Сутеев биография личная жизнь

Сутеев биография личная жизнь thumbnail

Полное имя: Владимир Григорьевич Сутеев
Дата рождения: 5 июля 1903 г.
Знак зодиака: Рак
Возраст: 89 лет
Место рождения: Москва
Дата смерти: 8 марта 1993 г.
Деятельность: Писатель, художник-иллюстратор
Образование: ВГИК
Семейное положение: Был женат
Дети: Наталья Сергеевна Бондарчук
Супруг(а): Татьяна Таранович
Родители: Григорий Осипович Сутеев; Зинаида Васильевна Сутеева

Владимир Сутеев — биография

Владимир Григорьевич Сутеев – русский писатель, художник, иллюстратор, сценарист. Один из основателей отечественной мультипликации.

Если открыть известные издания детских произведений Маршака, Михалкова, Чуковского, на их страницах можно увидеть иллюстрации Владимира Сутеева. Он рисовал для детей и с любовью к детям, хотя сам радость отцовства так и не познал.

Когда в доме Владимира Сутеева собиралась большая компания, он непременно демонстрировал свой знаменитый фокус. Брал в руки по фломастеру и начинал обоими одновременно рисовать. Иногда изображал цыплят, иногда слонят, а если было настроение – котят. Они получались симметричными и будто смотрели друг на друга. «Зеркало» – подписывал рисунок Сутеев. Раздавались аплодисменты – настоящий мастер!

Детство

Будущий художник появился на свет 5 июля 1903 г. в Москве в семье врача Григория Осиповича. До 14 лет Володя даже не пробовал рисовать. Был уверен: не получится. Но, однажды взяв в руки карандаш, больше с ним не расставался. Увидев, что у ее мальчика талант, мать Зинаида Васильевна стала водить сына на художественные выставки, где тот искал вдохновение.

Времена были непростые, послереволюционные. Денег не хватало, и юноша решил применить свои способности для блага семьи. Сутеев начал чертить графики и диаграммы для выставок, оформлять дипломы для победителей спортивных соревнований. Его услуги пользовались популярностью, однако сам он не был уверен, что выбрал свою стезю.

Решив быть «как все», Сутеев поступил в Московское высшее техническое училище. Но, разочаровавшись в своем выборе, уже через несколько месяцев забрал документы и в 1924 году отнес их на художественный факультет Государственного техникума кинематографии.

Когда Владимир Сутеев учился, мультипликация только начинала развиваться. Он попал в поток, поймал удачу за хвост – иначе и не скажешь! С удовольствием создавал иллюстрации для детских журналов «Мурзилка», «Искорка», «Пионер». Рисовал героев детских книг, придумывая им интересные черты. Пробовал себя в карикатуре, изображая товарищей по учебе. Оформлял плакаты для кинопремьер зарубежных фильмов. А в 1925 году дебютировал как мультипликатор, создав полнометражный фильм «Китай в огне».

Мультипликация

После окончания в 1928 году техникума Владимир отправился трудиться по специальности – на кинофабрику. Работы было хоть отбавляй – как, впрочем, и возможностей для творчества. Уже через три года он создал первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек».

Сутеев никогда не работал «потому что так надо»: он творил, воплощал в жизнь свои идеи, придумывал персонажей. Чего стоит одна только Клякса, каждая деталь которой прорисована и продумана до мелочей!..

22 июня 1941 года в Комитете кинематографии Сутеев представил свой мультипликационный фильм «Муха-Цокотуха». А через два дня ушел на фронт. Практически сразу попал в окружение, затем был освобожден. Лишь два года спустя было принято решение использовать его художественный талант на благо армии. Владимиру поручили создавать учебные картины на военную тематику. С поставленной задачей он справлялся блестяще, но мечтал совершенно о другом: как вернется домой, как на шею ему бросится любимая жена…

Когда война завершилась, Владимир пришел в пустую квартиру. Супруга не вынесла одиночества и нашла утешение с другим мужчиной. С горя художник запил: что ждать теперь от жизни после такого предательства?..

Работая до войны на студии «Союзмультфильм», Владимир Сутеев продолжил трудиться там и после Победы: надо было жить дальше. Однажды, в 1946 году, он увидел на студии молодую женщину. Раньше художник ее не замечал. «Новая сотрудница», – шепнули ему. Тане Таранович на тот момент было 30, Сутеев на 13 лет старше. Но какое значение имеет разница в возрасте, если мужчина буквально потерял голову?!

