Женя крутова биография

Женя крутова биография thumbnail

Крутова Евгения Сергеевна (21 декабря 1920 года, Труёвая Маза, Вольский уезд, Саратовская губерния, РСФСР — 1 августа 1943 года, у села Русское, Крымский район, Краснодарский край, РСФСР, СССР) — советский военный лётчик; командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии младший лейтенант.

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Родилась в декабре 1920 года в деревне Труёвая Маза Вольского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Крутова Сергея Ивановича. В семье была четвёртой дочерью. После неё родилось ещё двое детей, а старшие умерли.[1]

В деревне с семи лет стала ходить в школу, там она закончила два класса. В 1930 году отец со всей семьей выехал на строительство в город Саратов. В Саратове Женя закончила третий класс. К этому времени отец получил направление на работу в Оренбургскую область на станцию Донгуз, школы на стройке не было и Женя ходила в совхозную школу ежедневно за четыре километра по открытой степи. Здесь она поступила в пионеры.

В 1933 году Женя закончила совхозную пятилетнюю школу. Шестой класс она училась в городе Оренбурге, где для неё сняли комнату. В 1934 году умер отец, и мать Жени с всей семьей переехала в город Чебоксары.

Жизнь и учёба в Чебоксарах[править | править код]

Женя проучилась ещё два года в школе № 1 города Чебоксар. Здесь она вступила в комсомол. Закончив восьмой класс, она решила оставить школу, так как мать на свой небольшой заработок не могла учить всех троих детей. В 1937 году Женя поступила на курсы стенографии и машинописи.

В Чебоксарах был аэроклуб, где курсантами принимали и девушек. Продолжая учёбу на курсах стенографии, она начала заниматься и в аэроклубе имени Героя Советского Союза А. Ляпидевского. Преподаватель аэроклуба Пётр Шипунов рассказывал: «Женя Крутова поступила в аэроклуб в 1936 году. <…> Днем летали, вечером изучали теорию. Женя особенно запомнилась мне. Она обычно сидела за первой партой, с жадностью ловила каждое слово преподавателя. <…> Она беззаветно любила небо, была смелой, решительной. С утра до позднего вечера находилась она на летном поле — летала сама, учила летать других. И так до самой войны».

Как одну из лучших, Женю Крутову в 1938 году направили на учёбу в Коктебельскую школу летчиков-инструкторов. Через год вновь возвращается в Чебоксары уже инструктором-летчиком в аэроклуб, Женя обучила 21 курсанта.

Участие в Великой Отечественной войне[править | править код]

В Великой Отечественной войне Женя Крутова участвовала с мая 1942 года в составе 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка на Южном, Закавказском и Северо-Кавказском фронтах.

Однополчанка Тамара Панькова рассказывала: «В разных переплетах бывала Крутова. Немногие летчицы могли сравниться с ней в мастерстве пилотирования и бомбометания. За образцовое выполнение очередного задания ее наградили орденом Красной Звезды. […] Люди тянулись к ней, как к огоньку. Когда наш полк удостоился гвардейского звания, обнимая девчат, Женя шутила: „Разве мы похожи на гвардейцев? У гвардейцев усищи, чубы и шпоры…“»

С мая 1943 года полк базировался на станице Ивановская. Оттуда в ночь с 31 июля на 1 августа и вылетел на боевое задание в составе эскадрильи Татьяны Макаровой экипаж Крутовой—Саликовой.

Погибла в ночь с 31 июля на 1 августа 1943 года во время выполнения боевого задания. 1 августа 1943 года были сбиты и заживо сгорели в самолете командир экипажа двадцатидвухлетняя Женя[2] и её штурман Елена Саликова[3]. Похоронена в братской могиле в селе Русское.

