Уильям тернер художник биография и личная жизнь
Биография
Уильям Тёрнер — известный британский художник-романтик, творчество которого отличалось новаторским подходом к изображению пейзажей. Он использовал преимущественно акварель и масло, предпочитая яркую палитру цветов. Несмотря на то, что поздние картины мастера не были приняты современниками, сейчас трудно переоценить вклад Тёрнера в мировую живопись.
Детство и юность
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер появился на свет приблизительно 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Отец будущего художника Уильям профессионально занимался изготовлением париков, а в конце 1770-х основал парикмахерскую. Когда мальчику было 10 лет, он переехал к своему дяде в столичный пригород Брентфорд. Причиной этому послужила душевная болезнь матери Уильяма и сложившаяся из-за этого тяжелая обстановка в семье.
Автопортрет Уильяма Тёрнера / Тейт Британия
Живя у родственника, мальчик начал интересоваться изобразительным искусством. Завершив учебу в школе в конце 1780-х годов, Тёрнер снова перебрался в Лондон, где нашел работу у топографов и архитекторов. Одним из них стал известный английский художник Томас Малтон.
Зимой 1789-го Уильяма, которому на тот момент было 14 лет, зачислили в Королевскую академию художеств. Принимал вступительный экзамен у юноши сэр Джошуа Рейнолдс, являющийся портретным живописцем. В дальнейшем, будучи студентом влиятельного учебного заведения, Тёрнер с удовольствием слушал лекции художника, повлиявшего на творчество акварелиста.
Живопись
За время учебы в академии начинающий художник досконально исследовал полный курс лекций об идеалистическом направлении в искусстве, рассказанных первым президентом художественного заведения. Спустя год после начала учебы работа Уильяма, написанная акварелью, выступила экспонатом на местной ежегодной выставке.
Первая картина Уильяма Тёрнера “Водяная мельница” / Википедия
Дебютную картину маслом, удостоившуюся экспозиции, Тёрнер создал в 1790-м. Впоследствии произведения художника на регулярной основе выставлялись в академии. В 1791 году он получил должность художника-сценографа в опере “Пантеон”, располагавшейся на Оксфорд-стрит, а также подрабатывал учителем живописи.
Уильям с должным вниманием относился к изучению творчества как мастеров прошлого, так и современных живописцев. Перенимая особенности чужих работ, он пересматривал их образы и выражал собственные ощущения.
Картина Клода Лоррена “Отплытие царицы Савской” / Лондонская национальная галерея
Интересным фактом является то, что мужчина с особенным восхищением относился к живописи Клода Лоррена: по словам Тёрнера, он не смог сдержать слез, увидев его картину, получившую название “Отплытие царицы Савской”. Акварелист утверждал, что такая бурная реакция связана с тем, что ему никогда не доводилось увидеть прежде что-то подобное.
Спустя много лет, когда Уильям заработал известность, он доверил хранение картины “Дидона, основательница Карфагена”, к которой относился как к непревзойденному шедевру, Национальной галерее. Он попросил лишь об одном — чтобы произведение соседствовало с “Отплытием царицы Савской”. Тёрнер подробно изучил профессиональную биографию Лоррена, в том числе альбомы с его гравюрами Liber Veritatis, которые были вдохновлены рисунками зрелого творческого периода французского художника.
Картина Уильяма Тёрнера “Дидона, основательница Карфагена” / The Athenaeum
Позже Уильям организовал выпуск собственного альбома, озаглавленного Liber Studiorum и воспроизведенного в аналогичной технике, что и рисунки Лоррена. Издание предназначалось для того, чтобы начинающие художники использовали его в качестве учебника. Гравюры в нем распределялись по тематическим разделам — живопись историческая, архитектурная, бытовая и мифологическая, пейзажи горные и морские.
