Роль личной гигиены в формировании здорового образа жизни детей

Доклад: Гигиеническое воспитание детей и формирование здорового образа жизни.

В процессе повседневного общения с детьми группы педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность к пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.
Начиная с 2,5 – 3 – летнего возраста ребёнка приучают чистить зубы щёткой с мягкой щетиной, используя специальную детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приёма пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами – расчёской, стаканом для полоскания рта, полотенцем и т. д.; понимать, что все эти предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специально отведённом месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять. Приобретённые детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. В этих играх дети могут упражняться во всех доступных им приёмах и требованиях гигиены. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретённых навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр мной используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения детьми гигиенических навыков я также использую и дидактические и сюжетно – ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека», «Дочки – матери», «Кукла Аня принимает гостей». Во время игры дети используют потешки например: «Водичка – водичка, умой моё личико».
Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это – соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности; в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, о чём необходимо поговорить с детьми, что нужно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.
Усвоение правил гигиены в большей мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.
Воспитание гигиенических навыков включает целый круг задач. Для успешного их решения специалисты рекомендуют использовать разнообразные педагогические приёмы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников чёткого выполнения гигиенических действий в их правильной последовательности. В старших группах всё большее значение приобретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физической культуре, плаванию, трудовому воспитанию; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии.
Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например: ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятнее есть за чистым, красиво накрытым столом и т. д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе; говорят о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать, убирать на место.
Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарём, соответствующим своему росту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.
Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричёсанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.
Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии. Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля взрослых, а также брать угощения и подарки от незнакомых людей. Дошкольников следует приучать также, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Читайте также:  Евгения крюкова личная жизнь дети фото

Источник

Елена Пекишева
Конспект НОД по привитию ЗОЖ «Личная гигиена»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 21 г. Кировска

Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности по привитию ЗОЖ с детьми среднего дошкольного возраста

(физическое развитие)

(4 – 5 лет)

«Личная гигиена»

Составители:

Воспитатели: Слепнева Ольга Юрьевна

Коновалова Ксения Игоревна

Кировск

2016г

Конспект НОД

Программное содержание:

• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок и правилах их использования.

• Развивать память, мышление.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

• Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;

Рассматривание иллюстраций произведения К. Чуковского;

Чтение потешек, стихотворений;

Дидактическая игра «Умывайся правильно»;

Оборудование: мешочек для игры, предметы личной гигиены

Ход занятия

1.Воспитатель: Давайте все вместе возьмемся за руки,встанем в круг: «Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе (берутся за руки)»

2.Воспитатель: Сегодня мы поговорим о личной гигиене.

Личная гигиена — это гигиенические правила поведения человека. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Правила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилища.

3.Воспитатель: А вы знаете правила личной гигиены? Давайте проверим.

Игра «Да или нет». (Если согласны со мной – поднимите руки и говорите «Да». Если не согласны – опустите руки и говорите «нет».

– Нужно ли мыть руки перед едой?

– Нужно ли мыть уши?

– Нужно ли подстригать ногти?

– Можно ли давать попользоваться свою зубную щетку друзьям?

– Нужно ли мыть руки после туалета?

– Можно ли пользоваться чужим носовым платком?

– Чтобы не болеть надо побольше валяться и лениться….

– Чтобы быть здоровым надо часто хмуриться…

– Чтобы не болеть надо спортом заниматься…

– Чтобы не болеть, руки не надо мыть, чтобы больше микробов съесть….

– Чтобы не болеть надо кушать больше конфет, и ни в коем случае не есть овощи и фрукты.

– Чтобы не болеть надо все время дома сидеть и не гулять….

– Чтоб здоровье сохранить, надо спортом заниматься. Кушать овощи и фрукты. Рыбу и мясопродукты. Умываться, чистить зубы, убираться и смеяться.

Воспитатель. Какие вы молодцы, правильно все назвали.

4.Воспитатель: Чтобы соблюдать личную гигиену у человека есть много помощников. Некоторые из них спрятались в волшебном мешочке, давайте попробуем их угадать.

Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке предметы личной гигиены: расческа, мыло, зеркало зубная щетка, носовой платок).

Читайте также:  Лев толстой личная жизнь дети

– Зубная щетка

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

– Расческа

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

– Носовой платок

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

– Мыло

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится

Руки мыть не пенится.

– Зеркало

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит, –

А любому правду скажет –

Всё как есть ему покажет.

5. Подвижная игра «Ровным кругом»

Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу,напевая песенку:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце (расчёска, зубная щётка, мочалка, носовой платок).

6. Мы сегодня говорили о правилах личной гигиены. Выполнение этих правил помогает человеку сохранять здоровье.

Чтоб здоровье раздобыть,

Не надо далеко ходить.

Нужно нам самим стараться,

И всё будет получаться.

Если хочешь быть здоровым,

Чисти зубы по утрам,

Умывайся и гимнастикой занимайся.

Бегай, прыгай, закаляйся

И режим свой соблюдай.

Малышей не обижай,

Маму с папой слушайся.

Старших всех ты уважай.

И всё у тебя получится!

7. Рефлексия. Дети рассказывают, что интересного было на занятии….

Источник

Ãèãèåíà êàê íàóêà î çäîðîâüå ÷åëîâåêà, ñðåäñòâàõ åãî ñîõðàíåíèÿ è óêðåïëåíèÿ. Îçäîðîâèòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðàâèëüíîãî ðåæèìà äíÿ. Óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì, âîëîñàìè, çóáàìè è ïîëîñòüþ ðòà. Îáçîð îñíîâíûõ ãèãèåíè÷åñêèõ ïîëîæåíèé â ñóòî÷íîì ðåæèìå ÷åëîâåêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îðåíáóðãñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ïåäàãîãè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò

Ðåôåðàò:

«Ëè÷íàÿ ãèãèåíà è åå ðîëü â ôîðìèðîâàíèè Çäîðîâîãî Îáðàçà Æèçíè»

Âûïîëíèëà Ìîñüêèíà Þëèÿ

Ïðîâåðèë: Àáóáàêèðîâ Ì. Õ.

ã. Îðåíáóðã 2013

“Ãèãèåíà” – ýòî îäíà èç íàóê î çäîðîâüå ÷åëîâåêà, ñðåäñòâàõ è ìåòîäàõ åãî ñîõðàíåíèÿ è óêðåïëåíèÿ.

“Ëè÷íàÿ ãèãèåíà” – ýòî ñîáëþäåíèå îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ è ïðàâèë äàííîé íàóêè êàæäûì ÷åëîâåêîì â ïðîöåññå åãî èíäèâèäóàëüíîé æèçíè.

Íàðÿäó ñ òåðìèíîì “ãèãèåíà” ÷àñòî óïîòðåáëÿþò è òåðìèí “ñàíèòàðèÿ”, êîòîðûé â ïåðåâîäå ñ ëàòèíñêîãî îçíà÷àåò – “çäîðîâüå”. Îäíàêî, ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî â ñîäåðæàíèè ýòèõ ïîíÿòèé èìåþòñÿ ñóùåñòâåííûå ðàçëè÷èÿ. Ãèãèåíà äà¸ò çíàíèÿ î çäîðîâüå, î òîì, êàê åãî ñîõðàíèòü è óêðåïèòü, à ñàíèòàðèÿ çàíèìàåòñÿ ïðàêòè÷åñêîé ðåàëèçàöèåé òðåáîâàíèé ãèãèåíû, êîíòðîëåì çà ñîáëþäåíèåì óñòàíîâëåííûõ åþ ïðàâèë.

Ñëåäîâàíèå ïðàâèëàì ëè÷íîé ãèãèåíû ïðåäóñìàòðèâàåò ïðåæäå âñåãî: ðàöèîíàëüíûé ñóòî÷íûé ðåæèì, òùàòåëüíûé óõîä çà òåëîì, ãèãèåíó îäåæäû è îáóâè.

