Серж лифарь биография личная жизнь

Серж лифарь биография личная жизнь thumbnail

Серж Лифарь из неперспективного танцора превратился в легенду мирового балета. Он руководил парижской Гранд-Опера, получил «Золотую туфельку» и орден Почетного легиона за возрождение балета во Франции.

Лифарь в «Русских сезонах»

Серж Лифарь. Фотография: by-time.ru

Лифарь в «Русских сезонах»

Серж Лифарь. Фотография: ballet.ua

Лифарь в «Русских сезонах»

Серж Лифарь. Фотография: to-name.ru

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье чиновника. В 17 лет он стал брать первые уроки танца в «Школе движений», которую основала прима Киевского балета Бронислава Нижинская.

Раз, два, три, четыре… Мое сердце бешено стучало, но я уже знал, что только здесь для меня была надежда обрести душевный покой. И любовь. Потому что в этом порядке заключались порыв, ритм, слияние тела и духа — значит, любовь. Все прочие образы, все прочие страсти испарились. Когда я возвращался, мысли толклись в моей голове, но одно было мне ясно: я хочу поступить в студию Нижинской, сестры великого Нижинского.

Балерина не видела в угловатом подростке танцора, но упорные тренировки сделали Лифаря одним из лучших ее учеников. В 1922 году Нижинская эмигрировала в Европу, оттуда она прислала телеграмму: «С.П. Дягилев просит для укомплектования своей труппы пять лучших учеников мадам Нижинской». Поехал и Сергей Лифарь.

В 1923 году его представили руководителю Русских сезонов Сергею Дягилеву. Среди молодых учеников импресарио выбирал замену ушедшему из антрепризы Вацлаву Нижинскому.

Прыжки моих товарищей были более спортивными, чем танцевальными. Когда подошла моя очередь, я продемонстрировал их с большей легкостью, чем мои товарищи, потому что лицо Дягилева просветлело, и в глазах появились огоньки. Он на секунду задумался: «Пошли, — наконец сказал он. — Пусть остаются все, я верю в этого мальчика. Он будет танцором».

Учителями Лифаря были русский хореограф Николай Легат и итальянский балетмейстер Энрико Чекетти, у которого в свое время учились Анна Павлова и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Леонид Мясин. Чикетти был строг с учениками. Позже Лифарь вспоминал его как «свирепого, вспыльчивого, злого маэстро». Занимались каждый день по три часа: не привыкший к такой нагрузке Лифарь под конец уроков с трудом держался на ногах.

Серж Лифарь в «Русских сезонах»

Серж Лифарь и Сергей Дягилев. Фотография: equal-gay.com

Серж Лифарь в «Русских сезонах»

Сергей Лифарь. Портрет Дягилева. 1972. Изображение: ruspekh.ru

Серж Лифарь в «Русских сезонах»

Серж Лифарь. Фотография: bazhovka.ru

В антрепризе Дягилева Лифарь прошел путь от танцора кордебалета до ведущего солиста. В первый раз он появился на сцене в балете «Свадебка» Игоря Стравинского, затем танцевал Ромео в балете Брониславы Нижинской «Ромео и Джульетта», главную партию в «Стальном скоке» Леонида Мясина, в «Аполлоне Мусагете» и «Блудном сыне» Джорджа Баланчина. Ему рукоплескал высший свет в Лондоне, Париже и Милане.

Лифарь ждет собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета.

В перерывах между сезонами Лифарь уезжал в Италию в Турин к Энрико Чекетти и снова тренировался в усиленном темпе. А в свободное время читал художественную литературу и критику — книги специально для него подбирал Дягилев. Иногда импресарио забирал Лифаря в Милан, во Флоренцию или в Венецию, где они вместе посещали картинные галереи и музеи. Дягилев познакомил его с французским бомондом — Полем Валери и Мисей Серт, Жаном Кокто и Тристаном Бернаром, Пабло Пикассо и Коко Шанель, которая стала ему другом.

Он всегда меня смешил — то, что многие мужчины уже забыли, как делать. Когда он видел, что я грустна, он начинал рассказывать кучу историй о своем детстве в России, о своих родителях. Он настоящий русский: посмотрите только, как он пьет свой чай, предварительно положив в рот кусочек сахара.

Переломным в жизни Сержа Лифаря стал 1929 год: умер Сергей Дягилев. Партнеры импресарио, управляющие театральными площадками, видели в Лифаре преемника Дягилева, но танцор отказался возглавить «Русские сезоны». Даже наоборот, он предложил распустить антрепризу. Лифарь понимал, что труппа существовала благодаря Дягилеву: «Дягилев внезапно умер. И дело его нельзя доделать, как жизнь его нельзя дожить».

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

Серж Лифарь и Коко Шанель. Фотография: bestin.ua

После смерти Дягилева его друг, директор Гранд-Опера (Парижской оперы) Жак Руше, предложил Лифарю поставить балет «Творение Прометея». Это была первая вполне самостоятельная работа танцовщика — в ней он выступил и в качестве балетмейстера. Главные партии танцевали сам Лифарь и Сюзанна Лорчия. Балет имел такой успех у публики, что Жак Руше предложил Лифарю стать балетмейстером и ведущим артистом труппы.

До Лифаря балет в Парижской опере ставили после оперных спектаклей, в качестве увеселительного завершения вечера. Он же сделал из балета самостоятельные представления.

В Парижской опере танец умирал, напоминая Спящую красавицу. Мне выпала честь оказаться ее волшебным Принцем. Я горд тем. Могу сказать без обиняков: дом развлечений я превратил в храм.

Одним из наиболее ярких, новаторских балетов Лифаря был «Икар» на партитуру Артюра Онеггера. Сценографию к балету пытался сделать Сальвадор Дали, но балетмейстер и художник по-разному видели и главный занавес, и костюмы персонажей.

…Прежде, чем заиграет музыка, поднимается занавес и открывает великолепное полотно, которое в свою очередь поднимается и открывает основной занавес, на котором изображены тридцать едущих мотоциклов! (нельзя придумать что-то более комичное). Относительно костюмов: Икар, полностью обнажен, на голове огромная булочка, а надо лбом на железной проволоке сидит муха…

Крылья Икара — в версии Дали это должны были быть костыли — также не устроили Лифаря, этот реквизит он сделал себе сам. Декорации и костюмы придумывал Пабло Пикассо.

Читайте также:  Марии рыщенковой биография личная жизнь

Этуаль Гранд-Опера

Серж Лифарь. Фотография: chercherlafemme.ua

Этуаль Гранд-Опера

Серж Лифарь и Ольга Спесивцева. Фотография: pedbank.ru

Этуаль Гранд-Опера

Серж Лифарь. Фотография: belcanto.ru

Премьера балета состоялась в 1935 году на сцене Гранд-Опера. Именно после роли Икара Лифарь получил звание «этуаль» — первого танцовщика Гранд-Опера; раньше этим званием удостаивали только балерин. Позже он выпустил автобиографическую книгу под названием «Мемуары Икара».

Лифарь не оставил свой коллектив во время оккупации в 1940 году. В 1944 году Движение Сопротивления обвинило его в поддержке Гитлера и заочно приговорило к смертной казни. Лифарь вынужден был покинуть Францию. В Монте-Карло он основал театр балета «Новый балет Монте-Карло» с примой-балериной Иветт Шовире. Лифарь возглавлял труппу до 1947 года. После войны его оправдали — постановщик смог вернуться во Францию и продолжить работу в Парижской опере. В 1947 году при театре он открыл Институт хореографии. Воспитанники Лифаря стали звездами мирового балета — среди них Соланж Шварц, Лисет Дарсонваль, Нина Вырубова, Иветт Шовире и другие.

В 1955 году Лифарю вручили Золотую медаль города, а также «Золотую туфельку» — главную награду в балете.

Лифарь был премьером, педагогом и балетмейстером Гранд-Опера вплоть до 1956 года. Он поставил около 200 балетов, большинство — в собственной хореографии. Среди них — «Послеполуденный отдых Фавна», «Аделаида, или Язык цветов», «Любовь-волшебница», а также «Вакх и Ариадна», где партнершей Лифаря была русская балерина Ольга Спесивцева. Его спектакли оформляли известные художники и сценографы Пабло Пикассо, Леон Бакст, Марк Шагал, Александр Бенуа.

С того времени, как Лифарь покинул Гранд-Опера, никогда больше артистическая сторона в этом театре не была на такой высоте.

Лифарь нас всех любил.

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

Серж Лифарь. Фотография: musicseasons.org

После ухода из Гранд-Опера Лифарь стал преподавать — учил студентов в Сорбонне истории и теории танца. Позже его избрали ректором Университета танца в Париже и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. За возрождение балета во Франции постановщику вручили орден Почетного легиона.

Лифарь также писал картины. Он любил изображать балерин, танец, движение. Выставки этих графических работ с успехом прошли в начале 1970-х годов в Париже, Каннах, Венеции и Монте-Карло.

Еще одним увлечением артиста балета были книги. Он тратил много денег на пополнение книжной коллекции Дягилева, которую выкупил у французского правительства. Помимо дягилевской библиотеки, в собрании Лифаря были старопечатные книги XVI–XIX веков, оригиналы писем Александра Пушкина Наталье Гончаровой.

Истинный друг, великодушный и щедрый, он пренебрегал материальными благами и отдал жизнь идеалу красоты. Лифарь был нашей гордостью.

Еще в 1959 году Лифарь женился на своей давней поклоннице — Лиллан Алефельд-Лаурвиг. Вместе они прожили около 30 лет. После смерти балетмейстера Лиллан Алефельд передала часть его коллекции отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки в его родном Киеве. Похоронили Лифаря в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Сегодня его имя носит один из репетиционных залов в Гранд-Опера.

Источник

Серж Лифа́рь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Серге́й Миха́йлович Лифа́рь (укр. Сергій Михайлович Лифар); официально 2 [15] апреля 1904 (точно 1905)[1], Киев, Российская империя — 15 декабря 1986, Лозанна, Швейцария) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, коллекционер и библиофил украинского происхождения. Эмигрировав в 1923 году, до 1929 года танцевал в «Русских сезонах» Дягилева, после его смерти — премьер Парижской оперы; в 1930—1945 и 1947—1958 годах руководил балетной труппой театра. Крупный деятель хореографии Франции, Лифарь также читал лекции по истории и теории балета, был основателем Парижского университета хореографии и Университета танца.

Биография[править | править код]

Леонид, Василий, Евгения и Сергей Лифарь

Сергей Лифарь родился вероятнее всего в предместье Киева, Пирогове или же Вите Литовской в скромной семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства, помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко. В метрической книге села Пирогова, где находилась единственная в окрестностях церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 года
Семья состояла из родителей, двух братьев и сестры: Василий (1904—1982), Леонид (1906—1982), Евгения (1903—1968). Семья Лифарей имела казацкие корни.

Определяющей в судьбе танцовщика стала встреча с Брониславой Нижинской — в 17-летнем возрасте Сергей начал заниматься в её киевской «Школе движения».

В 1922 году Нижинская, сотрудничавшая с «Русским балетом» Сергея Дягилева, окончательно перебралась в Париж. Год спустя вслед за ней в Париж приехала группа её учеников, также эмигрировавших из Советской России, среди которых был и Лифарь[2]. В Европе он начал заниматься с Николаем Легатом и Энрико Чекетти — отправленный в Италию Дягилевым на каникулы, Лифарь занимался там у Чекетти, о чём знали лишь Дягилев и Нижинская, не особо верившая в своего ученика.

Читайте также:  Дмитрий куликов политолог биография личная жизнь жена

Став премьером «Русского балета», Лифарь был первым исполнителем главных партий в балете Мясина «Стальной скок», балетах Баланчина «Кошка», «Аполлон» и «Блудный сын». Был последним из фаворитов Дягилева, который сказал о нём: «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета». С 8 августа и вплоть до 19 августа 1929 года, когда Дягилев умер, находился при нём в Венеции, в отеле «Де-Бан-де-Мер[en]», ухаживая за ним.

После кончины Дягилева и развала его антрепризы был принят в балетную труппу парижской Оперы; в 1930—1945 и 1947—1958 годах — балетмейстер и её руководитель.

В 1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар», образ героя которого стал олицетворением самого Лифаря. Балетный критик Александр Плещеев так отзывался об артисте в этом балете: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика — это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование… „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта.»[3].

В 1939 году Лифарь был приглашён в турне Оригинального русского балета — труппа отбыла в Австралию 20 ноября, вскоре после начала войны. Здесь он восстановил свой балет «Икар», привлёкший внимание необычностью идею (он исполнялся без музыки, под ритм, отбивавшийся танцорами), а также переставил балет Мясина «Прекрасный Дунай», на который труппа с уходом автора более не имела прав. Как танцовщик Лифарь, будучи не в форме, поначалу успеха не имел, однако он начал активно заниматься и вскоре смог завоевать внимание публики. Не имея долгосрочного контракта, через месяц он, к сожалению режиссёра труппы Григорьева, решил вернуться в Париж.

Во время оккупации Парижа[fr] он продолжает работать и создаёт такие балеты, как «Ромео и Джульетта» (1942) и бессюжетную «Сюиту в белом» (1943), один из лучших своих спектаклей. Также писал статьи для газеты «Парижский вестник».

Ездил в Берлин по специальному приглашению Геббельса обсуждать от имени “французского искусства” вопросы организации зрелищ в новой Европе. Лифарь, при осмотре Гитлером здания парижской Оперы, встретил Гитлера и его свиту внизу, у парадной лестницы, и водил гостей по всему зданию.[4]

За деятельность Лифаря при немецкой власти французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. После освобождения Парижа Лифарь, как и другие высокопоставленные коллаборационисты, был вынужден покинуть Францию. В 1944—1947 годах он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло», где ставил балеты для Иветт Шовире. После окончания войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер смог вернуться в Париж. С 1947 года он вновь работал в Опере. В 1958 году был уволен из театра.

В 1961 году Лифарь побывал в СССР и смог посетить Киев. Родной город до конца жизни оставался дорог ему: «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — говорил он.

В 1967 был председателем инициативной группы по подготовке «Золотой книги эмиграции», однако из-за острых разногласий с американской частью группы во главе с А.Толстой и князем Белосельским-Белозерским издание не состоялось.

Умер Лифарь в Лозанне после тяжёлой болезни, похоронен недалеко от Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[5].

Увлечения[править | править код]

Живопись[править | править код]

Лифарь дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр, Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к «Икару» с костылями вместо крыльев был отклонён.

В 65 лет у Лифаря проявился талант художника. Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков, основной сюжет которых — балет, танец, и движение в целом. Лифарь рисовал и раньше: на программках, афишах, записках, однако уход из театра подтолкнул его более серьёзно взяться за кисть. В 1972—1975 годах прошли выставки его работ в Каннах, Париже, Монте-Карло, Венеции. Сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению: «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий»[6], — писал он в своей последней автобиографии «Мемуары Икара».

Книжное собрание[править | править код]

Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театральной живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера (как сам он позже вспоминал: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами»).

Читайте также:  Мисс кэти биография личная жизнь

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшую из старопечатных книг XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

В последние годы жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году:

«Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, „отпустить на волю“ все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек».

Позднее подруга хореографа графиня Лилиан Алефельд передала часть коллекции (817 единиц) в дар Украине. Собрание хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки.

Репертуар[править | править код]

Русский балет Дягилева[править | править код]

  • Иван-Царевич, «Жар-птица» Игоря Стравинского[2]
  • «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси[2]
  • Арап в «Петрушке» Игоря Стравинского[2]
  • 30 апреля 1927 — Юноша*, «Кошка» Анри Соге, хореография Джорджа Баланчина (Кошка — Ольга Спесивцева)
  • 7 июня 1927 — «Стальной скок»* Сергея Прокофьева, хореография Леонида Мясина
  • 12 июня 1928 — Аполлон*, «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, хореография Джорджа Баланчина[2]
  • 21 мая 1929 — Блудный сын*, «Блудный сын» Сергея Прокофьева, хореография Джорджа Баланчина[2]

(*) — первый исполнитель партии.

Творческое наследие[править | править код]

Творческое наследие Лифаря огромно — это и создание более 200 балетов, написание 25 книг по теории танца. Лифарь воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

Постановки[править | править код]

Парижская Опера

  • 22 мая 1931 — «Вакх и Ариадна» Альбера Русселя
  • 16 декабря 1932 — «На Днепре» Сергея Прокофьева
  • 1933 — «Кошка» Анри Соге (собственная версия с использованием оригинальной хореографии Баланчина).
  • 9 июля 1935 — «Икар» Артюра Онеггера
  • 21 июня 1937 — «Александр Великий» Филиппа Гобера
  • 2 июля 1941 — «Рыцарь и девушка» Филиппа Гобера
  • 31 декабря 1941 — «Болеро» Мориса Равеля, либретто Лифаря и Léon Leyritz, оформление Léon Leyritz (Тореро — Серж Лифарь, Марилена — Сюзанна Лорсия[es], Спонтане — Серж Перетти[fr])
  • 23 июля 1943 — «Сюита в белом» Эдуара Лало
  • 15 декабря 1947 — «Миражи» Анри Соге по либретто Сержа Лифаря и Адольфа Кассандра, оформление Кассандра.
  • 14 июня 1950 — «Федра» Жоржа Орика
  • 14 ноября 1951 — «Белоснежка» Мориса Ивена, оформление Дмитрия Бушена

Оригинальный русский балет, гастроли в Австралии

  • 1939—1940 — «Прекрасный Дунай», «Икар», «Павана» (все 3 мировые премьеры)[7]

Новый балет Монте-Карло

  • 29 октября 1946 — «Утренняя серенада» Франсиса Пуленка
  • 1946 — «Шота Руставели» на музыку Артюра Онеггера и Александра Черепнина

Театр Елисейских Полей

  • 1948 — постановка новой редакции балета «Стальной скок» Сергея Прокофьева, художник Фернан Леже

Балет Франции

  • 1958 — «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, оформление Феликса Лабисса

Хореография для кинематографа[править | править код]

  • 1937 — «Умирающий лебедь[en]», фильм Жана Бенуа-Леви[fr] и Мари Эпштейн[en].

Признание и награды[править | править код]

Марка Украины с изображением Лифаря, 2004 год

При жизни Сергей Лифарь получил много наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета — «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награждён Золотой медалью города Парижа.

Имя Лифаря носит один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.

В честь Сержа Лифаря названы улица и станция скоростного трамвая в Деснянском районе массива Вигуровщина-Троещина города Киева.

Образ в кино[править | править код]

Мемориальная доска Сержу Лифарю

  • «Анна Павлова», реж. Эмиль Лотяну, в роли Сержа Лифаря — Игорь Скляр (Россия, 1983)
  • «Мания Жизели», реж. Алексей Учитель, в роли Сержа Лифаря — Леопольд Роскошный (Россия, 1996)

Сочинения[править | править код]

  • Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994. — 480 с. — (Ballets Russes). — 5000 экз. — ISBN 5-87334-005-6.
  • Сергей Лифарь. История русского балета, Париж, 1945, стр. 304

    • Лифарь С. Страдные годы. Моя юность въ Россіи. – Париж: Imp. “Coopérative Etolie”, 1935.
    • Сергей Лифарь.Танец.Основные течения академического танца. М.:ГИТИС,2014 год, 232 стр.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Кулаков B. A. Лифарь Серж // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Фонда Сержа Лифаря

Дополнительная литература[править | править код]

  • Юрий Григорович ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО СЕРЖА ЛИФАРЯ Последнее интервью выдающейся балерины XX века Тамары Тумановой // Независимая газета № 190, 10.10.1996 [1]
  • Жан-Пьер Пастори. Серж Лифарь. Красота от дьявола, Пермь, Книжный мир, 2013, стр. 208

Источник