Сергей глинка бизнесмен биография личная жизнь
Совладелец компаний «ТрансГрупп АС», OOO «Аэроэкспресс», и эстонской компании «WorldWide Invest»
Сергей Глинка родился в 1966 г. в Молдавии.
Имеет среднее специальное образование.
В 1990-е начинал транспортный бизнес в Эстонии вместе с сыном главы Министерства путей сообщения РФ Рустамом Аксененко. Первый капитал заработал на транзите российского сырья через порты Эстонии.
1993-1999 гг. — председатель правления АО «Соетеениндус».
1999-2001 гг. — заместитель главы представительства АО «Соетеениндус» в г. Москва.
Подробнее
С 2000 г. – совладелец и заместитель главы представительства «WorldWide Invest».
Достижения
2005 г. — получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие эстонской экономики».
Основная деятельность Сергея Глинки сосредоточена:
в сфере транспортных услуг («ТрансГрупп АС»,OOO «Аэроэкспресс»),
в инвестиционном секторе («WorldWide Invest»).
Состояние
Занимает 181 место в рейтинге русскоязычной версии Forbes «Богатейшие бизнесмены России — 2011». Состояние Сергея Глинки в 500 миллионов долларов.
Семья
Женат, двое детей.
Жена — Ксения Лаврова-Глинка.
Сын – Даниил Глинка.
Дочь – Глаша Глинка.
Жена — Лаврова-Глинка Ксения Олеговна — российская актриса театра и кино, жена Сергея Глинки, совладельца компаний «ТрансГрупп АС», OOO «Аэроэкспресс», «WorldWide Invest».
Ликсутов Максим Станиславович — Руководитель департамента транспорта Москвы, совладелец и председатель совета директоров ООО «Трансгрупп АС», глава представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС
Махмудов Искандар Кахрамонович — Российский предприниматель узбекского происхождения, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК)
Бокарев Андрей Рэмович — Совладелец ОАО «Кузбассразрезуголь»,председатель совета директоров «Трансмашхолдинга», член совета директоров ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»
Мировую общественность продолжают будоражить так называемые «офшорные скандалы». Они начались после того, как в сеть попали документы с данными об офшорных счетах, которые опубликовал Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists; ICIJ) в результате утечки информации из крупной панамской компании Mossack Fonseca.
После публикации «новой порции» так называемых «панамских документов» у заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова (главы департамента транспорта Москвы) обнаружили очередной офшор.
В Москве, которой руководит Сергей Собянин, постепенно растет возмущение, как со стороны простого населения, так и с стороны предпринимателей, ведущих свой бизнес в столице. В последнее время собственники и арендаторы помещений, которых власти Москвы признали самостроем, возмущены тем, почему их магазины, палатки и целые торговые комплексы сносятся без решения суда.
Миссия Партии реформ в Молдавии представляла собой «троянского коня», в котором в Молдавию был бы доставлен лояльный России президент.
Некоммерческое объединение «Европейское движение Эстонии» (Eesti Euroopa Liikumine, EEL) прославилось в связи с исчезновением сотен тысяч крон, в растрате которых обвиняется бывший руководитель объединения Анна-Мария Галоян, входившая в Партию реформ. Но если углубиться в историю Евродвижения, обнаруживаются факты, гораздо более любопытные, нежели пропажа денег.
Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального вновь объявил, что обнаружил у заммэра Москвы Максима Ликсутова зарубежную собственность — долю в кипрском офшоре. Ликсутов говорит, что дал указание выйти из капитала этой компании до того, как поступил на госслужбу. Мэрия обещает провести проверку
Заместитель мэра Москвы, руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов может быть совладельцем зарегистрированной на Кипре компании, следует из документов, опубликованных во вторник в блоге Алексея Навального.
Российская компания – концессионер международного аэропорта Кишинева — контролируется мультимиллионером родом из Республики Молдова. У него есть бизнес в сфере железнодорожного транспорта, и не исключено, что он строит планы и в отношении железной дороги Молдовы, пишет Noi.md со ссылкой на «Adevărul».
2 августа 2013 года в Кишиневе была учреждена компания «Avia Invest» с уставным капиталом в 85,1 миллионов лей, разделенным на равные доли между АО «Хабаровский аэропорт» и холдингом «Коломенский завод».
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов может быть акционером зарегистрированной на Кипре компании. Информация об этом была опубликована 27 мая в блоге Алексея Навального сотрудниками Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК), созданного оппозиционером.
В ЗАО «Трансмашхолдинг» успокоили насчет судьбы ОАО «Пензадизельмаш»: предприятие продолжит работу. В том числе и на цели нового проекта «Пензенские дизельные двигатели». Последний – уже вторая попытка магната Бокарева привести в регион иностранных инвесторов.
Андрей Бокарев — крупный российский бизнесмен. Ему частично принадлежат активы в голландской The Breakers Investments B.V. (другие совладельцы – Искандер Махмудов, Сергей Глинка, французская Alstom). В свою очередь, «брекерсам» принадлежит ЗАО «Трансмашхолдинг», полноправный владелец ОАО «Пензадизельмаш».
В Москве открылась фотовыставка «Пюхтица — 125»
В завершение презентации по благословению матушки-игумении сестры раздали книгу-альбом гостям мероприятия. Благотворитель Сергей Глинка, не имевший возможности побывать в Пюхтице на торжественном вечере в начале осени, получил грамоту Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в конференц-зале Дома русского зарубежья.
Ликсутова нашли «в Панаме»?
Но тут есть одна «загвоздка». Все дело в том, что в списке бенефициаров и руководства компании Sermolent Eqities Inc. значится некто «Sergey Glinka» (Сергей Глинка).
В начале 90-х этот же Сергей Глинка был соседом по дому и приятелем Максима Ликсутова, а позже стал его партнером по бизнесу. В СМИ сказано, что свой «первый капитал» Глинка с Ликсутовым «заработали на транзите российского сырья через эстонские порты» . Для ведения своей деятельности в Эстонии партнеры учредили компанию WorldWide Invest.
Более того, в дальнейшем Ликсутов и Глинка стали партнерами с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения (в 1997-2002 годах с небольшим перерывом) Николая Аксененко.
Очевидно, что Сергей Глинка оказался среди соучредителей Sermolent Eqities Inc. неслучайно, так как он – давний партнер Ликсутова. Наличие Глинки среди хозяев Sermolent Eqities Inc. дает все основания полагать, что и Ликсутов (несмотря на все опровержения со стороны мэрии Москвы) имеет прямую связь с этим офшором.
Ксения Лаврова-Глинка
История Ксении во многом напоминает сказку: её принцем оказался бизнесмен Сергей Глинка, который буквально на втором свидании повел девушку в шикарный ресторан и предложил ей руку и сердце. Родители узнали о предстоящей свадьбе через пять дней после знакомства влюбленных, но, встретившись с избранником дочери, в полной мере одобрили её выбор. Торжество вышло довольно масштабное, помимо родственников на него пригласили всю труппу «Табакерки», включая руководителя Олега Табакова.
В 2000 году у пары родился сын Даниил, а шесть лет спустя дочь Дарья. К сожалению, плотный рабочий график актрисы не позволяет ей уделять много времени детям, их воспитанием занимается няня и бабушка. Свои каникулы Лаврова-Глинка обычно проводит с семьей на берегу Лазурного моря во Франции, где в 2001 году семья приобрела небольшой домик.
Ксения Лаврова-Глинка, муж
Актриса Ксения Лаврова-Глинка хорошо известна и заядлым театралам благодаря постановкам в МХТ, и телезрителям благодаря съёмкам в популярных сериалах и фильмах. Свой талант к актёрскому перевоплощению она унаследовала от отца и деда, тоже связавших свои судьбы с театром. А вот красивая двойная фамилия — свадебный подарок мужа Ксении Лавровой Глинки Сергея, с которым она не расстаётся вот уже почти два десятка лет.
Ксения Глинка закрутила служебный роман
В день закрытия к Ксении прилетел, как все поначалу подумали, муж, они гуляли по мосту, разделяющему реку Урал на Европу и Азию, покупали оренбургские платки. Но Ксения не разрешала фотографировать ее вместе с Дмитрием. Оказалось, 46-летний Дмитрий Готсдинер – театральный актер, который играет в МХТ имени Чехова некоторые спектакли. Видимо, в театре и завязался роман Глинки и Готсдинера. Известно, что настоящий супруг актрисы (возможно, уже бывший) – бизнесмен, у них двое детей – 14-летний Даниил и 8-летняя Глаша.
Всюду бизнес: кто и как строит электрички и метропоезда для Москвы
Около 70% заказов на продукцию «Трансмашхолдинга» (№19 в рейтинге крупнейших непубличных компаний страны) до недавнего времени обеспечивало РЖД. С приходом в правительство Москвы бывшего владельца компании Максима Ликсутова (сейчас он в должности заместителя мэра курирует развитие столичного транспорта) доля железнодорожной монополии в выручке «Трансмашхолдинга» должна сильно сократиться в пользу московских заказов.
«Во всех трех прибалтийских государствах, самые богатые и влиятельные люди — русскоязычные, не коренные»
В Латвии список самых богатых возглавляют Виктор Красовицкий, а также Валерий и Татьяна Каргины — это совладельцы Parex Bankas. На четвертом месте — Леонид Эстеркин, тоже банкир. На пятом — Олег Филь (банки и недвижимость), на восьмом — Олег Степанов, на девятом — Сергей Захарьин, дальше идут Владимир Соломатин, Аркадий Сухаренко.
В Литве на первом месте Нерюс Нумавичюс, зато дальше в первой десятке Виктор Успаских (продукты питания и торговля), Юрий Борисов (авиаремонтные компании), Владимир Романов (банк и три футбольных клуба) и Михаил Ульман (группа предприятий Mono). Смотрим Эстонию: Анатолий Канаев (Pakterminal), Марсель Вихманн (транспорт), Сергей Глинка и Максим Ликсутов (тоже транспорт), Федор Берман (Балтийский судоремонтный завод), Виктор Левада (металлопрокат и трубы, а также строительство плавучих домов).
Демонтаж Сергея Матвиенко
Еще в конце 90-х он вместе с Сергеем Глинкой и Максимом Ликсутой учредил в Эстонии фирму Worldwide Invest, которая объединила сеть вагонных и транспортных фирм, работающих преимущественно на российском направлении. Однако в декабре этого года ему неожиданно отказали в эстонском гражданстве. Бывшие друзья, а ныне совладельцы Transgroup Invest AS – Глинка и Ликсутов – до сих пор работают в Эстонии, но и они после известных событий объявили о том, что намерены перевести холдинг в другую страну.
Кинопроба Вексельберга
Большой бизнес в последние годы всерьез увлекся кинопроизводством. На съемки фильма “Папа” Владимира Машкова в 2004 г. большую часть из затраченных $3,5 млн выделили председатель совета директоров “Кузбассразрезугля” Михаил Абызов, совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и совладелец “Трансгрупп” Сергей Глинка. Тогда бизнесмены заявляли, что дают деньги бескорыстно, из желания помочь кинематографу
Каким ветром «унесет» активы РЖД?
Единственный известный претендент на участие в аукционе – транспортная компания «Трансгрупп АС», которую контролируют бизнесмены Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Эксперты не исключают, что интерес «Трансгрупп АС» к «Рефсервису» может объясняться неформальными договоренностями с РЖД.
Пробочный доход
Предложить быструю альтернативу забитым автомагистралям — еще один способ заработать благодаря пробкам. Самый яркий пример тут компания «Аэроэкспресс», которая контролирует железнодорожные перевозки пассажиров в столичные аэропорты. Только в первом квартале 2010 года ее поезда перевезли 1,857 млн человек. За возможность прокатиться до аэропорта без пробок пассажиры аэроэкспрессов платят 300 рублей. Итого только на продаже билетов в первом квартале компания могла заработать больше полумиллиарда рублей. К сборам за билеты стоит добавить доходы от рекламы и продажи сопутствующих товаров. Компания принадлежит РЖД и частной логистической компании «ТрансГрупп АС» (владельцы — предприниматели Сергей Глинка и Максим Ликсутов).
Многообещающий молодой бизнесмен застрял в московских пробках
В частности русскоязычная версия Forbes, оценившего состояние Ликсутова в 500 млн долларов, сообщала о Максиме Ликсутове: «Окончил Калининградский технический университет. Совладелец «ТрансГрупп АС» — железнодорожного перевозчика с парком 10 000 вагонов (партнеры — Сергей Глинка (№ в Forbes 181), Искандер Махмудов (№ в Forbes 12)) и компании «Аэроэкспресс» (доставка пассажиров с московских вокзалов в аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково). В 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики».
Транспортной системой Москвы займется долларовый мультимиллионер
В 90-е годы Ликсутов и Сергей Глинка вели совместный бизнес с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения. Первый капитал заработали на транзите российского сырья через порты Эстонии. Позже Ликсутов и Глинка перешли в «Трансгрупп», которую создали совместно с совладельцем УГМК, «Трансмашхолдинга» и «Кузбассразрезугля» Искандаром Махмудовым.
Ликсутов разразился речью
В сегодняшнем топе миллиардеров Äripäev на 6 и 7 месте находятся воротилы транспортного бизнеса Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Состояние миллиардеров оценивается следующим образом: 1731,6 млн. крон у Ликсутова и 1723,2 млн. крон у Глинки.
Площадь Трех вокзалов превратят в площадь Трех аэропортов за $1 млрд
Воплощать эти грандиозные замыслы в жизнь, по данным источника «Ведомостей» в РЖД, будет компания «Аэроэкспресс» — совместное предприятия РЖД и независимого жд-оператора компании «Трансгрупп», принадлежащей Искандеру Махмудову, Сергею Глинке и Максиму Ликсутову. Предварительная стоимость проекта составит более $1 млрд.
Из эстонского олигарха — в президенты Молдавии
Оказалось, что кандидат в президенты Молдавии «был сделан» при помощи MTU EEL и его руководителя – бывшей реформистки Анны-Марии Галоян. Президентом Молдавии должен был стать не кто иной, как один из деловых партнеров российского миллиардера Искандера Махмудова, занимающийся в Эстонии угольным транзитом Сергей Глинка. Он одновременно является «одним из любимых бизнесменов» Партии реформ и премьер-министра Андруса Ансипа.
Эстонские бизнесмены инвестируют в московские железные дороги
Бизнесмены эстонского происхождения Максим Ликсутов и Сергей Глинка делают крупные инвестиции в проект соединения крупных московских аэропортов в единую скоростную железнодорожную сеть.
Люди с грустным взглядом
Сергей Глинка (38 лет) и Максим Ликсутов (28) со своими 15 миллионами крон поделили в списке третье-четвертое места. Оба акционеры Worldwide Invest. Первый держится в тени, в гламурных тусовках не светится, имеет хорошие связи в Москве. Второй больше на виду, увлечен хорошими автомобилями, имеет в том числе «Бентли» и «Мазерати».
Самый богатый человек Эстонии — Тоомас Аннус
Как следует из опубликованного Äripäev списка 100 миллионеров, самым богатым человеком Эстонии является строительный предприниматель Тоомас Аннус, который входит в клуб миллиардеров вместе с русскими бизнесменами Сергеем Глинка и Максимом Ликсутовым, впервые попавшими в первую тройку богатеев.
28 ноября 2018
Вся страна сочувствовала ее отношениям с Максимом Авериным. Он ее действительно любит или просто использует? На самом деле речь шла о персонажах актеров в сериале “Склифосовский”. А в реальной жизни Ксения Лаврова-Глинка получила предложение руки и сердца уже на втором свидании. Успешный бизнесмен Сергей Глинка дружил с Олегом Табаковым, в театре у которого играла 20-летняя Ксения. По словам актрисы, устоять перед таким женихом было невозможно. Каково же было удивление поклонников, когда стало известно, что актриса уже давно развелась со своим мужем-миллионером и ее брак разрушил служебный роман.
Ксения родилась в творческой семье. Ее отец был главным режиссером и художественным руководителем Кимрского театра драмы и комедии. В детстве она серьезно занималась музыкой и даже могла стать музыкантом, но в старших классах приняла решение уехать в Москву и поступить в театральный институт. Удача улыбнулась девушке, и в 16 лет она стала студенткой курса Олега Табакова в Школе-студии МХАТ . И уже на втором курсе начала играть в прославленной “Табакерке”.
С бизнесменом Сергеем Глинкой актриса познакомилась на гастролях театра в Таллине. Он был человеком “из другого мира”, но очень любил театр и дружил с Олегом Табаковым. “Сергей поразил меня своей щедростью и вниманием. И я сразу сдалась”, – призналась актриса. Мужчина был на 10 лет старше, и за его плечами уже был брак и двое детей, с которыми актрисе было очень трудно найти общий язык. Сергей и Ксения поженились, и вскоре у них родились сын Даниил и дочка Аглая.
По признанию актрисы, за долгие годы совместной жизни с Сергеем Глинкой она ни разу не интересовалась, чем занимается ее супруг. “Я никогда не позволяла себе никаких излишеств, хотя мой муж был очень щедрым. Я отказывалась от дорогих машин, потому что не хотела пользоваться тем, что не могли позволить себе мои старшие коллеги. Я старалась вести себя как можно скромнее, не вызывая зависти и злости”, – рассказала Ксения.
Казалось, ее жизнь была похожа на сказку. Все изменилось, когда на съемках сериала “Монтекристо” Лаврова-Глинка встретила актера Дмитрия Готсдинера. “Я видела, что нравлюсь ему. У нас была хорошая компания, мы вместе проводили время. Однажды Дмитрий пригласил меня на танец. Я обняла его и сразу поняла – это он. Я ничего не могла с собой поделать и понимала, что деваться мне некуда”, – призналась актриса. Обеспеченная жизнь и двое детей не смогли ее удержать. Самым трудным было рассказать обо всем этом мужу, который любил Ксению и не хотел ее отпускать. Развод был очень тяжелым и долгим, но потом все встало на свои места. После расставания с актрисой Сергей снова женился, и в этом браке у него родилось трое сыновей.
В 2011 году Ксения вышла замуж за Дмитрия Готсдинера, а в 2017 году у них родился сын Николай. Актриса стала матерью в третий раз в 40 лет. “Сейчас я понимаю, сколько времени я потеряла. Актерская профессия подразумевает постоянное ожидание чего-то. Надо было в паузах между работой рожать, у меня сейчас был бы настоящий “детский сад”, – призналась она.
Почему Ксения не поменяла фамилию, когда вышла замуж во второй раз? Как Марина Голуб помогла ей пережить расставание с первым мужем? О чем жалеет актриса? И хочет ли она еще детей? Ответы – в программе “Судьба человека с Борисом Корчевниковым”.
Московское правительство реализует новаторский, хотя и смутно знакомый по 90-м эксперимент: отдает управление определенной отраслью ключевым игрокам того же рынка. Наиболее яркий пример — 36-летний глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.
АННА ВАСИЛЬЕВА
Сергей Собянин с самого начала своего пребывания на посту мэра Москвы начал привлекать в правительство людей, ранее более известных по работе в командах крупных бизнесменов. В декабре 2010 года на должность руководителя столичного департамента строительства пришел Андрей Бочкарев, до того работавший директором департамента зарубежных проектов инжинирингово-строительного дивизиона ОК “Русал”. Экс-сотрудник Олега Дерипаски теперь управляет многомиллиардными бюджетами, идущими в том числе на возведение в Москве жилья и социальных объектов. Тогда же заместителем мэра по вопросам образования и здравоохранения стала Ольга Голодец — ради этой должности она оставила пост председателя совета директоров страховой компании “Согласие”, которая принадлежит Михаилу Прохорову. Ей предстояло за четыре года освоить 336 млрд руб., заложенных на реализацию программы “Социальная поддержка жителей Москвы”, но в мае этого года она покинула правительство Москвы ради должности вице-премьера правительства РФ. В прошлом году бывшему помощнику Романа Абрамовича, а ныне руководителю департамента культуры Сергею Капкову доверили 178,5 млрд руб. на развитие культурной жизни столицы. И наконец, в команде Собянина появился человек из списка миллионеров Forbes — 36-летний Максим Ликсутов (189-я строчка Forbes, капитал $500 млн). Сначала Собянин назначил Ликсутова своим советником, а через полгода, в декабре 2011-го,— главой департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Сегодня с именем Ликсутова связаны наиболее громкие программы реформ, исходящие от московского правительства: выделенные полосы для общественного транспорта, увеличение штрафов за неправильную парковку, платная парковка в пределах Бульварного кольца (со следующего года), велодорожки… Основная часть бюджета, выделенного департаменту (2,2 трлн руб. на четыре года), предназначена для реформы общественного транспорта, которая выглядит очень масштабной: запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, обновление эскалаторов и вагонов московского метро, запуск скоростных трамваев. Собственно, на этих проектах и сделал свое состояние Максим Ликсутов. А компании, от оперативного управления которыми он отошел, перейдя на госслужбу, продолжают на них зарабатывать.
Замечательный сосед
Все началось с угля. Его в начале 90-х очень не хватало в Эстонии, только что объявившей о своей независимости. Первым возможность заработать на этом увидел бывший моряк и работник рыболовецкого совхоза Сергей Глинка. Он договорился с тогдашним диспетчером Таллинского порта Владимиром Волохонским о поставках и отправился в Кузбасс “добывать” уголь. В то время это было непростым делом, поскольку Кузбасс контролировали криминальные группировки. Но Глинка с задачей справился. Одним из его помощников стал сосед по дому — 17-летний Максим Ликсутов. Новому партнеру Глинка поручил очистку и перевалку угля в порту, и тот, найдя оборудование, поручение выполнил. Волохонский помог начинающим бизнесменам наладить не только сбыт угля в Эстонии, но и его экспорт. Вскоре, по некоторым данным, партнеры учредили в Эстонии свою первую компанию — Worldwide Invest.
Расцвету бизнеса помогло еще одно знакомство Ликсутова. Рустам Аксененко был всего на два года старше Ликсутова, но благодаря связям отца (министра путей сообщения России Николая Аксененко) обладал большими возможностями. В числе первых совместных проектов предпринимателей называют реализацию грузов, владельцы которых не смогли заплатить Министерству путей сообщения (МПС) за их доставку в Таллинский порт. Да и последующие несколько лет прошли для партнеров под знаком тесной дружбы с МПС. В 1999 году 23-летний Ликсутов становится генеральным директором транспортной компании “Иристон Сервис”, сменив на этом посту Сергея Тугаринова, перешедшего работать в МПС (сейчас — начальник департамента госполитики в области ж/д транспорта Минтранса). Начав с объема перевозок в 100 тыс. тонн в год, компания за год довела этот показатель до 3 млн тонн. В какой-то момент деятельностью “Иристон Сервис”, переименованной к тому моменту в “Юнитранс”, заинтересовалась налоговая полиция, которую смущали сниженные железнодорожные тарифы по перевозке грузов, но никаких официальных обвинений не последовало. Оборот “Юнитранса” составлял уже около $300 млн, когда в 2001 году Ликсутов неожиданно покинул пост гендиректора. Вскоре от должности министра путей сообщения отстранили Николая Аксененко. Его обвинили в превышении должностных полномочий и причинении ущерба государству на 11 млрд руб. До суда экс-министр не дожил, скончавшись в 2005 году от лейкемии. Сын его с момента начала уголовного дела и вплоть до нынешнего года жил в Швейцарии, где руководил компанией Finartis, вкладывавшей деньги в различные проекты, в том числе в транспортный бизнес в Эстонии и дом моды Escada. В июне Рустам Аксененко вернулся в Россию и стал старшим вице-президентом компании “Стройтрансгаз” Геннадия Тимченко.
В упряжке с РЖД
Появление новых хозяев кузбасского угля бизнес Ликсутова и Глинки не подкосило, а пошло ему лишь на пользу. В конце 90-х владельцами основных кузбасских угледобывающих активов стали Искандар Махмудов (12-е место в списке Forbes, $9,9 млрд) и его младший партнер Андрей Бокарев (120-е место, $800 млн). Вместе со своими эстонскими покупателями они создали совместную экспедиторскую компанию “Трансгрупп АС” (аббревиатура АС в Эстонии означает акционерное общество с ограниченной ответственностью) и почти сразу же начали покупать заводы, производящие локомотивы, вагоны и поезда метро. В 2002 году совладельцы “Трансгрупп АС” объединили почти всех производителей подвижного состава в группу “Трансмашхолдинг”. Наличие собственных вагонов благотворно сказывалось на бизнесе “Трансгрупп АС”, так как выгодно отличало компанию от остальных частных операторов. Владельцам парка МПС предоставляло скидки, что позволяло снижать стоимость самой перевозки. К 2005 году среди клиентов “Трансгрупп АС” были такие крупнейшие российские компании, как “Русал”, “Сибур” и другие. Тогда же партнеры создали на паритетной основе с аэропортом Шереметьево компанию “Аэроэкспресс”, запустив фирменные электрички сначала от Белорусского вокзала до Лобни, а через несколько лет, после достройки терминала, и до самого Шереметьево. Затем были освоены направления Павелецкий вокзал–Домодедово, Киевский вокзал–Внуково.
Совмещая должность чиновника с опытом предпринимателя, Максим Ликсутов настаивает, что умеет отделять личные интересы от государственных
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
В 2007 году “Трансгрупп АС” еще больше сблизилась с РЖД. Сначала они совместно создают компанию по перевозке автомобилей по железной дороге — “РейлТрансАвто” (у “Трансгрупп” — 49% акций, у РЖД — 51%). А в конце 2007-го РЖД как основной заказчик “Трансмашхолдинга” покупает его блокирующий пакет акций (25% плюс 1 акция). В 2009 году “Трансгрупп АС” и РЖД организуют перевозки по направлению Москва–Тверь, создав для этого Московско-Тверскую пригородную пассажирскую компанию (у “Трансгрупп” — 25% акций, у РЖД — 50%). В сентябре 2011 года “Аэроэкспресс” и компания “Интегрированные транспортные системы” (основной владелец — бывший топ-менеджер “Трансмашхолдинга” Михаил Онофрийчук) покупают у правительства Москвы блокирующий пакет Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Другой пакет, 50% минус 2 акции, по-прежнему остается в собственности РЖД. Покупка пакета акций ЦППК, обслуживающей движение электропоездов по всем направлениям Московской железной дороги (кроме линии Москва–Тверь), дала “Трансгрупп АС” и РЖД контроль над всеми пригородными перевозками в Московском регионе. Наконец, руководство компании “Аэроэкспресс” запускает проект “РЭКС: Регион-Экспресс”, в рамках которого будут осуществляться перевозки пассажиров на скоростных электричках по маршруту Москва–Долгопрудный–Лобня, а также ведет переговоры с ОАО РЖД о расширении обслуживания пассажиров еще на десяти скоростных маршрутах.
К моменту назначения на пост руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ликсутов являлся владельцем 25% акций компании “Трансгрупп АС” (выручка за 2010 год — 27 млрд руб.) и 25% компании “Аэроэкспресс” (выручка за 2010-й — 2,6 млрд руб.), через которые владел долями в “РейлТрансАвто” (выручка за 2010 год — 2,6 млрд руб.) и “Трансмашхолдинге” (выручка за 2010-й — 91 млрд руб.), а также в нескольких других компаниях.
Партнеров не забуду
Основным камнем преткновения для Ликсутова стал “Трансмашхолдинг”. Казалось бы, факт владения новоявленным чиновником акциями именно этой компании отчетливо подпадал под определение “конфликт интересов”. Еще в мае 2011 года, когда Ликсутов был советником мэра, “Трансмашхолдинг” заявил, что может начать выпуск скоростных трамваев совместно с французской компанией Alstom (владеет 25% “Трансмашхолдинга”). Как раз такие трамваи планируется вскоре запустить в Москве. В феврале Ликсутов заявляет, что в этом году в московском метро заменят 400 вагонов, производят которые только “Трансмашхолдинг” и питерский “Вагонмаш”. Правда, о своем желании выпускать в России трамваи и вагоны метро заявили “Уралвагонзавод” и Bombardier, но как они в такой ситуации выдержат конкуренцию с “Трансмашхолдингом”, неизвестно. В апреле 2012-го выяснилось, что “Трансмашхолдинг” может претендовать и на участие в тендере на поставки эскалаторов для метро, готовясь с нуля запустить производство и конкурируя с единственным пока игроком этого рынка — питерским заводом “Элэс”. Кроме того, еще с прошлого года развивается проект по созданию скоростного пассажирского движения на базе слабо загруженной грузовой железной дороги Малого кольца, где “Трансмашхолдинг” хоть и косвенно, но задействован с самого начала. Дело в том, что летом прошлого года был создан оператор проекта — совместная компания правительства Москвы и РЖД “Московская кольцевая железная дорога” (МКЖД), возглавил которую бывший руководитель “Трансмашхолдинга” Михаил Хромов. Разработкой этого проекта занималась уже знакомая нам компания “Интегрированные транспортные системы”. Для проекта потребуется 350 вагонов, поставить которые хочет тот же “Трансмашхолдинг”. Выделено на проект 440 млрд руб.
В производстве электричек у “Трансмашхолдинга” есть конкуренты, но пока скорее потенциальные. На рынке появилась сильная компания “Уральские локомотивы” (СП Siemens и группы “Синара”), но она начнет выпускать первые электропоезда только в конце 2013 года. Есть еще Торжокский вагоностроительный завод, но из-за отсутствия заказов он приостановил выпуск электричек еще в 2010 году. Очевидное желание “Трансмашхолдинга” участвовать в тендерах под новые инфраструктурные проекты и выигрывать их вынудило Ликсутова заявить о продаже доли в компании. Сообщалось, что сделка состоялась в мае, покупателями стали партнеры по холдингу, но так это или нет — неизвестно. Также было заявлено, что остальные свои активы Ликсутов передал в управление неким третьим лицам.
А тем временем независимых от “Трансгрупп” перевозчиков в Москве не осталось. И это значит, что, например, только управление пассажиропотоком на планируемом новом Малом кольце (оценивается в 250 млн человек в год) может дать выручку порядка 10 млрд руб. в год. А есть еще в просачивающихся в прессу планах департамента транспорта постройка новых станций метро, выделение дополнительных путей для электричек на девяти из одиннадцати радиальных направлений, запуск “Аэроэкспресса” на Рублевку и многое другое.