Пушкин александр сергеевич фото

На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд – почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

В том же 1827 году (Александру Сергеевичу – 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.

Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:

Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.

Из воспоминаний Станислава Моравского – польского доктора, друга Адама Мицкевича :

Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.

Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них “улучшен”, но всё же вполне узнаваем – сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен – Тропинина и Кипренского.

Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940

Но существует один портрет, на котором Пушкин – такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд – и вот на нём Пушкин почти фотографичен.

Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827

Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: “француз (смесь обезианы с тигром)”. Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что “смесь обезьяны с тигром” – это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

Источник

Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Читайте также:  Сердюков анатолий эдуардович

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:

«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это первая часть материала, продолжение следует.

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

В сети появилась новость о том, что найден единственный прижизненный ФОТО портрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный чуть ли не самим Луи Дагером!

Вот как описывается процесс получения этой фотографии …

Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это ? Сенсация ? Давайте разбираться …

Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:

Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.

Или чуть подробнее :

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».

Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.

Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.

Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.

В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.

Читайте также:  Была ли свадьба у романец и гусева

Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.

Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.

А теперь читаем когда умер Пушкин:

(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.

Да и самое главное – нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта “сенсационная” фотография Пушкина.

Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин – пожалуйста:

Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.

Или вот еще точнее:

Это его посмертная маска.

А то что на якобы фотографии больше походе …

ну или на крайний случай на …

А что вы думаете по этому поводу ?

И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете ! 🙂

Напоминаю наши прошлые РАЗОБЛАЧЕНИЯ  и выведение ФОТОШОПЕРОВ на чистую воду.

Источник

6 июня 1799 года родился Пушкин. Отличный повод не только перечитать и продекламировать любимые строки поэта, но и перелистать художественные альбомы в поисках ответа на вопрос: знаете, каким он парнем был?

Как денди лондонский одет

Это не просто прижизненный Пушкина. Поэт не только нашел время, чтобы позировать художнику, но после еще и зарифмовал свой удовлетворенный и чуть кокетливый отзыв в стихотворении «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Глядя на этот , и особенно на руки Пушкина, нельзя не вспомнить и строки из «Евгения Онегина»:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.

Да и дальнейшие строчки, если сравнивать их с этим портретом, удостоверяют: по крайней мере, по части того, что теперь называют словом look (Шишков, прости, не знаю, как перевести), Пушкин своего щеголеватого Онегина списал с себя:

Читайте также:  Александр рудин и натали

Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Ну, а сам Пушкин, во всяком случае, на этом знаменитом портрете, явно пытается быть похожим на британского модника и гения Байрона, который, рассказывают, был так красив, что девушки, случалось, падали в обморок, когда он появлялся в гостиной. Конечно, Пушкина никто не рискнет назвать красавцем даже в день рождения, но модник он был известный и, что называется, умел себя преподнести — с этим не поспоришь. Кипренского — тому порука.

Прижизненной Пушкина кисти Василия Тропинина часто можно встретить в «красных углах» школьных кабинетов литературы. Репродукции порой бывают заметенными практически до черно-белого состояния (фото слева) — в результате может показаться, что на Пушкине накинуто что-то вроде профессорской мантии. Между тем, Тропинин написал Пушкина в домашнем халате — роскошном в своей небрежности (оригинальные цвета на фото справа).

этот заказал художнику друг Пушкина Соболевский — библиограф и книголюб. Он и попросил изобразить гения растрепанным и непарадным. Он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат. Как и портрет Кипренского, этот написан в 1827-м году.

На экзамене у 15-летнего Пушкина в Царскосельском лицее Репин, конечно, не был: он родился через тридцать лет после знаменательного события, а Пушкин к тому времени уже и вовсе умер.
Царскосельский лицей по замыслу — что-то вроде нынешней Высшей школы государственного управления при Президенте. Там растили будущую элиту, а чины прилагались уже к диплому. Самый знаменитый выпускник — Александр Пушкин. Пятнадцатилетним студентом на экзамене он прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший в качестве свадебного генерала Гавриил Державин, тогдашний патриарх российской словесности, был уже довольно немощен и клевал носом, но, выслушав кудрявого гения, подскочил со словами: «Я не умер! Вот кто меня заменит!». «Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил», — раскланяется с ним потом Пушкин в «Евгении Онегине».
Картину Репину заказали профессора и выпускники лицея — к 100-летию заведения. Сами же заказчики и позировали, устроив для художника инсценировку памятного экзамена.

Подросток, читающий стихи Державину, — не единственный Пушкин в наследии Репина. Илья Ефимович написал фигуру поэта на известной картине Айвазовского «Прощание Пушкина с Черным морем».

Очень романтический вышел образ: еще бы, ведь к его созданию причастны сразу три гения (если считать и главного героя картины).

Айвазовский, в отличие от Репина, с Пушкиным был знаком: он встретился с поэтом за год до смерти последнего на выставке в Санкт-Петербурге, тогда будущему знаменитому маринисту не было и 20-ти. А вот это полотно Айвазовский написал аж через 50 лет после дуэли и через 51 год после случайной встречи с Пушкиным, отметив таким образом печальный юбилей. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны и отреставрированный 10 лет назад подлинник хранится в музее Николаева (Украина).

В помощь выпускникам и абитуриентам

Никогда не встречался с Пушкиным Николай Ге, однако это не помешало ему создать картину, по которой написаны тысячи школьных сочинений. Лицейский друг поэта Иван Пущин навещает его во время ссылки в Михайловском: Пушкин что-то читает, Пущин в восторге, няня Арина Родионовна скромно приютилась на заднем плане картины. Что же читает Пушкин? Вовсе не очередной собственный шедевр, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привез приятель, знающий толк в увеселениях.

Картина хранится в Харьковском художественном музее, а ее первым владельцем был Некрасов.

За секунду до вдохновения

Самый вдохновенный Пушкин — на картине Петра Кончаловского. Обратите внимание на цветовую гамму, использованную для убранства комнаты поэта. Правда же, уже по ней понятно, что Пушкин обожает осень? Между прочим, художник работал над этим портретом целых восемь лет! А покончив с Пушкиным, немедленно принялся за Лермонтова.

Самый дородный Пушкин — конечно, у Кустодиева. Судя по тому, как одет поэт, на берегах Невы прохладно. Странно, что чай для сугреву не пьет.

Что ж, у каждого, действительно, свой Пушкин. Вот, сравните, например, каким представляли поэта Кузьма Петров-Водкин, Константин Коровин, Валентин Серов:

Нарисовал он на листке

«Сущий бес в проказах, сущая лицом», — так описал Пушкин сам себя в стихотворении, сочиненном на французском. На полях рукописей и в альбомах друзей он оставил и свои автопортреты, отчасти подтверждающие это стихотворное самобичевание. Конечно, он утрирует и выступает в роли карикатуриста, но галерея портретов Пушкина без этих арт-каракулей была бы неполной:

Три года назад одессит Александр Ройтбурд представил в PinchukArtCentre, крупнейшем украинском центре современного искусства, серию «Если в кране нет воды» с портретами знаменитостей в образах хасидов. Пейсы, благодаря фантазии художника, примерили боксеры Виталий и Владимир Кличко, Майкл Джексон, солисты группы «Битлз», Махатма Ганди, Федор Достоевский, Лев Толстой, Тарас Шевченко, Энди Уорхол и, конечно, Пушкин — сменивший гардероб, но сохранивший позу со знаменитого портрета Кипренского из начала нашего списка.

Источник