Вера кузнецова биография личная жизнь

Вера кузнецова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Вера Кузнецова — актриса кино и театра, запомнившаяся зрителям по ярким ролям в фильмах «Большая семья», «Отчий дом» и «Жили-были старик со старухой». Талантливая и непосредственная, Вера Андреевна приковывала к себе внимание с первых кадров, а ее героини навсегда оставались в сердцах зрителей. Мало кто знает, что творческая биография Веры Кузнецовой насчитывает более 40 ролей.

Детство и юность

Девичья фамилия Веры Кузнецовой — Сдобникова. Будущая актриса родилась в городе Саратове 6 октября 1907 года. В семье Сдобниковых было пятеро детей. Отец Веры Андреевны работал иконописцем, а позже мастером-декоратором в местных театрах. Мать же занималась домом и воспитанием детей. В 1918-м мать будущей актрисы скончалась, и дети остались на попечении отца.

Вера Кузнецова в молодостиВера Кузнецова в молодости

Увлечение театром пришло к Вере Кузнецовой в школьные годы, а уже в 1923 году девушка стала учиться актерскому мастерству в саратовской театральной студии. В 1925-м умер отец Веры. В том же году, окончив школу, девушка отправилась в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) к сестре. На новом месте Вера Андреевна поступила в театральную студию ленинградского Пролеткульта, а спустя три года впервые вышла на сцену театра как полноправная актриса.

Театр

Организация Пролеткульт, как и другие творческие объединения того времени, в 1932-м была расформирована. Спустя год режиссер Исаак Кролль создал «Новый театр», в который пригласил служить и Веру Кузнецову. Первым спектаклем обновленного театра и коллектива стали «Бешеные деньги», поставленные по одноименной пьесе Островского. К сожалению, на тот момент у коллектива не было собственного помещения, и премьера прошла в стенах бывшей голландской церкви, что на Невском проспекте.

Вера Кузнецова в спектакле "Фельдмаршал Кутузов"Вера Кузнецова в спектакле “Фельдмаршал Кутузов”

В 1937-м главным режиссером «Нового театра» стал Борис Сушкевич, с приходом которого для театра наступила новая веха творческого развития. Будучи и режиссером, и талантливым педагогом, Борис Михайлович приложил усилия, чтобы из начинающих актеров воспитать настоящих профи актерского мастерства. Сушкевич привил лицедеям «Нового» мхатовские традиции, выведя уровень их работы на более высокую ступень.

Вера Кузнецова играла в "Новом театре"Вера Кузнецова играла в “Новом театре”

В 1938-м Вера Андреевна сыграла в пьесе «Мещане», в 1939-м был «Счастливый день» по Островскому. 1940 год отмечен для членов труппы длительными гастролями по Дальнему Востоку. Известие о начале Великой Отечественной войны застало коллектив в городе Хабаровске. Было решено оставить актеров на Дальнем Востоке. Члены труппы выступали перед экипажами военного флота, трудовыми бригадами и погранчастями. Спустя три года коллектив переводят на Урал.

Вера Кузнецова в сказке "Туфли с золотыми пряжками"Вера Кузнецова в сказке “Туфли с золотыми пряжками”

Несмотря на тяжелые военные условия, актеры находили в себе силы не просто отыгрывать заученные роли, но и постоянно работать над новыми постановками, расширяя репертуар. Коллекция ролей Веры Кузнецовой постепенно пополнялась. В спектакле «Русские люди» по Симонову Вера Андреевна сыграла Валю, затем появилась на сцене в образе княгини Тугоуховской в «Горе от ума». В 1944 году Веру Кузнецову включили в состав фронтовой бригады — актриса выступала прямо на передовой, поднимая боевой дух военных.

Вера Кузнецова в последние годыВера Кузнецова в последние годы

В 1945-м, после войны, труппа «Нового театра» возвратилась в Ленинград. Борис Сушкевич умер, оставив театр на попечение режиссера Галины Короткевич. В 1951-м театр снова сменит руководителя, на этот раз главным режиссером станет Николай Акимов. За эти годы Вера Кузнецова сыграет в спектаклях «На дне» и «Последние» по Горькому, «Юность отцов» по пьесе Горбатова и многих других. Однако, несмотря на уважение коллег и любовь театралов, настоящую известность Вере Кузнецовой подарили съемки в кино.

