Шпрингфельд биография личная жизнь

Шпрингфельд биография личная жизнь thumbnail

Павел Шпрингфельд

Павел Шпрингфельд

Павел Александрович Шпрингфельд. Родился 21 января 1912 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар) – умер 2 октября 1971 года в Москве. Советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1969).

Павел Шпрингфельд родился 21 января 1912 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар).

По отцу имел немецкие корни.

Отец – Александр Николаевич Шпрингфельд, часовой мастер.

Его отец скончался, когда Павлу было всего 7 лет – в 1919 году. После этого мать батрачила на полевых работах, позже была прачкой, умерла в 1933 году.

Хотя его мать была неграмотной крестьянкой, но сделала все, чтобы сын получил образование. Павел окончил школу-восьмилетку. С 1928 года работал смазчиком на землечерпалке и на Краснодарском маслозаводе. Там же начал участвовать в самодеятельности – играл на сцене рабфаковского драмкружка.

В 1929 году приехал в Москву, где поступил в Московский театральный институт. Одновременно с учёбой участвовал в спектаклях театра имени Ленсовета и театра имени Вахтангова.

В 1933 году был приглашён в Московский ТРАМ, где служил до октября 1938 года.

Работы Павла Шпрингфельда в Московском ТРАМе:

1934 – Макс Грюншпан («Продолжение следует» А. Бруштейн, постановка И. Судакова и Н. Хмелева);
1934 – Гаша Филиппов («Чудесный сплав» В. Киршона, постановка И. Судакова);
1934 – Никола Пронашка («Девушки нашей страны» И. Микитенко, постановка И. Судакова);
1934 – Павел Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. Островскому, постановка И. Судакова);
1936 – Илюша Солнышкин («Дальняя дорога» А. Арбузова (постановка И. Судакова, В.С. Соколовой, Н.В. Тихомировой);
1938 – Вася Данченко («Соло на флейте»).

С 1938 по 1940 годы – был актёром театра имени Моссовета.

Работы Павла Шпрингфельда в Театре имени Моссовета:

«Апшеронская ночь» – князь Абашидзе;
«Порт-Артур» – мичман Подушкин;
«Путь к победе» – Лаврентий.

В 1940 году Павел Шпрингфельд вошёл в штат киностудии «Союздетфильм», а с началом войны был эвакуирован в Алма-Ату, на Центральную объединенную киностудию. По возвращении из эвакуации был принят в штат театра-студии киноактёра, где работал до конца жизни.

Работы Павла Шпрингфельда в Театре-студии киноактера:

Гульд – «Счастье Гарри Смита»;
Ковалевский – «Софья Ковалевская»;
Тропачев – «Нахлебник»;
Мордвинов – «Ушаков»;
Рябовский – «Попрыгунья» А.П. Чехова.

С 1939 года начал сниматься в кино, дебютировав в роли Васьки Грачика в фильме «Мои университеты».

Широкая известность к нему пришла в 1945 году после роли Глеба Заварцева в популярной комедии Константина Юдина «Сердца четырёх». Фильм, который считается одной из лучших комедий советского кинематографа, был закончен накануне войны – летом 1941 года и лежал на полке до конца Великой Отечественной войны. Выпущенная на экраны в январе 1945 года, кинолента вызывала у зрителей ностальгию по довоенному времени и была принята «на ура». Сюжет строится вокруг двух сестер, абсолютно разных, но одинаково влюбленных. Одна – серьезный математик, другая – легкомысленная стрекоза. Галина (Валентина Серова) полностью поглощена наукой. К ней неравнодушен Глеб (Павел Шпрингфельд) – ее коллега по научной работе. Сестре Галины – Шуре (Людмила Целиковская) симпатичен молодой военный Петр Колчин (Евгений Самойлов), который интересуется, по началу, лишь научными трудами Галины.

Павел Шпрингфельд в фильме “Сердца четырёх”

Павел Шпрингфельд Сердца четырёх

Павел Шпрингфельд и Людмила Целиковская Сердца четырёх

Павел Шпрингфельд в фильме Сердца четырёх

В 1945-м сыграл главную роль в комедии «Близнецы», которую также снял режиссер Константин Юдин. Его герой – Алёша Листопадов, сын профессора, ученый-садовод. Главную женскую роль сыграла все та же Людмила Целиковская.

Павел Шпрингфельд в фильме “Близнецы”

Павел Шпрингфельд в фильме Близнецы

В начале 1950-х годов актер был репрессирован. Его обвинили в шпионаже и отправили в лагеря – причиной стала немецкая фамилия. За Шпрингфельда ходатайствовали Валентина Серова и ее муж, поэт и журналист Константин Симонов. Они добились, чтобы дело актера было пересмотрено. В итоге Павла Шпрингфельда реабилитировали и позволили ему вернуться в кинематограф.

Позже снимался в основном в небольших ролях. Запомнился по картинам «Адмирал Ушаков» (Орфано), «Иван Франко» (Гжибович), «Убийство на улице Данте» (жених), «Заре навстречу» (Авдеев), «Хмурый Вангур» (Борис Пушкарёв), «Гиперболоид инженера Гарина» (Гастон), «Город мастеров» (бургомистр Мушерон), «Хозяин тайги» (Степан), «Джентльмены удачи» (гардеробщик Прохоров).

Павел Шпрингфельд в фильме “Убийство на улице Данте”

Павел Шпрингфельд Убийство на улице Данте

Павел Шпрингфельд в фильме “Город мастеров”

Павел Шпрингфельд Город мастеров

Павел Шпрингфельд в фильме “Джентльмены удачи”

Павел Шпрингфельд Джентльмены удачи

Ушёл из жизни 2 октября 1971 года в Москве. Похоронен на 58-м участке Ваганьковского кладбища Москвы.

Личная жизнь Павла Шпрингфельда:

Жена – Клавдия Ивановна Хабарова (27 ноября 1927 – 26 марта 2014), советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка Российской Федерации (2003). Она была младше его на шестнадцать лет. Познакомились во время работы в Театре-студии киноактёра в Москве.

В 1959 году у пары родилась дочь Евдокия Хабарова (ее назвали в честь матери Павла Александровича). Дочь окончила МГПИ им. В. И. Ленина и киноведческий факультет ВГИКа, работала руководителем отдела рекламы газеты «Коммерсантъ», занималась издательской деятельностью, в том числе выпуском журнала «Медведь».

Павел Шпрингфельд и Клавдия Хабарова

Павел Шпрингфельд и Клавдия Хабарова

Фильмография Павла Шпрингфельда:

1939 – Мои университеты – Васька Грачик
1940 – Яков Свердлов – Алексей Сухов
1941 – Танкер «Дербент» – Тарумов
1941 – Сердца четырёх – Глеб Заварцев
1941 – В тылу врага – боец Баландин
1941 – Патриотка – танкист Зотов
1941 – Первопечатник Иван Фёдоров – царь Иван Грозный
1942 – Железный ангел – лётчик
1942 – Швейк готовится к бою – подпольщик
1942 – Сын Таджикистана – Гафиз Сангин
1943 – Лермонтов – Одоевский
1943 – Новые похождения Швейка – Марко
1944 – Свадьба – гость
1945 – Близнецы – Листопадов-сын
1945 – Здравствуй, Москва! – пассажир 9-го вагона
1947 – За тех, кто в море – Андрей Клобуков
1947 – Мальчик с окраины – лётчик
1951 – Тарас Шевченко – П. А. Кулиш
1953 – Адмирал Ушаков – Орфано
1953 – Корабли штурмуют бастионы – Орфано
1953 – Нахлебник – Тропачёв
1954 – Дети партизана – предатель Глушка
1955 – Крушение эмирата – интервент
1956 – Иван Франко – Гжибович
1956 – Убийство на улице Данте – жених
1956 – Дело № 306 – связной
1956 – Дорога правды – официант
1956 – Костёр бессмертия – инквизитор
1957 – Крутые ступени – Крюгер
1957 – Рождённые бурей – слесарь Глушко
1957 – Штепсель женит Тарапуньку – автомоделист
1957 – Дорогой ценой – Гица
1957 – Случай в пустыне – сержант
1958 – Флаги на башнях – Чернявин
1958 – Страницы былого – граф
1958 – Жизнь прошла мимо – заключённый
1958 – Капитанская дочка
1959 – Заре навстречу – Авдеев
1959 – Аннушка – покупатель чулков
1960 – Летающий корабль – Ясат
1960 – Хмурый Вангур – Борис Пушкарёв
1960 – Хлеб и розы – белогвардейский капитан
1961 – Чёртова дюжина – Семён Фёдорович
1961 – Суд сумасшедших – Билл
1961 – Девять дней одного года – гость-физик на свадьбе
1962 – В мёртвой петле – фра Дияволо
1962 – Гусарская баллада – французский офицер Летье
1963 – Подсолнух (короткометражный) – отец Ули
1963 – Город – одна улица – аптекарь
1963 – Конец и начало – Михалис
1963 – Тишина – Головин
1963 – Стёжки-дорожки – Гаврила Кондратьевич Дудка
1964 – Гранатовый браслет – боцман
1964 – Армия «Трясогузки» – обходчик
1964 – Мирное время – Глуховский
1965 – Пакет – психически больной старик
1965 – Гиперболоид инженера Гарина – Гастон
1965 – Двадцать лет спустя – наборщик
1965 – Стряпуха – конферансье «Жак»
1965 – Три времени года – Иван Данилович
1965 – Чистые пруды – отец Нины
1966 – Совесть – Птенцов
1966 – Зимнее утро – редактор газеты
1966 – Город мастеров – бургомистр Мушерон
1966 – Чёрт с портфелем – Евгений Евгеньевич
1967 – Места тут тихие – старшина Цыбулька
1967 – Пароль не нужен – Моисей Соломонович, метранпаж
1968 – Любовь Серафима Фролова – дед Насти Силиной
1968 – Хозяин тайги – Степан
1969 – Старый дом – генерал Дубельт
1969 – Король манежа – дежурный по станции
1969 – «Каждый вечер в одиннадцать» – Эпизод: просит закурить у телефонной будки (нет в титрах)
1970 – Карусель
1970 – Дети (короткометражный) – начальник станции
1970 – Бег – белый контрразведчик Скунский
1970 – Удивительный заклад – Хранид
1971 – Держись за облака – журналист
1971 – Старый автобус (короткометражный)
1971 – Джентльмены удачи – гардеробщик Прохоров

Читайте также:  Вяземский юрий павлович биография личная жизнь

Озвучивание Павла Шпрингфельда:

1955 – Счастье Андруса (Andruse õnn) – Лутс (роль Л.Ээльмяэ)
1957 – Адские водители (Hell Drivers)
1960 – Десять шагов к Востоку – текст за кадром
1960 – Бурные годы (Setea)
1961 – Печёнка (короткометражный) – Нерсес-Ахпар (роль Г.Нерсесяна)
1963 – Учитель из Виджевано (Teacher from Vigevano, The) – Амикони
1964 – Звезда Улугбека (Ulug’bek yulduzi) – астролог
1965 – Непокорённый батальон
1967 – Поединок в горах (Dağlarda döyüş) – Файзи (роль Аббаса Рзаева)
1967 – Один человек лишний (Shock Troops / Un homme de trop)
1967 – Земля, море, огонь, небо (роль И.Османлы)
1968 – Времена землемеров (Mērnieku laiki) – барон

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2020; проверки требует 1 правка.

Па́вел Алекса́ндрович Шпри́нгфельд (21 января 1912, Екатеринодар — 2 октября 1971, Москва) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1969).

Биография[править | править код]

Актёр Павел Шпрингфельд родился в 1912 году в Екатеринодаре. Его отец Александр Николаевич происходил из немцев, работал часовым мастером, умер в 1919 году. Мать Евдокия — украинка, батрачила на зажиточных крестьян, затем до 1933 года работала прачкой. В 1928 году Павел окончил школу-восьмилетку и устроился на Краснодарский маслобойный завод. Там он записался в драмкружок самодеятельности. Вскоре руководитель кружка направил его на обучение в Москву[1][2].

С 1930 по 1933 годы учился в Московском театральном институте. После окончания служил в московских театрах: с 1933 года — в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ; ныне — «Ленком»), с 1938 года — в Театре им. Моссовета. В ТРАМе режиссёр Илья Судаков занимал актёра не только в традиционных для него комических, но и в драматических ролях: он играл Павку Корчагина в спектакле по роману Николая Островского «Как закалялась сталь», Илюшу Солнышкина в «Дальней дороге» по пьесе Алексея Арбузова и других[1]. Там же он познакомился с актрисой Валентиной Половиковой (в будущем Серовой), которая стала его близким другом, а затем и партнёром по съёмкам в фильме «Сердца четырёх».

В Театре им. Моссовета режиссёры не давали ему больших ролей. Театральная карьера Шпрингфельда не сложилась, и в конце 1930-х годов он пришёл в кино и начал много сниматься. Дебютная роль — роль вора Васьки Грачика в фильме «Мои университеты» Марка Донского. С 1940 года Шпрингфельд — актёр киностудии «Союздетфильм».

С началом Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Алма-Ату, где стал актёром Центральной объединённой киностудии. По возвращении из эвакуации в 1945 году был принят в Театр-студию киноактёра, где работал до конца жизни. Играл Гульда в «Счастье Гарри Смита», Ковалевского в «Софье Ковалевской», Мордвинова в «Ушакове» и художника Рябовского в «Попрыгунье» по А. П. Чехову[1].

Там же в театре Шпрингфельд познакомился со своей женой — актрисой Клавдией Хабаровой, которая была младше его на шестнадцать лет. В 1959 году у пары родилась дочь Евдокия Хабарова, которую назвали в честь матери Павла Александровича. Она окончила МГПИ им. В. И. Ленина и киноведческий факультет ВГИКа, работала руководителем отдела рекламы газеты «Коммерсантъ», занималась издательской деятельностью, в том числе выпуском журнала «Медведь»[3][4].

Самой знаменитой ролью Шпрингфельда стала роль Глеба Заварцева в комедии «Сердца четырёх». Картина с успехом шла не только в отечественном, но и в зарубежном прокате. Одна из американских газет назвала Павла Александровича «советским Бастером Китоном»[2][1].

В дальнейшем за актёром закрепилось амплуа мастера эпизода. Снялся в 109 картинах[2]. Для фильмов и проб он гримировался сам. Любил сниматься на Кубани, откуда был родом. Во время работы над комедией «Стряпуха» сдружился с Георгием Юматовым. Кроме того, много гастролировал по стране с концертами.

В 1950-х годах Шпрингфельд был арестован по ложному доносу и сослан в лагерь, однако Валентина Серова с помощью своего влиятельного мужа Константина Симонова сумела добиться освобождения друга и на время поселила его у себя в московской квартире[1]. По версии, озвученной Виталием Вульфом в передаче «Серебряный шар», Павел Александрович был репрессирован ещё в годы войны из-за своего немецкого происхождения[2]. Он всю жизнь помнил о том, что Серова сделала для него, и всячески пытался помогать ей во времена её невостребованности в театре и кино.

Скончался от сердечной недостаточности 2 октября 1971 года, так и не увидев своей последней работы — роли гардеробщика с уголовным прошлым в картине «Джентльмены удачи», вышедшей на экраны в декабре того же года.

Читайте также:  Андрей градов биография личная жизнь семья

Похоронен на Ваганьковском кладбище[5].

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1969).

Фильмография[править | править код]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Павел Шпрингфельд. Биография на сайте Алексея Тремасова.

Источник

Актёр Павел Шпрингфельд в пятидесятые годы прошлого века был репрессирован из-за нерусской фамилии. Как сложилась его судьба?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Прачкин сын

Шпрингфельд появился на свет 21 января 1912 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Его отец, Александр Шпрингфельд, был часовщиком из числа обрусевших немцев, мать Евдокия — неграмотной русской крестьянкой. В 1919 году Александр Николаевич умер, но мать будущего актёра, работая прачкой, сделала всё, чтобы дать Павлу возможность получить образование. Отучившись 8 классов, он пошёл работать — сперва смазчиком на землечерпалке, затем на Краснодарский маслобойный завод. На заводе Шпрингфельд начал заниматься художественной самодеятельностью в драмкружке для рабочих и руководитель кружка, разглядев в молодом парне талант, направил его учиться в Москву.

В 1933 году Павел окончил Московский театральный институт (ныне ГИТИС) и начал выступать в Театре рабочей молодёжи и театре им. Моссовета. В 1939 году он дебютировал в кино в картине «Мои университеты» в роли вора Васьки Грачика. С началом Великой отечественной войны Шпрингфельд в составе театральной труппы был вывезен в эвакуацию в Алма-Ату. Известность актёру принёс музыкальный фильм «Сердца четырёх», который был снят летом 1941 года, но вышел на экраны только в январе 1945-го.

В том же 1945 году Шпрингфельд сыграл одну из главных ролей в комедии «Близнецы», благодаря чему за ним окончательно закрепилось амплуа комедийного актёра, которого в газетах назвали «советским Бастером Китоном». Несмотря на пролетарское происхождение, Павел Александрович играл главным образом интеллигентов и аристократов. Съёмки в кино он совмещал с выступлениями в Театре киноактёра, где встретил свою будущую жену, актрису Клавдию Хабарову.

Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.

Павел Шпрингфельд в фильме «Близнецы». Кадр из фильма

Павел Шпрингфельд в фильме «Близнецы». Кадр из фильма

Павел Шпрингфельд в фильме «Близнецы». Кадр из фильма

Ложный донос

В пятидесятые годы Шпрингфельд был арестован по ложному доносу из-за немецкой фамилии и сослан в лагерь. За Павла вступилась его хорошая знакомая, актриса Валентина Серова, с которой он вместе играл в фильме «Сердца четырёх». Валентина Васильевна воспользовалась влиянием мужа, писателя Константина Симонова, чтобы добиться освобождения Шпрингфельда. Некоторое время актёр жил на квартире у Серовой и Симонова.

Кратковременное пребывание в лагере оставило след на творческой биографии Павла Александровича: с конца пятидесятых он стал чаще играть в фильмах шпионов, арестантов и злодеев. Наши читатели могут помнить его как бургомистра из «Города мастеров», Ясата из «Летающего корабля», белого контрразведчика Скунского из драмы «Бег». В 1959 году у актёра родилась дочь, которую он назвал Евдокией в честь матери. Памятуя о своих бедах, Шпрингфельд дал дочери фамилию жены.

Павел Шпрингфельд в фильме «Город мастеров». Кадр из фильма

Павел Шпрингфельд в фильме «Город мастеров». Кадр из фильма

Павел Шпрингфельд в фильме «Город мастеров». Кадр из фильма

Павел Александрович снимался главным образом в эпизодах, однако всю жизнь оставался востребованным актёром — в его фильмографии более ста работ. Перед съёмками он сам любил накладывать на себя грим, получая особое удовольствие от чуда актёрского преображения. 2 октября 1971 года Шпрингфельд ушёл из жизни в возрасте 59 лет от сердечной недостаточности. Последним фильмом с его участием стала культовая комедия «Джентльмены удачи», где Павел сыграл небольшую роль гардеробщика с криминальным прошлым, сразу смекнувшего, что Доцент ненастоящий.

По вопросам рекламы: ads@anews.com

Источник

«— Вы знаете Павла Шпрингфельда? — Нет, а кто это? — Он играл чудака-учёного в довоенном фильме „Сердца четырёх“. — Конечно, знаю!»

Даже во времена СССР фамилию этого необыкновенно талантливого актёра помнили немногие, но его лицо и созданные им образы знали все без исключения.

Смазчик-самородок

Павел Шпрингфельд родился в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 21 января 1912 года. Отец его, выходец из немцев, был часовым мастером и умер, когда Павлу было всего 7 лет.  Его мать Евдокия, русская по происхождению, после смерти мужа была вынуждена пойти в батрачки у зажиточного крестьянина, где трудилась от зари до зари, чтобы прокормить себя и сына. Два года спустя, устав от непосильной работы в поле, стала прачкой.

В 1920 году Павел поступает в школу-восьмилетку, после окончания которой работает смазчиком на землечерпалке, а позже устраивается на Краснодарский маслобойный завод. При заводе существует драмкружок, и Павел, с детских лет мечтавший попробовать себя в актёрской профессии, но не имевший для этого ни малейшей возможности, записывается и участвует в нескольких постановках. Руководитель драмкружка, удивлённый бесспорным комическим талантом юноши-рабочего (зрители стонали от хохота, когда Павел появлялся на сцене), рекомендует ему отправиться в Москву и попробовать поступить в один из театральных вузов столицы. Павел, которому и самому уже понятно, что актёрское ремесло ему гораздо ближе, чем профессия смазчика, решается резко изменить свою судьбу и садится на поезд.

Павел Шпрингфельд (слева) в фильме «Мои университеты», 1939 год.

Павел Шпрингфельд (слева) в фильме «Мои университеты», 1939 год. Фото: Кадр из фильма

В Москве

В 1929 году Павел Шпрингфельд  приезжает в столицу и сразу же поступает в Московский театральный институт (будущий ГИТИС). Видимо, приёмная комиссия вуза была согласна с руководителем драмкружка в отношении оценки способностей юноши. Очень быстро Павла замечают и театральные режиссёры, и в течение студенческих лет он  участвует в постановках  ведущих столичных театров, в частности, театра им. Вахтангова. После окончания института в 1933 году Павла приглашают в московский театр ТРАМ (ныне «Ленком»), где он проработал до 1938 года. Режиссёр театра Илья Судаков заметил не только комический, но и драматический талант актёра, и Шпрингфельду достаются большие, серьёзные роли, в том числе роль Павки Корчагина в постановке по роману Островского «Как закалялась сталь». В театре Павел знакомится с юной Валентиной Половиковой (впоследствии Серовой), с которой они стали друзьями на всю жизнь. 

Валентина Серова в фильме «Сердца четырех», 1941 год.

После закрытия ТРАМа в 1938 году Шпрингфельд переходит в театр имени Моссовета, где у него нет друзей, а режиссёры не балуют серьёзными работами. Актёр довольствуется второстепенными ролями, карьера не складывается. По рассказам современников, Павла отличало обострённое чувство справедливости, он не раз критиковал методы управления театром, задавал ненужные вопросы. А тогда от вопросов стоило воздерживаться.

Читайте также:  Биография личная жизнь кирилла запорожского

В 1939 году Марк Донской предлагает ему роль Васи Грачика в фильме по роману Горького «Мои университеты». Павел блестяще справляется с ролью и понимает, что кино – это именно то, что он искал, то, что поможет ему реализоваться в актёрской профессии. В 1940 году актёр Шпрингфельд входит в штат киностудии «Союздетфильм».

Евгений Самойлов, Валентина Серова, Людмила Целиковская и Павел Шпрингфельд в фильме «Сердца четырех», 1941 год

Евгений Самойлов, Валентина Серова, Людмила Целиковская и Павел Шпрингфельд в фильме «Сердца четырёх», 1941 год.

Взлёт кинокарьеры

В 1941 году снимается фильм «Сердца четырёх», в котором Павлу достаётся роль рассеянного, но обаятельного учёного Глеба Заварцева, влюблённого в начале фильма в молодого математика Галину Мурашову, которую с блеском сыграла его подруга Валентина Серова. Свидетели рассказывали, что Шпрингфельд был душой рабочей группы: постоянно шутил на съёмочной площадке, одним своим присутствием разряжая атмосферу, и тут же менялся в кадре, демонстрируя талант полного перевоплощения.

К сожалению, фильм не выпускают в прокат: в начале войны посчитали, что водевиль, в котором один из главных персонажей — командир Красной армии, совершенно неуместен. И только в январе 1945 года, когда стало очевидно, что победа не за горами, фильм выходит на широкий экран. И сразу становится хитом не только на территории СССР, но и за рубежом. Например, в США Павла Шпрингфельда даже называют «советским Бастером Китоном»: они действительно похожи неулыбчиво-комичной манерой игры.

Бастер Китон и Павел Шпрингфельд

Бастер Китон и Павел Шпрингфельд.

Вернувшись из эвакуации (в 1941 году актёр вместе с театром был эвакуирован в Алма-Ату), Павел поступает в Театр-студию киноактёра, в котором прослужит до конца жизни и сыграет массу замечательных ролей. Он также продолжает с успехом сниматься в кино. Сразу за фильмом «Сердца четырёх» выходят «Близнецы», «За тех, кто в море», «Мальчик с окраины».

«Смешной, добрый и чистый»

Фильм «Сердца четырёх» посмотрело рекордное по тем временам число зрителей: 19,44 млн человек.  В далёком Магнитогорске выпускной класс одной из школ города всем составом отправился на просмотр картины. «Ах, как хорош капитан Колчин!» — вздыхали девочки. И лишь одна из них сказала: «А мне больше нравится Глеб Заварцев. Он смешной, добрый и чистый». Спустя годы актриса Клавдия Хабарова встретит в Театре-студии киноактёра свое юношеское увлечение — актёра, сыгравшего милого рассеянного Глеба — Павла Шпрингфельда. Они встретятся, чтобы уже не расставаться.

Екатерина Савинова.

Клава Хабарова приехала из Магнитогорска в Москву поступать во ВГИК, когда уже шёл второй тур. Её с трудом допустили до экзаменов, но экзаменаторам не пришлось раскаяться в своей доброте: девушка сразила их наповал непосредственной и искренней игрой, сразу был виден яркий и многообещающий талант. Училась Клавдия на «отлично», лучше всех в группе танцевала, что и пригодилось ей на съёмках фильма Ивана Пырьева «Кубанские казаки», для участия в котором девушку пригласили в 1949 году. Хотя её имени нет в титрах, многим запомнилось яркое трио с песней «Ой, цветёт калина»: Екатерина Савинова, Клара Лучко иКлавдия Хабарова. С Катей Савиновой Клава сдружилась ещё во ВГИКе: они были очень похожи внешне, обе приехали из глубинки, обе были необыкновенно талантливы. 

В 1950 году Клавдия с отличием окончила ВГИК и пришла работать в Театр-студию киноактёра. Параллельно с работой в театре она снималась в кино в небольших, второстепенных ролях.

Екатерина Савинова, Клара Лучко и Клавдия Хабарова в фильме «Кубанские казаки», 1949 год

Екатерина Савинова, Клара Лучко и Клавдия Хабарова в фильме «Кубанские казаки», 1949 год 

Трудные годы

В конце сороковых Павел Шпрингфельд был арестован по ложному доносу. Возможно, роковую роль сыграло его немецкое происхождение, ибо популярному актёру больше было попросту нечего инкриминировать. Валентина Серова, с которой актёр дружил много лет, задействовала все связи, чтобы вытащить его из мест лишения свободы. Её муж, Константин Симонов, нажал на все возможные рычаги, и Шпрингфельда освободили: большая редкость для того времени.  Валентина поселила опального актера в своей квартире, тем самым дав ему возможность прийти в себя и встать на ноги. Павел всю оставшуюся жизнь был благодарен своей старинной приятельнице и, в свою очередь, уже помогал ей в трудные времена, когда её практически забыли зрители, и режиссёры уже не предлагали новых ролей.

Делегаты I учредительного съезда Союза кинематографистов СССР (справа налево): актеры Константин Сорокин, Павел Шпрингфельд, Алла Ларионова, режиссер Элем Климов, актриса Клара Лучко, крайний слева - актер Алексей Рыбников. 1965 год.

Делегаты I учредительного съезда Союза кинематографистов СССР (справа налево): актёры Константин Сорокин, Павел Шпрингфельд, Алла Ларионова, режиссёр Элем Климов, актриса Клара Лучко, крайний слева — актёр Николай Рыбников. 1965 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

В начале пятидесятых Павел и Клавдия поженились. Современники говорят, что это была очень красивая пара, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. В 1959 году у них родилась дочь Евдокия, названная так в честь матери Шпрингфельда. Актёр был чрезвычайно заботливым отцом. Он всегда приходил в комнату дочери вечером, чтобы почитать ей на ночь сказку, на съёмках фильма «Стряпуха» в 1965 году, происходивших на Кубани, умудрялся найти время, чтобы вывезти семью к морю… 

Георгий Юматов в фильме «Офицеры», 1971 год.

Там же, на съёмках «Стряпухи», завязалась крепкая дружба между Павлом Шпрингфельдом и Георгием Юматовым, любимцем советских женщин, популярнейшим актером.

Павел много гастролировал по стране с концертами, демонстрируя невероятную работоспособность: он даже сам гримировался, делал это удивительно профессионально. Хотя за ним и закрепилось амплуа мастера эпизода, Шпрингфельд любую роль мог  сделать яркой и запоминающейся.

Павел Шпрингфельд в фильме «Джентльмены удачи», 1971 год

Павел Шпрингфельд в фильме «Джентльмены удачи», 1971 год 

С годами востребованность Шпрингфельда стала сходить на нет. Всё меньше стало ролей в театре, всё реже актёра стали приглашать в новые кинокартины. И тем не менее с его участием выходят такие яркие фильмы, как «Город мастеров», «Хозяин тайги», «Джентльмены удачи». Правда, последний фильм зрители увидели уже после смерти актёра: 2 октября 1971 года он умер от сердечной недостаточности. Незадолго до смерти актёр получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Похоронили Павла Шпрингфельда на Ваганьковском кладбище.

Клавдия пережила мужа на 42 года. Она много снималась в кино, в основном во второстепенных ролях, но зрители помнят её в таких фильмах, как «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»,  «Человек-невидимка». После закрытия Театра-студии киноактера в девяностых годах Клавдия Хабарова организовала клуб женщин «Москвичка». Там она бесплатно выступала на поэтических вечерах в больницах и домах престарелых. В 2005 году актриса познакомилась с композитором Алексеем Карелиным и в рамках проекта «Новые Народные Песни Алексея Карелина» много гастролировала по стране, исполняя песни композитора. Умерла актриса в 2014 году в возрасте 86 лет. 

Клавдия Хабарова в фильме «Тени исчезают в полдень», 1971 год

Клавдия Хабарова в фильме «Тени исчезают в полдень», 1971 год 

Источник