Ñîáëþäåíèå ðàöèîíàëüíîãî ñóòî÷íîãî ðåæèìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàèáîëåå âàæíûé ýëåìåíò ëè÷íîé ãèãèåíû, â êîòîðîì íàõîäÿò îòðàæåíèå è äðóãèå å¸ ýëåìåíòû. Åãî ñîáëþäåíèå ñîçäà¸ò îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè è ýôôåêòèâíîãî âîññòàíîâëåíèÿ îðãàíèçìà, ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ óìñòâåííîé è ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ïðè ñîáëþäåíèè ðåæèìà âûðàáàòûâàåòñÿ îïðåäåë¸ííûé ðèòì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, áëàãîäàðÿ ÷åìó ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ ñïîñîáåí âûïîëíÿòü ðàçëè÷íûå âèäû äåÿòåëüíîñòè ñ íàèáîëüøåé ýôôåêòèâíîñòüþ. Îçäîðîâèòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðàâèëüíîãî ðåæèìà äíÿ îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî îðãàíèçì áûñòðåå àäàïòèðóåòñÿ ê îòíîñèòåëüíî ïîñòîÿííûì óñëîâèÿì æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà ðàáîòû è ó÷¸áû, íîðìàëüíîìó ïèùåâàðåíèþ, ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà ñíà, êîòîðûé ñòàíîâèòñÿ áîëåå ãëóáîêèì è ñïîêîéíûì.

Îñíîâîé ðàöèîíàëüíîãî ñóòî÷íîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå ðàñïðåäåëåíèå âðåìåíè äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è îòäûõà, ïèòàíèÿ è ñíà â òå÷åíèå ñóòîê. Ïðè óñòàíîâëåíèè ñóòî÷íîãî ðåæèìà íåîáõîäèìî èìåòü ââèäó, ÷òî óñëîâèÿ æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ, ê òîìó æå, êàæäûé ÷åëîâåê õàðàêòåðèçóåòñÿ ñâîèìè èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè. Ïî ýòèì ïðè÷èíàì íå öåëåñîîáðàçíî óñòàíàâëèâàòü æ¸ñòêèé è åäèíûé äëÿ âñåõ ñóòî÷íûé ðåæèì. Îäíàêî, îñíîâíûå ãèãèåíè÷åñêèå ïîëîæåíèÿ â ñóòî÷íîì ðåæèìå ëþáîãî ÷åëîâåêà ìîãóò è äîëæíû áûòü åäèíû è íåçûáëåìû. Ê íèì ïðåæäå âñåãî îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ:

– âûïîëíåíèå ðàçëè÷íûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè â ñòðîãî îïðåäåëåííîå âðåìÿ;

– ïðàâèëüíîå ÷åðåäîâàíèå òðóäîâîé, ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è îòäûõà;

– ðåãóëÿðíîå, â îäíè è òå æå ÷àñû, ïèòàíèå:

– ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè;

– ïîëåçíûé äîñóã, ïîëíîöåííûé ñîí.

Ðåæèì äíÿ øêîëüíèêîâ óñòàíàâëèâàåòñÿ ñ ó÷¸òîì âîçðàñòà ó÷àùèõñÿ, èõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, à òàêæå îñîáåííîñòåé óñëîâèé, â êîòîðûõ îíè æèâóò è ó÷àòñÿ. Ïðè åãî ñîñòàâëåíèè è, îñîáåííî, âûïîëíåíèè, íåîáõîäèìî èìåòü ââèäó òî, ÷òî ïîìèìî óæå îòìå÷åííîãî âûøå âåñüìà ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà çäîðîâüå, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïîñòîÿííîå ñîáëþäåíèå ðåæèìà îêàçûâàåò áîëüøîå âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå. Îñîáî âàæíîå çíà÷åíèå åãî ñîáëþäåíèå èìååò â äåëå âîñïèòàíèÿ ñèëû âîëè è ñàìîâîñïèòàíèÿ. Ïî ýòîìó ïîâîäó èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Â. À. Ñóõîìëèíñêèé ïèñàë: “Ïîñòàâü íàä ñîáîé ñòî ó÷èòåëåé – îíè îêàæóòñÿ áåññèëüíûìè, åñëè òû íå ìîæåøü ñàì çàñòàâèòü ñåáÿ è ñàì òðåáîâàòü ñ ñåáÿ”.

