Петр глебов биография личная жизнь дети
Биография
Петр Глебов – выдающийся актер, ставший легендой российского кино. Потомственный дворянин, он был вынужден скрывать свое происхождение, чтобы воплотить мечту о сцене. Глебову досталась нелегкая жизнь: слава пришла поздно, а в молодости случились и война, и другие лишения, но он никогда не унывал и до конца дней оставался энергичным и жизнерадостным человеком.
Детство и юность
Родился будущий актер в Москве 14 апреля 1915 года. Он был выходцем из дворянской семьи: Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые историки считают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая – прототип Наташи Ростовой.
Актер Петр Глебов
Детство мальчик вместе с родителями провел в деревне Назарьево под Звенигородом. Туда они переехали из столицы, чтобы скрыться от революции. Отец Глебова был коннозаводчиком, в семье было пятеро детей. Петр Петрович любил вспоминать свое раннее детство в окружении близких людей и живописной природы вокруг, но этот мирный этап его биографии закончился быстро.
Когда Петру было 7 лет, отец умер от тифа. В их дом пришли большевики. Из просторного особняка мать с детьми выселили во флигель, а в здании разместили детский интернат. Семье пришлось тяжело: одежды и обуви у них почти не было, им приходилось чуть ли не голодать. Несмотря на это, Глебовы остались на родине, хотя родственники предлагали им переехать за границу.
Петр Глебов в молодости
Окончив семилетку, Петр поступил в мелиоративно-дорожное училище. Место учебы было выбрано наугад – тогда он даже не представлял, что это за заведение и кем предстоит потом работать. Только после окончания учебного заведения юноша заинтересовался театром и попробовал поступить в драматическую студию имени Станиславского. Получилось не с первого раза, но Глебова поддержал старший брат Георгий, уговоривший его на еще одну попытку.
Актеру приходилось скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах Петр указывал, что его мать – домохозяйка, а отец – агроном, однако при поступлении в студию по настоянию матери он все же указал подлинные данные.
«Петя, пиши из «дворян»! – негодовала тогда Мария Александровна. – Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин!»
Петр Глебов
Глебову удалось поучиться у настоящих мастеров сцены, в том числе у самого Константина Станиславского. Он входил в состав приемной комиссии, и выступление Петра с крыловской басней «Два мужика» растрогало его чуть ли не до слез. Впоследствии мэтр уделял пристальное внимание талантливому новичку, научил своей системе и заставил в нее поверить. Глебов потом вспоминал его с теплом и благодарностью.
Театр
В 1941 году молодого выпускника приняли в театральную труппу, но он не успел отыграть даже одного сезона – началась война. Петр отправился на фронт добровольцем и попал в зенитно-артиллерийский полк, где служил до самой победы.
Петр Глебов во время войны
На досуге артист развлекал сослуживцев пением и игрой на гитаре, а во времена затишья он с друзьями ставил спектакли в полковом клубе. 9 мая 1945 года актеры вышли на сцену для постановки «Трех сестер» и внезапно услышали из зала крики «Победа!». Глебов запомнил этот момент на всю жизнь, хотя впоследствии не любил вспоминать военное прошлое.
За службу Петр Петрович получил многочисленные награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За оборону Москвы». После демобилизации актер вернулся в труппу родного театра и провел там следующие 20 лет, сыграв в знаменитых спектаклях – «Салемские ведьмы», «Дни Турбиных», «Три сестры».
Фильмы
В кино Глебову долгое время приходилось ограничиваться эпизодическими ролями. Он сыграл второстепенных персонажей в картинах «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Убийство на улице Данте» и новелле из киноальманаха «Родимые пятна» под названием «Я ничего не помню».
Петр Глебов в фильме «Тихий Дон»
Звездным часом Глебова стало приглашение в фильм «Тихий Дон» – этот день актер потом считал своим кинематографическим днем рождения. На пробы он пришел за компанию с другом Александром Швориным, и режиссер обратил внимание на Петра Петровича благодаря его звонкому голосу. В его кандидатуре на роль Григория Мелехова режиссера смущало многое – возраст (тогда Глебову было уже 40, а надо было играть 20-летнего парня), отсутствие горбинки на носу – важной приметы персонажа.
