Умерла ольга остроумова
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2019; проверки требуют 38 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.
О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии СССР (1979).
Биография[править | править код]
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Георгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[3].
В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.
Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе “Фиалка” на вечере, в котором оба участвовали. В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет. Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца. Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе. Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антракт затянулся», – пошутила она. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья[править | править код]
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Георгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
- дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
- третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[4] (род. 1935), актёр, народный артист РСФСР (1984).
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1982)
- Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[5]
- Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[6]
- Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[7]
- Орден Дружбы (28 марта 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[8]
- премия имени А. Довженко.
- «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
- Царскосельская художественная премия (2007).
- Звезда Театрала (2015)
- Фигаро (2017)
Театральные работы[править | править код]
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Аманда Вингфилд
Московский ТЮЗ[править | править код]
- «Мещане» М. Горького — Елена
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
Театр на Малой Бронной[править | править код]
Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия
- «Враги» М. Горького — Татьяна
- «Веранда в лесу» — Лида
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- «Лето и дым» — Роза
- «Лунин, или смерть Жака» — Она
Театр «Эрмитаж»[править | править код]
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»
Театр им. Моссовета[править | править код]
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
- «Завтрак с неизвестными» — Маша
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
- «У врат царства» — Элина Карено
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
- «Не будите мадам» — Роза
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина
Продюсерский центр Империал[править | править код]
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[9] — Нат
Арт-Партнёр XXI[править | править код]
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1968 | ф | Доживём до понедельника | Рита Черкасова |
1970 | ф | Город первой любви | Нюра |
1971 | ф | Море в огне | Юля Приходько |
1972 | ф | А зори здесь тихие… | Женя Комелькова |
1974 | ф | Любовь земная | Маня Поливанова |
1976 | тф | Когда-то в Калифорнии | миссис Бэтси Беккер |
1976 | тф | Мартин Иден | Лиза Конноли |
1977 | ф | Судьба | Маня Поливанова |
1977 | ф | Хомут для Маркиза | Анна Ивановна, мать Родиона |
1979 | ф | Похищение «Савойи» | Валентина Соколова |
1979 | ф | Гараж | Марина, дочь профессора Смирновского |
1980 | ф | Тихие троечники | Рая |
1980 | тф | Мелочи жизни[uk] | Наташа Бунина |
1981 | ф | Василий и Василиса | Василиса |
1982 | ф | Безумный день инженера Баркасова | Софочка |
1982 | ф | Не было печали | Евгения, бывшая однокурсница Потапова |
1984 | ф | Столкновение | Рута |
1985 | ф | Сестра моя, Люся | Клава |
1986 | ф | Время сыновей | Людмила Кордина |
1986 | ф | Я сделал всё, что мог | Анна Жилина |
1987 | ф | Башня | Кара Семёновна |
1987 | с | Дни и годы Николая Батыгина | Васена |
1987 | ф | Филёр | Нина |
1988 | тф | Зимняя сказка | снималась |
1989 | с | Женщины, которым повезло | Наталья |
1989 | ф | Чаша терпения | Елизавета Андреевна |
1990 | ф | Очарованный странник | Евгения Семёновна |
1992 | ф | Очень верная жена | Полина Иванова |
1992 | тф | Прощальные гастроли | Евгения Ростиславовна Чепалина |
1994 | ф | Уснувший пассажир | Галина Георгиевна |
1997 | ф | Змеиный источник | Тамара Георгиевна, директор школы |
1997 | ф | Не валяй дурака… | Полина |
1999 | тф | У врат царства | Элина Карено |
2002 | тф | Новогодние приключения | снималась |
2002 | док | Чтобы помнили: Алла Балтер | Имя персонажа не указано |
2002 | с | По ту сторону волков | медсестра Маша |
2003 | ф | Джокер | Атуева |
2003 | с | Зачем тебе алиби? | Ада Дмитриевна |
2003 | с | Бедная Настя | Мария Алексеевна Долгорукая |
2003 | ф | Дни ангела | Лиля |
2003 | ф | Фото | Имя персонажа не указано |
2003 | с | Желанная | Мария Григорьевна |
2004 | с | Женщины в игре без правил | Мария Петровна Громова |
2004 | кор | Сын | снималась |
2004 | с | Я тебя люблю | Светлана Георгиевна |
2004 | док | Борис Васильев. Чрезвычайный человек | Имя персонажа не указано |
2005 | с | Карусель | Екатерина Людвиговна |
2005 | с | Не родись красивой | Маргарита Жданова |
2006 | док | Андрей Ростоцкий: последний романтик | Имя персонажа не указано |
2006 | док | Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни | Имя персонажа не указано |
2006 | с | Большие девочки | Надежда Николаевна Федорчук |
2007 | тф | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя | Элла, телережиссёр |
2007 | док | Жизнь без вранья. Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Ольга Остроумова. Очень личное | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Станислав Ростоцкий | Имя персонажа не указано |
2007 | с | Капитанские дети | Надя Гринёва |
2008 | док | Память о счастье (Семья Ростоцких) | Имя персонажа не указано |
2008 | с | Одна ночь любви | Дарья Матвеевна Урусова Шаблон:Втфильме |
2009 | док | Зинаида Кириенко. Роковая красавица | Имя персонажа не указано |
2010 | док | Гафт, который гуляет сам по себе | Имя персонажа не указано |
2011 | с | Морпехи | Екатерина Кузьминична Морозова |
2012 | док | Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда | Имя персонажа не указано |
2012 | с | Ефросинья | Олимпиада Фёдоровна Журавская |
2014 | ф | Папа для Софии | Марина Александровна |
2015 | ф | Подлец | снималась |
2018 | с | Глаза в глаза | снималась |
2019 | ф | Ван Гоги | Людмила Васильевна |
Озвучивание[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
- Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru
У талантливой советской актрисы Ольги Остроумовой достаточно много интересных ролей. Но любимицей миллионов она стала в конце 60-х, после премьеры картины «Доживем до понедельника».
Покорила же своей красотой актриса в военной драме «А зори здесь тихие». Далее невероятный успех ждал Остроумову после выхода на экраны художественного фильма «Любовь земная», где её партнером был замечательный актер и режиссер Евгений Матвеев.
Ольга Остроумова (фотореставрация – vkuspo.info)
21 сентября Ольге Михайловне исполнилось 73 года. Она по-прежнему прекрасно выглядит, служит в родном театре имени Моссовета. А также снимается в детективе «Глаза в глаза», который пока находится в производстве.
Остроумова любима поклонниками, и конечно своим блистательным мужем Валентином Гафтом. Совсем недавно, 2 сентября, он отметил юбилей – 85 лет. Супруги вместе почти четверть века. Но к своему счастью шли долго. И их путь был достаточно тернистым.
Покорение столицы и любовь
Покорять столицу Остроумова приехала из Оренбургской области в 1966-м году. Родители, узнав, что их дочь хочет стать артисткой, не были в восторге. Никто из близких не принадлежал к миру искусства. Да и сама Ольга даже не принимала участия в художественной самодеятельности.
Несмотря на это, поступила в ГИТИС с первого раза. А вскоре выскочила замуж за веселого и задиристого сокурсника Бориса Аннабердыева. Так что, когда Остроумова играла роль школьницы в мелодраме «Доживем до понедельника», в её паспорте стоял штамп о браке.
Кадр из фильма “Доживем до понедельника”, 1968 год
Правда, после распределения Борис уехал в Ашхабад, и это сыграло определенную роль в их отношениях. Вскоре Ольга заметила, что совершенно не скучает по своему избраннику.
Судьбоносная встреча
А потом была судьбоносная встреча с Михаилом Левитиным. Остроумову пригласили в Московский ТЮЗ, где и начался их роман.
На тот момент режиссер тоже был не свободен. По воспоминаниям Остроумовой: “Он был очень магнетическим человеком. И имел какую-то сверхъестественную власть надо мной. Как-то мы уехали в Ленинград, и провели там прекрасное время. Когда же вернулись в Москву, поклялись, что все расскажем своим половинкам”.
Олга Остроумова с Михаилом Левитиным и детьми. Источник: stuki-druki.com
Ольга буквально «с порога» призналась Борису, что у неё есть другой мужчина. Смелости же Левитину на такой же шаг не хватило. Прошло достаточно много времени, прежде чем он рассказал все жене.
В 1973-м году Михаил и Ольга расписались, а через пару лет у них родилась дочь. В 1983-м году актриса подарила супругу наследника. По её словам, родить двоих детей решила совершенно осознанно. Думала, что сумеет со всем справиться, совместить работу и семейные заботы. Была уверена – она семижильная.
Предательство и развод
И все же, когда на свет появился меленький Миша, Остроумова поняла – надо чем-то жертвовать. И это «чем-то», стало любимое дело. Хотя по-другому и быть не могло. На первое место актриса всегда ставила семью.
Михаил же ничем не хотел жертвовать. Ко всему прочему заводил романы на стороне. Об этом Ольге тут-же докладывали «доброжелатели». С каждым годом боль накапливалась. А вот любовь не прошла, а вдребезги разбилась об измены.
Ольга Остроумова в фильме “Варвары”, 1979 год
Не выдержав предательства, Остроумова предложила мужу уйти из дома. А он в ответ: «Давай подадим в суд и все разрушим…». И они разрушили. После всех неприятных событий актриса была в депрессии. Вспоминала: “Моя любовь – разбилась. Было такое отчаяние, что жизнь потеряла смысл… дети остановили”.
Но в какой-то момент Ольга Михайловна по-настоящему испугалась и запаниковала. Она переживала, что не справится сама, не сможет поставить их на ноги. Зарплата была небольшая, а оставлять маленьких детей одних и идти на подработку не могла.
Ольга Остроумова и Евгений Матвеев в фильме “Варвары”, 1974 год
На поклон к мужу Остроумова не пошла. Решила, что во лжи больше жить не будет. Иначе просто умрет. Вот как сама говорила актриса: «Я поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана». (источник информации: https://www.eg.ru/culture/34639/).
Счастливый третий брак
Третьим супругом Ольги Михайловны стал Валентин Гафт. Визуально актеры знали друг друга. Но поближе познакомились на съемках комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Гафт сразу оценил по достоинству Остроумову, но зная, что она замужем, не стал предпринимать решительных действий.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт в фильме “Гараж”, 1979 год
В середине 90-х Ольгу Михайловну пригласили на вечер в честь праздника 8 Марта. Уточнив у организаторов, кто там будет, и услышав: «Гафт», согласилась. Практически такой же диалог был и у Валентина Иосифовича.
Приятным сюрпризом для Гафта было то, что праздничный концерт состоялся в Сокольниках. Именно там прошли детство и юность актера. Когда все закончилось Валентин Иосифович предложил Остроумовой прогуляться по его родному району. Тогда же актриса узнала, что Гафт недавно развелся с женой Аллой, и его семейная жизнь, как, впрочем, и её, лежит “в руинах”.
Их встречи начались чаще. А потом Гафт пропал на целых четыре месяца. Ольга недоумевала, почему это произошло. Звонок в её доме раздался также неожиданно, как и исчезновение актера. Она подняла трубку и услышала взволнованный голос Валентина: «В общем… Я не могу без Вас».
Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Источник: kino-teatr.ru
Вот так закончился четырехмесячный антракт, и начался второй акт, который привел к свадьбе и счастливой семейной жизни. Конечно, их жизнь нельзя назвать безоблачной и спокойной. Но уважение, доверие и любовь помогают этим прекрасным людям преодолевать любые препятствия. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто – жмите желтую кнопку.
Ольга Остроумова абсолютно непубличный человек
Фото: Олег ЗОЛОТО
Удивительный подарок сделала гостям книжной ярмарки на Красной площади актриса Ольга Остроумова. Замечательная актриса, сыгравшая красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого “А зори здесь тихие», презентовала свою биографию.
И это действительно уникальное событие. Дело в том, что Остроумова, та самая Остроумова, прошедшая когда-то в чем была по всем советским экранам, как по бане – абсолютно непубличный человек. Ей чуждо повышенное внимание, любимая ее фраза – “по мне – лучше бы меня просто не замечали». Когда два года назад, накануне юбилея актрисы мы спросили, не планирует ли она издавать свою биографию, Остроумова ответила: нет, время не пришло. И предложила лучше почитать мемуары актера Анатолия Адоскина.
