Чардаш биография личная жизнь

Чардаш биография личная жизнь thumbnail

Витторио Монти «Чардаш»

Витторио Монти «Чардаш»История мировой музыкальной литературы знает немало композиторов, которые, занимаясь активной творческой деятельностью, не оставили после себя заметного следа. Но были и такие авторы, чьи произведения ушли в «небытие», а имена их стали известны потомком лишь по нескольким или вовсе по одному произведению. Нас до сих пор глубоко воодушевляет музыка «Полонеза» поляка Михаила Огинского, чарует композиция «Бесаме мучо» мексиканки Консуэло Веласкес и, несомненно, восхищает своей зажигательностью великолепный «Чардаш» итальянца Витторио Монти. Этот поистине волшебный танец, изначально написанный для исполнения на скрипке или мандолине в сопровождении фортепиано, пользуется такой потрясающей популярностью, что переложения произведения сделаны для многих инструментов, включая тубу и контрабас.

Историю создания «Чардаша» Монти, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Выясняя историю создания великолепного концертного произведения «Чардаш», необходимо в первую очередь немного рассказать о его авторе. Поскольку музыковеды особого интереса к творчеству композитора никогда не проявляли, мемуаров о своей жизни он не написал, и личного биографа у музыканта не было, сведений о Монти осталось очень мало. О Витторио Монти мы знаем только то, что он родился в прекрасном итальянском городе Неаполе в 1868 году.

Неаполь во времена Монти

Обладая превосходными музыкальными способностями и хорошо владея скрипкой и мандолиной, он поступил в родном городе в знаменитую консерваторию «Сан-Пьетро-а-Майелла», в которой также получили образование многие выдающиеся итальянские музыканты. В восемнадцать лет, завершив обучение по двум специальностям, как скрипач и композитор, Витторио решил поучиться в Париже у выдающегося скрипача Камилло Сивори. После эффективной стажировки его приняли в оркестр Шарля Ламоре, где скрипач впоследствии продолжительное время работал концертмейстером, а в 1900 году он был приглашён на должность дирижёра в концертный зал «Paris-Concert». Помимо этого, Витторио также активно занимался композиторской деятельностью и сочинял произведения в различных жанрах: композиции для скрипки, вокальные миниатюры, а также балеты и оперетты. Среди сочинений Монти особой популярностью в своё время пользовалась мимодрама «Рождество Пьеро». Создание знаменитого «Чардаша» тоже относится к данному творческому периоду композитора и датируется 1904 годом.

Несмотря на то, что Чардаш с удовольствием танцевали в Словакии, Словении и Хорватии его родиной считается Венгрия, а народная музыка этой страны, впитавшая в себя как цыганский, так и турецкий колорит, в мировой культуре заняла весьма достойное место. Отличающаяся темпераментом и самобытностью, она всегда привлекала внимание композиторов-классиков, которые, вдохновлённые венгерскими мотивами, довольно часто использовали их в своих произведениях. Например, Чардаш нашёл себе место в произведениях таких великих музыкальных мэтров как Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Пётр Ильич Чайковский, Лео Делиб, Иоганн Штраус. Во времена Витторио Монти Чардаш не утратил своей популярности, и композитор в стиле этого танца решил сочинить салонную пьесу, которую можно было в сопровождении фортепиано исполнить не только на скрипке, но и мандолине. Композиция произвела сильное впечатление, как на слушателей, так и на музыкантов. Переложение произведения тотчас стали делать для всех возможных инструментов.     

Интересные факты

  • Эрнесто Камилло Сивори – знаменитый итальянский скрипач, у которого Витторио Монти проходил стажировку в Париже, был единственным учеником Никколо Паганини. Любимым инструментом музыканта была скрипка, ранее принадлежащая его учителю.
  • Наименование танца «Чардаш» произошло от слова «csárda», которое с венгерского переводится как «харчевня», «постоялый двор» или «трактир».
  • «Чардаш» – это двухдольный танец, который начинают танцевать в медленном темпе, а заканчивают в быстром. Его можно увидеть как в исполнении только мужчинами, так и только женщинами. Парное исполнение танца также пользуется большой популярностью.
  • Версии о происхождении Чардаша весьма разнятся. Одни связывают его возникновение с Вербункошем – жанром венгерской танцевальной музыки, а другие считают, что Чардаш первыми начали танцевать мадьярские пастухи или же гайдуки.
  • Витторио Монти, научившись в детстве играть на мандолине, всю жизнь совершенствовал своё мастерство и даже составил небольшое пособие по обучению на этом инструменте под названием «Petite Methode for Mandolin» (Маленький метод для мандолины). В этот учебник, выпущенный как Op.245, композитор вставил и свои собственные произведения.
  • Режиссёры часто используют знаменитую мелодию «Чардаша» Витторио Монти в саундтреках своих художественных и анимационных фильмов. Вот некоторые из них: «Глен или Гленда» (1953) Эдварда Вуда, «Человек в стеклянной будке» (1975) Артура Хиллера, «Квартет» (2012) Дастина Хоффмана.«Любовь с препятствиями» (2012) Джеймса Юта, «Солана, Людвиг и Гурин с лисьим хвостом»(1998) Джона Якобсена.
Читайте также:  Биография кирилла сафонова личная жизнь

Содержание «Чардаша» Монти

«Чардаш» Витторио Монти – это произведение, сочинённое в свободном стиле. Ему свойственна «импровизационность», а также чередование эпизодов разного характера основанных на материале народных мотивов. Включающий в себя семь разделов, он открывается эффектными аккордами, призывно звучащими на форте. Затем в ре миноре в медленном темпе с затакта начинается красивая выразительная мелодия, напоминающая цыганский распев. Мелодическая линия следующего раздела, также представляющего собой восьмитактовый период, стремительно взлетает вверх, а затем постепенно опускается. Композитор в этой части раскрашивает музыкальную тему этой части форшлагами и ферматами.

Содержание «Чардаша» Монти

Третий и четвёртый разделы резко контрастны предыдущим частям. Медленный темп меняется на быстрый. Зарождается зажигательный танец. Тема третьего раздела начинается с резкого октавного скачка вверх с тоники на тонику, а затем она постепенно спускается к исходному звуку. Следующее затем, кружащееся движение является основным мелодическим материалом не только третьей, но и четвёртой части. В пятом разделе «Чардаша» характер и темп произведения вновь меняются, теперь музыка напоминает величественный и гордый полонез. Идущая далее шестая часть точно повторяет четвертую, а вот в заключительном разделе композитор проводит тематический материал третьего, но не в ре минорной, а одноимённой Ре мажорной тональности.

«Чардаш» итальянского композитора Витторио Монти сегодня относится к числу самых исполняемых произведений. Он носит разные титулы. Его называют и «золотым шедевром», и коронным «блюдом» цыганского репертуара. Большие оркестры и ансамбли, различные по своему инструментальному составу, включают эту композицию в свой репертуар. Солисты-исполнители тоже любят «Чардаш», так как в нем можно показать и красоту тембрального окраса любимого инструмента, а также похвастаться техническими навыками, которыми владеет музыкант.

Видео: слушать «Чардаш» Монти

Источник

Воскресенье, 06 Января 2013 г. 18:51

+ в цитатник

Слушала бы и слушала!!! 

«Когда цыган заводит чардаш, то душа сто раз за минуту раскрывается и закрывается от щемящего, непередаваемого чувства! Что-то мистическое есть в этой музыке, в этих движениях.»

Чардаш. Монти

 

«Венгерский чардаш, кто не слышал и не видел это действо, тот многое потерял. Звуки скрипки, то певучие и ласковые, то пронзительные и резкие, то печальные. Чардаш надо узнать изнутри, хотя бы раз станцевать его, чтобы влюбиться в него окончательно!» – пишет Ирина Рырчанская о венгерском танце. 

Чардаш – что это такое?

Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия. О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от слова вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков. Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца. Существуют также и другие вариации темпа, музыкальный размер 2/4 или 4/4. Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.

К тематике чардаша обращались в своём творчестве и классические. Давай посмотрим наиболее известные примеры, то есть наиболее известные чардаши мира!

Монти Чардаш

Витторио Монти итальянский скрипач и композитор, известный в свое время (1868-1922) преподаватель игры на скрипке и мандолине. Монти Чардаш, написанный для скрипки или мандолины с фортепьяно (оркестром) – самое известное из его произведений – исполняется оркестрами и различными по составу инструментальными ансамблями, а также соло чуть ли не на всех известных музыкальных инструментах: скрипка, саксофон, форте-пьяно, аккордеон, балалайка, разумеется, на гитаре (как семиструнной, так и шестиструнной) и множестве других. 