В злополучную ночь на 1 августа противник впервые применил новую тактику. Мы ничего не знали об этом, и экипажи вылетели на боевое задание с обычным интервалом в три — пять минут. Эскадрилья лейтенанта Татьяны Макаровой поднялась первой…
…Уже на подходе к цели мне бросилась в глаза странная работа вражеских прожекторов: они то включались, то выключались, а зенитного огня почему-то не было. Тишина становилась зловещей. Казалось, она сгущается, как сгущалась тьма непроглядной ночи.

«Может, первые экипажи ещё не дошли до цели?» — подумала я. Но тут впереди, прямо по курсу, в лучах прожекторов показался У-2. Судя по времени; это был самолёт командира звена Евгении Крутовой. Её экипаж вылетел третьим. Штурман Лена Саликова сбросила САБ. Яркий факел повис в воздухе на маленьком парашюте и осветил местность. Стало светло. Мгновенно один за другим; включились прожекторы противника и стали шарить по небу. Один из них, самый яркий и широкий, схватил машину Жени Крутовой, остальные прожекторы присоединились к нему. Мы ждали, что вот-вот, как обычно, заговорят зенитки. Но они упорно молчали. Маленький самолёт метался в лучах прожекторов. Женя Крутова, отличный лётчик, пыталась вырваться из цепких щупалец, но лучи упорно держали машину. И вдруг гнетущую тишину разорвали очереди скорострельных авиационных пушек. К самолёту Крутовой откуда-то из темноты протянулись светящиеся цепочки снарядов. Подлетевший вплотную фашистский истребитель хладнокровно бил короткими очередями, в упор расстреливая беспомощный У-2.

Это и была новая тактика врага. Жертвами её стали наши подруги, вылетевшие первыми на задание. Ценой своей жизни они дали возможность тем, кто летел следом, принять за несколько драгоценных минут срочные контрмеры.

Загорелась правая плоскость машины Жени Крутовой — самолёт начал быстро падать. Но, даже падая, Женя все ещё вела борьбу. Ей удалось сбить пламя и ввести самолёт в скольжение. Однако огонь подбирался все ближе к мотору. Перед самой землёй из штурманской кабины вылетела красная ракета. В ту же минуту У-2 огромным пылающим факелом врезался в землю…
…Вражеские прожекторы погасли. Только самолёт Жени Крутовой и Лены Саликовой ярко полыхал на земле… (Чечнева М. П. «Небо остаётся нашим»)

Поиски места гибели[править | править код]

Долгое время о судьбе девушек точно ничего не знали. Лишь после войны комиссару полка Евдокие Рачкевич удалось найти свидетельницу того ночного боя. Ею оказалась Надежда Герасимовна Кузнецова, которая в детстве жила на Кубани. Она рассказала, что видела как горел упавший самолёт; спустя некоторое время они с сестрой пробрались к месту катастрофы.

Читайте также:  Анна из камеди клаб

Самолёт был сильно исковеркан. Рядом лежали две мёртвые девушки в летных комбинезонах. Одна высокая, широкая в плечах, черноволосая. Другая — небольшая, хрупкая, блондинка. Шлемы и ремни с пистолетами были с них уже сняты, вероятно гитлеровцами.

Надя прокралась в полусгоревшее село. Вернулась с лопатой и куском материи. Девочки перенесли летчиц в неглубокий окоп, который был поблизости, накрыли им лица и быстро закопали…

Когда Евдокия Яковлевна разложила на столе фотографии летчиц и штурманов, погибших в ту ночь, Надежда Герасимовна Кузнецова без колебаний указала на снимок Жени Крутовой и сказала, что это одна из двух девушек, которых она с сестрой схоронила в поле за селом. (М. Чечнева)

Позже останки лётчиц были перезахоронены в братской могиле на площади в селе Русское.[4]

Награды[править | править код]

  • орден Отечественной войны II степени (1943, посмертно)[5]
  • орден Красной Звезды[6].

Память[править | править код]

Памятная доска с именем Жени Крутовой

  • 30 января 1964 года в Новочебоксарске Чувашской АССР в честь лётчицы названа улица; на доме № 10 по улице Ж. Крутовой установлена мраморная мемориальная плита.
  • В Чебоксарах на стене здания, где располагалась школа № 1 (ул. Ленинградская, 22), имеется памятная доска с именем Жени Крутовой;
  • Улица, названная в честь Жени Крутовой, имеется в селе Русское Крымского района Краснодарского края.
  • Женя Крутова — героиня художественно-документальной повести «От заката до рассвета».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Статья
  • Статья
  • История
  • Видео

См. также[править | править код]

В небе «ночные ведьмы»

Источник

Крутова Женя

Женя крутова биография

Крутова Евгения Максимовна родилась в 1920 году в Саратовской области. До войны проживала в городе Чебоксары ЧАССР.

Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии младший лейтенант.В Красной Армии с 1941 года. По мобилизации ГВФ. В действующей армии с мая 1942 года.
 Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма , наносила бомбовые удары по военным объектам врага . Погибла в ночь с 31июля на 1 августа1943 года во время выполнения боевого задания
.

   “Сердце полное огня” (из книги М.Чечневой “Ласточки над фронтом”)

Чечнева М. “Повесть о Жене Рудневой”

 Ж.Руднева:

…На моих глазах сожгли Женю Крутову с Леной Саликовой. Женя, Женя… Когда-то мы загадывали, что, может быть, придется вместе смотреть в глаза смерти. Я видела, как смерть подкрадывалась к Жене, но что я могла сделать?! Мы были уже над своей целью, но я направила Клаву (Рыжкову)на ближайший прожектор, один из семи, державших Женин самолет. Сначала она маневрировала, потом загорелась плоскость. Но она планировала, не падала. Перед посадкой дали красную ракету. Горящий самолет закрыла от моих глаз плоскость, и я увидела только вспышку в воздухе от взрыва на земле. На территории противника, недалеко от Киевской… Успели ли выбраться? И было ли кому выбираться?..

31 июля 1943 года. Ивановская

 60 лет назад 31 июля 1943 года у села Русское Крымского района Краснодарского края при выполнении боевого задания погибла смертью героя выпускница средней школы № 1 г. Чебоксары, летчица 588-го женского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, командир авиазвена Евгения Семеновна Крутова, уроженка Саратовской области. В 1934 году Женя Крутова вместе с семьей переехала в Чебоксары, в 1938 году окончила летную школу при Чебоксарском аэроклубе и вплоть до начала Великой Отечественной войны работала летчиком-инструктором аэроклуба. Вот что рассказывают документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве общественных объединений Чувашской Республики о становлении аэроклуба, где изучала первые азы летного дела Женя Крутова и десятки ее сверстниц и сверстников.

            Чебоксарский Аэроклуб имени Лепидевского был организован в январе 1934 года при Центральном Совете Осоавиахима ЧАССР. К 1935 году он располагал шестью самолетами марки У-2, двумя планерами УС-4, семью парашютами, из которых 4 парашюта было вышечных, 2 тренировочных и 1 боевой. Аэродром располагался за городом на ровном поле, площадь которого составляла 250 га.

            Центральной задачей аэроклуба была подготовка оборонных кадров для нашей страны. Ежегодно он делал один выпуск  летчиков и несколько выпусков планеристов, парашютистов и др.

            С целью привлечения населения Чувашии к летному делу Центральным Советом Осоавиахима ЧАССР было решено открыть филиалы в районах республики.  В 1938 году был открыт новый аэроклуб в г. Алатыре, в котором первоначальную подготовку по летному делу получила Герой Советского Союза Парфенова Зоя Ивановна.

            С целью поднятия производительности труда и укрепления дисциплины Чебоксарским аэроклубом неоднократно заключались договоры социалистического соревнования с другими аэроклубами.

            Чебоксарский и Алатырский аэроклубы, несомненно, внесли большой вклад в дело подготовки специалистов – героев войны  и становление авиации в Чувашии. 

