Петр щербаков биография личная жизнь

Биография
В арсенале народного артиста РСФСР Петра Щербакова сотня замечательных ролей, но эпизодические в рязановских фильмах запомнились зрителям как самые яркие. Начальник отдела общественного питания Бубликов из «Служебного романа» (может, потому он такой упитанный?) и муж замдиректора НИИ Аникеевой в комедии «Гараж» – эти роли поклонники актера называют фирменными.
Актер Петр Щербаков
Но лишь настоящие любители и знатоки советского кинематографа знают, что Щербаков был и замечательным театральным актером, игравшим на подмостках «Современника» и МХАТа. А вот артистом Петр Иванович стал совершенно случайно, имея все шансы пополнить ряды инженеров.
Детство и юность
Родился будущий народный артист летом 1929 года в деревушке Поздняково, тогда Калужской губернии. Родители – из двадцатипятитысячников, рабочих промышленных предприятий, направленных в период коллективизации в село поднимать колхозы.
После войны семья Щербаковых перебралась в столицу. Глава семьи устроился рабочим на завод имени Лихачева (ЗИЛ). Вскоре к отцу примкнул Петр – парню нашлось место в штамповочно-механическом цехе. Вечерами Петр Щербаков учился в автомеханическом техникуме, а днем трудился.
Петр Щербаков
В другое русло жизнь Петра направили старшие сестры: девушки тоже работали на ЗИЛе и посещали заводской театральный кружок, где наметился дефицит парней. Сестры уговорили брата пойти за компанию, Щербаков сдался.
Петр Щербаков не планировал связывать жизнь с театром и кино: окончив техникум с отличием, он без экзаменов прошел в технический вуз. Вмешалась судьба. Во время прогулки будущий актер подошел к порогу ГИТИСа. Шальная мысль «А почему бы не попробовать?» подтолкнула юношу к дверям театрального вуза.
Петр Щербаков в молодости
В том году в ГИТИСе набирали режиссерский курс. Преподаватели откликнулись на просьбу Петра Щербакова посмотреть его и после собеседования приняли на второй курс, поставив условие сдать экзамены за первый курс через полгода.
Петр Щербаков учился с Вадимом Тонковым и Борисом Владимировым, которые знакомы советским зрителям как комедийный дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны.
ГИТИС Щербаков окончил в 1955 году и отправился в Германию, в Театр группы советских войск. Там и началась творческая биография артиста.
Театр
В 1956 году Петр Щербаков вернулся в Москву. Спустя два года его приняли в «Современник», где он проработал 27 лет. Для столичной интеллигенции театр был символом, отдушиной для прогрессивных литераторов и художников.
В «Современнике» Щербаков стал фигурой заметной – он возглавил театральную парторганизацию. Коллеги любили и уважали актера за простоту, доброту и порядочность.
Парторг Петр Щербаков не использовал статус партийного чиновника для себя: до 50-ти лет жил в квартире с мамой и сестрами. Из щекотливых ситуаций, в которые нередко попадал опальный театр, выходил достойно. Гнилостного душка доносов, которые строчили на слишком прогрессивный театр ретивые критики, артисты не ощущали: разборок и оргвыводов парторг Щербаков не практиковал, достойно обходя острые углы.
Петр Щербаков в спектакле “Доктор Стокман”
На сцене «Современника» Петр Щербаков сыграл десятки заметных ролей. Перевоплощался в Вершинина в «Бронепоезде 14-69», поэта в «Голом короле» Евгения Шварца, безногого инвалида войны Киндю в постановке «Без креста» Владимира Тендрякова. В спектакле «Так победим!» по пьесе драматурга Михаила Шатрова сыграл Бутузова.
В 1985-ом Олег Ефремов переманил Петра Щербакова в МХАТ. На подмостки знаменитого столичного театра артист выходил до 1992 года. Он часто играл чиновников и бюрократов, повидав на своем «парторговском» веку немало ярких представителей этой касты. Секретари райкомов и обкомов выходили у Щербакова удивительно жизненными, убедительными.
Фильмы
Дебют Петра Щербакова в кинематографе состоялся в 1956 году. Первый успех у зрителей принесла роль метростроевца Славки Уфимцева в военной мелодраме «Добровольцы», вышедшей на экраны в 1958 году. Экранизация одноименного стихотворного романа Евгения Долматовского превратилась в романтическую историю о комсомольцах 1930-х.
Петр Щербаков в фильме «Добровольцы»
Михаил Ульянов, Леонид Быков и Петр Щербаков удивительно точно передали дух времени, характеры поколения. В картине о комсомольцах-добровольцах актер спел «А годы летят», продемонстрировав еще один талант – вокальный.
Главных ролей у Петра Щербакова немного, но эпизоды и роли второго плана он играл так, что врезался в память зрителей даже после минутного появления в кадре. Темперамент, энергию артиста, умение одним взглядом, незаметным жестом «нарисовать» характер можно увидеть в киношедеврах Эльдара Рязанова «Служебный роман» и «Гараж».
Петр Щербаков в фильме «Служебный роман»
В 1960-х актер снялся в кинодраме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо», сыграв летчика-испытателя Сушкова. Главные роли в картине достались Николаю Рыбникову, Евгению Евстигнееву, Владимиру Седову и Светлане Светличной. Еще один военный фильм – драма «Хроника пикирующего бомбардировщика». И снова эпизод: Щербаков сыграл начальника штаба. В картине блистал Олег Даль.
Наиболее насыщенными яркими ролями оказались для Петра Щербакова 1970-е. Он сыграл Пустославцева в музыкальной комедии «Лев Гурыч Синичкин», сотрудника ОБХСС в детективе «Совесть», Студзинского в «Днях Турбиных», Бубликова в «Служебном романе» и сэра Тоби Белча в телеспектакле «Двенадцатая ночь».
Петр Щербаков в фильме «Дни Турбиных»
Крошечные, но запомнившиеся зрителям роли достались Петру Щербакову в картинах, вошедших в золотой запас советского кинематографа: «Золотые ворота», «Гараж», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Валентин и Валентина» и «Старый Новый год».
В начале 1990-х Петр Щербаков снялся в эпизоде криминальной драмы «Взбесившийся автобус» Георгия Натансона, где главных персонажей сыграли Игорь Бочкин, Ивар Калныньш и Анна Самохина. Появился артист и в комедии Николая Досталя «Маленький гигант большого секса», сыграв адвоката.
Петр Щербаков в фильме «Маленький гигант большого секса»
Последняя лента, в которой снялся актер – военный сериал «Трагедия века» Юрия Озерова. Фильм вышел в 1993 году, спустя год после смерти Петра Щербакова.
Личная жизнь
Первой супругой Петра Щербакова была женщина по имени Нина. Она умерла вскоре после рождения первенца Андрея.
Щербаков привел в дом молодую женщину Галину Лиштванову. Младшую на 14 лет Галю актер заприметил в «Современнике», куда девушка устроилась билетершей после неудачного поступления в театральный вуз. Роман начался в 1966 году, вскоре Галина пришла в дом к Щербаковым и быстро нашла общий язык с 4-летнм Андрюшей.
Петр Щербаков и Галина Лиштванова
Об измене любимого мужчины Лиштванова узнала, когда родила дочь Ольгу. Они так и не успели расписаться: Галина ушла, забрав девочку. Петр Щербаков официально удочерил Ольгу, но в 16 лет она взяла фамилию матери – Лиштванова.
Второй официальной супругой артиста стала женщина по имени Валентина, с которой он прожил до конца жизни.
Сын Андрей Щербаков поступил в студию МХАТ к Олегу Табакову, но на 2-м курсе уехал с друзьями-циркачами в США. В Америке Щербаков-младший не оставил актерство и успешно играет на бродвейской сцене.
Ольга Лиштванова тоже пошла по стопам отца и работает на телевидении. Она похожа на Петра Щербакова, как и ее дочь Машенька.
Смерть
В последние годы актера беспокоили боли в сердце. Щербаков почувствовал недомогание в театре. Спектакль отменили и доставили Петра Ивановича домой. Врачи «скорой» не успели спасти артиста, он скончался от остановки сердца 16 марта 1992 года. Похоронили народного артиста на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
- 1958 — «Добровольцы»
- 1963 — «Им покоряется небо»
- 1967 — «Хроника пикирующего бомбардировщика»
- 1976 — «Дни Турбиных»
- 1977 — «Служебный роман»
- 1978 — «Двенадцатая ночь»
- 1979 — «Гараж»
- 1980 — «Старый Новый год»
- 1983 — «Мы из джаза»
- 1983 — «Безумный день инженера Баркасова»
- 1985 — «Зимний вечер в Гаграх»
- 1985 — «Валентин и Валентина»
- 1988 — «Город Зеро»
- 1991 — «Взбесившийся автобус»
- 1992 — «Маленький гигант большого секса»
- 1993 — «Трагедия века»
Петр Щербаков — биография
Петр Щербаков — советский актер. Его часто называют гением эпизода. Несмотря на многочисленные роли в кино и в театре, актера помнят и любят именно за второстепенные роли.
Зрителю запомнился его Бубликов из картины «Служебный роман» — роль не главная, но очень колоритная. А потом была комедия «Гараж», где Петр Щербаков сыграл мужа заместителя директора – этот персонаж вообще называют фирменной ролью актера.
Детство
Родился Петр Щербаков 21.07.1929 года в небольшой деревушке Поздняково, расположенной в Калужской области(в то время губернии). Его родители были двадцатипятитысячниками – так назывались бывшие рабочие, которые переселялись в деревни по направлению партии, чтобы поднимать колхозное хозяйство. Один из таких рабочих даже стал прототипом Семена Давыдова в шолоховской «Поднятой целине».
Фото: Петр Щербаков в молодости
Во время войны семья партийного работника Щербакова жила в той же деревне. Уже после ее окончания они поселяются в Москве. Отец семейства трудился в конструкторском бюро знаменитого ЗИЛа – завода им.Лихачева. Подросшему Петру также нашлась работа в штамповочно-механическом цехе. Он поступил учиться на вечерний в автомеханический техникум, поэтому у парня совершенно не было свободного времени – днем работа, вечером учеба. А вот старшие сестрички юноши почему-то считали, что брат не очень загружен и предложили ему посетить заводской театральный кружок – молодых парней там явно не хватало. Петр неохотно согласился, ведь он и так спал всего по несколько часов в сутки, недоедал, испытывая из-за этого частые головокружения. Но несмотря на все трудности, Петр получает красный диплом по окончанию техникума и поступает в вуз без экзаменов. Ему уготовано быть инженером.
ГИТИС
О том, что он когда-то станет артистом, Петр даже не думал. Но как часто судьба вносит свои коррективы в уже казалось бы решенном вопросе. Во время одной из прогулок, Щербаков проходил мимо ГИТИСа, и ноги сами занесли его на порог театрального. Мысль «А может стоит рискнуть и попробовать?» возникла сама по себе и Щербаков решил испытать свои силы. Он попросил специалистов посмотреть его, пообещав в случае отказа не очень расстраиваться – это ведь казалось таким несерьезным. Настойчивому парню не отказали и устроили просмотр.
Результат оказался ошеломляющим – его берут, причем сразу на второй курс, потому, что в том году набора на актерский не было, набирали будущих режиссеров. Он прошел собеседование на отлично и был зачислен с условием, что через 6 месяцев сдаст все экзамены, которые сдают после первого курса. На таких же условиях были приняты еще два будущих популярных актера – Б.Владимиров и В Тонков, которые играли Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитишну. Между ними завязалась крепкая мужская дружба. Все свое время друзья проводили вместе – на занятиях, на подготовке этюдов и отрывков, на сдаче экзаменов и зачетов, которым казалось не будет конца. С этим испытанием будущие актеры справились на отлично и перешли на следующий семестр.
Художественным руководителем курса была О.И.Пыжова, которая в это время уходила во ВГИК, позвав с собой только одну студентку – свою любимицу Надежду Румянцеву. Ушел с актерского факультета Б.Владимиров, отдав предпочтение режиссерскому. А вот Щербаков и Тонков остались верны выбранному пути и продолжали учиться на актерском. После получения диплома в 1955 году, Петр Щербаков уезжает в Германию на 3 года с труппой театра Группы Советских войск. Так началась его карьера в искусстве, первые самостоятельные шаги и освоение сценического мастерства.
Театральная карьера
По возвращению из Германии, Щербаков поступает на работу в театр «Современник», в котором в то время сосредотачивались все новые веяния. Этот театр был своеобразной отдушиной для творческих и прогрессивных людей – поэтов, писателей, художников, которые постоянно спорили, обсуждая последние новости. Именно в этом театре использовали метод самоуправления, когда руководство театром переходило к самим актерам. Вплоть до распределения зарплаты, основываясь на задействованности каждого артиста. Щербаков оказался в эпицентре этого водоворота, приняв на себя руководство театральной парторганизацией. Петр член партии с 1955 года.
В своих воспоминаниях о Щербакове его друг Тонков писал, что Петр как будто бы родился вечным секретарем. Сразу это были комсомольские, затем парторганизации ЗИЛа, ГИТИСа, «Современника» и МХАТа. Для Щербакова эта обязанность была в тягость, но он понимал, что лучше мучиться ему одному, чем знать, что его товарищи могут стать жертвой клеветы. К людям Щербаков относился по справедливости, был честным и совестливым, и совершенно не использовал партийную должность для своей выгоды. Артист даже не стал выбивать себе отдельное жилье, которое мог получить, как партработник, и продолжал жить вместе с мамой и своими сестрами.
Петр Щербаков очень много сделал для театра пока был парторгом. Он никогда не рассказывал, как ему удавалось договариваться с чиновниками от партии, находить с ними общий язык, но именно благодаря ему «Современник» продолжал давать спектакли, собирая полные залы поклонников. И это несмотря на постоянную опалу и нелюбовь к нему властей.
Щербаков радовался каждой своей роли в театре. Казалось, что он не играет ее, а живет жизнью своего героя. Именно в этом театре были сыграны его лучшие роли, некоторые были слишком простыми для такого талантливого актера, но отказываться Петр не привык.
В 1985 году Олег Ефремов пригласил Щербакова к себе, в МХАТ. Петр с радостью согласился, он очень дорожил дружбой Ефремова и Евгения Евстигнеева, который тоже трудился в этом театре. Во МХАТе Щербаков играл до 1992 года. Его герои – бюрократы и чиновники, занимающие должности в райкомах и обкомах. Он умел очень точно передать тонкости характеров этих персонажей, благо насмотрелся на них за время работы парторгом.
Дебют в кино
У него была исключительно советская внешность, поэтому его герои в основном положительные. К него была крепкая, коренастая фигура, открытое лицо, светлая улыбка – именно так должен был выглядеть советский человек труда. И его ранние киношные герои такие же, как он – здоровые, бодрые, крепкие молодые люди.
В 1956 году вышел фильм «Пе-контер», где актер играет Иона, в 1957-м выходит фильм «Страницы былого», его герой – парень из деревни Алексей. В 1958 году выходит фильм «Добровольцы», снятый Ю.Егоровым. В этом фильме Петр играет Славку Уфимцева, который в его исполнении выглядит очень типичным представителем молодежи тех лет. Песню к этому фильму «А годы летят» исполнил сам Щербаков, лишний раз доказывая, что талант есть талант.
Возрастные персонажи
Чем старше становился актер, тем чаще ему доставались роли чиновников разных рангов. В каждом своем герое Петр сумел найти что-то особенное, какую-то отличительную черту, небольшой штришок, чтобы подчеркнуть индивидуальность создаваемого образа. И все казалось бы однотипные роли получались разными – одни чинуши были воинственными, другие принципиальными, третьи трусами.
Режиссерам нравился Щербаков, его умение органично вливаться в роль, добавлять даже самому серьезному персонажу немного комедийности. Очень естественным получился в его исполнении гость в картине «Большая перемена». В уникальности таланта Щербакова можно лишний раз убедиться, просмотрев картину «Служебный роман», где он блестяще сыграл Бубликова – роль второстепенная, но очень колоритная, или фильм «Гараж», в котором ему досталась роль мужа Аникеевой.
В 1984 году выходит фильм «И жизнь, и слезы, и любовь», в которой Щербаков – директор в доме престарелых, Федот Федотыч. Актер так мастерски перевоплощается в роль, что кажется, будто перед нами два разных человека. Первый — чинуша, непробиваемый и бездушный, для которого все живущие в доме не иначе, как контингент. А второй – человек с широкой душой, который способен отдать людям всю свою любовь и заботу.
Все сыгранные актером бюрократы, чиновники, партработники, получались очень натуральными, с характерными особенностями людей, имеющих власть. Актер не просто играл, он как бы проживал со своим персонажем его жизнь. Именно так выглядит его Бавурин из картины «Мы из джаза», снятой в 1983 году и администратор из фильма «Зимний вечер в Гаграх», вышедшей в 1985 году.
Даже эпизодические роли Щербакова можно по праву назвать характерными. Есть в фильмотеке актера и героические роли – в картине «Освобождение», где он точно перевоплотился в генерал-майора Телегина, «Дни Турбиных» — Студзинский, «Следствие ведут знатоки.Дело№13». Эти роли можно отнести к характерно-героическим.
Последний год жизни в биографии актера был насыщен съемками. Именно в 1992 году выходят «Сыщик Петербургской полиции», «Одна на миллион», «Маленький гигант большого секса» и «Ход слонов». В новелле «Ход слонов» актеру довелось сыграть главного героя – отца Димы, который даже не имел представления о игре в шахматы, но тем не менее, смог победить известного гроссмейстера.
Личная жизнь
Первую жену Щербакова звали Ниной. Брак был недолгим, женщина скончалась, когда их первенцу Андрюше было около трех лет.
Судьба сводит Петра с молодой женщиной Галиной Лиштвановой, которая была моложе актера на 14 лет. Девушка работала в том же театре, что и Щербаков, только администратором. До этого она провалила экзамены в театральный. Их отношения начались в 1966 году и вскоре Галина уже жила в доме Щербаковых, подружившись с четырехлетним Андреем.
Фото: Петр Щербаков с женой Валентиной
Их брак не был зарегистрирован. Вскоре Галина родила дочь, названную Ольгой, и узнала о том, что муж ей изменил. Не долго думая, она бросает своего гражданского мужа и уходит. Девочку Петр впоследствии удочерил, но когда ей исполнилось 16, она сменила фамилию и стала как мама – Лиштвановой.
Второй официальный брак артиста был с женщиной, которую звали Валентиной. С ней он и прожил до самой своей смерти.
Сын Петра Щербакова – Андрей, в свое время учился в Школе-студии МХАТ Олега Табакова, но не закончил ее. Сорвался со второго курса и укатил в Америку со своими друзьями – цирковыми. Актерское ремесло он не бросил и продолжает лицедействовать на Бродвее.
Дочь Ольга продолжила отцовский путь – трудится на телевидении. У нее родилась дочь Маша и все подмечают, как удивительно и Оля и Маша похожи на Щербакова.
В последний путь
Несколько последних лет актер страдал от болей в сердце. Во время одного из выступлений на сцене ему стало плохо. Спектакль был отменен, к актеру вызвали скорую. Но врачи оказались бессильны – сердце Щербакова остановилось 16.03.1992 года.
Фото: могила Петра Щербакова
Местом последнего упокоения Петра Щербакова стало Ваганьковское кладбище.
Избранная фильмография
- 1956 — Пе-коптер!
- 1958 — Добровольцы
- 1965 — Строится мост
- 1972 — Большая перемена
- 1976 — Дни Турбиных
- 1979 — Гараж
- 1983 — Мы из джаза
- 1985 — Валентин и Валентина
- 1991 — Вербовщик
- 1993 — Трагедия века
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.