Роль личной гигиены в формировании здорового образа жизни детей и подростков

Доклад: Гигиеническое воспитание детей и формирование здорового образа жизни.

В процессе повседневного общения с детьми группы педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность к пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.
Начиная с 2,5 – 3 – летнего возраста ребёнка приучают чистить зубы щёткой с мягкой щетиной, используя специальную детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приёма пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами – расчёской, стаканом для полоскания рта, полотенцем и т. д.; понимать, что все эти предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специально отведённом месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять. Приобретённые детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. В этих играх дети могут упражняться во всех доступных им приёмах и требованиях гигиены. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретённых навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр мной используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения детьми гигиенических навыков я также использую и дидактические и сюжетно – ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека», «Дочки – матери», «Кукла Аня принимает гостей». Во время игры дети используют потешки например: «Водичка – водичка, умой моё личико».
Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это – соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности; в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, о чём необходимо поговорить с детьми, что нужно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.
Усвоение правил гигиены в большей мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.
Воспитание гигиенических навыков включает целый круг задач. Для успешного их решения специалисты рекомендуют использовать разнообразные педагогические приёмы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников чёткого выполнения гигиенических действий в их правильной последовательности. В старших группах всё большее значение приобретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физической культуре, плаванию, трудовому воспитанию; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии.
Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например: ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятнее есть за чистым, красиво накрытым столом и т. д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе; говорят о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать, убирать на место.
Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарём, соответствующим своему росту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.
Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричёсанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.
Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии. Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля взрослых, а также брать угощения и подарки от незнакомых людей. Дошкольников следует приучать также, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Читайте также:  Юрий дуванов личная жизнь дети

Источник

Воспитание высокой санитарной культуры населения — одной из составных частей здорового образа жизни — дело го­сударственной важности.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принад­лежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке.

Гигиеническое воспитание и образование граждан должно осуществляться в процессе:

· воспитания и обучения в дошкольных и других образо­вательных учреждениях;

· профессиональной гигиенической подготовки и аттеста­ции должностных лиц и работников организаций, харак­тер деятельности которых связан с производством, хра­нением, транспортировкой и реализацией пищевых про­дуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением де­тей;

· при подготовке, переподготовке и повышении квалифи­кации работников путем включения в программы обуче­ния разделов о гигиенических знаниях.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образователь­ных учреждениях складывается из классной, внеклассной и вне­школьной работы, осуществляемой преподавателями всех пред­метов, медицинским персоналом учреждений, членами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в со­ответствии с образовательными стандартами, учебными про­граммами, методическими рекомендациями. В основном воп­росы гигиены освещаются в процессе преподавания приро­доведения, основ безопасности жизнедеятельности, труда, фи­зической культуры, естествознания, биологии (образователь­ные учреждения), а также охраны труда, техники безопасно­сти (образовательные учреждения с профессиональным обу­чением). Тематика занятий определяется учебными програм­мами.

Внеклассная и внешкольная работа включает организацию санитарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках «Юный медик», проведение бесед, лекций медицин­ским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов. Однако более эффективной является организация игровых (особенно в младших классах) и состя­зательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпи­ад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обя­зательным участием старшеклассников в программах для млад­ших школьников, выпуске санбюллетеней, листовок. Для стар­шеклассников хорошим способом обучения и воспитания яв­ляется организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигиенического воспитания является уча­стие школьников в работе клубов, общественных объединений гигиенической и экологической тематики, например таких, как «Антивес» (для имеющих избыточную массу тела), «Движение зеленых» и т.д.

Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспитания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, которые включают разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, однако нельзя отказываться и от наблюдений (особенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений.

Существенный компонент гигиенического воспитания — лич­ная гигиена. Личная гигиена — важнейшее средство актив­ного отношения человека к своему здоровью.

Подросток должен руководствоваться не только элементар­ными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения, образ действий, формы об­хождения, принятые в цивилизованном обществе и, в конеч­ном счете «работающие» на здоровый образ жизни. Интересно в этом отношении высказывание М.В.Ломоносова: «Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, пла­тья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только леность, но и подлые нравы».

