Вадим козинцев биография личная жизнь

Вадим козинцев биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Козин.

Вади́м Алексе́евич Ко́зин (1903[1]—1994) — советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.

Биография[править | править код]

Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской[2]. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам.

Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре «Комхор» А. В. Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения.

Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде, в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В. А. Сидорова, гавайский ансамбль Бориса Бокру-Крупышева. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.

По его собственным словам, аккомпанировал Сталину, когда тот пел русские частушки[3].

Во время Великой Отечественной войны[править | править код]

В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок был выделен специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадали в особую категорию (не подлежали сдаче на переплавку). В 1941 году Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»).

В начале декабря 1943 года Козин вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.[источник?]

В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте.

Осуждение[править | править код]

С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. Как писал в автобиографии 1959 года сам Козин, за некоторое время до ареста у него произошёл словесный конфликт с Л. П. Берией, причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. Много лет спустя Козин рассказывал журналисту Ф. Чуеву, что в личной беседе Берия высказал ему претензию об отсутствии в репертуаре песни о Сталине[4]. В мае 1944 года Козин был арестован, а в феврале 1945 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по трём статьям УК РСФСР: 58-10, часть вторая («контрреволюционная агитация в военное время»), 152 («развратные действия в отношении несовершеннолетних») и 154а («мужеложство»)[5][6].
На самом деле был арестован за разглашение государственной тайны, которое действительно имела место. [7][неавторитетный источник?] Заключение отбывал на Колыме.
Был досрочно освобождён в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осуждён» был поставлен прочерк. Посетившему Козина в 1981 году журналисту Ф. Чуеву показывал справку, в которой было написано «По делу НКВД» без указания статьи[8], и документ об освобождении «за ударную работу»[9].

Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. От тяжёлых работ его спасла Александра Гридасова, начальник Маглага Севвостлага.

Возвращение на сцену[править | править код]

В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён по статье 154а УК РСФСР («мужеложство») и отбывал наказание до 1961 года[10].

В 1960-х гг. появляются песни «Не стращай меня горькой судьбой» (А. Ахматова), «Лишь чёрный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко).

До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. На полке у него стояло полное собрание сочинений Сталина, сборник «Песни о Сталине». Пел «А я люблю бульвары Магадана», собирал вырезки из газет на международные темы и по искусству, имел много кошек, одну из них звали «Плисецкая»[11].

В начале 1990-х годов в стране неожиданно проснулся интерес к забытому певцу. На центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству и таланту. На празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован «Музыкальный салон Вадима Козина».

Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. Похоронен в Магадане на Марчеканском кладбище. За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.

Читайте также:  Шевчук биография личная жизнь дети

После его смерти музыкальный салон был преобразован в мемориальный музей-квартиру[12].

Описание голоса и творчества[править | править код]

Голос Козина — тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Певец вспоминал, что его голос был, в принципе, поставлен от природы, поэтому учиться ему было легко и недолго, педагоги обращали внимание на точность интонации и предотвращение форсирования звука. Певец от природы был наделён не только приятным и проникновенным голосом, но и тонким музыкальным слухом и большим артистическим дарованием, сильным певческим и артистическим темпераментом, поэтому, в сущности, он был певцом-самородком, приобретшим в конце 1930-х годов большую популярность в Ленинграде и далее в СССР. Пение Козина в его лучшие годы (1930—1940-е годы) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин — талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады. Козин — известный популяризатор цыганской таборной песенной культуры.

Дискография[править | править код]

Грампластинки

  • Прощай, Мой Табор / Всегда И Везде За Тобою. 1937 — Ногинский Завод — 5597, Ногинский Завод — 5784
  • Калитка / Снова Пою. 1938 — Ногинский Завод — 5796, Ногинский Завод — 6481
  • Осень / Любушка. 1939 — Ногинский Завод — 9571, Ногинский Завод — 9572
  • Маша / Песенка. 1939 — Апрелевский Завод — 9203, Апрелевский Завод — 9207
  • Жалобно Стонет / Нищая. 1939 — Ногинский Завод — 9590, Ногинский Завод — 9591

Память[править | править код]

Мемориальный музей-квартира в Магадане[править | править код]

Единственный в России музей, созданный в память о жизни и творчестве легендарного певца.
В 1991 году, в преддверии его 90-летия, председатель магаданского горисполкома Г. Е. Дорофеев инициировал создание по соседству с квартирой певца музыкального салона, в котором он давал домашние концерты до конца своих дней, аккомпанируя себе на подаренном к 90-летию рояле «Беккер». В 1995 году глава администрации Магадана Николай Карпенко принял решение о создании мемориального музея в квартире, в которой певец жил с 1968 года, по адресу Школьный переулок, 1, кв. 9. Здесь сохранён интерьер, окружавший его много лет: пианино «Красный Октябрь», магнитофоны «Тембр», радиоприёмник с подводной лодки, мебель, предметы быта и личные вещи. Здесь Козин принимал гостей и пел для Бориса Штоколова, Олега Лундстрема, Евгения Евтушенко, артистов цыганского театра «Ромэн». Интеллектуальное и творческое наследие Вадима Козина составляют магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 60 — 70-е годы, обширная переписка и личные дневники конца 50-х — начала 90-х годов, обширная библиотека, собрание нот, афиши, страноведческая коллекции газетных публикаций, личный архив фотографий.

Сегодня мемориальную квартиру и музыкальный салон, как и при жизни Вадима Алексеевича, посещают магаданцы разных поколений, приезжие артисты и политические деятели, иностранные гости города. На концертах здесь звучат песни и романсы из репертуара певца и его современников, экспонируется коллекция живописных портретов певца, проходят литературно-музыкальные вечера и встречи участников дискуссионного клуба творческой и научной интеллигенции «Хороший разговор», работает Общественный совет под руководством мэра Магадана Владимира Печёного. Музей Вадима Козина действительно востребован местным и российским сообществом, является популярным туристическим объектом. Ежегодно его посещают около 4 тысяч человек.

Имя Козина встречается в рассказе В. Т. Шаламова «Иван Фёдорович».

В своей автобиографии «Все потерять и вновь начать с мечты» пишет о Вадиме Козине и В. И. Туманов. В частности такая деталь, свидетелем которой стал автор: « И тут происходит невероятное. Козин делает шаг вперед, почти к краю сцены, и говорит четко, с паузами между словами:
— Я приехал петь для заключенных. Поэтому прошу лагерное начальство оставить нас одних.
Зал цепенеет, не зная, как к этому отнестись. После короткого замешательства по знаку начальника лагеря офицеры и их семьи, а вслед за ними надзиратели покидают столовую».

Вадим Козин был упомянут Александром Розенбаумом в его песне «Серебристая Колыма»[13]:

 На серебристой Колыме мы не скучаем по тюрьме,
 Здесь слезы наши до земли не долетают,
 На них здесь радуга висит, у дяди Козина спроси,
 А дядя Козин в этой жизни понимает.

В 2013 году к 110-летию со дня рождения в Магадане Вадиму Козину был установлен памятник (скульптор Ю. С. Руденко) в сквере на пр-те Карла Маркса.

Петербург[править | править код]

Малая Посадская улица, д. 20 — в особняке, расположенном на участке, приобретённом в 1887 году купцом 1-й гильдии Гавриилом Васильевичем Козиным[14], родился его внук, будущий известный певец В. А. Козин. На доме установлена мемориальная доска работы заслуженного художника Грузии Роми Раквиашвили.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Информация об исполнителе на сайте «Культура регионов России» (недоступная ссылка). Дата обращения 28 августа 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. ↑ Алексей Ильинский. «Цыгане. Три столетия в России»
  3. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  4. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  5. ↑ М. Крушинский «Соловей за решёткой» Российский исторический журнал «Родина» № 9/2001 (с. 88-92), 10/2001 (с. 88-93).
  6. ↑ Вадим Козин «Проклятое искусство» М.: Вагриус. 2005, ISBN 5-475-00085-9
  7. ↑ Кто писал доносы в 30-е годы. Мифы об интеллигенции. А. Фурсов. Н. Сапелкин
  8. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 590. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  9. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  10. ↑ Михаил Крушинский. Соловей за решеткой // Журнал «Родина». 2001. № 10. С. 90.
  11. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 578. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  12. ↑ Он пел сердцем
  13. ↑ Текст песни Александр Розенбаум — Серебристая Колыма — перевод, слова, lyrics
  14. ↑ Дом, который не строил Джек, или Где в детстве жил Вадим Козин?
Читайте также:  Наталья бантеева биография личная жизнь

Литература[править | править код]

  • Эд. Поляновский. Певец // Неделя №012. — 25 марта 1990.