Татьяна Таранович в молодости

Коллеги отговаривали: отступись, Татьяна счастлива в браке, воспитывает дочку. Но как совладать с нахлынувшими чувствами? Тем более было понятно: ей Владимир тоже небезразличен. Вскоре вся студия наблюдала за тем, как Сутеев пытается покорить неприступную вершину, а та нехотя держит оборону.

Владимир Григорьевич писал Татьяне письма -длинные, пронзительные. В них он называл себя Утенком, а ее – Цыпленком, совсем как в сказке, которую сочинил сам. В Таранович художник находил вдохновение и каждую иллюстрацию посвящал ей. «Вы, конечно, знаете: все кошки, собачки, зайцы, уточки и птицы объясняются вам в любви», – признавался он. Ради своей Тани Сутеев бросил курить, пообещал ей больше не брать в рот ни капли спиртного. Однако все было тщетно: верная жена, она не могла оставить мужа.

В таких милых рисунках художник признавался Татьяне в своих чувствах...

Владимир Сутеев

После двух лет безуспешных попыток Владимир Сутеев сдался. Он уволился со студии, даже не закончив свою последнюю работу. Просто не мог больше находиться рядом с любимой женщиной, которая принадлежала другому.

Художник, писатель, режиссер

Сердце художника было вновь разбито, но жизнь продолжалась. Как многие творческие люди, Владимир Григорьевич поспешил найти утешение в любимом деле. Начал оформлять произведения знаменитых сказочников -Чуковского, Маршака, Михалкова. Интересоваться иностранными авторами -так, с его иллюстрациями в Советском Союзе впервые вышла книга «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. Чуть позже рисунки Сутеева стали использовать для оформления детских учреждений – поликлиник, детсадов, живых уголков.

В 1947 году Владимир Григорьевич устроился работать в «Детгиз» и начал не только рисовать, но и писать рассказы для малышей. Спустя пять лет, в 1952-м, увидела свет его первая книга «Две сказки про карандаш и краски». За ней последовали другие – «Бабушкин огород», «Кто сказал “мяу”?», «Мы ищем Кляксу».

В 1960-х годах художник и писатель стал еще и полноценным режиссером. Сутеев и раньше создавал мультипликационные фильмы, но на этот период пришелся настоящий расцвет его творчества. Им были созданы новая «Муха-Цокотуха», «Терем-тере-мок», «Тараканище» и многие другие работы, которые полюбились детворе.

Читайте также:  Фото владимир политов биография личная жизнь

Личная жизнь

В личной жизни Владимира Григорьевича, наконец, тоже наступила белая полоса. Он во второй раз женился – на подруге детства Софье. В браке был счастлив. Или хотел казаться счастливым…

Привычное течение жизни прервала новость: в 1972 году стало известно, что Татьяна Таранович овдовела. Его любимая Танечка теперь свободна! Столько лет он хранил в своем сердце ее образ… Но, несмотря на душевное смятение, бросить жену Владимир Григорьевич не мог. Еще десять лет он оставался в браке, ухаживал за супругой, когда та заболела. Лишь изредка позволял себе заходить в гости к Танечке и оставаться на чай. А спустя ровно десятилетие и сам стал вдовцом. Еще год художник носил траур по Софье и лишь после этого отправился к Татьяне делать предложение руки и сердца.

Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит ему: «Да».

Владимиру Сутееву к тому моменту было уже 80, его возлюбленной – 67 лет. В 1983 году они поженились. «Не может быть, чтобы Таня Таранович стала моей женой!» – воскликнул художник, выйдя из загса. Впереди у пары было десять лет счастья. Они боялись даже минуту потратить впустую: вместе читали, гуляли, работали над книжными иллюстрациями.

Смерть

Владимир Григорьевич ушел первым. 8 марта 1993 года в Женский праздник Владимир Сутеев скончался. В последние годы своей жизни он практически не видел и никого не узнавал. Кроме нее. Своей Танечке он целовал руки и благодарил за подаренное счастье.

Источник

История удивительной любви двух мультипликационных гениев: Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит: “Да”.

После марша Мендельсона молодожены прожили вместе 10 счастливых лет.

Сутеев биография личная жизнь

Сутеев при первой же возможности покупал любимой цветы. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Он

Во времена СССР их не знали в лицо, но они незримо присутствовали в каждой советской семье, где росли дети. И вы тоже росли на книгах с его рисунками. Владимир Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века: чаще всего Маршака, Михалкова, Чуковского. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки?

А еще вы знакомы с творчеством Сутеева-писателя – героями его книг становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: “Гусенок и Цыпленок”, “Кто сказал “мяу”?”, “Мешок яблок”, “Палочка-выручалочка”. Вы читали эти книги, таская мармеладные дольки из жестяной баночки. Помните тех смешных лимонов и апельсинов на этикетке? Их тоже нарисовал Сутеев.

Доброе и вечное он нес не только через книги. Начиналась карьера Владимира Григорьевича с мультфильмов. Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. Первые его мультфильмы еще довоенные: “Дядя Степа”, “Спор между домами”.

Был у тех писем “свой” почерк. Там было мало слов. В основном – рисунки. Сутеев представлял себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка

После войны художник вернулся на студию “Союзмультфильм” – уже преподавателем. И, возможно, отрисовал бы еще десятки картин, но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. Но своей на законных основаниях он назовет ее спустя 40 лет.

Она

Сутеев биография личная жизнь

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на “Союзмульфильме”. За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации – “Серую Шейку”, “Дюймовочку”, “Путешествие Нильса с дикими гусями”, “Цветик-семицветик”, “Кошкин дом”. “Шейка” получит международную премию в Карловых Варах, а “Кошкин дом” – в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников “от культуры”.

– Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, – вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный “юг”, куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

– Мама часто работала дома, я так ее помню – не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, – вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

– Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, – вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. – Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

– Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили “нерабочую” группу. Но пока могла – работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой – водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на “Союзмультфильме”.

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: “К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн”.

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Читайте также:  Наталья данилова биография личная жизнь

Сутеев биография личная жизнь

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

– Видимо, со стороны это трудно было скрыть, – вспоминает дочь художницы. – Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

“Стена Сутеева”

Он продолжал ходить на “Союзмультфильм”. В первую очередь – ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Коллеги заметили, что при внешнем спокойствии волнение влюбленного Сутеева выдавали предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, он стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За 10 лет в стене на уровне того места, что занимал этот “часовой любви”, появилась дырка размером с кулак. Расковырял… Коллеги так потом и говорили “Повесь эскиз на стену Сутеева”.

Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. “Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола” – так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила – это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы. Подробности переписки влюбленные унесли с собой в могилу.

Был у тех писем свой “почерк”. Там было мало слов. В основном – рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: “Люблю!”. Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т – первой буквы в имени возлюбленной – и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным “И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви”.

Долгая дорога в ЗАГС

Сейчас в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии, не бросившись друг к другу.

Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: “Прости, я полюбил другого человека”. Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.

Сутеев биография личная жизнь

Много лет этот рисунок отражал суть отношений художников: вроде бы и рядом, но не дотронешься, не обнимешь. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

– Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, – вспоминает внучка Ирина. – У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог.

На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах…У нее уже не только выросла дочь – младшая внучка ходила в школу.

Гном на свадьбе

Сутеев овдовел. Официальное предложение Татьяне Александровне он сделал через год. Она сказала долгожданное “да”. Жениху в тот год исполнилось 80, невесте – 67. И была свадьба. Самая настоящая – с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: “Жених задерживается?”. К брачующимся в столь солидном возрасте там еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя.

– Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, – вспоминает внучка. – Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес “Таня Таранович – моя! Наконец-то!”

Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье.

Штраф от внучки

Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на “вы”, пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание – штраф в 5 копеек за каждое “вы”. За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстром – одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны – художника часто просили выступить в школе с лекцией.

– Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Дети приходили в восторг.

Читайте также:  Инга окуневская биография личная жизнь

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация.

– Еще до свадьбы он, приходя к нам домой, интриговал с моей младшей дочкой: “А что у меня в портфеле?” – вспоминает Элеонора Сергеевна. – И поиск подарка превращался в настоящее приключение. В портфеле всегда был какой-то сюрприз.

Рисовал до самой смерти

Он продолжал рисовать – на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского “У меня зазвонил телефон” – на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена “доводила до ума”. Мечтал раскрасить “Чиполлино” – в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный “семейный портрет” – маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.

– Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку “моя девочка” и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, – вспоминает внучка Ирина.

– Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, – продолжает Элеонора Сергеевна. – Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что “надо отнести яблоки Лоре и девочкам”.

Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла – дало знать о себе больное сердце.

Похоронены супруги в одной могиле.

Досье

Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в Москве, в семье врача. Учился в 11-й мужской гимназии, закончил МВТУ им. Баумана и Государственный Техникум Кинематографии. Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме “Китай в огне” (1925). С 1936 года – на киностудии “Союзмультфильм”. Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в “Детгизе”.

Таранович Татьяна Александровна – советский мультипликатор.