Йоганнес Брамс: V. венгерский танец

На рубеже столетий венгерские танцы стали очень популярными в Германии. Почти в всех буржоазных семях играли их, и из них родились даже оранжировки для оркестра. Из композиторов IXX. века Брамс знал больше всех современную венгерскую музику. Его друг, Еде Ремени, известный венгерский скрипач обратил его внимание на венгерские песни и чардаши. Они и в месте играли чардаши, когда Брамс аккомпанировал Ремени на рояле. Брамс издал 21 венгерских танцов, из этих наиболее известный V. танец, который чардаш.

Читайте также:  Биография личная жизнь владимира селиванова

Чардаш из балета Лебединое озеро

Пётр Ильич Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Один из этих Лебединое озеро. Чардаш заевляется во втором акте балета, на кнажецкой бале, где между прочим гостят и венгры.

Чардаш из оперетты Летучая Мышь

Летучую Мышь писал Иоганн Штраус австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. В оперетта баронесса изобрашающая из себя венгерской графини поет чардаш чтобы доказать свою личность.

 Ференц Лист: Чардаш макабр (Чардаш смерти)

Лист в начале популярной чардаш-мелодии «Горит избушка» осознал пару начала «Танец Смерти». Из этого озорения радилась уникальная фортепьянная пьеса, которую он называл «Чардашом макабром». Эта пьеса один из наиболее известных поздних музыкальных произведений композитора. На ее характерны бесконечные повторении, пустое звучание и загробная атмосфера. Этот чардаш является потрясающим, именно на рояле Листа, который раньше стал известным как источник удовольствий. В ней развертывается сарказм и демонизм композитора.

 

  https://nashavengriya.ru/culture/story/30

Процитировано 1 раз

Понравилось: 1 пользователю

Источник

Витторио Монти (итал. Vittorio Monti) — итальянский скрипач, композитор и дирижёр.
Обучался в неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла по классам скрипки Ф. Пинто (который был также учителем Франческо Паоло Тости) и композиции Паоло Серрао (нем.). В 1886 году перебрался в Париж, где совершенствовал своё исполнительское мастерство под руководством Камилло Сивори. Был принят в оркестре Ламурё и долгие годы был его концертмейстером. Помимо скрипки Монти играл также на мандолине и оставил учебник игры на этом инструменте. В 1900 году стал дирижёром в концертном зале «Париж-Концерт» (Paris-Concert).
Среди произведений Монти были балеты, оперетты, инструментальные и вокальные пьесы. Однако своё время пережило лишь одно его сочинение — «Чардаш» (венг. Csárdás), небольшая (средняя длительность 4,5 минуты) салонная пьеса для скрипки или мандолины в сопровождении фортепиано, созданная на основе венгерских народных танцевальных мелодий.

Ча́рдаш (венг. csárdás) — традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир.
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Венгерскому народу известно большое количество разновидностей чардаша. По всей территории Венгрии танцуют немного свой танец. Однако, при большом количестве отличий, в зависимости от области страны, чардаш имеет свою специфику, которая позволяет о нем говорить как о самостоятельном танце. Чардаш не имеет каких-либо точных форм, композиционных установок, рисунков.

Как правило, чардаш исполняется парами. Его может танцевать одна пара, может и несколько. Ведущим в танце является мужчина. Именно он выбирает следующую танцевальную фигуру в чардаше. Каждая пара может выбирать свою фигуру, независимо от того, что исполняет другая пара, не обязательно они должны совпадать. Мужчины и женщины в чардаше, могут выполнять разные элементы и движения танца. Например, женщины могут делать вращения, а мужчины в это время хлопать.
отсюда

Ходит пол ходуном, –
Танцуют венгры,
На раздолье степном
Разгулялись ветры…
А скрипач, а скрипач!
Ах, дьявол.
К скрипке прикипел-припал
Плечом окаянным!
Он так придумал, так захотел,
Так приказал он…
Скрипки бешеная метель
Бушует по залу!..

