Валентина федотова актриса личная жизнь

Валентина федотова актриса личная жизнь thumbnail
Валентина Федотова   ФЕДОТОВА Валентина (29.07.1947), актриса.

   Окончила саратовское театральное училище им.И.А.Слонова (1972), работает в саратовском государственном академическом театре драмы.

   -Я буду ждать вас на остановке, – сказала Федотова. – Вы знаете меня в лицо?

   – Обижаете, Валентина Александровна, – смутилась я. – Как же можно вас не узнать?!

   В цветной меховой куртке, в черной шапочке, из которой своенравно выбивались мелкие рыжие кудряшки, она выделялась среди горожан, одетых во что-тоуныло правильное, серо-черное-коричневое.

   – Да она же по настоящему, без всяческих косметических ухищрений рыжая, – думаю я. – Одна из примет классической ведьмочки, что называется, налицо.

   Земная жизнь булгаковской Маргариты закончилась в тридцать лет. Наверное, немало поклонников этого бессмертного романа задумывались, а как бы выглядела возлюбленная Мастера, проживи она еще четверть века… Смешная загадка! Маргарита, достойно прошедшая испытания временем, Маргарита, потерявшая многих из самых-самых любимых, с тонкими лучиками морщин у глаз – это все она, Федотова, без преувеличения культовая актриса Саратова, на которую ходят вот уже несколько поколений театралов.

   Жизнь перенасыщена тайными знаками и кодами судьбы. Один из шифров личности Федотовой в ее рождении. она появилась на свет на Каримовском разъезде, в Костромской области, когда ее мать везли рожать. родилась в пути и стала вечной кочевницей. Актеры – в какой-то степени те же цыгане. городов, по которым она гастролировала, за эти годы было столько, что все и не припомнить.

   Голубоглазая девочка, которую сверстники ласково называли Рыжуха, не то чтобы с детства мечтала быть актрисой. Скорее, она мечтала познать саму себя, “духовно распечататься”, как сказала Валентина Александровна. Потаенность и открытость, наивная, детская чистота и уже вполне оформившаяся взрослая “плотскость” – все это пульсировало, мерцало в ее интонациях, в ее мимике уже в юности. а в двадцать лет она впервые попала в театр, в московский театр имени Маяковского. и не на что-нибудь, а на “Медею” в постановке Охлопкова, с талантливейшей Козыревой в главной роли. Сказать, что она заболела театром, значило бы ничего не сказать. театр пророс в нее, стал ее наваждением, театр растворился в ее крови. Аеще свершилось обращение. Став актрисой от Бога, она получила от Всевышнего толику голубой крови всех королев, которых ей предстояло сыграть.

   Львица по гороскопу, она всегда была своенравна, всегда жила под девизом: “если я не первая, то меня просто нет”. театр усилил, умножил в ней жажду первенства и одновременно … примирил ее с жизнью. “Львицы ведь спят, когда они не на охоте, – с опасной улыбкой призналась Федотова. – Львицы ленивы и апатичны в повседневной жизни. Такой всегда была и я, ведь моя охота – это театр”.

   Сцена стала в судьбе Федотовой хитрой ловушкой, обиравшей сердце, но оброк этот оказался столь сладок! Как она любила на сцене! Истово и лирично, безумно и нежно. Знаю семью, в которой новорожденную назвали Валентиной, в честь актрисы, после того, как увидели ее в пьесе “Прошлым летом в Чулимске”.

   Как истинная актриса, Федотова плутала подчас между реальностью и ирреальностью и пылко влюблялась не столько в своих партнеров по сцене, сколько в персонажей, которых они творили. Множество женщин, должно быть, бурно завидовали эмоциональной щедрости ее женской жизни, тому, что она нравится и она притягательна. Но … Завидовавшие никогда не понимали, что главный любовный роман, роман ее жизни она крутит не с мужчиной – с театром… “Этот мир мой”, – могла бы повторить она фразу персонажа Булгаковского “Театрального романа”. Что касается реального мужчины, то в юности, по большой любви, она вышла замуж за разносторонне одаренного человека. Две творческие личности под одной крышей – это не просто, но любовь искупает многое. Жизнь оказалась вдвойне непростой, потому что, как любой женщине, ей хотелось посвящать себя дому, любимому человеку. Но… Кроме дома, был еще и театр, работа актрисы, требующая не службы – служения, не жизни – жития. И был талантливейший, непростой, изматывающий и одаряющий творчеством, знавший ей цену как незаурядной актрисе Александр Дзекун, режиссер, при всей неоднозначности своего нрава сумевший создать в провинции театр, о котором говорили и спорили в столицах.

