Ростислав плятт личная жизнь дети

Ростислав плятт личная жизнь дети thumbnail

Биография

Ростислав Янович Плятт появился на свет 13 декабря 1908 г. в Ростове-на-Дону. Семья у него была интернациональной. Отец – известный в городе адвокат Иван Плят, выходец из Польши, мать – из Украины.

Мама Ростислава страдала серьезным недугом легких. Несмотря на предпринятый переезд в Кисловодск, она скончалась, когда ему было семь лет. После этого вместе с отцом Ростислав перебрался в Москву.

Ростислав Плятт в молодости и детствеРостислав Плятт в молодости и детстве

Театром мальчик увлекся еще в годы ученичества. В его школе был драмкружок, которым руководил прославленный артист В. Ф. Лебедев. Часто к ним приезжали выступать актеры студий МХАТа. Ростислав играл в ученических постановках и не пропускал спектакли любимого театра.

Однажды знакомые артисты сами пришли в его дом – им понадобилось проконсультироваться по юридическому вопросу. Отец Ростислава помог им найти выход из судебной тяжбы, взамен мальчик получил возможность посещать все спектакли со служебного входа. По их рекомендации подающий надежды подросток был принят на театральные курсы, которыми руководил Ю. Завадский.

Театр

Окончив курсы в 1927 г., он дебютировал в Театре-студии своего руководителя, где и сыграл первые роли. Интересной страницей биографии стал факт обретения сценического псевдонима. Юный Ростислав выдумал его сам, добавив к фамилии букву и изменив в отчестве имя отца Иван на польский аналог Ян.

Ростислав Плятт в театреРостислав Плятт в театре | Kinombo

В 1936 г. Плятт был вынужден вместе с театром перебраться в Ростов-на-Дону. Причиной послужила проводимая в СССР политика кадровой децентрализации, которая не обошла и труппу Завадского. Но будущий известный актер не сожалел об оставленной столице.

По его воспоминаниям именно на провинциальных подмостках раскрылась новая грань его дарования. К неподражаемому комедийному амплуа добавилась возможность играть драматических персонажей, оттачивая многогранные черты своего призвания. Первый значительный успех в этом жанре принесла ему роль Фон Ранена в постановке «Дни нашей жизни». После нее критики заговорили о глубоком психологизме актера в раскрытии характера героя.

Ростислав Плятт на сценеРостислав Плятт и Любовь Орлова на сцене | ProfiLib

Спустя два года Плятт возвратился в столицу и работал в Ленкоме, а с 1941 г. в театре Драмы.

С 1943 г. его домом становится Театр им. Моссовета, который он не покидает практически до самой кончины. Более чем за сорокалетнюю службу актером сыграно свыше пятидесяти ролей в самых популярных постановках. Его сценическими партнерами стали неподражаемые Фаина Раневская и Вера Марецкая.

Ростислав Плятт и Фаина РаневскаяРостислав Плятт и Фаина Раневская | Всемирная Россия

Плятт был одним из немногих корифеев уходящей плеяды актеров, который мог выступать с Раневской на равных. Их творческий союз в одной сцене превращался в подлинное актерское действо. Наиболее полно удалось раскрыть неисчерпаемые возможности этого великого артистического дуэта режиссеру Александрову в фильме «Весна».

Роли в кино

Дебют Плятта в кинематографе состоялся в возрасте 30 лет в трогательном фильме «Подкидыш». В нем он предстает перед зрителями ни как герой или злодей, а как беззащитный холостяк долговязого роста, совершенно оробевший перед незнакомой девчонкой.

В этой небольшой роли доброго чудака он был настолько органичен, что всего в нескольких сценах сумел создать яркий запоминающийся персонаж, навсегда полюбившийся зрителям. На фото из этого фильма он запечатлен в образе деликатного интеллигента, который с тех пор не покидал Плятта никогда.

Ростислав Плятт в фильме “Подкидыш”Ростислав Плятт в фильме “Подкидыш” | Кино-Театр

Вершиной киноискусства для актера стала  роль пастора в культовом телесериале «17 мгновений весны». Скромный и добрый пастор в исполнении Плятта стал первым позитивным кинообразом священнослужителя в стране Советов.

