Адмирал лазарев биография личная жизнь

Адмирал лазарев биография личная жизнь thumbnail

Адмирал лазарев биография личная жизнь

  • 29 Апреля, 2019
  • Военные
  • Olga Lans

Родился М. П. Лазарев в семье сенатора во Владимирской губернии 14 ноября 1788 года. По дворянским обычаям того времени в 1800 году отец определил его с братьями в Военно-Морской кадетский корпус.

Учеба в кадетском корпусе

Вряд ли в столь юном возрасте мальчишек Петр Гаврилович сумел точно определить их призвание, но сыновья учились примерно и старательно. В 1803 году по результатам экзаменов Михаил показал третий результат из тридцати двух учащихся. Впрочем, все братья добились значительных профессиональных успехов: Андрей закончил службу в звании вице-адмирала, Алексей – в звании контр-адмирала. Лазаревы верно служили царю и Отечеству. Но удивительнее всего сложилась биография адмирала Лазарева Михаила.

Открытка 1957 года

Начало карьеры

Михаил оказался талантливым моряком и в возрасте пятнадцати лет юного гардемарина откомандировали в Англию для продолжения учебы и прохождения стажировки в британском флоте.

Пять лет службы на судах Ее Величества пролетели стремительно. Плавания по Средиземному и Северному морям и Атлантическому океану, многочисленные стычки с пиратами закалили юношу и позволили приобрести необходимые навыки. Это была отличная школа для начинающего мореплавателя. В 1808 году Михаил Петрович Лазарев вернулся в Россию опытным моряком.

Служба на Балтийском флоте

С 1808 по 1813 годы Лазарев служил на Балтийском флоте сначала мичманом, потом лейтенантом. В это время Россия вела активные военные действия на фронтах русско-шведской войны 1808-1809 годов и Отечественной войны 1812 года. Будущий русский флотоводец получил начальный опыт морских сражений с опытным и хорошо вооруженным противником.

Шлюп того времени

Первое кругосветное плавание

В 1813 году Русско-Американская промышленная компания обратилась в Российское военно-морское министерство с просьбой рекомендовать капитана для нового корабля “Суворов”. В те годы Аляска принадлежала России, суда компании совершали регулярные торговые рейсы в Петербург.

Молодой лейтенант был назначен командиром судна и совершил успешное плавание из Петербурга до Аляски и обратно. В этом рейсе совершено первое географическое открытие в биографии адмирала Лазарева Михаила Петровича.

В южной части Тихого океана, в районе островов Кука, в 300 километрах от острова Нассау экипаж “Суворова” обнаружил и исследовал группу островов, получивших название Атолл Суворова.

Первая кругосветка Лазарева

Поиски шестого континента

В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как “поиск шестого континента”. В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что “Антарктида либо не существует, либо недостижима”.

В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы “Мирный” и “Восток”. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование “Востоком”. В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.

На Аляске

Шлюпом “Мирный” командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.

Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.

Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет “Восток”, 530-тонный шлюп “Мирный” был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж “Востока” состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту “Мирного”.

маршрут экспедиции

Здравствуй, Антарктида!

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.

шлюп у ледника

Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.

Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.

В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.

Читайте также:  Дмитрий дюжев биография личная жизнь фото

Возвращение

Исследования были закончены в июле 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузен-Лазарева направилась в Кронштадт. За плечами героических моряков были 50 тысяч миль и 751 день пути. Проведены глубочайшие климатические и гидрографические изыскания, собраны уникальные коллекции, представляющие интерес для зоологии, этнографии и ботаники. Оба исследователя вели подробнейшие дневники, представленные в Адмиралтейство вместе различными схемами, чертежами и картами. Подробнейший отчет об экспедиции был опубликован в 1831 году.

По возвращении Лазарев получил звание лейтенанта-капитана и командование эсминцем “Крейсер”. На последнем путешественник Лазарев Михаил Петрович в третий раз совершил кругосветное плавание. В нем он собрал метеорологическую, биологическую и этнографическую информацию о Тихом и Атлантическом океанах. За эти исследования и открытия Лазарев Михаил Петрович был награжден орденом Святого Владимира.

Ратный подвиг

В 1826 году Лазарева назначили командовать эсминцем “Азов”. Год спустя он возглавил эскадру, отправленную в Средиземное море для борьбы с турецким флотом. Греция, которая была оккупирована Турцией, пыталась изгнать турок, а Россия, Великобритания и Франция направили свои флоты, чтобы помочь ей.

8 октября эскадра подошла к греческим берегам и отправила к турецкому командованию послов на переговоры в надежде на перемирие. Однако надежды оказались бесплодными: турки послов казнили и начали военные действия.

Наваринская битва

Наваринская битва

Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя “Азов” серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа “Азова” признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.

К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. “Азов” имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: “Я понятия не имею, как я вышел живым”. За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж “Азова” получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.

Последняя битва

Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.

портрет Лазарева. К. Брюллов

Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.

В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.

После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.

Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.

Михаил Лазарев принял командование Черноморским флотом в 1833 году после экстраординарной ранней карьеры, которая включала в себя три кругосветных плавания, открытие антарктического материка, бой под Наварино в должности командира флагмана объединенной русско-британской эскадры эсминца “Азов” и командование блокадой Дарданелл в войне 1828-1829 гг.

Он был безжалостным критиком всего, что считал устаревшим, и все усилия направил на модернизацию и перевооружение Черноморского флота.

Адмирал Лазарев провел многие реформы, которые превратили Россию во вторую морскую державу мира к 1830-м годам. Со времен службы в британском флоте в начале карьеры он сохранил близкие отношения с офицерами Королевского Военно-Морского Флота Британии, и был в курсе новейших веяний и разработок в кораблестроении и оснащении вооружением судов западных держав.

Портрет. Айвазовский

На фото: портрет М.П. Лазарева работы И. Айвазовского.

Адмирал стал истинным преобразователем российского флота. При нем он получил 40 парусных кораблей, было заказано 6 парофрегатов, построен первый железный пароход.

При адмирале Лазареве на Черноморском флоте был введен единый калибр для корабельных пушек, модернизирована береговая артиллерия. Принципиально изменил планы подготовки военных моряков, начал проводить учения в море, максимально приблизив их условия к боевым.

М. П. Лазарев организовал гидрографическую экспедицию по Черному морю, и в октябре 1842 года в России была издана первая лоция и «Атлас Черного и Азовского морей».

Адмирал Лазарев модернизировал не только флот, но и береговую инфраструктуру.

Читайте также:  Андрей краско биография личная жизнь жены

В Севастополе, Николаеве и Новороссийске были построены адмиралтейства и другие объекты жизнеобеспечения флота.

Черноморский флот России в те годы приблизился к самым высоким стандартам эффективности. Боеспособность флота и подготовка экипажей высоко оценивались информированными английскими и французскими наблюдателями.

Семья

В один из своих редких визитов в Петербург Михаил Петрович случайно встретил молодую дочь другого отставного лейтенанта – Екатерину фон дер Флитт. Знакомство сильно его поразило, и на следующий день Лазарев отправился к отцу девушки просить ее руки. Через несколько дней все было улажено и двое счастливо связали себя узами брака. У Екатерины Тимофеевны и Михаила Петровича было пятеро детей.

Умер Михаил Петрович Лазарев 23 (11) апреля 1851 г. в Вене. Прах адмирала доставлен на Родину и похоронен в Севастополе, в крипте Владимирского Морского собора.

Там же похоронены и его ученики: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.

Источник

Биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

Михаил ЛазаревМихаил Лазарев

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.

Портрет Михаила ЛазареваПортрет Михаила Лазарева

1813 год стал новым этапом биографии Михаила: мужчина был назначен командиром «Суворова» – фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение Санкт-Петербурга и Русской Америки. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.

Плавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813—1815 годахПлавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813—1815 годах

В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.

Памятник Михаилу Лазареву в СочиПамятник Михаилу Лазареву в Сочи

Через 4 года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» – одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. В конечном счете в июне 1819 года «Восток» возглавил Фаддей Беллинсгаузен, а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание, результатом которого стало не только открытие Антарктиды, но и доказательство ее досягаемости для мореплавателей.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.

Михаил Лазарев и Фаддей БеллинсгаузенМихаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен

По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».

Читайте также:  Тьяго воркман биография личная жизнь

Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея БеллинсгаузенаОткрытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.

Михаил Лазарев с мичманами Павлом Нахимовым и Ефимом Путятиным во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.

Бюст Михаила Лазарева в СевастополеБюст Михаила Лазарева в Севастополе

В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.

Адмирал Михаил ЛазаревАдмирал Михаил Лазарев

Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.

Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила ЛазареваЕкатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева

Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.

Памятник Михаилу Лазареву в НовороссийскеПамятник Михаилу Лазареву в Новороссийске

В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван АйвазовскийПортрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Награды

  • Орден Святого Георгия 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Андрея Первозванного
  • Орден Святого Владимира 1-й степени
  • Орден Белого орла
  • Орден Святого Александра Невского
  • Командорский крест ордена Спасителя
  • Орден Бани
  • Орден Святого Людовика

Источник