Татьяна лиознова биография личная жизнь

Татьяна лиознова биография личная жизнь thumbnail

Татья́на Миха́йловна (Моисе́евна) Лио́знова (20 июля 1924, Москва — 29 сентября 2011, Москва[5]) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народная артистка СССР (1984)[6][7]. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).

Биография[править | править код]

Татьяна Лиознова родилась в Москве в еврейской семье. Отец — Моисей Александрович Лиознов (1894—1941), инженер-экономист, мать — Ида Израилевна Лиознова, швея.

После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись там один семестр, бросила его. В 1943 году поступила во ВГИК в режиссёрскую мастерскую Всеволода Пудовкина, однако тот отказался от курса, и он был объединён с актёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, став первой объединённой мастерской[8].

По окончании испытательного семестра педагоги собирались её отчислить, решив, что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно, однако Татьяна смогла их переубедить, показав свои учебные работы. Танец Кармен из её курсовой работы впоследствии вошёл в фильм «Молодая гвардия» как танец Любки; сама Лиознова принимала участие в постановке в качестве помощника режиссёра[9].

В 1949 году по окончании института её распределили на Киностудию имени М. Горького, но тут же уволили, поскольку наступил период малокартинья, и несколько лет она вместе с матерью кроила и шила одежду[8].

В 1952 году совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни «Седая девушка» в Театре имени Е. Б. Вахтангова[7]. Совместно с Владимиром Беляевым написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Их пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе; одну из ролей в спектакле исполнил малоизвестный тогда Ролан Быков[9].

В 1953 году её восстановили на киностудии в качестве художественного руководителя ТПО юношеских фильмов; на этом посту она проработала вплоть до 1982 года[10]. С 1953 года также работала ассистентом режиссёра у своего учителя Сергея Герасимова и Бориса Бунеева, была вторым режиссёром в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955)[7].

С 1957 и до 1986 год снимала фильмы на студии как режиссёр-постановщик. Свою первую картину «Память сердца» (1958) она поставила по сценарию Герасимова и Макаровой, которая также исполнила главную женскую роль.

В 1963 году вышел художественный фильм «Им покоряется небо», посвящённый погибшим лётчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и космических фильмов в Довиле (Франция)[9].

В 1967 году вышел фильм «Три тополя на Плющихе»; через год он получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность»[9].

«Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир. И в этом объективном взгляде неоспоримая заслуга Татьяны Лиозновой — выдающегося мастера российского экрана».

В 1973 году Лиознова завершила 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семёнова, получивший широкую популярность: его многократно транслировали в течение сорока лет, имена некоторых его персонажей стали частью поп-культуры, будучи воспроизведёнными в многочисленных иронических образах и анекдотах, как лояльных, так и «антисоветских». За эту картину Лиознова была награждена Орденом Октябрьской революции. По свидетельству Микаэла Таривердиева, режиссёр хотела вставить себя в титры кинофильма и в качестве сценариста, поскольку существенно адаптировала и изменила авторский сценарий для съёмок. Однако этому решительно воспротивился сам Юлиан Семёнов, в итоге спор двух творческих личностей разрешил их общий близкий друг, композитор картины Таривердиев, сказав Лиозновой: «Таня, ты не права». Лиознова восприняла это с яростью, однако вынуждена была согласиться, после чего её отношения с Юлианом Семёновым и Микаэлом Таривердиевым были испорчены на многие годы[12].

С 1975 по 1980 год занималась преподаванием во ВГИКе. Вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской (1975—1980), выпустив один курс[9].

В 1980 году сняла двухсерийный телефильм в жанре социальной драмы «Мы, нижеподписавшиеся». В совершенно ином жанре — комедийного мюзикла — была выполнена её следующая картина «Карнавал» (1981) на основе забытого рассказа Анны Родионовой, которая выступила и соавтором сценария[13]. Песня из фильма «Позвони мне, позвони» Роберта Рождественского и Максима Дунаевского стала хитом[14].

Последней работой Лиозновой стал трёхсерийный антиамериканский телефильм «Конец света с последующим симпозиумом» (1986) по пьесе Артура Копита, однако из-за начавшихся перемен в стране он был показан всего лишь раз в начале марта 1987-го года и больше не транслировался[9].

Была членом Союза кинематографистов СССР.

Татьяна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни[15][16]. Урна с прахом была захоронена на Донском кладбище[17][18] в одной могиле с матерью[7].

Читайте также:  Алексей долматов биография личная жизнь

Семья[править | править код]

Отец — Моисей Александрович Лиознов (1894—1941), инженер-экономист, родом из села Весёлое Херсонской губернии. Пропал без вести во время Великой Отечественной войны, воюя в ополчении[9][19].

Мать — Ида Израилевна Лиознова, родом из села Корюковка Черниговской губернии. Имела три класса образования, держала мастерскую кройки и шитья в Москве. Потеряла мужа и трёх братьев во время войны. Лиознова всю жизнь прожила с матерью и впоследствии называла фильм «Карнавал» (1981) «самой личностной моей картиной»[9][8]:

Это отношения с матерью мои. Тяга её к отцу и то, как они друг друга любят. Там есть два куска, где они вместе хохочут — я это очень дорого ценю, что я это придумала, что они захохотали тут. Радостно оба хохотали — это, наверное, то, чего мне не хватало в жизни. Я была лишена общения в семье: мужчин всех поубивали, остались одни бабы.

Замужем Татьяна Михайловна не была; после неё осталась приёмная дочь Людмила — дочь лётчика Василия Колошенко, близкого друга Лиозновой[20].

Взгляды[править | править код]

Была членом Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) с момента основания и вплоть до роспуска в 1992 году[21].

Резко отрицательно высказывалась о распаде СССР. Потерю Советским государством своей былой власти и силы Лиознова назвала самой большой болью своей души[8].

Фильмография[править | править код]

Режиссёрские работы[править | править код]

  1. 1950 — Освобождённый Китай (ассистент режиссёра)
  2. 1958 — Память сердца
  3. 1961 — Евдокия
  4. 1963 — Им покоряется небо
  5. 1965 — Рано утром
  6. 1967 — Три тополя на Плющихе
  7. 1973 — Семнадцать мгновений весны
  8. 1981 — Мы, нижеподписавшиеся
  9. 1981 — Карнавал
  10. 1986 — Конец света с последующим симпозиумом

Сценарист[править | править код]

  • 1981 — Карнавал (совм. с А. С. Родионовой)
  • 1986 — Конец света с последующим симпозиумом

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
  • 1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2012 — Тайны советского кино. Карнавал (документальный)

Театральные работы[править | править код]

  • 1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дина Ни (совместно с С. А. Герасимовым и С. И. Самсоновым)[22] — Театр имени Е. Б. Вахтангова

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (18 августа 1969 года) — за заслуги в области советского киноискусства[23]
  • Народный артист РСФСР (4 сентября 1974 года) — за заслуги в области советского киноискусства[24]
  • Народный артист СССР (26 сентября 1984 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства[25]
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (23 декабря 1976 года) — за многосерийный художественный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» производства Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького[26]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства[27]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[28]
  • Орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[29]
  • Орден Октябрьской Революции (28 июня 1982 года) — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны»[30]
  • Орден Трудового Красного Знамени[31]
  • Орден Дружбы народов
  • Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)[32]
  • МКФ в Довиле, посвящённый теме авиации и космонавтики (1963, Франция, первый приз, фильм «Им покоряется небо»)
  • МКФ в Мардель-Плата (1968, Аргентина, премия Международного католического бюро по кинематографии, фильм «Три тополя на Плющихе»)
  • ВТФ (1981, первая премия, фильм «Мы, нижеподписавшиеся»)
  • ВКФ (1982, приз бюро Эстонского рекламфильма, фильм «Карнавал»)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #131930354 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 SNAC (англ.) — 2010.
  3. ↑ Find a Grave (англ.) — 1995.
  4. ↑ https://www.kommersant.ru/news/1784073/rubric/8
  5. ↑ Lenta.ru: Кино: Умерла режиссёр Татьяна Лиознова
  6. ↑ Лиознова Татьяна Михайловна (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2007. Архивировано 29 мая 2007 года.
  7. 1 2 3 4 КИНО-ТЕАТР. Биография Татьяны Лиозновой
  8. 1 2 3 4 Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова. Культура (2004).
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 Татьяна Михайловна Лиознова // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  10. ↑ Татьяна Михайловна Лиознова. Биографическая справка — РИА Новости, 29.09.2011
  11. ↑ Прощание с кинорежиссёром. NEWSru.com (1 октября 2011). Дата обращения 12 марта 2016.
  12. Микаэл Таривердиев. Я просто живу. Автобиография. — М.: Эксмо, 2011. — С. 130. — 384 с. — ISBN 978-5-699-51595-0.
  13. ↑ КИНО-ТЕАТР Биография Анны Родионовой
  14. ↑ Максим Дунаевский: «Песню „Позвони мне, позвони“ из фильма „Карнавал“ хотела спеть Пугачева»
  15. ↑ Умерла режиссёр «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова, Деловая газета «Взгляд» (29 сентября 2011). Дата обращения 29 сентября 2011.
  16. ↑ Сегодня на 88 году жизни скончалась кинорежиссёр Татьяна Лиознова. Эхо Москвы (29 сентября 2011). Дата обращения 29 сентября 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  17. ↑ Татьяна Лиознова похоронена на Донском кладбище в Москве
  18. ↑ Прах Татьяны Лиозновой захоронили на Донском кладбище Москвы. NEWSru.com (7 октября 2011). Дата обращения 7 октября 2011.
  19. ↑ Лиознов Моисей Александрович. Память народа.
  20. ↑ Скончалась режиссёр «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова
  21. ↑ Умерла Татьяна Лиознова, режиссёр «17 мгновений весны» и «Карнавала»
  22. ↑ См., например: «Самсон Самсонов о Бондарчуке»: Воспоминания
  23. ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1969 года № 1120 «О присвоении почётного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР Лиозновой Т. М.»
  24. ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 сентября 1974 года № 968 «О присвоении почётного звания народного артиста РСФСР творческим работникам Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького »
  25. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1984 года № 1016-XI «О присвоении почётного звания «Народный артист СССР» тов. Лиозновой Т. М.»
  26. ↑ Постановление Совета Министров РСФСР от 23 декабря 1976 года № 677 «О присуждении Государственных премий РСФСР 1976 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  27. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1999 года № 894 «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Лиозновой Т. М.»
  28. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2009 года № 834 «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Лиозновой Т. М.»
  29. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года № 366 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  30. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1982 года № 7425—X «О награждении орденами СССР группы деятелей искусств»
  31. ↑ Умерла режиссёр «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова // Комсомольская правда
  32. ↑ Распоряжение Президента Российской Федерации от 12 июня 2000 года № 217-рп «О присуждении в 2000 году специального приза Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино»
Читайте также:  Порошенко жена фото биография личная жизнь семья

Ссылки[править | править код]

  • Татьяна Лиознова: «Достаточно просто любви к актёрам»
  • Статья Яна Левченко, посвящённая творческому пути Лиозновой
  • Досье ИТАР-ТАСС

Источник

Биография

Прославленная артистка двадцатого столетия Татьяна Лиознова знаменита примечательными творениями в качестве режиссера, сценариста и педагога. В 1984 году Татьяне Михайловне присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Будущая создательница кинолент родилась летом, 20 июля 1924 года, в столице СССР. Родители девочки – по национальности урожденные евреи. Отца звали Моисей Александрович. Он отучился на инженера-экономиста. С начала вступления Союза во Вторую мировую войну отправился на фронт, где погиб в 1941 году.

Режиссер Татьяна ЛиозноваРежиссер Татьяна Лиознова

Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Она окончила три класса школы, но по жизни была мудрой женщиной. После гибели мужа Ида Израилевна своими силами поднимала и растила дочь, обеспечивая девочку всем необходимым. Брачными узами она себя больше не связала.

Лиознова отличалась абсолютным музыкальным слухом. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Но когда услышала, как ужасно звучит инструмент, если берешь неправильно ноту, то разочаровалась и отказалась от затеи.

Татьяна Лиознова в молодостиТатьяна Лиознова в молодости

По окончании школы девушку приняли в институт авиации. Она проучилась там один семестр, после чего в 1943 году подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Проучив Татьяну один испытательный семестр, преподаватели подумывали отчислить студентку. Они считали, что у девушки не хватает жизненного опыта для режиссерской стези. Татьяна убедила педагогов в обратном, продемонстрировав работы.

Татьяна ЛиозноваТатьяна Лиознова

Для курсового проекта в институте начинающий режиссер поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. В 1949 году Татьяна вышла из дверей института кинематографии. С этого момента началась творческая биография выпускницы в качестве квалифицированного режиссера.

Фильмы

По окончании института девушку распределили на киностудию имени Максима Горького. Но Татьяна не успела приступить к должностным обязанностям – начинающего режиссера сразу уволили. После этого она работала помощником Герасимова и Бориса Бунеева. В 1955 году выступила как второй режиссер в первом фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

Режиссер Татьяна ЛиозноваРежиссер Татьяна Лиознова

В 1952 году в команде с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка». Затем в союзе с Владимиром Беляевым создала пару пьес по сюжету национальных сказок Кореи и Китая.

Читайте также:  Дарья урсуляк биография личная жизнь муж дети

В 1958 году в фильмографии Татьяны появился дебютный фильм «Память сердца». Сценарий к картине написали Герасимов и Макарова. Вторая в ленте исполнила главную роль. По кинофильму прослеживалось, что Лиознова стремится создавать ярких героических персонажей.

Клавдия Лепанова в фильме Татьяны Лиозновой "Память сердца"Клавдия Лепанова в фильме Татьяны Лиозновой “Память сердца”

В 1961 году режиссер создала фильм «Евдокия». Лента снята по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, раскрылась в картине с новой стороны. Героическую тему Лиознова продолжила в фильме «Им покоряется небо» в 1963 году. Лента посвящалась погибшим летчикам-испытателям. В том же году Татьяна стала лауреатом премии «Золотое крыло».

В 1965 году вновь выпустила фильм по прозе Пановой «Рано утром». В создании ленты работала с оператором Петром Катаевым.

Эмилия Мильтон в фильме Татьяны Лиозновой "Рано утром"Эмилия Мильтон в фильме Татьяны Лиозновой “Рано утром”

В 1967 году мир увидел фильм «Три тополя на Плющихе». Спустя год картину оценили на Международном кинофестивале в Аргентине. История знакомства замужней женщины Анны и шофера такси, волею судьбы проникнувшихся друг к другу, была блистательна исполнена Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Критики отметили реальность воплощения жизни человека. Лента снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на плющихе"Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме Татьяны Лиозновой “Три тополя на плющихе”

В 1973 году Татьяна Лиознова создала шедевр под названием «Семнадцать мгновений весны». Фильм, состоящий из двенадцати серий, о советском разведчике Штирлице был тепло принят публикой и отмечен орденом Октябрьской революции.

Многосерийную ленту показывали в течение сорока лет. И сейчас фильм периодически выходит на телеэкраны. Для исполнения песен фильма режиссер пригласила Иосифа Кобзона и уговорила певца спеть в непривычной для того манере. В итоге, когда вышла картина, зрители не узнали голос Кобзона.

После выхода фильма о Штирлице Лиознова взяла перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занималась преподавательской деятельностью и в сотрудничестве со Львом Кулиджановым руководила новой актерской мастерской.

В 1980 году вновь взялась за любимое ремесло и создала двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся». Кинофильм создан по пьесе Александра Гельмана. На тот момент по сочинению был поставлен спектакль, но это не помешало Лиозновой показать другое видение произведения драматургии.

Ирина Муравьева в фильме Татьяны Лиозновой "Карнавал"Ирина Муравьева в фильме Татьяны Лиозновой “Карнавал”

В 1981 году Татьяна Михайловна сняла мелодраму «Карнавал». Композитором кинофильма выступил Максим Дунаевский. Он написал музыку на стихи Роберта Рождественского. После выхода картины песни, звучавшие с экрана, слышались отовсюду. Главные роли в кинокартине исполнили Ирина Муравьева, Александр Абдулов и Юрий Яковлев. Муравьева за роль признана лучшей актрисой года по опросу зрителей.

Надежда Румянцева в фильме Татьяны Лиозновой "Конец света с последующим симпозиумом"Надежда Румянцева в фильме Татьяны Лиозновой “Конец света с последующим симпозиумом”

В 1986 году Лиознова завершила свой конечный трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Съемка ленты начиналась с оператором Петром Катаевым, но он скоропостижно скончался. Поэтому доделывал фильм Михаил Якович. В картине задействованы Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. Так как в Союзе случились перемены, фильм с антиамериканской пропагандой стал не нужен. Картину показали один раз в 1987 году и после этого не выпускали на экраны.

Личная жизнь

Татьяна Лиознова не выходила замуж и не имела детей, хотя мужчины часто оказывали знаки внимания женщине. Режиссер не называла имен поклонников, но известно, что за ней ухаживал Арчил Гомиашвили.

Татьяна ЛиозноваТатьяна Лиознова

В течение жизни Татьяна жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения. Когда Ида Израилевна постарела и много болела, Лиознова не участвовала в проектах, чтобы ухаживать за мамой.

В шестидесятые годы погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Женщина удочерила и воспитала дочку Василия – Людмилу – как родную. Та оставалась с приемной матерью во время болезни той и до последнего дня.

Лиознова сменила отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что в СССР к евреям относились не очень хорошо. Татьяна Михайловна входила в состав Антисионистского комитета советской общественности. Она фигурировала в союзе кинематографистов.

В 2004 году в честь 80-летия режиссера сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». Режиссер рассказала о жизненном пути и стезе творца.

Смерть

Борьба с продолжительной болезнью привела к тому, что Татьяна Лиознова ушла из жизни 29 сентября 2011 года. После смерти женщину кремировали. Урну с прахом захоронили в могиле матери.

Татьяна Лиознова в последние годыТатьяна Лиознова в последние годы

В 2016 году на здании киностудии им. М. Горького повесили мемориальную доску с фотографией Татьяны Лиозновой. Режиссер проработала там сорок лет.

Фильмография

  • 1958 — «Память сердца»
  • 1961 — «Евдокия»
  • 1963 — «Им покоряется небо»
  • 1965 — «Рано утром»
  • 1967 — «Три тополя на Плющихе»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1980 — «Мы, нижеподписавшиеся»
  • 1981 — «Карнавал»
  • 1986 — «Конец света с последующим симпозиумом»

Источник