Фильмы

Первые фильмы с Верой Кузнецовой появились в карьере актрисы поздно: женщине было уже 46 лет. Однако с первой же картины актриса полюбилась зрителям. Это был фильм «Большая семья», в которой Вере Андреевне досталась роль Агафьи Карповны. Коллегами актрисы по съемочной площадке стали Алексей Баталов, Клара Лучко, Сергей Лукьянов, Екатерина Савинова и другие известные звезды. Картина получилась столь удачной, что даже была отмечена наградой в номинации «Лучший актерский ансамбль» на Каннском кинофестивале.

Вера Кузнецова в фильме «Большая семья»Вера Кузнецова в фильме «Большая семья»

Яркий кинодебют привлек к Вере Кузнецовой внимание режиссеров. Амплуа актрисы создалось быстро: женщину приглашали на роли заботливых бабушек и мам. «Отчий дом», «Люблю тебя, жизнь», «Все остается людям», «Месяц август» – в этих картинах героини Веры Кузнецовой воплощали образец доброй мудрости, тепла и семейного очага. Особняком стоит роль Натальи Гусаковой в драме «Жили-были старик со старухой», вышедшей на экраны в 1964-м. Эту киноработу позже будут называть одной из лучших в карьере актрисы.

Иван Марин и Вера Кузнецова в фильме «Жили-были старик со старухой»Иван Марин и Вера Кузнецова в фильме «Жили-были старик со старухой»

В 1973-м Вера Андреевна оставила службу в театре и сосредоточилась на съемках в фильмах, став штатной актрисой «Ленфильма». Несмотря на то что актрисе в основном доставались роли второго плана и эпизоды, Кузнецова выкладывалась каждый раз так, как будто играла главный образ.

Вера Кузнецова в фильме «Вечный зов»Вера Кузнецова в фильме «Вечный зов»

Наиболее заметными кинолентами того времени с участием Веры Кузнецовой стали «Кортик», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Два капитана», сказка «Туфли с золотыми пряжками», сериал «Вечный зов». Фото Веры Кузнецовой в образе Глафиры Дементьевны украшали, пожалуй, коллекцию каждого киномана того времени. По воспоминаниям коллег Веры Андреевны, в жизни актриса была столь же доброй и отзывчивой, как и ее экранные героини.

Читайте также:  Павел шуваев биография личная жизнь фото

Личная жизнь

Личная жизнь Веры Кузнецовой сложилась счастливо. Муж Веры Кузнецовой, Анатолий Иванович Кузнецов, также служил в театре Пролеткульта, а затем и в «Новом театре». В 1927 году влюбленные поженились.

Вера Кузнецова с мужем, Анатолием КузнецовымВера Кузнецова с мужем, Анатолием Кузнецовым

Первый сын Веры Кузнецовой родился в 1928-м. Мальчика назвали Всеволод. В 1945-м Вера Кузнецова подарила мужу второго сына — Юрия. Анатолий Иванович и Вера Андреевна прошли вместе долгий путь, сохранив при этом любовь и уважение друг к другу.

Смерть

Вера Андреевна скончалась 1 декабря 1994-го. Актрису похоронили в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.

Могила Веры Кузнецовой и ее мужаМогила Веры Кузнецовой и ее мужа

Смерть Веры Кузнецовой стала ударом для поклонников, однако в наследие от актрисы остались фильмы, наполненные талантливой игрой, а также настоящей теплотой и мудростью этой женщины.

Фильмография

  • 1954 — «Большая семья»
  • 1955 — «Дело Румянцева»
  • 1958 — «Евгений Онегин»
  • 1959 — «Отчий дом»
  • 1960 — «Люблю тебя, жизнь»
  • 1964 — «Жили-были старик со старухой»
  • 1971 — «Ход белой королевы»
  • 1971 — «Нам некогда ждать»
  • 1971 — «Месяц август»
  • 1971 — «Даурия»
  • 1972 — «Меченый атом»
  • 1980 — «Особо важное задание»
  • 1980 — «Каждый третий»
  • 1980 — «Жизнь моя – армия»
  • 1991 — «Хмель»

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 декабря 2018;
проверки требуют 11 правок.