В итоге последнее слово осталось за автором романа Михаилом Шолоховым. Отсмотрев пробные записи, он решительно проголосовал за Глебова, и после этой роли актера узнала вся страна. Возраст частично удалось скрыть с помощью грима, а горбинку сделали из особой смолы. Жюри Всесоюзного кинофестиваля 1958 года присудило ему премию за лучшую мужскую роль.
Петр Глебов в фильме «Мужики!..»
Следующие экранные образы в фильмографии Петра Петровича также были удачными, но такого огромного успеха уже не имели. Он снялся в «Царской невесте», «Емельяне Пугачеве», а также в фильме «Кочующий фронт». В 1983 году Глебов получил государственную премию имени братьев Васильевых, а позже за роль в фильме «Пламя» – серебряную медаль имени Александра Довженко.
В 1959 году Петр Петрович стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1974 году – народным.
Личная жизнь
Актер был женат единственный раз и, по словам друзей, счастлив в личной жизни. Будущую супругу он выбрал не среди поклонниц, а в дружеском кругу. Марина Левицкая сначала отнеслась к молодому человеку прохладно, но со временем оценила его доброту и искренность.
Петр Глебов с дочерьми
В 1948 году они расписались и прожили вместе 52 года. У пары родились двое детей. Старшая дочь Ольга Глебова в 1981 году подарила отцу внука Федора.
По воспоминаниям членов семьи, актер трогательно и заботливо относился к близким. Глебов никогда не забывал об очередной годовщине свадьбы и, если не мог в тот момент поздравить жену лично, отправлял ей телеграмму.
Смерть
В последние годы актер страдал болезнью сердца. Его последней киноработой стала картина «Сага древних булгар». Кино снимали в сырых и холодных помещениях, Глебов простыл, и него развился бронхит. Актер вынужден был отказаться от съемок по состоянию здоровья.
Через некоторое время Петра Петровича госпитализировали с инфарктом. По воспоминаниям дочери, он как мог сохранял присутствие духа: пел романсы соседям по палате, пытался делать зарядку, шутил с врачами и медсестрами.
Могила Петра Глебова
Скончался он дома 14 апреля 2000 года. За 3 дня до смерти Глебову исполнилось 85 лет. Врачи запретили ему двигаться и велели лежать в постели, но он, всегда деятельный и энергичный, не хотел признавать свою слабость. Когда в дверь позвонил почтальон, Глебов резко поднялся и тут же упал. Позже врачи установили, что причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Петр Петрович Глебов покоится на Ваганьковском кладбище в Москве. В 2009 году рядом с ним похоронили его любимую супругу Марину Алексеевну. На памятнике актера вместо фото – барельефный портрет в образе Григория Мелехова, держащего под уздцы коня. На могиле часто можно видеть ярко-красные гвоздики – любимые цветы Глебова, которые приносят дети и поклонники.
Фильмография
- 1954 — «Я ничего не помню»
- 1958 — «Тихий Дон»
- 1961 — «Поднятая целина»
- 1961 — «Балтийское небое»
- 1963 — «Моцарт и Сальери»
- 1970 — «О друзьях-товарищах»
- 1971 — «Кочующий фронт»
- 1972 — «Неизвестный, которого знали все»
- 1974 — «Пламя»
- 1981 — «Мужики!..»
- 1982 — «Формула света»
- 1985 — «На крутизне»
- 1986 — «Без срока давности»
- 1986 — «Премьера в Сосновке»
- 1993 — «Бравые парни»
Петр Глебов
Петр Петрович Глебов. Родился 14 апреля 1915 года в Москве — умер 17 апреля 2000 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1981).
Петр Глебов родился 14 апреля 1915 года в Москве.
Отец — Пётр Владимирович Глебов (1879—1922), предводитель Каширского дворянства.
Мать — Мария Александровна (урождённая Михалкова) (1883—1966), дочь Александра Владимировича Михалкова (1856—1915), родная сестра Владимира Михалкова, отца поэта Сергея Михалкова. Её первый супруг — Владимир Григорьевич Кристи (1882—1946), сын Московского губернатора Г. И. Кристи и М. Н. Трубецкой. От первого брака имела дочь и три сына. В 1911 году В. Г. Кристи, ревнуя свою жену к своему дяде (брату матери) князю П. Н. Трубецкому, убил последнего выстрелом из револьвера. Вскоре Мария Александровна Михалкова развелась с В. Г. Кристи и вышла замуж за его двоюродного брата Петра Владимировича Глебова.
Историческая усадьба рода Глебовых находится на Молчановке, построена после пожара 1812 действительным статским советником П. И. Глебовым, знакомым семьи Пушкиных, крёстным отцом их третьего сына Льва, родившегося 9 апреля 1805 года и на Большой Никитской.
Дед — Владимир Петрович Глебов (1848—1926), крупный помещик, предводитель дворянства Калужской губернии, член Государственного совета по выборам.
Бабушка — Софья Николаевна Трубецкая (1854—1936), дочь Н. П. Трубецкого и Л. В. Трубецкой, урождённой Орловой-Денисовой, внучка П. И. Трубецкого и Э. П. Витгенштейн.
Родной брат — Фёдор Петрович Глебов (1913—1980), заслуженный художник РСФСР.
В 1931 году окончил Школу-коммуну № 32 им. П. Н. Лепешинского в Москве, в 1935 — Брасовский мелиоративно-дорожный техникум.
В 1935—1936 годах работал гидротехником Богучарского районного земельного управления.
В 1937—1940 годах учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве, где занимался у М. Н. Кедрова.
Старший брат Петра Глебова, Григорий, к этому времени оставил профессию инженера и стал трудиться вместе с К. С. Станиславским, помогая ему в работе созданной в 1935 году Оперно-драматической студии. Григорий, зная мечту своего брата об актёрской профессии, настоятельно рекомендовал Петру приехать в Москву в июне, чтобы сдать приёмные экзамены в Студию. Петр Глебов так и сделал. Однако, перед подачей документов в Студию возникла проблема: нужно было заполнить анкету и ответить на вопрос о социальном происхождении. Григорий Глебов настаивал на том, чтобы указать в анкете — из крестьян. Но Мария Александровна, мать братьев Глебовых, резко запротестовала: “Петя, пиши из дворян! Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин!”.
С анкетой проблем не возникло, и Пётр Глебов сдал экзамены. В составе приёмной комиссии были и Константин Сергеевич Станиславский, и его жена — Мария Петровна Лилина.
“Так решилась моя судьба. Я с удовольствием стал учиться актёрскому мастерству комического амплуа в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Нам преподавали замечательные «старики» — Леонидов, Орлов, Лилина, Андровская, Кедров и, конечно же, сам Станиславский. Его ежедневные уроки — самое главное, что я получил в Студии. Он привил мне веру в свой метод, в свою систему. И если я чего-то добился в своей артистической жизни, то благодаря тому, что всегда помнил заветы моего любимого учителя, реформатора сцены”, – говорил Петр Глебов.
С 1941 года — актёр Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (с 1948 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского).
С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от вражеских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково. Во время службы, благодаря близости Москвы, по разрешению командования вместе с другими актёрами-бойцами играл в театре.
После войны вновь вернулся в театр, где играл до 1969 года. Участвовал в спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Салемские ведьмы» А. Миллера и других.
С 1940 года снимался в кино. Первые роли были эпизодическими.
Всенародную любовь Пётр Глебов получил благодаря фильму Сергея Герасимова «Тихий Дон», в котором исполнил главную роль – Григория Мелихова.
Интересно, что сначала актер проходил пробы на роль второго офицера из окружения генерала Листницкого. Затем Сергей Герасимов предложил ему сыграть главного героя. А решающим стало слово Михаила Шолохова. Увидев фотографию Глебова, автор романа произнес: «Другого казака я здесь не вижу!».
«Тихий Дон» стал первой крупной работой Глебова в кино – актеру было уже за 40. Чтобы «омолодить» артиста, ему делали непростой грим и даже меняли внешность. Советский генсек Леонид Брежнев, посмотрев эту ленту, в один день подписал два указа: первым сделал Петра Петровича Глебова Народным артистом СССР, а вторым – дал орден Ленина.
Петр Глебов в фильме “Тихий Дон”
“Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений. Он искренен даже в своих заблуждениях. На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью”, – говорил актер.
На съемках «Тихого Дона» Глебов исполнял казачьи песни, а через несколько лет появился в фильмах-операх: в 1962 году сыграл Сальери в «Маленьких трагедиях» Пушкина, затем снялся в «Иоланте» и «Царской невесте».
Запомнился также как Половцев в «Поднятой целине», майор Лунин в «Балтийском небе», полковник Архипов в «Морском характере».
Одной из лучших ролей в кино также стал Матвей Зубов в популярном фильме «Мужики!» режиссера Искры Бабич – лучший фильм 1982 года по опросу журнала «Советский экран».
Петр Глебов в фильме “Мужики!”
Вплоть до последних месяцев жизни актер выезжал вместе с младшей дочерью, тоже актрисой, на совместные концерты – байки со съемочной площадки «Тихого Дона» в его исполнении всегда становились коронным номером программы. Елена рассказывала: “Например, про сцену драки, когда Степан бьет Аксинью, а она вылетает на баз. Герасимов требовал, чтобы актеры каждую свою сцену знали назубок – все как у Шолохова написано… Когда вечером перед съемками папа открыл книгу и прочитал: «Летели зубы и хрустели кости», конечно, ему стало не по себе. У Степана же такие кулачищи! Начали снимать – Герасимова все не устраивает, кричит: «Так, еще один дубль… еще один». Папа рассказывал: «И вот смотрю: Степан, хмурый, смахивает с носа кровь и просто волком на меня смотрит». Перед последним дублем он с опаской подошел к актеру, игравшему Степана, говорит: «Ты извини меня, наверное, махнул лишнего». А тот ему: «Да ничего, Петро, зато на экране хорошо получится»”.
Смерть Петра Глебова
Актер умер 17 апреля 2000 года в Москве.
Вдова актера рассказывала: “Последний свой концерт он дал 7 марта, а 24-го его положили в реанимацию. В очередной раз стало плохо с сердцем. Но на свой день рождения он все-таки упросил докторов отпустить его домой. «Пускай побудет у вас, — сказала мне тогда врач. — Единственное, что меня волнует, — его блуждающий тромб. Он может оторваться в любой момент”.
Что и произошло 17 апреля 2000 года. В тот день Петр Петрович проснулся рано утром, разбудил жену — ей нужно было сходить в поликлинику, сдать кровь — попрощался, закрыл дверь и снова лег спать. Через некоторое время раздался звонок в дверь, звонила почтальонша. Глебов резко вскочил с постели и упал на пол замертво.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Петр Глебов
Рост Петра Глебова: 180 сантиметров.
Личная жизнь Петра Глебова:
Жена – Мария Алексеевна Левицкая, дочь Алексея Сергеевича Левицкого и Марии Фёдоровны Свечиной (1881—1952). Мария Алексеевна рассказывала: “За мной ухаживала масса молодых людей. Я не была в Петю влюблена, но он мне нравился, и я была твердо убеждена, что мы с ним «одной группы крови”.
“Он вообще человеком был отзывчивым, добрым. Посмотрит на какую-нибудь девицу так радостно: все — кончено. Она чуть ли не в постель к нам лезет. Считает, что дал повод. Иной раз в сердцах говорила ему: `Ну что делать, наверное, придется расстаться. Как можно так жить?» «Масечка, — смотрел он на меня ласково, — ты что, я ни в чем не виноват”, – рассказывала вдова актера.
Поженились 9 июля 1948 года и прожили вместе 52 года. Каждый год отмечали день свадьбы.
В браке родились две дочери: Елена и Ольга.
Дочь Елена (1956 г.р.) в 1978 году окончила Школу-студию МХАТ, курс С. С. Пилявской и В. Н. Богомолова. Работала в МХАТе им. М. Горького. Заслуженная артистка РФ (1995).
Дочь Ольга – преподаватель английского языка, в гражданском браке с народным артистом РФ С. Бэлзой (1942—2014) в 1981 году родила сына Фёдора.
Петр Глебов с женой и дочерью
Пётр Глебов с семьёй жил в Москве на Фрунзенской набережной в доме 40.
Фильмография Петра Глебова:
1940 — Любимая девушка — зритель на соревнованиях по плаванию
1941 — Мечта — эпизод
1941 — Свинарка и пастух — эпизод
1947 — Поезд идёт на восток — военный на вокзале в Москве
1954 — Я ничего не помню (новелла из киноальманаха «Родимые пятна») — Анатолий Прахов
1956 — Убийство на улице Данте — партизан
1958 — Тихий Дон — Григорий Пантелеевич Мелехов
1961 — Поднятая целина — Александр Анисимович Половцев
1961 — Балтийское небо — майор Константин Игнатьевич Лунин
1962 — Моцарт и Сальери (фильм-опера) — Сальери
1963 — Иоланта (фильм-опера) — врач-мудрец Эбн-Хакиа
1964 — Царская невеста (фильм-опера) — Иван Грозный
1964 — Одиночество — Сторожев
1966 — А теперь суди… — Илларион Гроза
1967 — Возмездие — эпизод
1967 — Они живут рядом — Кораблёв
1969 — Неподсуден — Самойлов
1969 — Сердце Бонивура — Караев
1970 — Освобождение (киноэпопея) — генерал Павел Ротмистров
1970 — О друзьях-товарищах — Виталий Александрович Глазьев
1970 — Морской характер — полковник Архипов
1971 — Смертный враг — Влас Тимофеевич
1971 — Кочующий фронт — командарм Пётр Щетинкин
1972 — Случайный адрес— Иван Куприянович, бригадир
1972 — Неизвестный, которого знали все — Савчук
1973 — Зарево над Дравой — Суровцев, командир партизан
1974 — Пламя — Суровцев, командир партизан
1974 — Наследники — отец Виктора Зарубина
1974 — Вот такие истории (фильм-спектакль) — Савин
1975 — На ясный огонь — председатель губкома
1975 — На край света… — отец Симы
1975 — Военные сороковые (фильм-концерт)
1975 — Смотреть в глаза… — Иван Давиденко
1977 — Эхо в пуще
1977 — Талант — профессор Николай Егорович Жуковский
1978 — Емельян Пугачёв — атаман Степан Федулов
1980 — Всадник на золотом коне — Катил-Бадтша
1980 — Юность Петра — цыган
1980 — В начале славных дел — цыган
1981 — Мужики!.. — Матвей Зубов
1981 — Полынь — трава горькая — генерал Жарков
1982 — Формула света — Маховиков
1983 — Ураган приходит неожиданно — Хоменко
1984 — Наследство — генерал Столетов
1984 — Идущий следом — отец Лены
1985 — На крутизне — Савва Анисимович Терещенко
1985 — Битва за Москву — С. М. Будённый
1986 — Скакал казак через долину — Лукич, милиционер
1986 — Премьера в Сосновке — Алексей Никифорович, председатель колхоза
1986 — Постарайся остаться живым — генерал Архипов
1986 — Без срока давности — Роман Кириллович Пайгин
1987 — Сурейя — дядя Коля
1993 — Бравые парни — майор Константин Чередниченко
1993 — Дедушка хороший, но… не говорит, куда спрятал деньги — генерал Антонов
Озвучивание Петра Глебова:
1966 — Восточный коридор — Иван Лобач (роль Р. Адомайтиса)
1967 — Колонна — Джерула (роль И. Чобану)
1968 — Времена землемеров
1970 — Подсолнухи — итальянский рабочий (роль С. Транквилли)