Станислав ростоцкий биография личная жизнь

Станислав ростоцкий биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2020;
проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ростоцкий.

Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий (21 апреля 1922, Рыбинск — 10 августа 2001, Выборгский район) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и двух Государственных премий СССР (1970, 1975).

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Станислав Ростоцкий родился в городе Рыбинске Рыбинской губернии (ныне Ярославская область России) в семье врача Иосифа Болеславовича и модистки Лидии Карловны Ростоцких. Отец происходил из польского аристократического рода; дед служил генералом в Русской императорской армии, был назначен прокурором лично государем императором[3][4]. Отец был известным врачом, занимался организацией медицины в СССР[5]. Бабушка по матери была француженкой[6].

В возрасте пяти лет посмотрел «Броненосец „Потёмкин“» и «заболел» кинематографом. В 1936 году он встретился с Сергеем Эйзенштейном и исполнил небольшую роль в фильме «Бежин луг», который так и не был завершён. В 16 лет пришёл к нему со своим сценарием. Они много общались, Эйзенштейн убедил Ростоцкого, что только начитанный, высокобразованный человек может стать режиссёром[7].

Поэтому в 1940 году по окончании школы он поступил в Московский институт философии и литературы, планируя затем пойти во ВГИК. В мирное время числился нестроевым из-за болезни позвоночника. Однако в феврале 1942 года его призвали в армию.

На войне[править | править код]

В качестве рядового служил сначала в 46-й запасной стрелковой бригаде, дислоцировавшейся у станции Сурок в Марийской АССР. В сентябре 1943 года «сбежал» на фронт. Служил в звании гвардии рядового, в должности фотокорреспондента в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе[8]. Участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, а корпус закончил войну в Праге.

11 февраля 1944 года получил тяжёлое ранение в сражении 29-го гвардейского кавалерийского полка под Дубно, куда был направлен с заданием[8]:

По мне танк проехал… Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот эта (нижняя — прим.) часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило… Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился[7].

Он был спасён одним из проходивших мимо солдат, затем фронтовая медсестра Анна Чугунова дотащила его до госпиталя. Именно ей Ростоцкий посвятил свой фильм «А зори здесь тихие»[9]. Потом были госпитали в Ровно и Москве, операции, пункции, перевязки. В августе 1944 года вышел инвалидом второй группы. Из-за развившейся гангрены ему ампутировали ногу ниже колена, и всю оставшуюся жизнь он носил протез. При этом вёл активный образ жизни, и многие даже не догадывались о его травме. Он отказывался ходить с палкой даже в конце жизни, когда испытывал особенно острые боли[10].

В кино[править | править код]

В сентябре 1944 года поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Григория Козинцева. Учился семь лет, поскольку одновременно с учёбой работал в картинах мастера на киностудии «Ленфильм». Когда учёба подошла к концу, Козинцев выделил его как режиссёра, готового сразу работать в художественном кинематографе. Тем не менее, дипломную картину «Пути-дороги» не выпустили на экраны по идейным соображениям, положив на полку. Она вышла только после ХХ съезда КПСС, когда её лично посмотрел и одобрил Никита Хрущёв («фильм отвечал его настроениям»)[3][7].

В 1952 году Ростоцкий получил направление на Киностудию им. М. Горького, где проработал всю жизнь. Был автором и соавтором сценариев собственных фильмов. Дважды его фильмы были номинированы на «Оскар» («А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо»). По опросам журнала «Советский экран», трижды его картины признавались лучшими фильмами года («А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо»).

Член ВКП(б) с 1951 года. Помимо режиссуры преподавал во ВГИКе. Был председателем жюри 9-го, 10-го, 11-го, 12-го и 13-го Московских международных кинофестивалей. Опубликовал множество статей в журналах «Искусство кино», «Советский экран», в сборниках воспоминаний о Сергее Эйзенштейне, Григории Козинцеве, Андрее Москвине, Леониде Быкове.

Входил в состав правления Союза кинематографистов СССР вплоть до 1986 года, когда на скандальном V съезде кинематографистов СССР его и других заслуженных режиссёров сместили с постов, обвинив в «официозном подходе и кумовстве» (сам Ростоцкий всего раз снял жену в роли второго плана). По словам невестки Марианны Ростоцкой, это не особо его расстроило, однако он сильно переживал из-за общей ситуации в стране и предрекал наступление «диктатуры рынка»[7]. Уже в 1988 году он критиковал резкий крен искусства в сторону вульгарности и негативного влияния на молодых людей[11].

Читайте также:  Сумская биография личная жизнь

Поздние годы[править | править код]

Сам Ростоцкий снял только одну картину («Из жизни Фёдора Кузькина», 1989), после чего покинул кино. В более поздних интервью режиссёр говорил, что ему больше нечего сказать, и что современное состояние кино повергает его в ужас[12]. Последние годы жил уединённо в доме у Финского залива, посвятив себя любимому хобби — рыбалке. Также регулярно участвовал в кинофестивале «Окно в Европу». В кино вернулся лишь раз, в 1998 году, исполнив роль генерала Синтянина в многосерийном телефильме Александра Орлова «На ножах» по роману Николая Лескова.

Станислав Иосифович Ростоцкий скоропостижно скончался 10 августа 2001 года за рулём автомобиля на пути из Высоцка в Выборг, куда ехал для участия в очередном фестивале в качестве президента[13]. По словам жены, он целый день жаловался на сердце, однако машину повёл сам. Управляя автомобилем, почувствовал острую боль в груди, смог съехать на обочину. Звонок от супруги на пульт «скорой помощи» поступил в 23:02. По словам главврача Выборгской станции «скорой медицинской помощи» Александра Койдана, режиссёра, скорее всего, можно было спасти, если бы у бригады интенсивной терапии был дефибриллятор, который работает от бортовой сети автомобиля[14]. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище[13].

Семья[править | править код]

  • Отец — Иосиф Болеславович Ростоцкий (1890—1965), врач-организатор, известный деятель советского здравоохранения. Выпускник медицинского факультета Московского университета (1914), доцент, автор множества трудов по медицине. Секретарь учёного медицинского Совета Наркомздрава СССР, заместитель начальника Управления городских больниц при Министерстве здравоохранения СССР[15][5]. В Великую Отечественную войну был старшим инспектором Главного управления эвакогоспиталей Наркомздрава, за что был отмечен Орденом Трудового Красного Знамени[16].
  • Мать — Лидия Карловна Ростоцкая (1882—1964), домохозяйка.
  • Брат — Болеслав Норберт Иосифович Ростоцкий (1912—1981), советский театровед, критик, профессор ГИТИСа[3].
  • Жена — Нина Евгеньевна Меньшикова (1928—2007), актриса. Народная артистка РСФСР (1977). Познакомились во время проб к дипломному фильму Ростоцкого «Пути-дороги» (1952).
    • Сын — Андрей Станиславович Ростоцкий (1957—2002), актёр и режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1991).
      • Внучка — Ольга.

Фильмография[править | править код]

Режиссёр[править | править код]

  • 1952 — Пути-дороги (дипломная работа, на экраны вышел в 1956)
  • 1955 — Земля и люди (по сборнику сатирических рассказов Г. Троепольского «Прохор XVII и другие»)
  • 1957 — Дело было в Пенькове
  • 1959 — Майские звёзды
  • 1962 — На семи ветрах
  • 1963 — Зимние этюды (короткометражный)
  • 1966 — Герой нашего времени
  • 1968 — Доживём до понедельника
  • 1972 — А зори здесь тихие
  • 1977 — Белый Бим Чёрное ухо
  • 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
  • 1980 — Эскадрон гусар летучих (совместно с Н. Хубовым)
  • 1985 — И на камнях растут деревья (совм. с К. Андерсеном)
  • 1989 — Из жизни Фёдора Кузькина

Сценарист[править | править код]

  • 1957 — Дело было в Пенькове
  • 1962 — На семи ветрах (совместно с А. Галичем)
  • 1966 — Герой нашего времени
  • 1970 — Как стать мужчиной (киноальманах) (совместно с Н. Григорьевой, В. Титовым)
  • 1972 — А зори здесь тихие (совместно с Б. Васильевым)
  • 1977 — Белый Бим Чёрное ухо
  • 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
  • 1985 — И на камнях растут деревья (совместно с А. Александровым, Г. Шумским)
  • 1989 — Из жизни Фёдора Кузькина (совместно с Б. Можаевым)

Второй режиссёр[править | править код]

  • 1953 — Таинственная находка

Художественный руководитель[править | править код]

  • 1971 — Пятнадцатая весна

Актёр[править | править код]

  • 1935 — Бежин луг — эпизод
  • 1998 — На ножах — генерал Иван Демьянович Синтянин, муж Александры
  • 2002—2009 — Разведённые мосты — человек с удочкой на табуретке

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1964 — Я — кинолюбитель (документальный)
  • 1995 — Екатерина Савинова (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2006 — Станислав Ростоцкий (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Станислав Ростоцкий (из телевизионного документального цикла «Острова»).
  • 2010 — Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова (из телевизионного документального цикла «Больше, чем любовь»)

Звания и награды[править | править код]

  • Две номинации на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке — фильмы «А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Народный артист РСФСР (1969) — за заслуги в области советской кинематографии[17]
  • Народный артист СССР (1974)
  • Ленинская премия (1980) — за фильм «Белый Бим Чёрное ухо» (1977)
  • Государственная премия СССР (1970) — за фильм «Доживём до понедельника» (1968)
  • Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие» (1972)
  • Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие» (1972)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[18]
  • Орден Ленина (1982) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения[19]
  • Орден Октябрьской революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Отечественной войны I степени (1985)[8]
  • Орден Красной Звезды (1944)[8]
  • Орден Дружбы (КНР)
  • Почётный знак «За развитие рыбного хозяйства России»[20]
  • Медали
  • ВКФ в Киеве (Третья премия, фильм «Дело было в Пенькове», 1959)
  • ВКФ в Минске (Вторая премия, фильм «Майские звёзды», 1960)
  • МКФ в Сан-Себастьяне (Диплом, фильм «Герой нашего времени», 1967)
  • МКФ в Москве (Золотой приз, фильм «Доживем до понедельника», 1969)
  • МКФ в Венеции (Памятный приз, фильм «А зори здесь тихие…», 1972)
  • ВКФ в Алма-Ате (Первая премия, фильм «А зори здесь тихие…», 1973)
  • МКФ в Карловых Варах (Большой приз жюри «Хрустальный глобус», фильм «Белый Бим Чёрное ухо», 1978)
  • ВКФ в Алма-Ате (Приз «За вклад в развитие советского исторического фильма», фильм «И на камнях растут деревья…», 1986)
  • КФ «Окно в Европу» в Выборге (Почётный приз «За вклад в киноискусство», 1997)
  • Почётный гражданин Выборга (1997)
Читайте также:  Наталья коваленко биография личная жизнь

Память[править | править код]

В феврале 2002 года школе Высоцка Ленинградской области было присвоено имя режиссёра, который прожил в городе более 15 лет. В 2012 году Высоцкая средняя общеобразовательная школа имени С. И. Ростоцкого была реорганизована путём присоединения к МБОУ СОШ № 12 города Выборга, став структурным подразделением имени С. И. Ростоцкого[21].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Сегодня ни от кого не услышишь — „Мне стыдно!“» (недоступная ссылка) — интервью Эльги Лындиной с С. И. Ростоцким

Источник

Биография

Станислав Ростоцкий – советский кинорежиссер, известный публике по фильмам «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Его проекты дважды номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Ростоцкий при жизни был признан зрителями и коллегами по цеху.

Детство и юность

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск, расположенном в Ярославской области. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.

Режиссер Станислав РостоцкийРежиссер Станислав Ростоцкий

Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал.

Станиславу Ростоцкому довелось пожить в советской коммуналке, где совместное существование нескольких семей создавало неповторимую атмосферу, незнакомую современному обществу. В такой обстановке шло воспитание будущего режиссера, который лелеял мечту о профессии с 5 лет. В этом возрасте Ростоцкий увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и решил посвятить себя созданию фильмов.

Станислав Ростоцкий в молодостиСтанислав Ростоцкий в молодости

Судьба благоволила Станиславу. В 16 лет он волей случая оказался на пробах к картине Эйзенштейна «Бежин луг». Там он и свел личное знакомство с постановщиком. Молодой человек не постеснялся рассказать о своих амбициях и обрел в лице режиссера наставника и друга. Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта.

Получив образование в школе, Станислав Иосифович поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться. ВГИК эвакуировали, а амбициозного юношу призвали в армию. С 1943 года Ростоцкий защищал родину на фронте. Родительский дом не готовил его к тем ужасам, с которыми пришлось столкнуться в боях. Опыт, вынесенный из военных лет, нашел отражение в творчестве постановщика.

Фильмы

Станиславу Ростоцкому повезло работать под началом Григория Козинцева, занимавшегося съемками на «Ленфильме». Полученные навыки и приятная рекомендация от мэтра были проходным билетом в мир кинематографа. В 1952 году Ростоцкий стал самостоятельным режиссером. Он, подвергаясь влиянию современных тенденций оттепели, снимал картины на производственные темы, повествуя о жизни в селе. О ней Станислав Иосифович знал не понаслышке, поэтому ему удавалось создавать глубокие и проникновенные ленты.

Читайте также:  Андрей чадов биография личная жизнь дети

Режиссер Станислав РостоцкийРежиссер Станислав Ростоцкий

Снятая Ростоцким картина «Земля и люди» не сразу попала на экран. Созданная по рукописи, запрещенной к печати, лента становилась откровением о реальном положении вещей в селе. Худсовет воспрепятствовал премьере и окрестил режиссера контрреволюционером. Фильм увидел свет после 20 съезда партии и был чрезвычайно популярен.

В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики.

Вячеслав Тихонов и Станислав РостоцкийВячеслав Тихонов и Станислав Ростоцкий

Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направления юношеского кино. События происходили в школе и описывали взаимодействие двух разных поколений. Из общения представители обоих выносят уроки. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Это и спасло картину от забвения на полках.

Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие»Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие»

Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стал «А зори здесь тихие». Фильм, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывал о непростых судьбах юных девушек, столкнувшихся с суровыми реалиями войны. Их подвиг режиссер описал в картине, которая сегодня считается классикой. Она получил номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.

На создание ленты автора вдохновила и личная история. В одном из боев Ростоцкого спасла от гибели некая Анна Чегунова. Девушка буквально вынесла бойца из пекла и дала возможность выжить. Судьба не пощадила спасительницу режиссера. Ее личная жизнь после войны сложилась удачно, Анна обзавелась семьей, но спустя время врачи обнаружили у женщины рак мозга. К финалу съемок картины Анна уже потеряла зрение, но благодарный Ростоцкий привез ее на презентацию ленты и описывал происходящее на экране вслух.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»Станислав Ростоцкий на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»

В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь. Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.

Личная жизнь

В молодости Станислав Ростоцкий пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола, поэтому его знакомая Нина Меньшикова и не рассчитывала на взаимность.

Станислав Ростоцкий и его жена Нина МеньшиковаСтанислав Ростоцкий и его жена Нина Меньшикова

Точки над «i» расставили случай и творческая командировка, в которой молодые люди оказались вместе с Владимиром Красильщиковым. Забота и внимание Нины сделали свое дело, и Ростоцкий влюбился. Решительность девушки произвела на него впечатление. В скором времени Нина Меньшикова стала женой режиссера.

Ростоцкий снял возлюбленную в некоторых кинолентах. Актриса появлялась в кадре «Доживем до понедельника» в образе учительницы и в роли Веры Кругловой в картине «Девчата».

Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина МеньшиковаАндрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

В браке двух талантливых деятелей искусства родился сын Андрей Ростоцкий. Как это часто случается в ситуациях, когда дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, молодой человек также посвятил себя творчеству.

Смерть

Биография Станислава Иосифовича Ростоцкого богата на события, а фильмография полна проектов, которые продолжают жить после кончины автора. Режиссер умер в 2001 году. Причиной смерти стал сердечный приступ, настигнувший его за рулем автомобиля. Постановщик ехал в Выборг, чтобы участвовать в кинофестивале «Окно в Европу».

Могилы Станислава Ростоцкого и Нины МеньшиковойМогилы Станислава Ростоцкого и Нины Меньшиковой

Могила Ростоцкого находится на Ваганьковском кладбище. Там же похоронены его супруга и сын.

Сегодня фото Станислава Ростоцкого дополняют методические издания и учебники по режиссуре кино.

Фильмография

  • 1955 – «Земля и люди»
  • 1957 – «Дело было в Пенькове»
  • 1959 – «Майские звёзды»
  • 1962 – «На семи ветрах»
  • 1966 – «Герой нашего времени»
  • 1968 – «Доживём до понедельника»
  • 1972 – «А зори здесь тихие»
  • 1977 – «Белый Бим Чёрное ухо»
  • 1980 – «Эскадрон гусар летучих»
  • 1985 – «И на камнях растут деревья»
  • 1989 – «Из жизни Фёдора Кузькина»

Источник