Портрет и а гончарова

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 09:19

+ в цитатник

«Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова»
1874
Холст, масло 114 x 94
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Портреты Крамского – это целая галерея ярких образов его современников: ученых, писателей, художников, композиторов.
26 сентября 1869 года Крамской отправляет Третьякову письмо: “Поручение Ваше написать портрет Ивана Александровича Гончарова, к моему крайнему сожалению, не может быть исполнено скоро, так как я уезжаю в первых числах октября за границу на два месяца. Однако же имея в своем распоряжении целую неделю, а может быть и десять дней, я сегодня же был у Гончарова, полагал начать портрет немедленно, но Иван Александрович предпочел отложить до моего возвращения, потому, как он сказал, что надеется к тому времени сделаться еще лучше. Во всяком случае, портрет ближе января быть у Вас не может”. Третьяков очень торопил с портретом Ивана Александровича Гончарова, а тот все не соглашался позировать. Писателю уже было под шестьдесят, он дописывал свой большой роман “Обрыв”, чувствовал себя нездоровым и находил разные предлоги, чтобы оттянуть позирование для портрета, вернее, совсем отказаться, и только настойчивость и упрямая воля Крамского заставили его согласиться. Крамской был доволен работой. Темой бесед писателя и художника во время сеансов явилась картина Крамского “Христос в пустыне” (1872), поразившая автора “Обломова” своей философской глубиной. “Они вели беседы о живописи, о картине “Христос в пустыне”, которая вызывала глубокие мысли у писателя.”

6 марта 1874 года И.Н.Крамской сообщает П.М.Третьякову о том, что портрет Гончарова уже начат и что он работает над ним каждый день. “Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным”. (Переписка И.Н.Крамского, т. I. “Искусство”, М., 1953, стр. 81).
Писатель и критик П.А.Плетнев пишет в своих воспоминаниях о Гончарове: “Мне было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя, о котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность, его внешний облик, так что я только таким могу себе его представить до сих пор. В портретах Гончарова, наиболее распространенных, он представлен обрюзглым, вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия.
В пору своего расцвета Гончаров был полный, круглолицый, с коротко остриженными русыми баками на щеках, изящно одетый мужчина, живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами.
Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее патриархальный уклад, но при этом признававших западную культуру и ее “святые чудеса”, как говорил Герцен.
Гончаров же по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских свойств, которые так ярко выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта и упрямство, скромность и вместе с тем гордость и некоторое славянское эпикурейство”

https://literatura5.narod.ru/goncharof.html

Метки:
Крамской

живопись

художник

портрет

Гончаров

 

Процитировано 2 раз

Понравилось: 6 пользователям

Источник

В пушкинские времена, когда фотографий не было, их роль выполняли, портреты, написанные живописцами. Поэтому мы сегодня посмотрим портреты Натальи Николаевны Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Пушкина.

Отметим главное: Наталья Гончарова была красавицей. Известно высказывание Пушкина, что или он женится на ней, или никогда и ни на ком не женится.

Художник А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Примерно 1831-1832 годы. Здесь Наталье Николаевне 19-20 лет. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Поэт знал толк в женщинах, жене он посвящал стихи. По Натали, кстати, вздыхали многие. Царь Николай I – любивший красоваться бравой фигурой и превосходной посадкой на коне – по два-три раза в день скакал мимо окон Натальи Николаевны: знал, что она не могла его не заметить.

О Дантесе, волоките и виновнике гибели Пушкина на дуэли, мы вообще можем не говорить: он просто прилип к ней.

Тут важно понять: жена поэта Наталья Гончарова притягивала мужчин – как бабочек и мошек притягивает горящая свеча. А в пламени свечи, как известно, летящие на свет сгорают.

Сгорел и Пушкин.

Но вот оказия. Пушкина Наталья Гончарова не любила. Вокруг нее и ее причастности к закату «солнца русской поэзии» (после дуэли с Дантесом на Черной речке) много копий поломано. Но солнцем Пушкин был лишь для целого света.