Читайте также:  Сергей чонишвили биография фото личная жизнь его семья жена и дети

Роберт Рождественский

Источник

Трудно представить Венгрию без широкого и зажигательного чардаша. В этом танце запечатлелась душа народа, его надежды и чаяния

     Язык народного танца – это язык дружбы, ведь в танце люди общаются без словаря и переводчика. В ярчайших танцевальных образах раскрывается характер, бытовые и культурные особенности того или иного народа. Музыканты и балетмейстеры черпают вдохновение в многовековом искусстве своей нации, обогащая мировую культурную сокровищницу. Венгры по праву гордятся своими народными танцами, пронизанными южным горячим солнцем, что и отражается в их темпераменте. Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за пределами Венгрии.

История возникновения танца

Название танца происходит от венгерского слова «csárda», что в переводе означает «трактир», «постоялый двор», «харчевня». Существуют различные мнения по поводу происхождения чардаша. Одни считают, что этот танец произошел от венгерского народного танца вербункош, другие родоначальником чардаша считают танец гайдуков. Истина лежит, как всегда, посередине. Безусловно, музыкальный и хореографический стиль вербункош, наложил отпечаток на чардаш, но и танец гайдуков привнес свои характерные черты.

Название «вербункош» происходит от немецкого «вербовать в армию». Это был преимущественно мужской танец. В конце 18 – начале 19 века в Венгрии шла активная вербовка молодых людей в армию, которая сопровождалась танцами, песнями, музыкальными наигрышами с характерными особенностями. Аккомпанемент осуществляли, в основном, цыганские ансамбли, которые в силу своего кочевого образа жизни, соединили воедино разные музыкальные элементы – венгерские, цыганские, румынские, сербские и даже немецкие.

Мужские венгерские танцы в силу исторических особенностей развивались быстрее женских. Танцы с саблями, палками, шпорами требуют выносливости, филигранной техники. Развитию парного танца содействовал салонный танец палоташ. Чардаш вобрал в себя особенности народного танца вербункош и особенности салонного танца палоташ.

Само название «чардаш» впервые в литературе встречается в 1840 году. Власть стремилась извлечь из него народные черты и темперамент, пыталась исказить его салонными и театральными аранжировками. Но, в силу естественного процесса, происходило взаимопроникновение народных и аристократических танцев: простые люди усваивали салонную манеру палоташа и привносили в нее свои черты, а знать, наоборот, поддавалась влиянию народных традиций. Популярности чардаша содействовали композиторы-классики, широко использовавшие в своем творчестве народные мотивы, такие как Лист, Брамс, Барток, Монти и другие. Цыганские ансамбли также способствовали распространению чардаша в Венгрии и ближайших странах – Словакии, Воеводине, Моравии, Трансильвании, а затем и во всем мире.

Что такое чардаш?

Танец чардаш по составу исполнителей принадлежит к смешанным: его танцуют и мужчины и женщины. В танце наблюдается, обычно, две части: широкая лирическая и быстрая зажигательная. Музыкальный размер чардаша двудольный: 2/4 и ли 4/4. Для чардаша свойственны технически сложные синкопированные движения, быстрые сложные хлопушки, прыжки. Исполнители собранные, подтянутые, корпусу свойственно горделивое положение, в движениях чувствуется скрытый темперамент.

чардаш

В танце может участвовать одна пара, или же сразу несколько пар. Танец может быть построен таким образом, что он четко делится на женскую часть, мужскую и смешанную. Женский костюм подразумевает множество юбок, чаще красного цвета, которые при кружении приобретают форму круга. Мужской костюм строгий, может быть черного цвета, подчеркивает стройность и подтянутость исполнителя. На сапогах часто присутствуют шпоры. В этом случае, при исполнении танцевального движения “венгерский ключ”, издается характерный звук удара шпор.

Для чардаша характерны технически сложные движения ног, покачивания бедрами у женщин, пластичность движения рук.

Виды

В каждом регионе Венгрии существует свой вариант чардаша. Чардаши бывают:

  • мужские
  • женские
  • смешанные
  • на одну пару
  • на несколько пар

Особенности чардаша

Отличительной особенностью танца является вариация его темпа от медленного широкого до быстрого зажигательного. Обычно чардаш начинается с медленного напевного вступления по кругу (лассу), а заканчивается во все нарастающем темпе парной части (фриш). Мелодия чардаша отличается четким ритмическим рисунком, а танцевальные комбинации завершенностью. Венгерская музыка вобрала в себя цыганский и турецкий колорит, а композиторы классики способствовали ее всемирному распространению. Венгерская музыка и венгерские танцы своею самобытностью и темпераментом заняли прочное место в мировой культуре.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

Источник