Первая жена грозного

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Захарьина-Юрьева.

Анастаси́я Рома́новна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530 или 1532 — 28 июля (7 августа) 1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Биография[править | править код]

Семья[править | править код]

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо ничем не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.

Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей храма Василия Блаженного)[1].

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а в 1598 году, после пресечения московской линии Рюриковичей, близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.

Свадьба[править | править код]

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Будущая царица Анастасия славилась своей красотой. Очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву[2].

Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа, — Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич, входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества.

Венчалась с царём 3 февраля 1547 года, таинство совершил митрополит Макарий.

Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве»[3]. (Позже св. Геннадий стал крёстным дочери Анастасии — Анны).

Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны:

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Жизнь в браке[править | править код]

По словам летописцев:

Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».

Читайте также:  Богомолов режиссер личная жизнь

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Мастерская Анастасии Романовны[править | править код]

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием (см. Древнерусское лицевое шитьё), из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской»[5].

Произведения, выходившие из царской светлицы, отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы»[5].

Среди них:

  • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
  • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
  • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
  • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
  • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
  • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар».

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»[5].

  • Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)

  • Плащаница, Старица

  • Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад

  • «Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский

Смерть[править | править код]

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, сo своей стороны, считали Захарьиных главной причиной своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся тёмно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных, такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла)[6][7]. «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма)»[8]. Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии[9].

Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем»[4]. На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах”. Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жён.

Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, князья Юрий, Владимир Андреевич и юный царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе.

Последствия кончины[править | править код]

Единственный переживший отца сын Анастасии — царь Фёдор

Читайте также:  С какого года светлана светличная

Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными).

Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было»[10]. Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша».

Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой[11]. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело»[4].

Дети[править | править код]

  1. Анна (10 августа 1549 — 20 июля 1550)
  2. Мария (17 марта 1551 — 8 декабря 1552)
  3. Дмитрий (Старший) (11 октября 1552 — 4 июня 1553), наследник отца, младенец случайно погиб
  4. Иван (28 марта 1554 — 19 ноября 1581)
  5. Евдокия (26 февраля 1556 — июнь 1558)
  6. Фёдор (11 мая 1557 — 7 января 1598), с 1584 царь[12].

В кинематографе[править | править код]

  • В фильме «Иван Грозный» (1944), актриса — Целиковская, Людмила Васильевна. По фильму Анастасия умирает от яда, подсыпанного Ефросиньей Старицкой.
  • В фильме «Царь Иван Грозный» (1991), актриса — Ольга Дроздова.
  • В 16-серийном телесериале «Иван Грозный» (2009), актриса — Мария Шашлова.

Примечания[править | править код]

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник

Как известно: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», однако, если мы говорим об Иване Грозном речь идет не об одной представительнице прекрасного пола, а сразу о шести или семи (сколько их было на самом деле историки спорят до сих пор).

По сравнению с другими правителями той эпохи, жён было немного, но, если учитывать строгие церковные каноны — количество женщин слишком велико. Известно, что царь Иоанн был очень набожным человеком, с одной стороны, и страстным любителем прекрасного пола — с другой. Согласно религиозным обрядам законных жен могло быть только трое, однако их было гораздо больше.

Г. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

Кто же оставил самый яркий след в жизни Ивана Грозного?

Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. Первая жена и любовь молодого царя, не забытая им до конца жизни, была выбрана на смотре невест, на который свозили девушек со всей страны. Анастасию привезли ко двору её родственники — Захарьины-Юрьевы, кстати, впоследствии ставшие Романовыми, а их потомков мы знаем как самую известную царскую династию России. Невысокая, но очень милая, с тонкими чертами лица девушка сразу приглянулась молодому Иоанну и в 1547 году произошло первое венчание.

Молодая жена отличалась не только красотой, но и кротким нравом: скромностью, воспитанностью, благоразумием, что уравновешивало буйный характер Иоанна. Впрочем, несмотря на поистине золотой характер и смиренность царицы, многие бояре очень плохо восприняли этот брак, считая, что им не подобает служить равной по положению женщине.

К сожалению, Анастасия не имела крепкого здоровья, да и частые роды подорвали его окончательно. Через 12 лет после свадьбы она серьёзно заболела, а ещё через год скончалась. Не так давно были проведены исследования сохранившихся волос царицы, которые показали наличие огромного количества ртути и мышьяка. Современные историки считают, что молодая женщина была отравлена.

Читайте также:  Владимир кличко с женой фото

Как бы то не было, смерть Анастасии очень сильно повлияла на Иоанна, которого больше никто не сдерживал, и впоследствии его буйный нрав проявился в полную силу.

Мария Темрюковна, княжна из знатного кабардинского рода, отличалась яркой экзотической красотой. Девушку привезли на смотрины к царю вскоре после смерти первой жены, и она сразу приглянулась правителю. Знатную кабардинку крестили, дав ей имя Мария (ранее её звали Кученей), а ещё спустя некоторое время состоялось венчание в Успенском соборе.

Считалось, что в браке черкесская княжна, обладая жестоким и своенравным характером, потакала дурным наклонностям мужа. Именно по её совету Иоанн создал институт опричнины, который принес столько горя русскому народу. Практически все современники плохо отзывались о царице, приписывая её множество грехов.

Брак продлился 8 лет, после чего Мария скоропостижно скончалась. Царь подозревал, что и эту жену отравили, что впоследствии развязало ему руки на жестокие расправы.

Марфа Васильевна Собакина была женой Иоанна всего 15 дней. Её выбрали на ставшем уже традицией смотре невест, а сама девушка, как считают историки, происходила из обедневшего дворянского рода.

Сразу после обручения Марфа заболела, а к свадьбе хворь стала особенно заметна. Впрочем, несмотря на это, царь всё-таки женился, молясь об исцелении царицы. Его мольбы услышаны не были и через две недели новоиспечённая жена скончалась. Как и в случаях с предыдущими браками Иван Грозный подозревал отравление, что привело к казни нескольких десятков, якобы причастных, человек.

Царица Марфа Собакина — скульптурная реконструкция по черепу

Анна Алексеевна Колтовская стала четвёртой, и последней законной, женой. Вообще-то, как говорилось выше, по церковному канону жён могло быть только трое, однако царь заявил, что третья свадьба была слишком короткой, поэтому не считается. Высшее духовенство пошло навстречу царю, разрешив ему выбрать ещё одну супругу.

И снова смотр невест, выбор будущей жены, свадьба… Брак закончился быстро — уже через полгода девушку отвезли в монастырь и постригли в монахини. Кроме того, был убит её брат и другие родственники. Почему это произошло — неизвестно до сих пор, ведь обвинить девушку в отсутствии наследников было нельзя — прошло слишком мало времени. Некоторые историки полагают, что такому решению царя поспособствовал его тогдашний фаворит Малюта Скуратов, которого беспокоило возвышение рода Колтовских.

В монастырях она провела всю оставшуюся жизнь, скончавшись в 54 года и пережив своего мужа. Инокиня почитается до сих пор как известная благотворительница и является местночтимой святой в Тихвине.

Мария Долгорукая, следующая незаконная жена Ивана Грозного, возможно персонаж вымышленный. Нигде нет упоминаний её отца, описаний смотрин и свадебных торжеств, а род Долгоруких после этого брака не получил никаких привилегий.

По преданиям царь жестоко умертвил Марию сразу после брачной ночи, обнаружив, что её целомудрие нарушено, однако подтверждений этой гипотезе нет до сих пор.

Анна Григорьевна Васильчикова, из рода Васильчаковых, пятая или шестая супруга Иоанна IV. Этот брак не был признан церковью, впрочем, царь, к тому времени перешедший все границы дозволенного, не слишком огорчился. Свадьбу играли не по религиозным канонам, просто собрав приближённых на пир.

Уже через год пресытившийся царь охладел и к этой жене и опять постриг девушку в монахини. Всего через два года Анна Васильчакова скончалась в монастыре.

Василиса Мелентьева — ещё одна невенчанная жена Иоанна. Как и Мария Долгорукая некоторыми историками считается несуществующей персоной, однако всё же несколько свидетельств об этой женщине есть.

Что необычно, Василиса была вдовой, а её мужа, по преданиям, убили опричники царя. Это не остановило Иоанна, который был очарован молодой женщиной и сделал её своей неофициальной женой. Считается, что опала началась после того, как царь заметил благосклонность Василисы к другому мужчине. Наказанием, по преданиям, и для жены, и для её возлюбленного стала мученическая смерть, впрочем, этот факт не подтверждает ни один источник и считается литературными фантазиями.

Мария Фёдоровна Нагая стала последней женой Ивана Грозного. Свадьба была очень скромной, на ней присутствовали только самые близкие родственники. Из-за преклонного возраста жениха брак продлился всего четыре года, а после кончины царя царицу вместе со всеми родственниками выслали из столицы.

Её сын, наследник Иоанна, царевич Дмитрий был убит, что впоследствии привело к появлению Лжедмитрия I и II, а Мария Фёдоровна то подтверждала убийство, то его отрицала, что привело к смуте и гневу тогдашнего правителя Бориса Годунова. Скончалась Мария в преклонном возрасте, в 58 лет, в одном из монастырей.

Вот такой бурной была личная жизнь одного из самых неоднозначных правителей Руси — Ивана Грозного.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Источник