Последняя работа в кино – роль скрипичного мастера Амати в телефильме «Визит к Минотавру». По глубине душевной мудрости и щедрости созданный актером персонаж превосходит всех остальных героев картины. Он становится не только учителем мастерства изготовления скрипок, но Мастером человеческой судьбы.

Ростислав Плятт в фильме “17 мгновений весны”Ростислав Плятт в фильме “17 мгновений весны” | Кино-Театр

На съемках этой ленты актер сломал шейку бедра. Свои сцены Плятт играл сидя, а от кинопавильона до машины Сергей Шакуров, который был его партнером по фильму, возил его в инвалидной коляске. Из-за полученной травмы в 80-е годы он стал реже играть в театре. Но исполнение заглавных ролей в двух последних спектаклях пользовались неизменным восторгом публики во многом благодаря блестящему исполнению мастера.

Плятт принимал участие в большом количестве радиопостановок и телевизионных спектаклей, а также в озвучивании мультфильмов. Его голос воспринимался как родной всеми детьми советской эпохи. Помимо мультипликационных персонажей он звучал со множества детских грампластинок, где любимый актер читает рассказы и сказки. Был он и непревзойденным мастером дубляжа – его голосом говорят герои шедевров мировой киноклассики.

Ростислав Плятт в фильме “Сердца четырёх”Ростислав Плятт в фильме “Сердца четырёх” | Кино-Театр

В 1961 г. Ростиславу Плятту было присвоено звание Народного артиста СССР.

Поклонников творчества Ростислава Плятта привлекают не только мастерски переданные им характерные персонажи. В неменьшей степени восхищает глубокое обаяние, тонкая ироничность и неизменная порядочность актера.

Образ интеллигента, созданный актером в киногероях, отражал подлинную сущность Плятта как человека. Лучше всего это демонстрирует случай, рассказанный его знакомым Павлом Хомским, свидетелем которого он оказался случайно. Когда он был в гостях у Плятта, к нему пришел сотрудник ЦК и попросил подписать обращение с требованием о высылке Александра Солженицына за границу.

Ростислав Плятт в фильме "Визит к Минотавру"Ростислав Плятт в фильме “Визит к Минотавру” | Кино-Театр

Плятт ничуть не смущаясь, заявил, что для получения компетентной информации он должен ознакомиться с запрещенными произведениями опального автора, и попросил чекиста привезти ему для прочтения «Архипелаг ГУЛАГ».

«Если эта книга окажется действительно клеветнической, тогда я подпишу» – заявил он.

Сотрудник исчез и никогда больше дома у него не появлялся.

Личная жизнь

Семейные отношения складывались у Ростислава Плятта непросто. Первой женой стала актриса Нина Бутова, его партнерша по театру. После смерти супруги в 1978 г. актер женился на Людмиле Маратовой, преподавателе ГИТИСа. Детей у него в обоих браках не было.

Нина Бутова и Людмила МаратоваЖены Плятта: Нина Бутова и Людмила Маратова

Длительное время нежная дружба связывала Плятта с Верой Марецкой, супругой своего учителя Завадского. Однажды он осмелился сделать актрисе предложение, но та отказала ему, сославшись на свой немолодой возраст.

Ростислав Плятт и Юрий НикулинРостислав Плятт и Юрий Никулин | FenixClub

Близким другом для Плятта был Юрий Никулин, с которым они соседствовали по дому на М. Бронной. Вместе с ним он снялся в картине «Родственные души», повествующей о незадачливом квартирном воришке, который разговорился «по душам» с неожиданно проснувшимся хозяином.

Читайте также:  Сергей минаев певец личная жизнь жена дети фото

Умер Ростислав Плятт в 1989 г., похоронен в Новодевичьем некрополе.