Ссылки[править | править код]

  • Виталий Диксон «Молчание на тему российского золота»
  • И. Дорогой. Когда родился Вадим Козин? Липовый юбилей
  • Статьи о неточностях в описанной биографии
  • Песня «Осень», записанная оперным певцом Тимуром Бекбосуновым
  • Русская версия — «From Stalin with Love»
  • English version — «God Saves the Soviet Donkey»
  • Борис Савченко. Король патефона // Литературная Россия, 2018, 23 марта

Источник

Вадим Козин — биография

Вадим Козин – эстрадный певец, поэт, композитор. Написал более трех сотен композиций, его голос называли лирическим тенором.

В 50-е годы прошлого века в Америке вышла пластинка Вадима Козина под названием «Последний концерт». В аннотации к ней американцы написали, что певец имел славу, равной которой в довоенном СССР не было, что его пластинки могли бы иметь миллионные тиражи, что его голос мог свести с ума любого слушателя. Но Козина сослали в Магадан, где ему предстояло провести остаток жизни. А виной всему – неправильное происхождение. Однако ссылка не сломила его, он вернулся, чтобы вернуть себе былую популярность с новой силой.

Детство

Родился будущий популярный певец в Петербурге 21 марта 1903 года. Его отца звали Алексей Козин, он был купцом первой гильдии, образование получил в Париже, занимал должность служащего городского отделения банка Lion Gredit. Родственники по материнской линии – цыганская хоровая династия Ильинские-Санкины. Мама Вадима – Вера Ильинская имела отличные вокальные данные, часто баловала своих домашних пением. Кроме Вадима в семье подрастали еще четыре дочки.

Вадим Козин в юности

Козины жили счастливо и зажиточно, отец катал детей на автомобиле, мама пела. Все изменила Октябрьская революция 1917 года, которая отобрала у них все. У них не осталось даже личных вещей, которые растащила прислуга. Отец нашел работу в артели, мама убирала в Монетном дворе. Такая несправедливость буквально подкосила отца, и он умер в 1924 году. Единственным мужчиной в семье остался Вадим, и именно ему пришлось искать работу, чтобы заработать денег на содержание семьи.

Его трудовая биография началась с должности тапера в кинотеатре при Народном доме, рядом с Петропавловской крепостью. Там он трудился днем, а ночью шел разгружать вагоны. Запел он абсолютно случайно. Однажды одна из артисток не приехала, и Вадима заставили спеть, чтобы хоть как-то заполнить эту паузу. Такого успеха не ожидал никто.

После этого Козин всерьез задумался о подборе собственного репертуара, он мог рассчитывать только на свой вкус и подсказки матери. В 1931-м Козина приняли в штат концертного бюро Дома политпросвещения в Ленинграде. В 1933 году Вадим перешел в Ленгорэстраду.

Музыка

Тайный поверенный Козина Игорь Сдобников как-то сказал, что его концерты собирали аншлаги каждый раз. В то время появились новые жанры на эстраде, но публика по-прежнему любила романс. Вадим выступал под псевдонимом Холодный, который взял в честь известной актрисы Веры Холодной. В 30-х годах это имя было запрещено, и Козин на выступлениях представлялся внуком Варвары Паниной, что не соответствовало действительности.

В 1929 году появилась композиция «Бирюзовые колечки», ставшая дебютной в творческой биографии Козина. В 1936 году певец поселился в Москве, ему аккомпанировал Давид Ашкенази.

В 1939-м Вадим Козин и известная поэтесса Елизавета Белогорская создали настоящий шедевр – романс «Осень». Эта композиция стала своеобразной визитной карточкой исполнителя, одной из самых любимых у зрителя. Хотя и другие его работы – «Прощай, мой табор», «Маша», «Дружба», пользовались невероятной популярностью.

В годы Великой Отечественной войны Козин выступал вместе с фронтовыми агитбригадами. Его зрителями стали даже участники Тегеранской конференции 1943 года. Вадиму посчастливилось видеть таких звезд как Морис Шевалье и Марлен Дитрих. Хотя некоторые биографы певца сомневаются в подлинности этой информации.

Читайте также:  Джерард батлер биография личная жизнь 2016

Вадим Козин

Вместе с Козиным выступали Клавдия Шульженко и Леонид Утесов, в репертуаре которых были современные песни. Вадим Алексеевич стоял на одной площадке с Антониной Неждановой и Иваном Козловским, которые исполняли оперные арии. Козин давал и сольные концерты, причем пел свои песни без звукоусиливающей аппаратуры.

Несмотря на то, что Козин был наполовину цыганом, он практически не пел в цыганском жанре.

В СССР людей его национальности не очень любили, но песни Вадима часто крутили на радио. Его репертуар состоял из русских народных и лирических композиций, причем их было несколько тысяч. Голос певца называли лирическим тембром, он так легко и непринужденно передавал страсть и тоску, нежность и молодецкую удаль.

Любимым произведением самого Козина был романс под названием «Нищая». Он говорил, что это произведение как будто возвращало его в революционный Петроград, когда их семья испытывала крайнюю нужду. Во время исполнения этого романса перед глазами певца возникала бывшая дворянка, торгующая спичками возле Казанского собора. Однажды Козин просто предложил ей помощь, однако гордость женщины не позволила ей взять у него деньги.

Козин стал автором более трех сотен композиций. Во время создания очередной песни он пристально следил за тем, как сочетаются между собой стихи, музыка и исполнение. Он писал музыку на любые слова, главное, чтобы они шли от души. И неважно, написал ли их всеми признанный классик или начинающий поэт, сделавший первую публикацию в газете.

Вадим писал, что каждая песня рождалась по-своему. Бывало так, что стоило ему один раз увидеть какой-то образ, и музыка рождалась мгновенно. А бывали случаи, когда он пытался много раз, прилагал массу усилий, но все варианты отметались, и стихи откладывались в сторону.

В одном из интервью певец сказал, что отдавал предпочтение содержательным сочинениям, тщательно отбирал их, чтобы позже положить их на музыку. Козин запоминал отобранные тексты, садился за пианино подбирать к ним мелодию. Если все получалось, то песня записывалась на магнитофон.

Вадим Алексеевич не очень жаловал модных исполнителей 80-90-х. Он всегда говорил, что у них отсутствует голос, и если им представится возможность спеть в Колонном зале, то ничего у них не получится без микрофона. Просто под рояль ни один из певцов выступить не рискнет. Козин придерживался мнения, что его поколение певцов было артистичнее, чем нынешнее, и если не хватало вокальных данных, то артистизм их никогда не подводил. Кумиром Козина был Александр Вертинский, руки которого, по мнению Козина, были «поющими».

Личная жизнь

Музыкант имел две судимости. В 1945 году его отправили на Колыму. После окончания срока он остался в Магадане навсегда. Ходили слухи, что Козина посадили за мужеложство, но это было неправдой.

По словам концертного директора Павла Шахнаровича, Вадим сидел по 58-й статье. Музыкант очень любил антисоветские анекдоты, но он их совершенно не запоминал, и чтобы не забыть, старался записать в специальную тетрадку.

Однажды Козин жил в номере гостиницы «Москва», и эта тетрадка попала в руки горничной. «Бдительная» женщина сообщила, кому следует, и наказание не заставило себя долго ждать.

Предполагают, что Козин попал за решетку из-за того, что никогда не прославлял Сталина в своих песнях. А может из-за того, что музыкант конфликтовал с Берией, пообещавшим эвакуировать родных Козина из Ленинграда, но так и не выполнившим свое обещание. Во время допросов в НКВД, Вадима обвиняли в связи с немецким пропагандистом Геббельсом. Козину грозила расправа, поэтому он предпочел подписать все, что подсунули ему старательные следователи.

Вадим Козин с кошкой

Свою личную жизнь певец так и не устроил. В Магадане у него была крошечная однокомнатная квартира, хотя когда-то его считали достаточно богатым человеком в Союзе. Козин никогда не женился, детей у него тоже не было. Он состарился в компании кошки Чуни и кота Бульдозера.

Вадим Козин и Дина Климова

Однажды он все-таки предложил руку и сердце женщине, которая смогла растопить лед в его сердце. Это случилось в 1983 году, когда Козину было 80 лет. Его избранницу звали Дина Климова. Женщина работала учителем, была страстной поклонницей творчества Вадима. Она стала его помощницей по хозяйству, а после того, как Вадим умер, заняла должность директора в его доме-музее.

Смерть

Сердце Вадима Козина остановилось 19 декабря 1994 года. Местом его упокоения стало Марчеканское кладбище Магадана.

Памятник Вадиму Козину в Магадане

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник