Барышников биография личная жизнь

Барышников биография личная жизнь thumbnail

Михаи́л Никола́евич Бары́шников (род. 27 января 1948, Рига) — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР (29 ноября 1973 года), номинирован на премии «Оскар» (1978) и «Золотой глобус».

Биография[править | править код]

Родился в Риге в семье офицера Советской армии. В возрасте 12 лет потерял мать[5] Около двух лет Михаил прожил в семье своего одноклассника Андриса Витиньша[6]

Среднее образование получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев).

Когда Михаила Барышникова приняли в Вагановское, первый, кому он об этом сообщил, был его наставник Юрис Капралис. Непростое решение о переезде из Риги в Ленинград означало расставание со своим первым учителем, и это Михаила расстраивало до слёз. Но Капралис поступил мудро: он дал добро на этот перевод, даже настоял на нём, хотя отпустить талантливого ученика ему и было непросто. В поздних интервью Капралис говорил, что этот момент стал и для него своеобразным экзаменом: ведь теперь его трёхлетнюю работу с юным танцором должен был оценить будущий наставник Михаила в Вагановском училище А. И. Пушкин, и Александр Иванович остался доволен подготовкой своего нового подопечного. Он даже предложил Капралису и впредь присылать ему талантливых учеников для дальнейшей шлифовки.

Михаил Барышников обучался у Юриса Капралиса с третьего по пятый класс, до своего перевода в Ленинград. Капралис ставил для него и для Александра Годунова их первые танцевальные номера, в том числе и совместные, заложил основы его технической базы. Барышников поддерживал хорошие отношения с Капралисом на протяжении всей его жизни, а в 1988 году ему удалось пригласить его в Нью-Йорк, где Капралис прожил целый месяц и «великолепно провёл время, посещая бродвейские спектакли» и прочие достопримечательности культурной столицы мира[7].

В 1967—1974 годах был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского, роль Гамлета в одноимённом балете Н. Червинского и роль Адама в балете «Сотворение мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василёва).

В 1974 году, во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», становится невозвращенцем[8].

В 1974—1978 годах — премьер труппы «Американский театр балета» (Нью-Йорк), в 1980—1989 годах был также её руководителем; оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию. В 1978 году дебютировал в кино, снявшись в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт»; был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (всего фильм был представлен в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной).

В 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом фильме «Белые ночи». В 1989 году дебютировал на Бродвее, сыграв в драматическом спектакле «Превращение» по повести Франца Кафки.

В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал «Проект „Белый дуб“[en]» (Флорида), занимавшийся постановками и изысканиями в области современного танца[9]. Возглавлял его до 2002 года, когда проект был закрыт, чтобы сконцентрироваться на организации и строительстве Центра искусств Барышникова[en]. После открытия Центра в 2005 году на 37-й улице Нью-Йорка, неподалёку от Театрального квартала, является его художественным руководителем[10]. В начале 2000-х годов снимался в популярном телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу, художника Александра Петровского, в последних сериях последнего сезона.

Занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В 2015 году он вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии[5].

21 декабря 2016 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2017 года сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства[11].

Личная жизнь[править | править код]

  • Встречался с актрисой Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь Александра.
  • Женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт[en], у них трое детей: Питер (род. 1989), Анна (род. 1992) и София (род. 1994).

Взгляды[править | править код]

В специальном обращении, опубликованном сайтом правозащитной организации «No More Fear Foundation» в 2013 году, Михаил Барышников выступил против гомофобии и дискриминации ЛГБТ-сообщества[12][13][14][15].

Барышников не испытывает ностальгии по России, не собирается возвращаться и принципиально игнорирует предложения посетить страну с гастролями.

У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте.

— Интервью обозревателю Русской службой Би-би-си А. Кану[16]

На вопрос другого журналиста — «разве ему не любопытно было бы самому увидеть, как изменилась жизнь со времени его отъезда?» Барышников ответил, что «лучше видно издалека и ты всё понимаешь гораздо лучше, нежели когда там живёшь»[17].

Читайте также:  Александр петров актер фото биография личная жизнь

Тем не менее в России в 2013 году прошла масштабная выставка из его коллекции «Искусство, с которым я живу», которую представил ГМИИ им. А. С. Пушкина в Отделе личных коллекций, а затем выставка фотографий «Метафизика тела» в Центре фотографии им.братьев Люмьер. Фото выполнил Роберт Уитмен, лично представивший выставку в Москве[18].

В 2016 году Барышников поддержал кандидата в президенты США Хиллари Клинтон в её предвыборной кампании; Дональда Трампа же сравнил с тоталитарным оппортунистом с советской риторикой времён его молодости.

Факты[править | править код]

  • Поэт Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (из сборника «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (из книги «Пейзаж с наводнением»). В 2015 году состоялась премьера спектакля А. Херманиса «Бродский/Барышников»[19].
  • Барышников является совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Барышников вложил в ресторан накопленные от выступлений деньги. В 1990 году совместно с фирмой Weekend Exercise Co запустил марку одежды для танцовщиков Baryshnikov, также выпускал мужской одеколон под собственным именем — Misha.
  • В одной из сцен фильма «Поворотный пункт» Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».
  • Упоминается в книге Стивена Кинга «Нужные вещи».
  • Михаил Барышников познакомил Иосифа Бродского с Владимиром Высоцким[20].

Роли в драматическом театре[править | править код]

  • «В Париже» — драматический спектакль (на русском и французском языках) по рассказу И. Бунина. Совместная постановка Центра искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), Лаборатории Дмитрия Крымова, Фонда содействия развитию культуры «Русский век» и Korjaamo Theater. Режиссёр — Дмитрий Крымов, главные роли исполнили Михаил Барышников (генерал Николай Платоныч) и Анна Синякина (Ольга Александровна). Премьера состоялась 17 августа 2011 года в Хельсинки, затем спектакль был показан в других городах Европы и США[21][22].
  • «Старуха» — спектакль в жанре физического театра по одноимённому произведению Даниила Хармса. Совместная работа (постановка, сценография, концепция света) режиссёра Роберта Уилсона и актёров Уиллема Дефо и Михаила Барышникова. Премьера состоялась 4 июля 2013 года на международном фестивале в Манчестере[23].
  • «Письмо человеку», спектакль по дневникам Вацлава Нижинского, режиссёр Роберт Уилсон[24].
  • «Бродский / Барышников» — моноспектакль по стихам Иосифа Бродского. Производство Новый Рижский театр и Baryshnikov Productions. Режиссёр Алвис Херманис. Премьера состоялась в 2015 году в Риге, затем спектакль был показан в разных странах. «Тысячелетиями религия была назначена людьми посредником между жизнью и смертью. В последнее время это место нередко становится вакантным. Сегодня роль посредника все чаще возлагает на себя искусство», — из рецензии Марины Охримовской на спектакль «Бродский / Барышников» в Цюрихе в 2017 году[25].

Фильмография[править | править код]

  • 1968 — «Город и песня» (фильм-концерт, «Ленфильм») — Танцор
  • 1969 — «Сказ о холопе Никишке» (фильм-балет на музыку Марата Камилова, балетмейстер Кирилл Ласкари, Ленинградское телевидение) — Никишка
  • 1970 — «Молодой балет мира» (документальный фильм)
  • 1971 — «Фиеста» (реж. Сергей Юрский, Ленинградское телевидение, телеспектакль по роману Э.Хемингуэя в исполнении актёров БДТ им. Горького) — Педро Ромеро, матадор
  • 1977 — «Поворотный пункт» — Юрий Копейкин (номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана)
  • 1977 — «Щелкунчик» — Принц
  • 1980 — «Кармен» — Дон Хосе
  • 1984 — «Дон Кихот» — Базиль
  • 1985 — «Белые ночи» — Коля Родченко
  • 1987 — «Танцоры» — Тони
  • 1991 — «Кабинет доктора Рамиреса» (режиссёр Питер Селларс, ремейк фильма 1920 года «Кабинет доктора Калигари») — сомнамбула Сезар
  • 1991 — «Дело фирмы» — Пётр Иванович Грушенко
  • 2004 — «Секс в большом городе (Сезон 6)» — Александр Петровский
  • 2014 — «Джек Райан: Теория хаоса» — Сергей Александрович Сорокин, министр внутренних дел России

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 344 с. — (Звёзды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00431-1.
  • Барышников Михаил Николаевич // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Красовская В. Михаил Барышников // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 331—352. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.

Ссылки[править | править код]

  • Михаил Барышников: Оглядываясь на пройденный путь
  • Михаил Барышников отдал свой архив нью-йоркскому Линкольн-центру
  • Человек есть то, что его окружает. Коллекция Михаила Барышникова.

Источник

Биография Михаила Барышникова должна быть хорошо знакома всем знатокам отечественного балета. Он считается величайшим артистом этого направления искусства в XX веке, повлиявшим на судьбу и развитие всего мирового балета. Его карьера началась в Советском Союзе, но в 1974 году во время гастролей в Канаде он превратился в “невозвращенца”, решив остаться за океаном. Годом ранее ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР, а 1978 году он стал номинантом на премию “Золотой глобус” и “Оскар” за главную роль в мелодраме Герберта Росса “Поворотный пункт”.

Читайте также:  Кэрол ломбард биография личная жизнь

Детство и юность

Биография Михаила Барышникова

Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.

Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.

После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.

Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.

Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.

Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.

Карьера танцора

Михаил Барышников на сцене

В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.

При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.

Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это “Сотворение мира” и “Вестрис”. Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.

Эмиграция

Фото Михаила Барышникова

В 1973 году на творческом вечере артисту позволили в качестве исключения самому выбрать репертуар, который он будет представлять. Пригласив современных хореографов, он приступил к изнурительным репетициям. На том вечере Барышников исполнил “Дивертисмент”, “Блудного сына”, “Дафнию и Хлою”. До сих пор считается, что это было вершиной его творчества.

Однако он понимал, что не сможет развиваться в СССР. Решающий момент в биографии Михаила Барышникова, фото которого представлено в этой статье, наступил в 1974 году. Он не вернулся с гастролей из Канады, став для Советского Союза осуждаемым “невозвращенцем”.

За океаном он попросил политического убежища. Сам он признается, что решение навсегда уехать из страны далось ему сложно.

В Америке его пригласили присоединиться к местной труппе в театре балета. Он сразу стал примой коллектива, а вскоре и его руководителем. Уже в июле того же года он впервые выступил в Нью-Йорке, исполнив партию в балете “Жизель” на сцене “Метрополитен-оперы”. Зрители были в восторге.

Выступления за океаном

Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию “Щелкунчика”, работал во всевозможных хореографических направлениях.

В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как “Золушка” и “Лебединое озеро”. Работу он начал в “Американском театре балета”. В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле “Превращение”, поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.

“Белый дуб”

Хореограф Михаил Барышников

В результате из “Американского театра балета” он был вынужден уйти, так как не захотел постоянно согласовывать свои творческие планы с руководством и дирекцией.

В 1990 году он создает совместно с хореографом Марком Моррисом проект “Белый дуб” во Флориде. Он начинает специализироваться на постановках и изысканиях в области современного танца, окончательно распрощавшись с классическим балетом.

Он начинает проповедовать в своем творчестве модерн, который вскоре находит отклик у публики, в Америке его начинают ценить не меньше классического балета. В этой сфере Барышников превосходит себя, наполняя мужской танец невероятной красотой и эстетикой.

Читайте также:  Шпица биография личная жизнь

Он ставит на сцене сольные балеты, которые превращаются в настоящие монологи-исповеди, языком танца он говорит о неизбежности смерти, скоротечности жизни, размышляет о творчестве.

Фильмография

Его карьера в кино началась еще в Советском Союзе. Это были фильм-концерт “Город и песня”, телеспектакль “Фиеста” по роману Хемингуэя. В Америке Барышников раскрывается с новой и необычной для себя стороны. Он становится еще и драматическим актером.

Михаил играет в нескольких полнометражных художественных фильмах. Например, “Динозавры”, “Танцоры”, “Кабинет доктора Рамиреса”. В драме Тэйлора Хэкфорда “Белые ночи” он появляется на экране в образе советского танцовщика Николая Родченко, который бежит на Запад в поисках свободы. Особенно зрителям запомнился его танец под песню Владимира Высоцкого “Кони привередливые”.

“Поворотный пункт”

Поворотный пункт

Его самой успешной работой в кино стала драма “Поворотный пункт”. Это история про двух подруг, которые вместе когда-то начинали заниматься балетом. Сегодня одна из них стала звездой, а вторая – учительница и домохозяйка. Но теперь ее дочь собирается начать балетную карьеру, достигнув высот, которые не покорились ее матери.

Барышников исполнил роль хореографа Юрия Копейкина. За эту работу он был номинирован на премию “Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана, но уступил Джейсону Робардсу.

“Секс в большом городе”

Секс в большом городе

В 2000-е Барышников стал востребован еще и в телепроектах. В 2004 году он сыграл в сериале “Секс в большом городе” в роли Александра Петровского.

Также снимался в картинах “Мой папа Барышников” и “Джек Райан: Теория хаоса”.

Личная жизнь

В биографии Михаила Барышникова личная жизнь всегда была важной частью. Об этом он сам неоднократно заявлял. Но поначалу он был настолько увлечен учебой и балетом, что времени на то, чтобы завести семью просто не оставалось.

Известно, что незадолго до того, как остаться в Канаде, в жизни Михаила Барышникова появилась балерина Татьяна Кольцова. Их отношения не были зарегистрированы, некоторое время они состояли в гражданском браке. В Канаде Кольцова остаться не решилась, поэтому несколько первых месяцев в эмиграции сложились для Михаила очень непросто. К тому же, он практически не знал английского языка, что значительно осложняло его пребывание за океаном. Однако скоро все наладилось.

В 1976 году в биографии, личной жизни Михаила Барышникова происходит важное событие. Он знакомится с актрисой Джессикой Лэнг. Она была американской знаменитостью, которая в том году как раз дебютировала в приключенческом фантастическом фильме Джона Гиллермина “Кинг-Конг”. В начале 80-х она стала одной из самых популярных актрис Америки, выиграв сразу две премии “Оскар”. Статуэтки она получила за лучшую женскую роль второго плана в комедии Сидни Поллака “Тутси”. В 1995 году она еще раз выиграла “Оскара” за лучшую женскую роль в мелодраме Тони Ричардсона “Голубое небо”. Еще четыре раза она была номинантом это престижной кинопремии.

Лэнг и Барышников официально отношения не оформляли, но жили, как семья. В биографии Михаила Барышникова важное событие произошло в 1981 году, когда Джессика родила ему дочь Александру. Стоит отметить, что страсти бушевали в этом союзе с самого начала, поэтому он был обречен рано или поздно распасться. Журналисты постоянно писали об изменах и интрижках Джессики на съемках очередного фильма, а американка жаловалась, что Михаил постоянно требует от нее готовить классические русские блюда и принимать по ночам гостей. В результате их брак распался.

Официальная свадьба

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.

После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.

Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием “Самовар”, который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.

Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников – страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Отношения с Россией

Сегодня он по-прежнему остается жить в США. В 2016 году в средствах массовой информации даже появилась скандальная новость о том, что хореограф с ненавистью относится к России. Позже выяснилось, что журналисты неверно интерпретировали его слова.

В последние годы он все больше времени уделяет занятиям фотографией. А недавно он и сам стал главным персонажем выставки фотографа Роберта Уитмена, которая называлась “Метафизика тела”, ее открытие состоялась в Центре фотографии братьев Люмьер.

В 2017 году Барышникова включили в сотню самых влиятельных русских в XX столетии. Также он получил латвийское гражданство.

Источник