Фильмография Татьяны Таранович

“Веселый огород” (1947), “Серая Шейка” (1948), “Цветик-семицветик” (1948), “Первый урок” (1948), “Весенняя сказка” (1949), “Гуси-лебеди” (1949), “Девочка в цирке” (1950), “Крепыш” (1950), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1951), “Высокая горка” (1951), “Ночь перед Рождеством” (1961), “Зай и Чик” (1951), “Каштанка” (1952), “Сармико” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (1953), “Храбрый пак” (1953), “Царевна-лягушка” (1954), “На лесной эстраде” (1954), “Опасная шалость” (1954), “Оранжевое горлышко” (1954), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Заколдованный мальчик” (1955), “Ореховый прутик” (1955), “Снеговик-почтовик” (1955), “Степа-моряк” (1955), “Лесная история” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Приключения Мурзилки” (1956), “Опять двойка” (1957), “Кошкин дом” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Янтарный замок” (1958), “Три дровосека” (1959), “Легенда о завещании мавра” (1959), “Золотое перышко” (1960), “Королевские зайцы” (1960), “Мурзилка на спутнике” (1960), “Непьющий воробей. Сказка для взрослых” (по сценарию С. В. Михалкова), “Разные колеса” (1960), “Дорогая копейка” (1961), “Ключ” (1961), “Муравьишка-хвастунишка” (1961), “Семейная хроника” (1962), “Две сказки” (1962), “Дикие лебеди” (1962), “Бабушкин козлик. Сказка для взрослых” (1963), “Баранкин, будь человеком!” (1963), “Вот так тигр!” (1963), “Дюймовочка” (1963), “Новый дом” (1964), “Почта” (1964), “Ваше здоровье!” (1965), “Вовка в тридевятом царстве” (1965), “Рикки-тикки-тави” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Про злую мачеху” (1966), “Хвосты” (1966), “Сказки для больших и маленьких” (1967), “Заяц-симулянт” (1967).

Помните?

Сказки Владимира Сутеева

“Дядя Миша”, “Яблоко”, “Мешок яблок”, “Елка”, “Кораблик”, “Кто сказал мяу ?”, “Под грибом”, “Разные колеса”,”Мышонок и карандаш”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”,”Цыпленок и утенок”, “Кот-рыболов”, “Петух и краски”, “Три котенка”, “Это что за птица?”, “Умелые руки”, “Про елки”, “Мамин праздник”, “Про “снегурочки” и снежинку”, “Как зима кончилась”,”У всех праздник”, “Как я ловил рыбу”, “Мы в лесу”, “Бабушкин огород”, “Мы уже в школе”, “Салют”, “Мы – артисты”, “Про Айболита и Чапкин портрет”, “Терем-теремок”, “Раз, два – дружно!”, “Про Бегемота, который боялся прививок”, “Мы ищем кляксу”, “Петя и Красная Шапочка”, “Петя Иванов и волшебник Тик-Так”, “Волшебный магазин”

Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

“Сказка про белого бычка” (1933), “Клякса в Арктике” (1934), “Колобок” (1936), “Отважный моряк” (1936), “Дед Мороз и серый волк” (1937), “Почему у носорога шкура в складках” (1938), “И мы на олимпиаду” (1940), “Муха-Цокотуха” (1941), “Веселый огород” (1947), “Когда зажигаются елки” (1950), “Зай и Чик” (1952), “Волшебный магазин” (1953), “Стрела улетает в сказку” (1954), “Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)” (1955) – по сказке “Елка”, “Это что за птица?” (1955), “Кораблик” (1956), “Миллион в мешке” (1956), “Грибок-теремок” (1958), “Петя и Красная Шапочка” (1958), “Муха-Цокотуха” (1960), “Разные колеса” (1960), “Две сказки” (1962), “Кто сказал мяу ?” (1962), “Только не сейчас” (1962), “Тараканище” (1963), “Шутки” (1963) , “Кот-рыболов” (1964), “Петух и краски” (1964), “Пастушка и трубочист” (1965), “Про бегемота, который боялся прививок” (1966), “Хвосты” (1966), “Раз, два – дружно!” (1967), “Мы ищем кляксу” (1969), “Дядя Миша” (1970), “Терем-теремок” (1971), “Мешок яблок” (1974), “Дед Мороз и серый волк” (1978), “Кто получит приз” (1979), “Пропал Петя-петушок” (1986).

Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева

“Старт” (1925), “1905-1925” (1925), “Китай в огне” (1925), “Похождения Мюнхгаузена” (1929), “Живые дома (Спор между домами)” (1928), “Дядя Степа” (1939), “Зай и Чик” (1952), “Стрела улетает в сказку” (1954).

Источник