   – По чувствам, по интеллекту, по энергетике и муж, и Дзекун были гораздо талантливее, значительнее, масштабнее меня, – говорит Валентина Александровна. – И оба они воссоздали меня таковую, какая я есть сегодня. Я была зерном, которое перемалывали два этих человека, каждый из которых с трудом мирился с присутствием в моей жизни другого. Быт, привязанность к мужу и ребенку, по мнению режиссера, крали драгоценное время у театра, актерская профессия с ее репетициями, премьерами, гастролями часто похищала у домашних меня. Вы только вообразите, за тридцать лет совметсной жизни мы один-единственный раз отдохнули всей семьей, тогда еще с маленьким сыном Никитой, на юге, в Мисхоре.
Валентина Александровна прожила с мужем ровно тридцать лет.

   Восемь месяцев назад мужа Федотовой не стало. Шестой инфаркт – сердце, источенное болезнью, порвалось. Не исключено, что болезнь эта не только из разряда гипертонических. Может быть, то была болезнь любви, ведь Борис буквально сиротел, когда она уезжала из дома, не то что на гастроли – даже на дачу. “Без тебя из квартиры словно ушла душа”, – жаловался он ей. За год до болезни он начал писать творческую биографию своей Валюши. Деликатно, скурпулезно и неспешно уточнял у нее даты, имена, какие-то детали из событий былого. Федотова, с ее-то неукротимым темпераментом, отнеслась к написанию мемуаров с недоумением и недуовольствием. Сама она с какой-то королесвкой ветреностью никогда не сибирала личного архива. Валентина Александровна не любит возвращаться в театральное прошлое. Со времен “Мастера и Маргариты” она не обращалась больше к этому роману, потому что тогда, на сцене, исчерпала свой интерес к нему до дна. И со многими другими авторами у нее такие же взаимоотношения.

   – Прошел спектакль – довольно, – убеждена она. – Пережито и забыто. Я хожу в тапочках без задников – назад пути нет.

   Абсолютно не нужны Федотовой (да не оскорбятся ее поклонники) и аплодисменты. Она не любит разговоров об энергетике, связывающей актера и зрительный зал, ей чужда вся эта философия, может быть, потому, что она на редкость не “актерская” актриса: она легко брала от жизни ее дары и столь же легко отдавала. Другим было убийственно мало любви ли, славы ли, а ей всегда было много, всегда с излишком. Да и впрямь, с какими актерами она играла и снималась в кино – Александр Михайлов, Владимир Гостюхин, Николай Крючков. “Дамское танго”, “Родник” – вот лишь некоторые из фильмов с ее участием. А сколь поразительными театральными партнерами были у нее Олег Янковский и Владимир Седов!

   В “Талантах и поклонниках” персонаж Янковского был влюблен в Негину – героиню Федотовой – столь проникновенно, что она всей кожей ощущала мощь этой любви. Но ведь пробудила свим актерским и жеским темпераментом эту любовь в нем она!

   – Женщина всегда шлет мужчине тайный знак, – убеждена Федотова. – И без этого знака невозможны ни любовь, ни творчество.

   – А каков в реальной жизни Крючков? – спрашиваю у Валентины Александровны. – Он такой же славный, как его персонажи?

   – Лучше, – тепло улыбается Федотова, и нежность воспоминания смягчает ее губы. – Мыс ним и рыбачили, и по грибы ходили. Он мудрый и добрый.

   “Съемки в кино позволили тебе узнать людей”, – сказал ей однажды муж. Она согласилась: возможность киноработы всегда окрыляла ее, потому что съемочная площадка – это всегда атмосфера особого братства, праздника любви. Да и потом, где бы она еще пересеклась и пообщалась, и поработала с такими фантастическими личностями, как Рыжов, Лапиков, Станюта!

