. Ручной тигр Пурш, единственный, кто слушался Маргариту, умер. Другие животные вели себя агрессивно.

В 1983-м Назарова вышла на манеж в последний раз. На арене после номера забыли закрыть клетку, и тигр, так и не признавший в артистке вожака, кинулся на Риту, пропоров когтями спину. Работать она больше не могла. Эстафету принял сын Алексей, тоже ставший дрессировщиком. Но однажды он уехал на гастроли во Францию и решил не возвращаться. Оставшись без мужа, сына, любимой профессии, Назарова замкнулась в себе.

– Маргарита уехала в Нижний Новгород и отгородилась от всех, – говорит Рогальская. – Мы пытались ее навестить, но она не открывала дверь. Знаю, что актриса Людмила Касаткина хотела оказать помощь, но Рита ее отвергла. Постепенно мы все смирились с тем, что Маргарита превратилась в отшельницу…

25 октября 2005 года Назаровой не стало. На похороны из Франции приехал сын. Своих двоих детей он назвал в честь знаменитых родителей – Маргаритой и Константином.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Актриса Ольга ПОГОДИНА: Мы можем войти в Книгу рекордов Гиннесса

О съемках сериала «Маргарита Назарова» рассказывает продюсер картины и исполнительница главной роли.

– Идея картины моя. Но сначала я хотела делать фильм о нашей первой дрессировщице львов – Ирине Бугримовой, – призналась Ольга Погодина «КП». – Пришла к Эдгарду Запашному. А он сказал: «Оль, столько желтых львов у нас нет. Давай сделаем кино о Назаровой, потому что тигры есть». Так идея трансформировалась. Режиссер фильма – Константин Максимов. Я – исполнительница главной роли и сопродюсер Алексея Пиманова.

– Откуда брали материал для сюжета?

– Из архива «Госцирка». Из воспоминаниий Вальтера Запашного (отец Эдгарда Запашного. – Ред.), который был знаком с Константиновским и Назаровой. Кое-что рассказал и сам Эдгард. Он познакомил меня с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым – тот стал консультантом нашей картины и поведал уникальные вещи.

Без дублеров и страховки

– Все трюки с тиграми (а их у нас играло семь) мы с Андреем Чернышовым делали сами, без дублеров! Повторили все трюки Назаровой (включая ее номер, когда она плавает с тиграми), плюс добавили несколько, которые она не делала. Она не клала голову в пасть тигра – только руку, а я это сделала. Выполнила я и ее знаменитый номер «качели», в котором мы с тигрицей Шакирой качаемся под куполом цирка. Ничего подобного до меня никто из актрис не повторял. В этом смысле наша картина уникальна. Мы даже подумываем о том, чтобы послать документы для регистрации в Книге рекордов Гиннесса. Мы, непрофессионалы, осуществили почти все известные трюки мировой дрессуры!

– Под купол взлетали со страховкой?

– Без! Мы специально параллельно снимали документальный фильм о нашей картине, чтобы потом никто не сказал, что, мол, компьютерной графикой стерли страховку или что-то в этом духе.

Качели, кстати, Эдгард Запашный нам предоставил настоящие, ими еще Бугримова пользовалась. Трюк с ними делали только Бугримова со своим львом, Назарова с тигром Пуршем, Эдгард и Аскольд Запашные с тигром Мартином и я, четвертая по счету, с тигрицей Шакирой. Шакира заходит на качели, я держу ее на поводке. Качели поднимаются под самый купол цирка, и мы раскачиваемся, амплитуда метров пять. Если что, помочь бы там под куполом мне никто не смог.

– Тигры вели себя с вами дружелюбно или агрессивно?

– Да все было! Мы же год с ними работали. Прошли через очень рисковые ситуации. Эдгард всегда нас страховал и учил: с твоим партнером может в любую секунду случиться несчастье, и ты должен защитить его.

– Полосатые артисты оставили вам памятные царапины?

– Мне прокусил палец маленький тигренок. Серьезных травм удалось избежать, потому что все было сделано грамотно. Зато на море в Италии во время съемок я разрезала себе ногу ракушкой – остался глубочайший шрам. Только представьте: человек отработал год с тиграми, делал сумасшедшие трюки, а шрам остался от мидии!

Сын живет в Болгарии

– Тема любви в сериале затронута?

– Самое главное в сюжете – история о безумной, небывалой любви, которая была у Константиновского и Назаровой. После его смерти у нее произошло помутнение рассудка. Без него она уже не хотела жить.

– У супругов остался сын…

– Мы очень долго его искали. Узнали, что он сейчас с семьей живет в Болгарии. Он дрессировщик, у него двое детей, они тоже дрессировщики. Мы нашли его, уже когда сценарий был написан, шли съемки. Алексей был рад, когда увидел, с какой любовью мы делаем кино про его родителей.

– Где проходили съемки?

– В Германии, Италии. Для съемок выстроили декорацию цирка в натуральную величину на 600 мест. Купол-трансформер, в котором менялось шесть цирков – разных эпох, городов, стран… Премьера запланирована на сентябрь, но посмотрим, успеем или нет. Это очень ответственная картина, наверное, главная в моей жизни.

СКЕЛЕТ В ШКАФУ

Тайный роман с немцем

– Приоткрою вам секрет, – поделилась с «КП» исполнительница главной роли Ольга Погодина. – Из архивов мы узнали и первыми расскажем о том, что в жизни Назаровой был еще один мужчина, немец. Он потом жил в Италии, где она и встретилась с ним. У нас его играет итальянский актер Пауло Контичини. В фильме немца зовут Отто. В жизни звали по-другому, но по определенным причинам имя мы заменили.

– Неужели это тот самый немец, у которого юная Назарова была в услужении в годы войны? Ходили слухи, что они спустя годы встретились во время ее гастролей за границей…

– Давайте эти подробности сохраним в тайне до премьеры картины. Мы все про него разузнали, это был реальный человек. Если бы не он, Маргариты бы просто в живых могло бы не быть – он ее спас в свое время. Там фантастическая история!

Ольга Погодина. Фото: Первый канал.

КСТАТИ

– Мало кто знает, что на самом деле Назарова не была натуральной блондинкой. Она в жизни была шатенкой, а красилась в блондинку несколько раз, в частности, для фильма «Полосатый рейс», и все ее запомнили в таком образе. Мы разобьем этот стереотип, – обещает испольнительница главной роли Ольга Погодина.

Источник