А она вышла за него замуж, пожалуй, из-за того, что Пушкин был безмерно знаменит. Кто-то из историков видел в архиве визитную карточку Пушкина: там было лишь одно слово: «Пушкин». И ничего никому не нужно было больше объяснять.

Но у Гончаровых к нему отношение было двоякое. Маменька Натальи – тоже Наталья, но Наталья Ивановна, урождённая Загряжская – не хотела долгое время выдавать дочь за «неблагонадежного вольнодумца» и картежника. Пушкин страдал, пытался исправить репутацию. В 1830 году он писал в письме шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя…»

Потрет матери — Н. И. Гончарова. 1800-е годы. Неизвестный художник. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Читайте также:  Фото соловьева владимира

Тут надо сказать, что и мать Натали Гончаровой — Наталья Ивановна всегда отличалась незаурядной красотой. Думается, что немало мужчин предпочли бы именно ее с безумными, как глубокий омут, глазами и внутренним миром, а не ее дочь (жену поэта), про которую Цветаева потом язвительно напишет (цитирую Википедию): «Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч».

Сумасшедшинка в глазах будущей тещи А. С. Пушкина, конечно, большая вольность и метафора автора по отношению к ее прекрасному портрету. Но для понятия о семье Гончаровых процитирую фрагмент интервью со знатоком пушкинской биографии проф. Р. Г. Назировым, более развернутые отрывки из которого пойдут ниже:

В конце концов, маман соблагоизволила, смягчилась к Пушкину. Да и будущая невеста Наталья Николаевна Гончарова вдруг стала давать поэту намеки, что его хотят видеть. Он помчался свататься, заложил для женитьбы деревню Кистенёвку, которую подарил отец, поскольку Гончарова была бесприданницей.

А. С. Пушкин. 1836 год – за год до дуэли с Дантесом. Акварель П. Ф. Соколова. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Что подвигло Наталью Гончарову дать согласие на замужество? Наверное, тут много причин – возможно, тщеславие (стать женой первого поэта России), или житейский расчет, или хорошее отношение к Александру Сергеевичу Пушкину – но об этом пусть «пушкинисты» гадают.

Любви вот не было. Тут на автора сих строк – да как вы смеете! – яростной ордой накинутся историки и литературоведы, отстаивающие (в отличие от мазавших дёгтем образ Натальи Гончаровой очернителей ) светлый идеал жены поэта.

Но автор больше доверяет безвременно ушедшему от нас знатоку творчества Пушкина – профессору, заведовавшему кафедрой русской литературы, Р. Г. Назирову, диктофонную запись беседы с которым о Дантесе и Наталье Гончаровой автор сделал в свое время и хранит у себя (это, кстати, публиковалось в одной из газет):

Наталья Николаевна Гончарова и после Пушкина сумела устроить свою судьбу. Как не устроить, когда весь светский Петербург говорил об ее красоте. Процитирую опять пушкиниста-профессора Р. Г. Назирова:

Любила ли она своего следующего мужа – генерала П. П. Ланского, мы не знаем. Но она вышла за него замуж, составила ему партию и карьеру. И в нашей подборке портретов Натальи Николаевны Гончаровой только верхний портрет написан при жизни великого поэта А. С. Пушкина. Потом ее лик писал художник-портретист Владимир Гау, академик Императорской Академии художеств, придворный живописец.

Н. Н. Пушкина. 1843. Портрет работы В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

На портретах Владимира Гау 1843 и 1844 годов Натали еще Н. Н. Пушкина.

Н. Н. Пушкина. 1844. Акварель художника В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

А 1849 году на портретах В. И. Гау и другого художника И. К. Макарова мы видим уже не Пушкину, а красавицу Н. Н. Ланскую. Снявшую с себе фамилию знаменитого поэта Пушкина, как меховую накидку со своих прекрасных плеч.

В. И. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1849. Фрагмент альбома лейб-гвардии Конного полка. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

На всех портретах прижизненных она недурна. Красивая. Ухоженная. Со спокойной красотой замужней дамы, у которой все устоялось и все бури позади. Видимо, от былых страстей уже не осталось следа, душевные раны залечены, мы видим перед собой зрелую и прекрасную в своей зрелости женщину. Вглядитесь в ее черты.

И. К. Макаров (?). Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849. Ранее приписывался Т. А. Неффу и датировался 1856 годом. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Портреты эти не являются шедеврами живописи, но тоже недурственны.

Только по ним мы можем судить о том, как выглядела Наталья Гончарова (впоследствии Ланская), идеал самого главного русского поэта А. С. Пушкина.

Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851 года. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Портреты и даны нами в хронологическом порядке – как летопись жизни красавицы с равнодушным к поэту сердцем, но, возможно, обыкновенным сердцем женщины.

Друзья, подписывайтесь на мой канал.

Источник

        Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать Ивану Николаевичу Крамскому портреты лидеров русской культуры.
        Портрет и а гончароваПортретная галерея увлекала Крамского. Портреты Крамского – это целая галерея ярких образов его современников: ученых, писателей, художников, композиторов.
      26 сентября 1869 года Крамской отправляет Третьякову письмо: “Поручение Ваше написать портрет Ивана Александровича Гончарова, к моему крайнему сожалению, не может быть исполнено скоро, так как я уезжаю в первых числах октября за границу на два месяца. Однако же имея в своем распоряжении целую неделю, а может быть и десять дней, я сегодня же был у Гончарова, полагал начать портрет немедленно, но Иван Александрович предпочел отложить до моего возвращения, потому, как он сказал, что надеется к тому времени сделаться еще лучше. Во всяком случае, портрет ближе января быть у Вас не может”. Третьяков очень торопил с портретом Ивана Александровича Гончарова, а тот все не соглашался позировать. Писателю уже было под шестьдесят, он дописывал свой большой роман “Обрыв”, чувствовал себя нездоровым и находил разные предлоги, чтобы оттянуть позирование для портрета, вернее, совсем отказаться, и только настойчивость и упрямая воля Крамского заставили его согласиться. Крамской был доволен работой. Темой бесед писателя и художника во время сеансов явилась картина Крамского “Христос в пустыне” (1872), поразившая автора “Обломова” своей философской глубиной. “Они вели беседы о живописи, о картине “Христос в пустыне”, которая вызывала глубокие мысли у писателя.”*
      6 марта 1874 года И.Н.Крамской сообщает П.М.Третьякову о том, что портрет Гончарова уже начат и что он работает над ним каждый день. “Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным”. (Переписка И.Н.Крамского, т. I. “Искусство”, М., 1953, стр. 81).
      Писатель и критик П.А.Плетнев пишет в своих воспоминаниях о Гончарове: “Мне  было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя, о  котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность, его  внешний  облик, так что я только таким могу себе его представить до сих пор.  В  портретах  Гончарова,  наиболее  распространенных,  он  представлен обрюзглым,  вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия.
       В пору   своего   расцвета   Гончаров   был  полный,  круглолицый,  с  коротко остриженными   русыми   баками  на  щеках,  изящно  одетый  мужчина,  живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами.
      Это  был  тип  наших  старых  бар,  горячо  любивших  Россию  и весь ее патриархальный  уклад,  но  при  этом  признававших  западную  культуру и ее “святые чудеса”, как говорил Герцен.
      Гончаров  же  по  внешности,  по  манерам  носил  отпечаток тех русских свойств,  которые  так  ярко  выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта  и  упрямство,  скромность  и  вместе  с  тем  гордость  и некоторое славянское эпикурейство”.

Читайте также:  Наталья орейро и факундо арана фото 2016

* Лощиц Ю.М. Гончаров. ЖЗЛ. (Из главы “Портрет”). – М., 1986.

Ресурсы интернета:

И. А. Гончаров в воспоминаниях современников на feb-web.ru ФЭБ: Бибиков. И.А.Гончаров

ФЭБ: Дановский. Постижение художественного мира И.А.Гончарова в средней школе

Гончаров И.А.
Жизнь и творчество

Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества

Гончаров И.А.
Обломов

Вайль П.
Обломов и “другие”. Гончаров

Иллюстрации к роману “Обломов” (Эпизод “Приезд Штольца к Обломову”)

Гончаров И.А. Библиографический указатель (по журналу “Литература в школе”)

Источник

Гончаров, биография которого знакома многим школьникам, прожил жизнь достаточно долгую, необычную и интересную. Все в ней он делал обстоятельно: над романами трудился годами и десятилетиями, параллельно работая на самых разных должностях. Три ключевых произведения, которые начинаются на «Об», — вот чем известен Гончаров. Краткая биография с занимательными подробностями представлена в статье.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Иван Гончаров: детство и юность

Кто такой Гончаров? Иван Гончаров, биография которого тесно связана с Россией: родился в городе Симбирск в начале лета 1812 года. Александр Иванович и Авдотья Матвеевна Гончаровы по происхождению купеческого сословия. Их большой каменный дом располагался в сердце города, его окружал обширный двор и шикарный сад.

Со старшим братом Николаем и двумя младшими сестренками Ивану некогда было скучать, не о чем было печалиться. Первые семь лет его жизни прошли в теплой и душевной атмосфере. Семейный небосвод омрачился в 1819 году со смертью отца. К счастью, средств у Авдотьи Матвеевны было достаточно, а крестный Николай Николаевич Трегубов принял активное участие в воспитании Ивана.

Биография Гончарова-ученика была такова:

  • учеба в частном пансионате;
  • восемь лет в коммерческом московском училище вместе с братом;
  • Московский университет.

Учеба в училище будущего классика не радовала, хотя он и успевал по всем предметам. Больше прочего его увлекла литература, книг он перечитал множество. Настоящим героем для Ивана стал Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин» восхитил душу юноши. Позже, когда ему удалось встретиться с великим поэтом, Гончаров был вне себя от счастья.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Дальнейшая биография Ивана Гончарова связана с Московским университетом, куда он поступил в 1831 году. Учился он вместе с такими талантливыми людьми, как:

  • Михаил Лермонтов;
  • Константин Аксаков;
  • Иван Тургенев.

Не удивительно, что три студенческих года не прошли зря, оставили не только знания, но и яркие впечатления и укрепили желание стать писателем.

После вуза Гончаров Иван ощутил себя поистине свободным человеком. Прежде чем покорять мир, молодой человек решил навестить мать и сестер в родном Симбирске. Задерживаться в городе он не собирался, тем более когда увидел, насколько тот остался неизменным и провинциальным. Но местный губернатор настойчиво предложил Ивану работу секретаря, и тот согласился.

Даже года не выдержал И.А. Гончаров на этой службе. Скучная и рутинная бюрократия пригодилась разве что позже, для написания книг. А тогда, через одиннадцать месяцев, юноша решительно уехал в Санкт-Петербург, где:

  • нашел работу переводчика переписок с иностранных языков;
  • был нанят учителем сыновей художника Николая Аполлоновича Майкова.
Читайте также:  Фото анна плетнева

Именно семья Майковых стала для Ивана Александровича пропуском в богемный мир. Это был настоящий культурный очаг, где регулярно собирались представители высшего света и творческих профессий.

Читайте также: Чехов: биография, творчество и жизнь писателя

Иван Гончаров: творчество

Вскоре, в 1840-х годах, появились первые произведения, но под ними не красовалась подпись «Гончаров Иван Александрович». Молодой человек предпочел анонимно опубликовать «Лихую болесть» и «Счастливую ошибку» в рукописных альманахах «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавала семья Майковых.

Катализатором творческого процесса для Ивана стало близкое знакомство с Белинским. Начинающий писатель Гончаров и маститый критик неоднократно встречались в Доме литераторов. Именно Белинскому он прочитал свой первый роман «Обыкновенная история» и привел того в совершенный восторг. В 1847 году произведение было опубликовано в «Современнике».

Позже Гончаров напишет «Заметки о личности Белинского» с теплыми воспоминаниями о советах и подсказках критика. Но близкими друзьями им стать не удалось. Иван Александрович не разделял увлечение Белинского идеями французской революции, а тот, в свою очередь, не понимал взглядов писателя.

В 1848 году на страницах «Современника» появился очерк «Иван Саввич Поджабрин», который написал Гончаров. Интересные факты связаны со следующими годами жизни прозаика:

  • в 1852 году в качестве секретаря адмирала Путятина он отправился к берегам Японии на фрегате «Паллада»;
  • в течение двух с половиной лет Иван Александрович увидел Англию, Южную Африку, Индонезию, Японию, Китай, Филиппины и множество островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах;
  • все это время он тщательно вел путевые заметки, на основе которых по возвращении на большую землю создал книгу «Фрегат “Паллада”». Последняя стала популярной новинкой, так как подобных произведений читатели еще не видели.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC

После плавания жизнь и творчество Гончарова были связаны неразрывно. Он перешел на службу в газету «Северная почта», где вначале работал цензором, а в 1862 году возглавил ее. С 1865-го он стал членом Совета по печатным делам, а спустя два года подал в отставку.

Мир увидел еще два романа его пера, которые стали классикой мировой литературы:

  • в 1859 году был опубликован «Обломов», который был встречен с большим восторгом. Философские взгляды автора быстро подхватили в народе. Спустя год в обиход прочно вошел термин «обломовщина», которым мы и сегодня пользуемся для обозначения загадочного русского характера;
  • в 1869 году был завершен роман «Обрыв». На создание последнего детища писатель потратил два десятка лет, особенно долго давалась ему концовка.

Гончаров, годы жизни которого пришлись на дореформенный период в российской истории, очень точно и ярко отразил его в своих произведениях. После «Обрыва» он не раз задумывался о том, чтобы начать новую рукопись, но ни сил, ни желание на это уже не осталось.

Иван Гончаров: личная жизнь, последние годы

Был ли счастлив в личной жизни Гончаров? Биография, кратко излагающая его судьбу, говорит, что эта сторона его жизни не сложилась. Иван Александрович не женился, у него не было детей. Из воспоминаний известно о двух женщинах, которых он любил. Это были:

  • Юния Дмитриевна Ефремова, племянница Евгении Петровны Майковой;
  • Елизавета Васильевна Толстая, которая также была близка Майковым.

Обе девушки предпочли выйти замуж за других мужчин, что стало личной трагедией для Гончарова. Сохранились послания прозаика к Елизавете Васильевне, наполненные любовью и грустью, — настоящее лирическое творение.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Гончаров, фото которого показывают довольно представительного мужчину, умный и состоятельный, после этих событий так и не женился.

Что касается друзей, то дольше всего он общался с Тургеневым. Однако в 1860 году в его сочинениях он увидел строки из собственного «Обрыва» и тут же прервал с ним связь. Иван Александрович даже хотел вызвать Тургенева на дуэль, но его удалось отговорить от этого опрометчивого поступка.

В последние годы жизни писателем овладела депрессия:

  • Одинокий и беспомощный он пытался вновь начать писать, но ничего не получалось.
  • Из-под его пера еще вышло несколько критических статей.

В сентябре 1891 года Иван Александрович подхватил простуду. У болезни оказалось стремительное развитие. Буквально через три дня по причине воспаления легких прозаик ушел из жизни. Наследство свое он по завещанию передал семье слуги.

Позже в его честь назвали улицы Москвы, Пензы, Саранска, Чебоксар, Симферополя и других городов. Появились памятники, и также учредили литературную премию его имени. К 200-летию писателя вышла монета с портретом Гончарова.

Талантливый и вдумчивый Гончаров, биография которого только на первый взгляд кажется простой и немного обыденной, оставил миру прекрасные произведения. Он писал о том, что видел и пережил сам, создавая яркие впечатляющие истории, которые и сегодня восхищают читателей.

Читайте также: Островский: биография, личная жизнь и творчество

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1861298-goncarov-biografia-zizn-i-tvorcestvo-pisatela.html

Источник