Вера Андреевна Кузнецова (6 октября 1907 — 1 декабря 1994) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР.

Биография[править | править код]

Вера Андреевна Кузнецова родилась в Саратове в большой многодетной семье, в которой было шесть детей. Её мать была домашней хозяйкой, занималась воспитанием детей. После её смерти в 1918 году все заботы о доме легли на плечи отца, который работал в театрах мастером-декоратором по найму. Среднее образование Вера Кузнецова получила в родном Саратове, в 1925 году окончив 10-ю единую трудовую школу. Будучи школьницей, увлеклась театром и, параллельно, с 1923 года стала заниматься в вечерней театральной студии.

После смерти отца в 1925 году Вера Кузнецова переехала к сестре в Ленинград. Училась в Ленинградской Рабочей театральной студии Пролеткульта. На сцене выступала с 1928 года.

19 ноября 1933 года, в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте, Вера Кузнецова с группой двадцати актёров сыграла премьеру спектакля «Бешеные деньги» А. Н. Островского. Поставил этот спектакль ученик В. Э. Мейерхольда режиссёр Исаак Кролль. Этот театр получил название — Новый. После отъезда Мейерхольда в Москву театр возглавил С. Э. Радлов.

Так в 1933 году Вера Кузнецова стала в числе основателей Ленинградского Нового театра, на сцене которого и служила со дня открытия (с 1953 года — Ленинградский театр имени Ленсовета) и сыграла десятки разноплановых ролей, среди которых Поля («Мещане»), Анна («На дне»), Сандырева («Счастливый день»), Валя («Русские люди»), Данилова («Спутники»), Ефимчик («Юность отцов»), Надежда («Человек с ружьём»), Еремеевна («Недоросль»), Атуева («Дело») и другие. К Вере Кузнецовой с большим уважением относились режиссёры Борис Сушкевич и Николай Акимов, в 1940—1950-е годы возглавлявшие театр. Основными сценическими партнёрами Кузнецовой в театре Ленсовета были Николай Крюков, Борис Сушкевич, Георгий Жжёнов и Алексей Петренко. Её сценическая карьера длилась сорок пять лет.

Первая большая роль Кузнецовой в кино стала событием — в 1955 году она стала лауреатом в номинации «Лучший актёрский ансамбль» в фильме «Большая семья» на IX Международном кинофестивале в Каннах, сыграв Агафью Карповну, мать трудовой семьи Журбиных.

Однако после международного признания советские режиссёры не начали активно предлагать роли актрисе; ей пришлось довольствоваться небольшими ролями и эпизодами в картинах.

Амплуа актрисы в кино — мать, бабушка.

С 1933 по 1973 год — в труппе театра имени Ленсовета.

С 1973 по 1994 год Кузнецова работала штатной актрисой киностудии «Ленфильм».

Похоронена на Большеохтинском кладбище, рядом с мужем и младшим сыном Юрием Анатольевичем Кузнецовым (1945—1984).

Семья[править | править код]

В Ленинграде Вера Андреевна познакомилась с актёром Анатолием Ивановичем Кузнецовым (1905—1954), за которого в 1927 году вышла замуж и прожила с ним до самой его кончины в 1954 году.

У супругов родилось двое сыновей — Всеволод и Юрий. Всеволод Кузнецов (1928—2003) был актёром, который сорок семь лет работал на сцене Ленинградского Большого драматического театра и много снимался в кино.

Признание и награды[править | править код]

  • 1955 — лауреат в номинации «Лучший актёрский ансамбль» в фильме «Большая семья» на X Международном кинофестивале в Каннах.
  • 1960 — диплом ВКФ в Минске за фильм «Отчий дом».
  • 1965 — специальный приз за главную роль в фильме «Жили-были старик со старухой» на XVIII Международном кинофестивале в Каннах.
  • 1976 — звание Заслуженная артистка РСФСР.

Фильмография[править | править код]

  • 1950 — Щедрое лето — Екатерина Матвеевна
  • 1954 — Большая семья — Агафья Карповна Журбина
  • 1955 — Дело Румянцева — тётя Таня, соседка Румянцева
  • 1956 — Дорога правды — Мария Андреевна, мать Соболевой
  • 1958 — Евгений Онегин — крепостная (нет в титрах)
  • 1959 — Ссора в Лукашах — Трофимова, мать Лизы
  • 1959 — Отчий дом — Наталья Авдеевна Буянова, родная мать Тани
  • 1960 — Люблю тебя, жизнь — Ксения Григорьевна Корнеева, мать Тимофея, учительница
  • 1960 — Кроткая — Лукерья
  • 1962 — Половодье — Анна Гавриловна Пронина
  • 1963 — Всё остаётся людям — Анна Павловна Вязьмина, мать Алёши
  • 1964 — Жили-были старик со старухой — Наталья Максимовна Гусакова
  • 1966 — Зимнее утро — тётя Таня
  • 1969 — Эти невинные забавы — старушка, обладательница антикварной нэцке (нет в титрах)
  • 1969 — Только три ночи — мать Любы
  • 1970 — Взрывники — мать Сергея
  • 1970 — В Москве проездом… — Клавдия Ивановна Емельянова, бабушка Лены
  • 1970 — Африканыч — мать Нюши
  • 1971 — Месяц август — Анна Матвеевна
  • 1971 — Даурия — Авдотья Улыбина
  • 1972 — Юлька — бабушка Юльки
  • 1972 — Ура! У нас каникулы! — бабушка Валеры
  • 1972 — Укрощение огня — мать Башкирцева
  • 1972 — Такая длинная, длинная дорога… — старушка в поезде
  • 1972 — Нам некогда ждать — Хохлова
  • 1972 — Меченый атом — работница почты
  • 1972 — Ижорский батальон — тётя Даша
  • 1973 — Вечный зов — Глафира Дементьевна, нянечка в госпитале, ухаживала за Кирьяном (14, 16, 17 серии)
  • 1973 — Старые стены — мама Анны
  • 1973 — Райские яблочки
  • 1973 — Мачеха — Екатерина Алексеевна, учительница Шуры
  • 1973 — Кортик — Мария Гавриловна Терентьева
  • 1974 — Фронт без флангов — бабушка Миши (в титрах — Валентина Кузнецова)
  • 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — бабушка Анечки
  • 1974 — Время её сыновей — Гуляева, мать
  • 1975 — Раба любви — Любовь Андреевна, мать Ольги Вознесенской
  • 1975 — Память — баба Поля
  • 1976 — Туфли с золотыми пряжками — царская нянька
  • 1976 — Два капитана — Нина Капитоновна
  • 1977 — Трясина — Корнакова
  • 1977 — Родные — Прасковья Ивановна Тарасова
  • 1978 — Море — Степанова
  • 1979 — Путешествие в другой город — Елена Францевна, бабушка на скамейке у парадной, где живёт Лина
  • 1979 — Пена — мама Махонина
  • 1979 — Пани Мария — Раиса Яценко
  • 1980 — Каждый третий — Дроздова
  • 1980 — Жизнь моя — армия — Серафима Петровна
  • 1982 — Если враг не сдаётся… — Устя Байда
  • 1983 — Тревожный вылет — Екатерина Павловна, тёща Курлихина
  • 1984 — Похищение — Анна Васильевна
  • 1984 — Полоса препятствий — Ольга Ивановна
  • 1984 — Иванко и царь Поганин — Маричка, мать Иванко
  • 1987 — Сказка про влюблённого маляра — придворная дама
  • 1987 — Даниил — князь Галицкий — княгиня Анна Галицкая, мать Даниила
  • 1989 — Европа танцевала вальс — княжна Вырубова
  • 1990 — Овраги — Парамоновна (озвучила Мария Виноградова)
  • 1991 — Хмель — Секлетина Карповна
Читайте также:  Варвара бондарчук биография личная жизнь дети

Телеспектакли[править | править код]

  • 1967 — Доктор Солт уезжает (телеспектакль) — Даффи
  • 1968 — Перед бурей (телеспектакль) — нянька
  • 1969 — Господа Головлёвы (телеспектакль) — Улита

Озвучивание[править | править код]

  • 1975 — Дневник директора школы — Ксения Николаевна (роль Татьяны Горловой; нет в титрах)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Вера Кузнецова в Авторском проекте Алексея Тремасова

Источник

Вера Кузнецова — биография

Все героини Веры Кузнецовой отличались искренностью, душевностью, обаянием. Их было достаточно много, актриса сыграла более 60 персонажей, несмотря на то, что пришла в кинематограф в 46 лет. Ее по праву называли лучшей мамой и бабушкой советского кино, она очень точно передавала характеры своих героинь, как будто действительно жила их жизнью.

Вера Кузнецова долгие годы была театральной актрисой, но слава пришла к ней в кинематографе. Лучшими ее работами считаются картины «Кортик», «Вечный зов», «Два капитана».

Детство и юность

Родилась Вера Кузнецова 6 октября 1907 года в Саратове. Тогда она носила фамилию Сдобникова, а Кузнецовой стала после замужества. Семья была многодетной, кроме Веры подрастало еще четверо ребятишек. Отец писал иконы, потом работал в театре декоратором. Мама вела домашнее хозяйство и поднимала детей. Ее не стало в 1918 году, когда Вере было всего одиннадцать лет. С тех пор все заботы о детях взял на себя отец. Он был большим поклонником театра и сумел передать это увлечение дочери.

Вера Кузнецова в молодости

Театром Вера заинтересовалась в школе. В 1923 году она стала посещать театральную студию. Спустя два года не стало их отца, но Вера как раз в тот год окончила школу, и решила связать свою жизнь с искусством. Она уехала к родной сестре в Ленинград и продолжила обучение в театральной студии Пролеткульта. В 1928 году Вера впервые оказалась на профессиональной сцене как настоящая актриса.

Театр

Творческая биография Веры Кузнецовой началась со сцены организации Пролеткульт. Но через четыре года, в 1932-м, ее расформировали. В 1933 году Вера получила приглашение от режиссера Исаака Кролля, который звал ее в только созданный им «Новый театр». К открытию театра труппа подготовила постановку «Бешеные деньги» по Островскому. Театр не владел собственным помещением, поэтому специально для премьеры они арендовали бывшую голландскую церковь на Невском.

В 1937 году на должность главного режиссера театра был назначен Борис Сушкевич, и именно с ним для театра наступило время развития и творческого подъема. Совмещая в себе режиссерские и педагогические качества, Сушкевич старался передать молодым артистам максимум знаний по актерскому мастерству, он буквально лепил из них настоящих профессионалов. Со временем ему удалось вывести театр на достаточно высокий уровень.

Вера Кузнецова в театре

В 1938 году Кузнецову задействовали в спектакле «Мещане», спустя год она играла в постановке «Счастливый день». В 1940 году труппа театра отправилась на гастроли на Дальний Восток, которые длились больше года. Война застала коллектив театра в Хабаровске, и руководство решило, что они должны там и оставаться. Артисты устраивали выступления перед моряками военных судов, пограничниками, простыми рабочими. В 1944 году труппу театра перевели на Урал.

Читайте также:  Жизнь и биография чонишвили личная жизнь

Время было тяжелое, военное, но несмотря на это, артисты постоянно расширяли свой репертуар. Кузнецова каждый раз получала новые роли, и вскоре копилка ее образов стала больше на образ Вали в постановке «Русские люди». Потом ее задействовали в спектакле «Горе от ума», где она перевоплотилась в княгиню Тугоуховскую. В 1944-м

Кузнецова оказалась в фронтовой бригаде, которая выезжала на передовую чтобы выступить перед бойцами.

Обратно в Ленинград артисты «Нового театра» вернулись только после победы в 1945 году. К тому времени не стало Бориса Сушкевича, и во главе театра стала Галина Короткевич. В 1951 году руководство театра снова сменилось, на этот раз кресло главного режиссера досталось Николаю Акимову. Репертуар Веры Кузнецовой продолжал расширяться. Она играла в постановках «Последние», «На дне», «Юность отцов». Ее любили и уважали в коллективе, у нее появился свой зритель. Но все же всесоюзная слава пришла к актрисе благодаря кинематографу.

Фильмы

В кино Вера Кузнецова дебютировала достаточно поздно, на тот момент она уже разменяла пятый десяток. Но буквально первая роль сделала ее любимицей зрителей. Это случилось после выхода картины «Большая семья», где актриса сыграла Агафью Карповну. На съемочной площадке Вера познакомилась с Кларой Лучко, Алексеем Баталовым, Екатериной Савиновой, Сергеем Лукьяновым. Лента пользовалась большой популярностью и получила награду Каннского фестиваля за лучший актерский ансамбль.

Вера Кузнецова в фильме «Люблю тебя, жизнь»

Дебют стал настоящим прорывом в карьере актрисы. На нее буквально посыпались предложения от режиссеров, которые наперебой предлагали сыграть маму или бабушку. Вскоре эти роли определили амплуа Кузнецовой на несколько десятков лет. Актриса побывала на съемочной площадке картин «Люблю тебя, жизнь», «Отчий дом», «Месяц август», «Все остается людям», и все ее персонажи были добрыми и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Критики отдельно выделяют картину «Жили-были старик со старухой», в которой Кузнецова сыграла Наталью Гусакову. Лента вышла в прокат в 1964 году, и считается одной из лучших в фильмографии артистки.

В 1973 году Вера Кузнецова была принята в штат актеров студии «Ленфильм», и ушла из театра. У нее было много работы в кино. В основном она играла второстепенных или эпизодических героинь, но каждая ее роль становилась настоящим шедевром.

Вера Кузнецова в фильме «Вечный зов»

Среди самых ярких работ того времени особое внимание хочется обратить на ленты «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Кортик», «Два капитана», «Вечный зов». Ее приглашали в сказки для детей, и она отвечала согласием. Очень понравилась детской аудитории сказка «Туфли с золотыми пряжками». Коллеги актрисы отмечали, что Кузнецовой не нужно было играть на экране доброту и отзывчивость, потому что эти черты были присущи ей самой в реальной жизни. Кузнецова была очень порядочной и скромной, и эти качества не давали ей идти по головам и вырывать большие роли в кинематографе. Однако и те образы, которые она воплотила на экране, были лучшими в истории советского кино. Они подкупали своей естественностью, и наверное именно по этой причине запомнились миллионной аудитории зрителей, которые любили актрису по-настоящему.

Личная жизнь

В личной жизни актрисы не было особых бурь и потрясений. Она вышла замуж за артиста Пролеткульта Анатолия Кузнецова в 1927 году, и прожила с ним до самой его смерти в 1954-м.

Вера Кузнецова и ее муж Анатолий

В 1928 году у супругов родился первенец, которого назвали Всеволод. В 1945-м родился их второй сын Юрий. Всеволод продолжил актерскую династию, на протяжении 47 лет он служил в Ленинградском Большом драматическом театре и работал в кино. Его не стало в 2003 году.

Супруги Кузнецовы прожили вместе счастливую жизнь, они смогли пронести свою любовь через все испытания.

Смерть

Сердце Веры Кузнецовой перестало биться 1 декабря 1994 года. Местом ее упокоения стало Большеохтинское кладбище в Санкт-Петербурге.

Могила Веры Кузнецовой

Ее похоронили рядом с мужем и младшим сыном Юрием, скончавшимся в 1984-м.

Избранная фильмография

  • 1954 — Большая семья
  • 1959 — Ссора в Лукашах
  • 1959 — Отчий дом
  • 1961 — Две жизни
  • 1964 — Жили-были старик со старухой
  • 1966 — Зимнее утро
  • 1971 — Месяц август
  • 1973 — Вечный зов
  • 1974 — Фронт без флангов
  • 1975 — Раба любви
  • 1976 — Два капитана
  • 1979 — Особо важное задание
  • 1982 — Если враг не сдаётся…
  • 1985 — Подвиг Одессы
  • 1987 — Даниил — князь Галицкий
  • 1989 — Высокая кровь
  • 1991 — Хмель

Ссылки

  • Страница в Википедии
  • Полная фильмография

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник