Виктор сорокин биография личная жизнь
Индустрия развлечений – достаточно жестокий механизм. В первую очередь, из-за своей непредсказуемости. Одних она принимает, других – уничтожает в беспощадной мясорубке. В такой ситуации решение отправиться в сольное плавание выглядит не самым очевидным поступком. Тем не менее история Виктора Сорокина говорит о верно выбранном пути. Бывший солист Кубанского казачьего хора ныне продолжает творческую карьеру без поддержки знаменитого коллектива. Краснодарская публика сможет наблюдать выступление известного артиста в ближайшее воскресенье. За несколько дней до концерта в филармонии имени Г. Ф. Пономаренко корреспонденту «Городской афиши» удалось побеседовать с этим невероятно талантливым человеком.
– Виктор, сольное плавание достаточно непредсказуемая штука. Адекватно ли сравнивать его с лотереей?
– В какой-то степени сольная концертная деятельность подпадает под это понятие. Вообще, что такое лотерея? Чаще выигрыш зависит от выпадения случайной комбинации цифр. В творчестве процессы гораздо сложнее. На успех влияет и тембр голоса, и внешний вид, и сценический образ. Разумеется, необходимы и денежные инвестиции в развитие проекта. В общем, нужно работать целой команде, и в сумме этот труд должен дать результат. Увы, так происходит не всегда. Почему? На данный вопрос ответить не могу. Обычно в подобных случаях говорят: «Не пошло». Отнюдь не всё зависит от финансов. Артист обязан заинтересовать публику. Это в первую очередь влияет на его успех. И если успеха не случилось, то тут уж нужно покопаться в себе.
– Сольная карьера Виктора Сорокина набирает обороты, но прошлое никуда не денешь. Есть ли ощущение, что аудитория постоянно сравнивает вашу сегодняшнюю деятельность с прежним статусом в составе Кубанского казачьего хора?
– Вопрос очень злободневный. Безусловно, все мои заслуги я получил благодаря Кубанскому казачьему хору. Там я раскрылся и состоялся на профессиональной сцене. Причём подобный шанс был предоставлен не только мне – он даётся любому участнику коллектива. ККХ – это хор солистов. Коллектив собрал разных людей с уникальными голосами (и их оттенками). Хор пребывает на невероятной высоте, и у него нет аналогов. И я ему очень признателен. По сути, он меня создал как артиста. Впрочем, к сольной карьере меня подтолкнуло несколько факторов. Например, невероятная любовь аудитории к тем композициям, которые я запевал. Я всегда пел на фоне хора, и мне хотелось разорвать этот шаблон. Мой поступок можно назвать провокацией. Ведь провокация – сознательная ошибка, совершённая для того, чтобы посмотреть, что получится в итоге. Сейчас я сознательно исполняю произведения, принёсшие мне успех в составе ККХ («Любо братцы, любо», «Не для меня» и др.). Вероятно, моя борьба будет продолжаться до последнего.
– Кстати, «народников» достаточно часто упрекают в отсутствии индивидуальности. Действительно ли в «фольклорном жанре» проблема стоит настолько остро?
– Я думаю, что любой артист индивидуален, ибо нет двух одинаковых людей. Так устроено природой. У кого-то тембр сочнее, у кого-то выше голос, у кого-то ниже. Нельзя упрекать человека в том, что он поёт хуже, чем коллега. Может, он талантлив в чём-то другом. Что касается оригинальности и вторичности… Да, художественное переосмысление народной песни – большая ответственность. Радеющие за традиционную манеру исполнения всегда будут против смешивания стилей. С другой стороны, аутентичное пение должно присутствовать в обрядах, застольях и так далее. На сцене же произведения важно преподносить в красивой оболочке. Выразительные средства (аранжировки, оркестровки) помогают песне выглядеть современно. Соответственно, традиции продолжают проникать в массы, поскольку сама мелодия практически не меняется.
– Давайте поговорим о противостоянии с западной культурой. Актуально ли оно сегодня?
– Даже если оно и существует, то негласно. Открытого противостояния нет. Каждому жанру отведена своя территория. Правда, фольклорные композиции многие сегодня считают «неформатом». На центральных телеканалах они представлены в недостаточном объёме. А между тем именно в народном творчестве (песнях и танцах) – наше духовное самосознание. В нём нет ни пошлости, ни грязи… И любые творческие эксперименты с ним требуют большой осторожности.
– А на какие творческие эксперименты не готовы пойти лично вы?
– Тут я отвечу коротко. Я не стану участвовать в проектах, предполагающих выход за грани духовно-нравственных устоев. Запятнать себя легко, а отмыться потом очень сложно.
Дмитрий Шутов
Фото с официальной страницы Виктора Сорокина в ВК
Видео с официального канала Виктора Сорокина на YouTube
Виктор Сорокин Дмитрий Шутов интервью Кубанский казачий хор музыка
Last modified: 30.12.2019
На первый урок по рисованию Виктор Сорокин попал случайно: его позвали друзья по трудовой коммуне. Его любимым жанром были пейзажи. Сорокин говорил: «Природа и жизнь связаны неразрывно. Живопись — это философия, а художник — философ». С началом перестройки его картины выставлялись в Париже, Сеуле, а сам Сорокин получил золотую медаль Российской академии художеств.
Детство и юность художника
Семья Виктора Сорокина. Слева направо: брат Алексей, Виктор, мать Лидия Николаевна, брат Борис, отец Семен Павлович, сестра отца Лиза. 1915. Москва. Фотография: фонд художника Виктора Сорокина / viktorsorokin.ru
Виктор Сорокин. Автопортрет (фрагмент). 1960. Липецкий областной художественный музей, Липецк
Виктор Сорокин (в центре) со студентами. 1952. Елец, Липецкая область. Фотография: фонд художника Виктора Сорокина / viktorsorokin.ru
Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме напротив Рижского вокзала вместе с дедушкой и дядей будущего художника. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.
У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.
В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошел в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских.
Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев…
У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, красивая, любила, когда ее сахаром угощали. Повезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим — экскурсия, на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».
Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Там жили около двух тысяч подростков. Утром они учились, а после обеда работали по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Соколов писал: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина». Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.
Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В.И. Сурикова.
Учеба в университете и эвакуация в Самарканд
Виктор Сорокин. Татарская деревня (фрагмент). 1939. Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера, Липецк
Виктор Сорокин. Портрет пожилой женщины (фрагмент). 1940-е. Частное собрание
Виктор Сорокин. Моссовет (фрагмент). 1947. Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера, Липецк
В институте Виктор Соколов попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Здесь студент узнал о французском импрессионизме: Клоде Моне, Пьере Ренуаре, Поле Сезанне. Художник вспоминал: «Главное, что дал институт, — профессионализм. Пришло понимание живописи. Это была большая школа». Летом ученики уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку.
Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. Ехать пришлось на третьей полке: людей массово эвакуировали вглубь страны. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.
Самарканд — это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там все другое. Все очень резко: небо — ультрамарин, тени — черные. Средняя Азия — ослепительное солнце. Памятники древности. Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт.
В эвакуации Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» и «Самаркандский пейзаж». Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда студент вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.
В послевоенное время заказов было немного. В основном были востребованы картины на военную тему. Но Виктор Сорокин писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки. Живописец вспоминал: «Через худсовет трудно было пройти. Живопись была не нужна. А я хотел работать по-своему». Вскоре после окончания института у него начались проблемы с деньгами. Художник брался за любую подработку, а в 1946 году устроился учителем в детскую художественную школу. Параллельно Сорокин создавал полотна. В 1947 году он написал маслом картину «Моссовет», на которой изобразил площадь перед административным зданием.
Из столицы в провинцию за свободой творчества
Виктор Сорокин. Овощной базар (фрагмент). 1948. Частное собрание
Виктор Сорокин. Натюрморт с помидорами. 1955. Липецкий областной художественный музей, Липецк
Виктор Сорокин. Старый Елец (фрагмент). 1953. Елецкий муниципальный музей, Елец, Липецкая область
В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец: благодаря мастеру Борису Иогансону он получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины без оглядки на худсовет. В 1948 году он закончил работы «Овощной базар» и «На водопое», а в следующем появились «Елец», «Лошадки» и «Лежащая обнаженная».
Елец сыграл для меня самую важную роль. В 1948 году приехал в Елец, и там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура — вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник.
Многие студенты, которые учились у Сорокина, стали известными художниками: Виктор Королев, Александр Сорочкин, Евгений Сальников. Ученики много времени проводили в мастерской учителя и наблюдали, как он работал. В 1950-е годы Сорокин написал картины «Елец. Зимний городской пейзаж», «Зима», «Первый снег», «Старый Елец», «Натюрморт с помидорами», «Коровы за мостом» и многие другие. Живописец часто проводил занятия на натуре.
Виктор Сорокин. Подсолнухи (фрагмент). 1960. Частное собрание
Виктор Сорокин. Зима на озере (фрагмент). 1965. Липецкий областной краеведческий музей, Липецк
Виктор Сорокин. Река Дон (фрагмент). 1960. Липецкий центр изобразительных искусств, Липецк
В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. Там он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы «Зимние тени», «Зимний пейзаж», «Оттепель», «Собака и куры», «Яблоня зимой». Одновременно художник продолжал писать маслом: полотна «Изморозь» и «Колхозные амбары» появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке «Советская Россия», где выставлялись лучшие художники от всех регионов. Организаторы экспозиции — среди них был министр культуры РСФСР — отобрали пейзаж «Село Казинка» и показали в Москве.
В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Посмотреть картины из Москвы приехал известный книжный иллюстратор и график Ярослав Титов. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.
Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Сорокин закончил картины «Зима на озере» и «Зимняя дорога», акварели «Зимние дома», «Зеленый дом. Зима». Он вспоминал: «Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое — бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке — получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь — греемся. С пирогами». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Зарубежные выставки и знаменитые картины
Виктор Сорокин. Донской монастырь (фрагмент). 1988. Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера, Липецк
Виктор Сорокин. Площадь (фрагмент). 1991. Липецкий областной художественный музей, Липецк
Виктор Сорокин. Осень в Гурзуфе (фрагмент). 1975. Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера, Липецк
В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Тогда живописец съездил в небольшое путешествие на Юг, где написал картины «На море», «В Новороссийском порту» и «Осень в Гурзуфе». В 1979 году Сорокин организовал выставку вместе со своим учеником Юрием Гришко. Там выставили работы художника конца 1970-х годов: «Май. Утро», «Первый снег», «Переславль Залесский», «Мостик», «Нижний парк». Он писал: «Живопись — святое дело. Все постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд — откуда что взялось? Но устаешь… Энергия в работу перетекает. Они ведь все греют, когда проведешь перед ними рукой». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов.
В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы: «Снег в сентябре», «Солнечный день», «Донской монастырь», «Розы» и другие. Живописец побывал в музеях, где выставлены работы французских импрессионистов. После поездки он писал: «Сейчас я пишу с еще большим желанием, чем раньше. Утром просыпаешься. Встаешь. Смотришь в окно, какая погода, — и уже счастлив. А можно такой дури нагнать и быть этим закованным. Я доверяю судьбе, верю в своего ангела-хранителя. Думаю, что мне удалось реализовать свои возможности». В этом же году Виктор Сорокин написал 40 картин и принял участие в Днях русского искусства в Южной Корее.
В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины «Октябрь», «Площадь», «Сирень», «Улочки в Ельце» и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Сорокин написал «Натюрморт с рюмкой», где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника. Там он мог работать и выставлять полотна. В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.
В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета». Несмотря на возраст он продолжал рисовать: за этот год появилось 17 картин, среди которых — «Натюрморт с ромашками», «Пейзаж с красной крышей», «Утро» и другие. В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа того же года Виктор Сорокин скончался. Его похоронили в Липецке.
Солист Кубанского казачьего хора заслуженный артист России Виктор Сорокин немного волнуется. Он не любит давать интервью. И выступления свои смотреть не любит. Слишком самокритичен. Спрашивает, что же творится с моими руками и ногами? И отвечает, что на сцене находишься в совершенно ином эмоциональном состоянии и эти движения в тот момент кажутся правильными. О волнении, слезах, сольной карьере и о жизни в дороге рассказал артист «Блокноту Краснодар».
У Виктора очень напряженный график. Еще в декабре, когда договаривались, он говорил, что январь будет более-менее, но оказалось, что январь ого-го. Встретились между концертами. После Нового года Казачий хор гастролирует по Краснодарскому краю. Так что через несколько часов Виктор вместе с коллективом уезжает в Каневскую.
Занятия музыкой для маленького Вити Сорокина начались с веника. Он хватал его и изображал, будто играет на гитаре под песни Владимира Высоцкого или Адриано Челентано. Родители определили его в кружки местного ДК. Там Сорокин не только пел, но и играл. Нравились ударные.
– В них особая энергетика, – говорит он.
Поначалу Виктор увлекался эстрадной музыкой. Нравились «Алиса», «ДДТ» и «Кино». Это уже к концу школы появилась увлеченность народной песней. Тогда же возникла идея поступить в высшее учебное заведение и продолжить заниматься музыкой. Но для этого требовалось окончить музыкальную школу, что Сорокин сделал экстерном за два года.
– Казачья песня близка по содержанию и по духу, – говорит Виктор Сорокин. – Каждая песня, как маленькая история, как маленькая жизнь, которую проживаешь снова и снова во время исполнения .Она трагичная и исполняется на особом эмоциональном подъеме, потому что казаки с ними идут на смерть.
На втором курсе Краснодарского государственного университета культуры и искусств, ныне Краснодарский государственный институт культуры, это был 1997 год, Сорокина пригласили в ансамбль «Криница» играть на ударных и петь. Такой поющий барабанщик, шутит Виктор.
На фото: Виктор Сорокин и Николай Расторгуев
– В 1996 году я первый раз побывал на концерте Кубанского казачьего хора. Артисты меня заразили. Я очень захотел там работать. И моя мечта сбылась. Хотя мы не называем это работой. Художественный руководитель Виктор Захарченко говорит: «Служим». Потому мы не просто пришли отработали и ушли. Мы — артисты. Мы находимся в этом состоянии всегда, – поясняет Сорокин.
В 2002 году Виктора Сорокина приняли в Кубанский казачий хор. Но только в оркестровую группу. Спустя год его попробовали как запевалу. С того момента он начал петь. Произошло это случайно, на репетиции. Хор разучивал новую песню «Не для меня придет весна» и пробовал солистов. Один из артистов, Сергей Старцев, сказал тогда, чтобы спеть попробовал и барабанщик Сорокин. Виктор испугался. С первого раза не получилось. Виктор Захарченко понял это и попросил еще раз исполнить ее. С тех пор он ее и поет.
Сначала в хоре было очень непривычно и тяжело. Постоянные гастроли и разъезды — автобусы, поезда, самолеты, гостиницы.
Бывали случаи, как говорит Виктор, человек устраивается в хор, работает несколько месяцев, отправляется на гастроли, возвращается и увольняется.
– Не выдерживают. Причем, мужчины чаще, – добавляет Виктор Сорокин.
Неизвестно почему. Возможно, мужчины тяжелее переносят такой образ жизни. Зато если вливаешься и привыкаешь, то уйти тяжело. Виктор это доказал на себе. В 2012 году еще с двумя участниками хора сколотили группу «Берега». Исполняли народные песни в рок-обработке.
– Дело шло. Нас приглашали на концерты. В итоге натолкнулись на выбор: либо хор, либо группа. Потому что концерты накладывались друг на друга. Выбрали группу. Но популярность оказалась не такой уж высокой. Да и разрыв с хором был тяжелым. Уже через несколько дней почувствовал, будто вырвали что-то, – говорит Виктор.
Сорокин рассказал, что с коллективом роднишься, когда уезжаешь на несколько недель на гастроли. Целыми днями проводишь в автобусе или поезде. Выступаешь, делишь одни и те же эмоции, сталкиваешься с одними и теми же проблемами. Через несколько месяцев Виктор вернулся в хор.
За эти годы, говорит Сорокин, объездили всю страну. Уже есть любимые гостиницы и площадки, знакомые звукорежиссеры.
– «О, Виктор, мы для тебя лучший микрофон приготовили», – шутят некоторые, – говорит Сорокин.
Узнаешь города и дороги. Побывали и за границей. Это не только страны ближнего зарубежья, но и дальнего, как, например, Гватемала, куда хор летал вместе с бывшим губернатором Александром Ткачевым на объявление города, который в 2014 году примет зимние Олимпийские игры. Победил Сочи. Новичков манят дальние города и страны, но вынести кочующий образ жизни могут не все.
– Я несколько дней дома и мне начинает казаться, что я тут лишний, кому-то мешаю. И ноги начинают гореть. С другой стороны, разлука дает радость встреч с семьей и их особое трепетное ожидание, – рассуждает Виктор.
Народная песня, особенно казачья, объясняет Сорокин, особого рода искусство — оно чище. Но это не значит, что эстрадная песня или другие жанры хуже или лучше. Тут немного другая система оценки. Казачья песня — базис и фундамент, на котором строится культура общества. Люди это чувствуют. На концертах хора всегда полные залы. А когда слушают песни, то плачут.
– Казак — это верующий человек, который защищает свою семью и, если надо, защитит Родину, – говорит Виктор. – Я этому детей учу.
Перед каждым выступлением, делится Виктор, все равно есть волнение, ком в горле. Иной раз стоишь за кулисами перед выходом и думаешь: «Не смогу сейчас спеть. Ничего не получится». Но еще хуже, когда этого ощущения нет. Тогда самому себя приходится распалять. И все получается. Дальше работаешь на адреналине. Выходишь со сцены и думаешь: «Все. Дистанция пройдена. Как же я это сделал?».
Тяжело на сольном концерте, когда один отрабатываешь от начала и до конца. Как раз в конце прошлого года Сорокин вернулся из небольшого гастрольного тура. По его словам, это совершенно иной опыт. Очень важный и нужный для артиста. Когда с хором, есть поддержка, а когда один, то все смотрят на тебя. Хор — махина, которая несет в зал тонны музыкальной руды. Самому же надо держать внимание и чем-то удивлять.
– Многие говорят, нужно себя беречь, нельзя себя сжигать. Ну, а как беречь, как не сжигать? – удивляется Виктор Сорокин. – Нужно прочувствовать песню, чтобы она тронула зрителей. Иногда начинаю проникаться и чувствую, слезы накатывают. Приходится себя останавливать.
Ваня Демидченко