   Валентина Александровна бережно, словно живое существо, принесла, прижимая к груди, рукопись (будет, будет издана, ведь ее героине когда-то напророчили сокровенное:”Рукописи не горят”), и сказала голосом, который вдруг сорвался в хрипотцу, еще невыплаканных, но дрожащих в нем слез: “Я вам не могу дать эти мемуары с собой, но здесь можете почитать, я вам доверяю”.

   Я полистала книгу саратовского Мастера, посвященную его Маргарите. Ласковость, бесконечная нежность автора по отношению к женщине всей его жизни почти вызвали слезы у меня, совершенно постороннего человека. Сама же Федотова прочитала мемуары мужа лишь после его смерти, прочитала и спрятала, потому что это слишком больно.

   – Пока ты рядом, я не умру, – твердил ей в больнице муж.

   Она дневала и ночевала в его палате. Она реанимировала его своей любовью, она принадлежала только ему, а не театру. Но однажды в палату мужа положили еще одного человека. А Валентине предложили пойти ночевать домой. Они посмотрели друг на друга, и разлука на одну ночь отразилась в их глазах прощанием навсегда. Это сложно объяснить, но интуитивно они поняли, что это – конец.

   Федотова курит сигарету за сигаретой и не просто говорит, словно думает вслух.

   – У нас было прекрасное начало семейной жизни, путанная болезненная середина и девять месяцев почти божественной любви перед его уходом. Девять месяцев я выхаживала свою любовь, как ребенка, муж и был словно мой ребенок. Он мне сказал незадолго до кончины, осознав всю мою неизменную преданность ему. “Прости меня. Я не знал, с кем я живу”. Знаете, я бы ему тоже повторила эту фразу.

   – Поздно, – должно быть, безжалостно отзываюсь я. -Это конец.

   -Конец наступит, когда умру я сама, – вскидывает голову Федотова, и я вижу глаза не женщины – голубые глаза разъяренной сиамской кошки, в глазах пляшут искры бунта, те самые искры, от взгляда незабвенной Маргариты, громящей квартиру Латунского. Потом эта гневность исчезнет с лица женщины, и я увижу, что она уже не Маргарита. Она просто Валя – Валентина, обыкновенная русская вдова и, словно читая мои мысли, Федотова отзывается на невысказанное мною.

   -Вокруг столько горя… В доме, где я живу, полно вдов. Так много женщин теряет близких.

   …Перед портретом Бориса мерцеат Лампадка. Для актрисы Федотовой Бог живет не над ней, а в ней, в потаенных тайниках ее души.

   Актер – это сверхчувствительность. Хороший актер – это, скорее, не умение играть, а сознательный уход от игры, вхождение в чужую душу. Так вот Федотова – почти экстрасенсорна на сцене, она вся насквозь исключение из правил “как надо играть”. И она же – написанное собственной кровью правило, как надо жить на сцене, поднимая до себя любую, нет, не роль – судьбу. Над ее странной героиней в кузнецовском спектакле “Конкурс”, спектакле, который был включен в репертуар гастрольных спектаклей театра во Франции, люди смеялись. Федотова… в роли клоунессы! Это казалось почти немыслимым, но она блистательно осилила и комичное. Правда, как сказала мне одна любящая театр приятельница, посреди смеха иногда комок подступал к горлу и становилось трудно дышать.

   В горьковской пьесе “На дне”, поставленной Антоном Кузнецовым, Федотова играет Квашню. От боли, от душевной исковерканности ее героини подчас становится физически нехорошо. а в пьесе “Падение Рима” шли мурашки по коже от неистового крика ее безмолвной героини. Воистину – кричать могут не только уста…

   Что меня всегда поражало в этой актрисе, так это “подводная” часть ее ролей. Да, она не все выплескивает на зрителя, некий драматизм своих персонажей она ухитряется каким-то неуловимым образом оставить “за кадром”. Но намекнуть о нем так, что у зрителя замирает сердце. Точно так же было в фильме “Кавказский пленник”, в котором Валентина Александровна сыграла мать персонажа Сергея Бодрова – младшего.

