Саид багов биография личная жизнь жена
Популярный актёр переезжает в Майкоп к родителям
Разменяв шестой десяток, актёр собирается начать всё с чистого листа |
Популярный актер переезжает в Майкоп к родителям
11 лет Саид БАГОВ был звездой московского театра «Школа современной пьесы». Недавно почувствовал, что там ему нет пространства для роста, и ушел. В никуда. Несмотря на множество ролей в кино и сериалах, у него нет собственной квартиры в Москве, автомобиля. Три года назад звезда сериала «Голоса» на Первом расстался со второй женой. Одним словом, свободен как ветер. Но неожиданно он, 52-летний, встретил новую любовь и жизнь его снова кардинально изменилась.
О роли в «Голосах»
– В этой картине я играю фээсбэшника, он морочит голову людям, губит, топчет, сводит с ума, – рассказывает Саид Багов. – Мой герой сильно ошибается, он выбирает временное, а не вечное и поэтому гибнет. Если ты выбираешь сиюминутное, то жизнь тебя может уничтожить, так как существуют основные законы бытия.
Саид как Гамлет любит поразмышлять о вечном (фото Игоря ЛЫСОВА) |
О театре
– Я ушел из театра, потому что устал выслушивать монологи художественных руководителей. Нет пространства для роста, движения. На данной территории я уже все сделал, все сказал. И благодарен Иосифу Райхельгаузу за все. Просто наша история исчерпана. Раньше были великие режиссеры – Станиславский, Мейерхольд, Таиров, а теперь – шпана. Все эти Табаковы, Захаровы, Арцибашевы – колоссальные эгоисты. Они не задумываются, что будет после них.
Об актерах
– Многие распиаренные актеры ничего не могут делать. Они вносят свое лицо, и их актерский диапазон кончается через несколько минут. Есть много хороших суперизвестных актеров: Миронов, Безруков, Хабенский. Однако их работы имитационны – там о настоящем проживании и присутствии вообще речи быть не может. Но они СВОИ. А для того чтобы стать своим, нужно быть по меньшей мере голубоглазым блондином, кучерявым и звать тебя должны хотя бы Женей Мироновым.
С Натальей РЫЧКОВОЙ в сериале «Жаркий лёд» |
О семье
– В 1990 году я с женой и сыном уехал в Израиль. Эти семь лет были главным путешествием моей жизни. Там природа, излучение земли, неба, солнце, воздух – все первозданно и близко. Я довольно легко устроился в театр «Гешер», но вскоре покинул его стены, потому что мне не нравился режиссер Евгений Арье. Тогда я жил только с сыном, жена ушла. Было очень сложно. Сейчас Грише 22 года. Он увлечен серфингом и живет со своей мамой в Израиле. От второго брака у меня есть одиннадцатилетняя дочь – Марфа-Мария. Бывшая супруга прошла монашеский путь, поэтому у девочки такое странное имя. Несмотря на кажущуюся агрессивность, я человек домашний. Люблю готовить. А сейчас все свои вещи перевожу в Майкоп, к родителям. Оттуда буду приезжать в Москву сниматься, репетировать, останавливаясь у друзей. Думаю, таким образом я сильно упрощу себе жизнь. Раньше жил на квартире театра в Люблино, безумно уставал от каждодневных переездов на метро, уставал от Москвы.
С Александром ФЕКЛИСТОВЫМ в исторической драме «Из пламя и огня…» |
О любви
– Сейчас я люблю. Но жениться… Мне 52 года, в этом возрасте делать предложение смешно. Я никогда не настаивал на штампе в паспорте. Если люди решают жить вместе, им хорошо вдвоем – что еще нужно? Печать ничего не решает, я это все проходил.
СПРАВКА
* Саид БАГОВ родился в 1958 году в Грозном.
* В 1979 году окончил ГИТИС.
* Снимался в фильмах и сериалах «Стилет», «Бальзаковский возраст, или Все мужчины сво…», «Штрафбат», «ГИБДД и т.д.», «Жаркий лед», «Братаны», «Счастливый конец».
Саид Багов – талантливый актер, к которому слава пришла уже в зрелом возрасте. Он знаменит тем, что у него нет четко выраженного амплуа. Этот человек умеет одинаково убедительно играть героев наивных и коварных, добрых и безжалостных. Чаще всего можно увидеть его в роли отрицательных персонажей, хотя звезда предпочитает воплощать положительные образы. Что же еще известно о Саиде?
Саид Багов: биография звезды
Актер с запоминающейся внешностью появился на свет в Грозном, произошло это в феврале 1958 года. В Грозный семья мальчика переехала еще в конце 30-х, здесь их ждало спасение от репрессий сталинских времен. Родители Саида не имели никакого отношения к миру кино.
Саид Багов утверждает, что на его выбор жизненного пути большое влияние оказал отец. В юности тот сам мечтал о сцене, однако судьба распорядилась так, что он стал доктором технических наук. Однако сын все же унаследовал творческие гены, которые и привели его к успеху.
Учеба, театр
Покорять столицу Саид Багов отправился сразу же, как только получил аттестат. Нельзя сказать, что молодой человек столкнулся с многочисленными трудностями. Студентом ГИТИСа ему удалось стать с первой попытки, тогда он выбрал режиссерский факультет. Звезда и сейчас с благодарностью вспоминает своих гениальных педагогов, заразивших его любовью к театру, – Эфроса, Попова, Васильева.
После окончания ГИТИСа Багов в течение нескольких лет состоял в труппе Театра Советской Армии, сотрудничал и с Театром имени Станиславского. Ему доводилось принимать участие в постановках многих знаменитых режиссеров, в числе которых Васильев, Морозов, Райхельгауз. Это продолжалось вплоть до начала перестройки.
Переезд в Израиль
Актер Саид Багов в годы перестройки вынужден был столкнуться с последствиями кризиса в стране, как и многие его талантливые коллеги. Театры фактически остались без финансирования. Неудивительно, что многие звезды в то время стали задумываться об эмиграции. Именно тогда Багов вспомнил о том, что среди его предков присутствуют евреи. Саид решил перебраться в Израиль, последовав примеру Валентина Никулина и Михаила Козакова.
Уверенный в себе молодой человек не сомневался в том, что в чужой стране с легкостью сможет найти свое место под солнцем. В первые месяцы жизни в Израиле все складывалось превосходно. Саиду предложили работу в театре «Гешер», затем он стал сотрудничать с Русской антрепризой. Внезапно полоса везения закончилась, Багов остался практически без работы. Нужда в деньгах даже заставила его в течение некоторого времени поработать электриком.
Возвращение в Россию
Жизнь в чужой стране – интересный опыт, за который до сих пор благодарен судьбе Саид Багов. Биография звезды содержит информацию о том, что вернуться в Россию он решил только в 1997 году. Бывший эмигрант присоединился к труппе театра «Школа современной пьесы», руководителем которого являлся Райхельгауз. Трудолюбие и талант помогли Багову быстро попасть в разряд ведущих актеров. Он был задействован во многих громких постановках, к примеру, таких как «Без зеркал», «Событие», «Город», «Антон Чехов. Чайка».
Возвращение на родину помогло Саиду вернуться и к режиссуре – занятию, которое всегда было для него любимым. Опыт у Багова уже был, несколько спектаклей он поставил еще во времена обучения в ГИТИСе. Известность ему принес нашумевший спектакль «Мосты и радуги».
Съемки в кино и сериалах
Роман с кинематографом у звезды не складывался в течение длительного времени. Однако обладателю неординарной и потому запоминающейся внешности все же удалось привлечь к себе внимание режиссеров. Дебютными для Багова стали картина «Копейка» и телепроект «Главные роли». Играя одну роль за другой, Саид постепенно завоевал статус «модного» актера.
В каких известных фильмах и сериалах снялся Саид Багов, фото которого можно увидеть в этой статье? В телепроекте «Пороки и их поклонники», сюжет которого позаимствован из одноименного произведения Устиновой, он воплотил образ партнера главного героя по бизнесу. В боевике «Кровавый круг» Саид сыграл мужественного майора ФСБ, в криминальной ленте «Бешенная» – преступника по кличке Удав. Также зрителям он запомнился в роли Астахова из комедии «Виртуальный роман», в роли Юры из картины «Играй в Шиндай».
Интересно, что актер предпочитает воплощать образы положительных персонажей. Подключаться к энергетике «плохих парней» ему не нравится, он даже считает это вредным. Однако режиссеры чаще всего зовут Багова на роли отрицательных героев. Стараясь изменить ситуацию, Саид даже отверг предложение сыграть знаменитого цареубийцу Юровского.
Жизнь за кадром
Саид Багов – актер, личная жизнь которого остается за кадром, так как обсуждать ее с журналистами он не любит. Известно лишь то, что он состоял в браке, имеет двух дочерей и сына. Для своих детей Саид является заботливым отцом, уделяет много времени общению с ними.
Один из самых колоритных персон российского кинематографа – Саид Багов. Биография, семья актёра и интересные факты о нём – в данной статье.
Начало творческого пути
Актёр появился в 1958 году, в Чечне. После окончания школы стал первокурсником ГИТИСа и получил диплом в 1979 году. Затем Саид Багов решил, что стоит получить и режиссёрское образование и в 1982 году вновь вернулся в альма-матер для изучения уже ремесла режиссёра.
Актёр успел поработать сразу в нескольких театрах. В 1990 году Саид перебрался в солнечный Израиль. Там он также продолжил играть на сцене в тель-авивском театре “Гешер” и других.
Возвращение в Россию
В 1997 году Саид Багов вернулся на родину и стал трудиться в театре “Школа современной пьесы”. Здесь он работал и в качестве актёра, и в качестве режиссёра целых тринадцать лет.
Начиная с 2000 года актёр сосредоточился на активных съёмках в кино и телепроектах. Типаж его внешности был очень востребован в детективах, криминальных сагах и многосерийных фильмах. Кажется, роли криминальных авторитетов, киллеров и в целом коварных злодеев были буквально созданы для Багова. Первой его заметной ролью стал фильм “Копейка” Ивана Дыховичного, показанный в 2002 году. Впоследствии Саид Багов снялся в многочисленных сериалах: “МУР есть МУР”, “Таксист”, “Штрафбат”, “На пути к сердцу”, “Доярка из Хацапетовки”. Последние его работы – многосерийный фильмы “Врачиха” и “Москва. Центральный округ 4”. Во “Врачихе” Багов сыграл злоумышленника, который обманным путём выселяет людей из квартир. Как и все его грозные образы, этот тоже вышел убедительным и запоминающимся.
Профессиональная многогранность
Благодаря своему запоминающемуся и чёткому голосу Багов часто декламирует стихи на радио. В 2015 году он представил свой авторский спектакль “Метаморфозы любви” – коктейль из музыки и поэзии. В этом же году Саид стал одним из трёх руководителей заочного актёрско-режиссёрского курса ГИТИСа. Время от времени актёр превращается в певца и исполняет любимые композиции. В 2004 году Саид сыграл в оригинальном спектакле Евгения Гришковца “Город”. За эту работу он был награждён Премией Москвы.
Личная жизнь
Олицетворение мужественности, харизмы и восточного обаяния – это Саид Багов. Биография, личная жизнь, семья актёра и по сей день интересуют преданных и очарованных поклонниц. Однако о закулисной стороне житья-бытья их кумира известно немного. В прессе крайне мало сведений о браке Багова. Известно, что актёр был дважды женат. Первый союз подарил ему сына Гришу, а второй – дочь Марфу-Марию. В обоих случаях он болезненно переживал развод. Актёр старается общаться с детьми, непременно выделяя на это время в своём занятом графике.
В начале апреля 2016 года Саид начал играть в новой версии спектакля “Пришёл мужчина к женщине”. Партнёршей его неожиданно для всех стала Анастасия Волочкова. Тем не менее, уже к концу месяца Багов был отстранён от роли. Причиной послужил конфликт с режиссёром Райхельгаузом. Он понял, что ошибся в выборе актёров, на сцене они смотрятся не так, как ему хотелось бы. Волочкова также покинула проект, объяснив, что никто иной её партнёром быть не может, кроме как Саид Багов. Биография, личная жизнь Саида тогда привлекли много внимания, в СМИ начали появляться слухи о романе балерины и актёра. Волочкова подогревала интерес к ситуации, выкладывая в “Инстаграм” совместные фото с Баговым.
Пара была запечатлена вместе в разных местах. А если Волочкова позировала с шикарным букетом цветов, то подписчики были уверены, что подарил их именно Багов. В итоге знаменитости признались, что их связывают взаимные чувства. Искре симпатии было легко разгореться, партнёры проводили большую часть времени вместе, на репетициях, а любовная история в основе сюжета спектакля подогрела их обоюдный интерес. “Да, я влюблена в Саида, что в этом такого? Мы любим друг друга, не буду скрывать”, – разоткровенничалась балерина. Впрочем, на данный момент в аккаунте звезды фото с Баговым больше не появляются. Или роман был скоротечным, или в основе ажиотажа лежал банальный пиар. Сам Багов не является активным пользователем соцсетей и не ведёт фотоблогов. Поэтому о том, кто является новой пассией актёра, фанатам остаётся только догадываться.
Поклонники творчества Саида надеятся вновь увидеть его на экране или в театре, ведь все его образы запоминаются зрителям. А талант актёра был отмечен званием заслуженного артиста РФ.
Ðîäèëñÿ 17.02.1958, Ãðîçíûé.
Ðîäèòåëè
Ñåìüÿ Áàãîâûõ åùå â êîíöå 30-õ ãîäîâ, ñïàñàÿñü îò ñòàëèíñêèõ ðåïðåññèé, ïåðåáðàëàñü â Ãðîçíûé. À ñïóñòÿ äâàäöàòü ëåò çäåñü, â Ãðîçíîì, 17 ôåâðàëÿ 1958 ãîäà ðîäèëñÿ áóäóùèé àêòåð Ñàèä Áàãîâ.
Ê êèíî ðîäèòåëè Ñàèäà (ìàìà Ëþäìèëà Ãðèãîðüåâíà è îòåö Ìóðàò Ñõà÷èåâè÷) îòíîøåíèÿ íå èìåëè. Ïðàâäà, Ìóðàò Ñõà÷èåâè÷ â þíîñòè ìå÷òàë ñòàòü àðòèñòîì, íî íå ñëîæèëîñü – ñòàë äîêòîðîì òåõíè÷åñêèõ íàóê. Ìîæåò áûòü èìåííî òà þíîøåñêàÿ ìå÷òà è ïåðåäàëàñü ãåíåòè÷åñêè Ñàèäó?…
Ïîâîðîòû ñóäüáû
 ñåìíàäöàòü ëåò, îêîí÷èâ ñ îòëè÷èåì øêîëó, Ñàèä îòïðàâèëñÿ â Ìîñêâó.  ñòîëèöå îí ïîñòóïèë íà ðåæèññåðñêèé ôàêóëüòåò ÃÈÒÈÑà, íà êóðñ À.À. Ïîïîâà. Åãî, à òàêæå òàêèõ âûäàþùèõñÿ ðåæèññåðîâ, êàê À. Ýôðîñ è À. Âàñèëüåâ, îí ñ÷èòàåò ñâîèìè ó÷èòåëÿìè.
 1979 ãîäó Ñàèä Áàãîâ îêîí÷èë ÃÈÒÈÑ, ïîñëå ÷åãî íåêîòîðîå âðåìÿ ðàáîòàë â ìîñêîâñêèõ äðàìàòè÷åñêèõ òåàòðàõ – èìåíè Ñòàíèñëàâñêîãî è Ñîâåòñêîé Àðìèè. Èãðàë ó Áîðèñà Ìîðîçîâà, Àíàòîëèÿ Âàñèëüåâà è Èîñèôà Ðàéõåëüãàóçà.
Ïðîøëè ãîäû. Íàñòóïèëà ïåðåñòðîéêà, çàòåì ïîñòïåðåñòðîå÷íûé ïåðèîä âðåìÿ ýêîíîìè÷åñêîãî è ïîëèòè÷åñêîãî êðèçèñà â ñòðàíå. Òåàòðû îêàçàëèñü áåç ñðåäñòâ ê ñóùåñòâîâàíèþ, è ìíîãèå èìåíèòûå àêòåðû ïîòÿíóëèñü çà ãðàíèöó. Ñàèä, èìåþùèé åâðåéñêèå êîðíè, ðåøèë óåõàòü â Èçðàèëü, êóäà óæå ïåðåáðàëèñü: Ìèõàèë Êîçàêîâ, Âàëåíòèí Íèêóëèí, Ëåîíèä Êàíåâñêèé, Ãðèãîðèé Ëÿìïå.
Ñàèä Áàãîâ ïîëàãàë, ÷òî â íîâîé äëÿ íåãî ñòðàíå åìó íàéäåòñÿ ìåñòî. È ïîíà÷àëó âñå ñêëàäûâàëîñü íåïëîõî. Îí óñòðîèëñÿ â òåëü-àâèâñêèé òåàòð «Ãåøåð», ïîñëå ÷åãî âûñòóïàë â Ðóññêîé àíòðåïðèçå Ìèõàèëà Êîçàêîâà. Îäíàêî çàòåì ðàáîòû íå ñòàëî è ïðèøëîñü óñòðàèâàòüñÿ ýëåêòðèêîì. È âñå-òàêè î ñâîåé ýìèãðàöèè Ñàèä íå æàëååò: «Õîòÿ ýìèãðàöèÿ â Èçðàèëü îêàçàëàñü äëÿ ìåíÿ ïðûæêîì â íåèçâåñòíîñòü, íî èìåííî çäåñü ÿ ïî÷óâñòâîâàë, îùóòèë ñâîè åâðåéñêèå êîðíè. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî æèçíü òàì áûëà äàëåêî íå ïðîñòîé â ìàòåðèàëüíîì ñìûñëå, äóõîâíî îíà áûëà î÷åíü íàñûùåíà è áîãàòà».
Âîçâðàùåíèå
 1997 ãîäó Ñàèä âîçâðàòèëñÿ â Ðîññèþ, è áûë ïðèíÿò â òåàòðå Èîñèôà Ðàéõåëüãàóçà «Øêîëà ñîâðåìåííîé ïüåñû». Î÷åíü ñêîðî îí âûäâèíóëñÿ â ðÿä âåäóùèõ àêòåðîâ òåàòðà, èãðàÿ ðîëè ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ñïåêòàêëÿõ: «Àíòîí ×åõîâ. ×àéêà» (Òðåïëåâ, Ìåäâåäåíêî), «Áîðèñ Àêóíèí. ×àéêà» è «×àéêà. Êëàññè÷åñêàÿ îïåðåòòà» (Ìåäâåäåíêî), «Áåç çåðêàë» (Ñîíÿ), «Ãîðîä» (Ñåðãåé Áàñèí), «Ñîáûòèå» (Ðåâøèí) è ìíîãèõ äðóãèõ.
Çäåñü æå Ñàèä Áàãîâ íàêîíåö ñìîã çàíÿòüñÿ è ëþáèìûì äåëîì ðåæèññóðîé. Î ðåæèññåðñêîé ðàáîòå îí ìå÷òàë âñåãäà, – åùå ó÷àñü â ÃÈÒÈÑå, îí ïîñòàâèë íåñêîëüêî ñïåêòàêëåé. Òåïåðü æå â êà÷åñòâå ðåæèññåðà îí ïîñòàâèë ñïåêòàêëü «Ìîñòû è ðàäóãè», î êîòîðîì ñðàçó æå çàãîâîðèëà âñÿ Ìîñêâà, à, êàê èçâåñòíî, èçáàëîâàííîãî ìîñêîâñêîãî çðèòåëÿ óäèâèòü ñëîæíî
Ðàáîòû íà ýêðàíå
Êèíåìàòîãðàô î÷åíü äîëãî íå çàìå÷àë ýòîãî îäàðåííîãî àêòåðà ñ íåîðäèíàðíîé âíåøíîñòüþ – õóäîùàâûé, áðèòûé íàëûñî, ñ íåðâíûì îñòðûì ëèöîì. Òàêîãî, óâèäåâ, çàïîìèíàåøü è âûäåëÿåøü èç îáùåãî ÷èñëà ñðàçó è áåñïîâîðîòíî. Ïîòîìó, ðàíî èëè ïîçäíî, îí äîëæåí áûë ïîÿâèòüñÿ íà ýêðàíå. È åãî âðåìÿ ïðèøëî.
Ïåðâûå ðîëè Ñàèä Áàãîâ ñûãðàë â ôèëüìå «Êîïåéêà» ðåæèññåðà È. Äûõîâè÷íîãî è ñåðèàëå «Ãëàâíûå ðîëè». Çàòåì ïîñëåäîâàëè íîâûå ðàáîòû. Ïîñòåïåííî Áàãîâ ñòàë î÷åíü âîñòðåáîâàííûì è, ìîæíî ñêàçàòü, «ìîäíûì» êèíîàêòåðîì. Ñðåäè åãî ðàáîò: Ðàñóë, áèçíåñ-ïàðòíåð Àðõèïîâà â ïðèêëþ÷åí÷åñêîì ôèëüìå Âëàäèìèð Ïîïêîâà «Ïîðîêè è èõ ïîêëîííèêè», îôèöåð ÔÑÁ ìàéîð Ñàôàðîâ â áîåâèêå Áîðèñà Íåáåðèäçå «Êðîâàâûé êðóã», Óäàâ â áîåâèêå Äìèòðèÿ Ôåäîðîâà «Áåøåíàÿ», Þðà â ôèëüìå Äìèòðèÿ Áðóñíèêèíà è Àíäðåÿ Ðàçóìîâñêîãî «Èãðà â Øèíäàé», Àñòàõîâ â íîâîãîäíåé êîìåäèè «Âèðòóàëüíûé ðîìàí» è äðóãèå.
Ñòîèò çàìåòèòü, ÷òî îí ìîæåò ñ îäèíàêîâûì óñïåõîì èãðàòü ñàìûå ðàçíûå ðîëè, áûòü æåñòîêèì è òðîãàòåëüíûì, áåñïîùàäíûì è íàèâíûì. Ïðàâäà, ðåæèññåðû, èñõîäÿ èç åãî âíåøíîñòè, íåðåäêî ïðåäëàãàþò àðòèñòó îòðèöàòåëüíûõ ïåðñîíàæåé, ÷òî Ñàèäó ñîâñåì íå íðàâèòñÿ: «Ïî÷åìó ìíå äîëæåí áûòü èíòåðåñåí íåãîäÿé? ×òî â íåì òàêîãî èíòåðåñíîãî?! Åñëè áû ðÿäîì ñî ìíîé ñåé÷àñ îêàçàëñÿ ïîäëåö, ÿ áû èñïûòàë îòâðàùåíèå, à íå ëþáîïûòñòâî». Àêòåð ñ÷èòàåò, ÷òî «ïîäêëþ÷àòüñÿ» ê ýíåðãåòèêå ìåðçàâöåâ è óáèéö âðåäíî. Èìåííî ïî ýòîé ïðè÷èíå îí îòêàçàëñÿ â ñâîå âðåìÿ îò ðîëè öàðåóáèéöû Þðîâñêîãî.
Çâàíèÿ, íàãðàäû, ïðåìèè
Çàñëóæåííûé àðòèñò Ðîññèè.
Ëàóðåàò Ïðåìèè ìýðà Ìîñêâû (çà ðîëü â ñïåêòàêëå «Ãîðîä»).
И в эти страшные, нежно-голубые утра, цокая каблуком через пустыню города, я воображал человека, потерявшего рассудок, оттого что он начал бы явственно ощущать движение земного шара. Ходил бы он, балансируя, хватаясь за мебель, или садился бы у окна, возбужденно улыбаясь, как пассажир, который в поезде вам вдруг говорит: “Здорово шпарит!” Но вскоре, от всей этой шаткости и качки, его стало бы тошнить, он сосал бы лимон и лед, ложился бы плашмя на пол, и все — понапрасну. Движение остановить нельзя, машинист слеп, а тормоза не найти, — и умер бы он от разрыва сердца, когда скорость стала бы невыносимой.
Владимир Набоков. «Соглядатай»
Сцена пахнет небом. Одинокой улицей Борхеса, «что открывается, больно — как рана». Здесь актер, перешагнувший черту безумец, пересохшими губами ищет свободу. Если верно, что театр начинается с вешалки, кажется, на ней должна висеть пара изрядно потрепанных крыльев. Он говорит: «Запомните, что ничего и никогда не повторится. Вот кажется: пересниму, переиграю, переделаю. Нет. Ничего и никогда. Не повторится…» Его другие берега. Саид Багов.
Саид, мне кажется, сегодня болезненно чувствуется коммуникативная истерия. Та самая, за которой — немота. Как вы полагаете, изменилось ли отношение к зрелищности в мире, где люди испытывают почти кьеркегоровский трепет, выкладывая в instagram свои завтраки? Сохранилось ли сегодня идея причастия зрителя к сцене, экрану?
Дело в том, что истерия в природе человека возникает вполне естественно. Его душа не ест настоящую пищу — ей хочется радоваться, но она не может этого по определению, и изрыгает из себя вот такой эрзац радости. Сейчас человек превращается в горох. Хлеба и зрелищ. Вот и все. И какая разница, показывают тебе это здесь, или на экране. Цель только одна — развлечение. Почему такое происходит — потому что человек сам находится на грани. Он не понимает, как жить, он висит над бездной.
Но это та же немота, отсутствие природы слова?
Не то, что немота — той немоте противоестественной предшествует отсутствие процессов души живой, их нет, они не налажены. Механизм человеческий, он работает, но работает только как машина.
Бергмановское отчуждение? Вспомнила актрису из фильма «Persona», которая замолкает на сцене навсегда.
Ну, это уж глубоко по поводу отчуждения. Понимаете, какая штука, мы не можем сравнивать. Бергман снимал про те процессы реальные, которые происходили с ним и в его стране. Они возникли в конкретное время, это было с ним самим с этими людьми. Он был невероятно откровенен по отношению к самому себе. Мы не можем сравнивать себя с ним по одной простой причине: любой художник, который «вылезает» с подобного рода вещами, он превращается в сумасшедшего здесь. У нас нет отваги, для того чтобы снимать такое кино. Поэтому, когда мы сравниваем себя с кем-то, это… это космос, а нам бы…
А советский экран, он вмещал космос?
Нужно понять, что был процесс, была власть, была система, были установки. Был образ человека, который воссоздавался на экране. Были истории, которые рассказывались с определенными целями. И там было много замечательного. До сих пор смотришь и понимаешь, что в этих картинах было много человеческого, это сделано на феерическом профессиональном уровне. В Америке не было такого кино, какое было во время советской власти. Допустим, «Гамлет» Григория Козинцева. Лоуренс Оливье сказал Смоктуновскому: «Ваш Гамлет лучше». А вы сравните «Гамлета» Оливье и Козинцева — и поймете, что это кинематограф, это колоссальная сила. Там были фильмы системные, и были художники, которые существовали и внутри, и вопреки. И это были большие художники с колоссальными целями — человеческими и надчеловеческими.
Саид, насчет кино. Знаете, я недавно просматривала архивы Каннского кинофестиваля. Снимки тех лет, на которых можно увидеть прогуливающегося Кокто, Сартра на пляже, Пикассо. И есть невероятный кадр 1968 — на нем сидят вместе Годар, Лелуш, Трюффо, Маль, Полански, Годар им что-то рассказывает… И на этих фотографиях такая обескураживающая свобода, бурлит любовь к жизни, искусству, такое настоящее пиршество кинематографического духа! А потом, спустя какие-то два десятилетия, появляется код фестивального поведения, и глаза у людей совсем другие… Но должен же существовать сегодня тот самый очаг мастеров кино, иначе оно обрекает себя на бездорожье как искусство?
Это были люди другой породы. Сегодня фестивали превратились в «очаги нетворческого». Если вы хотите заниматься творчеством, вы должны быть готовы к тому, что на фестиваль не попадете. Вот и все. Все понимают, что это конъюнктура. Но разыгрывают еще историю для простого человечества. Плюс еще продюсеры, их интересы. У меня так сложилась судьба, что когда получал какие-то призы, это совпадало с тяжелейшими периодами жизни. Ты это и не мог оценить в полной мере. И потому понимал, что «чины людьми даются, но люди могут обмануться». Но для кого-то красная дорожка — самая настоящая цель. Люди на это падки. Я в этом отношении абсолютный приверженец исчерпывающей формулы гениального Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Если в себе вы понимаете, что это удача, если тебе приоткрывалось когда-то это, и ты получил чистую радость оттого, что делаешь в процессе и в результате, то этого тебе более чем достаточно».
Что касается музыки. Вчера провела опыт, читая «Майскую ночь» Мюссе в переводе Набокова под композицию «Oblivion» Астора Пьяццоллы. Совершенно иначе открылась музыка — диалоговая структура, тот же «пеликаний пир» Мюссе. Саид, расскажите о работе над музыкальными фрагментами этого авторского проекта.
Я искал среди романтиков — сначала французов. Потом понял, что нужно найти авторов, схожих по времени, это ведь было написано в 1835 году. Получилось так, когда я отправился в этот поиск, узнал, что у Камиля Сен-Санса есть вещь, созданная под впечатлением этой поэмы. Так и называется — «Муза и поэт», оттуда я взял фрагмент. И дальше это Григ, это Бизе, Элгар, Малер.
А что чаще служит мотивом сценария творческой встречи?
Для меня это всегда — порыв, я делаю то, что мне хочется сделать сегодня, в данный момент. Мне нужно было рассказать, что со мной происходило и происходит, и быть в этом открытым, не более того. Эти концертные программы в свое время были направлены к тому, чтобы выжить. Так как я ушел из театра, мне нужно было что-то делать, а в театральные истории я внедряться категорически не хотел — не видел хороших предложений. Дух московской антрепризы мне чужд, я не люблю его. Я люблю стационарный театр, где ты можешь спокойно репетировать и играть. Но «носиться по городам и весям» с халтурными работами — этого не понимаю и не принимаю. Конечно, работы бывают разного калибра. Но я выбрал другой путь. Филармонический, скажем так.
Прочитанные строки из Гафта: «Мы одинокие обломки. Чьи мы потомки? Чьи мы предки? Мы как оборванная пленка. Мы как обрубленные ветки…». Как вы ощущаете свою кровь, которая заставляет сердце биться?
У меня папа адыг, мама — наполовину русская, наполовину еврейка. Но я всегда чувствовал себя адыгом, потому как был воспитан абсолютно в духе кавказских традиций. Все, что связано с еврейской линией, ментально я открыл для себя только в Израиле, и очень благодарен этому опыту. И русское во мне, но приоритет — это адыгское. У нас такая история, все было прервано, понимаете… Брат моей прабабушки, которую я помню, был Айтеч Намитоков, знаменитый адыгский просветитель. Он эмигрировал… умер в Стамбуле. Я не националист ни в коей степени, просто всегда изучал, что есть по мне, что вложено в меня.
Что для вас — земля предков, о чем думаете на Кавказе?
Ты идешь не по шумной Москве, ты идешь по маленькой улице города, где жили твои старшие, которых очень любишь. Они только здесь и жили. Ты чувствуешь, ты испытываешь такое тепло, такую любовь, от них идущую… Несмотря на то, что их физически нет. И это такая сила, такая мощь. И ты вспоминаешь эти глаза, прикосновения — лучшие проявления жизни. Это твое, это дорогое тебе, родное… настоящее.
Саид, знаете, у каждого из нас есть такие истории, которые не отпускаем, храним как фамильные драгоценности, открываем их снова и снова, чтобы понять что-то важное…
Есть притча, как одному человеку Бог даровал сосуд с живой водой. Во время казни небесной люди пили у мертвого источника, и все обезумели. И только он все пил и пил живую воду. Люди начали его сторониться, и называть безумцем. Пришло время, и вода в сосуде стала заканчиваться. И вот, этот человек подумал, что все равно, рано или поздно, придется начать пить мертвую воду. И пошел, и начал пить из источника, из которого пили другие. И стал безумен так же, как они. И тогда люди сказали: «Посмотрите, человек этот исцелился».
текст: Ольга Орлова
фото из архива арт-центра «Madina Saralp»
© Orloff Russian Magazine
Грегори-Саид Багов — российский актер театра и кино, режиссер. Родился в 1958 в Грозном. Выпускник ГИТИСа, его учителями были выдающиеся мастера театра Андрей Попов, Анатолий Эфрос, Мария Кнебель. В 80-х играл на сцене Драмтеатра им. Станиславского, театра Советской Армии, Школе драматического искусства Анатолия Васильева. В 90-е актер эмигрировал в Тель-Авив, где выступал в театре «Гешер», Камерном театре, Русской антрепризе Михаила Козакова. В 1997-м вернулся на родину, став одним из главных актеров и режиссеров московского театра Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы». В 2003 получил звание Заслуженного артиста России, в 2004 за главную роль в спектакле «Город» по пьесе Гришковца стал лауреатом премии Москвы. Среди постановок режиссера — «Здесь живут люди» по пьесе 1968 года Атола Фугарда, «9000 м над поверхностью почвы» и «Дама с камелиями или когда мы войдем в город» по произведениям Алексея Шипенко, моноспектакль по Хармсу «Аугенапфель» и, конечно, «Мосты и радуги». Несколько лет назад увидел свет сольный творческий проект Саида Багова, в котором автор знакомит публику с поэзией народов мира. 27 февраля 2015 в Школе современной пьесы состоялась премьера спектакля «Уик Энд» по произведению Евгения Гришковца, главную роль исполнил Саид Багов.
опубликовано: 4
марта
2015
– 18:31