Гигиеническое воспитание детей и подростков – комплекс­ная и многоплановая деятельность. В ней важны и разнообраз­ные каналы массовой коммуникации, использование которых необходимо активизировать. По популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни на первом месте находят­ся телевидение и художественные фильмы. Лекции и беседы занимают последние места.

Читайте также:  Светлана мартынчик личная жизнь дети

Разнообразные формы подачи, новые интересные жанры, рубрики, подготовленные на телевидении (в том числе кабель­ном) с учетом специфики детской аудитории, могут повысить значимость этого канала информации. Тем не менее трудно ожидать, что телепрограмма «Здоровье» станет любимой пе­редачей для большинства молодых людей. В связи с этим необ­ходимо предусматривать проведение на всех этапах обучения детей и подростков специальных циклов по различным аспек­там здорового образа жизни молодежи с использованием со­временных аудиовизуальных средств.

В деле формирования здорового образа жизни дети являют­ся наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Суще­ственно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здоро­вого образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объе­динения).

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивиду­альных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памя­ток, рекомендаций для родителей.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Ãèãèåíà êàê íàóêà î çäîðîâüå ÷åëîâåêà, ñðåäñòâàõ åãî ñîõðàíåíèÿ è óêðåïëåíèÿ. Îçäîðîâèòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðàâèëüíîãî ðåæèìà äíÿ. Óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì, âîëîñàìè, çóáàìè è ïîëîñòüþ ðòà. Îáçîð îñíîâíûõ ãèãèåíè÷åñêèõ ïîëîæåíèé â ñóòî÷íîì ðåæèìå ÷åëîâåêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îðåíáóðãñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ïåäàãîãè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò

Ðåôåðàò:

«Ëè÷íàÿ ãèãèåíà è åå ðîëü â ôîðìèðîâàíèè Çäîðîâîãî Îáðàçà Æèçíè»

Âûïîëíèëà Ìîñüêèíà Þëèÿ

Ïðîâåðèë: Àáóáàêèðîâ Ì. Õ.

ã. Îðåíáóðã 2013

“Ãèãèåíà” – ýòî îäíà èç íàóê î çäîðîâüå ÷åëîâåêà, ñðåäñòâàõ è ìåòîäàõ åãî ñîõðàíåíèÿ è óêðåïëåíèÿ.

“Ëè÷íàÿ ãèãèåíà” – ýòî ñîáëþäåíèå îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ è ïðàâèë äàííîé íàóêè êàæäûì ÷åëîâåêîì â ïðîöåññå åãî èíäèâèäóàëüíîé æèçíè.

Íàðÿäó ñ òåðìèíîì “ãèãèåíà” ÷àñòî óïîòðåáëÿþò è òåðìèí “ñàíèòàðèÿ”, êîòîðûé â ïåðåâîäå ñ ëàòèíñêîãî îçíà÷àåò – “çäîðîâüå”. Îäíàêî, ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî â ñîäåðæàíèè ýòèõ ïîíÿòèé èìåþòñÿ ñóùåñòâåííûå ðàçëè÷èÿ. Ãèãèåíà äà¸ò çíàíèÿ î çäîðîâüå, î òîì, êàê åãî ñîõðàíèòü è óêðåïèòü, à ñàíèòàðèÿ çàíèìàåòñÿ ïðàêòè÷åñêîé ðåàëèçàöèåé òðåáîâàíèé ãèãèåíû, êîíòðîëåì çà ñîáëþäåíèåì óñòàíîâëåííûõ åþ ïðàâèë.

Ñëåäîâàíèå ïðàâèëàì ëè÷íîé ãèãèåíû ïðåäóñìàòðèâàåò ïðåæäå âñåãî: ðàöèîíàëüíûé ñóòî÷íûé ðåæèì, òùàòåëüíûé óõîä çà òåëîì, ãèãèåíó îäåæäû è îáóâè.

Ñîáëþäåíèå ðàöèîíàëüíîãî ñóòî÷íîãî ðåæèìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàèáîëåå âàæíûé ýëåìåíò ëè÷íîé ãèãèåíû, â êîòîðîì íàõîäÿò îòðàæåíèå è äðóãèå å¸ ýëåìåíòû. Åãî ñîáëþäåíèå ñîçäà¸ò îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè è ýôôåêòèâíîãî âîññòàíîâëåíèÿ îðãàíèçìà, ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ óìñòâåííîé è ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ïðè ñîáëþäåíèè ðåæèìà âûðàáàòûâàåòñÿ îïðåäåë¸ííûé ðèòì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, áëàãîäàðÿ ÷åìó ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ ñïîñîáåí âûïîëíÿòü ðàçëè÷íûå âèäû äåÿòåëüíîñòè ñ íàèáîëüøåé ýôôåêòèâíîñòüþ. Îçäîðîâèòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðàâèëüíîãî ðåæèìà äíÿ îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî îðãàíèçì áûñòðåå àäàïòèðóåòñÿ ê îòíîñèòåëüíî ïîñòîÿííûì óñëîâèÿì æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà ðàáîòû è ó÷¸áû, íîðìàëüíîìó ïèùåâàðåíèþ, ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà ñíà, êîòîðûé ñòàíîâèòñÿ áîëåå ãëóáîêèì è ñïîêîéíûì.

Îñíîâîé ðàöèîíàëüíîãî ñóòî÷íîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå ðàñïðåäåëåíèå âðåìåíè äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è îòäûõà, ïèòàíèÿ è ñíà â òå÷åíèå ñóòîê. Ïðè óñòàíîâëåíèè ñóòî÷íîãî ðåæèìà íåîáõîäèìî èìåòü ââèäó, ÷òî óñëîâèÿ æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ, ê òîìó æå, êàæäûé ÷åëîâåê õàðàêòåðèçóåòñÿ ñâîèìè èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè. Ïî ýòèì ïðè÷èíàì íå öåëåñîîáðàçíî óñòàíàâëèâàòü æ¸ñòêèé è åäèíûé äëÿ âñåõ ñóòî÷íûé ðåæèì. Îäíàêî, îñíîâíûå ãèãèåíè÷åñêèå ïîëîæåíèÿ â ñóòî÷íîì ðåæèìå ëþáîãî ÷åëîâåêà ìîãóò è äîëæíû áûòü åäèíû è íåçûáëåìû. Ê íèì ïðåæäå âñåãî îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ:

– âûïîëíåíèå ðàçëè÷íûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè â ñòðîãî îïðåäåëåííîå âðåìÿ;

– ïðàâèëüíîå ÷åðåäîâàíèå òðóäîâîé, ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è îòäûõà;

– ðåãóëÿðíîå, â îäíè è òå æå ÷àñû, ïèòàíèå:

– ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè;

– ïîëåçíûé äîñóã, ïîëíîöåííûé ñîí.

Ðåæèì äíÿ øêîëüíèêîâ óñòàíàâëèâàåòñÿ ñ ó÷¸òîì âîçðàñòà ó÷àùèõñÿ, èõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, à òàêæå îñîáåííîñòåé óñëîâèé, â êîòîðûõ îíè æèâóò è ó÷àòñÿ. Ïðè åãî ñîñòàâëåíèè è, îñîáåííî, âûïîëíåíèè, íåîáõîäèìî èìåòü ââèäó òî, ÷òî ïîìèìî óæå îòìå÷åííîãî âûøå âåñüìà ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà çäîðîâüå, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïîñòîÿííîå ñîáëþäåíèå ðåæèìà îêàçûâàåò áîëüøîå âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå. Îñîáî âàæíîå çíà÷åíèå åãî ñîáëþäåíèå èìååò â äåëå âîñïèòàíèÿ ñèëû âîëè è ñàìîâîñïèòàíèÿ. Ïî ýòîìó ïîâîäó èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Â. À. Ñóõîìëèíñêèé ïèñàë: “Ïîñòàâü íàä ñîáîé ñòî ó÷èòåëåé – îíè îêàæóòñÿ áåññèëüíûìè, åñëè òû íå ìîæåøü ñàì çàñòàâèòü ñåáÿ è ñàì òðåáîâàòü ñ ñåáÿ”.

Ïî ýòîé ïðè÷èíå ðàöèîíàëüíûé ñóòî÷íûé ðåæèì äîëæåí âîñïðèíèìàòüñÿ íå êàê íå÷òî íàâÿçàííîå èçâíå, à êàê ãëóáîêî îñîçíàííîå, ëè÷íîñòíî íåîáõîäèìîå óñëîâèå íîðìàëüíîé ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòè. Äëÿ ýòîãî î÷åíü âàæíî, ÷òîáû êàæäûé ó÷àùèéñÿ ñàì ïðèíèìàë àêòèâíîå ó÷àñòèå â åãî ñîñòàâëåíèè è êîíòðîëå çà åãî ñîáëþäåíèåì, ðóêîâîäñòâóÿñü ïðè ýòîì óêàçàííûìè âûøå íåçûáëåìûìè òðåáîâàíèÿìè. Íà îñíîâå ýòèõ òðåáîâàíèé, à òàêæå ó÷¸òà èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé è êîíêðåòíûõ óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, äëÿ êàæäîãî øêîëüíèêà äîëæåí áûòü ñîñòàâëåí òî÷íûé ðàñïîðÿäîê äíÿ ñ óêàçàíèåì âðåìåíè íà÷àëà è îêîí÷àíèÿ âñåõ îñíîâíûõ ðåæèìíûõ ìîìåíòîâ.  êà÷åñòâå âîçìîæíûõ, íàèáîëåå óäîáíûõ ìîãóò áûòü ïðåäëîæåíû ñëåäóþùèå ïðèìåðíûå âàðèàíòû ðåæèìîâ äíÿ äëÿ ñòàðøåêëàññíèêîâ, îáó÷àþùèõñÿ â ðàçíûõ ñìåíàõ.

Читайте также:  Борис щербаков личная жизнь жена дети фото

Óõîä çà òåëîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ: óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì, âîëîñàìè è ïîëîñòüþ ðòà.

Óõîä çà êîæíûì ïîêðîâîì. Êîæà èìååò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ íîðìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà. ×åëîâå÷åñêàÿ êîæà, ÿâëÿÿñü íàðóæíûì ïîêðîâîì òåëà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé îðãàí, âûïîëíÿþùèé ìíîæåñòâî âàæíûõ ôóíêöèé, ãëàâíûìè èç êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ:

– çàùèòà âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà;

– âûäåëåíèå èç îðãàíèçìà ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ;

– ó÷àñòèå â äåÿòåëüíîñòè òåïëîðåãóëÿöèîííûõ ìåõàíèçìîâ îðãàíèçìà.

Êîæà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîíêèé è ñëîæíûé ÷óâñòâèòåëüíûé ïðèáîð.  íåé ðàñïîëîæåíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî íåðâíûõ îêîí÷àíèé. Ïîäñ÷èòàíî, ÷òî íà 1ñì ïîâåðõíîñòè òåëà ïðèõîäèòñÿ îêîëî 100 áîëåâûõ, 12-15 õîëîäîâûõ, 1-2 òåïëîâûõ è îêîëî 25 òî÷åê, â êîòîðûõ ñîñðåäîòî÷åíû îêîí÷àíèÿ ðåöåïòîðîâ, âîñïðèíèìàþùèõ àòìîñôåðíîå äàâëåíèå. Òàêàÿ ìîùíàÿ ðåöåïòîðíàÿ îñíàù¸ííîñòü ïîçâîëÿåò êîæå îáåñïå÷èâàòü ïîñòîÿííóþ èíôîðìàöèþ îðãàíèçìà î âñåõ äåéñòâóþùèõ íà òåëî ðàçäðàæèòåëÿõ.

Ïðè ýòîì ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî âñå ýòè âàæíûå ôóíêöèè ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ â ïîëíîì îáú¸ìå òîëüêî çäîðîâîé, êðåïêîé è ÷èñòîé êîæåé. Íî òàêîå å¸ ñîñòîÿíèå ïîääåðæèâàòü íå ïðîñòî. Äåëî â òîì, ÷òî êîæà ÷åëîâåêà ïîñòîÿííî îáíîâëÿåòñÿ, ïîñòåïåííî îòìèðàåò è ñëóùèâàåòñÿ å¸ âåðõíèé ñëîé. Îìåðòâåâøèå ÷åøóéêè êîæè âìåñòå ñ ïîòîì, æèðîì è ïîïàäàþùåé íà íå¸ ïûëüþ îáðàçóþò ãðÿçü, êîòîðàÿ çàêóïîðèâàåò ïîðû, çàòðóäíÿÿ îáìåí âåùåñòâ. Âñ¸ ýòî ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ êîæíûõ çàáîëåâàíèé è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàæàåòñÿ à öåëîì íà çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Ó òåõ, êòî íå âûïîëíÿåò ãèãèåíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ êîæà áûñòðî ãðóáååò, â íåé îáðàçóþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû, ÷åðåç êîòîðûå â îðãàíèçì ïðîíèêàþò áîëåçíåòâîðíûå ìèêðîáû. Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïîâñåäíåâíî ñëåäèòü çà ÷èñòîòîé ñâîåãî òåëà è îáåñïå÷èâàòü òåì ñàìûì ïðîöåññû ñàìîî÷èùåíèÿ îðãàíèçìà è åãî çàùèòó.

Ãëàâíûì ñðåäñòâîì óõîäà çà êîæåé ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿðíîå ìûòü¸ ãîðÿ÷åé âîäîé ñ ìûëîì è ìî÷àëêîé. Ýòî íàäî äåëàòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â 4-5 äíåé, ìåíÿÿ êàæäûé ðàç ïðè ýòîì íàòåëüíîå áåëü¸. Íàèáîëåå çàãðÿçí¸ííûå ó÷àñòêè òåëà – ëèöî, øåÿ, ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâóþ îáëàñòè, ñòîïû íîã, íåîáõîäèìî ìûòü äâàæäû â äåíü, óòðîì è âå÷åðîì.

Îñîáîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò êèñòè ðóê. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî èõ âñåãäà ñëåäóåò òùàòåëüíî ìûòü ñ ìûëîì ïåðåä åäîé, ïîñëå âîçâðàùåíèÿ ñ óëèöû, ïîñåùåíèÿ òóàëåòà, îáðàùàÿ îñîáåííîå âíèìàíèå íà ïîëîñòè ïîä íîãòÿìè. Ïîä÷¸ðêèâàÿ èñêëþ÷èòåëüíóþ âàæíîñòü ñèñòåìàòè÷åñêîãî âûïîëíåíèÿ ýòîãî ãèãèåíè÷åñêîãî òðåáîâàíèÿ, âûäàþùèéñÿ ðóññêèé õèðóðã Í. È. Ïèðîãîâ ãîâîðèë, ÷òî åñòü èñòèíû, êîòîðûå íóæíî ïîâòîðÿòü áåç êîíöà, è îáÿçàòåëüíîå ìûòü¸ ðóê – èìåííî òàêàÿ èñòèíà.

Óõîä çà âîëîñàìè ïðåäóñìàòðèâàåò ñâîåâðåìåííóþ ñòðèæêó è ìûòü¸, ïðåäîõðàíåíèå îò ÷ðåçìåðíîãî çàãðÿçíåíèÿ âî âðåìÿ ôèçêóëüòóðíî-ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé è àêòèâíîãî îòäûõà. Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü äëÿ ìûòüÿ âîëîñ õîçÿéñòâåííîå ìûëî è ñèíòåòè÷åñêèå ïîðîøêè, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ñòèðêè áåëüÿ. Êàæäûé ÷åëîâåê äîëæåí èìåòü èíäèâèäóàëüíóþ ðàñ÷¸ñêó èëè ñïåöèàëüíóþ ìàññàæíóþ ù¸òêó.

Íåðåäêî íà ãîëîâå ïîÿâëÿåòñÿ ïåðõîòü. Ïðè÷èíîé å¸ âîçíèêíîâåíèÿ ìîæåò áûòü íàðóøåíèå îáìåííûõ ïðîöåññîâ â îðãàíèçìå, êîòîðîå íàáëþäàåòñÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ æåëóäêà è êèøå÷íèêà, áîëåçíè ïî÷åê, æ¸ë÷íîãî ïóçûðÿ. Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ ïåðõîòè ìîãóò áûòü è íåêîòîðûå êîæíûå çàáîëåâàíèÿ, íàïðèìåð, ïñîðèàç, ñåáîðåéíàÿ ýêçåìà. Íî ÷àùå âñåãî îíà âîçíèêàåò èç-çà ÷àñòîãî çàãðÿçíåíèÿ ãîëîâû, îêðàñêè ñóõèõ âîëîñ õèìè÷åñêèìè êðàñèòåëÿìè, õèìè÷åñêîé çàâèâêè è ò. ï. Èçáåæàòü ïåðõîòè ïîçâîëÿåò ïðàâèëüíûé óõîä çà âîëîñàìè. Æèðíûå âîëîñû ìîþò ìûëîì òèïà: “áàííîå”, “ëåñíîå”, îïîëàñêèâàþò îòâàðîì ðîìàøêè, êðàïèâû, òûñÿ÷åëèñòíèêà, ìÿòû. Ñóõèå âîëîñû ðåêîìåíäóåòñÿ ìûòü îäèí ðàç â 10-12 äíåé ìûëîì “êîñìåòè÷åñêîå”, “äåòñêîå”, “áàðõàòíîå”, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ ñïåöèàëüíûå æèðîâûå äîáàâêè, è îïîëàñêèâàòü âîäîé, ïîäêèñëåííîé ëèìîíîì, óêñóñîì.

Ïðàâèëüíûé óõîä çà çóáàìè è ïîëîñòüþ ðòà ïðåäîõðàíÿåò îðãàíèçì îò ìíîæåñòâà èíôåêöèé è íàðóøåíèé ðàáîòû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. ×òîáû çóáû áûëè êðåïêèìè è çäîðîâûìè, íåîáõîäèìî ïîëíîöåííîå ïèòàíèå ñ äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì â ïèùå êàëüöèÿ è âèòàìèíî⠓Ĕ è “Â”. Î÷åíü ïîëåçíû ñâåæèå îâîùè, ëóê, ÷åñíîê.

Çàáîëåâàíèå çóáîâ ëåã÷å ïðåäóïðåäèòü, ÷åì âûëå÷èòü. Äëÿ ñâîåâðåìåííîãî îáíàðóæåíèÿ ïîð÷è çóáîâ íåîáõîäèìî 2-3 ðàçà â ãîä ïðîõîäèòü ïðîôèëàêòè÷åñêèé îñìîòð ó âðà÷à ñòîìàòîëîãà.

Óòðîì, ïðåä ñíîì è ïî âîçìîæíîñòè ïîñëå êàæäîãî ïðè¸ìà ïèùè íåîáõîäèìî â òå÷åíèå 2-3 ìèíóò òùàòåëüíî ÷èñòèòü çóáû ù¸òêîé è ïàñòîé ñ íàðóæíîé è âíóòðåííåé ñòîðîíû, êàê ïî ãîðèçîíòàëè, òàê è ïî âåðòèêàëè. Ïîëåçíî ïîëîñêàòü ðîò ñëàáûì ðàñòâîðîì ïîâàðåííîé ñîëè. Âî âðåìÿ åäû æåëàòåëüíî èçáåãàòü áûñòðîãî ÷åðåäîâàíèÿ ãîðÿ÷èõ è õîëîäíûõ áëþä.

Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íåïðåìåííûõ óñëîâèé, êîòîðûìè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâåäåíèå êóëüòóðíîãî ÷åëîâåêà.

çäîðîâüå ãèãèåíà ðåæèì óêðåïëåíèå

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèè

1. https://www.ns-sport.ru/

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник