Владимир сутеев биография личная жизнь

Владимир сутеев биография личная жизнь thumbnail

Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (22 июня (5 июля) 1903, Москва — 8 марта 1993, там же) — русский советский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации.

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Родился в семье врача Григория Осиповича Сутеева (1879—1960), выпускника Московского университета, впоследствии доктора медицинских наук, профессора, видного советского дерматовенеролога, миколога, заведующего венерологической секцией Мосгорздравотдела, удостоенного Сталинской премии за вклад в исследование актиномикоза. Мать — Зинаида Васильевна Сутеева[1][2]. Отец увлекался живописью, пением, выступал с концертами в Благородном собрании[3]. Был близким другом Степана Эрьзи, для которого позировала его жена и который оказал большое влияние на Владимира; уже после смерти Г. О. Сутеева его заметки и воспоминания о друге были изданы в виде книги «Скульптор Эрьзя»[2][4].

Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Начинал учиться на инженерно-строительном факультете Московского высшего технического училища, но победила страсть к рисованию[5].

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать[6]. Первую известность получил как художник-карикатурист.

Мультипликация[править | править код]

В 1924 году поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии (ГТК). Вместе с ним на курсах учились его родной брат Вячеслав Сутеев (1904—1993), а также двоюродный брат Дмитрий Боголепов (1903—1990) — впоследствии режиссёры научно-популярного кино[3]. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации.

В 1924—1925 годах Сутеев проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к вышедшим в советский прокат зарубежным фильмам: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра»[7]. Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

В 1928 году окончил учёбу в ГТК и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм».

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале в Экспериментальную мультмастерскую при Главном управлении кинофотопромышленности (ГУКФ), затем — на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.

Мультфильм В. Сутеева «И мы на Олимпиаду!» (1940)

С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».

С началом Великой Отечественной войны успел поставить несколько учебных фильмов на студии «Воентехфильм», после чего ушёл на фронт[8].
В составе 159 стрелковой дивизии участвовал в боях на Юго-Западном фронте, в сентябре 1941 года попал в окружение[9], освобождён в марте 1942 года[10]. В звании лейтенанта воевал до последнего дня, принял участие в Белорусской операции[6].

С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году неожиданно прекратил режиссёрскую деятельность и уволился со студии, не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Пантелеймоном Сазоновым).

Его внезапный уход родные и коллеги связывали с неразделённой любовью к мультипликатору Татьяне Таранович, которая присоединилась к коллективу в 1946 году. Она была моложе Сутеева на 13 лет, состояла в браке и имела дочь. Сохранились сотни писем Сутеева, адресованные Таранович. Лишь 37 лет спустя Татьяна и Владимир — на тот момент оба вдовцы — поженились. Ей было 67, ему исполнилось 80. «Молодые» прожили в счастливом браке 10 лет и умерли в один год[11][12].

В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Союзмультфильмом» преимущественно как сценарист. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.

Детская литература[править | править код]

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и так далее. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей[источник не указан 278 дней]. В настоящее время иллюстрации Сутеева издаются также в виде открыток.

Скончался 8 марта 1993 года. Похоронен на Никольском кладбище г. Балашиха[13].

Столетнему юбилею Владимира Сутеева был посвящён выпуск из цикла «Острова» (2003) телеканала «Культура»[14].

Награды[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
  • Орден Отечественной Войны II степени (06.04.1985)[15]

Сказки[править | править код]

  • «Дядя Миша»
  • «Яблоко»
  • «Мешок яблок»
  • «Ёлка»
  • «Кораблик»
  • «Кто сказал мяу»
  • «Под грибом»
  • «Разные колёса»
  • «Мышонок и карандаш»
  • «Капризная кошка»
  • «Палочка-выручалочка»
  • «Цыплёнок и утёнок»
  • «Кот-рыболов»
  • «Петух и краски»
  • «Три котёнка»
  • «Это что за птица?»
  • «Умелые руки»
  • «Про ёлки»
  • «Мамин праздник»
  • «Про снегурочки и снежинку»
  • «Как зима кончилась»
  • «У всех праздник»
  • «Как я ловил рыбу»
  • «Мы в лесу»
  • «Бабушкин огород»
  • «Мы уже в школе»
  • «Салют»
  • «Мы — артисты»
  • «Про Айболита и Чапкин портрет»
  • «Терем-теремок»
  • «Раз, два — дружно!»
  • «Про Бегемота, который боялся прививок» (по мотивам сказки Милоша Мацоурека)
  • «Мы ищем кляксу»
  • «Петя и Красная Шапочка»
  • «Петя Иванов и волшебник Тик-Так»
  • «Волшебный магазин»

Фильмография[править | править код]

Режиссёр

  • «Улица поперёк» (1931, совм. со Львом Атамановым)
  • «Сказка про белого бычка» (1933, не сохранился)
  • «Клякса в Арктике» (1934, не сохранился)
  • «Колобок» (1936, совм. с Леонидом Амальриком)
  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Шумное плавание» (1937, совм. с Леонидом Амальриком)
  • «Почему у носорога шкура в складках» (1938)
  • «Дядя Стёпа» (1939, совм. с Ламисом Бредисом)
  • «И мы на олимпиаду» (1940)
  • «Муха-Цокотуха» (1941, не сохранился)
  • «Ориентирование на местности» (1941, учебный)
  • «Типы вражеских танков» (1941, учебный)
  • «Уничтожай танки врага» (1941, учебный)
  • «Борьба с вражескими танками» (1941, учебный)
  • «Как бороться с замораживанием» (1941, учебный)
  • «Весёлый огород» (1947)
  • «Охотничье ружьё» (1948, завершена Пантелеймоном Сазоновым)
  • «Муха-Цокотуха» (1960, совм. с Борисом Дёжкиным)

Сценарист

  • «Сказка про белого бычка» (1933)
  • «Клякса в Арктике» (1934)
  • «Колобок» (1936)
  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Дед Мороз и серый волк» (1937)
  • «Почему у носорога шкура в складках» (1938)
  • «И мы на олимпиаду» (1940)
  • «Муха-Цокотуха» (1941)
  • «Весёлый огород» (1947)
  • «Когда зажигаются ёлки» (1950)
  • «Зай и Чик» (1952)
  • «Волшебный магазин» (1953)
  • «Стрела улетает в сказку» (1954)
  • «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Ёлка»
  • «Это что за птица?» (1955)
  • «Кораблик» (1956)
  • «Миллион в мешке» (1956)
  • «Грибок-теремок» (1958) — по сказке «Под грибом»
  • «Петя и Красная Шапочка» (1958)
  • «Муха-Цокотуха» (1960)
  • «Разные колёса» (1960)
  • «Две сказки» (1962) — по сказкам «Яблоко» и «Палочка-выручалочка»
  • «Кто сказал мяу» (1962)
  • «Только не сейчас» (1962) — по сказке «Петя Иванов и волшебник Тик-Так»
  • «Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) — по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш»
  • «Тараканище» (1963)
  • «Шутки» (1963) — по сказкам «Цыплёнок и утёнок» и «Три котёнка»
  • «Кот-рыболов» (1964)
  • «Петух и краски» (1964)
  • «Пастушка и трубочист» (1965)
  • «Про бегемота, который боялся прививок» (1966)
  • «Хвосты» (1966)
  • «Раз, два — дружно!» (1967)
  • «Мы ищем кляксу» (1969)
  • «Дядя Миша» (1970)
  • «Терем-теремок» (1971)
  • «Мешок яблок» (1974)
  • «Дед Мороз и серый волк» (1978)
  • «Кто получит приз?» (1979)
  • «Пропал Петя-петушок» (1986)
Читайте также:  Андрей бартенев фото биография личная жизнь

Художник-постановщик

  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Пёс и кот» (1938)
  • «Пустынник и медведь» (1935)

Художник

  • «Живые дома (Спор между домами)» (1928)
  • «Дядя Стёпа» (1939)
  • «Зай и Чик» (1952)
  • «Стрела улетает в сказку» (1954)

Художник-мультипликатор

  • «Старт» (1925)
  • «1905-1925» (1925)
  • «Китай в огне» (1925)
  • «Похождения Мюнхгаузена» (1929)

Библиография[править | править код]

Книги Сутеева с рисунками автора (первые прижизненные издания)[править | править код]

  • Сутеев В. Весёлые картинки. — М.: Детгиз, 1953. — 16 с.
  • Сутеев В. Разные колёса. Кораблик. — М.: Детгиз, 1953. — 16 с.
  • Сутеев В. Две сказки про карандаш и краски. — М.: Детгиз, 1954. — 16 с.
  • Сутеев В. Ёлка. — М.: Детгиз, 1954. — 20 с.
  • Сутеев В. Кто сказал мяу. — М.: Детгиз, 1955. — 20 с.
  • Сутеев В. Сказки в картинках. — М.: Детгиз, 1955. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Сутеев В. Это что за птица?. — М.: Детгиз, 1956. — 20 с.
  • Сутеев В. Под грибом: сказка-загадка. — М.: Детгиз, 1959. — 16 с.
  • Сутеев В. Умелые руки и капризная кошка. — М.: Детгиз, 1959. — 16 с.
  • Сутеев В. Сказки и картинки. — М.: Детгиз, 1963. — 160 с.

Цыплёнок и Утёнок • Три котёнка • Под грибом • Кто сказал мяу • Разные колеса • Кораблик • Палочка-выручалочка • Яблоко • Мышонок и Карандаш • Петух и Краски • Капризная Кошка • Ёлка • Это что за птица?

  • Сутеев В. Палочка-выручалочка. — М.: Детская литература, 1964. — 20 с.
  • Сутеев В. Кот-рыболов. — М.: Детская литература, 1967. — 20 с.
  • Сутеев В. Дядя Миша. — М.: Малыш, 1974. — 16 с.
  • Сутеев В. Забавные истории. — М.: Малыш, 1983. — 8 с.
  • Сутеев В. Мешок яблок: сказка. — М.: Малыш, 1985. — 24 с.

Книги с иллюстрациями Сутеева (первые прижизненные издания)[править | править код]

  • Чуковский К. Доктор Айболит. — М. Л.: Детгиз, 1948. — 24 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Тараканище. — М.: Детгиз, 1948. — 24 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Мойдодыр. — М.: Детгиз, 1949. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Федорино горе. — М.: Детская литература, 1951. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Михалков С. Щенок. — М. Л.: Детгиз, 1951. — 20 с.
  • Михалков С. Дядя Стёпа. — М.: Детгиз, 1954. — 32 с.
  • Родари Дж. Приключения Чиполлино: повесть-сказка. — М.: Детгиз, 1955. — 232 с.
  • Чуковский К. Котауси и Мауси: английские народные песенки. — М.: Детгиз, 1956. — 12 с.
  • Барто А. Медвежонок-невежа: сказка для маленьких и больших. — М.: Детгиз, 1957. — 12 с.
  • Приключения Пифа. — М.: Детгиз, 1958. — 32 с.
  • Прёйсен А. Про козлёнка, который умел считать до десяти. — М.: Детгиз, 1960. — 20 с.
  • Стельмах М. Гусак-физкультурник. — М.: Детгиз, 1962. — 24 с.
  • Новые приключения Пифа. — М.: Детгиз, 1962. — 28 с.
  • Кипнис И. Котёнок, который забыл, как надо просить есть: сказки. — М.: Детгиз, 1963. — 20 с.
  • Рашел Р. Ренатино не летает по воскресеньям. — М.: Детская литература, 1964. — 36 с.
  • Прёйсен А. Весёлый Новый Год. — М.: Детская литература, 1965. — 16 с.
  • Муур Л. Крошка енот и тот, кто в сидит в пруду. — М.: Детская литература, 1966. — 16 с.
  • Белозёров Т. Лесной плакунчик: сказка в стихах. — М.: Детская литература, 1970. — 12 с.
  • Юсупов Н. Почему у лягушки нет хвоста. — М.: Детская литература, 1973. — (Для маленьких).
  • Мурадян С. Зайкина шуба: сказки в стихах. — М.: Детская литература, 1974. — 16 с.
  • Пляцковский М. Солнышко на память: сказки. — М.: Советская Россия, 1975. — 120 с.
  • Руа К. Горицвет: стихи. — М.: Детская литература, 1975. — 16 с.
  • Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка. — М.: Детская литература, 1978. — 64 с.
  • Остер Г. Котёнок по имени Гав: маленькие сказки. — М.: Детская литература, 1976. — 16 с.
  • Пляцковский М. Дневник кузнечика Кузи. — М.: Детская литература, 1979. — 24 с.
  • Берестов В. Весёлое лето: стихи. — М.: Детская литература, 1982. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала. — М.: Детская литература, 1983. — 16 с. — (Для маленьких).
  • Михалков С. Упрямый лягушонок. — М.: Детская литература, 1987. — 16 с. — (Для маленьких).
  • Чуковский К. Телефон: стихи. — М.: Детская литература, 1988. — 16 с.

См. также[править | править код]

  • Категория:Мультфильмы Владимира Сутеева
  • Категория:Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

Примечания[править | править код]

  1. Гордадзе Г. Н., Зенайшвили О. П. Памяти Г. О. Сутеева // Медицинская паразитология и паразитарные болезни : журнал. — 1960. — Т. 29. — С. 505—506. — ISSN 0025-8326.
  2. 1 2 Клюева, И. В. Грани скульптурной вселенной. Произведения Степана Эрьзи в музеях Саранска. — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. — С. 37. — 291 с. — ISBN 978-5-7103-1727-3.
  3. 1 2 Сутеев В. Г. Кто сказал «мяу»? (Художник рассказывает о себе) // Детская литература : журнал. — 1990. — № 6. — С. 60—64.
  4. Сутеев Г. О. Скульптор Эрьзя / сост. Г. С. Горина. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1968. — 142 с.
  5. ↑ Владимир Григорьевич Сутеев // Азовская городская ЦБС
  6. 1 2 Мастера советской мультипликации / сост. Д. Н. Бабиченко. — М.: Искусство, 1972. — С. 155—158. — 190 с.
  7. Онопко Н. И. Советский киноплакат двадцатых годов : (Обзор киноплакатов к художественным фильмам, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина) // Труды / Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. — М. : Книга, 1958. — Т. II. — С. 252—280. — 281 с.
  8. Ерёмин В. Н. Творцы притч и иллюзий. Жизнеописания славных писателей-сказочников. — Ногинск: Остеон-Фонд, 2016. — С. 328. — ISBN 9781772466751.
  9. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1941 // Память народа
  10. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1942 // Память народа
  11. Александр Маянцев. Утенок + Цыпленок. Российская газета (30 июня 2016).
  12. Татьяна Уланова. «Золотой мой цыплёнок!» История любви Владимира Сутеева и Татьяны Таранович. Аргументы и факты (12 марта 2017).
  13. ↑ Могила В. Г. Сутеева
  14. ↑ К 100-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Сутеева
  15. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1985 // Память народа

Литература[править | править код]

  • Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 621—623. — 816 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
  • Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 411. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Бабиченко Д. Владимир Сутеев // Мастера советской мультипликации. Сборник статей / Сост. Д.Н. Бабиченко. — М.: Искусство, 1972. — С. 141—158. — 191 с.

Ссылки[править | править код]

  • Полная фильмография // Аниматор.ру
  • Сутеев Владимир — Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
  • Сказочник, который умел всё Наталья Василькова о Сутееве. animatograf.ru 01-09-2008
  • 110 лет со дня рождения Владимира Сутеева animalife.ru 5.07.2013

Источник

История удивительной любви двух мультипликационных гениев: Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит: “Да”.

После марша Мендельсона молодожены прожили вместе 10 счастливых лет.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Сутеев при первой же возможности покупал любимой цветы. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Он

Во времена СССР их не знали в лицо, но они незримо присутствовали в каждой советской семье, где росли дети. И вы тоже росли на книгах с его рисунками. Владимир Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века: чаще всего Маршака, Михалкова, Чуковского. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки?

А еще вы знакомы с творчеством Сутеева-писателя – героями его книг становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: “Гусенок и Цыпленок”, “Кто сказал “мяу”?”, “Мешок яблок”, “Палочка-выручалочка”. Вы читали эти книги, таская мармеладные дольки из жестяной баночки. Помните тех смешных лимонов и апельсинов на этикетке? Их тоже нарисовал Сутеев.

Читайте также:  Певица лоя фото биография личная жизнь

Доброе и вечное он нес не только через книги. Начиналась карьера Владимира Григорьевича с мультфильмов. Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. Первые его мультфильмы еще довоенные: “Дядя Степа”, “Спор между домами”.

Был у тех писем “свой” почерк. Там было мало слов. В основном – рисунки. Сутеев представлял себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка

После войны художник вернулся на студию “Союзмультфильм” – уже преподавателем. И, возможно, отрисовал бы еще десятки картин, но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. Но своей на законных основаниях он назовет ее спустя 40 лет.

Она

Владимир сутеев биография личная жизнь

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на “Союзмульфильме”. За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации – “Серую Шейку”, “Дюймовочку”, “Путешествие Нильса с дикими гусями”, “Цветик-семицветик”, “Кошкин дом”. “Шейка” получит международную премию в Карловых Варах, а “Кошкин дом” – в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников “от культуры”.

– Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, – вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный “юг”, куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

– Мама часто работала дома, я так ее помню – не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, – вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

– Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, – вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. – Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

– Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили “нерабочую” группу. Но пока могла – работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой – водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на “Союзмультфильме”.

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: “К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн”.

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

– Видимо, со стороны это трудно было скрыть, – вспоминает дочь художницы. – Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

“Стена Сутеева”

Он продолжал ходить на “Союзмультфильм”. В первую очередь – ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Коллеги заметили, что при внешнем спокойствии волнение влюбленного Сутеева выдавали предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, он стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За 10 лет в стене на уровне того места, что занимал этот “часовой любви”, появилась дырка размером с кулак. Расковырял… Коллеги так потом и говорили “Повесь эскиз на стену Сутеева”.

Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. “Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола” – так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила – это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы. Подробности переписки влюбленные унесли с собой в могилу.

Был у тех писем свой “почерк”. Там было мало слов. В основном – рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: “Люблю!”. Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т – первой буквы в имени возлюбленной – и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным “И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви”.

Долгая дорога в ЗАГС

Сейчас в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии, не бросившись друг к другу.

Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: “Прости, я полюбил другого человека”. Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.

Владимир сутеев биография личная жизнь

Много лет этот рисунок отражал суть отношений художников: вроде бы и рядом, но не дотронешься, не обнимешь. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

– Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, – вспоминает внучка Ирина. – У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог.

Читайте также:  Алла юганова биография личная жизнь фото

На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах…У нее уже не только выросла дочь – младшая внучка ходила в школу.

Гном на свадьбе

Сутеев овдовел. Официальное предложение Татьяне Александровне он сделал через год. Она сказала долгожданное “да”. Жениху в тот год исполнилось 80, невесте – 67. И была свадьба. Самая настоящая – с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: “Жених задерживается?”. К брачующимся в столь солидном возрасте там еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя.

– Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, – вспоминает внучка. – Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес “Таня Таранович – моя! Наконец-то!”

Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье.

Штраф от внучки

Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на “вы”, пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание – штраф в 5 копеек за каждое “вы”. За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстром – одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны – художника часто просили выступить в школе с лекцией.

– Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Дети приходили в восторг.

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация.

– Еще до свадьбы он, приходя к нам домой, интриговал с моей младшей дочкой: “А что у меня в портфеле?” – вспоминает Элеонора Сергеевна. – И поиск подарка превращался в настоящее приключение. В портфеле всегда был какой-то сюрприз.

Рисовал до самой смерти

Он продолжал рисовать – на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского “У меня зазвонил телефон” – на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена “доводила до ума”. Мечтал раскрасить “Чиполлино” – в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный “семейный портрет” – маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.

– Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку “моя девочка” и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, – вспоминает внучка Ирина.

– Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, – продолжает Элеонора Сергеевна. – Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что “надо отнести яблоки Лоре и девочкам”.

Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла – дало знать о себе больное сердце.

Похоронены супруги в одной могиле.

Досье

Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в Москве, в семье врача. Учился в 11-й мужской гимназии, закончил МВТУ им. Баумана и Государственный Техникум Кинематографии. Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме “Китай в огне” (1925). С 1936 года – на киностудии “Союзмультфильм”. Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в “Детгизе”.

Таранович Татьяна Александровна – советский мультипликатор.

Фильмография Татьяны Таранович

“Веселый огород” (1947), “Серая Шейка” (1948), “Цветик-семицветик” (1948), “Первый урок” (1948), “Весенняя сказка” (1949), “Гуси-лебеди” (1949), “Девочка в цирке” (1950), “Крепыш” (1950), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1951), “Высокая горка” (1951), “Ночь перед Рождеством” (1961), “Зай и Чик” (1951), “Каштанка” (1952), “Сармико” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (1953), “Храбрый пак” (1953), “Царевна-лягушка” (1954), “На лесной эстраде” (1954), “Опасная шалость” (1954), “Оранжевое горлышко” (1954), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Заколдованный мальчик” (1955), “Ореховый прутик” (1955), “Снеговик-почтовик” (1955), “Степа-моряк” (1955), “Лесная история” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Приключения Мурзилки” (1956), “Опять двойка” (1957), “Кошкин дом” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Янтарный замок” (1958), “Три дровосека” (1959), “Легенда о завещании мавра” (1959), “Золотое перышко” (1960), “Королевские зайцы” (1960), “Мурзилка на спутнике” (1960), “Непьющий воробей. Сказка для взрослых” (по сценарию С. В. Михалкова), “Разные колеса” (1960), “Дорогая копейка” (1961), “Ключ” (1961), “Муравьишка-хвастунишка” (1961), “Семейная хроника” (1962), “Две сказки” (1962), “Дикие лебеди” (1962), “Бабушкин козлик. Сказка для взрослых” (1963), “Баранкин, будь человеком!” (1963), “Вот так тигр!” (1963), “Дюймовочка” (1963), “Новый дом” (1964), “Почта” (1964), “Ваше здоровье!” (1965), “Вовка в тридевятом царстве” (1965), “Рикки-тикки-тави” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Про злую мачеху” (1966), “Хвосты” (1966), “Сказки для больших и маленьких” (1967), “Заяц-симулянт” (1967).

Помните?

Сказки Владимира Сутеева

“Дядя Миша”, “Яблоко”, “Мешок яблок”, “Елка”, “Кораблик”, “Кто сказал мяу ?”, “Под грибом”, “Разные колеса”,”Мышонок и карандаш”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”,”Цыпленок и утенок”, “Кот-рыболов”, “Петух и краски”, “Три котенка”, “Это что за птица?”, “Умелые руки”, “Про елки”, “Мамин праздник”, “Про “снегурочки” и снежинку”, “Как зима кончилась”,”У всех праздник”, “Как я ловил рыбу”, “Мы в лесу”, “Бабушкин огород”, “Мы уже в школе”, “Салют”, “Мы – артисты”, “Про Айболита и Чапкин портрет”, “Терем-теремок”, “Раз, два – дружно!”, “Про Бегемота, который боялся прививок”, “Мы ищем кляксу”, “Петя и Красная Шапочка”, “Петя Иванов и волшебник Тик-Так”, “Волшебный магазин”

Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

“Сказка про белого бычка” (1933), “Клякса в Арктике” (1934), “Колобок” (1936), “Отважный моряк” (1936), “Дед Мороз и серый волк” (1937), “Почему у носорога шкура в складках” (1938), “И мы на олимпиаду” (1940), “Муха-Цокотуха” (1941), “Веселый огород” (1947), “Когда зажигаются елки” (1950), “Зай и Чик” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)” (1955) – по сказке “Елка”, “Это что за птица?” (1955), “Кораблик” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Грибок-теремок” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Муха-Цокотуха” (1960), “Разные колеса” (1960), “Две сказки” (1962), “Кто сказал мяу ?” (1962), “Только не сейчас” (1962), “Тараканище” (1963), “Шутки” (1963) , “Кот-рыболов” (1964), “Петух и краски” (1964), “Пастушка и трубочист” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Хвосты” (1966), “Раз, два – дружно!” (1967), “Мы ищем кляксу” (1969), “Дядя Миша” (1970), “Терем-теремок” (1971), “Мешок яблок” (1974), “Дед Мороз и серый волк” (1978), “Кто получит приз” (1979), “Пропал Петя-петушок” (1986).

Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева

“Старт” (1925), “1905-1925” (1925), “Китай в огне” (1925), “Похождения Мюнхгаузена” (1929), “Живые дома (Спор между домами)” (1928), “Дядя Степа” (1939), “Зай и Чик” (1952), “Стрела улетает в сказку” (1954).

Источник