Первая этюдная поездка Тёрнера случилась в 1791 году. Впоследствии художник постоянно отправлялся в европейские путешествия — в Швейцарию, Францию, Италию, делая зарисовки с помощью походной палитры. Уильям оставил после себя поистине великое наследие — более 10 тыс. набросков и рисунков.
Картина Уильяма Тёрнера “Дождь, пар и скорость” / Лондонская национальная галерея
Работы, запечатленные в походных альбомах, неоднократно становились основой для акварелей живописца, которые он создавал в Лондоне. За свою творческую жизнь мужчина часто возвращался к очень старым своим эскизам.
Уильям Тёрнер, будучи известным художником, получил должность члена-корреспондента Королевской академии 4 ноября 1799-го. Спустя 2 года его произведение “Рыбаки в море” было выставлено в академии, после чего обрело огромный успех и огласку. Художник Бенджамин Уэст сравнил творчество представителя романтизма с голландским живописцем Рембрандтом. 10 февраля того же года Уильям получил статус самого молодого художника, достигшего статуса королевского академика.
Картина Уильяма Тёрнера “Рыбаки в море” / Тейт Британия
Живописец постоянно работал над улучшением своей техники, посвящал много времени изучению связей между геологией и архитектурой, а также особенностям движения воздуха и воды. К началу 19-го века он достиг абсолютной выразительности и силы в своих акварелях, которые обычно присущи живописи маслом.
В своем творчестве Уильям не использовал прием детализации, создавая инновационный вид пейзажа, с помощью которого передавал свои переживания и воспоминания. На картинах Тёрнер воспроизводил образ людей во время пикников, прогулок и полевых работ. С чуткостью и любовью рисуя человека, мастер передавал на полотнах то, насколько несовершенна его природа и насколько герой слаб перед окружающей средой — одновременно спокойной и грозной, но постоянно равнодушной.
Картина Уильяма Тёрнера “Поле при Ватерлоо” / Artchive
В 1807-м Уильям устроился на работу в Королевскую академию на должность преподавателя перспективы. Он составил программу обучения таким образом, чтобы она охватывала не только вопросы, непосредственно касающиеся заявленного предмета, но и гораздо более широкий круг тем. Лекции Тёрнера представляли собой переосмысление курса Рейнолдса и обращались к любимой теме художника — вопросу “живописи поэтической”.
Уильям Тёрнер обрел особую популярность после написания картин, которые посвящены войнам с Наполеоном — “Поле при Ватерлоо” и “Трафальгарское сражение”.
Живописец в первый раз побывал в Италии в 1819 году. Он посетил Турин, Милан, Рим, Венецию и Неаполь, где занимался изучением творчества современных местных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Рафаэль.
Картина Уильяма Тёрнера “Трафальгарское сражение” / Тейт Британия
Вместе с путешествием в Италию картины Уильяма стали более яркими, а их палитра — интенсивнее с доминированием базовых цветовых сочетаний. Также в его творчестве появилась новая венецианская тема, которая стала особенной для художника. Он 3 раза побывал в Венеции — в 1819-м, 1833-м, 1840-м, поэтому воспоминания об этом городе отражались и на полотнах.
Однако не всех удовлетворяли успехи Тёрнера — коллекционер и художник сэр Джордж Бомон откровенно критиковал «вольность» и «аляповатость» его произведений. А чуть позже новаторство и инновационность в творчестве Уильяма, которые предвосхищали этапы живописи конца 19-го — начала 20-го веков, вызвали неоднозначную реакцию современников.
Картина Уильяма Тёрнера “Последний рейс корабля «Отважный»” / Лондонская национальная галерея
Публика Викторианской эпохи, которая предпочитала реализм, практически не отличающийся от фотоискусства, а также приторный сентиментализм и более скромную цветовую гамму, с трудом воспринимала многие работы художника.
В 1830–1840-х годах Тёрнер все чаще слышал в свой адрес нелестные выпады от аудитории и критиков. У художника даже была репутация сумасшедшего из-за некоторых его работ, граничивших с абстракционизмом. В связи со всем этим королева Виктория отказалась возводить Уильяма в рыцари. Однако были и ярые защитники творчества британского живописца — писатель Джон Рёскин дал ему звание величайшего художника всех времен.
Личная жизнь
О личной жизни выдающегося художника известно крайне мало, он тщательно скрывал подробности своих отношений. С молодых лет и до самой смерти родителя, которая пришла в 1829-м, Уильям проживал вместе с ним. Отец являлся и помощником, и другом.
Документальный фильм “Цвет времени. Уильям Тёрнер”
Тёрнер так и не нашел женщину, которую готов был бы сделать своей официальной женой. Но долгие годы жил совместно с немолодой вдовой по имени Сара Дэнби. У пары родились двое детей, обе девочки. Далее Уильям 18 лет был в отношениях с Кэролайн Бут, живущей в Челси.
Смерть
Именно в Челси 19 декабря 1851 года жизнь художника оборвалась. Причиной смерти стало заболевание холерой. Последние слова Уильяма Тёрнера — “Солнце — это Бог”. Художника похоронили в соборе святого Павла рядом с могилой сэра Джошуа Рейнолдса.
Тимоти Сполл в роли Уильяма Тёрнера (кадр из фильма “Уильям Тёрнер”)
В 2014-м вышел художественный фильм режиссера Майка Ли, повествующий о финальном этапе жизни английского художника-мариниста. Уильяма Тёрнера сыграл талантливый актер театра и кино Тимоти Сполл.
Картины
- 1799 – “Автопортрет”
- 1812 – “Снежная буря”
- 1812 – “Переход Ганнибала через Альпы”
- 1818 – “Дордехт”
- 1835 – “Гранд-канал”
- 1839 – “Последний рейс корабля «Отважный»”
- 1840 – “Невольничий корабль”
- 1844 – “Дождь, пар и скорость”
- 1845 – “Восход с морскими чудовищами”
- 1845 – “Замок Норем, восход”
Updated: 12.08.2020
Уильям Тёрнер (William Turner; родился 23 апреля 1775 — умер 19 декабря 1851 гг.) — гениальный британский художник XIX века, признанный мастер пейзажного и батального жанров, маринист, выдающийся представитель романтизма в мировой живописи. Картинам Тёрнера свойственны особая манера изображения стихий и солнечного света, господство яркой палитры цветов. В последние годы в творчестве Уильяма Тёрнера отчетливо просматривается интерес к абстракционизму задолго до возникновения этого направления в европейской живописи.
Уильям Тёрнер рано добился признания, но современники нещадно критиковали многие его произведения за смелое новаторство. Большинство работ мастера по его завещанию переданы британскому народу и в наше время украшают коллекцию Лондонской Галереи Тайт.
Биография Уильяма Тёрнера
Уильям Тёрнер родился в Лондоне 23 апреля 1775 года в семье владельца мастерской по изготовлению париков. Уильям рано начал проявлять интерес к живописи и научился самостоятельно писать акварели. Несколько его работ случайно попались на глаза авторитетным лондонским художникам и по их рекомендации 14-летнего Тёрнера приняли в Королевскую академию искусств.
Уже через год после начала обучения к юноше пришел первый успех. Одну из его акварелей выбрали для ежегодной экспозиции работ учеников Академии Художеств. Молодой живописец увлеченно овладевал знаниями и пытался копировать работы мастеров, чтобы оттачивать собственные навыки.
Особо впечатлили Уильяма картины и гравюры Клода Лоррена (Claude Lorrain). Впервые увидев «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог сдержать слёз. Много лет спустя он создал схожий по тематике собственный шедевр «Дидону». Оба произведения сейчас рядом находятся в экспозиции Лондонской Национальной Галереи. Под влиянием Лоррена Тёрнер также начал работать с гравюрой в технике меццо-тинто.
В 1799 году 25-летнего Уильяма избрали членом-корреспондентом Королевской академии. Он стал самым молодым художником в истории заведения, удостоенным этого высокого звания. А в 1807 году Тернера приняли на работу в академию на должность профессора перспективы.
С первых лет профессиональной деятельности у художника проявляется интерес к пейзажному жанру. Тернер был глубоко уверен, что пейзаж способен выражать глубокие чувства и вызывать сильные эмоции у зрителя не хуже исторических картин. Во время наполеоновских войн живописец также проявил себя искусным мастером батального жанра. «Трафальгарская битва» и «Поле Ватерлоо» были тепло приняты публикой и критиками.
После первой поездки в Италию в 1819 г. стиль художника постепенно меняется. Он не боится экспериментировать со светом, его работы становятся более яркими и выразительными. Именно полотна этого периода творчества спустя несколько десятилетий оказали огромное влияние на французских импрессионистов, особенно на Клода Моне (Claude Monet) и Камиля Писсарро (Camille Pissarro).
В 30-40-х годах XIX века обласканный славой пейзажист постепенно отходит от академической живописи. Его холсты позднего периода творчества с элементами абстракции значительно опережают время. На мастера обрушивается шквал критики, а королева Виктория даже отказалась присвоить заслуженному мэтру рыцарский чин. Современники навешивают на него ярлык психически нездорового и утрачивают интерес к его творчеству.
В декабре 1851 года Уильям Тёрнер умирает в возрасте 76 лет. А спустя 133 года его именем благодарные потомки назвали одну из самых престижных премий в области современного изобразительного искусства.
Самые известные картины Уильяма Тёрнера
В перечне известных картин Уильяма Тёрнера есть и акварели, и произведения, написанные маслом. Художник мастерски владел обеими техниками и оставил потомкам множество прекрасных работ:
- «Рыбаки в море» (1796) — первая работа маслом в жанре пейзажа, принесшая молодому художнику широкую известность. Картину восторженно сравнивали с полотнами великого голландца Рембрандта.
- «Автопортрет» (1799) — один из немногих образцов портретного жанра. Решением авторитетной комиссии это изображение будет украшать новую двадцатифунтовую британскую банкноту.
- «Трафальгарское сражение» (1808) — эпический батальный шедевр мастера, на котором изображена славная победа Британского флота.
- «Дидона, основательница Карфагена» (1815) — лучшая картина в творческом наследии по признанию самого мастера.
- «Дождь, пар и скорость» (1844) — одна из последних работ с элементами абстракционизма.
Уильям Тёрнер занимает достойное место среди мировых гениев живописи, а в Британии многие по праву считают его самым английским лучшим художником всех времен.
На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также предоставляет возможность ценителям искусства напрямую купить картины у современных художников.
Уильям Тернер – художник Британии, который создавал романтические новаторские пейзажи и акварелью, и маслом. Его поздние работы не были поняты и оценены современниками. Однако его творчество глубоко изучал Клод Моне, и влияние этого живописца на французских импрессионистов оспаривать невозможно.
Тернер, художник: биография
Достоверно известно одно: Уильям Тернер родился в Лондоне в 1775 году и был крещен 14 мая. Отец, цирюльник и изготовитель париков, в 10-летнем возрасте отправил Уильяма на воспитание к дяде в небольшой городок Брентфорд, стоящий на Темзе. Здесь мальчик начинает рисовать пейзажи с натуры. Отец выставляет его акварели у себя в парикмахерской и радостно сообщает своим клиентам, что его сын Уильям Тернер – художник или, во всяком случае, собирается им стать.
Академия художеств
В пятнадцать лет он сдал экзамены, которые принимал Джошуа Рейнолдс, и приступил к учебе. Тернер – художник, которого, как он считал сам, сформировал Томас Малтон, чертежник и топограф. Но, посещая лекции президента академии, он оказался под обаянием идеализма в искусстве. И первая акварель Тернера, и первое полотно маслом, выполненное в 1790, экспонировались на выставке Академии.
Замеченное произведение
Но наибольшее впечатление произвела работа, написанная в 1796 году. Это «Рыбаки на море». Уже в этой ранней работе просматривается любимый композиционный прием, который Тернер-художник будет использовать почти всю жизнь – это овал, а также и тема – изображение бури, вихря и драматических эпизодов, которые пойдут через все его творчество.
Лодка рыбаков ночью находится в опасности. Холоден свет луны, то скрывающейся, то показывающейся из рваных мрачных облаков. Он контрастирует с теплым светом фонарей на лодке. Но неясно, что ждет несчастных бурной ночью. Эта очень эмоциональная марина оказывает большое влияние на Ораса Верне и многих других.
Тернер в Европе
С 1802 года, когда живописец стал свободен в средствах, он совершает путешествия по странам Европы. Тернер побывал в Швейцарии, Франции (учился в Лувре) и навсегда полюбил Венецию.
Пейзажная живопись
В 10-20-е годы с увлечением работает над пейзажами Уильям Тернер, художник, картины которого полны романтики. Он пока еще верен традициям английского пейзажа.
Они написаны страстным человеком, который любит контрасты цвета и света. Он пишет свободно. Иногда дополняет свои работы мифологическими сценами. В 1815 году, после извержения вулкана в Тамборе (Индонезия), в атмосфере появился вулканический пепел. В результате возникли интересные оптические эффекты. Закаты послужили источником вдохновения для живописца.
Яркие цвета осени в «Канале Чичестера» совершенно не случайны. Но он уже очаровывается снегами, дождями, туманами и всеми природными катаклизмами. Так, в 1812 году в «Переходе Ганнибала через Альпы» изображается разгул стихии, в борьбе с которой он не забывает о человеке: он показывает его малость и уязвимость. А дикое величие мира и неосвоенной природы свидетельствуют о силе Бога.
Стилевые особенности
Финансовая независимость позволила Тернеру свободно вводить новшества в свои зрелые работы, без оглядки на заказчиков. В стиле фантастических головоломок он очень любил писать капризы природы.
В 67 лет в 1842 он создает «Снежный шторм ночью». Корабль едва просматривается в вихре, который крутит это маленькое суденышко. Все смешано на полотне, почти что абстрактном: шквалистый ветер, который поднимает громадные волны и гонит низкие снеговые тучи, и дым и пар, который выпускает пароходик. Он стремится в чуть видную на горизонте гавань. Вихрь закрутил все в четкий овал, в центре которого борется за жизнь суденышко.
Тернер и промышленная революция
В конце XVIII века в Англии начинается промышленная революция. Появление паровозов и пароходов сразу же начало отражаться в творчестве человека, который тяготеет ко всему новому. Тернер – художник, картины которого теперь изображают технику. В этом он опережает всех своих живописцев-современников. На холсте, который он назвал «Дождь, пар, скорость» (1844), необычайно динамично передано движение паровоза.
Рассекая противостоящий ему поток воздушных масс, из тумана вырывается паровоз. Ему не страшны никакие погодные условия. Восхищение художника современной ему техникой подобно нашему удивлению, когда мы узнали, что человек прорвался в космос, когда появились первые компьютеры. Этот немолодой уже человек показывает людям, на что они способны, а его современники просят другого – гладких, сладких венер, тихих уютных красивых, с тщательно выписанными листочками и цветочками пейзажей.
Личная жизнь
В молодые годы, до самой смерти своего отца в 1829 году, Тернер жил вместе с ним. Отец был и другом, и помощником. Живописец так и не собрался жениться, хотя и жил вместе с немолодой вдовой Сарой Дэнби. От нее у художника родились две дочери.
Позже он в течение 18 лет он жил с Кэролайн Бут в Челси. Там он и скончался в 1851 году. Говорят, что его последними словами были: «Солнце – это Бог». Художник похоронен по его просьбе в соборе св. Павла рядом с сэром Джошуа Рейнолдсом.