   – Как вам удалось добиться такого лаконизма и одновременно правдивости игры? – обращаюсь я к Федотовой. Актриса с минуту молчит, а потом отзывается тихим глуховатым голосом.

   – Я представила себя спасающей собственного сына. Обычно я таким приемом никогда не пользуюсь. но в “Пленнике” я устроила эту замену не для того, чтобы усилить боль, а для того, чтобы сфокусировать страдания в сердце, для того, чтобы, не дай Бог, не пережать с эмоциями. Страдания матери, лишающейся дитя – это свято. Я не могла позволить себе даже что-то, отдаленно напоминающее игру.

   – А как вам показался Сережа Бодров? – осторожно спрашиваю я.

   – Сережа… – Федотова закуривает очередную сигарету. – Вы знаете, он был поразительный, он был настолько чистый, искренний, нежный человек, что рядом сним становилось как-то неловко… За собственную греховность. Знаете, по-настоящему чистых людей очень мало. Сережа как бы дар для всех окружающих, когда случилась трагедия с его съемочной группой, не хотелось верить в нее. А на девятый день, после схода ледника, он мне приснился. Я иду по нашему саратовскому театру, а в конце коридора он, Бодров. Я тяну к нему руки, стремясь обнять, и радостно говорю: “Сереженька, ты живой!”, а он мягко отстраняется и говорит: “Не прикасайтесь ко мне, МНЕ ОЧЕНЬ БОЛЬНО”. Проснувшись, поняла, сон может обозначать одно – он умер.

Читайте также:  Юлия гончарова актриса личная жизнь

   Мир жесток. В мире стопроцентная сметрность, но, честное слово, все не так плохо, если чью-то израненную душу окликнет и погладит со сцены этот неповторимый, словно обернутый в драгоценную парчу, голос – переливчатый, мягкий, обольщающий, очень живой.

   …На даче Федотовой, где она обожает возиться с зеленью, восстанавливая силы после спектакля, растет удивительный цветок, с ярко желтыми лепестками, ежедневно распускающийся на закате, пышно разгорающийся красотой в темноте. “Энотера” или “Ночная свеча” называется этот цветок. Федотова и сама из той же странной, драгоценной, и дикой породы.

      Светлана Микулина. “Новые времена”, 1 ноября 2002 года

Фильмография:

1979 МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

1979 ЦЫГАН {купить DVD}

1981 РОДНИК

1983 ДАМСКОЕ ТАНГО

1983 УРАГАН ПРИХОДИТ НЕОЖИДАННО

1986 ЗАВЕЩАНИЕ

1986 ОБИДА

1988 ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ

1996 КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

Источник

Описать ее не хватит слов. Эмоциональная и своенравная, импульсивная и саркастичная. Каждая ее роль, как яркая вспышка, – надолго остается в памяти. Смех и слезы, радость и горечь, смирение и гордыня намешаны в ней в один диковинный коктейль. Английская оперная дива из «Квартета», взбалмошная и до боли смешная, трогательная в своем тихом помешательстве мать семейства из «Дома Бернарды Альбы», несгибаемая однолюбка Валентина из «Валентинова дня» – все это она, Валентина Федотова. Без нее сложно представить саратовскую сцену. Она – украшение и соль любой даже самой неоднозначной постановки. Именно ей Александр Дзекун доверил сыграть булгаковскую Маргариту в своем легендарном спектакле, прогремевшем в итоге на всю страну. 

В жизни Федотова оказалась на редкость легкой в общении. Очень ироничной. Предельно честной, фееричной. О себе говорит, не стесняясь: «Я скорее злая, чем добрая. Да и вообще я плохая баба…»

Читайте также:  Людмила савельева актриса личная жизнь фото мужа

Назовите мне хоть одну актрису, способную на такую самооценку…

Нравится – не нравится, играй, моя красавица… 

– Валентина Александровна, говорят, все актрисы ужасно капризны, хлебом не корми – дай зрителю понравиться…

– Ерунда. Нравиться зрителю – это вообще не мой стиль. Я хочу нравиться в жизни, причем очень определенному кругу людей. И не как актриса, а как женщина. Этим я могу жить, за этим следить, все остальное не так уж важно.

– А как же зрительская реакция на роль? Вам же важно знать, что публике ваша игра понравилась…

– Мне важно, чтобы зрители меня понимали. А «нравится – не нравится» – нет у  нас такого термина, мы им не пользуемся. Оставила ли я какой-то след в зрительском восприятии, сумела ли выразить что-то особенное, подсказать, донести – вот что меня волнует. Хотя, если говорить серьезно, самое главное в спектакле – это режиссер, а не актер. Именно от него зависит, что получится в итоге. Или не получится. Я как актриса по большому счету  никакой ответственности за это не несу. Поэтому я всегда больше переживаю за режиссера, нежели за себя.

– У вас есть свое представление о том, каким должен быть идеальный режиссер?

– Нет, конечно. Они все разные, все, безусловно, очень интересные. Мы их порой ненавидим, так же как и они нас, но жить друг без друга не можем.

– С кем из режиссеров вы совпали наиболее близко?

– Ни с кем.

– Вы настолько автономны в своем понимании роли?

– А как же. Я отстаиваю свою точку зрения, он свою. Иногда приходится подчиняться, иногда режиссер оказывается слабый и ложится под артиста, иногда наоборот. А так чтоб все совпало,  такого не бывает. А если и бывает, то это неинтересно. Интересен сам процесс какого-то… даже не соревнования, а сотворчества, вот! Момент сотворчества очень важен. 

– А с кем было интереснее всего работать?

– Не могу сказать. Просто выносишь какой-то опыт из общения с каждым режиссером, с каким-то тебе хочется встретиться еще раз, с другим нет. Вот и все. Но, как правило, мы настолько устаем друг от друга, что только и думаешь: «Чтоб тебя больше не видеть!»

Дама с характером

– Вы считаете себя характерной актрисой?

– Конечно, безусловно. Для меня это достаточно комфортное состояние – подурачиться, побаловаться, пошутить, похохмить, удариться в комедию. Я вообще очень люблю хорошие комедии и могу их смотреть бесконечно. Мне нравятся хорошие комедийные артисты, и я с удовольствием за ними  наблюдаю. 

– Кто ваш любимый комедийный артист?

– Вова Назаров (актер театра драмы. – Авт.). Это моя любовь. Я не могу, умираю – так его люблю. Его когда ругают, я говорю: не слушай их, Вов, это они от зависти. Лучше тебя вообще нет никого. Я его очень люблю, у него хорошая комедийная природа.

– В жизни вы своенравная?

– Ну… да, я нехорошая. Я скорее злая, чем добрая. Серьезно. Я себя ловлю на мысли, что иногда я такая злая, просто кошмар…

– И как это проявляется?

– А Бог его знает. По-всякому.

– А по-моему, вы просто играете, вам нравится это амплуа – эдакой стервозной злюки…

– Не надо, я знаю, что говорю. Просто иногда я не позволяю себе, а иногда позволяю. Меня надо довести просто. Это характер. Если судить по репликам, которые кидают в мой адрес режиссеры, основное в моей натуре – это страсть. Все мои поступки вызваны какой-то страстью внутренней, каким-то огнем.  Внешне я могу очень долго жить бесстрастно. Но это не значит, что внутри у меня ничего не происходит.

– Тяжело вам с собой такой?

– Очень. Сложно, потому что не всегда это в дело идет, не всегда на пользу. Надо уметь управлять этими бушующими огненными лавинами. Это как атомная станция, со стороны смотришь – вроде ничего особенного. А не дай Бог рванет… Я, конечно, не сравниваю себя с атомной станцией. Но с доменной печью – точно.

– Что может вас умиротворить?

– Работа только – туда все несешь. Наверное, творческие натуры должны обладать этим огнем. Но вообще я плохая баба. Точно плохая…

Игра в «Квартет»

– Вы так смешно сыграли в «Квартете» и одновременно так трогательно. Как вам удалось пройти по этой грани?

– А Бог ее знает. На самом деле ее надо было просто придумать – мою героиню. Знаете, как все было? Берешь совершенно жуткий текст переводной, где не сходятся концы с концами, где нет драматургии, а есть только подстрочный перевод. А надо же создать живого человека на сцене, чтоб было понятно, откуда она пришла и куда ушла. Чтобы за эти два часа у зрителей не осталось вопросов, а почему она так пьет, ест, почему так одета, так разговаривает, реагирует. Это надо было найти, не просто же надо было сыграть сумасшедшую или больную, мы же не в больницу играем, правильно?

– Но это ваша была находка или режиссера?

– Режиссер тут ни при чем. Как-то так сложилось, что надо было срочно ставить, приехал мальчик, который увидел четырех народных артистов и сказал: делайте, что хотите, я вам мешать не буду. Ну мы и делали что хотели. Наши герои – они же должны были отличаться друг от друга. Когда я играю иностранку, я глубоко плюю на ее иностранное происхождение, мне нужно было найти ее характер. И вот я думала: ну и какая она? Пошлая – не пошлая, крашеная – не крашеная, дурочка – не дурочка, добрая – злая? Какая? А потом я поняла: да она ребенок, маленькая девочка, которую бросили родители. Ее реакция на все – детская. И когда я это поняла, все сразу встало на свои места.

Любовь зла

– В «Валентиновом дне» вы играете женщину, которая всю жизнь любит одного и того же мужчину. Как считаете, в жизни это реально?

Читайте также:  Актриса нонна гришаева личная жизнь

– Мне кажется, что каждая женщина имеет право в конце своей жизни разобраться, кого же она любила. У женщины может быть много мужчин, но это абсолютно не важно. Потому что любовь – она все равно выскакивает. Вот и все.

– Но хорошо же жить с тем, кого любишь, согласитесь…

– Не всегда. Любить хорошего человека – это само по себе большое счастье. Вот если ты любишь подонка, то тут поводов для расстройства гораздо больше. Любящее сердце – оно же всегда лелеет надежду, мол, я же его люблю, значит, я его переделаю своей любовью…

– Иллюзия?

– Абсолютно. Нет, такое, конечно, тоже бывает, но дело-то не в этом. Дело в другом. В том, что это настолько здорово, настолько редко, когда на протяжении всей жизни два человека любят друг друга. Не зависимо от того, видятся они или нет.

– Это как-то совпадает с вашим личным опытом?

– Да никак не совпадает. Абсолютно.

– Но вы счастливы в любви?

– А кто это счастлив в любви? Что это за вопрос такой, Лена?! Любовь и счастье – вещи несовместные. Любовь – это ого-го. Любовь – это вообще атас. Это ужас, кошмар, катастрофа. Во-первых, все против…

– Кто это все?

– Все! Где вы видели, чтобы люди любили друг друга, а все вокруг любили их? Да никогда в жизни этого не будет. Любовь надо прятать, хранить. Как ребенка маленького не показывают, чтоб не сглазили, так и любовь. И в жизни, ради Бога, если полюбишь кого-то, ты прикуси язык и никому не говори, что ты любишь. Как только ты сказала, потом не сетуй, почему тут не получается, почему там. Тут же позавидуют, отобьют. Тут же гадость какую-нибудь подкинут. Тут же появится какая-то дама и скажет: а чего это ей? И мне надо! Я лучше. И непременно это окажется лучшая подруга твоя…

– А что же тогда дает счастье, если не любовь?

– А ничего не дает. Никто тебе ничего не даст. Если хочешь быть счастливой, то ищи, в чем твое счастье. В том, чтобы сделать ремонт и сказать: какое счастье, я сделала в квартире ремонт! Можно залезть на дерево, посмотреть сверху и сказать: Боже, какой вид, как я счастлива! Мне, чтобы быть счастливой, нужно просто выспаться. Я, когда высыпаюсь и у меня ничего не болит, совершенно счастлива. А вообще, я одиночка по жизни и бываю счастлива только сама с собой. Мне хватает публичности на сцене.

О Сереже Бодрове

– Я знаю, что вы снимались с Сережей Бодровым (в фильме «Кавказский пленник». – Авт.). Расскажите о нем.

– (улыбается) Смешной был мальчик. Это потом он стал национальной болью, а тогда…

…Он попал в эту картину случайно, как-то помимо своей воли. Вообще все, что в его жизни происходило, все происходило помимо его воли. Мы с ним не вели долгих бесед, у нас и сцена-то была только одна, которая и в фильм-то не вошла: когда его везут в армию, а мать – учительница, и он мимо школы проезжает и останавливается, чтобы с ней попрощаться. Он был очень растерян, он ведь не актер, у него и образования-то актерского нет. Тогда он только встретился с папой, который, по-моему, очень рано его оставил и уехал в Америку. Они были все время вместе, он ходил с папой – взрослый мальчик, уже окончил университет. Ему было интересно смотреть на артистов, он со всеми фотографировался, и со мной тоже. Я ему говорила: «Зачем ты со мной фотографируешься? Я же не звезда!» «Пожалуйста, Валентина Александровна, не отказывайтесь, я хочу сфотографироваться с вами на память…»

Моего сына должен был играть другой артист. Но потом Бодров-старший неожиданно решил поменять его на Сережу. Не сам, а с подачи оператора или еще кого-то из группы, не помню. Он поначалу не хотел, но ему сказали, что у Сережи хорошая фактура, и он решил рискнуть.

И вот я приезжаю на съемки – идет мне навстречу бритый наголо Сережа.  Представьте, мальчишку взрослого, красивого, кудрявого обрили наголо и с голой попой заставили гулять по призывному пункту. И он растерян был ужасно, вообще не понимал, что происходит. Отец был очень недоволен им, гонял его отовсюду как сидорову козу.

И что же? Такой талантливый оказался ребенок! Так убедителен в каждой своей роли. Для всех это было так неожиданно. И когда он потом играл в других фильмах, я им всегда любовалась. И говорила: Боже мой, ну надо же, как приятно!

Ну, а когда это все случилось, у меня был такой шок… Долгое время казалось, что это вообще не про него, что этого не может быть, что это бред. Я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти. И зачем…

Мне кажется, что у него и смерть какая-то уникальная. Я даже не знаю примеров таких, чтобы так все случилось…

«Валентину Александровну хочу!»

– У вас есть мечта или вы живете сегодняшним днем?

– (пауза) Да я и сегодня-то не живу…

– Как так?

– Да так. Жизнь – она сама по себе, я сама по себе. Не знаю, я не прыгаю в бурные потоки жизни, я туда не стремлюсь. Не хочу, чтобы меня по этим потокам кидало и качало. Жизнь – вон она, за окном…

– И не строите никаких планов?

– Что ты, Лена, какие планы в 60 лет?! Мне даже подумать ни о чем нельзя, обязательно что-нибудь случается…

– А роли?

– Как я могу планировать роли, вы поймите, я всего на всего провинциальная актриса!

– Так вы же народная актриса. Разве вы не можете прийти к Кравцу, стукнуть кулаком по столу и сказать: хочу сыграть такую-то роль, ну-ка быстренько найдите мне режиссера!

– Упаси Боже. Можно прийти и крикнуть, и стукнуть, и пьесу принести, но это ни к чему не приведет. Можно даже режиссера найти, купить его, я не знаю…

– Купить?! Что и такое бывает?

– Ну откуда я знаю, может, я ему не нужна и его придется купить, привезти откуда-то, напоить, чтоб он… Все равно. Он даже может поставить что-то для тебя, а из этого может ничего не получиться. И тебе скажут ну, и чего ты хотела? Это все происходит где-то там, а потом спускается сюда, и нам говорят: вот есть пьеса, режиссер, актеры. И то это еще ничего не значит, может, и не получится ничего.

Но я надеюсь, что все-таки найдется какой-нибудь ненормальный режиссер, который скажет: «Хочу Федотову!» И все. И я побегу…

Елена Балаян

23 ноября в театре драмы бенефис народной артистки РФ Валентины Федотовой – спектакль «Валентинов день».

Источник