Валентин плучек биография личная жизнь

Валентин плучек биография личная жизнь thumbnail

Валенти́н Никола́евич Плу́чек (22 августа [4 сентября] 1909 — 17 августа 2002) — советский и российский театральный режиссёр, актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977). Главный режиссёр Московского театра Сатиры (1957—2000)[2].

Биография[править | править код]

Родился 22 августа [4 сентября] 1909 года в Москве в еврейской семье[3].

В детстве не помышлял о театре: рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил[4], подружился с беспризорниками, покинул родительский дом и в конце концов оказался в детском доме[5].

У Вс. Мейерхольда[править | править код]

По свидетельству самого В. Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству. Окончив семь классов средней школы, поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы не ограничивались живописью: его кумирами в те годы были В. Маяковский и Вс. Мейерхольд. В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда. В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ)[6], где дебютировал в небольшой роли в спектакле «Ревизор» Н. Гоголя. Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трёх эпизодических ролей в «Клопе» В. В. Маяковского (1929). При постановке «Бани» в 1930 году сам В. Маяковский настоял на том, чтобы Моментальникова играл В. Плучек[5].

Поскольку в театре Вс. Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель[7], молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр. В. Плучек оставался с Вс. Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но всё равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре»[5].

Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году организовал собственный театр — ТРАМ электриков[6], на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Московском электрозаводе имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт, учившийся в то время в ФЗУ завода[3].

«Арбузовская студия»[править | править код]

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. В 1939 году вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию»[6], куда перешли из ТРАМа электриков И. Кузнецов и З. Гердт. Среди студийцев были Вс. Багрицкий, А. Галич, М. Греков, В. Архангельская, М. Новикова, Т. Рейнова, С. Милькина. Именно здесь впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством А. Арбузова. С началом войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт[8]; часть студии работала в качестве фронтового театра[9]. Сам же В. Плучек в 1942 году возглавил Драматический театр Северного флота в Полярном, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона[6].

В Театре сатиры[править | править код]

После окончания войны, в 1945 году, возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла и его стороной: в начале 1950 года он был уволен из театра. Однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Н. Петров, возглавлявший в то время Московский театр сатиры, пригласил безработного режиссёра к себе[3].

В новом театре дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова[5]. Позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Шифу, «Потерянное письмо» И. Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней постановки других пьес В. Маяковского — «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) — стали важным этапом как в творчестве самого режиссёра, так и в истории Театра сатиры[6].

В 1957 году был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (в главных ролях Б. Тенин и А. Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Н. Хикмета стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль режиссёр выпустил в 1966 — «Тёркин на том свете» А. Твардовского с А. Папановым в главной роли (музыка Р. Щедрина).

Режиссёр собрал превосходную труппу: ещё со времён Н. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра сатиры блистали Т. Пельтцер, В. Васильева, О. Аросева, Г. Менглет и А. Папанов; при нём в театр пришли Б. Новиков, А. Миронов, Р. Ткачук, М. Державин, А. Ширвиндт и многие другие.

Театр сатиры при В. Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров; одним из самых популярных спектаклей 1970-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставленный Е. Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание М. Захаров, поставивший «Доходное место» А. Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Н. Погодина, пьесу Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других.

Среди лучших постановок самого режиссёра — «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Ревизор» Н. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искромётный «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. Мироновым в главной роли; спектакль шёл при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году режиссёр поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана, первую версию, с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году, с началом перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.

Читайте также:  Биография игоря северянина личная жизнь

В 2002 году режиссёр работал над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».

Автор книги «На сцене — Маяковский» (1962).

Скончался 17 августа 2002 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище[10].

Семья[править | править код]

