Сперантова актриса личная жизнь

Сперантова актриса личная жизнь thumbnail

Биография

Уборщица тетя Глаша из комедии «Большая перемена» (1972), которую «бес попутал» дать звонок с урока раньше времени, знакома каждому поклоннику советского кинематографа. Исполнительница роли – Валентина Сперантова, народная артистка СССР.

Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена»

Ее фильмография состоит в основном из эпизодических ролей, но и их «народная бабушка» исполняла мастерски. Биография Сперантовой драматична, однако от этого не страдают комедийные образы.

Детство и юность

Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.

Актриса Валентина СперантоваАктриса Валентина Сперантова

Когда Валентине исполнилось 10 лет, в дом вошла смерть, и забота о малышах легла на хрупкие материнские плечи Матрены Федосеевны. Несмотря на финансовые и политические проблемы – в 1914 году началась Первая мировая война, – в семье Сперантовых царила теплая атмосфера.

Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.

Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.

Валентина Сперантова в молодостиВалентина Сперантова в молодости

В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.

За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.

Театр и фильмы

Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.

Валентина Сперантова в театреВалентина Сперантова в театре

Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».

Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»

В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).

Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.

Валентина Сперантова в студии звукозаписиВалентина Сперантова в студии звукозаписи

В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».

Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».

Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»

В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.

Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»

Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).

Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).

Личная жизнь

Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.

Валентина Сперантова и ее старшая дочь ОксанаВалентина Сперантова и ее старшая дочь Оксана

Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.

Смерть

В 1970-х актрису начали мучить боли в сердце. Врачи рекомендовали снизить нагрузки, но она продолжала сниматься в кино, выходить на подмостки, работать на радио и преподавать в театральном училище им. Щепкина.

В декабре 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, женщина оказалась в больнице. Народной артистки СССР не стало 7 января 1978 года. Причина смерти – острый сердечный приступ.

Могила Сперантовой находится на Новодевичьем кладбище. Фото надгробия говорит о том, что Валентина Александровна и ее любящий супруг Михаил нашли покой в одной обители.

Фильмография

  • 1953 – «Алеша Птицын вырабатывает характер»
  • 1960 – «Шумный день»
  • 1965 – «Последний месяц осени»
  • 1966 – «Два билета на дневной сеанс»
  • 1969 – «Веселое волшебство»
  • 1971 – «Мировой парень»
  • 1972 – «Большая перемена»
  • 1973 – «Дед левого крайнего»
  • 1974 – «Три дня в Москве»
  • 1977 – «Доброта»

Озвучивание мультфильмов

  • 1947 – «Конек-Горбунок»
  • 1951 – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • 1954 – «Золотая антилопа»
  • 1958 – «Петя и Красная Шапочка»
  • 1958 – «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
  • 1964 – «Дядя Степа – милиционер»
  • 1966 – «Самый, самый, самый, самый»

Источник

Творческая судьба самой обаятельной «всесоюзной бабушки» Валентины Сперантовой сложилась удачно, хотя в кино у нее нет ни одной ведущей роли. Однако, она настолько блистательно сыграла в картинах «Большая перемена» и «Три дня в Москве», что зрители полюбили актрису на всю жизнь.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», Герда

Валентина родилась в большой семье, отец работал секретарём в местном уезде, а мама занималась воспитанием девятерых детишек. Когда девочке исполнилось десять лет, умер отец, и все заботы легли на хрупкие плечи матери. В семье всегда царила дружественная обстановка, и, хотя время было неспокойное, дети росли в ласке и доброте.

Валюша хоть и была ещё сама маленькая, заботу о братьях и сестрах взяла на себя. Организовывала во дворе концерты, сама рисовала декорации, шила костюмы. Однажды к ним в городок Зарайск приехал театр, для спектакля нужен был ребенок. Валина тетя предложила взять её, девочка замечательно сыграла, и начала грезить о сцене. Школьные годы у юной актрисы проходили весело, ребята с которыми она училась, часто шли у нее на поводу. Валя сплотила возле себя единомышленников, они создали драматический кружок. Девушку заметили и пригласили в театр на роль Золушки. После этой удачи – судьба Сперантовой была решена.

Валентина Сперантова

Читайте также:  Актриса быстрицкая фото личная жизнь

Однажды их провинциальный городок посетил московский артист, талантливая девушка произвела на него впечатление. Посоветовал поехать в столицу, и поступить в театральный институт. Оставив свой адрес, пообещал помочь. Окончив обучение, Валя приехала в Москву, нашла знакомого артиста, но тот не смог оказать обещанную помощь.

Разочарованная Сперантова хотела вернуться домой. Девушку сразил тиф, несколько месяцев она боролась с болезнью, а когда вылечилась, домой возвращаться передумала. Но и в театральный ВУЗ документы не подала, поступила в художественное училище.
Почти полгода Валя старалась постичь азы живописи, но понимала, ее призвание – театр. Забрав документы, Сперантова поступает в студию «Молодые мастера» (позже переименовали на ГИТИС). После учебы, юная актриса начала искать работу, девушка не могла похвастаться высоким ростом, статью, красивыми чертами лица. Поступив служить в Госцентюз (1925), коллеги посмеивались за ее спиной, она им казалась серой маленькой мышкой. Однако, режиссер театра – Юрий Бонди, сразу разглядел у девушки редкий талант, и ввел во все спектакли, где нужно было играть детей.

Валентина Сперантова в спектакле «Том Кенти», Том Кенти

У Валентины Сперантовой определилось амплуа «вечного мальчика». Она играла Джо Гарнера в «Томе Сойере», Сережу в «Самолете», Ши Тао в «Желтой собаке». Юрий Михайлович мечтал поставить спектакль именно под актрису, но, к сожалению, умер. Новый руководитель относился к работе «спустя рукава», и для Валентины интересных ролей не находилось. Только в 28-м году, Рошал покинул театр, и Сперантова получила главную роль Егорки в пьесе «Черный Яр». И опять актриса была «на коне», зрители шли на ее спектакли, играла Валентина просто фантастически. Был интересный случай: в театр заглянул Бернард Шоу, восхищаясь игрой актера, он позже удивился, узнав, что перед ним не мальчик, а тридцатилетняя женщина. Великий ирландский драматург стал перед актрисой на одно колено и поцеловал руку.

Валентина Сперантова в спектакле “Чёрный Яр” (фото РАМТограф)

Личная жизнь у Валентины сложилась не такая успешная, как творческая. Николай Гусельников был далек от искусства, но девушка в него влюбилась, вскоре молодые поженились. У супругов родилась дочь Оксана. Мужа направили строить ДнепроГЭС, потом молодой специалист поехал в Казахстан, а Валя из Москвы уезжать не хотела. Николай звал жену в Караганду, она же не мыслила себя без театра, молодые начали ссориться. Гусельников решил проучить жену, и завел роман на стороне, Валя понимала, семья распалась – подала на развод.

Валентина Сперантова с дочкой Оксаной

Одной воспитывать дочку было трудно, молодая женщина уже и не думала, что сможет второй раз выйти замуж. И тут судьба преподнесла ей сюрприз. Валя познакомилась с Михаилом Никоновым, мужчина когда-то занимал пост директора театра Мейерхольда. С Михаилом актриса обрела долгожданное счастье, родила дочку Наташу. Супруг обожал девочек, никогда не обделял вниманием падчерицу.

В 41-м беда обрушилась не только на их семью, но и на весь советский народ. Валя вместе с мужем записалась в фронтовой театр, детей отправила к родственникам, под Пермь. В 44-м актриса ушла из ВТО и устроилась в ГЦДТ (детский театр). Война окончилась, вся семья собралась вместе, а когда Валентине Александровне исполнилось 40 лет им дали трехкомнатную шикарную квартиру. К ним любили приходить артисты, поэты, близкие люди, гостей встречали гостеприимно, в уютной и задушевной обстановке быстро проходило время.

Сложная жизнь Валентины Сперантовой, и её «Большие перемены»

Как ни молодилась Валентина Сперантова, а годы брали свое. И в 51 год, она почувствовала – пора менять амплуа. Все началось, после спектакля «Чиполлино». Пьеса с треском провалилась, вернее ее игра. Зритель, конечно, по-прежнему считал актрису талантливой, вот только зрелая женщина совсем не напоминала «озорника-мальчишку». Валентина Александровна была в отчаянии, хотела даже бросить театр, но опять судьба пришла ей на помощь. Режиссер Мария Кнебель предложила Сперантовой перейти на роли зрелых женщин и бабушек. Изначально идея актрисе совсем не понравилась, но постепенно, она привыкала, дарила своим героям неповторимый шарм и «изюминку».

Актриса и не мечтала уже играть детей, но она ошиблась и в этот раз. Конечно, тело ее старело, но вот голос оставался такой же мягкий, молодой, озорной. Ее начали приглашать озвучивать мультипликационных персонажей: Иванушку в сказке «Конёк-Горбунок», Мальчиша-Кибальчиша, доброго мальчика из «Золотой антилопы», Нильса из «Заколдованного мальчика», пионера рассказчика из «Дяди Степы – милиционера» и др.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», бабушка

Кинематограф тоже не обделил замечательную актрису ролями, в канун пятидесятилетия она сыграла главную роль в картине «Алёша Птицин вырабатывает характер» – бабушку Симу. Фильм не был столь выдающимся, но у актрисы ее героиня получилась яркая, с характером. Режиссеры начали предлагать одну роль за другой и в ближайшие 25 лет Валентина Сперантова стала любимой «всесоюзной бабушкой». Даже если актриса играла эпизод, зритель был рад видеть свою любимицу на экране. Все ее персонажи отличались добрым нравом, веселым и отзывчивым характером.

Настоящая популярность пришла с фильмом «Большая перемена» (1972), тетя Глаша настолько понравилась зрителю, что актрисе начали приходить письма из всего Советского Союза. Через два года она бесподобно сыграла бабушку милиционера Ивана Федотова в киноленте «Три дня в Москве». В этом же году Сперантова играет в картине «Страница жизни». За роль учительницы ее удостоили золотой медалью, а также ценными подарками – дубленкой и кованным подсвечником. Медаль она получила, а вот презенты накануне украли. Актриса отшутилась: «Медаль же не украли? Ну вот и замечательно!»

Людмила Касаткина и Валентина Сперантова в фильме “Большая перемена”

Всего в послужном списке Валентины Александровны 25 картин, больше ста спектаклей. Актриса немного преподавала в театральном училище. В 1950 году она получила звание «Народной», не раз актрису награждали орденами и медалями за заслуги перед Родиной. Свою последнюю роль Морозихи в картине «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» актриса сыграла, уже будучи больной.

В конце 60-х умер Михаил Никонов, Валентина Сперантова тяжело перенесла это горе. Супруги прожили в мире и согласии тридцать лет, всю жизнь он оберегал и поддерживал жену. В 77-м году женщина стала себя плохо чувствовать, начались проблемы с сердцем. Перед новогодними праздниками её положили в больницу, там же встретила Новый 1978 Год.

К сожалению, сердце не выдержало и 7 января она скончалась. Похоронили Валентину Сперантову возле мужа, Михаила Семеновича, на Новодевичьем кладбище в Москве. Дочек актрисы, Оксаны и Наташи, тоже уже нет в живых.

Валентина Сперантова

Валентина Александровна прожила большую, насыщенную жизнь, никогда не зная простоев в творчестве. Самое главное для артиста, найти свою нишу в театре и кино, и это у актрисы осуществить получилось. Её персонажи до сих пор живут на экранах, а все радио и телепередачи находятся в золотом фонде коллекции России.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Читайте также:  Актриса телегина личная жизнь ее семья дети муж фото

Источник

Валентина Сперантова

Валентина Сперантова

Валентина Александровна Сперантова. Родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (ныне Московская область) – умерла 6 января 1978 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1970).

Валентина Сперантова родилась 11 (24 по новому стилю) февраля 1904 года в Зарайске (ныне Московская область).

Отец – секретарь уездного Съезда.

Мать – Матрена Федосеевна, домохозяйка.

Племянница – Елена Юрьевна Миллиоти, советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР.

Всего в семействе Сперантовых было девять детей.

Отец умер, когда Валентине было десять лет. С этого времени на нее легли домашние хлопоты и заботы о младших братьях и сестрах.

С ранних лет увлеклась театром. В семье Сперантовых часто устраивались любительские представления. Валентина помогала готовить спектакли, рисовала декорации, шила костюмы, а когда подросла – стала активно участвовать в семейных представлениях. Почти все персонажи, которых играла Валентина в домашних постановках, были мальчишки.

В детстве же начала играть в настоящем театре в своем родном Зарайске. Сначала в народном, куда ее привела тетя, сестра матери. Когда для одного из спектаклей понадобился ребенок, она посоветовала обратиться к семье Сперантовых. Для роли была выбрана именно Валя.

Во время учебы в гимназии Валентина организовала собственный драматический кружок. Там ее заметили актеры Зарайского драматического театра. Игра Валентины их впечатлила, и ее, еще юную школьницу, пригласили во взрослую театральную труппу на роль Золушки.

После революции деятельность гимназического кружка стала публичной. На одном из представлений состоялось знакомство, определившее дальнейшую Валину судьбу. В 1918 году некий артист, приехавший в Зарайск из Москвы, предложил Сперантовой начать новую жизнь в столице, и обещал всячески посодействовать девушке, а также устроить ее на работу в один из московских театров.

Сперантова решилась покорять Москву, однако обещанной поддержки не получила. Девушка хотела уехать домой, но ей это не удалось – заболела тифом, и несколько месяцев пролежала в московской больнице, не имея ни сил, ни возможности вернуться домой.

После выздоровления поступила во ВХУТЕМАС – она с детства увлекалась рисованием, была достаточно талантлива. Около полугода занималась живописью и графикой, но потом все-таки решила вернуться к своей мечте. Прочитав в газете, что открыт набор в театральную студию «Молодые мастера», она бросила учебу в художественном училище. В этом же году она с первой попытки поступила в студию, позже переименованную в Театральный техникум имени А.В. Луначарского (будущий ГИТИС), который успешно окончила в 1925 году.

Валентина Сперантова в молодости

Валентина Сперантова в молодости

Во время учебы Сперантова поддалась тогдашнему веянию о вреде аппендикса. В то время люди тысячами ложились на хирургический стол, чтобы удалить якобы ненужный и вредный орган. Она также решилась на операцию, при этом в качестве хирурга выбрала знакомого, совсем молодого и неопытного врача, обрадованного возможности попрактиковаться. Операция прошла неудачно, и после нее в кишечнике у Сперантовой осталось множество спаек. Сильные боли в животе, доводившие ее до обмороков, до невозможности пошевелиться, мучили Валентину до конца 1950-х годов, пока она не прошла курс лечения в Карловых Варах.

Театральная карьера Сперантовой началась в детских театрах. Сразу после окончания театрального техникума она попала на работу в Первый государственный педагогический театр, позже переименованный в Госцентюз. Главным театральным амплуа Валентины Сперантовой стали роли травести. В самых разных спектаклях актриса сыграла множество мальчишек, за что ее прозвали «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».

Работы Валентины Сперантовой в Госцентюз (Московском ТЮЗ):

1925 – Джо Гарнер – «Том Сойер» Н. Векстерн и И. Романовского;
1925 – Серёга – Самолёт Б. Никифорова;
1926 – Нинка-Хромушка – «Колька Ступин» С. Ауслендера и А. Солодовникова;
1927 – Ши Тао – «Жёлтая собака» С. Маккавеева;
1927 – Ягнёнок, Жена сапожника – «Басни» И. А. Крылова;
1928 – Дуняшка – «Женитьба» Н. В. Гоголя;
1928 – Немецкий пионер – «Так держать» А. Иркутова;
1928 – Егорка – «Чёрный Яр» А. Н. Афиногенова;
1929 – Франька – «Так было» А. Я. Бруштейн;
1929 – Ахмет – «Винтовка № 492116» А. А. Крона;
1930 – Мишка – «Пороги» А. Афиногенова;
1931 – Франуэль – «Чемодан Коауса Хитльснера» В. Курдюмова;
1932 – Бьятта – «Джордано Бруно» Т. Голицыной;
1932 – Липочка – «Свои люди – сочтёмся» А. Н. Островского;
1932 – Мишка – «Ровесники» В. Курдюмова;
1934 – Птаха – «Клад» Е. Л. Шварца;
1935 – Геальмар – «Сказки Андерсена» В. Смирновой;
1936 – Степок – «Бежин Буг» А. Г. Ржешевского;
1937 – Дочь мельника – «Русалка» А. С. Пушкина;
1938 – Том Кенти – «Том Кенти» С. В. Михалкова;
1938 – Ёлочка – «Совершеннолетие» В. А. Любимовой;
1939 – Машутка – «Ломоносов» М. Сизовой;
1939 – Лиза – «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1940 – Панюшка – «Единая боевая» А. Я. Бруштейн;
1941 – Ганька – «Дом № 5» И. В. Штока.

Во время войны Сперантова оставила театральную деятельность и участвовала во фронтовых бригадах.

В 1942-1944 годах – актриса фронтового театра ВТО.

Валентина Сперантова в театре

Валентина Сперантова в театре

С 1944 года – актриса Центрального детского театра.

Работы Валентины Сперантовой в Государственном центральном детском театре:

1944 – Лена – «Далёкий край» Е. Л. Шварца;
1944 – Герда – «Снежная королева» Е. Л. Шварца;
1945 – Ваня Солнцев – «Сын полка» В. П. Катаева;
1947 – Шура Бадейкин – «Красный галстук» С. В. Михалкова;
1948 – Кей – «Снежная королева» Е. Л. Шварца;
1949 – Митя – «Дубровский» Н. Волкова;
1949 – Анна Григорьевна – «Её друзья» В. С. Розова;
1951 – Володя Дубинин – «Володя Дубинин» В. Гольдфельда;
1951 – Княгиня Тугоуховская – «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1952 – Коробочка – «Мёртвые души» Н. В. Гоголя;
1952 – Кордула, жена скрипача – «Волынщик из Стракониц» И.-К. Тыла;
1953 – Кукушкина – «Доходное место» А. Н. Островского;
1955 – Чиполлино – «Приключения Чиполлино» С. Богомазова, З. Потаповой;
1956 – Миссис Корни – «Оливер Твист» Д. Альмара;
1957 – Клавдия Васильевна Савина – «В поисках радости» В. С. Розова;
1958 – Миссис Гарпер – «Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского;
1960 – Ольга Петровна Шилова – «Неравный бой» В. Розова;
1960 – Мария Александровна Ульянова – «Семья» И. Попова;
1960 – Тётя Дуся – «Бывшие мальчики» Н. Ивантер;
1962 – Старушка (Волшебница) – «Цветик-Семицветик» В. П. Катаева;
1962 – Мария Леонтьевна – «Пристань “Кувшинка”» Г. Карпенко;
1962 – Мария Ивановна – «Перед ужином» В. С. Розова;
1963 – Анфиса Петровна, бабушка Вани – «Один страшный день» Ю. В. Сотника;
1963 – Фёкла Ивановна – «Женитьба» Н. В. Гоголя;
1964 – Тихоновна – «Чудеса в полдень» Г. С. Мамлина;
1965 – Василиса Фёдоровна, завуч – «Гусиное перо» С. Л. Лунгина, И. Нусинова;
1965 – Старуха Ставен – «Дух Фландрии» А. Ладынина;
1965 – Мария Александровна Ульянова – «Начало пути» П. Вернадского;
1965 – Баба – «Сказки» С. Я. Маршака;
1966 – Старуха – «Сказки» А. С. Пушкина;
1967 – Мать Павки – «Как закалялась сталь» Г. Печникова;
1967 – Марья, крестьянка – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва;
1967 – Мать – «Карусель» по сказке С. Я. Маршака;
1967 – Орлова Мария Андреевна, старая учительница – «Традиционный сбор» В. С. Розова;
1969 – Бабушка – «Девочка и апрель» Т. Ян;
1969 – Мария Александровна Ульянова – «Удивительный год» по М. Прилежаевой;
1971 – Бабушка – «Обратный адрес» А. Г. Алексина;
1971 – Бабушка – «Снежная королева» Е. Шварца;
1973 – Бабушка – «Звоните и приезжайте» А. Г. Алексина;
1974 – Бабушка Вера – «Молодая гвардия» А. Г. Алексина;
1977 – Директор школы – «Последняя четверть» Н. Воронова, А. Горюнова.

Читайте также:  Татьяна шестакова актриса личная жизнь

В 1977 году ей была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской – за исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» А. Г. Алексина.

В 1977 году как режиссер поставила спектакль «Сомбреро» С. Михалкова (совместно с А. А. Некрасовой).

Валентина Сперантова в театре 2

С середины 1930-х годов стала работать на Всесоюзном радио, озвучивая роли в детских спектаклях. В это время в ее послужном списке появились роли Тимура в «Тимуре и его команде», Иртыша в «Бумбараше», Димки из «Р. В. С.», а в «Мальчише-Кибальчише» она одна сыграла в радиоспектакле все роли, начиная от Мальчиша-Кибальчиша и заканчивая Главным Буржуином.

Ее работа на радио продолжилась после войны. С 1945 года, когда в эфир стала выходить очень популярная передача для детей «Клуб знаменитых капитанов», Сперантова играла в ней роль Дика Сэнда из «Пятнадцатилетнего капитана». В те годы Сперантова была чуть ли не самой известной и всенародно любимой актрисой на радио, на ее имя и на имена ее персонажей шли сотни и тысячи писем от благодарных слушателей самых разных возрастов.

С конца 1940-х годов она активно занималась озвучанием мульфильмов. Ее голос звучал в мультфильмах «Конёк-Горбунок», «Полет на луну», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Дядя Степа», «Человечка нарисовал я» и многих других анимационных фильмах.

Член КПСС с 1953 года.

С 1953 года снималась в кино, дебютировав в ленте «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Валентина Сперантова в фильме “Алёша Птицын вырабатывает характер”

Валентина Сперантова Алёша Птицын вырабатывает характер

В 1960 году режиссер Анатолий Эфрос занялся экранизацией пьесы Виктора Розова «В поисках радости», которую поставил тремя годами раньше в Центральном детском театре. В обеих вариантах постановки роль матери главного героя, Клавдии Савиной, исполнила Валентина Сперантова. Эта роль принесла ей всесоюзную славу и стала настоящим триумфом Сперантовой как киноактрисы.

В 1960-е годы Валентина Александровна снялась в десятке лент, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Случай из следственной практики», «Служили два товарища».

Валентина Сперантова в фильме “Два билета на дневной сеанс”

Валентина Сперантова Два билета на дневной сеанс

В последующие десять лет она также много снималась в кино. Самыми известными из них стали роли Сперантовой в фильмах «Большая перемена» в 1973 году, «Три дня в Москве» в 1975 году и «Длинное длинное дело» в 1976 году.

В 1972 году актриса была удостоена золотой медали на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме Константина Худякова «Страницы жизни».

Валентина Сперантова в фильме “Большая перемена”

Валентина Сперантова Два билета на дневной сеанс

Валентина Сперантова в фильме “Три дня в Москве”

Валентина Сперантова Три дня в Москве

Валентина Сперантова в фильме “Долгое путешествие к морю”

Валентина Сперантова Долгое путешествие к морю

Ее последней работой в кино стала роль в картине «Доброта».

Заслуженная артистка РСФСР (1946). Народная артистка РСФСР (1950). Народная артистка СССР (1970).

В 1970-е годы актрису начало беспокоить здоровье, у нее начало болеть сердце. Врачи рекомендовали ей снизить нагрузки, особенно в театре. Именно поэтому в 1970-х годах Валентина Александровна сыграла в ЦДТ только четыре новых роли. Тем не менее, актриса в эти годы много работала на радио, преподавала в Театральном училище имени М. Щепкина.

В декабре 1977 года боли в сердце у Сперантовой усилились, ее госпитализировали. Однако врачи не смогли помочь.

Валентина Сперантова Сперантова ушла из жизни 7 января 1978 года (по другим источникам – 6 января). Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 6) рядом с мужем.

Валентина Сперантова

Рост Валентины Сперантовой: 152 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Сперантовой:

Дважды была замужем.

Первый раз она вышла замуж в конце 1920-х годов за Николая Гусельникова, который в то время работал на строительстве Днепрогэс. В браке родилась дочь Оксана.

Но семья просуществовала недолго: в середине 1930-х годов Гусельников был направлен на строительство в Караганду. Сперантова не смогла оставить любимую работу, Николай уехал один, и встретил другую женщину.

Валентина Сперантова и дочь Оксана

Валентина Сперантова и дочь Оксана

Несколько лет Сперантова ждала мужа, но, впоследствии оформила развод и вышла замуж за бывшего директора театра Мейерхольда Михаила Никонова. Они прожили вместе более тридцати лет, муж умер в конце 1960-х.

В 1940 году во втором браке родилась дочь Наталья.

Фильмография Валентины Сперантовой:

1953 – Алёша Птицын вырабатывает характер – Сима, Сашенькина бабушка
1960 – Шумный день – Клавдия Васильевна Савина
1961 – Любушка – Адель Максимовна, экономка у Бурмина
1965 – Последний месяц осени – мать
1966 – Серая болезнь – актриса
1966 – Два билета на дневной сеанс – Евдокия Фёдоровна Лебедянская, мать Лебедянского
1967 – Рядом с вами – Нина Ивановна, соседка Кати по квартире
1968 – Случай из следственной практики – мать Валентина Макарцева
1968 – Служили два товарища – эпизод (нет в титрах)
1968 – Полчаса на чудеса (киноальманах) – бабушка Лида
1969 – Тихая семейка (фильм-спектакль) – мать Николетты
1969 – Весёлое волшебство – Акулина Ивановна – Баба Яга
1971 – Мировой парень – Дороти Паркер, жена Дэна Паркера
1972-1973 – Большая перемена – тетя Глаша, нянечка
1972 – Страница жизни (фильм-спектакль) – Елизавета Максимовна
1972 – Свободный час (фильм-спектакль) – тётя Нюша
1972 – За всё в ответе – Елизавета Фёдоровна Орлова, заслуженная учительница республики
1973 – Сказка о рыбаке и рыбке (фильм-спектакль)
1973 – Пушкинские сказки (фильм-спектакль) – Старуха
1973 – Письмо из юности – Назариха, Аграфена Мироновна, кузнец
1973 – Дед левого крайнего – Юлия Петровна
1974 – Три дня в Москве – бабушка
1974 – Какая у вас улыбка – баба Варя, бабушка Сергея
1975 – Такая короткая долгая жизнь – тётя Дуся Игнатьева, мать Ивана Петровича
1976 – Фиалка (фильм-спектакль) – нянечка в доме для престарелых
1976 – Долгое путешествие к морю (Ilga kelionė prie jūros) – старушка
1976 – Длинное, длинное дело – покупательница порошка
1977 – Когда рядом мужчина – Александра Александровна
1977 – Доброта – Прасковья Васильевна, бабушка Щукина
1978 – Четыре беспокойных дня в Кудиновке (фильм-спектакль) – Морозиха

Озвучивание Валентины Сперантовой:

1947 – Конёк-Горбунок (анимационный) – Иванушка
1948 – Федя Зайцев (анимационный)
1953 – Полет на Луну (анимационный) – Сэнди
1953 – Братья Лю (анимационный)
1954 – Золотая антилопа (анимационный)
1955 – Заколдованный мальчик (анимационный) – Нильс
1956 – Приключения Мурзилки (анимационный) – Петя (нет в титрах)
1956 – Палка-выручалка (анимационный) – Мараш
1958 – Тайна далекого острова (анимационный) – Петя
1958 – Сказка о Мальчише-Кибальчише (анимационный) – Мальчиш-Кибальчиш
1958 – Петя и Красная шапочка (анимационный) – Петя / Бвбушка
1959 – День рождения (анимационный) – Мальчик
1960 – Человечка нарисовал я (анимационный) – Федя Зайцев
1964 – Дядя Стёпа – милиционер (анимационный) – пионер-рассказчик
1965 – Приключения Запятой и Точки (анимационный) – Борис Иванов / учительница Анна Петровна
1966 – Самый, самый, самый, самый (анимационный)
1966 – Главный звёздный (анимационный)
1968 – Орлёнок (анимационный) – Василий Степанов, трубач

Источник