Ïî ýòîé ïðè÷èíå ðàöèîíàëüíûé ñóòî÷íûé ðåæèì äîëæåí âîñïðèíèìàòüñÿ íå êàê íå÷òî íàâÿçàííîå èçâíå, à êàê ãëóáîêî îñîçíàííîå, ëè÷íîñòíî íåîáõîäèìîå óñëîâèå íîðìàëüíîé ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòè. Äëÿ ýòîãî î÷åíü âàæíî, ÷òîáû êàæäûé ó÷àùèéñÿ ñàì ïðèíèìàë àêòèâíîå ó÷àñòèå â åãî ñîñòàâëåíèè è êîíòðîëå çà åãî ñîáëþäåíèåì, ðóêîâîäñòâóÿñü ïðè ýòîì óêàçàííûìè âûøå íåçûáëåìûìè òðåáîâàíèÿìè. Íà îñíîâå ýòèõ òðåáîâàíèé, à òàêæå ó÷¸òà èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé è êîíêðåòíûõ óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, äëÿ êàæäîãî øêîëüíèêà äîëæåí áûòü ñîñòàâëåí òî÷íûé ðàñïîðÿäîê äíÿ ñ óêàçàíèåì âðåìåíè íà÷àëà è îêîí÷àíèÿ âñåõ îñíîâíûõ ðåæèìíûõ ìîìåíòîâ.  êà÷åñòâå âîçìîæíûõ, íàèáîëåå óäîáíûõ ìîãóò áûòü ïðåäëîæåíû ñëåäóþùèå ïðèìåðíûå âàðèàíòû ðåæèìîâ äíÿ äëÿ ñòàðøåêëàññíèêîâ, îáó÷àþùèõñÿ â ðàçíûõ ñìåíàõ.

Читайте также:  Клавдия шульженко личная жизнь есть дети

Óõîä çà òåëîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ: óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì, âîëîñàìè è ïîëîñòüþ ðòà.

Óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì. Êîæà èìååò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ íîðìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà. ×åëîâå÷åñêàÿ êîæà, ÿâëÿÿñü íàðóæíûì ïîêðîâîì òåëà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé îðãàí, âûïîëíÿþùèé ìíîæåñòâî âàæíûõ ôóíêöèé, ãëàâíûìè èç êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ:

– çàùèòà âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà;

– âûäåëåíèå èç îðãàíèçìà ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ;

– ó÷àñòèå â äåÿòåëüíîñòè òåïëîðåãóëÿöèîííûõ ìåõàíèçìîâ îðãàíèçìà.

Êîæà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîíêèé è ñëîæíûé ÷óâñòâèòåëüíûé ïðèáîð.  íåé ðàñïîëîæåíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî íåðâíûõ îêîí÷àíèé. Ïîäñ÷èòàíî, ÷òî íà 1ñì ïîâåðõíîñòè òåëà ïðèõîäèòñÿ îêîëî 100 áîëåâûõ, 12-15 õîëîäîâûõ, 1-2 òåïëîâûõ è îêîëî 25 òî÷åê, â êîòîðûõ ñîñðåäîòî÷åíû îêîí÷àíèÿ ðåöåïòîðîâ, âîñïðèíèìàþùèõ àòìîñôåðíîå äàâëåíèå. Òàêàÿ ìîùíàÿ ðåöåïòîðíàÿ îñíàù¸ííîñòü ïîçâîëÿåò êîæå îáåñïå÷èâàòü ïîñòîÿííóþ èíôîðìàöèþ îðãàíèçìà î âñåõ äåéñòâóþùèõ íà òåëî ðàçäðàæèòåëÿõ.

Ïðè ýòîì ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî âñå ýòè âàæíûå ôóíêöèè ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ â ïîëíîì îáú¸ìå òîëüêî çäîðîâîé, êðåïêîé è ÷èñòîé êîæåé. Íî òàêîå å¸ ñîñòîÿíèå ïîääåðæèâàòü íå ïðîñòî. Äåëî â òîì, ÷òî êîæà ÷åëîâåêà ïîñòîÿííî îáíîâëÿåòñÿ, ïîñòåïåííî îòìèðàåò è ñëóùèâàåòñÿ å¸ âåðõíèé ñëîé. Îìåðòâåâøèå ÷åøóéêè êîæè âìåñòå ñ ïîòîì, æèðîì è ïîïàäàþùåé íà íå¸ ïûëüþ îáðàçóþò ãðÿçü, êîòîðàÿ çàêóïîðèâàåò ïîðû, çàòðóäíÿÿ îáìåí âåùåñòâ. Âñ¸ ýòî ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ êîæíûõ çàáîëåâàíèé è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàæàåòñÿ à öåëîì íà çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Ó òåõ, êòî íå âûïîëíÿåò ãèãèåíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ êîæà áûñòðî ãðóáååò, â íåé îáðàçóþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû, ÷åðåç êîòîðûå â îðãàíèçì ïðîíèêàþò áîëåçíåòâîðíûå ìèêðîáû. Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïîâñåäíåâíî ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ñâîåãî òåëà è îáåñïå÷èâàòü òåì ñàìûì ïðîöåññû ñàìîî÷èùåíèÿ îðãàíèçìà è åãî çàùèòó.

Ãëàâíûì ñðåäñòâîì óõîäà çà êîæåé ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿðíîå ìûòü¸ ãîðÿ÷åé âîäîé ñ ìûëîì è ìî÷àëêîé. Ýòî íàäî äåëàòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â 4-5 äíåé, ìåíÿÿ êàæäûé ðàç ïðè ýòîì íàòåëüíîå áåëü¸. Íàèáîëåå çàãðÿçí¸ííûå ó÷àñòêè òåëà – ëèöî, øåÿ, ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâóþ îáëàñòè, ñòîïû íîã, íåîáõîäèìî ìûòü äâàæäû â äåíü, óòðîì è âå÷åðîì.

Îñîáîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò êèñòè ðóê. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî èõ âñåãäà ñëåäóåò òùàòåëüíî ìûòü ñ ìûëîì ïåðåä åäîé, ïîñëå âîçâðàùåíèÿ ñ óëèöû, ïîñåùåíèÿ òóàëåòà, îáðàùàÿ îñîáåííîå âíèìàíèå íà ïîëîñòè ïîä íîãòÿìè. Ïîä÷¸ðêèâàÿ èñêëþ÷èòåëüíóþ âàæíîñòü ñèñòåìàòè÷åñêîãî âûïîëíåíèÿ ýòîãî ãèãèåíè÷åñêîãî òðåáîâàíèÿ, âûäàþùèéñÿ ðóññêèé õèðóðã Í. È. Ïèðîãîâ ãîâîðèë, ÷òî åñòü èñòèíû, êîòîðûå íóæíî ïîâòîðÿòü áåç êîíöà, è îáÿçàòåëüíîå ìûòü¸ ðóê – èìåííî òàêàÿ èñòèíà.

Óõîä çà âîëîñàìè ïðåäóñìàòðèâàåò ñâîåâðåìåííóþ ñòðèæêó è ìûòü¸, ïðåäîõðàíåíèå îò ÷ðåçìåðíîãî çàãðÿçíåíèÿ âî âðåìÿ ôèçêóëüòóðíî-ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé è àêòèâíîãî îòäûõà. Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü äëÿ ìûòüÿ âîëîñ õîçÿéñòâåííîå ìûëî è ñèíòåòè÷åñêèå ïîðîøêè, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ñòèðêè áåëüÿ. Êàæäûé ÷åëîâåê äîëæåí èìåòü èíäèâèäóàëüíóþ ðàñ÷¸ñêó èëè ñïåöèàëüíóþ ìàññàæíóþ ù¸òêó.