  • Жена — Зинаида Павловна Дмитриева (1915—2005), актриса театра.
    • Сын — Андрей Валентинович Плучек (род. 1938), журналист.
  • Двоюродный брат — Питер Брук, театральный режиссёр, родился в Лондоне, куда его отец, уроженец Двинска Семён Брук, переехал с двумя сёстрами после Первой мировой войны[5][11]. По воспоминаниям Питера Брука[12][13], его отец поддерживал связи с оставшейся в Москве сестрой Фаней Матвеевной (матерью Валентина Плучека)[14] до изменения положения в СССР в середине 1930-х годов. В сохранившихся архивных материалах Фанни Матвеевна (Фрейда Мордуховна) Брук (в замужестве Гинцбург; 13 ноября 1878, Двинск — ?), дочь Мордуха Берковича Брука (1852—?, уроженца Новгород-Северского) и Двейры-Доры Гецелевны Брук (1858—?), вышла замуж за купца первой гильдии из Борисова Нохима Мордуховича (Николая Матвеевича) Гинцбурга. 24 августа (6 сентября) 1906 года в Двинске у них родился сын Исаак Гинцбург (в будущем известный как Валентин Плучек)[15]. Семья жила в Двинске в доме Рочко на Рижской улице, № 5, квартира 1[16].

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (18.07.1956)
  • Народный артист РСФСР (25.02.1964)
  • Народный артист СССР (17.10.1974)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23.10.1999)
  • Два ордена Отечественной войны II степени (07.03.1945, 06.04.1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (08.01.1970)
  • Орден Дружбы народов (04.09.1979)
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за постановку спектакля «Укрощение строптивой» в Московском театре сатиры
  • Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1996)[17]

Творчество[править | править код]

Режиссёрские работы[править | править код]

Фильмография[править | править код]

Режиссёр

  • 1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) (постановщик спектакля) (совм. с В. М. Рыжковым)
  • 1960 — Игроки (фильм-спектакль)
  • 1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
  • 1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) (совм. с Е. Я. Весником)
  • 1962 — Яблоко раздора (совм. со Е. К. Сташевской, сценарий совм. с М. А. Бирюковым и Г. Штайном)
  • 1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
  • 1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (фильм-спектакль) (совм. с М. И. Микаэлян, сценарий совм. с М. И. Микаэлян и С. Л. Прокофьевой)
  • 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
  • 1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) (совм. с А. А. Ширвиндтом и А. А. Мироновым)
  • 1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) (совм. с В. А. Храмовым)
  • 1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) (совм. с Л. Д. Эйдлиным)
  • 1977 — Пена (фильм-спектакль) (совм. с М. А. Марковой)
  • 1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) (совм. с Б. М. Конуховым)
  • 1980 — У времени в плену (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Казьминой и В. Б. Кеворковым)
  • 1982 — Ревизор (фильм-спектакль)
  • 1986 — Ворон (фильм-спектакль) (руководитель постановки) (совм. с А. А. Левинским)
  • 1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль) (совм. с В. Ф. Чириковым)
  • 1989 — Самоубийца (фильм-спектакль)

Озвучивание

  • 1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) — за кадром

Участие в фильмах

  • 1989 — Голос памяти (документальный)
  • 1991 — Андрей (документальный)

Архивные кадры

  • 2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)

Память[править | править код]

К столетию режиссёра, 15 октября 2009 года, в Москве состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина — музее-квартире В. Н. Плучека[18].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Плучек Валентин Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. 1 2 3 Рапопорт А. Исай Кузнецов: все ушли…. журнал «Лехаим», № 3 (179) (март 2007). Дата обращения 2 июня 2012.
  4. ↑ Вся Москва: адресная и справочная книга на 1930 год: Единственным носителем фамилии Плучек в Москве в справочниках «Вся Москва» с 1906 по 1935 год был Яков Леонтьевич Плучек, член исполкома Баумановского райсовета Москвы.
  5. 1 2 3 4 5 Плучек Валентин Николаевич // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  6. 1 2 3 4 5 Рудницкий К. Л. Плучек, Валентин Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  7. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  8. Галич А. А. Генеральная репетиция / Шаталов А. Н.. — М.: Советский писатель, 1991. — С. 353. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X.
  9. Рудницкий К. Л. Арбузов, Алексей Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  10. ↑ Могила В. Н. Плучека на Ваганьковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
  11. ↑ Русский англичанин Питер Брук
  12. ↑ Michael Kustow «Peter Brook: A Biography»
  13. ↑ Матвей Брук — двинский дедушка двух талантливых режиссёров
  14. ↑ Михаил Швыдкой «Неслыханная простота»
  15. ↑ Записи о родившихся в Двинске евреях за 1906 год: Указанные выше полные записи о рождениях, бракосочетаниях и переписи населения 1897 года доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, требуется регистрация).
  16. ↑ Виталий Рочко «Семейный архив свято храню»: Согласно этим воспоминаниям, Валентин Плучек и Питер Брук состояли в родстве с владельцем дома — купцом первой гильдии В. Г. Рочко.
  17. ↑ stanislavsky-season (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2017. Архивировано 20 апреля 2017 года.
  18. ↑ Музей-квартира В. Н. Плучека на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
Читайте также:  Борис ливанов биография личная жизнь дети фото

Ссылки[править | править код]

  • Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Плучек Валентин Николаевич (1909—2002) // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  • Музей-квартира В. Н. Плучека

Источник

Валентин Николаевич Плучек прожил долгую жизнь и оставил в наследство благодарным зрителям замечательный театр. С 1957 по 2000 год он возглавлял московский Театр сатиры, в котором собрал мощную звездную труппу.

Когда Плучек принял руководство театром, в труппе уже состояли Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Георгий Менглет, Нина Архипова, Анатолий Папанов, Зоя Зелинская. А вот Андрей Миронов, Александр Ширвиндт (нынешний руководитель театра), Михаил Державин, Юрий Васильев, Нина Корниенко, Наталья Селезнева, Валентина Шарыкина, Алена Яковлева и многие другие актеры были приняты в Театр сатиры при Плучеке.

Нрава он был неровного — как почти все режиссеры. Требовал абсолютной верности и отдачи в работе, но имел на то полное право — сам жил интересами своего коллектива и никогда не ставил спектаклей на стороне. Сатиру рассматривал в самом высоком значении этого понятия. При Плучеке в репертуаре театра были спектакли по драматическим произведениям Гоголя, Грибоедова, Маяковского, Булгакова, Бомарше, Шоу, Брехта, Фриша. Специализация театра не сводилась к тому, чтобы смешить зрителя. Плучек был прямым наследником революционного искусства 1920-х, учеником Всеволода Мейерхольда, то есть носителем идеи театра-воспитателя и просветителя. Но чутье на новую интересную драматургию у Плучека также было отменное. Громкой премьерой 1966 года стала постановка «Теркин на том свете» по одноименной поэме Александра Твардовского. На сцене Театра сатиры шли спектакли по пьесам Евгения Шварца, Виктора Розова, Александра Гельмана, Григория Горина и Аркадия Арканова, Михаила Рощина. При Плучеке в Театре сатиры начал свой яркий профессиональный путь режиссер Марк Захаров. Его спектакли «Доходное место», «Проснись и пой!», «Мамаша Кураж и ее дети» стали этапными для Театра сатиры конца 60-х, 70-х годов.

Валентин Плутчек. Фотография: kino-teatr.ru

Валентин Николаевич на репетиции спектакля «Трибунал». Фотография: teatr.pro-sol.ru

Валентин Плучек. Фотография: teatr.pro-sol.ru

А ведь Валентин Плучек мог бы стать не режиссером, а художником. Он с легкостью поступил во ВХУТЕМАС, имея за плечами школу-семилетку и детский дом. Да-да, мальчиком Плучек убежал из дома, попал в компанию беспризорников, а с ними и в детдом. Все приключилось из-за того, что Валя не мог ужиться с отчимом. По линии матери Валентин Николаевич Плучек — двоюродный брат Питера Брука. Так причудливо разошлись в начале XX века ветви одной семьи, но примечательно, что, не имея никакой связи друг с другом, находясь в разных мирах, братья Валентин и Питер (живя в Лондоне, его русскоязычные родители звали мальчика Петей) стали крупными театральными деятелями, режиссерами! Они встретились в конце 1950-х, когда Брук с Королевским Шекспировским театром приехал на гастроли в Москву.

Преподаватели ВХУТЕМАСа отмечали недюжинные способности Плучека, но он уже заболел театром. Конкретно — театром Мейерхольда. Так же легко, как в случае с ВХУТЕМАСом, Плучек поступил в Государственную театральную экспериментальную мастерскую под руководством Всеволода Мейерхольда и через какое-то время был принят в театр мастера. Молодой актер играл сначала крошечные роли — в «Ревизоре», «Клопе». Когда же ставили «Баню», Маяковский сам попросил назначить Плучека на роль Моментальникова. Молодой актер и начинающий режиссер Плучек боготворил Мейерхольда и формировался как художник в его эстетической «вере», но однажды все-таки поссорился с мастером. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре», — вспоминал он позже. Когда жизнь Мейерхольда трагически оборвалась, Плучек и драматург Алексей Арбузов создали театральную студию, которая впоследствии получила название «Арбузовской». Деятельность этого коллектива прервала война. В годы Великой Отечественной Плучек руководил созданным им Военным театром Северного флота. В 1950-м был приглашен в Театр сатиры, где через несколько лет стал главным режиссером.

Источник

Биография

Валентин Николаевич Плучек был советским и российским режиссером, работавшим в Московском театре Сатиры на протяжении полсотни лет. Десятки знаменитых актеров, воплощавших оригинальные идеи, получили из рук мужчины в мир искусства счастливый билет.

Детство и юность

Валентин Плучек появился на свет в августе 1909 года в семье представителей еврейской национальности, обосновавшейся в Москве. В начале XX века окружающие не подозревали, что благодаря природному дару он станет известен в стране.

Отец будущего режиссера Николай Матвеевич Гинцбург принадлежал к старинному клану зажиточных процветавших купцов. В молодости он сочетался браком с дочерью Мордуха Берковича Брука, выходца из творческих интеллигентных кругов Новгород-Северского.

Фанни Матвеевна Брук-Гинцбург создавала уют в доме, жизнь была безоблачной и счастливой, пока не скончался супруг. Женщина, оправившись от трагедии, во второй раз вышла замуж, надеясь, что у сына от прошлого брака появится наставник и друг.

Валентин Плучек и Андрей Миронов

Мальчик неоднозначно воспринял факт присутствия отчима, он предпочитал проводить время в компании соседей и друзей. В раннем детстве Валентин Плучек убежал от приемного родителя и воспитывался в интернате с детьми из несостоятельных семей.

В годы учебы в государственной общеобразовательной средней школе представитель еврейского рода проявил творческий талант. Учителя и одноклассники были на 100 % уверены, что из него выйдет живописец, писатель или музыкант.

Читайте также:  Мария виноградова биография личная жизнь

По окончании семилетки умный и способный подросток решил присоединиться к «артели» художников и поступил во ВХУТЕМАС. Профессиональные интересы сменились после знакомства с советской драмой, в молодости Плучек ходил на спектакли за неделю по несколько раз.

Игра Всеволода Мейерхольда заставила сменить планы на будущее: Валентину посчастливилось найти место в его экспериментальной мастерской. Прослушав курс сценической речи, юноша решил двинуться дальше, в итоге театральная режиссура стала призванием и судьбой.

Правда, на начальном этапе профессиональной творческой карьеры Плучек являлся статистом в пьесах по мотивам книг. В этот период он увлекся поэзией Владимира Маяковского, полюбив советского футуриста за яркий и образный язык.

Личная жизнь

В личной жизни Валентина Николаевича присутствовало много женщин. Татьяна Егорова в скандальном издании обнародовала связи с рядом актрис. Подвергшаяся критике «писательница» рассказала о том, что мужчина скрывал отношения с любовницами в тени театральных кулис.

Тем не менее достоянием прессы стал роман с Татьяной Васильевой, в качестве награды получившей десяток первостепенных ролей. После знакомства с режиссером никому не известная статистка стала любимицей публики.

Питер Брук, Рая Этуш, Зинаида Дмитриева-Плучек и Валентин Плучек после спектакля в Театре сатиры “Самоубийца” Н. Эрдмана. 1994

Опубликовано Галиной Полтавской Понедельник, 21 мая 2018 г.

Питер Брук, Рая Этуш, Зинаида Плучек и Валентин Плучек

Официальная жена Зинаида Плучек старалась не реагировать на измены, позже обсуждавшиеся гостями и авторами телешоу «Пусть говорят». Брак с великим человеком, посвятившим жизнь Театру сатиры, постоянная спутница считала наивысшей из возможных наград.

Жизнь женщины протекала в комфортабельной московской квартире, которую, по мнению завистников, режиссер получил нечестным путем. Считалось, что заслуги мужчины перед миром высокого искусства и государственные награды были совсем ни при чем.

Валентин Николаевич, который сутками пропадал на спектаклях и репетициях, воспитывал сына Андрея Плучека, родившегося в конце 30-х годов. Юноша, получивший образование на факультете журналистики, стал автором публицистических и биографических трудов.

Театр и фильмы

В молодости Плучеку не удавалось реализовать амбиции режиссера, он покинул труппу Мейерхольда, проработав актером несколько лет. В театре, организованном Валентином при советском «Электрозаводе», появились первые самостоятельные постановки.

В конце 30-х состоялась встреча с драматургом Алексеем Арбузовым, после которой появилась творческая студия в Москве. Имя бывшего детдомовца стало известно широкой публике после премьеры спектакля под названием «Город на заре».

Приход немецко-фашистских захватчиков на территорию Страны Советов отразился на жизни Плучека и замедлил карьерный рост. В драмтеатре Северного флота представителю еврейского рода впервые в жизни был предложен ответственный руководящий пост.

После капитуляции Германии Плучек возвратился в столицу, работал во всероссийском обществе, нацеленном на антизападную борьбу. Увольнение по неизвестным причинам в начале 1950-х положительным образом повлияло на дальнейшую творческую судьбу.

Безработного режиссера приютили в знаменитом Театре сатиры, там он поставил пьесы «Страницы минувшего» и «Клоп». Спустя время Плучек возглавил коллектив выдающихся личностей, и жизнь стала похожей на разноцветный калейдоскоп.

На репетиции Валентин Плучек, Андрей Миронов и Валентин Гафт.
“Безумный день, или Женитьба Фигаро”

Опубликовано Галиной Полтавской Среда, 3 апреля 2019 г.

Валентин Гафт, Андрей Миронов и Валентин Плучек

Назначение на должность мужчина отметил яркими, но скандальными представлениями, ставшими предметом обсуждения и темами газетных статей. Спектакли «Василий Теркин на том свете» и «А был ли Иван Иванович» посмотрели и оценили советские зрители.

Заслугой Валентина Николаевича как художественного руководителя считается открытие обладателей славных театральных имен. Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов с легкой руки ученика Мейерхольда стали звездами тех времен.

Кроме этого, в театр приглашали талантливых молодых режиссеров Евгения Радомысленского, Марка Захарова, Николая Погодина и других. Премьеры, показанные на сцене в 1970-е годы, пользовались уважением и любовью людей зрелых и молодых.

Главными шедеврами самого Плучека сейчас считаются спектакли «Ревизор», «Трехгрошовая опера», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Ряд постановок режиссера стали художественными фильмами, вошедшими с течением времени в золотой фонд мирового кино.

Смерть

Спустя 3 года после празднования 90-летнего юбилея режиссер задумал постановку комедийной пьесы «Слуга двух господ». Известие о скоропостижной смерти по причине неназванной болезни в августе 2002-го потрясло российский народ.

Церемония прощания по традиции прошла на сцене Театра сатиры, в последний путь руководителя проводили аплодисменты сотен людей. У могилы на Ваганьковском кладбище трогательные речи сказали супруга Зинаида Павловна и компания ближайших друзей.

Могила Валентина Плучека

Со временем в доме на Большой Бронной улице, ставшем театральным музеем, открылась для посещения квартира, которой владел режиссер. Экспозиция из произведений живописи, предметов быта и фотографий в рядах искушенной московской публики вызвала настоящий фурор.

Тогда же в фильме «Валентин Плучек. В поисках утраченного оптимизма» журналист Денис Чуваев рассказал о жизни творца. Коллеги по профессии, участвовавшие в документальных съемках, сказали, что худрук был верен делу театра до конца.

Фильмография

  • 1959 — «Обнаженная со скрипкой»
  • 1962 — «Яблоко раздора»
  • 1973 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1974 — «Маленькие комедии большого города»
  • 1975 — «Дом, где разбиваются сердца»
  • 1978 — «Таблетку под язык»
  • 1982 — «Ревизор»
  • 1986 — «Ворон»
  • 1987 — «Гнездо глухаря»
  • 1989 — «Самоубийца»

Спектакли

  • 1950 — «Не ваше дело»
  • 1953 — «Баня»
  • 1955 — «Клоп»
  • 1957 — «Мистерия-Буфф»
  • 1966 — «Василий Теркин на том свете»
  • 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1972 — «Ревизор»
  • 1977 — «Бег»
  • 1980 — «Трехгрошовая опера»
  • 1984 — «Вишневый сад»
  • 1991 — «Идеальный муж»
  • 1994 — «Укрощение строптивой»
  • 1994 — «Самоубийца»

Источник