Трудно сказать, как сложилась бы судьба Жени Крутовой, если бы в 1934 году, после смерти отца, она не приехала в Чебоксары вместе с матерью, братом и сестрой из Саратовской области. Здесь в школе № 1 окончила восемь классов. Затем, после курсов стенографии и машинописи, работала в горкоме комсомола и в конторе «Заготзерно». Одновременно училась в Чебоксарском аэроклубе имени Героя Советского Союза А. Ляпидевского.
«В группе в основном были парни, – вспоминал бывший преподаватель аэроклуба П. Шипунов. – Но Женя была в ней заводилой, любимицей. Веселая, красивая. Каждый считал честью для себя дружить с ней».
Женя была влюблена в небо. К занятиям относилась серьезно, в полетах росло ее мастерство. В апреле 1938 года Совнарком Чувашской АССР за хорошее овладение авиационной техникой премировал Крутову деньгами. Позже в аэроклубе она была оставлена летчиком-инструктором. Летала сама и учила других.
Мирные учебные будни прервала война. Женя настойчиво просила руководство аэроклуба отправить ее на фронт. Не отпускали. Однако юная летчица добилась своего: в сорок первом, в октябре, приехала в Москву в распоряжение Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой, занимавшейся формированием женских авиаполков.
В Великой Отечественной войне Крутова участвовала с мая 1942 года в составе 588 ночного легкобомбардировочного авиационного полка (в феврале 43-го преобразованного в 46-й гвардейский) на Южном, Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. Стала командиром звена. Летала на самолете У-2, переименованного позже в ПО-2 по имени конструктора Н. Поликарпова.
Не раз Крутова вместе со штурманом Рудневой, тоже Женей, бывала в сложных переплетах. Однажды, когда уже были сброшены бомбы на эшелоны противника, машина легла на обратный курс и неожиданно попала под вражеский огонь. Наша землячка не растерялась, посадила свой изрешеченный осколками зенитных снарядов «небесный тихоход» на дно большого оврага, поросшего густым лесом.
Вскоре Евгения Крутова вновь включилась в боевую работу. Старалась летать каждую ночь. С новым штурманом Саликовой решили: «Если подобьют и не перетянем к своим, будем пикировать в гущу врагов».
Женя очень любила поэзию. Известная летчица Герой Советского Союза М. Чечнева рассказывала, как во время отдыха Женя читала ей свои стихи:
Вспоминая, друг мой, годы боевые,
Вспомни Дон широкий, желтую Куму,
Жаркие денечки, боевые ночки,
Вспомни, как бомбили черную чуму!..
В совершенстве владевшая мастерством пилотирования и бомбометания, Евгения Крутова выполняла все задания командования и была удостоена двух орденов Отечественной войны – I  и II степени, ордена Красной Звезды.
Она погибла смертью героя.

  1. «В ночь на 1 августа 1943 года, – сообщила Евгения Руднева, в то время гвардии лейтенант, матери Жени, Ульяне Ивановне, – она вылетала третьей, а я пятой… На цель я прилетела вслед за Женей и видела все. Ее штурман Лена Саликова сбросила светящуюся бомбу: факел повис в воздухе на маленьком парашюте, и вокруг стало светло. Вдруг один за другим по небу начали шарить щупальца прожекторов… Самый широкий и яркий из них выхватил из тьмы Женин самолет, остальные присоединились и больше уж не выпустили… Показались разрывы пушки. Это бил вплотную подошедший истребитель. Он дал немного выстрелов, но очень точно: загорелась правая плоскость. Самолет быстро снижался, но не падал, нет! Женя сажала его, правда, на территорию противника, но это уж от нее не зависело. Она пыталась сбить пламя. Положила машину на крыло, но огонь все ближе подбирался к мотору. Крест лучей все ниже, ниже…
    Перед самой землей Лена дала красную ракету. Едва самолет ударился о землю, взорвался мотор. Кругом все осветилось от гигантского желтого костра, пылавшего на месте упавшего самолета… У меня дрожали руки и ноги. Всякое мне приходилось видеть на войне, но товарища на моих глазах сбивали впервые…»
    Так рано оборвалась жизнь гвардии младшего лейтенанта Евгении Сергеевны Крутовой. Было ей всего двадцать два года. Похоронена она в братской могиле в селе Русское на Кубани.
    Верится, что сколько бы ни  прошло лет, военный подвиг Жени Крутовой не забудется.

Читайте также:  Татьяна казючиц личная

Источник

Женя КрутоваГерой по имени Женя Крутова 70 лет Победы Дата

Женя Крутова

Памятная доска на доме № 10 по ул. Ж.Крутовой.Герой по имени Женя Крутова 70 лет Победы Дата

Памятная доска на доме № 10 по ул. Ж.Крутовой.

9 декабря Россия ежегодно, начиная с 2007 года, отмечает День Героев Отечества. В школах, библиотеках проходит множество мероприятий, посвященных дате. Хорошо, что живы еще ветераны Великой Отечественной войны, свидетели историче­ских событий. Но таких встреч с годами все меньше. О некоторых отважных героях войны, увы, не могут рассказать даже их род­ственники. Именно поэтому бесценны воспоминания. С одним из таких мы хотим познакомить сегодня новое поколение читателей. Это интервью матери отважной летчицы Жени Крутовой, именем которой названа одна из первых улиц Новочебоксарска. Автор Светлана Смирнова начала книгу “Сто удивительных встреч” именно с этой встречи. И неудивительно. Для выросшей на улице Жени Крутовой пионерки, как и для многих поколений новочебоксарцев, подвиг летчицы всегда был примером безграничной любви к Родине.
Интервью печатается в сокращенном варианте. Полностью с ним вы можете ознакомиться в книге “Сто удивительных встреч”. Ее презентация состоится 18 декабря в Новочебоксарском художественном музее.

Нажала на кнопку звонка машинально. “Откуда же они берутся, герои? — думала. — Да что там герои, просто хорошие люди. Где, кто, как их растит?” А когда открылась дверь, спохватилась: сюда ли попала? Сюда! — из комнаты прямо на меня смотрела Женя. Две ее большие фотографии стояли на столе. Вся остальная мебель в квартире как-то терялась из виду, оставались только портреты да еще поставленные перед ними цветы в вазах, кем-то принесенный букетик мимоз.
Хозяйка приподнялась с кровати. “Плохо себя чувствуете?” Она кивнула, а я нашла было причину: “Плохая погода…”
— И погода плохая, и я плохая, — сказала Ульяна Ивановна КРУТОВА, мать летчицы-героини Жени Крутовой, напомнив о своем возрасте — как-никак 89 лет. Показалось, что лучше всего будет попрощаться и уйти. Но слово за слово…
— Какой была ваша жизнь, Ульяна Ивановна?
— Такая… трудная. Поженились в семнадцатом, — начала перечислять она памятные вехи. — В 21-м году — неурожай, известный всем. Голод. В 24-м, когда Ленин умер, муж вступил в партию, и его по­слали по колхозам. В это время — пожар, такой, что клочка от дома не осталось. И муж с заданием не справился, впрочем, справился, да время такое было — его в тюрьму на три года. Осталась с тремя детьми одна. Когда вышел, переехали в Саратов, затем в Оренбург. А зима холодная была, одёвка легка, муж и простудился. Ему товарищ посоветовал: “Поедем на строительство курорта”. И 7 апреля он уехал, а 13-го умер. Это было в 1934 году. Я все продала, родные дали денег и — в Чебоксары к брату, он кузнецом в деревне был.
— Какой запомнилась вам Женя?
Ульяна Ивановна просит подать снимок, где Женя сидит рядом с братом Сашей, показывает:
— Эдак из дома ушла. Здоровая, широкоплечая. Она летчиком-инструктором в аэроклубе была. Получала 500 рублей. Это как по нонешнему-то?
— Пятьдесят.
— Мы на ее зарплату и кормились. Ходила в мужской шапке, в шинели, ее за мальчишку все принимали. Как-то проводила Женя учебный полет в паре с Ершовым, отчаянный такой летчик был. Он полетел, а поутру там крестьяне с молоком ходят, на них и снизил, пугая, самолет. Когда вернулись, начальник стал ему выговаривать, что лучше бы пример брал с девушки. “С какой девушки?” — спрашивает, а ему на Женю показывают и смеются. Дружили они. Только недолго.
Однажды Ершов приходит: “Женя дома?” — “Ушла куда-то”. — “А вещи она собрала?” — “Какие вещи?” — “Она же на фронт хочет. Только не говорите, что я вам об этом сказал”. Но разве мать вытерпит. Только он повернулся, она идет. Я заплакала: “Без тебя есть кому воевать”. А Женя: “Мама, не плачь, я должна быть там”. — “А если погибнешь?” — “Государство вас обеспечит”.
Ульяна Ивановна замолчала. Возможно, думала о тех, кто в течение многих лет отфутболивал ее (иного слова не подберешь) из кабинета в кабинет, от инстанции к инстанции, не желая пошевельнуть и пальцем, чтобы назначить пенсию за погибшего на фронте сына, за сгоревшую в военном небе дочь.
— Испекла я подорожники, так булочки мы называли. На следующий день пошли на пристань провожать Женю (она в Москву через Горький хотела попасть). Вместе с ней, заприметила, женщины сели… Сколько времени прошло? Вдруг увидела в Чебоксарах женщин тех. “Вы вроде в Горький уезжали?” — спрашиваю. — “Да”. — “А чего же вернулись?” — “Билетов дальше не достали”. — “А с вами девушка была в шинели…” — “А она там на крышу вагона залезла. Ей кричат — не положено, а она: “Я солдат, мне положено”. Уехала”.
Тринадцать дней письма от Жени не было. Тринадцать дней, аккурат, проплакала. Потом получила: “Мама, ты меня, наверное, потеряла. Я жива”. Чуть не каждый день она писала, все подробно рассказывала. Самолет “птичкой” обычно называла. Как-то сели, пишет, на своей птичке прямо на деревья. Вылезли со штурманом и километров двести после этого до своих отшагали. Врач после этого заявил: “Вам придется ехать к матери”. А она: “Не дадите новый самолет, в медсестры пойду”. Я ей в ответ на это пишу: “Почему не приехала? Повидались бы”. Она свое: “А ты бы как поступила, зная, что нем­цы здесь творят? А увидев во вражеском тылу детишек плачущих: тетя летчик, возьми с собой, — поступила как бы?”
— Женя погибла в августе 1943-го. Как узнали об этом?
— Нарочного ко мне прислали: “Вас в военкомат требуют”. Прихожу. “Одна?” — спрашивают. “Нет, с дочкой”. “Позовите ее сюда”. Боялись, что со мной будет плохо. А я уже знала, что Женя погибла — письмо мое к ней назад вернулось. Потом в обком партии вызывали, отдали бумаги и ордена.
Ульяна Ивановна тихо плакала. Плакала мать, посадившая 25 деревьев в саду, когда погибли ее “робяты”. Плакала почетный пионер, изготовившая в память о Жене 17 альбомов и некоторые из них подарившая школьникам. Плакала общественница, по инициативе которой в одном из микрорайонов Чебоксар была организована детская площадка. Женщина, пережившая детей, но к которой и сегодня пишут так: “Дорогая ты наша мать”, — она плакала. И, чтобы отвлечь от горьких воспоминаний, кивнула я на телевизор:
— Смотрите?
— Плохо вижу. Плохо ухо слышит, но смотрю. Соседка моя говорит: “Я уж больно балет люблю”. Но что балет? — вертят и вертят ногой. А я боюсь упустить выступления Горбачева: правильно говорит, для ума.

Читайте также:  Фото жены галкина бориса

Светлана Смирнова, 1986 год

  • Женя Крутова

  • Памятная доска на доме № 10 по ул. Ж.Крутовой.

Источник