Тимур апакидзе биография личная жизнь

Тимур апакидзе биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2018;
проверки требуют 11 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Апакидзе.

Тиму́р Автанди́лович Апаки́дзе (4 марта 1954, Тбилиси — 17 июля 2001, гарнизон «Остров», Псковская область) — российский военный лётчик. Герой Российской Федерации (1995), лётчик-снайпер, генерал-майор.

Биография[править | править код]

Родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне Грузия). Грузин.

В возрасте одного года переехал с матерью в город-герой Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург), где вырос и учился в школе до 8 класса.

Начало военной карьеры[править | править код]

В 1971 году накануне окончания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой, в порядке исключения, направить его в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ) имени В. М. Комарова и дал обязательство вернуться на флот, на что получил согласие Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.

В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т. А. Апакидзе был направлен на Балтийский флот в качестве лётчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка (Су-17М). К 1983 году он — заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.

Служба в 100-м корабельном истребительном полку[править | править код]

В 1986 году окончил Военно – морскую академию имени А. А. Гречко и был назначен командиром 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ (базовый аэродром — Саки, Крым), а позднее и начальником Центра.

26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.

После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе Военно – Морского Флота России.

В связи с тем, что украинская сторона могла предъявить на этот корабль претензии, 1 декабря 1991 года он был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников из состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков». При повторном принятии присяги на верность новому государству — Украине, Апакидзе отказался это сделать.[1]

До июня 1992 года прослужил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в городе Саки, после чего был переведён на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. Однако в те годы у российской армии не было средств на содержание палубной авиации, на проведение учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин, происходило сокращение личного состава. В тех условиях перед Апакидзе поставили задачу сажать самолёты на палубу, иначе авианосец должен был разделить участь недостроенных кораблей того же класса — пойти на металлолом[2].

Окончив в 2000 году Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской федерации, генерал-майор Апакидзе был назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота.

В общей сложности налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».

Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации (17 августа 1995 года).

Гибель[править | править код]

Памятник
на Троекуровском кладбище

Погиб на 48-м году жизни 17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт Су-33, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт.[3] Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки».[4] Пилот отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.[5]

Похоронен 20 июля 2001 год в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4).

Награды[править | править код]

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (17 августа 1995)
  • Орден «За военные заслуги» (2002, посмертно)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Орден «За личное мужество»
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «За безупречную службу» I степени
  • Медаль «За безупречную службу» II степени
  • Медаль «За безупречную службу» III степени
  • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Память[править | править код]

  • 17 июля 2002 года на Троекуровском кладбище (участок 4) открыт памятник.
  • Имя присвоено одной из улиц города Остров в Псковской области, улице на которой он жил в городе Североморск—3 в Мурманской области, одной из улиц посёлка Новофёдоровка (бывший гарнизон Саки-4, Крым).
  • Имя присвоено школе № 57 г. Мурманска.
  • На месте падения истребителя Су-33 (Псковская область) установлен памятный знак.
  • В городе Североморске Мурманской области на площади Сафонова установлен бюст.
  • В посёлке Новофедоровка (бывший гарнизон Саки-4) на Аллее героев установлен бюст.
  • Открыты мемориальные доски в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.
  • Т. А. Апакидзе посвящена песня барда Константина Фролова «Поговори со мной о крыльях».
  • 17 июля 2013 года (ровно через 12 лет со дня гибели) на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолёт нанесены портрет Т. А. Апакидзе и бортовой номер машины — «70»[6].
  • Ежегодно с 2002 года в городе Великие Луки проходит Кубок Псковской области по каратэ имени Героя Российской Федерации Тимура Апакидзе.[7]
  • В 2015 году приказом Министра обороны Российской Федерации генерал-майор Т. А. Апакидзе навечно зачислен в списки личного состава Нахимовского военно-морского училища[8].
  • Именем назван военно-патриотический клуб «Кадеты Авиации» в городе Сызрань.
Читайте также:  Биография юрий дуванов личная жизнь

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Северикова Л. Л. Тимур и его небо: Воспоминания. Лариса Северикова. — М.: Издательство «Московская типография № 2», АПК И ППРО, 2009. — 120 с.

Фильмы[править | править код]

  • Форсаж. Авторский фильм Наталии Гугуевой о Тимуре Апакидзе. 2001.
  • След Сокола. Тайна гибели генерала Апакидзе. Рен—ТВ. 2006.
  • О расследовании дела о гибели генерала Т. Апакидзе. Столица, Щит Родины, 2006
  • Тимур. История последнего полёта. 1 канал, 2005

Ссылки[править | править код]

  • Тимур Автандилович Апакидзе. Сайт «Герои страны».
  • «Ради чего ты готов умереть?» Интервью А. Осокина с Н. Гугуевой. Новые известия. 2 февраля 2006.
  • Гарнаев А. Ю. С нами не стало Тимура Апакидзе. 06.2001.
  • Школа № 57 города Мурманск имени Т. А. Апакидзе.

Источник

Тимур Апакидзе, биография которого приведена в этой статье, – российский офицер, летчик-снайпер. Имеет звание Героя России. Трагически погиб в ходе показательных выступлений под Псковом в 2001 году.

Детство Апакидзе

Биография Тимура Апакидзе берет начало в 1954 году. Он появился на свет в Тбилиси, на территории Грузинской ССР.

Еще в младенчестве он переехал вместе с родителями в Ленинград. Именно в этом городе пошел в школу, учился до 8-го класса.

На путь военного

тимур апакидзе биография

Важное событие в биографии Тимура Апакидзе произошло, когда он поступил в военно-морское училище, расположенное в Ленинграде, которое носило имя Нахимова. Герой нашей статьи туда перевелся, еще не окончив средней школы.

В 1971 году, прямо перед выпуском из училища, он обратился к главкому ВМФ СССР. Апакидзе послал телеграмму, в которой попросил в качестве исключения перевести его в высшее авиационное училище, которое базировалось в Ейске. При этом он обещал при первой же возможности вернуться на флот. Так сильно он мечтал о полетах, карьера летчика его полностью поглотила.

Адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков отдал личное распоряжение, в котором разрешил этот перевод Апакидзе. Следующие четыре года летчик Апакидзе Тимур, биографию которого вы сейчас читаете, учился в летном училище в Ейске. А после его окончания в 1975-м был направлен служить на Балтийский флот.

Герой нашей статьи получил специальность летчика морского штурмового авиационного полка. На службе он проявлял усердие и инициативу, что неоднократно было отмечено командованием. В 1983 году он был назначен заместителем командира авиационного полка.

На службе в истребительном полку

летчик апакидзе тимур биография

Карьера в армии Тимура Апакидзе, биография которого есть в этой статье, и дальше складывалась весьма успешно. Он продолжил повышать военное образование. К 1986 году он стал выпускником военно-морской академии, носящей имя А. А. Гречко. После этого его назначили командиром 100-го истребительного полка.

Дальнейшую службу Апакидзе проходил на базе Центра корабельной авиации ВМФ. Базовый аэродром находился в Крыму, в Саках. Со временем герой нашей статьи получил назначение начальника центра.

Авиационные достижения

тимур апакидзе биография семья

В 1991 году имя Апакидзе стало достаточно известным в среде российских военных летчиков. Ему удалось первым среди морских летчиков совершить посадку на палубу крейсера “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”. Сам Апакидзе находился за штурвалом истребителя Су-27, который в настоящее время больше известен как Су-33.

В июле 1991 года с ним произошла первая неудача. Во время полета отказали автоматические системы, контролирующие дистанционное управление судном. Самолет разбился, Апакидзе успел катапультироваться. Так армия лишилась одного из первых серийных бортов Су-27.

Крейсер “Адмирал Кузнецов”

тимур апакидзе биография дети

В начале 90-х годов в биографии, семье Тимура Апакидзе, как и у всех военных, особенно у тех, кто служил в Крыму, начались непростые времена. Страна разделялась. Армии предстояло выбрать, кому служить. Как известно, в результате российский Черноморский флот в Крыму удалось сохранить. Но тогда, в 1991 году, было совершенно неизвестно, чем все закончится.

Сейчас широко известно, что именно Апакидзе сыграл важную роль в том, чтобы сохранить крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” при отечественном военно-морском флоте. Это мощный авианесущей крейсер, в задачи которого в первую очередь входит поражение практически любых надводных целей, а также сопротивление противнику на море. В настоящее время он остается частью Северного флота.

Во время распада советского государства украинская сторона рассчитывала предъявить собственные претензии на этот корабль. Поэтому, по решению Апакидзе, корабль в срочном порядке передислоцировался из Севастополя на Северный флот.

Туда же были передислоцированы летчики, техники и инженеры, входившие в состав истребительного полка. Позже его знакомые, которые были свидетелями тех событий, вспоминали, что Апакидзе вообще хотел перебросить в Россию весь полк целиком. Остановили его только кадры, показанные по телевизору, на которых Ельцин в Ялте целовался с Кравчуком. Тогда Апакидзе понял, что не нужно подставлять своих подчиненных и становиться игрушкой в руках политиков. Когда было предложено повторно принять присягу, на этот раз на верность украинской армии, Апакидзе отказался это сделать.

Он продолжил службу в городе Саки в качестве начальника воздушно-огневой подготовки авиационного полка. Только в 1992 году был переведен на Северный флот. Там он стал начальником военного аэродрома Североморск-3.

Стоит признать, что в то время отечественная авиация переживала не лучшие времена. Средства на содержание военных практически не выделялись. Особенно мало денег направлялось на палубную авиацию, с которой тесно был связан Апакидзе. Учебно-тренировочные полеты практически не проводились, строительство новых машин не финансировалось, личный состав постоянно сокращался. Многие сами уходили из армии, понимая, что реальные деньги заработать практически невозможно.

В этих непростых условиях перед героем нашей статьи была поставлена задача начать сажать корабли на палубу. В противном случае авианосец могли списать и отправить на металлолом.

В 2000 году Апакидзе стал выпускником академии Генерального штаба, получил звание генерал-майора, был назначен заместителем командующего военно-морским флотом.

За свою карьеру он провел в воздухе около трех тысяч часов, освоив полтора десятка типов самолетов. Около трехсот раз он садился на палубы крейсеров в Средиземном, Черном морях, в Атлантическом океане. В 1995 году получил почетное звания Героя Российской Федерации.

Личная жизнь

тимур апакидзе биография семья дети

Дети в биографии Тимура Апакидзе играли большую роль. Он многое сделал, чтобы вырастить их и достойно воспитать. Жена Тимура Апакидзе, биография которого так внезапно и трагически оборвалась, всегда поддерживала своего супруга. Провела вместе с ним много лет.

Читайте также:  Биография юрия никулина личная жизнь

При этом многие знакомые, лично знавшие героя нашей статьи, признают, что в биографии Тимура Апакидзе семья, дети всегда были на втором месте. На первом оставалась служба. У него остался сын Евгений Тимурович и дочь Мария Тимуровна.

Трагическая гибель

тимур апакидзе биография жена

17 июля 2001 года под Псковом состоялись показательные выступления, которые были посвящены 85-летию военно-морской авиации. Апакидзе выполнял сложные фигуры высшего пилотажа. Уже завершив выступление, он отправился на посадку.

Буквально немного не долетев до места приземления, самолет начал вести себя неустойчиво. Апакидзе получил приказ катапультироваться. Но не подчинился ему, оставшись в кабине, до последнего рассчитывая сохранить самолет, не допустив его удара о землю.

Есть также версия, что пилот погиб из-за психофизической перегрузки. Во время выступления он отключил ограничители, чтобы выполнить самые сложные фигуры, в результате испытал 8-кратную нагрузку и потерял контроль над самолетом.

Источник

Тимур Автандилович Апакидзе

Годы жизни 4 марта 1954 год 17 июля 2001 года
Место рождения Родился в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне Грузия).
Гражданство СССР, Россия
Годы службы 1975 – 2001

Основные события

26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К

Вершина карьеры

генерал-майор авиации, заместитель командующего авиацией ВМФ России

Награды

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени

Орден «За личное мужество»

Медаль «За боевые заслуги»

Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»

Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «За безупречную службу» I степени

Медаль «За безупречную службу» II степени

Медаль «За безупречную службу» III степени

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Тимур Автандилович Апакидзе (4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР погиб 17 июля 2001 года около деревни Черепягино Псковской области Россия). 26 сентября 1991 года первый российский морской летчик совершивший посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на палубном истребителе Су-27К, Герой Российской Федерации, генерал-майор авиации, заместитель командующего авиацией ВМФ России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, летчик-снайпер.

Ранние годы

4 марта 1954 г. в г.Тбилиси родился Тимур Автандилович Апакидзе.В 1955 году переехал с матерью в Ленинград. Еще в детстве он поставил перед собой цель – стать не просто летчиком, а морским летчиком. В нахимовское училище он поступил после 8-го класса, выдержав большой конкурсный отбор – 10 человек на место. Преподаватели-офицеры, Нахимовского военно-морского училища помнят этого старательного, подтянутого юношу, который выделялся из всех курсантов тем, что стремился не в море, а в небо.
Тимур Автандилович окончил Нахимовское училище в 1977 г.

Служба в Воздушных силах ВМФ

В Вооружённых Силах СССР с 1971 года, в том же году становится курсантом Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. По окончании ЕВВАУЛ в 1975 году, лейтенант Т.А.Апакидзе назначается в 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк имени В.П. Чкалова ВВС Балтийского флота лётчиком. К 1983 году майор Т.А.Апакидзе был назначен заместителем командира по лётной подготовке полка. В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ, полагая, что воин и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя. С 1983 года – поступает на учёбе в Военно-морскую академию им. А.А. Гречко.
В 1986 году окончил Военно-морскую академию имени А.А.Гречко, после чего был направлен в город Николаев, на должность командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра боевого применения морской авиации. Затем в той же должности служил в городе Саки Крымской области.
К концу 1980-х – началу 1990-х годов Т.А.Апакидзе – один из лучших лётчиков ВМФ СССР: он первым из строевых лётчиков 26 сентября 1991 года выполнил посадку корабельного истребителя Су-27К (Су-33) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Всего совершил более трёхсот посадок на палубу днём, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья. Он фактически стал родоначальником современной корабельной авиации России. А до этого, 11 июля 1991 года – в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошёл частичный отказ систем управления. По приказу с земли Т.А.Апакидзе покинул самолёт, в последующем неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».
На момент распада СССР в 1991 году полковник Т.А.Апакидзе служил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки Центра боевого применения морской авиации (Саки, Крым). Отказался принимать украинскую присягу, а также отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. «Присягают только один раз» – заявил он и вместе с лётчиками полка и его Боевым Знаменем улетел в Североморск. На Краснознамённом Северном флоте, куда с Чёрного моря перебазировался ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», Т.А.Апакидзе в 1992 году был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки, в том же году – командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Североморск-3). С марта 1993 года – заместитель командира, а с ноября 1994 года – командир 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Северного флота.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку лётчиков-истребителей для ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

В конце 1995 года командир дивизии Т.А.Апакидзе добился для ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» выхода в Средиземное море на боевую службу. За время похода, завершившегося в марте 1996 года, лётчики совершили 2500 посадок на палубу. Сам командир садился до семи раз в день, не жалея себя, показывая пример летчикам морской авиации. Но после 1996 года интенсивность полётов, несмотря на всю энергию Т.А.Апакидзе, снизилась. С этого времени единственный российский авианесущий крейсер выходил в море на 2-3 недели в год для учебно-тренировочных полётов. А затем выходы в море вообще прекратились. Палубных лётчиков на нём осталось не более пятнадцати.
Осенью 1997 года генерал-майор Т.А.Апакидзе и несколько его подчинённых научились выполнять «кобру Пугачёва» и «колокол» – приёмы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приёмы не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России.

Читайте также:  Надежда каратаева биография личная жизнь

В 1998 году Т.А.Апакидзе был направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которую в 2000 году окончил. С 2000 года – заместитель командующего по лётной подготовке авиации ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-майором, Т.А.Апакидзе продолжал летную работу. Он гордился тем, что за время службы на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» не погиб ни один пилот, и высказался так: «Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика. Теряем людей в основном на земле». Освоил 13 типов самолётов, имел налёт в 3850 часов, выполнил 283 посадки на палубы кораблей.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Заместитель командyющего военно-моpской авиации ВМФ России Тимyp Апакидзе во вpемя авиашоy в Остpове pазбился, спасая самолет. Один из дpyзей погибшего, летчик-испытатель ОКБ им. Сyхого Игоpь Вотинцев, pассказал «Газете.Ru», что Апакидзе был очень yвлеченным летчиком.

– Как Тимyp Апакидзе пpишел в авиацию?

– Он с детства мечтал стать моpским летчиком. С детства был целенапpавленным, целеyстpемленным человеком. Учился в Hахимовском моpском yчилище. В 70-е годы в Ейском высшем военном yчилище. Hедавно окончил академию Генштаба. Он был yвлечен своей пpофессией. Множество книг пpочел о летчиках-испытателях – геpоях Великой Отечественной. Встpечался с ними, pасспpашивал о тактике, котоpyю они пpименяли, об их летных пpиемах. Все, что считал полезным для своей пpофессии, записывал – y него до сих поp сохpанилось много тетpадей. В них выдеpжки из книг, из личных бесед с летчиками-испытателями. Он с головы до пят был летчиком, воспитанным в дyхе геpоев.

– Чем он выделялся по слyжбе?

– После yчебы он слyжил в частях моpской авиации в гоpоде Саки. Там он командовал полком. Сильно гонял своих летчиков, каждого заставлял заниматься физкyльтypой, споpтом. Сам занимался каpате. Вел детскyю секцию. В итоге его военные летчики стали одними из самых пpофессионально подготовленных в стpане. Только они могyт вести в воздyхе свободные гpyпповые бои – не обговаpивая заpанее свои маневpы. Им было дозволено без огpаничений летать на пpедельно малых высотах (обычно командование запpещает такие полеты, огpаничивает pиск) – пpи скоpости истpебителей тысяча километpов в час они снижались над землей до 200 метpов. Hy а тепеpь yж всех летчиков Севеpного военно-моpского флота России можно назвать yчениками Тимypа Апакидзе.

– А чем он выделялся сpеди коллег?

– Тимyp пеpвым в 1989 годy в Саках посадил Су-33 на коpабль. Он пеpвым из военных сделал «кобpy Пyгачева». Он один из немногих, кто yмеет ее выполнять. Даже в Кyбинке известная гpyппа «Витязь» вpоде бы не делает «кобpy». Выполнять «кобpy Пyгачева» Тимyp yчился y самого летчика-испытателя Виктора Пугачева. Тимyp был одним из лyчших и любимейших его yчеников. Кстати, сам Пугачев сейчас находится на авиашоy в Остpове, где пpоизошла тpагедия с Тимypом.

– Когда вы виделись c Тимypом Апакидзе последний pаз?

– В апpеле в Комсомольске. Участвовали в демонстpационных полетах двyхместного самолета Су-30. Тимyp летал с заводским летчиком. Hе помню, в пеpвой или во втоpой кабине. Тогда он жаловался, что на командиpской должности летать мало yдается. То дела, то кеpосина нет, то нет pесypса самолетов. Hо, тем не менее, он yспевал все.

– А как емy дали Геpоя России? Говоpят, Тимyp Апакидзе вывез из Кpыма 15 летчиков, отказавшихся пpисягнyть Укpаине?

– Именно так. Тогда он попpосил y командования пеpевести его в любyю дpyгyю часть. За ним yшли его летчики. Кажется, в Калинингpадскyю область.

– Уникальный летчик, надежные Су-33… И все-таки, как же пpоизошла тpагедия?

– Подpобностей пока не знаем. Бывает, что отличные летчики в стpемлении показать пpедел возможностей машины пеpеходят гpань. Во вpемя pаботы на пpедельных pежимах летчик постоянно коppектиpyет движение самолета, как бы испpавляет свои ошибки. Малейшее запаздывание? и выпpавить авpальнyю ситyацию невозможно. Даже пpи ювелиpной pаботе, если идешь на пpеделе, не ошибиться очень сложно.

– Тимypy Апакидзе было 47 лет. Вы сказали, что в этом возpасте военных летчиков списывают по здоpовью.

– Возpаст? Это не пpо Тимypа! Он всегда был свеж, бодp, быстp. Мы много пеpежили потеpь. А тепеpь потеpяли летчика, котоpый действительно был самым лyчшим и по-честномy заботился о сyдьбе отечественной авиации. Он был очень пеpспективным летчиком. Hе знаю, почемy до сих поp он не полyчил генеpал-лейтенанта, легко мог дослyжиться и до маpшала.

Увековечивание памяти

17 июля 2001 г. во время показательного полета на празднике в честь 85-летия морской авиации под Псковом в присутствие 6 тысяч зрителей Тимур Апакидзе выполнил все фигуры высшего пилотажа, но, заходя на посадку, его самолет повел себя неустойчиво. После доклада об этом на пункт управления полетами, летчику поступила команда катапультироваться. Однако Апакидзе решил не катапультироваться и остался в пилотской кабине до момента удара самолета о землю и его взрыва, стремясь не погубить зрителей и сохранить самолет. На земле никто не пострадал. При столкновении с землей Тимура Апакидзе выбросило из кабины самолета. Он получил множественные переломы, и по дороге в больницу скончался.

Его с огромным почетом похоронили 20 июля 2001 г. в Москве на Троекуровском военном кладбище.

Тимуру Апакидзе посвящены фильмы «Форсаж» и «Тимур. История последнего полета», отмеченные многочисленными престижными премиями. 4 марта 2002 г. он посмертно был удостоен медали N1 и премии дважды Героя СССР Б. Ф. Сафронова, которая ежегодно вручается лучшему летчику морской авиации.

Имя Тимура Апакидзе присвоено одной из улиц г. Остров в Псковской области, улице, на которой он жил в г. Североморск-3, одной из улиц в г. Новофедоровка в Крыму. Его имя присвоено средней школе N57 г. Мурманска. Во многих учебных заведениях ему установлены бюсты, открыты мемориальные доски в Саках, Калининграде, Североморске, Комсомольске-на-Амуре.

Ссылки

https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1021

https://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=584

https://www.school57.tu1.ru/muzey/muzey.php?m_k=2&m_v=2&md_v=3

https://chtoby-pomnili.livejournal.com/277590.html

Смотрите также

https://www.youtube.com/watch?v=2WW0zouVXWY

Галерея изображения

Источник