Сергей мартинсон биография личная жизнь

Сергей мартинсон биография личная жизнь thumbnail

Биография

Советский актер Сергей Мартинсон, получивший звание «Народный артист РСФСР», за свою более чем полувековую карьеру примерил на себя около 100 ролей. Зрители любили артиста за его интересную и живую мимику, динамичность и юмор. Мало кто знает, что он всю жизнь мечтал сыграть серьёзного драматического персонажа.

Детство и юность

Биография Сергея Александровича Мартинсона началась еще в 19 веке – 25 января (6 февраля) 1899 года. Актер являлся коренным петербуржцем русско-шведской национальности. Его мать Феодосия Петрова (которая после заключения брака сменила фамилию) была русской дворянкой, а отец Александр Мартинсон – шведским бароном и почетным гражданином Санкт-Петербурга.

С юных лет родители окружали единственного сына любовью и творчеством. Феодосия и Александр всюду брали с собой маленького Сережу – в балет и драму, в оперу и кабаре. Последним он особенно проникся за атмосферу вечного праздника и веселья. Вдохновленный вечерними представлениями, Мартинсон-младший приходил утром в гимназию и до колик в животе развлекал одноклассников и учителей, за что его прозвали главным клоуном.

Сергей также любил примерять одежду своей матери и ставить смешные сценки (например, в роли Снегурочки в 5-летнем возрасте). Когда кинематограф стал активно развиваться в Санкт-Петербурге, юноша постоянно проводил время в кино на Невском проспекте. И снова перевоплощался дома в разных персонажей (даму из общества или дворника), тем самым развлекая семью.

В 5-м классе Мартинсон записался в любительскую театральную студию, в рамках которой исполнил одну из главных ролей в популярном на тот момент водевиле. А всего спустя год мальчик открыл собственный кружок, в котором поставил “Ревизора” и сыграл Добчинского.

Родители наблюдали за всем этим с беспокойством – дело в том, что Сергей довольно небрежно относился к школьным предметам и имел невысокие показатели по учебе, все время посвящая сцене. Феодосия и Александр всячески работали над качественным образованием сына – с 7 лет он изучал немецкий и французский языки, которые впоследствии знал в совершенстве. В 1918 году артистичный парень окончил частную гимназию Штемберга.

Театр

Сразу после получения среднего образования Сергей Мартинсон был призван на 2 года в армию, а вернувшись, поступил в Технологический институт по настоянию родных. Однако душа юноши настолько лежала к сцене, что он бросил учебу в техническом вузе и отправился покорять театральный. Студент защитил диплом Института сценических искусств в 1923 году, после чего началась его артистическая карьера.

Мартинсон входил в актерскую труппу театра “Вольная комедия” и “Свободного театра”. В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.

Сергей Мартинсон в театреСергей Мартинсон в театре (кадр из фильма “Бенефис Сергея Мартинсона”)

Далее артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах – Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам владелец после того, как увидел Сергея в спектакле “Балаганчик”). Роль в постановке “Мандат” сделала Мартинсона знаменитостью.

За роль Хлестакова ему аплодировала стоя парижская публика. Вообще актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплином благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.

Фильмы

В фильмографии Сергея Мартинсона более 100 кинокартин, включая эпизодические роли. Первая его серьезная работа перед камерой состоялась в 1934 году, когда актер сыграл парикмахера Соль в политическом памфлете “Марионетки”.

Спустя год он снялся в эпизоде фантастического фильма “Гибель сенсации”, изобразив певца в кабаре, который манерно исполнял романс. В 1939 году актер сыграл роль продавца пиявок по имени Дуремар в “Золотом ключике”. Его партнерами на съемочной площадке частично были куклы, рядом с которыми Сергей смотрелся более чем органично.

Сергей Мартинсон в роли ДуремараСергей Мартинсон в роли Дуремара (кадр из фильма “Золотой ключик”)

Через 2 года артист появился в фильме “Антон Иванович сердится”. Его персонаж Керосинов являлся создателем “физиологической симфонии”. С наступлением Великой Отечественной войны Мартинсон дважды примерил на себя роль «великого и ужасного» Гитлера (в “Самом храбром” и “Новых похождениях Швейка”). Адольфа это настолько разозлило, что он пообещал собственноручно разделаться с актером.

Вообще Сергей часто эксплуатировал образ злодеев. Таковыми были Вилли Помер в драматическом военном фильме 1947 года “Подвиг разведчика” и Карандышев в постановке по повести Островского “Бесприданница”.

Последняя роль Сергея Мартинсона / Кадр из фильма "И жизнь, и слёзы, и любовь"Последняя роль Сергея Мартинсона (кадр из фильма “И жизнь, и слёзы, и любовь”)

В 1944 году Мартинсон предстал на экранах в новом амплуа. Мужчина сыграл настоящего денди по имени Бонни, который был обходителен с дамами, ухожен и элегантен. Черно-белый фильм “Сильва” сняли по одноименной оперетте венгерского композитора Имре Кальмана.

Последней работой Сергея в кино стала роль Егошкина в драме режиссера Николая Губенко “И жизнь, и слезы, и любовь” 1983 года, повествующая о доме с ветеранами, жизнь которых меняется с приходом нового главврача Варвары Дмитриевны.

Личная жизнь

Личная жизнь советского артиста была такой же насыщенной, как и профессиональная. Впервые Мартинсон женился еще в студенчестве, когда ему было 20 лет. Его супругой стала однокурсница Екатерина Ильина, которая впоследствии занималась домашним хозяйством. В браке родились четверо детей, но выжила лишь одна дочь по имени Анна.

Документальный фильм “Сергей Мартинсон. Легенды мирового кино”

В конце 1930-х годов актер познакомился с яркой балериной Еленой Добржанской, в которую сразу влюбился. Танцовщица стала гражданской женой Сергея, подарившей ему сына Александра. Однако этот союз получился несчастливым – женщина была репрессирована, а ребенок вырос в нелюбви к родителям и впоследствии выбрал путь уголовника.

Третьей женой Мартинсона стала Луиза, с которой он познакомился на съемочной площадке. У пары родилась дочь по имени Наталья. Но и этот брак не принес актеру желанного семейного счастья – после того, как Сергей приобрел супруге квартиру, она решила покинуть комедийного артиста.

Смерть

Смерть настигла Сергея Мартинсона 2 сентября 1984 года, ему было 85 лет. Актер до последнего не бросал любимое дело, радуя зрителей новыми ролями до самой кончины. Причиной смерти стало подорвавшееся в силу возраста здоровье. Тело великого артиста покоится в Москве на Кунцевском кладбище. Могилу с фото на плите до сих пор посещают поклонники творчества.

Фильмография

  • 1934 – “Марионетки”
  • 1939 – “Золотой ключик”
  • 1944 – “Сильва”
  • 1956 – “Безумный день”
  • 1958 – “Идиот”
  • 1964 – “Сказка о потерянном времени”
  • 1966 – “Дядюшкин сон”
  • 1973 – “Города и годы”
  • 1977 – “Вооружен и очень опасен”
  • 1983 – “И жизнь, и слезы, и любовь”

Источник

Сергей Мартинсон

Сергей Мартинсон

Сергей Александрович Мартинсон. Родился 25 января (6 февраля) 1899 года в Санкт-Петербурге – умер 2 сентября 1984 года в Москве. Советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1950). Народный артист РСФСР (1964).

Читайте также:  Актер гоша куценко биография личная жизнь

Сергей Мартинсон родился 25 января (6 февраля) 1899 года в Санкт-Петербурге.

Отец – Александр Александрович Мартинсон, шведский барон, почётный гражданин Санкт-Петербурга, продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору.

Мать – Феодосия Александровна (урожденная Петрова), русская дворянка.

Как рассказывал внук актера Владимир Баршай, шведом был дед Мартинсона, в 15 лет переехавший в Россию на учёбу к графу Юсупову.

Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин – близкий друг отца.

Сергей с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой. В 7 лет его отдали в школу Анненшуле, где он в совершенстве овладел французским и немецким языками. В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт, но вскоре перевёлся в Институт сценических искусств, который окончил в 1923 году.

Выступал в эстрадных театрах Петрограда (в театре «Вольная комедия», «Свободном театре»).

В 1924-1941 годах играл в Театре Революции, среди его работ: «Воздушный пирог» Ромашова – Плюхов; «Павел Греков» – Левицкий; «Бесприданница» А. Н. Островского – Карандышев.

В 1933-1936 годах выступал в Мюзик-холле, среди его работ: «Артисты варьете» Н.Волконского (реж. Н.Волконский) – Клоун Скайд.

Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда (1925-1926, 1929-1933, 1937-1938), где играл вплоть до закрытия театра, среди его работ: «Рычи, Китай!» С. Третьякова – американский корреспондент; «Последний решительный» Вс. Вишневского – американец; «Мандат» Н.Р. Эрдмана – Валериан.

С 1945 года – актёр Театра-студии киноактёра, играл в спектаклях: «Дочь русского актера» – Ушица; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина – Живновский.

В кино снимался с 1924 года, начинал в мастерских ФЭКС. Первую известность получил в 1930-е годы благодаря ролям в фильмах «Две встречи», «Марионетки», «Гибель сенсации», «Приключения Петрушки», «Остров сокровищ», «Семья Оппенгейм», «Степан Разин».

Сергей Мартинсон в фильме “Гибель сенсации”

Сергей Мартинсон Гибель сенсации

Мартинсон первым в советском кино сыграл Гитлера – в «Похождениях Швейка» Сергея Юткевича. Сам актер потом с часто рассказывал, что Гитлер, увидев себя на экране, внес актера в свой личный «черный список» и пообещал повесить на первом фонаре.

В годы войны неоднократно играл Гитлера в боевых киносборниках.

Сергей Мартинсон в роли Гитлера

Сергей Мартинсон в роли Гитлера

Показал себя как выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра своего времени. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина.

Снимался у кинорежиссёров: Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля, Александра Птушко. Режиссёр Евгений Гинзбург снял Сергеея Мартинсона в одном из первых знаменитых телевизионных «Бенефисов».

Исполнил ряд ролей в популярных детских фильмах – «Садко» (Инок), «Илья Муромец» (Мишатычка), «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (дядина 518), «Сказка о потерянном времени» (Прокофий Прокофьевич), «Калиф-Аист» (Визирь), «Сказка о царе Салтане» (опекун Салтана) и др.

Сергей Мартинсон в фильме “Сказка о Мальчише-Кибальчише”

Сергей Мартинсон Сказка о Мальчише-Кибальчише

Сергей Мартинсон в фильме “Сказка о потерянном времени”

Сергей Мартинсон Сказка о потерянном времени

Среди значимых работ – персонажи фильмов «Сильва» (Бони Конислау), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Осип Никифорович), «Дядюшкин сон» (князь Гаврила), «Любовь к трём апельсинам» (Король), «Новые приключения капитана Врунгеля» (мистер Вант).

Сергей Мартинсон в фильме “Дядюшкин сон”

Сергей Мартинсон Дядюшкин сон

Последней крупной работой в кино стала роль Егошкина в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» режиссёра Николая Губенко, рассказывающем о доме ветеранов.

Сергей Мартинсон в фильме “И жизнь, и слёзы, и любовь”

Сергей Мартинсон И жизнь и слёзы и любовь

Когда Мартинсону было 70 лет, и знаменитый ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер спросил у него «Как это тебе, Сергей Александрович, удалось так сохраниться?», – ответ последовал мгновенно: «Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось». Правда, такой поворот беседы телевизионное начальство сочло… легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.

В 1980 году, отвечая на банальный вопрос журналиста «Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актером?» – Мартинсон сначала поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: «Значит, у них была легкая жизнь в искусстве. Я бы не торопился с ответом». Он был легкомыслен и производил впечатление человека, у которого нет проблем, но и его душу мучили «вечные» вопросы.

Сергей Мартинсон также работал много и в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

Умер 2 сентября 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Сергей Мартинсон (документальный фильм)

Личная жизнь Сергея Мартинсона:

Трижды был женат.

Первая жена – Екатерина Ильина.

В браке родилась дочь Анна Сергеевна Мартинсон (1928-2012), художница театра и кино, с 1972 года живет в США. Была замужем за альтистом Рудольфом Борисовичем Баршаем (1954). Второй муж – режиссёр Генрих Саулович Габай. Во втором браке у Анны родились две дочери.

Внук – владелец ювелирной компании Вальтер (Владимир Рудольфович) Баршай (1955 г.р.).

Анна – дочь Сергея Мартинсона

Анна дочь Сергея Мартинсона

Вторая жена (гражданский брак) – балерина Елена (Лола) Добржанская. Жили вместе с конца 1930-х. Добржанская была репрессирована и умерла в 1952 году.

У них родился сын Александр.

Елена Добржанская – вторая жена Сергея Мартинсона

Елена Добржанская вторая жена Сергея Мартинсона

Третья жена – Луиза.

В браке родилась дочь Наталья Мартинсон, стала актрисой.

Фильмография Сергея Мартинсона:

1924 – Похождения Октябрины – Кулидж Керзонович Пуанкаре
1926 – Чёртово колесо – дирижёр оркестра
1926 – Братишка – директор треста
1932 – Две встречи – Белов, полковник
1933 – Дезертир – прохожий
1934 – Восстание рыбаков – Бредель, судовладелец
1934 – Марионетки – Соль, парикмахер
1935 – Гибель сенсации – Дизер, певец в кабаре
1936 – Рыцари гусиного пера – лотошник
1936 – Приключения Петрушки – рассеянный
1937 – Остров сокровищ – Бредли
1938 – Друзья из табора – Головин, ротмистр, командир белого эскадрона
1938 – Семья Оппенгейм – Гутветтер, поэт
1939 – Степан Разин – Федор Шпынь
1939 – Золотой ключик – Дуремар
1940 – Ветер с востока – Стефан
1941 – Антон Иванович сердится – Керосинов
1941 – Волшебное зерно – Живоглот
1941 – Боевой киносборник № 6 – фашистский лётчик
1941 – Боевой киносборник № 7 – Гитлер
1942 – Швейк готовится к бою – офицер / манекен
1943 – Лермонтов – барон де Барант / Степан Степанович
1943 – Новые похождения Швейка – Гитлер
1943 – Мы с Урала – руководитель танцевального кружка
1944 – Сильва – Бонни Конислау
1944 – Свадьба – Иван Михайлович Ять, телеграфист
1947 – Подвиг разведчика – Вилли Поммер
1948 – Третий удар – Гитлер
1950 – Второй караван
1951 – Пржевальский – Андрей Иванович Шатило, профессор, казначей Географического общества
1952 – Садко – инок
1953 – Корабли штурмуют бастионы – Фердинанд, король
1953 – Налим (короткометражка) – Николя
1953 – Сеанс гипноза (короткометражка) – Аркадий Мигалкин, гипнотизёр
1953 – Илья Муромец – Мишатычка
1956 – Безумный день – Миусов
1958 – Идиот – Лебедев
1959 – В нашем городе – управдом
1959 – Черноморочка – Виталий Аркадьевич Омельский, композитор и руководитель оркестра
1959 – Произведение искусства – доктор
1959 – Незваные гости – эпизод
1960 – Спасите наши души – Нортон Мейсфилд
1961 – Алые паруса – Филипп, угольщик
1961 – Вечера на хуторе близ Диканьки – Осип Никифорович, дьяк
1961 – Вольный ветер – кабатчик
1962 – Весёлые истории – дядя с собачкой
1963 – Укротители велосипедов – Георг Сибуль, старый гонщик
1964 – Сказка о Мальчише-Кибальчише – Дедина 518, шпион-диверсант
1964 – Москва – Генуя – Барту
1964 – Сказка о потерянном времени – Прокофий Прокофьевич, злой волшебник
1965 – Спящий лев – Николай Николаевич Телегин
1965 – Тридцать три – Валентин Петрович, отец Розочки
1966 – Сказка о царе Салтане – опекун Салтана
1966 – Дядюшкин сон – князь Гаврила
1967 – Иные нынче времена – князь Борис
1968 – Улыбнись соседу – артист
1968 – Калиф-аист – визирь
1969 – 13 поручений – меломан
1969 – Время счастливых находок – князь
1969 – Красавица – одинокий дедушка с палочкой
1970 – В тридевятом царстве… – герцог де Моллюск
1970 – Любовь к трём апельсинам – Король (поёт Е. Владимиров)
1970 – Полчаса на чудеса – Абрикадабр
1972 – Летние сны – главбух
1972 – Руслан и Людмила – посол Византии
1973 – Города и годы – Перси
1974 – Бенефис Сергея Мартинсона
1975 – Большой аттракцион – дед Матвей
1975 – Бенефис Ларисы Голубкиной
1976 – Про дракона на балконе, про ребят и самокат – Сергей Васильевич
1977 – Вооружён и очень опасен – мистер Тротт
1978 – Новые приключения капитана Врунгеля – сэр Вант
1978 – Ярославна, королева Франции – епископ Роже, посланник французского короля
1981 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей – мистер Фрэнкленд, отец Лоры Лайонс
1983 – И жизнь, и слёзы, и любовь – Егошкин
2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе – мистер Фрэнкленд

Читайте также:  Биография павла шеремета личная жизнь

Озвучивание мультфильмов Сергея Мартинсона:

1940 – Ивась – Поручик
1941 – Слон и Моська – Моська (нет в титрах)
1945 – Пропавшая грамота – Ведьма
1948 – Слон и муравей – Волк (нет в титрах)
1948 – Полкан и шавка – Шавка (нет в титрах)
1948 – Федя Зайцев – Человечек, нарисованный мелом на доске / Странное животное
1948 – Чемпион – Волк (нет в титрах)
1949 – Лев и заяц – Заяц (нет в титрах)
1953 – Крашеный лис – Лис (нет в титрах)
1954 – Козёл-музыкант – Осёл (нет в титрах)
1954 – Подпись неразборчива — Крыса (нет в титрах)
1955 – Заколдованный мальчик – Крыса (нет в титрах)
1956 – Миллион в мешке – Сыщик Ищи-Свищи
1956 – Маленький Шего – Гиена (нет в титрах)
1957 – Снежная королева – Ворон (нет в титрах)
1958 – Первая скрипка – Бабочка (нет в титрах)
1958 – Петя и Красная Шапочка – Диктор
1958 – Тайна далекого острова – Доктор
1958 – Кошкин дом – Петух
1958 – Мальчик из Неаполя
1959 – Приключения Буратино – знахарь Богомол (в титрах не указан)
1959 – Легенда о завещании мавра – Цирюльник
1960 – Человечка нарисовал я – человечек, нарисованный мелом на доске / восьминогое животное
1960 – Непьющий воробей. Сказка для взрослых
1960 – Мультипликационный Крокодил № 2 (сюжет «Однажды в магазине») – Костюм / Стиральная машина (нет в титрах) (вокал)
1960 – Лиса, бобёр и другие
1961 – Чиполлино – Принц Лимон / солдаты-Лимончики (нет в титрах)
1961 – Дорогая копейка – Цент
1961 – Ключ – голова Змея Горыныча
1961 – Мультипликационный Крокодил № 6 – Блокнотик (нет в титрах)
1961 – Впервые на арене – Пудель-куплетист
1962 – Дикие лебеди – Монах
1963 – Дочь солнца – Северный Ветер
1964 – Дюймовочка – Жук
1965 – Пастушка и трубочист – Генерал
1967-1971 – Маугли – шакал Табаки
1970 – Самый главный – Портной
1971 – Как ослик счастье искал – Овца
1972 – Утёнок, который не умел играть в футбол – Петух
1973 – Жук – кривая горка – Жук-часовщик
1974 – Толик и Тобик – Рупор
1975 – В стране ловушек – Волшебник
1979 – Про щенка – Ворон

Награды и звания Сергея Мартинсона:

– Народный артист РСФСР (30.6.1964);
– Заслуженный артист РСФСР (6.3.1950);
– Орден Трудового Красного Знамени (24.1.1979);
– Орден «Знак Почёта» (14.4.1944)

Источник

Полное имя: Сергей Александрович Мартинсон
Дата рождения: 6 февраля 1899 г.
Знак зодиака: Водолей
Возраст: 85 лет
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 2 сентября 1984 г.
Деятельность: Актер театра и кино
Образование: Институт сценических искусств (РГИСИ)
Семейное положение: Был в разводе
Супруг(а): Екатерина Ильина, Лола Добржанская, Луиза Мартинсон
Дети: Александр Мартинсон, Анна Сергеевна Мартинсон, Наталья Мартинсон

Сергей Мартинсон — биография

Соотечественники аплодировали Сергею Мартинсону стоя. За рубежом его называли советским Чарли Чаплином. А Гитлер объявил его своим личным врагом. Каким актер был на самом деле?

В одной телепередаче актер сказал: «Я всегда был легкомысленным человеком и никогда не делал того, чего не хотел». Эти слова, конечно, вырезали. Разве так должен рассуждать советский человек? Но потомственный дворянин Сергей Мартинсон так и не стал «советским» – он всегда руководствовался лишь своим мнением и ни под кого не собирался подстраиваться.

Сергей Мартинсон родился в 1899 году в семье русской дворянки и обрусевшего шведа – владельца крупной карандашной фабрики (по другим сведениям, его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору), почетного гражданина Санкт-Петербурга. Род его отца восходил корнями к шведским баронам. Сергей был прекрасно образован, говорил на французском и немецком языках, а его главной любовью стал театр. Родители поощряли интересы сына: водили в оперу, кабаре, на балет.

Читайте также:  Андрей кузичев биография личная жизнь после развода

Сергей Мартинсон в молодости

Страсть к перевоплощению была присуща Мартинсону с детства. Он любил переодеваться в платья матери и изображать женщин, а на Рождественской елке даже исполнил роль Снегурочки. Настолько комично, что все хохотали.

Сергею было 18 лет, когда в стране разразилась революция. Молодой человек вступил в ряды Красной армии, несмотря на дворянское происхождение и иностранную фамилию. После демобилизации по настоянию родителей начал учебу в Технологическом институте, но быстро понял: это не то, чему он готов посвятить свою жизнь. Детское увлечение театром никуда не делось, и оно все настойчивее заявляло о себе…

Перед комиссией в Институте сценических искусств Мартинсон читал монолог из «Бориса Годунова» Пушкина. «Странный выбор», – шептались экзаменаторы. Не революционно, не романтично. Но Мартинсон и тут всех удивил. «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно», – начал он с таким пафосом, резко контрастирующим с его юной внешностью и худощавой фигурой, что комиссия не могла сдержать смех. Мартинсона зачислили на курс.

Молодой артист выступал на эстрадных сценах, играл в Мюзик-холле и нескольких театрах Петрограда – в том числе в труппе Всеволода Мейерхольда. Работу в кино начал в мастерских ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера).

Фильмы

Щеголь и франт, всегда в отглаженном костюме, начищенных ботинках, с аккуратной прической -настоящий аристократ! -Сергей умудрялся смешить публику, просто выходя на сцену. Так, в спектакле «Последний и решительный» (1929 г.) он появился всего на 14 секунд. В образе матроса продемонстрировал модный танец и не менее модные брюки клеш и скрылся за кулисами. Но зал уже ревел и аплодировал.

Таких ярких комичных эпизодов у Мартинсона было немало, а вот крупные роли ему давали редко. Одна из них – в политическом фильме «Марионетки» (1934 г.), где он сыграл английского парикмахера, которого по ошибке приняли за короля.

Мартинсон в фильме "Алые паруса"

Критики расходились во мнениях. Одни считали его «последним паяцем сцены», другие видели в нем холодность и равнодушие. «Герои с восковым телом и лицом-маской», — говорили они о работах Мартинсона. Но сердцами зрителей актер владел безраздельно.

Свои роли Мартинсон строил на контрастах -смешной и драматичный персонаж был более правдоподобен и ярок, чем просто смешной. Это подкупало зрителей, и любовь к актеру росла, хотя чаще он играл злодеев.

Мартинсон в роли Гитлера

Сергей Мартинсон трижды «становился» Гитлером, причем два фильма вышли на экраны во время Великой Отечественной войны. Говорят, фюрер был взбешен игрой актера, который безжалостно гримасничал. Внес его в «личный черный список» и поклялся отомстить за оскорбление.

В фильме "Подвиг разведчика

Из-за аристократичной внешности Мартинсону не раз предлагали роли немецких офицеров – например, в «Боевых киносборниках», выпущенных в начале войны, в «Подвиге разведчика» (1947 г.). Главной своей задачей актер считал выражение истинной сущности фашизма и его ложных идей. Высмеивание и обесценивание их настолько, насколько возможно. Это был его метод борьбы с нацистской идеологией.

Сергей Мартинсон в фильме "Золотой ключик"

И все же его кинематографический талант не раскрылся до конца. Советское кино имело особую специфику – комичному, немного жеманному Мартинсону там почти не было места. Он мог бы найти себя в сказках – одной из его самых запоминающихся ролей стал Дуремар в фильме «Золотой ключик» (1939 г.). По мнению зрителей, Дуремар получился даже более сказочным, чем главные ге-рои-куклы. Но «сказочники» неохотно звали актера на съемки. Возможно, из-за дворянского происхождения, а возможно, из-за дружбы с опальным режиссером Мейерхольдом.

Личная жизнь

«На сцене я танцевал, пел, а вот любить не довелось. Не помню даже, чтобы меня целовали…» – вспоминал актер. В жизни ему повезло больше: он был женат трижды. Но драма красной нитью прошла через все три брака.

Екатерина Ильина

Первой супругой Мартинсона стала однокурсница Екатерина Ильина – девушка милая, домашняя. Она следила за домом, гладила мужу рубашки, воспитывала их маленькую дочку Аню. Однако для творческого мужа этого оказалось недостаточно. Ему нужна была, остроумная собеседница и яркая личность.

Елена Добржанская

Все это он нашел в балерине Елене Добржанской. Но их любовь пришлась на сложное время. Елена, или Лола, как ласково звал ее актер, любила бывать на светских мероприятиях и стала слишком часто посещать приемы в посольствах. Кому-то это не понравилось, кто-то донес… Елену обвинили в шпионаже. А дальше по классическому сценарию того времени: Воркута, ГУЛАГ.

Лоле повезло: она попала в драмтеатр, которым руководил начальник лагеря. Но за год до освобождения ее перевели в лагерь строгого режима – Добржанская отказалась сотрудничать с органами. Этот последний год Лола не пережила. Истощение и гепатит убили ее.

Мартинсону не дали даже похоронить жену. Лишь много лет спустя ему удалось добиться разрешения поискать ее могилу на лагерном кладбище. Несколько часов он ходил среди безымянных крестов, пытаясь найти номер могилы своей любимой женщины. Тщетно. Либо номер давно стерся, либо могилы не осталось…

Актер тяжело переживал потерю. С маленьким сыном Сашей практически не общался, переложил заботу о нем на плечи тетки. Это стало роковой ошибкой: та внушила мальчику ненависть к родителям – «из лучших побуждений». Саша быстро отбился от рук, а, повзрослев, связался с плохой компанией и попал в тюрьму.

Счастья в любви артист больше не искал. Лишь раз, вспыхнув страстью к молодой девушке Луизе, работавшей на съемках фильма «Подвиг разведчика», он позволил себе глупость – скоропалительно женился. Почти сразу понял, что ошибся. И разошелся с женой, несмотря на то что в семье уже подрастала дочь Наташа.

До конца своих дней он оставался в одиночестве – это было его решение. Изредка отца навещала Наташа. Недолго пожил с ним вышедший из тюрьмы Саша. Любимица – старшая дочка Аня – вышла замуж и уехала в Америку. Звала в гости, но из страны актера не выпускали: боялись, что не вернется. Мартинсон писал дочери и первой жене теплые письма. Это были единственные близкие, которые все еще любили его.

Сергей Александрович продолжал работать до самой смерти. Друзей у него не было – он привык быть немногословным. Когда-то не заводил тесных связей, чтобы избежать лагерей, а теперь начинать дружбу было слишком поздно.

Последние годы и смерть

В последние годы к пожилому актеру приходили только медработники. Измеряли ему давление, спрашивали о здоровье, без эмоций выслушивали жалобы на сына, который о старике совсем забыл. И уходили. А он оставался один, в пустой квартире, наедине со своими мыслями. В очередной раз, когда в начале сентября 1984 года кто-то из медработников зашел навестить старика, дверь никто не открыл…

Источник