Завадский биография личная жизнь

Завадский биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Завадский.

Ю́рий Алекса́ндрович Зава́дский (30 июня (12 июля) 1894, Москва — 5 апреля 1977 года, там же) — советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Главный режиссёр Театра-студии Юрия Завадского (1924—1936), Центрального театра Красной Армии (1932—1935), Ростовского театра драмы имени М. Горького (1936—1940) и Театра имени Моссовета (1940—1977). Герой Социалистического Труда (1973)[4]. Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951) и Ленинской премии (1965).

Биография[править | править код]

Юрий Завадский родился в Москве в дворянской семье чиновника Александра Францевича и несостоявшейся актрисы Евгении Иосифовны (в девичестве Михайловой)[5][6]. Многие члены семьи были связаны с искусством. Деда по отцовской линии — художника-живописца, наполовину поляка — сослали в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года; дядя был пианистом и композитором, а самого отца благодаря выдающемуся голосу звали в солисты Большого театра, но он отказался[5]. Дед по матери был крестьянином, специалистом по кружевам, переехавшим в Москву и женившимся на балерине[7]. Обе тёти профессионально занимались музыкой; позднее мать вместе с сестрой Анной организовала популярный в среде интеллигенции любительский драмкружок, в котором, среди прочих, играл молодой Евгений Вахтангов[5][7].

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии Юрий поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году не доучившись. Одновременно брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.

В 1915 году многолетний друг Завадского Павел Антокольский позвал его в студию Евгения Вахтангова (с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ)[8], где он работал до 1919 года: вначале художником, затем — актёром и режиссёром. В 1918 году Антокольский познакомил его с Мариной Цветаевой, безответно влюбившейся в него; к нему был обращён её цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна»[8][9].

В 1920—1924 годах Завадский был актёром и режиссёром 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле «Чудо святого Антония» (1921) по пьесе Мориса Метерлинка, в котором выступил и как сценограф[10], и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци (1922)[4]. Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем «Женитьба»[4]. С 1922 года был членом художественного совета, избранного актёрами после смерти Вахтангова.

В 1924—1931 годах был актёром МХАТа (по словам Виталия Вульфа, числился актёром до 1936 года[8]), где, в частности, сыграл Чацкого в «Горе от ума» и графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».

В том же 1924 году создал собственную театральную студию, актёрами которой были его ученики Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский и другие, руководил ею до 1936 года. Театр не имел здания и давал эксперимертальные представления в подвальных помещениях московских зданий[11].

По свидетельству ряда коллег, в 1920-е годы (по словам сына — в 1930 году) Завадский занимался в кружке антропософов, за что был арестован и месяц провёл в одиночке (по словам Виталия Вульфа — всего два дня[8]); освободился только благодаря заступничеству Константина Станиславского[7].

В 1932—1935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии.

В 1936 году в ходе кампании по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города Завадский и его труппа были направлен в Ростов-на-Дону, где режиссёр возглавил Академический театр драмы имени М. Горького, построенный за год до этого[12].

В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссёром Театра имени Моссовета и занимал этот пост до конца жизни[4]. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Леонида Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Достоевского «Преступление и наказание» (1969), «Маскарад» Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964)[4].

Был известен своим новаторством: например, перед спектаклем «Виндзорские насмешницы» (1957) людей на входе встречали трубачи, а во время сцены ярмарки по зрительному залу расхаживали цыганки и фокусники. Организовывал спектакли-концерты, посвящённые выдающимся людям, в которых участвовала вся театральная труппа[7].

С 1940 года преподавал в ГИТИС, в 1947 году получил звание профессора. Член ВКП(б) с 1944 года.

Завадский не шёл на конфликт с актёрами и коллегами, напротив, используя всё своё влияние для помощи тем, кто находился в опале. Единственной, с кем у него были натянутые отношения, была Фаина Раневская: в определённый момент она нахамила Завадскому и покинула театр. Но когда в 1963 году Раневская осталась без работы, он сразу же позвал её обратно. Известен афоризм Раневской, посвящённый режиссёру: «Он родился не в рубашке, а в шубе»[7].

Андрей Тарковский в 1972 году говорил, что: «При всех актерских неровностях всё-таки лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это „Петербургские сновидения“ у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве»[13].

На протяжении почти пятидесяти лет ведущей актрисой театров, возглавляемых им, оставалась его вторая жена Вера Петровна Марецкая, которую он не позволял критиковать и к мнению которой он всячески прислушивался, за что её прозвали «хозяйкой Моссовета»[8][11].

Был автором ряда статей и книг. О Завадском сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский — любимый и любящий». В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссёр Марина Голдовская).

Читайте также:  Алена бондарчук биография личная жизнь муж

Жил с начала 1930-х гг. в Уланском переулке, 19, и Мансуровском переулке, 3; в 1940–1977 гг. на улице Горького, 15 (мем. доска, скульптор М. Романовская, архитектор И. Студеникин, 1980) [14].

Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве. Его предсмертным желанием было, чтобы никто не видел его мёртвым, поэтому в театре стояла урна с его прахом[8]. Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище рядом с матерью (15 участок)[15].

Личная жизнь[править | править код]

Первая жена — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф.

В 1924 году женился на Вере Петровне Марецкой (1906—1978). От брака с ней родился сын Евгений Юрьевич Завадский (1926—2006), режиссёр.

В июле 1941 года женился на балерине Галине Сергеевне Улановой (1909—1998). Эвакуацию в Казахстане во время Великой Отечественной войны они провели вместе. Брак их фактически распался в конце 1940-х годов, хотя официально развод не был оформлен.

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

3-я студия МХАТ

  • 1921 — «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, постановка Е. Б. Вахтангова — Антоний
  • 1922 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци, постановка Е. Б. Вахтангова — Калаф

МХАТ

  • 1925 — «Продавцы славы» М. Паньоля — граф де Льевиль
  • 1925 — «Пугачёвщина» К. А. Тренёва — Державин
  • 1925 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
  • 1926 — «Николай 1-й декабристы» А. Р. Кугеля — Трубецкой
  • 1927 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше; постановка К. С. Станиславского — граф Альмавива
  • 1927 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — патриарх
  • 1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Гуга
  • 1930 — «Три толстяка» по Ю. К. Олеше — гимнаст Тибул

Режиссёрские работы[править | править код]

Студии Е. Вахтангова

  • 1919 — «Обручение во сне» П. Г. Антокольский (по пьесе «Кот в сапогах») (сыграл роль Пьеро)

3-я студия МХАТ

  • 1924 — «Женитьба» Н. В. Гоголя

Театр-студия Юрия Завадского

  • 1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренёва (совм. с Н. П. Хмелёвым)
  • 1928 — «Любовью не шутят» А. Мюссе
  • 1932 — «Вольпоне» Б. Джонсона
  • 1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу
  • 1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского
  • 1935 — «Ваграмова ночь» Л. Первомайского
  • «Школа неплательщиков» Л. Вернея

Центральный театр Красной Армии

  • 1932 — «Мстислав Удалой» И. Л. Прута
  • 1934 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького

  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва
  • 1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина
  • 1937 — «Разбойники» Ф. Шиллера
  • 1938 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира
  • 1939 — «Отелло» У. Шекспира
  • «Враги» М. Горького
  • «Мещане» М. Горького
  • «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева
  • «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина

Театр имени Моссовета

Фильмография[править | править код]

Роли[править | править код]

  • 1924 — Аэлита — Гор, хранитель энергии Марса
  • 1925 — Медвежья свадьба — Ольгерд Кейстут
  • 1972 — Золото, золото — сердце народное (фильм-спектакль)

Режиссёр[править | править код]

  • 1971 — Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль)
  • 1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским)

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль) — вступительное слово

Архивные кадры[править | править код]

  • 1971 — Юрий Завадский (документальный)

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Заслуженный артист РСФСР (1933)
  • Народный артист РСФСР (1942)
  • Народный артист Казахской ССР (1943)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
  • Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Завадский Ю. А. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975. 335 с.
  • Завадский Ю. А. Об искусстве театра / Предисл. П. А. Маркова. М.: ВТО, 1965. 347 с.
  • Круковская Т. ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 246. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Любомудров М. Н. Симонов, Ю. Завадский. — М. : Молодая гвардия, 1983. — 383 с. — (ЖЗЛ; Вып. 644). — 100 000 экз.
  • Завадский, Юрий Александрович // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

Ссылки[править | править код]

  • Труппа Ю. Завадского — Ростовский Академический театр драмы имени М.Горького.
  • Новая энциклопедия кино — Юрий Завадский.
  • КТО ЕСТЬ КТО… «ЮРИЙ ЗАВАДСКИЙ» (недоступная ссылка) — Российский Речной Пассажирский Флот.
  • Международная Еврейская газета — Юрий Шерлинг: «…Я должен, обязан сказать, что никогда ни один человек не принимал в моей творческой судьбе столько участия, сколько Юрий Александрович Завадский».
  • Имена на фасаде и в памяти

Источник

Юрий Завадский родился не в потомственной дворянской семье, его отец, служа добросовестно, получил чин коллежского асессора, который давал право на дворянство.

юрий завадский

Александр Францевич обладал великолепным басом – его даже приглашали на сцену Большого театра, но он предпочел надежную службу чиновника, а пел дома на семейных концертах. Аккомпанировала ему мать будущего знаменитого режиссера, бывшая студентка Московской консерватории.

Счастливое детство и юность

Семья была интеллигентной, дружной и весьма обеспеченной – жили в центре Москвы в большой квартире деда. Юрий Завадский родился в 1894 году. Детей в семье было трое, их обожали и баловали, а его особенно – мальчик рос красивым и смышленым. Некоторые современники утверждали, что он так и остался избалованным непосредственным и восторженным 10-летним ребенком. Наверное, это пристрастное мнение. Учился Юрий Александрович в лучшей Московской гимназии – в 9-ой. Мальчик был щедро одарен – прекрасно рисовал, имел кроме блестящей внешности артистические данные, хорошо ему давались языки – после окончания гимназии он отлично владел французским и английским языками. В это же время он четко определился с увлечениями: ими стали рисование и драматический кружок.

Читайте также:  Кристина лорен биография личная жизнь фото

Сплетни и характеристики

Всю жизнь Юрий Завадский беззаветно любил литературу, некоторые утверждают, что в книги он влюблялся так же страстно, как в женщин, но оставался им более верным. Вообще надо отметить, что о нем, как ни о ком другом, ходило очень много легенд и сплетен – это лишь служит подтверждением тому, что личностью он был яркой и популярной. Никогда не сплетничают о тех, кому не завидуют.

завадский юрий александрович

Но были и меткие характеристики, в основном они принадлежали Фаине Раневской, которая, как равная ему талантом и человек, искренне его уважавший, женщина невероятно остроумная и мудрая, могла позволить себе даже злой отзыв. Ей принадлежит фраза о том, что родился Юрий Завадский в енотовой шубе. И действительно, он был баловнем судьбы. Ей же принадлежит отзыв на его статью «Я – коммунист», опубликованную в одной из центральных газет. Она поставила знак равенства между этим заявлением гениального режиссера и собой, вышедшей на балкон, поднявшей к небу руки и прокричавшей «Я – космонавт». Зная ее острый язык и ее к нему внимание, Юрий Александрович часто интересовался – «Ну, что там сказала обо мне Фаина?»

Увлечения молодости

Поступив в Московский университет на факультет юриспруденции, он, в принципе, занимался очень многим, только не ею. В эти годы он подружился с Павлом Антокольским, знакомым почти со всеми видными и интересными представителями искусства Москвы.

 завадский юрий александрович личная жизнь

Это Павел Григорьевич познакомил его с Мариной Цветаевой и привел в студию Вахтангова, правда, в качестве художника-оформителя. И там, и там обаятельный красавец не остался незамеченным – М. Цветаева в него влюбилась, а в студии Вахтангова он спустя время получил свою первую роль. Неспособному на долгое увлечение Завадскому поэтесса посвятила цикл стихов под названием «Комедьянт». Это ей принадлежит сакраментальная фраза, которую повторяли потом многие оставленные женщины – «Вы столь забывчивы,сколь незабвенны…»

Неотразимый красавец

Юрий Завадский и Марина Цветаева познакомились в 1918 году. Она не могла не увлекаться, причем восторженно до самозабвения, а потом это чувство истекало стихами. А тут такая красота – обаятельный, высокий, элегантный, она усмотрела в нем античность, а седая прядь в золотых кудрях в столь молодом возрасте сводила с ума и менее восторженных женщин.

юрий завадский жены

Облысевший, он тоже был неотразим, и в совершенстве пользовался своим даром обольщать и очаровывать, а элегантность и умение одеваться он сохранил до последних дней – в 70-летнем возрасте он прекрасно выглядел в джинсовом костюме, которых в Москве были единицы.

юрий завадский и марина цветаева

14 прекрасных стихотворений о любви всемирно известная поэтесса посвятила Ю. Завадскому, прикрепив его имя к Серебрянному веку. Собственно, в студии Евгения Вахтангова родилась и ее любовь к театру и под впечатлением пережитого в этих стенах она написала ряд пьес, которые, по утверждению некоторых, были посвящены Ю. Завадскому.

Он еще и талантлив!

Первая крупная роль старика Антония сразу же сделала Ю. Завадского любимцем театральной Москвы. Пьеса М. Метерлинка «Чудо святого Антония» во второй редакции, сделанной Евгением Вахтанговым совместно с Ю. Завадским, в которой явно просматривался трагический подтекст, стала началом не только актерской, но и режиссерской карьеры. Как художник и режиссер Завадский Юрий Александрович попробовал себя в пьесе П. Антокольского «Обручение во сне». А потом пришла слава, граничащая с поклонением. В 1933 году он играет Калафа в «Принцессе Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Своей игрой он убедил скептиков в несомненном наличии у себя актерского таланта. А популярность у зрителей была такова, что изображение его в роли Калафа появились на спичечных коробках и фантиках конфет.

Театр, и только театр

Им уже был сделан выбор между театром и живописью, хотя он подавал надежды, и художники приглашали студента школы П. И. Келина принять участие в их выставках. В 1922 году умирает его любимый учитель Евгений Вахтангов, и Завадский Юрий Александрович избирается творческим коллективом 3-й студии МХАТ (студия Вахтангова) членом художественного совета. Но уже признанного артиста всегда влекла режиссерская и педагогическая деятельность.

Начало режиссерской деятельности

И в 1924 году он ставит свой первый спектакль по «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Он работал над ним с таким восторгом и самоотдачей и так был доволен результатом, что много лет спустя, почти перед смертью, называл его своей лучшей постановкой. А ведь к тому времени он был награжден за свои спектакли высшими наградами Родины. Их было так много, что он, явно кокетничая, боялся надевать их все сразу из-за тяжести. Его постановочные работы знают все, кто хоть как-то интересовался театром. А его актерские роли тех времен – Чацкий и граф Альмавива – вошли в золотой фонд советской театральной школы. Роли его всегда были отточены до мелочей, в них всегда присутствовала тонкая ирония и позаимствованный у Вахтангова четкий внешний рисунок.

Читайте также:  К меладзе биография и семья личная жизнь последние

Гениальный педагог

В год его режиссерского дебюта он открывает собственную студию, ставшую с 1927 года театром-студией, которой руководил до 1936 года. Фамилии его учеников знают все – это театральные кумиры В. П. Марецкая и Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов и П. В. Массальский. У Ю.А. (эта его неизменное прозвище) был свой театр, но не было большой сцены, о которой он мечтал. В 1932 году ему предлагают возглавить Театр Советской Армии, в котором он работал до 1935 года, не покидая своей студии. А в 1936 году Юрия Александровича вместе с его театром отправляют в Ростов-на-Дону возглавить только что построенный, современный, внешне похожий на трактор, театр с такой огромной сценой и плохой акустикой, что работать в нем было очень трудно. Но Юрий Александрович справлялся – здесь было поставлено несколько прекрасных и нашумевших спектаклей. Может быть, это была творческая ссылка, но она спасла его от репрессий, которые свирепствовали в Москве. Он всегда был законопослушным гражданином, но никогда не совершал поступков, идущих вразрез с его совестью. В 1940 году театр возвращается в Москву.

Театр, ставший вторым домом

Юрий Завадский, биография которого с этого года была неразрывно связана с театром Моссовета, занял пост главного режиссера и оставался в этом храме искусства до конца своих дней. С ним вместе сюда перешли и любимые ученики. За постановки на сцене этого театра, такие как «Маскарад» и «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому, он удостаивался правительственных наград. Кроме полученных званий Героя Соцтруда, Народного артиста, профессора, он был лауреатом Ленинской и двух Сталинских премий. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя Красного Знамени и многими медалями.

Смысл жизни – театр

Титулованный Завадский Юрий Александрович, личная жизнь которого обсуждалась непрерывно, женщинами был любим невероятно. Но семейная жизнь у него не складывалась. Во-первых, он был трудоголиком, театр он любил больше всего на свете, а во-вторых, на долгие привязанности он не был способен, они его тяготили. Его верная легендарная домработница Васена, известная всей театральной Москве, так характеризовала Завадского – «прохладный он у нас». От многих подруг уходил он сам, первая жена Анисимова-Вульф не выдержала бесконечных измен и ушла сама, хотя потом 40 лет была его верной помощницей. Правда, официально они не были расписаны, как с В. Марецкой и Г. Улановой. Недолгим был и его первый официальный брак – очень скоро ушел от В. Марецкой и маленького сына непостоянный Юрий Завадский. Жены, как правило, на него не обижались, и дальше с ним их связывали дружеские и творческие отношения. Его сын тоже стал режиссером и тоже работал в театре Моссовета, но выйти из тени великих родителей ему не удалось. Умер он в 2006 году.

Источники информации

Своеобразным человеком и великим актером, режиссером и педагогом был Юрий Завадский. Краткая биография и фильмография его имеются в любом справочнике о советских актерах. Вернее, биография имеется, а фильмография – нет, потому что с кино у Юрия Александровича взаимоотношения не сложились. О нем самом были сняты два документальных фильма – «Дома у Ю. А. Завадского» и «Юрий Завадский».

юрий завадский краткая биография и фильмография

Нынешнему поколению трудно представить себе масштаб личности этого человека. Как-то Юрий Александрович хотел воспользоваться такси, а машина промчалась мимо. Буквально вся страна возмущалась этим таксистом. Существует много статей под названием «Юрий Завадский, биография». Советские актеры, режиссеры – все театральные деятели и, самое главное, зрители знали настоящую цену спектаклям этого гениального человека. Он был живой легендой и находился на недосягаемом уровне. Необходимо отметить, что Ю. А. Завадский никогда не боялся оказывать поддержку опальным актерам и режиссерам. Гонимый Анатолий Эфрос нашел приют в театре Юрия Завадского и гениально поставил спектакль с Р. Пляттом и Ф. Раневской «Дальше – тишина».

Путеводная звезда

Но везде, в любой статье об этом великом режиссере упоминается имя его второй жены. Галина Уланова и Юрий Завадский – союз этой звездной пары затмевал остальные увлечения их обоих.

юрий завадский биография советские актеры

Говорят, что истинной любовью Г. Улановой был И. Н. Берсенев, но брак с Ю. Завадским она не расторгла до самой его смерти. А он действительно боготворил ее всю жизнь, хотя вместе они прожили не очень долго – в эвакуации в Казахстане. После войны они уже жили порознь.

Источник