Фильмография

Ростислав Плятт снялся в 37 кинофильмах, где в основном играл небольшие или эпизодические роли. Среди наиболее популярных работ следует отметить:

  • 1939 – Подкидыш – холостяк
  • 1947 – Сельская учительница – председатель вступительной комиссии
  • 1949 – Сталинградская битва – генерал Гот
  • 1956 – Убийство на улице Данте – Грин
  • 1962 – Деловые люди – хозяин особняка
  • 1965 – Иду на грозу – Данкевич
  • 1968 – Ошибка резидента – Н. Н. Казин
  • 1971 – Вся королевская рать – судья Ирвин
  • 1973 – 17 мгновений весны – пастор Шлаг
  • 1987 – Визит к Минотавру – Амати

Источник

Биография Ростислава Плятта

Детство и семья Ростислава Плятта

Ростислав Плятт родился в интернациональной семье. Его папа поляк, мама украинка. Позже актер вспоминал, что бабушки всегда спорили, какие сказки рассказывать внуку – польские или украинские. В итоге обе «претерпели поражение» – мальчик вырос на русской культуре.

Мама Ростислава много болела, у нее были слабые легкие. Из-за этого по рекомендации врачей семья уехала из родного Ростова-на-Дону в Кисловодск. Мама умерла, когда Ростиславу исполнилось 7 лет. Тогда отец мальчика принял решение переехать в Москву.

Плятт читает «О любви» Чехова.

Папа Ростислава Плятта был известным юристом. Звали его Иван Плят. Это не ошибка, именно так и было написано в паспорте. Просто Ростислав, когда стал актером, добавил к фамилии еще одну букву, и таким образом сделал себе сценический псевдоним. Отчество Иванович он изменил на Янович.

Театром Ростислав увлекся в школе. Мальчик очень любил ходить на спектакли, будь то постановки драмкружка или МХАТа. Так как денег у него было мало, он часто пробирался в театры без билета. В школе у Ростислава была коллекция рецензий и программок. Так же он сам играл в школьных спектаклях.

Ростислав Плятт и Фаина Раневская - легендарные советские актерыРостислав Плятт и Фаина Раневская – легендарные советские актеры

Однажды домой к Ростиславу пришли актеры его любимого МХАТа. Им нужна была юридическая консультация. Отец мальчика помог актерам решить спорную ситуацию, взамен они стали бесплатно проводить мальчика на все спектакли и дали рекомендации для поступления. Так Ростислав Плятт попал на театральные драматические курсы, руководил которыми Юрий Завадский.

Роли Ростислава Плятта в театре

Первые роли Ростислав Плятт сыграл на московской сцене, потом был вынужден уехать на свою малую родину. Дело в том, что в 1936 году в СССР велась политика перераспределения кадров. Децентрализация коснулась и актеров, труппа Завадского уехала в Ростов-на Дону. Именно там, как считал сам Ростислав Плятт, открылась новая грань его таланта. Раньше он неподражаемо исполнял комедийных героев, а в провинциальном театре смог играть драматических персонажей, раскрывать их характеры. В Ростове-на-Дону он участвовал в спектаклях «Горе от ума» по Грибоедову, «Стакан воды», «Разбойники».

Через два года Ростислав Плятт смог вернуться в столицу и поступить на работу в Театр имени Ленинского комсомола. Там он играл до начала Великой Отечественной Войны. За роль в спектакле «Парень из нашего города» актер получил персональную благодарность от Константина Симонова.

Олег Анофриев и Ростислав Плятт – песенка – Я на солнышке лежу

В годы войны Ростислав Плятт сотрудничал с Московским театром драмы. После перешел в Теа

тр имени Моссовета, где играл практически до самой смерти.
Всего в театре актер сыграл около 50 ролей, был задействован в самых известных спектаклях. Партнерами Ростислава Плятта по сцене были Фаина Раневская, Вера Марецкая, Евгений Стеблов и другие известные актеры.

Фильмография Ростислава Плятта

Дебют Плятта в кино можно назвать неудачным. Актер снялся в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». Но эпизод с участием Ростислава Плятта вырезали.

Второй «дебют» актера оказался гораздо более удачным. Плятт снялся в популярном советском фильме «Подкидыш» с Фаиной Раневской и Риной Зеленой. Актер очень удачно сыграл интеллигентного холостяка. С тех пор образ советского интеллигента не покидал Плятта.

Фильмография Ростислава Плятта поражает воображениеФильмография Ростислава Плятта поражает воображение

Актер снялся в десятках фильмов. Самые известные это «Весна», «Судьба резидента», «Жених с того света», «Визит к Минотавру» и «Семнадцать мгновений весны».

У многих зрителей Ростислав Плятт ассоциируется в первую очередь с пастором Шлагом из многосерийного фильма Татьяны Лиозновой. «Семнадцать мгновений весны» – культовая картина советского времени. Там был собран прекрасный актерский состав. Кроме Ростислава Плятта в фильме снялись Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков.

Голос Ростислава Плятта чуть ли не с младенчества знали все советские дети. Актер озвучивал мультфильмы, участвовал в аудиоспектаклях. Именно Ростислав Плятт рассказывает историю о встрече львенка и черепахи, о приключениях Алисы в Стране Чудес и о перемещениях Лягушки-путешественницы. Актер озвучивал аудиосказки «Огниво», «Волшебник Изумрудного города», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие. Так же Ростислав Плятт принимал участие в дубляже фильмов. Его можно услышать в картинах «Фанфан Тюльпан», «Возвращение высокого блондина», «Укрощение строптивой» и других.

К 100-летию со дня рождения Ростислава Плятта

За свою профессиональную деятельность актер получил около 10 наград, среди которых орден Революции, два ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени. Имеет звания заслуженного и народного артиста РСФСР, народного артиста СССР.

Личная жизнь Ростислава Плятта

Ростислав Плятт был дважды женат, обе его супруги из творческой среды. Первая жена Нина Бутова играла в Театре имени Моссовета. Она умерла в 1978 году. После ее смерти актер снова женился. Его избранницей стала преподаватель ГИТИСа и диктор Всесоюзного радио Людмила Маратова. Детей у Плятта не было.

Говорят, что актер был тайно влюблен в жену своего наставника Юрия Завадского. После его смерти Плятт сделал ей предложение, но получил отказ.

Другом Ростислава Плятта был известный актер Валентин Никулин.

Ростислав Плятт умер в Москве, ему было 80 лет. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище. Через несколько лет после этого квартиру Плятта ограбили. Среди украденных ценностей профессиональные награды актера. Преступников до сих пор не нашли.

Источник

Кадр из фильма «Подкидыш»

Ростиславу Плятту, в отличие от многих актеров его поколения, очень повезло. Он состоялся и в театре, и в кино, и во всех сопутствующих этим жанрам профессиях.

Читайте также:  Антонина матвиенко личная жизнь дети

Его имя всегда было на слуху при жизни, не забыли Ростислава Яновича и после кончины.

Он носил звания Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда, Кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. В советское время это были высшие титулы и награды.

Отравленный театром

К театральному искусству Ростислав приобщился еще в московской школе. Перед учениками со спектаклями часто выступали артисты студий МХАТа. Был в учебном заведении и драмкружок.

Руководил им популярный артист Московского Малого театра Владимир Лебедев — настоящая «звезда» того времени. Мастер помог Плятту определиться с амплуа — юному актеру особенно удавались комические персонажи.

Ростислав Янович рассказывал, что в школе он «блистал» сочинениями, писал статьи и рассказы в школьные журналы, фельетоны в стенгазеты. Профессией Плятта могла стать журналистика, если бы его не поглотил театр.

Первая же роль, доставшаяся 15-летнему подростку в школьном спектакле — роль 70-летнего генерала — буквально «отравила» его театральным искусством.

Молодой человек пришел в восторг, представив, какое количество разных людей он может сыграть за свою жизнь.

Как истинный актер, Ростислав позаботился о своем сценическом псевдониме. К фамилии отца «Плят», которая юноше казалась слишком короткой, он добавил еще одну букву «т».