Íåðåäêî íà ãîëîâå ïîÿâëÿåòñÿ ïåðõîòü. Ïðè÷èíîé å¸ âîçíèêíîâåíèÿ ìîæåò áûòü íàðóøåíèå îáìåííûõ ïðîöåññîâ â îðãàíèçìå, êîòîðîå íàáëþäàåòñÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ æåëóäêà è êèøå÷íèêà, áîëåçíè ïî÷åê, æ¸ë÷íîãî ïóçûðÿ. Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ ïåðõîòè ìîãóò áûòü è íåêîòîðûå êîæíûå çàáîëåâàíèÿ, íàïðèìåð, ïñîðèàç, ñåáîðåéíàÿ ýêçåìà. Íî ÷àùå âñåãî îíà âîçíèêàåò èç-çà ÷àñòîãî çàãðÿçíåíèÿ ãîëîâû, îêðàñêè ñóõèõ âîëîñ õèìè÷åñêèìè êðàñèòåëÿìè, õèìè÷åñêîé çàâèâêè è ò. ï. Èçáåæàòü ïåðõîòè ïîçâîëÿåò ïðàâèëüíûé óõîä çà âîëîñàìè. Æèðíûå âîëîñû ìîþò ìûëîì òèïà: “áàííîå”, “ëåñíîå”, îïîëàñêèâàþò îòâàðîì ðîìàøêè, êðàïèâû, òûñÿ÷åëèñòíèêà, ìÿòû. Ñóõèå âîëîñû ðåêîìåíäóåòñÿ ìûòü îäèí ðàç â 10-12 äíåé ìûëîì “êîñìåòè÷åñêîå”, “äåòñêîå”, “áàðõàòíîå”, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ ñïåöèàëüíûå æèðîâûå äîáàâêè, è îïîëàñêèâàòü âîäîé, ïîäêèñëåííîé ëèìîíîì, óêñóñîì.

Ïðàâèëüíûé óõîä çà çóáàìè è ïîëîñòüþ ðòà ïðåäîõðàíÿåò îðãàíèçì îò ìíîæåñòâà èíôåêöèé è íàðóøåíèé ðàáîòû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. ×òîáû çóáû áûëè êðåïêèìè è çäîðîâûìè, íåîáõîäèìî ïîëíîöåííîå ïèòàíèå ñ äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì â ïèùå êàëüöèÿ è âèòàìèíî⠓Ĕ è “Â”. Î÷åíü ïîëåçíû ñâåæèå îâîùè, ëóê, ÷åñíîê.

Çàáîëåâàíèå çóáîâ ëåã÷å ïðåäóïðåäèòü, ÷åì âûëå÷èòü. Äëÿ ñâîåâðåìåííîãî îáíàðóæåíèÿ ïîð÷è çóáîâ íåîáõîäèìî 2-3 ðàçà â ãîä ïðîõîäèòü ïðîôèëàêòè÷åñêèé îñìîòð ó âðà÷à ñòîìàòîëîãà.

Óòðîì, ïðåä ñíîì è ïî âîçìîæíîñòè ïîñëå êàæäîãî ïðè¸ìà ïèùè íåîáõîäèìî â òå÷åíèå 2-3 ìèíóò òùàòåëüíî ÷èñòèòü çóáû ù¸òêîé è ïàñòîé ñ íàðóæíîé è âíóòðåííåé ñòîðîíû, êàê ïî ãîðèçîíòàëè, òàê è ïî âåðòèêàëè. Ïîëåçíî ïîëîñêàòü ðîò ñëàáûì ðàñòâîðîì ïîâàðåííîé ñîëè. Âî âðåìÿ åäû æåëàòåëüíî èçáåãàòü áûñòðîãî ÷åðåäîâàíèÿ ãîðÿ÷èõ è õîëîäíûõ áëþä.

Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íåïðåìåííûõ óñëîâèé, êîòîðûìè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâåäåíèå êóëüòóðíîãî ÷åëîâåêà.

çäîðîâüå ãèãèåíà ðåæèì óêðåïëåíèå

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèè

1. https://www.ns-sport.ru/

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник