Портрет пушкин ребенок

Портрет пушкин ребенок thumbnail

Портрет — великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.

Портрет — великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.

Портретов А.С. Пушкина, созданных его современниками, немного, и мы ими дорожим, мы видим живого Пушкина! Гениальная личность поэта, его творчество увлекали русских художников всегда — они писали портреты Александра Сергеевича и при его жизни, и после смерти, и сейчас пишут. Каждый по-своему искал и ищет тайну гения. Огромна изобразительная пушкиниана.

Мы поведаем о портретах маленького Пушкина, они расскажут нам что-то очень важное о детстве гения. Современному ребенку тем более. Думаю, воспитателю найдется о чем с ним поговорить.

Какие стихи поэта малыш узнает самыми первыми? Не эти ли?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Вдохновенные строки! Тут тебе и морской простор, и ветер свободный – он «гуляет», и вольный кораблик – «он бежит себе», и ты дышишь полной грудью, и подпрыгиваешь в ритм веселых стихотворных строчек, и чувствуешь себя таким счастливым… Особенное волшебство притаилось в этих стихах из «Сказки о царе Салтане…».

А может быть, малыш еще до школы запомнил строчки, таинственные и немного страшные, из «Лукоморья»: «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит…» Или про Бабу Ягу: «Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой…». Поэт с удовольствием вспоминал страшные сказки своего детства, их рассказывала ему на ночь бабушка Мария Алексеевна.

— От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки своими «обманами» обвораживали сон впечатлительного мальчика. «И в вымыслах носился юный ум…», — вспоминал Пушкин-лицеист.

А я любила стихотворение «Зимнее утро», читала наизусть:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена…

Сколько в этих стихах тепла, золотистого света! Они звучат как музыка. Читаешь стихи, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт.

На наше счастье, сохранился портрет совсем маленького Пушкина.

В одно радостное московское утро я подошла к старинной дубовой двери. С трудом открыла, миновала несколько комнат, поднялась по небольшой лестнице и очутилась на антресолях Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке.

В узкой проходной комнате с внутренним окном, слева на столике, стоял небольшой овальный портрет, заключенный в красивую рамку из карельской березы. С него задумчиво смотрел светловолосый глазастый малыш лет двух-трех. Это и был Пушкин.* Он изображен так, что легко разглядеть и округлую щеку, и легкие кудряшки у уха, и левое полуоткрытое плечо.

пушкин ребенок

Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр.

Может быть, он недавно проснулся. Белая с кружевцами ночная рубашонка небрежно сползла с плеча, но волосы тщательно причесаны, золотистые кудряшки заметно приглажены, видимо для портрета. Он по-детски полненький, с пухлыми губами, верхняя — заметно потолще, она как бы нависает над нижней. У малыша высокий лоб, достаточно твердый подбородок и чуть приподнятые, красивого разлета брови, а серо-голубые глаза большие, выпуклые.

Художник не умилился младенческому возрасту, не изобразил малыша милым пупсиком и торжественно-парадным, ложно-значительным портрет тоже не сделал. Был внимателен к чертам лица и правдив. Кончик носа особенный, не традиционно детски курносый, он немного прижат книзу, что не делает ребенка красавчиком-милягой. Круглые глазенки серьезны и вдумчивы… Невольно замечаешь сходство со взрослым Пушкиным.

Под портретом значилось: «Пушкин-ребенок». Имя художника стояло под вопросом: Ксавье де Местр (?). Указаны два года: 1801-1802. Это потому, что портрет не подписан. Одно время и «Пушкин-ребенок» был под вопросом. Но ученые провели тщательное исследование и самого портрета, и предполагаемого автора и доказали, что этот малыш — Пушкин, а художник, все-таки, — Ксавье де Местр.

Жил в то время в Москве французский граф Франсуа Ксавье де Местр. Сложными путями попал он из революционной Франции в Россию. Был военным. Служил в армии самого Суворова, воевал против Наполеона. Обосновался в Москве, даже женился на русской знатной даме. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных. Надежда Осиповна заказала ему свой портрет. Он был исполнен де Местром на слоновой кости. По портрету Ксавье де Местра мы знаем: мама Пушкина была чернокудрой смуглой и гордой красавицей — в ней, внучке Ибрагима Ганнибала, текла кровь туземных африканских князей.

Читайте также:  Михаил ширвиндт семья

Ксавье де Местр

Ксавье де Местр

Старшей сестренке Пушкина, Ольге, любезный де Местр — таким мы его видим на автопортрете — одно время давал уроки рисования. Так кому же еще, как не ему, написать миниатюрный портрет Александра на металлической доске масляными красками?! Портрет у де Местра получился живой, естественный и правдивый. Кстати, в России его звали «Ксаверий Ксаверьевич».

Каким же был маленький Пушкин? Портрет, естественно, не дает полного ответа на этот вопрос. Но представьте, ответ есть. Оказывается, поэт помнил себя с младенчества. Это доказал Валентин Дмитриевич Берестов. Недаром он был детским поэтом, а многие стихи обожаемого Пушкина знал наизусть. Он-то и объяснил, что «сам Пушкин в своих сочинениях ненароком рассказал нам о своем детстве. И назвал свое детство златой весной!».

Великий поэт «помнил свои ночные и дневные видения в классическом возрасте от двух до пяти», — напишет Берестов и назовет это чудом самопознания. «И детства милые виденья / В усталом, томном вдохновенье, / Волнуясь легкою толпой, / Несутся над моей главой!..».

Пушкинские строчки навели Берестова на мысль: гений Пушкина-поэта пробудился еще в младенчестве. Да разве только эти стихи? У Александра Сергеевича оказалось много признаний в том, каким он был ребенком.

В стихотворении «Мечтатель» он описал, как «на слабом утре дней златых», в младенческой колыбели, он почувствовал явление музы, богини песнопений. Она склонилась над его колыбелью, чуть дыша! Она осенила его венком! Какое потрясающее признание! Послушайте еще: «… лирных звуков наслажденья / В младенчестве моем я чувствовать умел».

Эти строки Берестов разыскал в черновиках поэта. Стихи были посвящены любимому лицейскому другу Антону Дельвигу. «Две-три весны, младенцем, может быть, / Я счастлив был, не понимая счастья…» — это из другого стихотворения.

«Уже младенцем Пушкин испытал счастье, и было оно связано с поэзией, которая в нем пробуждалась», — пишет Берестов.

Милый скромный портрет маленького Пушкина… Не будь его признаний, мы бы и не подозревали, какие великие поэтические силы созревали в нем в те годы, как рано он начал испытывать вдохновение.

«Свобода, радость, восхищенье — вот с чего началось его детство», — пишет потрясенный Берестов. Вот почему лира стала его уделом и пробуждала в людях, как он сам скажет, «чувства добрые». Валентин Дмитриевич Берестов постарался раскрыть тайну гения Пушкина.

А это словесный портрет маленького Пушкина: «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Такое впечатление пятисемилетний Александр производил на гостей их дома.

Он любил сидеть со взрослыми, слушал стихи и хохотал над остротами. Его воспитывали в строгости; мама, Надежда Осиповна, хотела видеть сына благовоспитанным мальчиком. Представьте, чтобы избавить от скверной, как она считала, привычки — тереть ладонь о ладонь, — завязывала ему назад руки, и он целый день ничего не ел. Маленький проголодавшийся Пушкин… Но это так, к слову.

Слушать по вечерам в гостиной взрослые разговоры и чтение стихов Саше разрешалось. А разговоры замечательные, умные, высокие, иногда шутливые — о поэзии, о литературе. Самых знаменитых литераторов принимали в их открытом гостеприимном доме.

Пушкин, когда подрос, изменился, стал шаловлив, «резов, но мил», говоря его словами об Онегине. Но больше всего на свете он любил читать. Родители — отец Сергей Львович и мама Надежда Осиповна — не запрещали копаться в домашней библиотеке хоть до утра. Он читал книги лучших европейских писателей, античных в том числе. Иногда засыпал при теплом мерцании свечи, насладившись Гомером, Данте, Вергилием, Лафонтеном, Мольером…

Что-нибудь говорят эти имена нынешним детям в пушкинском возрасте? А он многое знал наизусть, у него уже была потрясающая память и редкостный развивался ум. Он и сам сочинял. Но зазнайкой никогда не был, никогда не хвастал. Да кто бы ему это позволил?! И в стихах над собой подшучивал, и в рисунках.

* Долго никто не знал, что есть портрет маленького Пушкина. Целых сто пятьдесят лет! В 1961 г. он появился в экспозиции музея. Его подарил новому московскому музею Пушкина артист Всеволод Якут. Он замечательно играл великого поэта в театре, я видела этот спектакль: казалось, что на сцене живой Александр Сергеевич, слезы наворачивались на глаза от волнения. Одна зрительница и преподнесла Якуту после спектакля портрет малыша. Она объяснила: когда-то его подарила Надежда Осиповна одной даме – ее отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Зрительница — праправнучка Мудрова, портрет хранился у нее как бесценная реликвия.

Читайте также:  Барановская юлия образование

Некоторые пушкинисты сомневались, что на портрете – Пушкин.

— Как же не Пушкин?! — негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. — Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского — у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски…

— Неубедительно, — упрямо твердили несогласные.

Баранская не успокаивалась, она была убеждена в своей правоте. И обратилась к специалистам по определению сходства изображенного лица с оригиналом – криминалистам. После двух лет тщательных проверок криминалисты дали заключение, что результаты проведенного ими научного исследования миниатюры подтвердили доказательства Баранской.

Кудрявцева Л. «И в вымыслах носился юный ум…». А.С. Пушкин и его детские портреты // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 52-59.

Источник

Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:

«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Читайте также:  Муж валентины матвиенко биография

Это первая часть материала, продолжение следует.

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

«Корни Пушкина» Р.Жданович:
«Пушкин был невысок ростом, шатен [!], с сильно вьющимися [!] волосами, голубыми глазами [!] необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз…», – таково едва ли не самое полное описание внешности А.С.Пушкина, оставленное Верой Александровной Нащокиной, одной из ближайших друзей Пушкина. Именно у Нащокиных останавливался поэт, в свой последний приезд в Москву в мае 1836. Описание необычное – перед тем, как ИЗОБРАЖАЮТ Пушкина, КАКИЕ черты придают портретам и скульптуре.

 И далее автор ставит под сомнение африканские корни поэта.  Зачем?

Общим местом в пропаганде толерастов стало подчеркивание «нерусского» происхождения крупнейших русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Добавим, зная русскую поэзию не по лубкам, толерасты могли бы вспомнить и польское происхождение Некрасова и немецкое Фета… Которых современники, в т.ч. и такие как Л.Н.Толстой, и на наш взгляд не без оснований, – ставили выше Пушкина. Лишнее подтверждение, что мигранты-инородцы невежественны и не уважают культуру народа-хозяина.
Но много ли дает такая, с позволения сказать «методология», пропагандистам «афро-россиянства»?
Далекие шотландские предки Лермонтова – только подтверждают принадлежность Русского народа европеоидной расе, ибо шотландцы – живя в изоляции до Нового времени, сохранили античный генотип лучше буржуазных наций. Культурная общность древних славян и древних кельтов отмечена многократно, выражается она в том уже, что слово Русь – имеет кельтский корень. Галльского происхождения такие топонимы как Галич, Волынь, возможно, что и Москва («финно-угорство» которой измышлено польско-украинскими националистами и их красными подкулачниками)…
Первый ребенок А.П.Ганнибала, рожденный им в законном браке, оказался бастардом. Разведясь с Авдотьей Диопер, арап Петра Великого женится на Христине Шаберг в 1736 г. – уже на 5-м десятке. Третий сын Христины, Осип, «прославившийся дикой необузданностью нрава, женился на Марии Александровне Пушкиной, а затем, ложно назвавшись вдовцом, женился вторично. Этот подлог был раскрыт, и законность первого брака была восстановлена. От этого то брака и родилась Надежда Осиповна, будущая мать поэта», – сообщает дореволюционная энциклопедия. Правильнее сказать, что в этом браке. А от кого она родилась – вопрос, для потомков открытый. И если дикий нрав и необузданная похотливость Осипа Абрамовича (показанного в романе Тынянова «Пушкин») объяснимы – именно его африканоидным происхождением, то кто именно передал такую черту характера как вспыльчивость дочери Марии Александровны, Надежде Осиповне, при таком «супруге», с уверенностью мы сказать не можем. И в любом случае, считать, почему-то, здесь нам предлагается по женской линии.
По иронии судьбы, именно инородческие – шотландские черты всего менее заметны в портретах Лермонтова. Ни его рост, ни хрупкое сложение, узкое лицо, ни черные глаза, темные волосы – не делают его похожим на рыжих шотландских великанов. А вот единственный младенческий портрет Пушкина, известный нам, предположить наличие шотландцев – среди фактических предков «Солнца Русской поэзии» – позволяет. Но отнюдь не африканцев!

История детского портрета Пушкина такова. Он снят был для семьи, и хранился ею. Снят неизвестным художником – еще не знакомым с традицией изображения «потомка арапа Ганнибала». Впоследствии, когда Пушкин уже был знаменит, портрет подарен Надеждою Осиповной – С.М.Великопольской, дочери известного московского врача М.Я.Мудрова, лечившего семью Пушкиных. Подлинность подтверждала подпись книги 1-й главы 1-го издания «Онегина»: «эту книжку, вместе с портретом своего сына Александра, подарила мне пациентка моего покойного батюшки Н.О.Пушкина. С.Великопольская, Москва, 6 января 1833». От праправнучки Великопольской – Е.А.Чижовой в 1950 портрет получил н.а.РСФСР В.С.Якут, передавший его в 1960 г. создававшемуся московскому пушкинскому музею.
У запечатленного младенца, с узнаваемым пушкинским подбородком, очень крупные черты лица, огромные глаза, бледная кожа, широкий лоб. И главное – РЫЖИЕ волосы. И рыжина, и голубые глаза – это признаки, не могущие быть переданными Ганнибалом, причем светлопигментированность глаз – признак, передаваемый рецессивно, т.е. должный присутствовать у обоих родителей.»

Источник