И простецкое отчество «Иванович» поменял на более звучное «Янович». Отец Плятта был поляком и дома его называли на польский манер — Ясик, то есть Ян.

Ростислав Плятт сыграл около 50 громких театральных ролей. Он работал в театре Ленинского комсомола и Московском театре драмы (сегодня театр Маяковского). Но настоящей «звездой» актер стал в театре имени Моссовета, в котором играл до конца жизни.

Когда в судьбу Плятта пришло кино, ему был 31 год. Из худого долговязого юноши он стал постепенно превращаться в молодого мужчину с интеллигентной внешностью.

После роли холостяка в популярном фильме «Подкидыш» этот образ актера стали активно эксплуатировать.

Два брака и один красивый роман

Коллеги по театру и кино отмечали необыкновенную галантность Плятта по отношению к женщинам. Склоненная в почтении голова, букет цветов в руках — таким Ростислава Яновича видели часто.

Многие женщины мечтали завоевать сердце этого приятного мужчины. Но Плятт никогда не был Дон Жуаном.

Первой женой актера стала актриса Нина Бутова. Женщина оказалась типичной творческой натурой, неприспособленной к ведению быта.

Холодильник в доме часто пустовал, а на плите не дымились кастрюли с ужином. Но глава семьи никогда не делал из этого трагедию.

Однажды на отдыхе в Ялте Нина отправилась за продуктами, а вернулась с купленной гитарой, на которую пришлось еще немного занять денег.

И хотя средств на дальнейшее курортное существование у семьи не осталось, супруг, видя как довольна жена, не стал устраивать скандал.

В период жизни с Ниной Бутовой у Плятта случился роман с Верой Марецкой — супругой его театрального учителя Юрия Завадского.

«Актрисы более блистательной я не знал. Она могла все», — писал Плятт о Марецкой в своих воспоминаниях. Но и как женщина она тоже была ему небезразлична.

В окружении актеров деликатно молчали о красивых чувствах двух, уже зрелых, людей. Плятт ушел от жены. Но Марецкая решила ничего не менять, и на этом история завершилась.

Ростислав Янович вернулся в семью и жил в браке с Бутовой до ее кончины в 1978 году.

После смерти жены, холостой Плятт оказался в центре женского внимания. Выбор его новой избранницы был для всех неожиданным. Второй супругой актера стала актриса Людмила Маратова, жена его близкого друга Николая Литвинова.

Все трое, как интеллигентные люди, сумели пережить эту историю без публичных разбирательств.

Маратова, в отличие от первой жены, окружила Плятта заботой. В его жизни появился теплый уютный дом, семейное благополучие. Людмила прожила с актером до дня его кончины.

Ростислав Плятт ушел из жизни в 1989 году в возрасте 80 лет. До последнего дня он не оставлял сцену и выходил к зрителям, превозмогая боль.

Несмотря на свою долгую, очень успешную жизнь в искусстве актер однажды признался своему коллеге: «У меня нет уверенности в том, что все, чему мы служили, было правильным»…

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Несмотря ни на что, обладавший профессорской внешностью, импозантный мужчина под два метра ростом, ведущий актер театра Моссовета, Ростислав Плятт до последних дней оставался скромным интеллигентом. Ни у кого даже мысли не возникало упрекнуть его в непорядочности. А уж сколько добра он сделал людям! Не умел отказывать. Помогал тихо. Не претендуя на благодарность. 

Спасти актера Юрского

Плятт звонил, ходил по кабинетам, выступал в ЖЭКах, если того требовала ситуация. Его просили установить в квартире телефон, пробить место в детсаду, устроить на лечение, дать денег в долг. При этом не все возвращали. А он и не ждал. Поэтому однажды очень удивился, когда рабочий сцены пришел с извинениями: получки на все выплаты не хватило… «Что вы, что вы! – успокоил Плятт. – Вы всегда можете на меня рассчитывать!».

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш», 1939 г.

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш», 1939 г. Фото: РИА Новости

Говорят, актрисы Ирина Муравьева и Ия Саввина получили квартиры благодаря Ростиславу Яновичу. А Сергей Юрский как-то признался, что, если б не Плятт, его, как артиста, просто не было бы. Даром, что в БДТ Юрский уже был ведущим актером и даже дебютировал как режиссер. Но его дружба с переводчиком Эткиндом и поэтом Бродским, не прекратившаяся после их эмиграции, не давала покоя партийной верхушке города. Первый секретарь Ленинградского ОК КПСС Романов рвал и метал. Юрскому перестали давать роли в театре, не звали в кино. Чем закончилась бы травля еще молодого, но уже состоявшегося артиста, не известно. Поэтому Ростислав Плятт с Фаиной Раневской из Москвы бросились спасать коллегу. Даже хитроумный план разработали!

Фаина Раневская.

Так сложилось, что в одном доме с ними жил большой начальник. А его жена слыла страстной поклонницей Раневской. Семью пригласили на спектакль «Дальше – тишина», в котором Фаина Георгиевна и Ростислав Янович играли престарелых супругов, потом позвали отметить встречу в квартире Плятта… И когда за ужином начальник наконец расслабился, актеры попросили его позвонить в Ленинград Романову, чтобы тот «отдал» Юрского – вроде без него театру Моссовета никак не обойтись. Острой на язык Раневской было велено на всякий случай помалкивать. Поэтому она только «поддакивала»: «Это такой талант! Та-кой!…» И операция по вызволению Юрского из Питера прошла успешно.

Читайте также:  Личная жизнь николая наумова дети

Ростислав Плятт в роли Жозефа и Вера Марецкая (справа) в роли Катрин в спектакле

Ростислав Плятт в роли Жозефа и Вера Марецкая (справа) в роли Катрин в спектакле «Катрин Лефевр» на сцене Московского театра имени Моссовета. 1956 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн

Не слишком ли много «пляттства»?

Сам Плятт, при том что жизни не представлял без сцены, отдавая всего себя, признавался, что в театре он – солдат, который не мечтает стать генералом. Он отказывался ставить спектакли, преподавать студентам мастерство. Книгу воспоминаний – и то написал всего одну, закончив рукопись – как чувствовал – за несколько месяцев до ухода. Мемуары получились под стать автору. Скромными. Даже единственный раз встречающееся слово «секс», по ощущениям, было вставлено редактором (книга вышла после смерти Плятта, в 1991-м). И касалось иностранки Софи Лорен: «Она – личность. И дело не в сексе – сильном ее качестве, а во всем, из чего составляется женщина: как смотрит, как движется, как причесана, в тембре голоса, наконец, какие у нее глаза…» 

Был ли Плятт пуританином? Скорее, нет. Это ведь не синоним интеллигента. На радио, куда пришел в молодые годы диктором и потом много работал, он мог заявиться с вопросом: «Вы не считаете, что в эфире много пляттства?» На сцене, повернувшись спиной к залу, – вдруг снять шляпу и показать партнеру слово из трех букв на своем лбу. А из его гримерки – вспоминали коллеги – порой раздавались неприличные анекдоты. Интеллигентный хулиган? Или хулиганистый интеллигент? С хитроватыми, будто подсмеивающимися над всем и вся глазами… Таким Плятт оставался до последних дней.

Вставить в ход действия неожиданное словцо или просто показать палец – часто это было достаточно, чтобы коллеги во время спектакля начинали «умирать» со смеху. И ведь все уже прекрасно знали его «штучки» и шуточки. И даже спорили с Ростислав Янычем, что нынешним вечером точно не расколются. И все равно попадались!

Актеры театра Моссовета Народная артистка СССР Фаина Раневская и Ростислав Плятт в сцене из спектакля «Дальше - тишина». 1969 г.

Актеры театра Моссовета Народная артистка СССР Фаина Раневская и Ростислав Плятт в сцене из спектакля «Дальше – тишина». 1969 г. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова

Ни слова о пасторе Шлаге!

Кино, театр, радиопостановки, озвучивание фильмов и мультиков… Жадный до работы, Плятт все-таки старался выбирать достойное. Чтобы не было мучительно больно… Но, если в театре он перевоплощался в Цезаря, Бернарда Шоу, Федора Карамазова, то кинорежиссеры в основном поручали роли не главные. Даром, что играл он их так, что запоминался зрителю надолго. Чего стоит знаменитый пастор Шлаг, впервые вставший на лыжи!

Ростислав плятт личная жизнь дети

В год премьеры Плятту было уже 65. А в нем как будто заново родился актер – в дни показа в магазин не мог спокойно зайти: тут же обступали покупатели с вопросами. Он же – из скромности или собственной недооценки образа – в мемуарах посвятил фильму одно предложение: «Я с теплотой вспоминаю длительный период съемок «Семнадцати мгновений весны», где играл пастора Шлага, и вообще всю работу с Татьяной Михайловной Лиозновой в этом сериале». Будто кто-то вынудил его написать эту фразу.

Что характерно – при всех человеческих достоинствах ни в театре, ни в кино Плятту не везло с ролями героев-любовников. Ну, не видели его режиссеры в этом амплуа, и все тут! «Жених с того света» – не в счет. Мало того, что жених – «покойник», так еще фильм безбожно порезали. Словом, у актера было гораздо больше почитателей среди профессоров и ученых, чем среди молоденьких поклонниц.  

Элегантный мужчина, настоящий джентльмен, книгочей, каких в актерской среде ничтожно мало… Не каждая женщина могла быть достойной его. Не с любой он пошел бы под венец. «Уходящая натура. Сейчас таких не «делают», – вспоминал о нем спустя годы коллега и друг Анатолий Адоскин.

Вячеслав Тихонов и Ростислав Плятт в фильме «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.

Вячеслав Тихонов и Ростислав Плятт в фильме «Семнадцать мгновений весны», 1973 г. Фото: РИА Новости

Служебный роман

Тем не менее, женился Ростислав Плятт дважды. С рыжеволосой и голубоглазой Ниной он служил в одном театре. Она была старше, любила домашних животных, могла купить на последние деньги какую-то ерунду, потому что «захотела». И угрожала повеситься, если муж променяет ее на Верку…

Страсти страстями, но, когда Нины не стало, Плятт сильно затосковал, почувствовал себя одиноко. И стал присматриваться к… жене друга юности Николая Литвинова – Людмиле. Как там все было на самом деле, теперь вряд ли кто расскажет – сам Плятт ни словом, ни полсловом о делах сердечных не обмолвился. Только с Николаем дружба прекратилась, а с Людмилой бездетному 70-летнему актеру оказалось на редкость тепло. И комфортно. На 20 лет моложе Плятта, она оставила работу диктора на радио, полностью посвятив себя дому и мужу.  

Вера Марецкая, 1957.

Самой большой и главной любви всей его жизни – Веры Марецкой – на этом свете уже не было. По иронии судьбы, первая жена Плятта Нина Владимировна и Вера Петровна ушли в один год, с разницей в несколько месяцев.

Негромкий служебный роман Марецкой и Плятта длился много лет. В театре о нем, конечно, все знали. Но осуждать не смели.

Когда молодой Ростислав только пришел в студию Завадского, Вера была уже женой режиссера. А потом началась мыльная опера. Плятт женился на Нине. Завадский оставил Марецкую и их маленького сына ради Галины Улановой. Вера Петровна попыталась создать новую семью, родила дочь, но муж погиб во время войны…

Не один десяток лет Завадский, Марецкая и Плятт работали вместе. Но при том что главреж и Вера Петровна давно не были супругами, Плятт так и не решился сделать предложение любимой женщине – бывшей жене своего учителя. А когда после смерти Завадского осмелился, Вера Петровна ответила: «Поздно». После ухода Завадского она прожила чуть больше года.

Ростиславу Яновичу судьба уготовила еще 11 лет, второй брак. И новое счастье…   

Актёр театра и кино Ростислав Плятт. 1983 год.

Источник