Сколько успенскому лет

Сколько успенскому лет thumbnail

Именно Эдуард Успенский придумал Чебурашку, Дядю Федора, кота Матроскина. Произведения с этими героями перевели на 25 языков, а книги издавали миллионными тиражами. Успенский говорил: «Мои произведения — это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть».

Сколько успенскому лет

Эдуард Успенский родился в 1937 году в городе Егорьевске Московской области. Его отец, Николай Успенский, работал в аппарате ЦК ВКП(б), где отвечал за строительство землехранилищ и запасы зерна. Мать, Наталья Успенская, была инженером-машиностроителем на ткацкой фабрике. В 1938 году семья переехала в столицу, где им дали жилье. Позже Эдуард Успенский вспоминал: «Я смутно помню предвоенные годы. У отца была дача, которую он получил в пользование от ЦК Коммунистической партии, где отец работал. Из дачи я помню трехколесный велосипед с металлическими колесами, какую-то воду и зелень. Вот и всё».

Когда началась Великая Отечественная война, отец остался оборонять Москву, а мать вместе с детьми эвакуировали в Зауралье. В городе Шадринске они прожили до 1943 года, об этом времени Успенский рассказывал: «Каким-то образом помню также детский сад, который находился на берегу реки. Помню и то, как нам, детям, присылали посылки с фронта — в них были игрушки, немецкие… Эти игрушки отдавали тем, чьи отцы погибли на фронте. А я чувствовал обиду, что мой отец жив».

В конце войны Николай Успенский заболел туберкулезом, а в 1947 году скончался. Все его партийные льготы и выплаты прекратились — Наталье Успенской надо было одной содержать трех сыновей. Через несколько месяцев она отправила Эдуарда Успенского в интернат для детей с ослабленным здоровьем. Будущий писатель жил там год. Он вспоминал: «Помню, что это был прекрасный интернат в старом помещичьем барском доме… А по лесам и вокруг бегали потомки настоящих барских гончих собак. Я всем им с удовольствием носил всякую еду. Кричал там каким-то особенным охотничьим криком, как охотники кричат. И собаки ко мне сбегались».

В 1947 году Наталья Успенская снова вышла замуж. Ее избранником стал бухгалтер НКВД Николай Пронский. У него был ребенок от первого брака — Борис, ровесник Эдуарда Успенского. В 1948 году, когда будущий писатель вернулся из интерната, дети пошли в один класс. Однако между собой они не ладили и часто дрались. Успенский позже сказал: «Он был хорошим парнем, и мне досадно, что я тогда с ним ссорился».

Эдуард Успенский рос хулиганом. Он прогуливал уроки, часто затевал драки и задирал одноклассников. Но в седьмом классе у Успенского проснулся интерес к учебе. Он сломал ногу, когда ползал по чердаку заброшенной церкви, и школьника положили в больницу. Чтоб не остаться на второй год, он попросил маму принести в палату учебники.

Случилось так, что они [учебники] уже не казались особенно ужасающими. За два месяца я прочитал книги от начала до конца и понял прочитанное. С тех пор в начале каждого учебного года я сразу от начала до конца прочитывал учебники по математике и физике. В результате я начал успевать по математике, физике и химии действительно хорошо, участвовал в математических олимпиадах и стал гордостью школы.

В девятом классе Эдуард Успенский стал пионервожатым у третьеклассников. Для своих подопечных он впервые написал юмористические стихи. Успенский вспоминал: «Порой я проводил с ними целый день: мы вместе катались на лыжах и ходили в театр… …Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем».

Сколько успенскому лет

В 1955 году Эдуард Успенский окончил школу и собрался поступать на инженера. Перед вступительными экзаменами в университет мать с отчимом уехали на все лето на юг, а сыну каждый месяц высылали деньги. Успенский вспоминал: «В первый день я купил на свои деньги белку и клетку и еще кое-что другое. Затем у меня денег уже не было. Но меня спас мой товарищ Юрий Мицельский, который попросил меня пойти на экзамены в институт вместо него. За пятерку он даст 5 рублей, за четверку 4. Так и произошло, он поступил». Эдуард Успенский тоже поступил: он на отлично сдал экзамены в Московский авиационный институт и стал учиться на инженера-прибориста.

В институте Успенский познакомился с Феликсом Канделем — в то время руководителем студенческого театра МАИ «Телевизор». Они подружились и по вечерам вместе придумывали капустники и сценки для праздничных концертов. Вскоре друзья начали сочинять юмористические стихи и программы выступлений для артистов эстрады. Четверостишия Успенского со сцены читали Александр Лившиц и Александр Левенбук — популярный в конце 1950-х дуэт.

Я помню, мы работали в одной квартире в ванной, потому что квартиры были забиты людьми как тараканами. Там еще рыба плавала. Она там несколько лет плавала — какая-то хозяйка ее купила, а зарезать не смогла. И если кто-то хотел принять ванну, то рыбу надо было убрать, посадить в металлическое корыто. И вот мы под плеск карпа большого сочиняли.

В 1961 году Успенский получил диплом и устроился инженером на Второй московский приборный завод, где создавали блоки наведения для советских ракет. Однако свои вечерние занятия с Феликсом Канделем не бросил: они по-прежнему писали фельетоны для эстрады. А в 1964 году Эдуард Успенский уволился с завода. Руководство пообещало увеличить зарплату, но в итоге у писателя появились только дополнительные обязанности. Он вспоминал: «Меня обманули. Я разозлился и ушел, и думал сначала о поисках другой работы. Потом увидел, что деньги мне удается добывать и литературным трудом, так что я так и остался на свободе, на вольных хлебах».

Сколько успенскому лет

В 1965 году Союз писателей РСФСР стал выпускать журнал «Детская литература», в котором публиковали статьи о детских авторах и рецензии на их произведения. Весной этого же года в издании появилась статья про Эдуарда Успенского: «Поэтесса Ирина Токмакова написала про меня, что я свежий. Я вырос, развился и появился словно из ниоткуда, тайно и вдруг. Но «вдруг» было неправильное слово». К сотрудникам журнала прислушивались в крупнейших книгоиздательствах, и в 1965 году вышла первая книга Успенского — сборник стихотворений «Смешной слоненок». А уже через год на полках библиотек появилась антология «Четверо под одной обложкой» с рассказами Аркадия Арканова, Григория Горина, Феликса Канделя и Эдуарда Успенского.

В 1966 году Успенский написал книгу «Крокодил Гена и его друзья», в ней были иллюстрации Валерия Алфеевского. Произведение, которое позже принесло писателю популярность, приняли не сразу. Успенский вспоминал: «Он [Борис Заходер] сказал примерно так: «Ну что сказать. Вы написали, Эдик, такую лёгкую сказочку. Особой чести она вам не сделает, ну написали и написали». Мнение Заходера мне всегда было интересно, но в глубине души я чувствовал, что эта моя вещь — не совсем «лёгкая сказочка». На эту историю критики смотрели через призму социализма. Они не одобрили идею «Дома дружбы», который строили герои, а неизвестного науке чебурашку из ящика с апельсинами называли «безродным космополитом». Но детям книга нравилась.

Ругали за мои стихи, это настолько выглядит сейчас нелепо, что людям сегодняшним непонятно, как это можно не пропускать Чебурашку, как это можно дом, который мы строили, назвать «Домом бракосочетания», домом сводничания.

Когда в 1968 году советский журналист Алексей Аджубей попросил своего сына принести любимую книгу, тот принес «Крокодила Гену и его друзей» и сказал: «Вот книжка, по которой нужно сделать мультфильм». В это время в гостях у семьи был режиссер Роман Качанов: они с Аджубеем обсуждали идеи новой детской киноленты. Через несколько месяцев началась работа над экранизацией. Сценарий к мультфильму Успенский и Качанов писали вместе: автор помогал адаптировать книгу для съемок. В 1969 году «Крокодила Гену» увидели советские зрители. Писатель вспоминал: «Отсюда все и началось. Мультфильм сделали, и он завоевал большой успех». Героев озвучивали актеры Василий Ливанов, Клара Румянова и Владимир Раутбарт.

Фрагмент мультипликационного фильма Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969)

Мультфильм отличался от книги. По задумке Успенского главным героем сказки был крокодил Гена. Писатель подробно описал его биографию: сначала он служил в десантных войсках, потом работал на шоколадной фабрике, в милиции, а оттуда крокодила взяли в зоопарк. Был у Гены и напарник — крокодил Валера. Но все эти детали не знакомы зрителю, акцент в мультфильме сместился на Чебурашку.

Читайте также:  Дети филиппа киркорова имена

В одном из интервью Успенский рассказывал, откуда у его героя такое имя. Однажды в гостях у Феликса Канделя он наблюдал, как племянница друга спотыкалась о шубу, которую родители купили ей на вырост. «Опять чебурахнулась», — в очередной раз сказал Кандель. Это слово очень понравилось писателю, так и появилось имя у Чебурашки.

Привычный внешний вид — большие уши, короткие лапы и огромные глаза — Чебурашка обрел только с выходом мультфильма Романа Качанова. В сказке Успенский описывал зверька: «Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». Но об ушах Чебурашки ничего не было сказано. Их нарисовал постановщик мультфильма Леонид Шварцман. Над эскизом героя художник работал почти три месяца: сначала у Чебурашки были уши на макушке, но потом они начали сползать и увеличиваться.

Последняя героиня — вредная старуха Шапокляк — получила свое имя в честь складного цилиндра. Именно в таком головном уборе и изобразил персонажа художник Шварцман. Строгое платье, белые кружевные манжеты и туфли-лодочки на каблуке дополнили образ. Но если в мультфильме Шапокляк постепенно исправляется и начинает помогать Гене и Чебурашке, то в книге Успенского ее навсегда уносит связка воздушных шаров.

Мультфильм «Крокодил Гена» так понравился зрителям, что Роман Качанов решил снять еще один. В 1971 году он закончил работу над картиной «Чебурашка» с уже полюбившимися персонажами.

Сколько успенскому лет

В 1972 году Эдуард Успенский написал и провел первый выпуск образовательной передачи «Радионяня». Программа выходила на Всесоюзном радио: ее ведущие в первое воскресенье месяца объясняли детям правила русского языка, законы физики, химии, учили вежливости и этикету. Редактор «Радионяни» Елена Лебедева вспоминала: «Пригласили всех, кто в то время успешно писал для детей. Сидели, придумывали, а задача одна: как отыскать дорогу к сердцам детей, наших радиослушателей? Но у нашей «Радионяни» заботы должны быть особенные: развлекать, шутить, даже озорничать, но между тем и уму-разуму поучать». Эдуард Успенский также написал текст песни-заставки передачи. До самого закрытия программы писатель был ее постоянным автором.

В том же году вышла книга Успенского «Вниз по волшебной реке». Писатель в ней соединил русские народные сказки и современность: Митя приезжает на каникулы к бабушке в деревню и помогает Василисе Прекрасной, дядюшке Домовому и царю Макару решить их проблемы.

В 1974 году опубликовали одну из самых известных повестей Успенского — книгу «Дядя Федор, пес и кот». Самостоятельный городской мальчик уехал из дома и поселился вместе с котом и собакой в деревне Простоквашино. Идея произведения пришла к писателю еще в школе, когда он был вожатым у третьеклассников. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, однако писатель Борис Заходер посоветовал Успенскому сделать его ребенком. У кота Матроскина был прототип — это редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин.

Я ему позвонил и сказал: «Толя, я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий — я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию — это будет кот Тараскин». Он говорит: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять?» Пришлось поменять на Матроскин. А потом Толя мне сказал: «Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться».

Мультипликационный фильм Владимира Попова «Зима в Простоквашино» (1984)

Уже в следующем, 1975 году экранизацию повести показали на экране. Мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» создал Юрий Клепацкий и Лидия Сурикова. А через несколько лет по мотивам произведения Успенского режиссер Владимир Попов снял еще три ленты: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Сценарий написал сам Эдуард Успенский, но знаменитую фразу Матроскина добавил в текст Попов: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!» Героев озвучивали известные актеры: дядя Федор говорил голосом Марии Виноградовой, кота Матроскина озвучил Олег Табаков, а Лев Дуров — Шарика.

Эдуард Успенский писал сценарии передач для телевидения. С 1975 года он работал над образовательной телевизионной программой «АБВГДейка». Писатель придумал интересный формат уроков-спектаклей, где роль учеников играли клоуны. Успенский опубликовал самые удачные стихи из «АБВГДейки» в книге «Школа клоунов».

В конце 1970-х годов писатель работал художественным руководителем творческого объединения «Экран». Успенский ездил по стране и находил молодых талантливых мультипликаторов. В 1980 году он приехал в Киев и там познакомился с режиссерами Александром Татарским и Игорем Ковалевым. Обоих он пригласил в Москву.

В 1981 году уже в столице Татарский выпустил мультфильм «Пластилиновая ворона» по стихотворению Успенского «А может, а может…», которое тот сочинил за полчаса в электричке. Композитор Григорий Гладков вспоминал: «За основу взяли басню Крылова и написали так, будто двоечник вспоминает стихотворение, а вспомнить не может». Это была первая в СССР картина в технике пластилиновой анимации. Из обычного детского пластилина лепили объемные изображения, которые постепенно ломали, а пленку потом пускали в обратном порядке. На съемки ушло 800 килограммов материала.

Мультипликационный фильм Александра Татарского «Пластилиновая ворона» (1981)

Песню на музыку Гладкова исполнили ведущие «Радионяни» Александр Левенбук и Лев Шумелов. Когда композицию записали, она оказалась дольше, чем планировалась: вместо пяти минут — семь. Татарскому пришлось убыстрить песню, но зато герои приобрели узнаваемое сегодня мультяшное звучание.

Эдуард Успенский много сотрудничал с Александром Татарским. В 1987 году режиссер экранизировал повесть писателя «Колобок идет по следу». Историю двух детективов, которые распутывают преступления и ловят бандитов, оценили за рубежом: мультфильм «Следствие ведут Колобки» получил приз престижного кинофестиваля в Варне.

Сколько успенскому лет

С 1991 года Эдуард Успенский был ведущим программы на радио «В нашу гавань заходили корабли». Писатель вспоминал: «Нашу передачу мы начинали как передачу детских романтических песен. Но выяснилось, что дети этих романтических песен не знают, не очень воспринимают. А люди моего возраста и младше стали благодарить за эти песни». В эфире звучали студенческие, военные, тюремные песни — любые композиции, которые исполняли люди вечерами на кухне. Многие слушатели присылали в редакцию ноты и записи на кассетах.

В 1990-е годы герои Успенского менялись вместе с ситуацией в стране. В книге 1990 года «Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» персонажи обсуждали военное положение, а почтальон Печкин мечтал стать министром КГБ. В 1992 году вышла книга «Бизнес крокодила Гены», где Чебурашка, Шапокляк и девочка Галя думали об инвестициях, акциях и прибыли. В это же время писатель придумал нового персонажа — Жаб Жабыча Сковородкина. Успенский выпустил с ним серию книг: «Жан Жабыч Сковородкин», «Сын Жаб Жабыча», «Жан Жабыч метит в президенты». Эдуард Успенский также написал учебник по радиотехнике для детей «Лекции профессора Чайникова».

В 2010 году Эдуард Успенский получил премию имени Корнея Чуковского «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». В этом же году на экраны вышел мультфильм «Фиксики» по повести писателя «Гарантийные человечки».

Последние годы жизни Успенский болел. Скончался писатель 14 августа 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище.

Источник

Биография Эдуарда Успенского

Эдуард Успенский – советский детский писатель, автор любимых всеми с детства персонажей: одинокого крокодила Гены и его друга Чебурашки, хозяйственного Кота Матроскина, братьев-сыщиков Колобков, предприимчивого Жаб Жабыча Сковородкина и других.

На его счету десятки книг, пьес, сценариев к мультипликационным и художественным фильмам. Его творчество отмечено не только любовью зрителей, но и наградами: золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности, именной премией Корнея Чуковского, орденом четвертой степени «За заслуги перед Отечеством».

Детство, юность, семья

Эдуард, средний из троих сыновей, родился зимой 1937 года в семье Натальи и Николая Успенских из подмосковного города Егорьевска. Его старшего брата звали Игорем, младшего – Юрой. Через год после рождения Эдуарда семейство переехало в Москву. Отец занимал должность в аппарате ЦК ВКП(б), был ответственным за зерновые запасы. Мама работала на ткацкой фабрике инженером-машиностроителем.

Читайте также:  Грачевская анна сколько лет

Маленький Эдик смутно помнил счастливые довоенные годы. Самое радостное воспоминание – трехколесный велосипед на правительственной даче. С началом войны детей с матерью эвакуировали в Шадринск, город в Зауралье, а отец остался на обороне Москвы. Позже Успенский расскажет в интервью, что ходил там в детский сад на берегу реки.

Под самый конец войны у главы семейства обнаружили туберкулез. Николай Успенский прожил лишь два года после победы. Партийные льготы кончились. Мама с троими сыновьями осталась одна. И среднего, Эдика, отдала на год в интернат для слабых здоровьем детей. Сама же снова устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за Николая Пронского, бухгалтера НКВД.

Его сын Борис, рожденный в первом браке, был ровесником Эдика. Когда мальчика забрали из интерната, он очень ревновал маму к сводному брату, частенько с ним дрался, несмотря на то, что они учились в одном классе. Успенский слыл в школе хулиганом и задирой, прогуливал уроки и устраивал драки с мальчишками практически постоянно.

Однажды подросток исследовать заброшенную церковь и сломал ногу. Чтобы не оставаться на второй год в седьмом классе, Эдуард попросил маму принести ему в больницу учебники и сам не заметил, как втянулся в учебу:

За два месяца я прочитал книги от начала до конца и понял прочитанное. С тех пор в начале каждого учебного года я сразу от начала до конца прочитывал учебники по математике и физике. В результате я начал успевать по математике, физике, химии действительно хорошо, участвовал в математических олимпиадах и стал гордостью школы.

Парень перестал хулиганничать, его даже назначили пионервожатым у третьеклассников. К порученному делу он подошел со всей ответственностью: водил подопечных в театр, катался с ними на лыжах, сочинял стихи для детских утренников. Именно тогда он впервые задумался о том, что может и умеет сочинять то, что нравится малышне.

По настоянию мамы после школы Эдуард поступил на инженерно-приборный факультет МАИ. Вместе с ним там учился Феликс Кандель, руководивший самодеятельным театром «Телевизор». Успенский с радостью стал сочинять сценки для капустников. Удачными были четверостишия, которые вскоре стали читать со сцены известные в ту пору артисты эстрады. Дуэт Левенбук-Лившиц принес первую популярность сочинениям Эдуарда.

Институт он окончил в начале шестидесятых и получил направление на московский завод, занимавшийся блоками наведения для ракет. Но по вечерам все так же писал фельетоны и юмористические тексты для эстрадных артистов. Отработав четыре года по основной специальности, Успенский поссорился с заводским руководством, пообещавшим увеличить зарплату, но увеличившим лишь круг его обязанностей, и уволился. Был 1964 год. Эдуард отправился на вольные хлеба.

Творчество 60-х – 80-х

В середине шестидесятых начинающий писатель стал героем публикации про авторов, которые пишут для детей, в журнале «Детская литература». Его назвали «появившимся словно ниоткуда, свежим и выросшим». Поскольку издание выпускалось под эгидой Союза писателей РСФСР, Успенского заметили крупные издательства.

В 1965 году была издана его первая книга стихов «Смешной слоненок». А следующая книга, «Четверо под одной обложкой» вышла через год и стала, как сейчас говорят, бестселлером. В ней, помимо творчества Эдуарда, были представлены рассказы Григория Горина, Аркадия Арканова и его студенческого друга Феликса Канделя.

Тогда же Успенский написал свое эпохальное произведение «Крокодил Гена и его друзья» с иллюстрациями. Бонзы от литературы назвали эту книжку «легкой сказочкой», не делающей начинающему писателю особой чести. Социалистические критерии не приняли «дом дружбы», который для себя строили придуманные им герои. Критики называли его «домом сводничания». А какой-то непонятный зверь, названный автором «чебурашкой» вообще попахивал космополитизмом безродным.

Через два года Эдуарда пригласил к себе режиссер Роман Качанов. Оказывается, однажды он гостевал у известного советского журналиста Алексея Аджубея и там увидел книгу про Чебурашку и Гену: режиссер и журналист обсуждали идеи для детской мультипликации, попросили сына Аджубея показать им свою любимую книжку, и мальчик сразу же принес «Крокодила Гену». После этого Качанов обратился к Успенскому с предложением вместе написать сценарий будущего мультфильма.

По книге центральным персонажем является скорее крокодил Гена: он был сначала десантником, потом трудился на шоколадной фабрике, затем служил в милиции, а потом его забрали в зоопарк, и уже там он нашел Чебурашку. В мультфильме же решили сместить акценты на это забавное существо из ящика с апельсинами.

Художник-постановщик Леонид Шварцман создал образ зверька, придумав ему большие уши, которые не присутствовали в книжном описании. Вредную мультипликационную старуху Шапокляк сам Успенский позже в интервью назвал прообразом своей первой жены, но в фильме ее роль несколько видоизменилась. В отличие от книжной героини, которую навсегда унесли воздушные шарики, мультяшная Шапокляк попыталась исправиться. Зрители были в восторге от мультфильма, и в начале семидесятых на экраны вышло продолжение приключений под названием «Чебурашка».

Успенский стал соавтором знаменитой в свое время «Радионяни». Стихи для заставки, благодаря которой к радио прилипали сотни тысяч мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу, тоже написал он. И даже провел первый выпуск радиопередачи. Вплоть до закрытия этой веселой образовательной программы Эдуард Николаевич был постоянным ее автором.

1972 год, когда вышла первая «Радионяня», ознаменовался для него также выпуском новой книги писателя «Вниз по волшебной реке», истории про мальчика Митю, приехавшего к бабушке в деревню. А в деревне той – и Василиса Прекрасная, и царь Макар, и другие герои русских сказок.

Еще через два года маленькие читатели наперебой спрашивали в книжных магазинах и библиотеках сказочную повесть Успенского «Дядя Федор, Пёс и Кот». Эдуард Николаевич воплотил на страницах книги идею, которую вынашивал со времен своего пионеровожатства. Первоначально у него была мысль сделать главного героя лесником, умным и взрослым, но он прислушался к совету Бориса Заходера и описал в повести приключения маленького мальчика.

Редактор «Фитиля» Анатолий Тараскин, чертами которого автор решил наделить кота, отказался давать ему свою фамилию, о чем позже рассказывал Успенский:

Я ему позвонил и сказал: «Толя, я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий – я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию – это будет кот Тараскин». Он говорит: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять?» Пришлось поменять на Матроскин. А потом Толя мне сказал: «Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться».

Когда в 1976 году на экраны вышел первый мультфильм с одноименным названием, он не получил большого резонанса. Возможно, сказалась не самая приятная глазу рисовка. Но в конце семидесятых мультипликатором Владимиром Поповым были сняты сразу три анимационных ленты по мотивам книги: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Успех был ошеломительным. Олег Табаков и Лев Дуров озвучили Матроскина и Шарика, Мария Виноградова – дядю Федора, голосом Валентины Талызиной разговаривала мама. Цитаты из мультфильмов ушли «в народ» моментально. И про то, как правильно есть бутерброд, или почему Печкин злой был, знают уже три поколения жителей стран бывшего СССР.

Творческая активность писателя распространилась в семидесятые годы на телевидение. Сценарии для «АБВГДейки», где в образовательно-развлекательном формате веселые клоуны преподносили детям основы математики, физики, химии, были уникальны. Стихи, которые писал для программы Успенский, позже были опубликованы в его очередной книге «Школа клоунов».

Эдуарда Николаевича пригласили на должность худрука творческого объединения «Экран». Он по всей стране находил талантливых режиссеров-мультипликаторов, предлагая им сотрудничество. Благодаря Успенскому из Киева в Москву переехали Игорь Ковалев и Александр Татарский, который позже создал замечательный мультфильм о пластилиновой вороне. В такой технике до него не работал никто. Восемьсот килограммов пластилина ушло на съемки этого шедевра.

Благодаря Татарскому были также создана мультистория «Следствие ведут Колобки» по мотивам повести Успенского «Колобок идет по следу». Мультфильм получил заслуженную награду в Варне на престижном кинофестивале.

Читайте также:  Тимофей каратаев и анна михайловская свадьба фото

Творчество 90-х и 2000-х

Начало девяностых принесло Успенскому работу ведущим на радиопрограмме «В нашу гавань заходили корабли». Изначально эфир задумывался как популяризация детских романтических песен. Но детская аудитория не восприняла передачу, зато люди постарше стали присылать в редакцию записи на кассетах, ноты, благодарности за каждый эфир. Стали звучать не только студенческие и бардовские песни, но и военные и даже тюремные. То есть все те композиции, которые люди пели у себя дома за столом.

Ситуация в стране менялась каждый день, писатель решил идти в ногу со временем. В 1990 году увидела свет его книга «Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)». Узнаваемых персонажей волновала военно-политическая обстановка, Печкина – пост министра КГБ. Акциями и инвестициями занялись герои издания «Бизнес Крокодила Гены», а совершенно новый персонаж Жан Жабыч Сковородкин из одноименной книги вообще собрался выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. В «Лекциях профессора Чайникова» Успенский рассказал детям про основы радиотехники.

В двухтысячных писатель то и дело возвращался к своим героям в новых условиях. Новые истории про жителей Простоквашино выходили почти каждый год. В 2011 году свет увидели две последние книги серии: «Привидение из Простоквашино» и «Изобретения почтальона Печкина».

Также Успенский стал автором повести «Гарантийные человечки», по которой вскоре был создан мультсериал «Фиксики» – про маленьких человечков, живущих внутри техники. Этот мультфильм стал одним из самых популярных детских проектов в современной России наравне с «Машей и медведем» и «Лунтиком».

За творческие успехи как детский литератор Эдуард Николаевич был удостоен литературной премии имени Корнея Чуковского. Его произведения были переведены на несколько десятков языков мира, особой популярностью они пользовались в Финляндии и Швеции. В последней Успенского даже приняли в Союз писателей по рекомендации Туве Янссон и Астрид Линдгрен.

Свои новые произведения литератор издавал и переиздавал регулярно. В 2016 году повесть «Вниз по волшебной реке» превратилась в постановку на театральной сцене.

Следующий год был малоприятным как для Успенского, так и для киностудии «Союзмультфильм». Писатель обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с обвинениями в ее адрес. В нем сообщалось о нарушении авторских прав литератора, поскольку на студии без его согласия вышли новые серии «Простоквашино». Сын Олега Табакова Антон выложил серию, посвященную памяти отца, в интернет. Почти тридцать миллионов человек посмотрели выпуск в первый же день.

Несмотря на неудовольствие создателя персонажей и критику ностальгически настроенных зрителей, «Новое Простоквашино» увидело свет (и продолжает выходить).

Личная жизнь Эдуарда Успенского

Первую жену Римму Успенский встретил в институте. Ей удалось обратить на себя внимание одного из активных участников театра «Телевизор». Они стали встречаться, в 1963 году расписались, а через пять лет у них родилась дочь Татьяна.

Позже писатель признавался, что сам не понимает, как им удалось прожить вместе восемнадцать лет. Жена отличалась вредным характером, да и его характер был взрывным. Возможно, так они и прожили бы вместе до старости, но в свои сорок два года Эдуард Николаевич, успешный и востребованный писатель, влюбился как мальчишка.

Его избраннице Елене в момент их встречи в кафе студии «Союзмультфильм» было двадцать. Она совершенно ничего не знала о его творчестве и успехах. Юная девушка была очарована Успенским, в первую встречу подарившим ей свою книжку с автографом.

Вскоре мужчина развелся с первой женой, Елена переехала к нему, а через некоторое время писатель забрал к ним и двенадцатилетнюю Таню. Разница в возрасте между мачехой и падчерицей была небольшая, они сумели подружиться. Через некоторое время пара удочерила Светлану и Ирину, двух девочек с заболеванием почек. Болезнь через некоторое время усугубилась, приемным дочкам дали группы инвалидности.

Со второй женой писатель прожил двадцать лет, после чего заявил, что уходит к другой женщине. Елена одна продолжила заботиться о детях, двоим из которых нужно было постоянно находиться под медицинским присмотром. Тем не менее, она всегда отзывалась об Успенском как о хорошем отце. По ее словам, когда она узнала о романе мужа с его помощницей в авторской телевизионной программе «В нашу гавань заходили корабли», то не стала препятствовать разводу.

Начало новой семейной жизни с помощницей Элеонорой Филиной казалось очень счастливым. Проблемы начались, когда Успенский принялся воспитывать ее сына от предыдущих отношений. Пара ссорилась, затем мирилась, но дружеского контакта между сыном и новым мужем Филиной так и не случилось.

Зато случился развод, когда врачи обнаружили у писателя опухоль желудка. Успенский отправился на лечение в Германию. Он боролся с болезнью почти пять лет и она отступила. Сначала Элеонора отправилась с ним, но пробыв в клинике пару месяцев, вернулась в Россию. Там она узнала, что муж затеял бракоразводный процесс.

Развод был скандальным. Телеведущая, от которой Успенский решил уйти, начала публично рассказывать о его семейной тирании, пристрастиях и скверном характере. Детский писатель, проходя лечение от рака, довольно долго игнорировал ее выпады, но когда они стали особенно неприятными, заявил, что не намерен оплачивать огромные долги Филиной за свой счет.

Через некоторое время Успенский дал интервью, из которого выяснилось, что он снова женился на своей второй супруге Елене. Последние годы его жизни женщина изо всех сил ухаживала за смертельно больным мужем, которому врачи снова диагностировали рак, на этот раз простаты.

Смерть

Исцеление так и не наступило. В начале августа 2018 года в дом писателя в деревне Пучково вызвали «Скорую помощь»: Эдуард Николаевич потерял сознание. Когда врач предложил ему отправиться в клинику, Успенский отказался. Он знал, что осталось ему недолго, и не хотел последние дни провести на больничной койке.

Писатель умер 14 августа, на руках у жены. Прощание с Эдуардом Успенским прошло в Центральном доме литераторов. Похоронили его на Троекуровском кладбище. Создателю любимых детских героев было восемьдесят лет.

Скандальное наследие

Понимая, что жить ему осталось недолго, писатель составил завещание, по которому его многомиллионное (озвучивалась сумма примерно в двадцать миллионов долларов) наследство досталось жене Елене Успенской.
При жизни он оформил на родную дочь Татьяну часть дома на Клязьме, но то, что ни она, ни ее дети (внуки писателя – Екатерина и Эдуард) не были упомянуты в завещании, очень обидело женщину. Тем не менее, она не стала предъявлять претензии единственной наследнице.

Зато состояние, нажитое Успенским, выявило после его смерти новых претендентов на наследство. Так, писатель Валентин Постников, сын другого детского писателя, Юрия Постникова (Дружкова), заявил в «Прямом эфире» что на самом деле он – внебрачный сын Эдуарда Николаевича. Об этом ему сообщила мама, у которой в молодости якобы был недолгий роман с прославленным писателем.

В 2020 году вопрос со скандальным наследием возник снова. Имя писателя решили присвоить премии «Большая сказка», которую учредила Российская государственная детская библиотека. Татьяна Успенская обратилась с открытым письмом в дирекцию библиотеки, которое было опубликовано в прессе. В нем открылись шокирующие подробности о жизни в семье знаменитого писателя. Его дочь утверждала, что не только она, но и ее мама подвергались рукоприкладству и тирании отца, который, к тому же, втянул ее в секту Виктора Столбуна. Именно поэтому, считала автор послания, нельзя присваивать детской премии имя ее родителя.

Чуть позже к ее громкому заявлению присоединилась и Элеонора Филина, заявившая, что Успенский был весьма деспотичным человеком в личной жизни. В средствах массовой информации стала вестись ожесточенная дискуссия. Друзья писателя считают, что Татьяна не может простить папе отсутствие ее имени в завещании и срывает зло на покойнике.

Коллеги, в частности, Борис Грачевский, заявили, что главный критерий присвоения имени Успенского «Большой сказке» – его неоспоримый талант и литературное наследие, а никак не его семейная жизнь. Тем временем вдова, по слухам, заказала памятник на могилу мужу: мраморного Чебурашку с грустно опущенными ушами.

Источник