Татьяна агафонова уланова биография личная жизнь

Татьяна агафонова уланова биография личная жизнь thumbnail

У Галины Улановой было много высокопоставленных воздыхателей

«Обыкновенной богиней» называл ее писатель Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» — режиссер Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» — композитор Сергей Прокофьев. В свежем британском сериале «Корона» есть интересный эпизод, когда королева Елизавета II находит в багаже мужа фотографию Галины, а потом долго мучается и размышляет, изменял ли ей Филипп с русской балериной или нет. Оставим вопрос открытым. Из сонма многочисленных любовных историй великой Улановой одна выделяется на фоне остальных. Потому что это — история любви к женщине.

В доме на Котельнической набережной, в квартире 185, где в последние годы жила звезда русского балета, сейчас — музей. Тот, кто в допандемийные времена успел попасть туда, возможно, вспомнит фотографию маленькой пухлощекой девочки на стене коридора. Многие по ошибке считают, будто это — портрет балерины в детстве. Однако на видном месте в квартире Улановой висит детская фотография Татьяны Агафоновой, журналистки «Комсомолки», с которой они вместе прожили 20 лет.

В музее Татьяну тактично называют «компаньонкой, подругой, личным секретарем, помощницей по ведению домашнего хозяйства». Но сегодня все чаще из уст биографов звучит ранее скрывавшаяся информация о том, что Агафонова на самом деле была любовницей Улановой.

Журналистка Агафонова

От нимфоманки до лесбиянки

Впервые о нетрадиционной связи балерины с журналисткой заговорили шесть лет назад в издании «Знамя», где были опубликованы мемуары российского искусствоведа и публициста Инги Каретниковой «Портреты разного размера». Автор мемуаров, хорошо знавшая Агафонову со школьных лет, вспоминает, что та поначалу не проявляла склонности к себе подобным. Напротив, она изображала из себя эдакую триеровскую нимфоманку. Яркая, породистая блондинка с крупными украшениями, любящая быть в центре внимания. С юности у нее были толпы любовников, и она обожала шокировать подруг подробностями сексуальных отношений. Могла позвонить и ошарашить:

— Вчера у меня был секс сразу с двумя. Одного ты знаешь…

Одним словом, ничто не предвещало, что во время очередного телефонного разговора Агафонова вдруг отречется от прежних интересов и неожиданно признается:

— Я сейчас презираю всех мужчин — эту потную свору, и боготворю мою возлюбленную. Это Галина Уланова. Любовь с первого взгляда. У обеих.

Журналистка «Комсомолки» Тамара Громова рассказывает, как Агафонова еще на заре дружбы с Улановой подолгу общалась с балериной по телефону. Особенно накладно выходило, когда Большой театр уезжал на зарубежные гастроли, а журналистка продолжала звонить своей любимице каждый день.

— В конце концов, — вспоминает Громова, — переговорные счета возмутили редакцию. Татьяне предложили звонить из дома.

Но вскоре Агафонова уволилась и переехала жить к Улановой на правах «домоправительницы», освободив балерину от хозяйственных забот.

Раневская была соседкой балерины по высотке. Говорят, их связывали очень близкие отношения. Но с появлением Тани в жизни Улановой все другие женщины перестали существовать. Фаина Георгиевна смолчать на предательство не смогла и постебалась над ее ножками в кино, изобразив куриными голенями танец балерины. Фото: Globallookpress.com

Кисель и камень

«Начало 70-х — знакомство с журналисткой Т. В. Агафоновой, которая до своей смерти в 1994 году была личным помощником и компаньонкой Г. С. Улановой», — гласит единственное упоминание об Агафоновой в музее Бахрушина, где не так давно завершилась выставка «Уланова».

Как говорила Галина Сергеевна, их «интересные отношения» начались благодаря интервью. Агафонова планировала писать книгу о великой балерине, и журналистку командировали к Улановой. Балерина слыла закрытым человеком: побеседовать с ней было не так просто. Пробивная Агафонова поразила Галину Сергеевну тем, что не стала ждать, осаждать письмами, а просто вошла к ней в ложу во время концерта.

Они проговорили все отделение, а на следующий день Уланова пригласила журналистку домой за фотографиями. Она честно предупредила, что обеда не будет.

— Я не умею готовить, — призналась балерина без задней мысли.

Она и думать не могла, что на следующий день гостья явится в знаменитую высотку на Котельнической с полными руками провианта. В принесенных кастрюльках и судочках было и вкусное первое, и второе, и даже клюквенный кисель.

Так что, как пишут сегодня интересующиеся, если какие-то сверхтесные отношения и имели место, то начались они не с поцелуев и ласк, а с простого человеческого участия.

В этом была вся Агафонова.

Биограф Ольга Ковалик отмечает, что прежде всего в Тане сказывалась школа «КП»: журналистка умела помогать и сохранять связи с героями репортажей. К слову, и готовиться к интервью Татьяна начала за несколько десятилетий до разговора в ложе. С малых лет она была улановской поклонницей, периодически писала ей письма с пожеланиями вечной молодости, а однажды во время репортажа по следам геологической экспедиции обнаружила новый минерал, который назвала «улановит». Об этом она сообщила балерине в 1960 году в поздравительном письме на 50-летие, приложив подарок — друзу азурита.

Ученицы Галину Сергеевну обожали. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Главный подвиг

У Татьяны был опыт тесной дружбы с ВИП-персонами. Например, взяв интервью у режиссера-документалиста Романа Кармена, она подружилась с его женой и стала своим человеком в их доме. Это было до переезда к Улановой.

Но как оценить ее роль в жизни балерины?

Нынешние эксперты сравнивают историю Улановой с историей Людмилы Зыкиной, впавшей в полную зависимость от своей домоправительницы Татьяны Свинковой.

По мнению одних, Агафонова взяла балерину под жесткий контроль, оттеснила друзей и знакомых, так что та и шагу не могла ступить без ее разрешения. Другие, напротив, отмечают, что благодаря пробивному характеру наперсницы Уланова смогла обзавестись большой квартирой, получить паек, вторую звезду Героя Социалистического Труда, про нее сняли фильм. Агафонова обслуживала мало приспособленную к быту балерину.

— В мой дом вернулась жизнь, — говорила сама Уланова.

А журналист Лев Колодный отмечает:

— Агафонова совершила свой главный подвиг: поставила крест на карьере и бросила ее к ногам подруги.

Что так привлекло великую балерину в журналистке?

Каретникова дает ей не очень лестную характеристику. В мемуарах подчеркивается, что в этой женщине не было ничего, что могло бы заинтересовать утонченную Уланову. По мнению автора, Таня не отличалась красотой, имела кривые зубы, читала мало, писала плохо (типа «В комнату вошел председатель колхоза Огурцов, с лицом Пьера Безухова»). Славы и известности в газете она достигла в основном благодаря любовным связям, в том числе с главным редактором газеты Алексеем Аджубеем — зятем Хрущева.

— Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам… Ее необразованность и отсутствие любопытства тогда и в дальнейшем вызывали удивление, — пишет автор.

Читайте также:  Актриса алла довлатова биография личная жизнь

Впрочем, слова Каретниковой сильно противоречат отзывам коллег Агафоновой. Да, многие не скрывают, что Татьяна раздражала их легким отношением к жизни. Добиться от нее материала было почти невозможно. Она не умела держать язык за зубами и вечно опаздывала на работу — коллегам, чтобы прикрыть ее перед начальством, приходилось раскидывать вещи в кабинете, будто она пришла.

Татьяну знали от Москвы до самых до окраин. Она отправлялась с экспедицией на поиски йети, по следам жен декабристов в Сибирь, искала таинственную Мангазею, срывалась на полярную станцию, была первой советской журналисткой на Кубе…

По мнению Ковалик, балерину привлекла в ней именно деятельная надежность. Уланова не страдала от нехватки внимания, ее окружали люди, но толпы обожателей не стоили одной Татьяны.

— Я называю их мыльными пузырями, — жаловалась Уланова. — Они звонят мне, предлагают сделать то, в чем я действительно нуждаюсь, и исчезают. Проходит месяц, два, они снова звонят, снова обещают. Как это странно! Если я хотела помочь кому-то, мне и в голову не приходило спросить, надо или нет, — я делала.

Этим они и были похожи с Таней.

«Как ты могла уйти раньше меня!»

Несмотря на то, что Татьяна была на 20 лет моложе возлюбленной, она умерла раньше. Агафонова болела давно, считая, что предрасположенность к раку ей досталась от матери. Но своим здоровьем почти не занималась — всегда находились дела поважнее.

В блокноте журналистки сохранилась запись о поездке в Латинскую Америку в 1983 году, где она перечисляет то, что было в чемодане Улановой, включая французскую косметику, вечерние платья «лучших французских фирм, единичные экземпляры», и мимоходом добавляет в конце: «Мои дела!! На 5-й день — уколы (если сильно — по 2 ампулы)».

В последний год жизни она перенесла тяжелую онкологическую операцию, а Галина Сергеевна испереживалась, похудела и побледнела…

Незадолго до смерти, в 1994 году, Таня написала Улановой последнее письмо, начинавшееся словами: «Любимая Галина Сергеевна! Прошедший год жизни очень был трагическим. Я уйду из жизни…»

…Когда это случилось, Уланова собственноручно омывала, одевала и прихорашивала в гробу Татьяну.

— Она была мне помощницей, другом, дочкой, — признавалась суперзвезда. — С ней я была как за каменной стеной.

Уланова сильно сдала и почти год провела в психиатрической клинике, а вернувшись домой, поставила портрет Тани на телевизор и каждый день разговаривала с ней.

В 1998-м не стало и Галины Сергеевны. Дневники Улановой, которые могли бы пролить свет на отношения двух женщин, уничтожены. Перед смертью балерина их сожгла.

Источник

РАССКАЗ “КОМПАНЬОН УЛАНОВОЙ ТАТЬЯНА АГАФОНОВА” ИЗ КНИГИ ИНГИ КАРЕТНИКОВОЙ “ПОРТРЕТЫ РАЗНОГО РАЗМЕРА”  

У Тани было три фамилии: Борисова – по отцу, который умер до ее рождения; Миловидова – по отчиму, известному московскому адвокату по уголовным делам, и Агафонова – по мужу-архитектору. Брак был очень короткий, Агафонов был на редкость глупый и неинтересный, но его фамилия стала ее профессиональным журналистским именем.

Mы познакомились, когда еще шла война. Москва вечерами была в полном затемнении, хотя бомбежки бывали редко. Я вернулась после двух лет эвакуации к своему отчиму, который из Москвы не уезжал.

Таня и ее родственники тоже оставались в Москве.

Мне было тогда 12 лет. Таня была на пару лет старше. Мы учились в параллельных классах, но познакомились, когда она одним ударом возле школы свалила “хулигана”, который дернул меня за косы. Потом мы всегда ходили домой вместе.

Занятия заканчивались в семь вечера, когда темнело или было совсем темно. Но с Таней не могло быть страшно. Она была, как из истории для подростков, “сильной и смелой”. Высокая, стройная, мускулистая, светлые волосы и голубые глаза. Но привлекательной она не была. Мешали зубы, которые кривовато теснились из-за нескольких лишних. Желание скрыть это исказило ее мимику и заслоняло улыбку. Хорошим был голос, его тембр. Oна красиво читала стихи, и от нее всегда пахло дорогими духами ее мамы.

Таня сразу же рассказала мне о Виталике Каменеве: “Он мой любовник”. В том поколении в России это прозвучало ошеломляюще. Их отношения начались рано. Виталик и его мама, известная актриса Галина Кравченко, часто приходили к Миловидовым. Они играли в покер. А Виталика Галина укладывала спать в Таниной комнате, там было тепло.

Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам

Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам. Она мало читала. Ее необразованность и отсутствие любопытства, тогда и в дальнейшем, вызывали удивление.

Уроков она обычно не делала, я помогала, как могла, и с сочинениями, и с задачами по геометрии. Она была среди самых плохих учеников, но всегда находилось что-то, что это сглаживало: Таня выиграла первое место по конькам; Таня победила чемпионку другой школы; Таня протащила на своих руках соученицу, которая, катаясь на лыжах, сломала ногу.

В последнем классе появилась тема – она только и говорила, что хочет стать актрисой и выступать на сцене Московского художественного театра. Мы уговорили мою маму, которая хорошо знала одного из руководителей театра, попросить его помощи. Он велел Тане сразу же выбрать, с чем она хочет выступить на приемных экзаменах в театральную школу, и взять классы по декламации и движению.

У Тани началась новая жизнь. Ей наняли учителей, и для экзамена она выбрала крыловскую басню “Ворона и Лисица” и пушкинский “Памятник”. Декламировала она неплохо. Ее родители мало интересовались тем, что происходит, но все расходы без упреков оплачивали.

Таня была счастлива, однако продолжалось это недолго. В школу Художественного театра ее не приняли; Виталика, который был внуком бывшего вождя, а потом расстрелянного “врага народа”, Каменева, арестовали и отправили в сибирский концентрационный лагерь; ее отчим, Миловидов, умирал от нефрита.

К этому времени я как-то отошла от нее. Я поступила в Московский университет, и не только университетская занятость, но и другие люди, другие интересы, музыка, концерты, и мое очень раннее замужество отодвинули Таню.

Она поступила на вечернее литературное отделение университета, начала писать, пристраивала свои маленькие статейки о “героях труда”, футболе, собаках, юбилеях и прочее. Мы изредка говорили по телефону. Потом она вышла замуж за архитектора Агафонова: “Тебе он не понравится, мне тоже не нравится, но нужно было для разных практических дел”.

Писала она плохо, (типа: “В комнату вошел председатель колхоза Огурцов, с лицом Пьера Безухова”), но темы и людей находила ловко, устроилась репортером в одну из центральных газет, была первой советской журналисткой на Кубе. У нее начался роман с главным редактором газеты, зятем Хрущева, Аджубеем. Агафонов, Танин муж увидел их, сильно выпивших, – совокуплялись ночью в подъезде Таниного дома. На следующее утро Агафонов прибежал в партийную организацию газеты жаловаться. Его выгнали, не слушая. Таня сразу же подала на развод и уехала на Сахалин что-то о ком-то писать.

Читайте также:  Александр фадеев биография личная жизнь жена дети фото

Вскоре она стала самой влиятельной журналисткой в своей газете. Время от времени она мне звонила, рассказывала о своих делах и как-то очень тактично понимала, что она мне не нужна. Иногда спрашивала: “А Ничуша (прозвище ее отчима) – помнишь, как сказал?”

Виталика она не вспоминала никогда. 

Ей нравилось поражать меня, рассказывая о веренице мужчин: “Никаких увлечений, понимаешь, никаких. Просто секс. А вчера была сразу с двумя! Одного из них ты хорошо знаешь”.

Когда я позвонила ей сказать, что мы уезжаем, ее это мало тронуло. “А моя новость вот какая, – произнесла она медленно. – Я сейчас презираю всех мужчин – эту потную свору, и боготворю мою возлюбленную. Она неземное существо. Спроси, кто это”. Я спросила. “Галина Уланова. Любовь с первого взгляда. У обеих!”

Уланова в роли Жизель, считающейся вершиной ее трагедийного танца Фото: russianballet.ru

Уланова в роли Жизель, считающейся вершиной ее трагедийного танца. Фото: russianballet.ru

Поверить в это было невозможно. Не поверить тоже нельзя – Таня не была вруньей. И она рассказала мне, что никто не мог добиться интервью с Улановой, а она прямо вошла в ложу, где та сидела, слушая концерт. Проговорили весь антракт, а для фотографий Уланова пригласила ее к себе на следующий вечер, но сказала, что обеда не будет, так как она, к сожалению, не умеет готовить.

На следующий вечер Таня пришла в высотный дом на Котельнической набережной с сумками – там был обед, и первое, и второе, и даже, как в детстве, клюквенный кисель. Все началось не с поцелуев, а с семейной уютности. Это был первый Танин вечер в квартире, где она провела последующие 20 лет, до дня своей смерти.

Но Уланова? “Когда я вижу ее на сцене, я весь в слезах, – говорил Пастернак. – Так всегда случается, когда я оказываюсь рядом с истинно великим”. Как духовная изысканность Улановой – она казалась неземным существом – моглa сблизиться и соединиться с Таниной примитивностью, вульгарностью? Уланова, которая любила тишину и одиночество, поселила у себя не только Таню, но и ее маму. 

Несколько раз Таня передавала мне приветы через мою сестру в Москве, просила сказать, что она счастлива, что ушла из газеты, что она всегда вместе с Галиной, и в России, и за границей.

Мне рассказывали, что она владела Улановой целиком, разогнала всех ее друзей, огорчалась, когда та представляла ее как своего секретаря, а за границей – иногда как свою дочку. Молодая, по сравнению с Улановой, Таня умерла первой. Уланова собственноручно омывала ее тело и одевала для гроба, а после похорон пробыла почти год в психиатрической клинике.

Три года спустя она сама умерла.

Источник

Галина Уланова

Галина Уланова стала звездой Мариинского, а затем и Большого театров, сумела блестяще воплотить образ Джульетты из произведения Прокофьева, покорила критиков Вены, Лондона и Стокгольма. Более 30 лет артистка блистала на сцене, а в 50 завершила карьеру танцовщицы. Гвалт аплодисментов в ее жизни сменился поистине оглушительной тишиной.

Балерина продолжала преподавать и видеться с коллегами, однако с возрастом рядом с ней не осталось ни одного по-настоящему близкого человека. По разным причинам прима расходилась с избранниками, а в последние годы уже не мечтала встретить любовь. Она скончалась 21 марта 1998-го в 88 лет, унеся с собой в могилу сокровенные тайны, которыми не была готова делиться ни с кем.

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ

С юных лет Галина Уланова знала, что станет балериной

Галине Сергеевне было суждено стать звездой балета, ведь она родилась в семье артистов Мариинки. Позднее ее папа переквалифицировался из солиста в театрального режиссера, а мама — в педагога по хореографии. Девочка росла настоящим сорванцом: лазала по деревьям и стреляла из лука.

Все изменилось, когда девятилетнего ребенка приняли в Петроградское танцевальное училище. С Улановой занималась мама, Мария Романова, а затем Агриппина Ваганова, в честь которой впоследствии назвали образовательное учреждение. Маленькая Галя все схватывала на лету, и педагоги пророчили ей большое будущее на сцене.

не пропуститеБалерина Мариинки признала роковую роль в крахе брака дочери Алисы Фрейндлих

С первых постановок Галина Сергеевна привлекла внимание публики, танцуя с таким изяществом и эмоциональностью, что ей завидовали более опытные коллеги. Спустя год после окончания училища балерина получила ведущую партию в «Лебедином озере». Ее дуэт с Константином Сергеевым называли образцовым. Критики высоко оценили работу Улановой в спектаклях «Жизель» и «Щелкунчик», но главным ее достижением стал образ Джульетты в произведении Сергея Прокофьева. Музыка композитора казалась непривычной, уводя и артистов и зрителей от мягкости Чайковского и Шопена.

«В особенности поражал весь последний акт, когда героиня вся совершенно дрожит неизвестно отчего, и только в смерти ей выход. Такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической», — подчеркивала Галина Уланова.

Галина Уланова и Юрий Жданов в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

Грянула война, и искусство стало нести совсем иной характер. Чтобы воодушевить людей, балерина выступала перед ранеными в госпиталях Екатеринбурга, Перми и Алма-Аты. В середине 40-х Улановой пришлось покинуть любимый ею Ленинград: так пожелал сам Сталин, считавший, что танцовщица такого уровня должна присутствовать на всех официальных кремлевских приемах. Особого выбора у Галины Сергеевны не было — или перейти в Большой театр, или закончить карьеру.

В Москве артистка быстро завоевала критиков и зрителей, спектакли с ней стали самыми посещаемыми в городе. С Большим театром звезда сцены отправилась на зарубежные гастроли. В Венской опере зал аплодировал русской балерине стоя, еще большим успехом обернулось для нее выступление в Лондоне. Газеты писали, что так не встречали ни одну танцовщицу со времен Анны Павловой, а ведь в тот момент Улановой уже было 46.

В Лондоне генеральный директор BBC Джеральд Бидл поздравлял Уланову с премьерой

Ее авторитет в мире искусства был непоколебим. Ираклий Андроников говорил, что Галину Сергеевну нельзя называть просто балериной, ведь в танце она — поэт. Рудольф Нуреев отмечал, что Уланова чиста и не развращена бытом театра благодаря уникальной способности оставаться непритязательной, поглощенной профессией и далекой от интриг труппы. Артистка отличалась молчаливостью и закрытостью, ее действительно интересовало только главное дело жизни. Она сравнивала себя с лошадью в шорах, у которой нет ни желания, ни возможности смотреть в сторону, отвлекаясь от дороги.

Читайте также:  Актриса ирина пегова биография личная жизнь фото

не пропуститеКлеймо предателя, разлука с близкими и ВИЧ – цена «прыжка к свободе» Рудольфа Нуреева

В 50 Уланова завершила карьеру «Шопенианой». Однако из театра она не ушла, начав преподавательскую деятельность. Среди учеников хореографа — Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, солисты парижского, токийского и стокгольмского балетов.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Юрий Завадский был единственным официальным мужем артистки

Скрытная и замкнутая, Галина Уланова редко делилась подробностями из частной жизни. «Все не так просто, и если говоришь о чем-то, о каком-то отдельном эпизоде, то надо добавлять еще долгую предысторию, пояснять, когда, с кем, почему и как. Это ведь интимные вещи, об этом не расскажешь», — поясняла она.

Однако о романах Галины Сергеевны все равно узнали знакомые и поклонники. Ее мужчины были напрямую связаны с миром искусства. Так, первым избранником танцовщицы стал невысокий лысоватый концертмейстер Исаак Меликовский. Через год его сменил дирижер Евгений Дубовский, но и с ним балерина продержалась недолго.

не пропуститеОлигархи, танцоры и охранники: каких мужчин выбирает Анастасия Волочкова

Зато с актером Юрием Завадским дела обстояли иначе: он взял на себя роль единственного официального мужа артистки. Друзья пары считали, что о большой страсти и чувствах речи не шло. Будучи в браке, они жили порознь — Завадский обитал в квартире мамы, а Уланова — в своей, на Котельнической набережной, — но не потому, что им было скучно вдвоем.

«Наоборот — два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать, — уверяла звезда. — Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Наша жизнь состояла из его и моей работы».

Последним гражданским мужем примы стал Вадим Рындин

Брак распался в конце 40-х, и в жизни каждого артиста появились новые возлюбленные. По слухам, формально Завадский и Уланова оставались мужем и женой. Годы спустя актер мчался на помощь балерине после любого ее телефонного звонка. После смерти Юрия Александровича танцовщица продолжала интересоваться делами, связанными с его судьбой: театральными мероприятиями, творческими вечерами и выставками. Так что, вероятно, знакомые семьи ошибались, и все же у Галины Сергеевны и ее супруга были весьма серьезные чувства друг к другу.

Танцовщице исполнилось 39, когда на горизонте появился режиссер Иван Берсенев. Артист был на 20 лет старше балерины, к тому же женат на Софье Гиацинтовой, однако страсть вскружила ему голову мгновенно. Ради примы драматург оставил супругу. К сожалению, вместе Уланова и Берсенев прожили всего два года — в 1951-м он скончался. У гроба стояли сразу две безутешные женщины: вдова и любовница.

не пропуститеТри вдовы у гроба: любовница Николая Еременко-младшего рассказала о его изменах

Последним избранником примы стал главный художник Большого театра Вадим Рындин. Мужчина буквально боготворил Галину Сергеевну, однако в его жизни была и другая любовь — выпивка. Долго терпеть пагубное пристрастие балерина не могла, так что в итоге выгнала Рындина и осталась совсем одна…

ОДИНОКАЯ, НО НЕСЛОМЛЕННАЯ

До последнего дня балерина следила за собой и оставалась в хорошей форме

Галина Сергеевна больше не искала любви и не ждала от судьбы подарков. Многие говорили, что по свойству характера она легко переносила одиночество, но так ли это было на самом деле? Ведь с возрастом прима превратилась в абсолютного интроверта, растеряла старых знакомых, не имела родственников. У нее не появилось детей, впрочем, артистка уверяла, что не жалеет об утраченной возможности: с детства мама поясняла ей, что нужно выбирать — семья или блестящая карьера. Всем известно, какой путь предпочла звезда Большого театра.

не пропуститеОдиночество, инсульт и алкоголизм «советского Алена Делона» Игоря Старыгина

Балерину по-прежнему окружали люди, интересующиеся ее насыщенной жизнью. Но Уланова упорно отказывалась поведать свою историю, твердя, что напишет книгу — вот тогда поклонникам и откроются заветные детали.

«Как хотите это называйте — воспоминания, жизнеописание, мемуары — вот для нее я и храню все то, что могла бы рассказать. Но не о себе лично, не о том, какая я, а о времени, вернее, о временах, в которые мне довелось жить. Я ведь родилась в Петербурге еще при Николае Втором, пережила Октябрьскую революцию, Отечественную войну… Так что рассказать есть что», — делилась прима.

Разговорить артистку удалось только журналисту Татьяне Агафоновой. Женщина взялась снять о балерине фильм и постепенно подружилась с ней. Поначалу Татьяна приносила Улановой горячие обеды и развлекала беседами, а затем стала  ее личным секретарем, компаньонкой и домработницей. Вероятно, в какой-то мере Агафонова заменила Галине Сергеевне дочь, которой у той никогда не было.

Галина Уланова похоронена на Новодевичьем кладбище

На несколько лет помощница оказалась единственным близким человеком примы. Хотя Татьяна была младше на 20 лет, она скончалась первой: сгорела от рака в середине 90-х. Больше хореограф уже никого к себе не подпустила. «Ей было чуть за 60. Жить бы еще могла. Теперь она за мной оттуда наблюдает», — указывала Уланова на фото на тумбочке.

До последнего дня балерина следила за собой, хотя не сделала ни одной подтяжки и гордилась каждой морщиной на лице, как отпечатком времени. Утро начиналось для Улановой с традиционной разминки: по привычке, она делала все те же упражнения, что и перед выступлениями. К слову, Галине Сергеевне удалось сохранить стройность — в молодости она весила 49 килограммов, а в старости и вовсе 45.

«Сейчас я даже в лучшей форме, — подчеркивала Уланова. — С утра, прежде чем ехать в Большой на занятия, ем только одно яблочко. А приеду — потушу себе кабачок, приготовлю что-нибудь легонькое».

не пропуститеПять любовников и долги: что скрывала пропавшая без вести балерина Ольга Демина

В последние годы прима испытывала финансовые трудности, но никогда не жаловалась на жизнь и стойко принимала ее удары. В 1992-м у Галины Сергеевны случился первый инсульт, а 21 марта 1998-го — второй, роковой приступ. Загадочная балерина умерла, так и не раскрыв миру все свои тайны.

По материалам «Коммерсант», «Труд».

Фото: Michael Ward, Bettmann, Keystone/Hulton Archive, KEYSTONE-FRANCE, Amy T. Zielinski/Getty Images, SEF, Juliet  Butler / Legion-Media, Интерпресс/PhotoXPress.ru

Источник