Стало быть, время пришло.
Первая биография одной из лучших русских актрис издана не в модных и распиаренных издательствах, а в маленькой «Зебре». Недорогая (300 рублей) оранжевая книга оформлена просто и скромно. Портрет Остроумовой на обложке. Незатейливое название – «Только хорошее».
Остроумовы не стремятся к внешнему лоску. Она поступила подобно своему отцу. Много лет назад он сам смастерил и переплел четыре экземпляра книги, своей автобиографии, которую раздал детям. Эта простая и незатейливая книга – самая дорогая сердцу актрисы.
Народ забросал любимую актрису вопросами. Самыми простыми: чего больше на земле, добра или зла; какой у Ольги Михайловны девиз по жизни; счастливо ли сложилась ее жизнь. Остроумова отвечала каждому хорошо и просто, как учили ее в семье, в которой на много поколений обозначилась линия священников. Отвечала, что девиз у нее – как у Каверина в «Двух капитанах», помните? Что жизнь сложилась, конечно, счастливо: ошарашенные родители и думать не могли, что оренбургская девчонка без связей поступит в ГИТИС. Любимый фильм – «Василий и Василиса», изданный небольшим количеством копий и потому не очень-то и известный широкой публике. И еще – что добра на земле, конечно, больше.
– Я верю в добро. Просто зло – настырнее, откровеннее, оно виднее, а добро бывает иногда таки тихим, но я хочу умереть со знанием, что хороших нас больше, что жизнь неостановима именно потому что есть добро, – призналась трогательно и честно.
Ольга Остроумова презентовала свою биографию
Большую часть выступления Остроумова провела с маленьким внуком на руках: поддержать актрису приехал с дачи ее сын Михаил Левитин, он-то и привез трех внуков. У меня есть еще один внук, Захар, но он в лагере, – сказала Остроумова, почему-то шепотом.
Несколько лет назад стало казаться, что Остроумова слегка разочаровалась в жизни. Словно бы иссяк знаменитый ее оптимизм. В интервью «Комсомолке» актриса даже в сердцах сказала, что нынешнее время – идиотское. Однако что-то произошло и актриса поменяла строгие взгляды.
– Меня возродил к жизни фестиваль, да, не удивляйтесь, фестиваль Театров малых городов России, который делает Евгений Миронов. У нас в стране живут удивительные люди. Получая восемь тысяч зарплаты в маленьких городках, они ставят такие спектакли, что жить хочется.
Особенно впечатлил актрису визит в город Лесосибирск, расположенный в трехстах километрах от Красноярска. Там она увидела спектакль «Мертвые души», в котором играют всего трое молодых людей. В этом году так понравившийся ей коллектив привезли в Москву и ребята играли в театре Наций.
Конечно, немало вопросов было посвящено творческому и семейному союзу Остроумовой и Валентина Гафта.
– Расскажите, как вы познакомились? – попросил один из зрителей.
– Это очень личное, – тихо ответила Ольга. – Были 90-е годы, в театре народу нет, фильмов не снимали. У меня на руках было двое детей, которых надо было чем-то кормить. Честно сказать, я всерьез думала пойти мыть полы в подъезд. Но не пришлось. В этом время начали возникать корпоративы. Правда, они назывались иначе… И однажды на такой корпоратив позвали меня. Поначалу я сомневалась: идти ли. Звали отмечать восьмое марта в какое-то кафе «Фиалка». Но сказали, что будет Валентин Гафт. И тогда я подумала: ну, Гафт куда ни попадя не пойдет…Как выяснилось позже, организаторы чуть слукавили. Валентину Гафту, приглашая его в кафе, сказали, что там будет Ольга Остроумова…«Мы выступали, Валя читал стихи. А поскольку дело было в Сокольниках, в местах, где Валя вырос, он сказал: а давайте, погуляем… Я сказала: ой, спасибо. Можно, я сбегаю за детьми и мы погуляем все вместе?”
Такого поворота событий Валентин Иосифович явно не ожидал. Но с этого и началась история их любви, продолжающаяся долгие годы.