Валентина сперантова биография личная жизнь

Валентина сперантова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Уборщица тетя Глаша из комедии «Большая перемена» (1972), которую «бес попутал» дать звонок с урока раньше времени, знакома каждому поклоннику советского кинематографа. Исполнительница роли – Валентина Сперантова, народная артистка СССР.

Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»

Ее фильмография состоит в основном из эпизодических ролей, но и их «народная бабушка» исполняла мастерски. Биография Сперантовой драматична, однако от этого не страдают комедийные образы.

Детство и юность

Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.

Актриса Валентина СперантоваАктриса Валентина Сперантова

Когда Валентине исполнилось 10 лет, в дом вошла смерть, и забота о малышах легла на хрупкие материнские плечи Матрены Федосеевны. Несмотря на финансовые и политические проблемы – в 1914 году началась Первая мировая война, – в семье Сперантовых царила теплая атмосфера.

Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.

Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.

Валентина Сперантова в молодостиВалентина Сперантова в молодости

В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.

За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.

Театр и фильмы

Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.

Валентина Сперантова в театреВалентина Сперантова в театре

Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».

Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»

В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).

Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.

Валентина Сперантова в студии звукозаписиВалентина Сперантова в студии звукозаписи

В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».

Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».

Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»

В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.

Читайте также:  Андрей разин биография личная жизнь фото

Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»

Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).

Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).

Личная жизнь

Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.

Валентина Сперантова и ее старшая дочь ОксанаВалентина Сперантова и ее старшая дочь Оксана

Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.

Смерть

В 1970-х актрису начали мучить боли в сердце. Врачи рекомендовали снизить нагрузки, но она продолжала сниматься в кино, выходить на подмостки, работать на радио и преподавать в театральном училище им. Щепкина.

В декабре 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, женщина оказалась в больнице. Народной артистки СССР не стало 7 января 1978 года. Причина смерти – острый сердечный приступ.

Могила Сперантовой находится на Новодевичьем кладбище. Фото надгробия говорит о том, что Валентина Александровна и ее любящий супруг Михаил нашли покой в одной обители.

Фильмография

  • 1953 – «Алеша Птицын вырабатывает характер»
  • 1960 – «Шумный день»
  • 1965 – «Последний месяц осени»
  • 1966 – «Два билета на дневной сеанс»
  • 1969 – «Веселое волшебство»
  • 1971 – «Мировой парень»
  • 1972 – «Большая перемена»
  • 1973 – «Дед левого крайнего»
  • 1974 – «Три дня в Москве»
  • 1977 – «Доброта»

Озвучивание мультфильмов

  • 1947 – «Конек-Горбунок»
  • 1951 – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • 1954 – «Золотая антилопа»
  • 1958 – «Петя и Красная Шапочка»
  • 1958 – «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
  • 1964 – «Дядя Степа – милиционер»
  • 1966 – «Самый, самый, самый, самый»

Источник

Творческая судьба самой обаятельной «всесоюзной бабушки» Валентины Сперантовой сложилась удачно, хотя в кино у нее нет ни одной ведущей роли. Однако, она настолько блистательно сыграла в картинах «Большая перемена» и «Три дня в Москве», что зрители полюбили актрису на всю жизнь.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», Герда

Валентина родилась в большой семье, отец работал секретарём в местном уезде, а мама занималась воспитанием девятерых детишек. Когда девочке исполнилось десять лет, умер отец, и все заботы легли на хрупкие плечи матери. В семье всегда царила дружественная обстановка, и, хотя время было неспокойное, дети росли в ласке и доброте.

Валюша хоть и была ещё сама маленькая, заботу о братьях и сестрах взяла на себя. Организовывала во дворе концерты, сама рисовала декорации, шила костюмы. Однажды к ним в городок Зарайск приехал театр, для спектакля нужен был ребенок. Валина тетя предложила взять её, девочка замечательно сыграла, и начала грезить о сцене. Школьные годы у юной актрисы проходили весело, ребята с которыми она училась, часто шли у нее на поводу. Валя сплотила возле себя единомышленников, они создали драматический кружок. Девушку заметили и пригласили в театр на роль Золушки. После этой удачи – судьба Сперантовой была решена.

Валентина Сперантова

Однажды их провинциальный городок посетил московский артист, талантливая девушка произвела на него впечатление. Посоветовал поехать в столицу, и поступить в театральный институт. Оставив свой адрес, пообещал помочь. Окончив обучение, Валя приехала в Москву, нашла знакомого артиста, но тот не смог оказать обещанную помощь.

Разочарованная Сперантова хотела вернуться домой. Девушку сразил тиф, несколько месяцев она боролась с болезнью, а когда вылечилась, домой возвращаться передумала. Но и в театральный ВУЗ документы не подала, поступила в художественное училище.
Почти полгода Валя старалась постичь азы живописи, но понимала, ее призвание – театр. Забрав документы, Сперантова поступает в студию «Молодые мастера» (позже переименовали на ГИТИС). После учебы, юная актриса начала искать работу, девушка не могла похвастаться высоким ростом, статью, красивыми чертами лица. Поступив служить в Госцентюз (1925), коллеги посмеивались за ее спиной, она им казалась серой маленькой мышкой. Однако, режиссер театра – Юрий Бонди, сразу разглядел у девушки редкий талант, и ввел во все спектакли, где нужно было играть детей.

Валентина Сперантова в спектакле «Том Кенти», Том Кенти

Читайте также:  Ольга белова актриса биография личная жизнь

У Валентины Сперантовой определилось амплуа «вечного мальчика». Она играла Джо Гарнера в «Томе Сойере», Сережу в «Самолете», Ши Тао в «Желтой собаке». Юрий Михайлович мечтал поставить спектакль именно под актрису, но, к сожалению, умер. Новый руководитель относился к работе «спустя рукава», и для Валентины интересных ролей не находилось. Только в 28-м году, Рошал покинул театр, и Сперантова получила главную роль Егорки в пьесе «Черный Яр». И опять актриса была «на коне», зрители шли на ее спектакли, играла Валентина просто фантастически. Был интересный случай: в театр заглянул Бернард Шоу, восхищаясь игрой актера, он позже удивился, узнав, что перед ним не мальчик, а тридцатилетняя женщина. Великий ирландский драматург стал перед актрисой на одно колено и поцеловал руку.

Валентина Сперантова в спектакле “Чёрный Яр” (фото РАМТограф)

Личная жизнь у Валентины сложилась не такая успешная, как творческая. Николай Гусельников был далек от искусства, но девушка в него влюбилась, вскоре молодые поженились. У супругов родилась дочь Оксана. Мужа направили строить ДнепроГЭС, потом молодой специалист поехал в Казахстан, а Валя из Москвы уезжать не хотела. Николай звал жену в Караганду, она же не мыслила себя без театра, молодые начали ссориться. Гусельников решил проучить жену, и завел роман на стороне, Валя понимала, семья распалась – подала на развод.

Валентина Сперантова с дочкой Оксаной

Одной воспитывать дочку было трудно, молодая женщина уже и не думала, что сможет второй раз выйти замуж. И тут судьба преподнесла ей сюрприз. Валя познакомилась с Михаилом Никоновым, мужчина когда-то занимал пост директора театра Мейерхольда. С Михаилом актриса обрела долгожданное счастье, родила дочку Наташу. Супруг обожал девочек, никогда не обделял вниманием падчерицу.

В 41-м беда обрушилась не только на их семью, но и на весь советский народ. Валя вместе с мужем записалась в фронтовой театр, детей отправила к родственникам, под Пермь. В 44-м актриса ушла из ВТО и устроилась в ГЦДТ (детский театр). Война окончилась, вся семья собралась вместе, а когда Валентине Александровне исполнилось 40 лет им дали трехкомнатную шикарную квартиру. К ним любили приходить артисты, поэты, близкие люди, гостей встречали гостеприимно, в уютной и задушевной обстановке быстро проходило время.

Как ни молодилась Валентина Сперантова, а годы брали свое. И в 51 год, она почувствовала – пора менять амплуа. Все началось, после спектакля «Чиполлино». Пьеса с треском провалилась, вернее ее игра. Зритель, конечно, по-прежнему считал актрису талантливой, вот только зрелая женщина совсем не напоминала «озорника-мальчишку». Валентина Александровна была в отчаянии, хотела даже бросить театр, но опять судьба пришла ей на помощь. Режиссер Мария Кнебель предложила Сперантовой перейти на роли зрелых женщин и бабушек. Изначально идея актрисе совсем не понравилась, но постепенно, она привыкала, дарила своим героям неповторимый шарм и «изюминку».

Актриса и не мечтала уже играть детей, но она ошиблась и в этот раз. Конечно, тело ее старело, но вот голос оставался такой же мягкий, молодой, озорной. Ее начали приглашать озвучивать мультипликационных персонажей: Иванушку в сказке «Конёк-Горбунок», Мальчиша-Кибальчиша, доброго мальчика из «Золотой антилопы», Нильса из «Заколдованного мальчика», пионера рассказчика из «Дяди Степы – милиционера» и др.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», бабушка

Кинематограф тоже не обделил замечательную актрису ролями, в канун пятидесятилетия она сыграла главную роль в картине «Алёша Птицин вырабатывает характер» – бабушку Симу. Фильм не был столь выдающимся, но у актрисы ее героиня получилась яркая, с характером. Режиссеры начали предлагать одну роль за другой и в ближайшие 25 лет Валентина Сперантова стала любимой «всесоюзной бабушкой». Даже если актриса играла эпизод, зритель был рад видеть свою любимицу на экране. Все ее персонажи отличались добрым нравом, веселым и отзывчивым характером.

Настоящая популярность пришла с фильмом «Большая перемена» (1972), тетя Глаша настолько понравилась зрителю, что актрисе начали приходить письма из всего Советского Союза. Через два года она бесподобно сыграла бабушку милиционера Ивана Федотова в киноленте «Три дня в Москве». В этом же году Сперантова играет в картине «Страница жизни». За роль учительницы ее удостоили золотой медалью, а также ценными подарками – дубленкой и кованным подсвечником. Медаль она получила, а вот презенты накануне украли. Актриса отшутилась: «Медаль же не украли? Ну вот и замечательно!»

Людмила Касаткина и Валентина Сперантова в фильме “Большая перемена”

Читайте также:  Ирина скобцева биография личная жизнь дочь

Всего в послужном списке Валентины Александровны 25 картин, больше ста спектаклей. Актриса немного преподавала в театральном училище. В 1950 году она получила звание «Народной», не раз актрису награждали орденами и медалями за заслуги перед Родиной. Свою последнюю роль Морозихи в картине «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» актриса сыграла, уже будучи больной.

В конце 60-х умер Михаил Никонов, Валентина Сперантова тяжело перенесла это горе. Супруги прожили в мире и согласии тридцать лет, всю жизнь он оберегал и поддерживал жену. В 77-м году женщина стала себя плохо чувствовать, начались проблемы с сердцем. Перед новогодними праздниками её положили в больницу, там же встретила Новый 1978 Год.

К сожалению, сердце не выдержало и 7 января она скончалась. Похоронили Валентину Сперантову возле мужа, Михаила Семеновича, на Новодевичьем кладбище в Москве. Дочек актрисы, Оксаны и Наташи, тоже уже нет в живых.

Валентина Сперантова

Валентина Александровна прожила большую, насыщенную жизнь, никогда не зная простоев в творчестве. Самое главное для артиста, найти свою нишу в театре и кино, и это у актрисы осуществить получилось. Её персонажи до сих пор живут на экранах, а все радио и телепередачи находятся в золотом фонде коллекции России.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2019;
проверки требуют 8 правок.

Валенти́на Алекса́ндровна Спера́нтова (1904—1978) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1970).

Биография[править | править код]

Могила Валентины Сперантовой

Валентина Сперантова родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (ныне в Московской области), в многодетной семье Александра Дмитриевича Сперантова, секретаря уездного съезда.

Впервые вышла на сцену в Зарайске в любительском театре под руководством известного скульптора А. С. Голубкиной. Среднее образование получила в Зарайске, сначала в гимназии, затем — в трудовой школе[1]. Одноклассником был в будущем известный советский военный деятель А. Н. Пономарёв.

Поступила во ВХУТЕМАС в Москве, но проучилась там недолго. В 1925 году окончила Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).

С 1925 года — актриса Первого Государственного педагогического театра (с 1931 — Государственный Центральный театр юного зрителя (Госцентюз), ныне — Московский ТЮЗ).

В 1942—1944 годах — актриса фронтового театра ВТО.

С 1944 года — актриса Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр).

В кино — с 1953 года, сыграла 25 ролей.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов на студии «Союзмультфильм»[2].

Неоднократно принимала участие в телевизионной программе «Спокойной ночи, малыши!». Создала большое количество образов на Всесоюзном радио, в том числе травести в «Пионерской зорьке».

Некоторое время преподавала в театральном училище.

Член КПСС с 1953 года.

Валентина Александровна Сперантова ушла из жизни 7 января 1978 года (по другим источникам — 6 января[3]). Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Семья[править | править код]

  • Первый муж — Николай Гусельников, строитель
    • Дочь — Оксана
  • Второй муж — Михаил Семёнович Никонов (1911—1984), тетральный деятель.
    • Дочь — Наталья
  • Племянница — Елена Юрьевна Миллиоти (род. 1937), актриса театра «Современник». Заслуженная артистка РСФСР (1980).

Адреса[править | править код]

Жила в 1930—40-х годах на Мясной-Бульварной улице (Площадь Абельмановская Застава), 8/2; затем — на Комсомольском проспекте.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1946)
  • Народная артистка РСФСР (1950)
  • Народная артистка СССР (1970)
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1974) — за исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» А. Г. Алексина
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Госцентюз[править | править код]

Центральный детский театр[править | править код]

Режиссёрские работы в театре[править | править код]

  • 1977 — «Сомбреро» С. Михалкова (совместно с А. Некрасовой).

Роли в кино[править | править код]

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

Архивные кадры[править | править код]

  • 2008 — Игра для уха. Мастера радиотеатра (документальный)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сперантова Валентина. 105 лет со дня рождения (недоступная ссылка). Телеканал «Культура» (24.02.2009). Дата обращения 28 февраля 2009. Архивировано 28 февраля 2009 года.
  • Сперантова, Валентина Александровна. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  • Сперантова, Валентина Александровна на Аниматор.ру

Источник