Воинов биография личная жизнь

Воинов биография личная жизнь thumbnail

Воинов Константин – советский кинодеятель, который увековечил своё имя, сняв популярную по сей день комедию «Женитьба Бальзаминова». Помимо этой картины, режиссёр оставил наследие в виде 10 разножанровых фильмов и нескольких актёрских работ. Что из творчества Воинова достойно особого внимания?

Краткая биография

Константин Наумович Кац, именно так звучит настоящее имя режиссёра, родился в 1918 г. в разгар Гражданской войны.

воинов константин

Ещё в конце 30-х гг., работая в московских театрах актёром, Константин Наумович изменил исконную фамилию на «благозвучный» псевдоним. Бытует мнение, что к евреям в СССР отношение было неоднозначное, поэтому работать и жить было проще, не афишируя подобное происхождение. Свои настоящие еврейские фамилии по той же причине скрывали актриса Фаина Раневская, чуть позже – актёры Андрей Миронов и Семён Фарада.

В 1946 г. Воинов занял должность режиссёра в Московском театре им. Моссовета. В 1957 г. Константин Наумович стал одним из постоянных режиссёров киностудии «Мосфильм». Тогда-то и стали демонстрироваться на больших экранах его первые киноработы.

Константин Воинов: фильмы. Ранние работы

В штат «Мосфильма» Воинова зачислили благодаря удачной короткометражке «Две жизни». Сценарий к дебютной работе Константин написал самостоятельно на основе рассказа Павла Нилина «Жучка».

константин воинов режиссер

В 1958 г. режиссёр презентует чёрно-белую драму-нуар «Трое вышли из леса». Фильм повествует о расследовании военного преступления времён Великой Отечественной войны. Сотрудники НКВД получают сведения о том, что один из партизанских отрядов был уничтожен немецкими карателями по наводке кого-то из «своих». Главным героям предстоит выяснить, кто предал своих соотечественников.

Константин Воинов – режиссёр, который был вынужден работать в определённом идеологическом русле. Но это не мешало его фильмам оставаться человечными и завоевывать международные награды. Например, военная драма «Солнце светит всем» 1959 г. выпуска выиграла почётный диплом на шотландском кинофестивале.

Сюжет фильма посвящён судьбе лейтенанта Савельева, который в 1945 г. из-за малодушия своего товарища получает на войне тяжёлое ранение и лишается зрения. Вернувшись домой, Савельев пытается наладить прежнюю жизнь, но отношения с женой не клеятся, а начальником Николая на работе становится тот самый человек, по вине которого он ослеп. Главный герой имел мужество пройти жестокую войну и остаться в живых, находит он в себе силы справиться с трудностями и в послевоенное время.

«Женитьба Бальзаминова»

Воинов Константин в начале своей карьеры в основном снимал драмы, но прославился на весь Советский Союз фильмом совсем иного жанра. В 1964 г. режиссёр снял трагикомедию «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли. В основу сценария картины легли сразу 3 популярные пьесы А.Н. Островского.

константин воинов фильмы

В ленте также снялись Нонна Мордюкова («Бриллиантовая рука»), Людмила Гурченко («Вокзал для двоих»), Екатерина Савинова («Приходите завтра…»), Надежда Румянцева («Девчата») и многие другие звёзды отечественного кино. «Женитьба Бальзаминова» имела огромный успех у зрителя. Именно этот фильм обеспечил режиссёру известность даже в наше время.

«Дядюшкин сон»

После премьеры «Женитьбы Бальзаминова» Воинов Константин продолжил развивать тему экранизаций и переработал текст повести Достоевского «Дядюшкин сон» под одноимённый киносценарий. Фильм вышел на экраны в 1967 г.

константин наумович кац

На этот раз актёрский состав картины состоял из представителей «старой гвардии». Сергей Мартинсон, начавший сниматься в кино ещё в 1924 г., получил роль старого богатого князя «К». Лидия Смирнова, прославившаяся в 40-х гг. благодаря героическим образам партизанок и радисток, предстала в образе провинциальной дамы, которая помешана на идее выдать дочь замуж.

Фильм «Дядюшкин сон» в наши дни не так популярен, как «Женитьба Бальзаминова». Однако входит в коллекцию золотого наследия советского кинематографа.

Другие фильмы режиссёра

Воинов Константин в 1970 г. презентовал зрителям драму «Чудный характер» по сценарию писателя Эдварда Радзинского. Главную роль в фильме сыграла небезызвестная Татьяна Доронина, ныне директор МХАТ им. М. Горького.

Через 3 года мир увидела комедия «Дача» с Лидией Смирновой и Евгением Евстигнеевым, затем последовала экранизация произведения И. Тургенева «Рудин». 2 последних фильма режиссёра – «Ссуда на брак» и «Шапка» – практически не известны современному зрителю.

Источник

Актриса Лидия Смирнова и режиссер Константин Воинов встретились, «земную жизнь пройдя до половины». Ей было под сорок, ему — за сорок. Они оказались друг для друга единственными в мире людьми, но по-настоящему вметсе быть так и не смогли.

Лидия

У нее за спиной к этому времени осталась целая череда романов и пара громких скандалов, она была замужем во второй раз: первый муж пропал без вести на войне, а второй, оператор Владимир Рапопорт, считался подкаблучником, который терпеливо сносит все загулы ветреной жены. С Рапопортом Лида встретилась в эвакуации, там, в Алма-Ате за ней ухаживали сразу двое, Рапопорт и оператор Фридрих Эмлер. Было голодно, и однажды Эмлер подарил Смирновой два яйца, а Рапопорт отдал все 50 штук из своей пайки. Вера Марецкая сказала тогда Смирновой:

«И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».

Там, в эмиграции, Смирнова тяжело переболела тифом, и чуть не умерла. Рапопорт не отходил от нее, вычесывал из облысевшей головы мертвых насекомых, утешал, говорил, как сильно он ее любит. Лидия росла в семье, где ее не любили, и она всю жизнь пыталась добрать этой любви: может, потому она так и не ушла от мужа. Он любил ее так, как ей было надо — просто за то, что она живет на Земле. И в самом главном она осталась ему верна. Рапопорт заболел неизлечимой болезнью, врачи прогнозировали ему «три года в лучшем случае», но благодаря Лидии он прожил 13 лет.

Читайте также:  Борис аннабердыев биография личная жизнь дети

Константин

У Воинова все тоже было сложно: пестрая биография со взлетами и падениями: одна его постановка не понравилась Сталину и режиссер надолго остался не у дел, работал в хилом театре в Подмосковье, иногда навещая в столице семью и друзей. Но казалось, что ничего его не берет: оптимизм, вера в себя, какое-то даже нахальство осталось при Воинове. И вот они встретились — она, звезда двух предыдущих десятилетий, в 50-х постепенно теряющая свою популярность, и он — большой режиссер в ссылке. Воинов искал актрису на главную роль в своем фильме «Сестры». Лидия, советское воплощение Голливуда, подошла идеально. У них начался роман. Она сыграла и в других его фильмах, в том числе в «Женитьбе Бальзаминова».

Михаил Ромм предупреждал Воинова: очень уж Лида легкомысленная, будь поосторожнее, а лучше не связывайся.

Но Воинов не послушал ничьих советов — его роман в Лидией продлился много лет.

Владимир Войнович вспоминал: как-то Воинов был у него в гостях, и вдруг позвонила женщина с неуловимо знакомым голосом:

— Я близкая подруга Константина Наумовича.

Сразу скажу, что я старая, мне сорок шесть лет. Я очень за него беспокоюсь: имейте в виду, что пить для него опасно.

Положив трубку, я недоумённо посмотрел на Воинова: «Твоя подруга звонила. Он ответил весело: «А, это Лидка».

Воинов был женат на актрисе Ольге Николаевой, очень милой, воспитанной и деликатной женщине. Она бы уж не смогла бы позвонить в незнакомый дом, она вообще не могла многое, что легко делала Смирнова. А Воинову была нужна именно такая, которая подбодрит, когда он упадет духом, спокойно разрулит любой конфликт, вытащит из трудной ситуации. Лидия умела делать так, что Воинов снова начинал верить в себя.

С ней он не ходил, а просто летал от счастья.

А Лидия начинала понимать, что запуталась. Она не хотела ничего слишком серьезного, но все вдруг стало всерьез, она даже ревновала режиссера к его жене. Такое она переживала впервые в жизни — и потом описала в книге мемуаров «Моя любовь»:

«Они жили тогда на первом этаже в доме на Каретном Ряду. Я приезжала на такси, машину оставляла за углом, ставила два кирпича у окна их спальни и подглядывала через створки занавески. Если штора была плотно закрыта, я шла через сугробы в переулок, куда выходило другое окно спальни, и старалась подсмотреть там.

Один раз так разбушевалась моя ревность, что я буквально влезла головой в форточку. Свет не горел, они были в постели и говорили обо мне.

Дождь лил мне за шиворот, а я никак не могла оторваться от окна. Они должны были слышать, как колотится моё сердце…»

Читайте также: Вокзал для двоих. История Микаэла и Веры Таривердиевых, которая легла в основу знаменитого фильма.

И всем плохо

Итак, Лидия была в тупике. С одной стороны — огромная любовь, даже близко ничего такого не было никогда, с другой — терпеливый, любящий, все прощающий муж. Воинов предлагал рассказать обо всем, развестись, начать жить вместе, а Лидия боялась, что его жене и ее мужу будет слишком больно.

«Все мы хорошие люди, и всем плохо!», — сокрушался Воинов

Он терпеть не мог всех этих тайн и вранья. Дошло до того, что он все сам рассказал Рапопорту, но все не мог и не мог уйти от жены: жалел ее, обожал дочку. Все было сложно — по другому, пожалуй, и не бывает. И тут заболел Рапопорт, и Лидия начала делать все, чтобы ему помочь. С Воиновым они не расстались, просто затаились:

«Это ужасно.

Ведь любовь не только физическая близость, люди хотят быть на виду, иметь общих друзей, не хотят таиться.

А у нас и друзья какие-то подпольные были».

Лидия с Воиновым а квартиру. Она приходила туда, готовила обед; Воинов обедал, шел домой и садился за стол второй раз, не мог сказать жене, что сыт. Так продолжалось долго, но Воинов не выдержал, ушел, сняла комнату в коммуналке, ждал, ждал Лиду.

Она приходила и раздражалась: чужие вещи, сломанная мебель, все не так, не то… Уходила. Воинов орал, называл предательницей, злился. И так она бегает туда-сюда, от тоскливых глаз мужа к злым глазам любимого.

Я так врала!

Осуждали ее? Еще как. Рапопорту все говорили в голос: бросай Лиду, уходи! Он не уходил, все терпел. А она продолжала бегать к Воинову. Он снимал комнату за комнатой, и везде было одно: неустроенность, неуют. Воинов не умел жить один и не понимал, почему Лидия не уходит от мужа, почему уезжает куда-то на съемки или в путешествия. А ей хотелось жить полной жизнью, в которой кроме любви были творчество, долг, разные интересные вещи.

«Я вся покрылась паутиной лжи, я изощрялась, я так врала! Когда я уходила к Воинову, я врала, что я на озвучании, а Воинову говорила, что еду на концерты, а сама по путёвке отправлялась за рубеж.

У меня часто не сходились концы с концами, я так устала от этого вранья, что мне уже ничего не хотелось. Счастья не было, было какое-то отчаяние, меня как в тину засасывало.

Рапопорт всегда был дома, ждал меня. Я не могла с Воиновым никуда пойти: ни в театр, ни в Дом кино, ни на концерт, потому что все увидят, а наш роман был в секрете. И я нигде не бывала, перестала слушать музыку, ходить в театры.

Я занималась только ложью. И любовь, и радость просто стирались.

Только отчаяние, только бесконечные объяснения».

Как-то Смирнова была в отъезде, Воинов запил. Жена приехала и забрала его, почти беспомощного, и он остался у нее. Прошли годы, Рапопорт умер, Лидия осталась одна. Он не мог еще раз оставить семью, и не мог простить Лилии, что она не ушла от Рапопорта. Но они встречались и созванивались по нескольку раз в день, жена Воинова обо всем знала. И Смирнова наконец-то была всем довольна.

«Я быстро привыкла к своему положению, независимость мне даже понравилась, я была рада, что мне не нужно больше врать».

Когда Воинов тяжело заболел, Лидия заботилась о нем больше, чем жена. Сколько она для него тогда сделала, даже построила дачу и выбила новую квартиру для его семьи! Он по старой памяти часто на нее ворчал, звонили и выговаривал ей что-то, она слушала и думала — значит, жив…

Читайте также:  Берк октай биография и личная жизнь

Он считал, что Лидия поможет в любой беде и прибежит по первой же просьбе. Но когда он был в больнице и позвонил: «Приходи», она не пришла. Было поздно, холодно, лил дождь… Она не пришла, а он наутро умер.

«Он звал меня перед смертью, кричал, требовал, чтобы я пришла.

А я снова его предала, испугалась непогоды…

Прошло столько времени, всё должно уже было притупиться, а я всё плачу и плачу…»

Источник

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля 2018 года стало известно о смерти советского и российского писателя Владимира Войновича.

Владимир Николаевич Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде (Таджикская ССР; сейчас – Душанбе, Таджикистан) в семье Николая Павловича Войновича (1905-1987) и Розалии Климентьевны (Ревекки Колмановны) Гойхман (1908-1978). Отец и мать были журналистами, работали в редакциях местных газет.

В 1936 году отец был арестован по обвинению в антисоветской агитации, в 1938 году – приговорен к пятилетнему лишению свободы. После ареста Розалия Климентьевна вместе с сыном жила в Ленинабаде (Таджикская ССР, сейчас – Худжанд, Согдийская область Таджикистана).

Весной 1941 года отец был освобожден, воссоединившаяся семья переехала в Запорожье (Украинская ССР, сейчас – Украина). После начала Великой Отечественной войны Николай Павлович ушел на фронт, в декабре 1941 году был тяжело ранен и впоследствии освобожден от дальнейшей службы.

Некоторое время семья проживала в Куйбышевской (ныне – Самарская) и Вологодской областях, после чего осенью 1945 года вернулась в Запорожье. Там в 1948 году Владимир Войнович окончил ремесленное училище. После этого работал на Запорожском алюминиевом заводе.

В 1951-1955 годах проходил службу в Военно-воздушных силах Советской армии – сначала на территории Крымского полуострова, затем – на территории Польской Народной Республики. В 1952-1953 годах обучался в школе авиамехаников в Шпротаве (сейчас – на территории Жаганьского повята Любушского воеводства Польши). После ее окончания был распределен в 159-й гвардейский истребительный авиационный полк (входил в состав 239-й истребительной авиационной дивизии 37-й воздушной армии Северной группы войск), где занял должность планшетиста (помощник руководителя полетов). В конце 1953 года переведен в Ворошиловградское военное авиационное училище летчиков (Луганская область Украинской ССР). Был определен механиком в полевую авиаремонтную мастерскую. Весной 1954 года был переведен в Чугуевское военное авиационное училище летчиков-истребителей (Харьковская область Украинской ССР), где служил авиамехаником. Во время службы в армии начал писать стихи. В 1954 году стихотворения Войновича разместила армейская газета Киевского военного округа “Знамя Победы”.

После демобилизации проживал в Керчи, там же закончил 10-й класс вечерней школы. В конце 1955 года несколько стихотворений Войновича, подписанных псевдонимом, были опубликованы в газете “Керченский рабочий”.

В 1956 году переехал в Москву, дважды неудачно пытался поступить в Литературный институт им. А. М. Горького. Был железнодорожным рабочим, плотником на стройке.

В 1957-1959 годах учился на историческом факультете Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (сейчас – Московский государственный областной университет), однако не окончил его. Будучи студентом второго курса, по комсомольской путевке отправился в Казахскую ССР (сейчас – Казахстан) на освоение целинных земель. Находясь на “целине”, начал писать тексты в прозе.

В 1960-1961 годах работал в Москве младшим редактором в редакции сатиры и юмора Всесоюзного радио. На протяжении этого времени также занимался написанием песен. Наибольшую известность приобрела “Четырнадцать минут до старта” (“Заправлены в планшеты космические карты…”), посвященная космической тематике. Музыку к ней написал композитор Оскар Фельцман, первым исполнителем был Владимир Трошин. В общей сложности в начале 1960-х годов Владимир Войнович написал около 40 песен.

В первом номере журнала “Новый мир” за 1961 год была опубликована повесть Владимира Войновича “Мы здесь живем”, ставшая его литературным дебютом в жанре малой прозы. За ней последовали повести “Хочу быть честным” (1963) и “Два товарища” (1967), также вышедшие в “Новом мире”.

В 1962 году Владимир Войнович был принят в Союз писателей СССР.

В 1966 году состоялась первая постановка произведения Владимира Войновича. Режиссер Марк Захаров поставил в Студенческом театре Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова спектакль по повести “Хочу быть честным”.

С середины 1960-х годов Владимир Войнович принимал участие в советском движении за права человека и за права писателя. В 1966 году выступил в поддержку литераторов Андрея Синявского и Юрия Даниэля, обвинявшихся судом в написании и передаче для печати за границей произведений, “порочащих советский государственный и общественный строй”. В 1968 году подписал письмо в защиту активистов самиздата Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова, осужденных по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.

В конце 1960-х годов распространение в самиздате получила первая часть сатирического романа Войновича “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”, действие которого разворачивалось во время Великой Отечественной войны. В 1969 году ее текст был опубликован в русскоязычном эмигрантском журнале “Грани”, издававшемся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ).

Диссидентская деятельность Войновича и зарубежная публикация произведения повлекли за собой давление на него со стороны Союза писателей СССР и органов государственной безопасности. Чтобы ослабить идеологический нажим, а также поправить финансовое положение, писатель согласился стать автором книги из серии “Пламенные революционеры”, выпускавшейся Издательством политической литературы ЦК КПСС. В 1972 году его произведение под названием “Степень доверия. Повесть о Вере Фигнер” вышло в свет. Впоследствии литератор отмечал, что серия “Пламенные революционеры” была задумана “для отвлечения некоторых свободомыслящих писателей от злободневных тем”.

Читайте также:  Актер дмитрий харатьян биография личная жизнь

В 1973 году Владимир Войнович отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. В 1974 году был исключен из Союза писателей СССР.

В 1975 году первая и вторая части “Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина” были выпущены отдельным изданием в Париже (Франция). Вскоре в Москве состоялась встреча Войновича с сотрудниками Комитета государственной безопасности, в ходе которой, по словам писателя, его пытались отравить. Данные события и их “авторское расследование” легли в основу документальной повести “Дело №34840” (1994).

В 1976 году в США была издана сатирическая повесть “Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру”. Основой ее сюжета послужила история о том, как писатель получал квартиру в кооперативном доме.

В 1979 году во Франции вышла вторая книга про Ивана Чонкина – “Претендент на престол”.

В январе 1980 года Владимир Войнович направил в редакцию газеты “Известия” письмо, в котором выразил негативное отношение к коллективам и отдельным людям, “которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны – Андрея Дмитриевича Сахарова”. В декабре того же года писатель вместе с супругой и дочерью по приглашению Баварской академии изящных искусств выехал в ФРГ сроком на один год. В июне 1981 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. В 1981-1990 годах проживал в ФРГ (получил немецкое гражданство) и США, сотрудничал с радиостанцией “Свобода”.

В 1985 году Войнович выпустил в США книгу очерков “Антисоветский Советский Союз”, в 1986 году – роман-антиутопию “Москва 2042”.

Во время перестройки, к концу 1980-х годов, отношение власти к Войновичу смягчилось, его произведения вновь стали появляться на страницах советских изданий. Так, в 1988-1989 годах в журнале “Юность” был опубликован роман “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”, в 1988 году в журнале “Дружба народов” напечатали “Иванькиаду…”. В 1989 году издательство “Московский рабочий” выпустило сборник повестей Войновича. В августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.

В 2000 году Владимир Войнович выпустил роман “Монументальная пропаганда”, содержащий сатирическое осмысление историко-социальных процессов, происходивших в СССР и России во второй половине XX века.

В 2002 году издал книгу “Портрет на фоне мифа”, в которой изложил собственный взгляд на творчество и убеждения Александра Солженицына.

В 2007 году выпустил последнюю часть трилогии про Ивана Чонкина – “Перемещенное лицо”.

В 2010 году вышла книга Владимира Войновича “Автопортрет. Роман моей жизни”, в которой писатель представил свой жизненный и творческий путь.

В 2016 году выпустил последнее к настоящему времени произведение – роман-памфлет “Малиновый пеликан”.

Повести и романы писателя переведены на более чем 30 иностранных языков.

По произведениям Владимира Войновича сняты фильмы: “Не пройдет и года…” (1973, режиссер Леопольд Бескодарный), “Шапка” (1990, Константин Воинов), “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина” (1994, Иржи Менцель), “Два товарища” (2000, Валерий Пендраковский), “Приключения солдата Ивана Чонкина” (2007, Алексей Кирющенко) и “Только не сейчас” (2009, Валерий Пендраковский).

Спектакли, поставленные по произведениям Владимира Войновича, входят в репертуар Московского государственного театра “У Никитских ворот” под руководством Марка Розовского (“Би-Эм-Дабл-Ю”), Московского театра музыки и драмы под руководством Стаса Намина (“Солдат Иван Чонкин”) и др.

Владимир Войнович исполнил эпизодическую роль в фильме Отара Иоселиани “Сады осенью” (2006, Франция, Италия, Россия).

Был членом Союза писателей Москвы (1992), Баварской академии изящных искусств (1976) и Сербской академии наук и искусств (1991), а также почетным членом Российской академии художеств, почетным доктором Ноттингемского университета (Великобритания) и Миддлбери-колледжа (Миддлбери, штат Вермонт, США).

В 1995 году возглавлял жюри основного конкурса кинофестиваля “Кинотавр” (Сочи, Краснодарский край), в 2004 году – жюри литературной премии “Букер – Открытая Россия” (сейчас – “Русский Букер”), в 2012 году – жюри конкурса полнометражных фильмов кинофестиваля “Киношок” (Анапа, Краснодарский край).

Входил в попечительский совет фонда помощи хосписам “Вера”.

Лауреат Государственной премии РФ (2001, за роман “Монументальная пропаганда”). Был удостоен премии Баварской академии изящных искусств (1993), премии “Триумф” (1996), премии им. А. Д. Сахарова “За гражданское мужество писателя” (2002), премии им. Льва Копелева (2016) и др.

Был женат третьим браком, супруга – Светлана Колесниченко. Первая жена – Валентина Болтушкина (1929-1988), вторая – Ирина Брауде (1938-2004). От первого брака имел дочь Марину (1958-2006) и сына Павла (род. 1962), от второго – дочь Ольгу (род. 1973).

Жизни и творчеству писателя посвящены документальные фильмы “Невероятные приключения В. Войновича, рассказанные им самим после возвращения на родину” (2003, режиссер Александр Плахов), “Владимир Войнович. Остаться собой” (2012, Валерий Балаян) и “Владимир Войнович. Хочу быть честным” (2012, Сергей Краус).

Владимир Войнович увлекался живописью, создавал картины в жанре наивного искусства. Его персональные выставки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вене (Австрия), Берлине и Кельне (Германия).

В 2011 году в Центральной районной библиотеке Хворостянского района Самарской области был организован литературный музей Ивана Чонкина – героя произведений Владимира Войновича.

Источник